Научная статья на тему 'Пространственное развитие и его транспортное обеспечение в государственной политике России'

Пространственное развитие и его транспортное обеспечение в государственной политике России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
255
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА "ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ" / ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лексин В.Н.

Здравыйсмыслиопытмноголетнихимногочисленныхотечественныхисследований общероссийской, региональной и муниципальной действительности убеждают втом, что в ближайшие годы разумнее ориентироваться нестолько на «развитие», сколько на «на устойчивое функционирование» реально существующих пространственных систем разного уровня с использованием их возможностей и ресурсов для реализации социальных, хозяйственных, инфраструктурных, природоохранных и иных функций в режиме, обеспечивающем сохранение и воспроизводство базовых элементов и связей этих систем, а также включение в их структуры новых элементов и связей, неразрушающее их целостность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пространственное развитие и его транспортное обеспечение в государственной политике России»

Лексин В. Н. *

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ЕГО ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ

Leksin V.N.**

SPATIAL DEVELOPMENT AND HIS TRANSPORTATION SUPPLY IN THE STATE POLICY OF RUSSIA

Аннотация: Здравый смысл и опыт многолетних и многочисленных отечественных исследований общероссийской, региональной и муниципальной действительности убеждают в том, что в ближайшие годы разумнее ориентироваться не столько на «развитие», сколько на «на устойчивое функционирование» реально существующих пространственных систем разного уровня с использованием их возможностей и ресурсов для реализации социальных, хозяйственных, инфраструктурных, природоохранных и иных функций в режиме, обеспечивающем сохранение и воспроизводство базовых элементов и связей этих систем, а также включение в их структуры новых элементов и связей, неразрушающее их целостность.

Ключевые слова: Российская Федерация, Государственная политика «пространственного развития», транспортные проекты модернизации.

Abstract: Common sense and experience of many years and numerous domestic studies of the all-Russian, regional and municipal reality convince us that in the coming years it is more reasonable to focus not only on «development», but on «on stable functioning» of actually existing spatial systems of different levels opportunities and resources for the implementation of social, economic, infrastructural, environmental and other functions in a mode that ensures the preservation and reproduction of of the basic elements and connections of these systems, as well as the inclusion in their structures of new elements and connections, non-destructive of their integrity. Keywords: Russian Federation, State policy of «spatial development», transport modernization projects.

1. Дефинициальная нечеткость

Словосочетание «пространственное развитие», ставшее в последнее время обозначением одного из предметов государственного регулирования, не имеет однозначного толкования, и его сущность в ряде случаев раскрывается через обозначение цели. Так, в федеральном законе «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ (далее - 172-ФЗ) [6] указано, что «стратегия пространственного

* Лексин Владимир Николаевич - доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт системного анализа ФИЦ «Информатика и управление» РАН; e-mail: leksinvn@yandex.ru.

** Leksin Vladimir Nikolayevich - Doctor of Economies, Professor, Chief Researcher, Institute for Systems Analysis, FITS Informatics and Management, RAS; e-mail: leksinvn@yandex.ru.

развития... - документ... направленный на поддержание устойчивости системы расселения на территории Российской Федерации». В опубликованном через год Постановлении Правительства РФ (от 20 августа 2015 г. № 870) «О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации» [3] к этому определению добавлено «снятие инфраструктурных ограничений в социально-экономическом развитии территорий» и пришедшее из госплановского лексикона времен СССР «приоритетное размещение производительных сил». В п. 8. «Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждены Указом Президента РФ от 16.01.2017 г.№ 13) [5] под региональным развитием (в данном случае отождествленным с «пространственным развитием») понимаются: «а) сокращение различий в уровне и качестве жизни граждан России, проживающих в различных регионах, а также в городах и сельской местности, (б) сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов, (в) достижение необходимого уровня инфраструктурной обеспеченности всех населенных территорий страны, (г) дальнейшее развитие процесса урбанизации, в частности развитие крупных городских агломераций, как необходимое условие обеспечения экономического роста, технологического развития и повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности российской экономики на мировых рынках и (д) повышение уровня удовлетворенности населения деятельностью органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления». Немаловажно, что в п. 6 тех же «Основ» цели «регионального развития» фактически отождествляются с общими целями развития страны, и это начинает присутствовать и в других официальных документах, например, в «Концепции стратегии пространственного развития РФ», утвержденной заместителем председателя Правительства РФ (22.05.2017 г. № ДК-П16-3247) [1], и это дополнительно размывает грань между «пространственным», «региональным» и «социально-экономическим». В то же время очевидно, что смысл «пространственного развития» как компонента государственной политики определяет и ее содержание, и ее приоритеты.

2. «Развитие» и «устойчивое функционирование» пространственных систем

Здравый смысл и опыт многолетних и многочисленных отечественных иссле-

и ' «_» «_» и и и

дований общероссийской, региональной и муниципальной действительности убеждают в том, что в ближайшие годы разумнее ориентироваться не столько на «развитие», сколько на «на устойчивое функционирование» реально существующих пространственных систем разного уровня с использованием их возможностей и ресурсов для реализации социальных, хозяйственных, инфраструктурных, природоохранных и иных функций в режиме, обеспечивающем сохранение и воспроизводство базовых элементов и связей

этих систем, а также включение в их структуры новых элементов и связей, неразрушающее их целостность. Так понимаемая «устойчивость» функционирования пространственных систем в политически, экономически и социально стабильной ситуации способна поддерживаться реально существующим потенциалом их самоорганизации, саморазвития и адаптации к внутренним и внешним факторам изменения их состояния. Однако, в обозримой перспективе функционирование таких систем в России будет проходить в условиях резкого усиления внешних и внутренних возмущающих воздействий при сохраняющейся ограниченности административных и финансовых (в том числе, инвестиционных) ресурсов управления. В связи с этим первоочередной задачей политики «пространственного развития» должно стать сведение к приемлемому уровню рисков функционирования различных составляющих каждой пространственной системы и интегрального риска функционирования общероссийской пространственной мегаси-стемы в целом.

3.Современная политика «пространственного развития»

Государственная политика «пространственного развития» России соединила ряд неизменных положений (различные меры сокращения аномально больших различий социально-экономического положения отдельных регионов, доминирование федерального «центра» в его отношениях с регионами и др.) и конкретных действий в форме выделения территорий с особыми, - обычно преференциальными, - режимами (территориальная фрагментация единого правового пространства, особые экономические зоны, территории опережающего развития и др.). При этом ни одно из этих направлений не было результатом системных социально-экономических обоснований и не было представлено доказательств их положительного воздействия на состояние регионов и страны в целом. То же относится и к примерам активного вхождения в идеологию и практику отечественной региональной политики некритически воспринимаемых положений региональной политики ряда стран Запада, формирующейся под воздействием принципиально иных условий. На ближайшие годы квинтэссенцией государственной региональной политики должна стать «Стратегия пространственного развития Российской Федерации» (далее - «Стратегия»), обязательность создания и доминирующее положение которой среди других «документов стратегического планирования» предписаны уже упоминавшемся законом 172-ФЗ.

4. Необходимость стратегических решений

Не требует доказательств, что направляемая государством трансформация всех параметров пространственного устройства страны - сложнейшая задача, которую, за исключением СССР, никто и никогда в мировой практике не ставил и не пытался решить. Процессы такой трансформации в разных странах идут как бы «сами собой» под воздействием меняющихся интересов групп населения

в различных населенных пунктах и частях страны, динамики внешних и внутренних факторов функционирования бизнеса, появления новых зон хозяйственной деятельности и исчерпания природных ресурсов, природно-климатических изменений, политических амбиций элит и т. п. возмущений сложившегося состояния территориальной организации общества. В современной же России проблема реструктуризации российского пространства, возникшая в связи с качественными переменами во всех основаниях нашего общественного устройства и во многом определяющая его острейшие противоречия, принципиально иная. Ее саморазрешение возможно, но на это уйдут десятилетия перманентно кризисного бытия десятков тысяч населенных пунктов и миллионов их жителей, социальной сферы и экономики всей страны. Поэтому намерения государства стратегически выстроить направления внутренней и внешней политики, реализация которых была бы способной приоритеты позитивно повлиять на реально идущие перемены в пространственном бытии страны вполне понятны и оправданы.

5. Проблемы разработки «Стратегии»

В разработке «Стратегии» традиционно соединились предписанная законом обязательность ее создания и неизбежный формализм исполнения, связанный с несоразмерностью масштаба задачи и ограниченных возможностей ее решения. У идеи и попыток разработки «Стратегии» - многолетняя история, однако переход этой задачи на уровень государственного управления был положен только Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2015 г. № 840 «О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации» [3]. Правительство РФ поставило перед разработчиками «Стратегии» задачи, для решения которых в современной России нет ни опыта, ни информационных и институциональных ресурсов. В число таких задач входили, например, «анализ особенностей и проблем пространственного развития РФ, содержащий оценку факторов, условий и рисков пространственного развития.. , в том числе существующей системы расселения на территории РФ, природно-ресурсного и производственного потенциалов, транспортного и энергетического каркасов, пространственных аспектов межрегионального, приграничного и международного сотрудничества, а также иные оценки, связанные с пространственными аспектами экономического и социального развития Российской Федерации». Разработчики были должны обосновать и «приоритеты совершенствования системы расселения на территории РФ и механизмы стимулирования расселения в соответствии с приоритетными направлениями совершенствования системы расселения; направления изменения структуры экономики РФ в региональном аспекте; перспективные конкурентные преимущества и экономическая специализация субъектов РФ в межрегиональном разделении труда в соответствии с их типологической принадлежностью, учитывающие принципы обеспечения согласованности приоритетов отраслевого

и регионального развития; прогноз (оценка) потребности субъектов РФ в трудовых ресурсах с учетом перспективной экономической специализации и прогнозов социально-экономического развития соответствующих территорий; прогноз (оценка) потребности в размещении и развитии федеральной инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры с учетом перспективной экономической специализации соответствующих территорий; перечень потенциальных территорий опережающего социально-экономического развития, основанный на комплексной оценке и анализе условий и потенциалов пространственного развития РФ; варианты территориального размещения национальных технологических платформ; направления интеграции РФ» и т. д. Решение подобных задач, бесспорно, необходимо для разработки «Стратегии», но проблема в том, что до настоящего времени нет ни одного (а их требуется около сотни) развернутого исследования (прогноза, проекта, расчета), обеспечивающего выполнение каждого из выше перечисленных требований к разработке «Стратегии» и, тем более, прошедшего широкое общественное обсуждение. Рассчитывать же на то, что все это могло появиться в течение нескольких месяцев, отведенных для разработки «Стратегии», было абсолютно нереалистично.

6. Автором в разное время были изучены и прокомментированы практически все варианты «Стратегий»

В последнем варианте, представленном на утверждение в Правительство РФ в декабре 2018 г., указано, что в полном соответствии с выше обозначенной государственной идеологией региональной политики «к приоритетам пространственного развития РФ до 2025 года относятся: «(1) опережающе-еразвитие территорий с высокой плотностью населения и низким уровнем социально-экономического развития, обладающих собственным потенциалом экономического роста, территорий с низкой плотностью населения и прогнозируемым наращиванием экономического потенциала, а также геостратегических территорий, (2) инфраструктурная поддержка развития перспективных крупных центров экономического роста с их максимальным рассредоточением по территории РФ и (3) социальное обустройство территорий, не имеющих среднесрочных перспектив динамичного экономического развития, но важных с точки зрения обеспечения национальной безопасности страны». В контексте темы настоящего доклада существенно, что в разделе III. «Основные проблемы и вызовы пространственного развития Российской Федерации» в перечне «сложившихся тенденций пространственного развития», которые «определяют основные проблемы и вызовы», названы и «несоответствие существующего уровня развития магистральной транспортной инфраструктуры потребностям экономики и населения субъектов Российской Федерации и страны в целом, наличие федеральных инфраструктурных ограничений на опорной транспортной сети и в сфере энергетики, низкая транспортная связанность центров экономического роста между собой и с другими территориями, недостаточный уровень

интегрированности различных видов транспорта, нереализованный транзитный потенциал Российской Федерации». Соответственно, в разделе VI. «Основные направления пространственного развития Российской Федерации» первым из этих направлений названа «ликвидация федеральных инфраструктурных ограничений, повышение доступности и качества магистральной транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры».

7. Межрегиональные связи и экспорт транспортных услуг

Вышеуказанное стратегическое направление пространственного развития страны понимается как обеспечение «устойчивых транспортных связей между субъектами РФ, центрами экономического роста, а также внешнеэкономических связей на основе опорной транспортной сети РФ», понимаемой как совокупность магистральных путей сообщения и транспортных узлов. Предполагается «развитие международных транспортных коридоров «Запад - Восток» и «Север - Юг» для обеспечения эффективного выхода российских предприятий и организаций на внешние рынки, увеличения объемов транзита грузов между Азией и Европой по территории РФ, роста экспорта транспортных услуг с вовлечением перспективных крупных центров экономического роста и центров экономического роста субъектов РФ».

8. Расставленные приоритеты

Предлагаемая государственная политика транспортного обеспечения идеологии «пространственного развития» в «Стратегии» основывается на возможности реализации в период до 2025 г.: (1) приоритетного развития скоростных транспортных коммуникаций, в том числе строительства участков высокоскоростных магистралей Москва - Казань и Екатеринбург -Челябинск; автодорожного маршрута «Европа - Западный Китай» и железнодорожного и автодорожного маршрутов коридора «Север - Юг», в том числе обеспечивающего связь Ирана и Индии с Европой через территорию РФ, (2) увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, а также ликвидации «узких мест» на грузонапряженных участках железных дорог, включая подходы к ключевым морским портам Азово-Черноморского, Балтийского, Дальневосточного, Арктического и Каспийского бассейнов;(3) увеличения мощностей морских портов Российской Федерации, включая порты Азово-Черномор-ского, Балтийского, Дальневосточного, Арктического и Каспийского бассейнов; (4) обеспечения функционирования и роста грузопотока Северного морского пути как полноценного международного транспортного коридора, включая развитие ледокольного флота; (5) устранения логистических ограничений при экспорте товаров с использованием железнодорожного, автомобильного и морского транспорта, строительства (модернизации) пунктов пропуска через государственную границу РФ; (6) роста объемов

и сокращения времени перевозок контейнеров, в том числе транзитных, железнодорожным транспортом, в частности с Дальнего Востока до западных границ РФ до семи дней; (7) создания сети узловых грузовых мульти-модальных транспортно-логистических центров, организации грузовых маршрутов по расписанию и скоростных маршрутов между ними».

9.Связность «центров экономического роста»

Бессмысленно задавать вопрос о том, насколько все выше перечисленное соотносится с действительными проблемами транспортной связности территорий страны, которая понимается как некое пространство только «центров экономического развития». Так, в «Стратегии» опять же предлагается « поэтапное развитие транспортных коммуникаций между перспективными крупными центрами экономического роста и перспективными центрами экономического роста субъектов РФ, включая строительство обходов городов и организацию скоростного автомобильного и железнодорожного сообщения между крупнейшими и крупными городскими агломерациями; комплексное развитие крупных транспортных узлов, в том числе расположенных в пределах или около перспективных крупных центров экономического роста, и согласованное формированиеи развитие около них терминально-логистических мощностей; формирование международных аэропортов-хабов, создание и развитие узловых аэропортов в крупнейших и крупных городских агломерациях, реконструкции инфраструктуры региональных аэропортов и расширение сети межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, минуя г. Москву; увеличение пропускной способности внутренних водных путей, развитие Единой глубоководной системы Европейской части России, нацеленное на частичную разгрузку автомобильных и железных дорог на направлениях, где перевозка грузов может осуществляться внутренним водным транспортом; обеспечения устойчивого круглогодичного транспортного сообщения малонаселенных и островных территорий Арктической зоны, Дальнего Востока, изолированных от единой транспортной системы РФ, с административными центрами соответствующих субъектов РФ и другими субъектами Российской Федерации, в том числе за счет реконструкции и строительства аэродромов и аэропортов местного значения на малонаселенных геостратегических территориях и, наконец, обеспечение взаимоувязанного планирования развития всех видов транспорта и транспортной инфраструктуры на территориях субъектов РФ».

10. Проблемы внутренней дорожной сети

Реальные проблемы транспортного обеспечения «пространственного развития» (точнее - устойчиво функционирования территорий страны) общеизвестны. В целом по России доля не соответствующих нормативным требованиям дорог федерального значения (в них входят и мосты), - около 40% и еще хуже состояние региональных и, тем более, местных дорог.

По данным «Транспортной стратегии - 2030» [4] из-за отсутствия дорог с твердым покрытием более 10% населения (15 млн человек) в весенний и осенний периоды остаются отрезанными от транспортных коммуникаций; свыше 45тыс. населенных пунктов не имеют связи с транспортной сетью страны по автодорогам с твердым покрытием, отсутствует опорная сеть дорог в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока, а более 30% дорог функционируют в режиме перегрузки. Самая дорогая и ответственная часть любой дороги - мосты, и метр обычного (не особо сложного) моста почти в 6 раз дороже метра обычной однополосной дороги. По данным Росстата сейчас в России насчитывается около 42 тыс. мостов и путепроводов, на магистралях РЖД - 30,5 тыс. мостов и путепроводов. В США при втрое меньшем числе рек общее число мостов около 600 тыс. (на железных дорогах - 100 тыс.) - в совокупности в 8 раз больше чем в России. Тысячи населенных пунктов России соединены только летними или зимними переправами, и это - проблема не только сельских поселений (например, города Салехард и Лабытнанги стоят в пределах видимости по разным берегам Оби при том, что в Лабытнанги есть станция РЖД, а в Салехарде - аэропорт. Но между городами нет ни железнодорожного, ни автомобильного моста: летом ходит паром, в холода работает «зимник» по льду).

11. Проблемы внутреннего авиасообщения

Не менее критично состояние важнейшей и наиболее запущенной части инфраструктурного обустройства России - аэропортов и аэродромов. В 1991 г. аэропортовая и аэродромная сеть России насчитывала 1450 объектов, с тех пор из них было закрыто 1222, и в относительно работоспособном (в ряде случаев - в критическом) состоянии осталось 228 (на одной Аляске их 282, а всего в США гражданскую авиацию обслуживают 19 тыс. аэродромов и аэропортов). Особенно остро ощущается эта ситуация в отдалённых и труднодоступных регионах. Так, около 70% территории Дальнего Востока не обладают достаточной авиационной доступностью. Из функционировавших там в 1991 г. 470 аэропортов и посадочных полос, осталась одна шестая часть, и у многих жителей региона нет возможности быстро добраться до больницы или роддома. Отсутствие взлетно-посадочных полос тормозит и развитие малой авиации: если на Аляске одно воздушное судно такого класса приходится на 70 жителей, то в России одно на 20 тыс. человек.Парк малой авиации на Аляске составляет 12 тыс. самолетов, а в Якутии - всего три, закупленных по госпрограмме, и еще около 30 принадлежащих частным лицам.

12. Крупный бизнес самостоятельно решает транспортные проблемы

В «Стратегии» нет упоминания о решающей роли бизнеса в современной региональной ситуации при том, что транспортные проблемы в сочетании с комплексным обустройством мест приложения труда сейчас весьма

успешно решает в своих интересах крупный бизнес.Первым примером может служить ситуация на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в районе Южно-Тамбейского лицензионного участка, где сегодня находятся недавно построенные вахтовый поселок Сабетта, морской порт, завод по производству природного сжиженного газа (СПГ) и аэропорт. Экономической базой территории (в других условиях ее назвали бы «градообразующей») является завод «Ямал СПГ» - совместное предприятие компаний НОВАТЭК (50,1%), французской Total (20%), китайских национальной нефтегазовой корпорации CNPC (20%) и Фонда «Шелкового пути» (9,9%). ООО «Международный аэропорт Сабетта», которым владеет «Ямал СПГ», введен в эксплуатацию в феврале 2015 г. и включает аэродром I категории ИКАО, взлётно-посадочную полосу 2704 м х 46 м, ангары для авиатехники, служебно-пассажирское здание, в том числе международный сектор. Аэропорт может принимать самолёты различных типов ИЛ-76, А-320, Boeing-737-300, 600, 700, 800, Boeing-767-200, а также вертолёты Ми-26, Ми-8. Второй пример: аэропорт рудника Купол, который считается самым востребованным на Чукотке: самолеты и вертолеты садятся и взлетают здесь ежедневно по нескольку раз. Аэропорт принадлежит ОАО «Чукотская ГГК» (канадская компания KinrossGold), отрабатывающей месторождения Купол и Двойное и ставшей в последние годы лидером чукотской золотодобычи.

13. Комплексный план модернизации магистральной инфраструктуры

Своеобразным продолжением «Стратегии» стал «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г.» [2] (далее - «План»), разработанный в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее - Указ № 204) [7] и утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 30 сентября 2018 года № 2101-р. Это -результат коллективных усилий Минэкономразвития России, Минтранс России, Минэнерго России, а также других федеральных органов. Примечательно, что в тексте «Плана» указывается на его разработку в соответствии с еще неутвержденной «Стратегией». «План» включает транспортную и энергетическую части, и в соответствии с перечисленными в Указе № 204 целями и задачами в него включены 11 федеральных проектов (9 по развитию транспортной инфраструктуры и 2 - энергетической). Транспортные проекты поименованы: «Европа-Западный Китай», «Морские порты России», «Северный морской путь», «Железнодорожный транспорт и транзит», «Транспортно-логистические центры», «Коммуникации между центрами экономического роста», «Развитие региональных аэропортов и маршрутов», «Высокоскоростное железнодорожное сообщение», «Внутренние водные пути».

14. Структура транспортных проектов «модернизации»

Из 690 транспортных проектов «Плана» 296 ориентированы на строительство автодорог и мостов, 38 - на внутренний водный транспорт, 104 -на строительство скоростных и высокоскоростных магистралей, а также на модернизацию действующих путей, в т. ч. на реализацию проектов высокоскоростных магистралей Москва - Казань и Екатеринбург - Челябинск, а также скоростной магистрали Краснодар - Грозный с продлением до г. Махачкала, на развитие БАМ и Транссиба, на строительство Мурманского транспортного узла и транспортных коридоров в Приморье. На строительство морской портовой инфраструктуры ориентировано 98 проектов, в числе которыхпроект создания сухогрузного района в порту Тамань и строительство ледоколов для работ в Северо-Западном и Дальневосточном морских бассейнах. Сроки выполнения всех позиций «Плана» -с 1 октября 2018 года по 31 декабря 2024 года.

15. Ожидаемые результаты

Разработчики полагают, что реализация транспортной части «Плана», согласованной с с целевыми установками «Стратегии» обеспечит за 6 лет по отношению к базовому уровню 2017 г. повышение «Индекса качества транспортной инфраструктуры» на 15,5%1; рост объемов экспорта транспортных услуг с 16,9 до 25 млрд долларов США, а так же место России в рейтинге стран по индексу эффективности грузовой логистики (LogisticsPerformanceIndex) к 2024 г. не ниже 50-го. Предполагается так же обеспечить за счет проектов «Плана» рост транспортной подвижности населения на транспорте общего пользования с 8,2 тыс. пассажиро-кило-метров на 1 человека в год в 2017 г. до 9,5 тыс. в 2024 г., 100%-ную связь центров экономического роста скоростными транспортными коммуникациями и повышение уровня транспортной обеспеченности субъектов РФ по отношению к базовому уровню 2017 г. на 7,7% При этом разработчики ожидают, что суммарная наличная пропускная способность магистралей возрастет к концу 2024 г. с нынешних 82 пар до 129 пар грузовых поездов в сутки2, средняя коммерческая скорость товародвижения на железнодорожном транспорте с 362,3 до 440 км /сутки, транзитные перевозки контейнеров - с 615 тыс. ТЕи3 в 2019 г. до 1656 в 2024 г.. Предполагается так же, что годовой пассажиропоток в пригородном сообщении Московского

1 Индекс качества транспортной инфраструктурв - коиплекснвш показатель, которвш рассчтывается как средневзвешенное значение индексов качества транспортной инфраструктурв по отдельнвм видаи транспорта по объеиу транспортной работв по отношению к базовоиу уровню. Индекс отражает увеличение пропускной способности и улучшение качественнвх параиетров иагистральной транспортной инфраструктурв (по видаи транспорта), поввшение доступности транспортнвх услуг для населения и бизнеса, а также отражает степень решения задачи по устранению инфраструктурнвх ограничений в раиках долгосрочного экономичеркого развития странв

2 Рдиница пропускной способности на однопутнвх участках железнвх дорог.

3 Рдиница изиерения груза, равная объеиу одного 20-ти футового контейнера.

железнодорожного узла вырастет с 720 до 850 млн пассажиров. Объем финансового обеспечения проекта «Железнодорожный транспорт и транзит» составляет 322 млрд рублей. Этот проект предусматривает увеличение пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей в 1,5 раза до 182 млн тонн при росте средней скорости доставки контейнеров до 1319 км в сутки, а время перевозки контейнеров с Дальнего Востока до западной границы России сократится до 7 дней при росте объема транзита в 4 раза.

16. Экспертные оценки

Кроме вышеназванных, «План» включает и ряд других амбициозных проектов, в значительной степени основанных на предположении о наличии в федеральном бюджете на ближайшие три года более 3 трлн руб. на эти цели. Транспортная часть «Плана» оценивается в 6,3 трлн руб. и конце сентября 2018 г. Министр транспорта России заявлял, что из указанной суммы 1,57 трлн руб. уже были ранее предусмотрены Правительством РФ. Отмечу, что в ходе публичных обсуждений «Плана» (например, на недавних парламентских слушаниях в Совете Федерации) наряду со скептическими оценками реализации ряда его положений отмечалась его преимущественная ориентация не на решение задачи «пространственного развития» в части внутренней связности территории России, а на обеспечение экспортных операций и транзита.

Литература / References

1. Концепция стратегии пространственного развития РФ, 22.05.2017 г. № ДК-П16-3247 [The concept of the strategy of spatial development of the Russian Federation, 05/22/2017, No. DK-P16-3247]. URL: http://src-sakha.ru/wp-con-tent/uploads/2017/06/170522_Kontseptsiya-SPR-RF_Kozak2.pdf (дата обращения 10.11.2018).

2. Об утверждении Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года [On approval of the Comprehensive Plan for the modernization and expansion of the trunk infrastructure for the period up to 2024]. URL: http://government.ru/docs/34297/ (дата обращения 11.11.2018).

3. Постановление Правительства РФ от 20 августа 2015 г. N870 «О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации» [Decree of the Government of the Russian Federation of August 20, 2015 N870 «On the content, composition, procedure for developing and approving the spatial development strategy of the Russian Federation, as well as on the procedure for monitoring and controlling its implementation»]. URL: http:// base.garant.ru/71170676 /#ixzz5iEmPBYlB (дата обращения 11.12.2018).

4. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года [Transport strategy of the Russian Federation for the period up to 2030]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902132678 (дата обращения 12.12.2018).

5. Указ Президента РФ от 16 января 2017 г. N13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» [Presidential Decree of January 16, 2017 N13 «On approval of the Fundamentals of the state policy of regional development of the Russian Federation for the period up to 2025»]. URL: http://constitution. garant.ru/act/ federative/71587690/chapter/b36fd8785b1f6c4b907f30d208c13cde/ (дата обращения 13.12.2018).

6. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ О стратегическом планировании в Российской Федерации [Federal Law of the Russian Federation of June 28, 2014 No. 172-FZ On Strategic Planning in the Russian Federation]. URL: https://online.zakon.kz/Document/7doc_id =31574213(дата обращения 14.12.2018).

7. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Presidential Decree of 07.05.2018 № 204 «On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024»]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения 15.12.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.