ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НАГРУЗКА ЗДАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ ТАМБОВА XIX в.1
А. С. ЛОБАНОВА
В статье рассматривается отражение важности отдельных государственных учреждений через призму их пространственного размещения. Поднимается вопрос соответствия занимаемых построек функциональной направленности казенных или общественных ведомств, в которых они располагались. Автор приводит статистические данные, позволяющие увидеть картину зарождения, развития и пространственного распространения основных административных институтов Тамбова XIX в. При этом учитывается влияние политического, экономического и социального развития страны на рост бюрократического аппарата и особенности размещения его подразделений в разных частях города. Отдельно отмечается уровень активности отдельных государственных учреждений в плане обеспечения своих присутствий необходимыми помещениями. Тезис о статусе Тамбова как типичного губернского центра подтверждается сравнением подобной проблемы с другими губернскими городами России изучаемого периода.
Ключевые слова: г. Тамбов, казенные здания, пространственное расположение.
Успех любого дела, особенно связанного с государственным управлением, зависит от ряда организационных аспектов, в числе которых не первое, но очень важное место занимает пространственное расположение государственных учреждений и функциональная обеспеченность зданий, в которых они располагались. Учитывая местную специфику российской провинции XIX в., не стоит забывать об отсутствии развитой инфраструктуры: дорог, освещения и так далее.
В историографии в первую очередь отражалась управленческая сторона вопроса [2; 9; 11; 16; 20]. Пространственное размещение указывалось в работах по истории архитектуры [13; 15]. Крупными работами по истории материальной культуры русского города вплоть до середины XIX в. являются исследования М. Г. Рабиновича [18]. Но в них главным образом рассматривается жилье горожан. История зданий казенного и общественного назначения затрагивается «вскользь». Примерно такой же подход характерен и для работы этнографов
1 Статья подготовлена при поддержке гранта «Пространственный фактор формирования городской культуры (на материалах г. Тамбова во второй половине XIX - начале XX в.)», проект РГНФ, № 14-11-68006.
Article is prepared with grant support «A spatial factor of formation of city culture (on materials of Tambov in the second half of XIXth - the beginning of the XXth century)», the RHNF project, № 14-11-68006.
Л. А. Анохиной и М. Н. Шмелевой о быте городов средней полосы России, в которой, в частности, характеризуется городское жилье второй половины XIX - начала XX в., представленной домами зажиточных горожан, напоминавших некоторые казенные и общественные здания [1].
Повышенный интерес к истории губернских городов привел к появлению в последние годы работ, посвященных историческому анализу их повседневной жизни. В частности, книги Л. В. Кош-ман и А. И. Куприянова позволяют представить проблемы благоустройства городов и развития инфраструктуры городского хозяйства в общероссийском масштабе [14; 17].
Но какое влияние оказывало пространственное размещение государственных ведомств на формирование городской культурной сферы, авторы указывают вскользь.
В 1803 г. согласно плану Тамбова из 24 казенных зданий и их комплексов большая часть - 18, располагались во второй административной части города. В основном это были наиболее важные государственные ведомства: Присутственные места, Губернская почта, уездное казначейство со зданиями счетного двора и денежной казны, постройки городской полиции. Первая и третья полицейские части включали в себя учреждения, призванные поддерживать общественный порядок: полицейские части и будки.
Для сравнения отметим, что в «Экономических примечаниях к Генеральному межеванию» по Воронежу начала XIX в. указано 14 казенных зданий. В отличие от Тамбова воронежские присутственные учреждения располагались в 3 корпусах. Схожим моментом являлось наличие дома губернатора (причем одного старого деревянного и одного нового каменного) и вице-губернатора, а также здания почты. Для лечебного заведения отводилось три строения, одно для народного училища и два для образовательных учреждений. В Воронеже также имелась гауптвахта. Общественные, или как в источнике указано «обывательские», здания были представлены каменными магистратом и дворянским домом [19].
План Тамбова 1828 г. показывает, что в центральной части города в связи с нарастанием бюрократической централизации и увеличением государственного аппарата возросло количество государственных учреждений. Некоторая динамика прослеживалась и в других частях. Но по-прежнему ведущим оставался центральный административный комплекс зданий.
В ходе реализации «великих реформ» потребовалось создать социально-экономические условия для функционирования новых государственных учреждений. Обеспечить их отдельными зданиями местным властям было трудно. В большинстве случаев приспосабливались имевшиеся в наличии старые казенные постройки. И все-таки в 1860-1870-е гг. для государственных учреждений Тамбова было построено 17 зданий, приобретено у частных лиц 5. Для новых административных учреждений были построены только здания Губернского жандармского управления и жандармского и полицейского управления Тамбово-Уральской железной дороги. В этот период государство также построило новое здание Губернского почтамта.
Особую активность в начале XX в. продемонстрировали финансовое и акцизное ведомства. Большим событием стало появление в Тамбове крупного и хорошо оснащенного здания Казенной палаты, построенного на ассигнации Министерства финансов. При поддержке министерства в Тамбове были построены специальные здания Губернских отделений государственного банка, Дворянского и Крестьянского земельного банков. Акцизное ведомство построило казенный винный склад [12].
Принципы феодальной централизации являлись решающим моментом в практике размещения казенных и общественных зданий Тамбова до середины XIX в. Государственные учреждения-
приходилось размещать компактно, не только из-за удобства делопроизводства, но и по причине трудного передвижения в период осени и весны. Расположение центральных ведомств в связи со строгой законодательной политикой Центра практически во всех провинциальных городах было схожее.
Ряд идентичных моментов с городами Центрального Черноземья имелись в некоторых городах более северной территории. Ансамбль центра города Калуга был представлен двухэтажными и очень редко трехэтажными зданиями присутственных мест, городской думы и примыкавшими к ним домом губернатора. Более скромным, но также достаточно выразительным было оформление центра уездного города Ефремова. Здесь находились здания официальных учреждений, выглядевшие не столь импозантно, как в Калуге, но все же придававшие этому месту вид городского центра [1].
С целью представить соответствие строений функциональному назначению учреждений стоит отдельно рассмотреть здания наиболее важных государственных учреждений (Дома губернатора, Присутственных мест, Городской полиции, полицейских частей, военных части, тюрьмы), поскольку больше всего документальных свидетельств посвящено именно им. Информация о помещениях, в которых они располагались, изложена нами, исходя из выявленной документальной информации, в хронологической последовательности отдельно по каждому зданию.
Усадьба тамбовского губернатора первоначально находилась на берегу реки Цны. В конце ХУШ в. губернаторский дом был деревянным, оштукатуренным, сделанным таким образом «под каменный», имел колонны. Такой комплекс напоминал сельскую помещичью усадьбу и свидетельствовал о том, что только начинавшие обосновываться в городе в конце XVIII в. служилые дворяне, вплоть до представителей высшей местной администрации, переносили сюда свои деревенские усадебные традици [8]. Новый дом губернатора располагался несколько севернее, ближе к Соборной площади. Он представлял собой двухэтажное здание с подвалом [3; 7]. Судя по воспоминаниям одного из последних тамбовских губернаторов Н. П. Муратова, оставившего подробные записки о своей деятельности в Тамбове, губернаторский дом в начале XX в. вполне подходил для выполнения «Начальником губернии» его служебных функций, а также для проживания губернаторской семьи [10].
Здание другого важного административного здания - Присутственных мест - к январю 1845 г.
представляло собой два старых каменных флигеля, которые занимали казенные и уголовные судебные палаты. Сравнивая информацию о ключевых зданиях губернских городов Черноземья (Присутственные места, губернаторский дом), можно увидеть, что их строительство датируется концом XVIII в. Исключением является губернаторский дом в Курске, возведенный в начале XIX в. Присутственные места изначально представляли собой каменные двухэтажные строения и имели протяженную форму длиной в один квартал. В последствие в связи с необходимостью реконструкции в Тамбове и Курске появились третьи этажи. Более крупными были Присутственные места в Воронеже, так как составляли два корпуса. Два флигеля имелось в тамбовском здании и один в курском.
Возвращаясь к государственным тамбовским зданиям, нельзя не затронуть планировку полицейских частей. Помещение Городской полиции в середине XIX в. представляло собой домна каменном фундаменте и с дощатым крыльцом. До произошедшего в 1860 г. пожара деревянный на каменном фундаменте дом 1 -ой полицейской части Тамбова состоял из трех комнат [4; 5].
Выстроенное в начале 1850-х гг. каменное двухэтажное, крытое железом, здание 2-ой полицейской части находилось на пересечении Дворянской и Христорождественской улиц в глубине сада со стороны Дворянской. За зданием располагалась пожарная восьмигранная каланча высотой 30 м со смотровой площадкой [6; 20].
В пространственном отношении происходило расползание общественных и казенных зданий по территории города. Если на начало XIX в. строения располагались в основном в центре, постепенно образовавшимися на бывшей территории крепости, то уже конец XIX в. показывает не только разрастание города, но и переселение некоторых государственных и общественных учреждений.
Обобщая наблюдения по вопросу о планировке зданий и других построек казенных и общественных учреждений, отметим, что они, как правило, имели отдельные усадьбы и включали основной корпус, чаще двухэтажный, один или несколько флигелей и различные надворные строения, отвечавшие нуждам отдельных организаций. Обязательным как в государственных, так и в общественных строениях считалось наличие кухни, бани, погреба с погребницей, ледника и колодца, поскольку водопровод в Тамбове появился в конце XIX в.
Если основные здания к середине XIX в. постепенно возводились в камне, с учетом постоян-
ной опасности пожаров, то некоторые надворные постройки оставались деревянными, в лучшем случае на каменном фундаменте. Эти постройки строились главным образом из соснового леса и обрабатывались сосновым тесом. Помещения и службы не всегда пребывали в достойном состоянии. В такие надворные строения, как кухня и столовая, в большинстве случаев отсутствовал крытый коридор, по которому работники казенных учреждений и воспитанники учебных заведений могли бы перемещаться в холодное и ненастное время.
К концу XIX в. крыши практически всех изучаемых заведений были железными. Данным металлом стали крыть и хозяйственные службы. Размеры последних зависели от особенностей усадеб: просторная или убористая территория двора. В усадьбах обязательно продолжали присутствовать погреб и ледник.
Подведем также итог соответствию планировки зданий функциональным надобностям учреждений. Итак, дом губернатора сочетал в себе функции как общественно-культурные, так и сугубо бытовые. Еще в первом деревянном доме наряду с залом для проведения собраний и балов, приемной для работы губернатора. Имелись помещения, предназначенные для проживания членов семьи первого лица губернии, приезжих гостей, а также прислуги. В новом каменном строении было больше комнат и надворных строений. Из «сельской помещичьей усадьбы» дом стал по-настоящему резиденцией губернатора, местом сосредоточения культурной и политической жизни региона.
Разрастание административного аппарата потребовало специализированного здания, в котором в идеале могли разместиться все необходимые помещения для присутствий. Построенное помещение соединяло в себе служебные и отчасти жилищные функции. В основном здесь работали чиновники, но проживал и смотритель. Проявлением влияния усадебной планировки является нахождение при здании бани и кухни, которые после нескольких реконструкций уже не упоминаются. Для нормального функционирования каждого из присутствий требовались: приемная, непосредственное место работы (в зависимости от статуса в одну или нескольких комнат), архив. Строение, изначально рассчитанное на определенное количество государственных подразделений, впоследствии должно было разместить и ряд новых. Следствием чего стало их «разбрасывание» по всему зданию без учета компактного размещения и удобства для работы.
Подстраивались под существующие условия и полицейские части. Планировка трех полицейских частей и здания городской полиции была неравнозначной. В частности, хранение бумаг и архивов в последней производилось в двух амбарах во дворе. В середине 1850-х гг. полицейские чины 1 -ой части работали в трех комнатах, тогда как их коллеги из 2-ой и 3-ей несли ежедневную службу в каменных двухэтажных зданиях. Но эти здания не являлись идеальными ввиду отсутствия исправных печей и оконных рам: относительно большие каменные здания не держали тепла. Усадьбы вмещали хозяйственные постройки, при этом полицмейстеры периодически выражали недовольство по поводу неразвитой пожарной части и неудовлетворительного состояния арестантских комнат.
Функциональное наполнение тюремного замка являлось стандартным для России изучаемого периода. Из официальных документов видно, что арестанты размещались в специальных казармах, в случае заболевания отправлялись в казармы для больных, посещали церковь, работали в сапожной швальне. Но изредка встречалась информация о слабой крепости тюремного забора и отсутствия строгого разделения между мужским женским отделениями.
Как уже отмечалось, достойная «жизнь» здания зависела от уровня финансирования. Коневодство, как приоритетная военно-стратегическая задача, была представлена в Тамбове государственной конюшней с высоким уровнем содержания животных.
Среди общественных учреждений после нескольких переездов в течение столетия относительно удобное здание получила Городская управа. Плюсом планировки строения была возможность разместить несколько общественных учреждений и даже казенных (полицейское управление). При последнем также имелось жилое помещение для полицмейстера. Специализированно были выстроены здания Тамбовского коннозаводского собрания и Уездной земской управы. В первом имелись все необходимые помещения для встреч указанного общества и даже комнаты для Публичной библиотеки, а во втором - помимо кабинетов для работы с документами, приемными для публики имелись добротные постройки для хранения различных вещей (в частности, сельскохозяйственного инвентаря). Менее обеспеченное мещанское общество размещалось в одноэтажном флигеле.
Только два здания было специально построено для Сиротского дома и городской богадельни
соответственно. При этом учитывалось назначение будущего строения, что выразилось в планировке комнат, центральных помещений и хозяйственных служб. Функционирование других приютов протекало в бывших частных домах, первоначальное назначение которых было жилое.
Первое строение Приказа общественного призрения изначально в идеале возводилось для врачебных надобностей. Но размеры, внутреннее распределение комнат не соответствовало всем нормам, на что наглядно указывали происходившие периодически эпидемии. Только в течение нескольких десятилетий будущая Тамбовская Земская больница приобрела все необходимые для своего функционирования объекты.
И, наконец, не все образовательные учреждения могли похвастаться построенными специально для них зданиями. В основном это были приспособленные под учебные нужды уже упоминавшиеся бывшие жилые особняки.
Постепенно, параллельно с развитием административного аппарата, образования, благотворительной и общественной жизни планировка казенных и общественных зданий все больше приближалась к необходимым нормам функционирования.
С одной стороны, в течение столетия в связи с периодическими перестройками и использованием неплохих материалов улучшилось общее состояние размещения внутренних помещений и надворных служб, с другой, - присутствовала ветхость в помещениях незатронутых реконструкцией (если не в самих зданиях, то в службах). Занимаемые строения только к началу XX в. стали более-менее отвечать потребностям государственных и общественных учреждений.
Литература
1. Анохина Л. А., Шмелева М. Н. Быт городского населения средней полосы РСФСР в прошлом и настоящем на примере городов. Калуга, Елец, Ефремов. М., 1977. С. 111, 115-116.
2. Байкеева С. Е. Образовательное законодательство и чинопроизводство в системе государственной службы России в первой четверти XIX в. // История государства и права. М., 2007. № 4. С. 25-27.
3. ГАТО (Гос. арх. Тамбовской области). Ф. 16. Оп. 89. Ед. хр. 24. Л. 20.
4. ГАТО. Ф. 16. Оп. 89. Ед. хр. 24. Л. 31-32, 38.
5. Ф. 46. Оп. 1. Ед. хр. 373. Л. 5, 8.
6. Ф. 46. Оп. 1. Ед. хр. 373. Л. 32-33.
7. Ф. 46. Оп. 1. Ед. хр. 2253. Л. 18, 21-22, 24-27.
8. Жеребятьев Д. И., Канищев В. В., Кончаков Р. Б. Место дворянства в формировании городского социального пространства (по материалам Тамбова конца XVIII в.) // Дворянство, власть и общество в провинциальной России XVIII века. М., 2012. С. 561.
9. Зайончковский П. А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX веке. М., 1978.
10. Записки тамбовского губернатора Н. П. Муратова / сост. Канищев В. В., Протасов Л. Г., Канищев Вл. В. Тамбов, 2007. С. 156.
11. Иванов А. А. Цели наказания и становление российской тюремной системы во второй половине XVIII - первой половине XIX века // История государства и права. М., 2005. № 5. С. 33-38.
12. Канищев В. В., Лобанова А. С. Казенные и общественные здания Тамбова конца XVШ-XIX вв.: количество и размещение. // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 9 (125). С. 323-326.
13. Кириченко Е. И. Градостроительство России середины XIX - начале XX вв. М., 2001.
14. Кошман Л. В. Город и городская жизнь в России XIX столетия. М., 2008.
15. Культурный ландшафт как объект наследия / под ред. Веденина Ю. А., Кулешовой М. Е. М., 2004.
16. Куприянов А. И. Городская демократия: выборы в русской провинции (вторая половина 1780-х -начало 1860-х гг.) // Отечественная история. М., 2007. № 5. С. 31-49.
17. Куприянов А. И. Городская культура русской провинции, конец XVIII - первая половина XIX вв. М., 2007.
18. Рабинович М. Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. М., 1988.
19. РГАДА (Рос. гос. арх. древних актов). Ф. 1335. Оп. 1. Ед. хр. 244. Л. 24-25.
20. Тамбов старый. Тамбов новый. Фотоальбом. Тамбов, 2002. С. 77.
21. Шумилов М. М. Местное управление и центральная власть в России в 50-х -начале 80-х гг. XIX в. М., 1991.
* * *
SPATIAL PLACEMENT AND FUNCTIONAL LOADING OF BUILDINGS OF THE STATE AND PUBLIC PURPOSE OF TAMBOV IN XIXth CENTURY
A. S. Lobanova
In article reflection of importance of separate public institutions through a prism of their spatial placement is considered. The question of compliance of occupied constructions of a functional orientation of state or public departments in which they settled down is brought up. The author provides the statistical data, allowing to see a picture of origin, development and spatial distribution of the main administrative institutes of Tambov in XIXth century. Influence of political, economic and social development of the country on growth of bureaucracy and feature of placement of its divisions in different parts of the city is thus considered. Level of activity of separate public institutions in respect of ensuring the presence with necessary rooms is separately noted. The thesis about the status of Tambov as typical provincial center is confirmed by comparison of a similar problem with other provincial cities of Russia of the studied period.
Key words: Tambov, state buildings, spatial arrangement.