Экономические науки
75
УДК:332
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Р01:10.34905/РС.2021.34.64.002
Непеева Л. А., аспирант, Институт информатики и проблем регионального управления -филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научный центр «Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук», г. Нальчик
Е-твИ: sozaytanzilya@yandex.ru
В статье рассматривается пространственное экономическое развитие региона в современных условиях. главной проблемой страны является модернизация экономики, которая во многом определяется взаимодействием закономерностей международного, национального и регионального уровней. Выявлено, что современная стратегия модернизации хозяйственных процессов в субъектах РФ должна определить траекторию устойчивого развития территорий.
Ключевые слова: регион, устойчивое развитие, модернизация, инновации, конкуренция
SPATIAL ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION IN MODERN CONDITIONS
Nepeeva L. A., postgraduate student of correspondence education Institute of Informatics and Regional Management Problems - a branch of the Federal State Budgetary Institution "Federal Research Center" Kabardino-Balkaria Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, of city Nalchik E-mail: sozaytanzilya@yandex.ru
The article examines the spatial economic development of the region in modern conditions. the main problem of the country is the modernization of the economy, which is largely determined by the interaction of the laws of the international, national and regional levels. It was revealed that a modern strategy for the modernization of economic processes in the constituent entities of the Russian Federation should determine the trajectory of sustainable development of territories.
Key words: region, sustainable development, modernization, innovation, competition.
в условиях пространственного экономического развития главной проблемой страны является модернизация экономики, которая во многом определяется взаимодействием закономерностей международного, национального и регионального уровней. Современная стратегия модернизации хозяйственных процессов в субъектах российской Федерации должна обеспечить высокую конкурентоспособность и определить траекторию устойчивого развития территорий.
Модернизационные процессы на Северном Кавказе уже начались в первой половине ХХ в. вместе с тем процессы индустриализации и урбанизации затронули только часть хозяйственной жизни, социальную сферу и управление. Модернизация промышленности осуществлялась за счет инвестиций из бюджета страны. Население региона было сконцентрировано на личном подворье, сельском хозяйстве, отраслях социальной сферы и управлении.
76
Л. А НЕПЕЕВА
Таким образом, профессиональная структура населения по отношению к современным стандартам реального сектора экономики осталась в основном доиндустриального и полуиндустриального типа [1].
В период трансформационного экономического кризиса 90-х гг. ХХ в. фактически вся промышленность субъектов Северного Кавказа была свернута, а персонал предприятий переместился в другие регионы страны. Реальную основу простого воспроизводства этносов Северного Кавказа составили именно сегменты доиндустриального, полуиндустриального, мелкотоварного уклада - этноэкономики. В данном контексте речь идет, по существу, о двухуровневом характере процессов социально-экономического развития на Северном Кавказе. В этой связи необходимо решить задачу первой волны модернизации: во-первых, завершить индустриализацию и, во-вторых, одновременно осуществить модернизацию в современном контексте перехода к инновационной экономике [11].
Ресурсы модернизации не только финансовые средства, инвестиции, материальные или нематериальные активов, а также конкурентные преимущества, создающие дополнительный инновационный импульс. В состав ресурсов модернизации не включаются ресурсы, которые обслуживают местные рынки, простое воспроизводство региональной экономики, использование которых не подвержено влиянию конкуренции между регионами [8]. К их числу относят «ресурсы кластеров: во-первых, ориентированных на вывоз продукции за пределы региона или на внешнюю торговлю; во-вторых, базирующихся на природных ресурсах» [6].
Таким образом, важно оценить ресурсы Северо-Кавказского федерального округа: природные, инвестиции, производственные ресурсы, человеческий капитал. При этом в ряде проектов социально-экономического развития регионов связываются приоритеты развития с ресурсами ТЭК, АПК, транспортной инфраструктурой, ресурсами курортно-рекреационного комплекса.
Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) - создан в 2010 г., расположен на Юге России, в центральной и восточной частях Северного Кавказа. Геополитическое значение СКФО во многом определяется выгодным экономико-географическим положением: через территорию
проходят основные транспортные направления «Север-Юг» и «Запад-Восток», также округ имеет выход к Каспийскому морю, по которому осуществляются межрегиональные хозяйственные связи. Морские перевозки производятся через порт Махачкала, а сухопутные границы округ имеет с Абхазией, Азербайджаном, Грузией и Южной Осетией, и только водную - с Казахстаном. СКФО располагает развитыми транспортными коммуникациями: автомобильный, железнодорожный, водный и воздушный транспорт. В этой связи вопрос об экономическом потенциале ресурсов СКФО, позволяющих противостоять геоэкономическому давлению соседних стран, приобретает на ближайшую перспективу важное стратегическое значение [9].
СКФО относится к числу регионов, которые развиваются по ресурсно-сырьевой модели на фоне непреодоленных последствий доиндустри-ализации, деградации природно-ресурсного потенциала и неоднородности социально-экономического пространства. Ресурсно-сырьевая база СКФО остается одной из самых богатых в стране: в Республике Ингушетия и Чеченской Республике сосредоточены запасы нефти; в Кабардино-Балкарии - месторождения цветных, редких металлов, вольфрамомолибденовых руд (Тырныаузское месторождение), а в Карачаево-Черкессии - Кти-тебердинское месторождение; месторождения свинцово-цинковых руд и ртути - в Северной Осетии-Алании (Садонское месторождение); меди - в Карачаево-Черкессии (Урупское месторождение) и Дагестане (месторождение Кизил-Дере) [10].
Таким образом, к ресурсам модернизации СКФО можно отнести [Рис. 1]:
Рис. 1. Ресурсы модернизации СКФО
НАУЧНЫЕ ИЗВЕСТИЯ • 22 • 2021
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ эКОНОМИНЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В целом, экономика субъектов СКФО характеризуется следующей структурой по типам технологического уклада:
- доиндустриальный сегмент (полунатуральное, мелкотоварное производство) - 50 %;
- индустриальный сегмент - 45 %;
- инновационный сегмент - 5 %.
В СКФО около 50 % занятого населения не производит добавочной стоимости и содержится за счет бюджета. Около половины населения в субъектах СКФО нуждаются в социальной помощи.
Таким образом, цель социально-экономического развития СКФО - сохранение и преумножение социального капитала через повышение уровня жизни населения. В этой связи возникает необходимость обеспечения возможности трудоустройства населения на территории округа; повышение уровня его реальных доходов; увеличение комфортных условий проживания населения, модернизация городской среды, развитие сферы услуг на территории; снижение социальных рисков проживания в многонациональном макрорегионе.
В ходе анализа показателей социально-экономического развития субъекта СКФО-Кабардино-Балкарской Республики - выявлено, что с 2015 г. наблюдался рост среднегодовой численности занятых в экономике (табл. 1). Так, в 2018 г. численность населения, занятого в экономике составляла 372,0 тыс. человек (119,8 %), что на 61,4 тыс. человек больше чем в 2005 г. Повышение среднедушевых денежных доходов началось с 2010 г. (11 290,0 руб.) и в 2018 г. составили 20 782 руб. Важно отметить, что почти 5 раз выросли среднедушевые денежные доходы по сравнению с 2005 г. Темпы роста инвестиций в основной капитал за анализируемый период увеличились в 6 раз [2, 3, 4, 5].
Наибольшая вариация темпов роста инвестиций в основной капитал наблюдалась в 2012 г. (25 672,1 млн руб.) и 2015 г. (28 238,0 млн руб.) и 2016 г. (36 235,4 млн руб.).
Вместе с тем, сопоставимые объёмы промышленного производства, продукции сельского
хозяйства, жилищного строительства, оборота розничной торговли несколько возросли и в кризисном 2009 г.
В ходе анализа объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности выявлено, что в 2018 г. в сравнении с 2005 г. наблюдается рост показателей: «Добыча полезных ископаемых» увеличилась на 174,8 млн руб.), «Обрабатывающие производства» - на 21 830,3 млн руб., «Производство электроэнергии, газа и воды» - на 6774,8 млн руб.),
В 2018 г. наблюдался рост производства продукции сельского хозяйства в 3,6 раза по сравнению с 2005 г. , что составило 35 803,6 млн руб.), тогда как соответствующие характеристики развития сельского хозяйства наблюдались в 2015 г. - 2016 г. (лучшие), 2005-2006 гг. (худшие).
Параметры ввода в действие общей площади жилых домов в 2018 г. в процентах к 2005 г. достигли 192,9, т.е. рост составил 207 тыс. кв. м. Показатели оборота розничной торговли в 2018 г. по сравнению с 2005 г. увеличился в 5,4 раза (на 104 082,9 млн руб.).
В 2018 г. наблюдался рост основных фондов в экономике региона по полной учетной стоимости на конец года и составил 305 327 млн руб., что на 220 239 млн руб. больше, чем в 2005 г., т.е. больше в 3,6 раза. Платные услуги населению в 2018 г в сравнении с 2005 г. выросли в 4,6 раза, т.е. на 24 646,5 млн руб. Однако сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) в экономике региона имел отрицательное значение за весь анализируемый период,
С учётом физических темпов роста рассчитаны абсолютные характеристики изменения основных социально-экономических показателей КБР за 2005-2018 гг., качественный и количественный анализ которых свидетельствует о тенденциях развития региональной экономики.
В 2017 г. объём ВРП республики составил 138 489,2 млн руб., наблюдалось увеличение показателя по сравнению с 2005 г. и составило 101 655,8 (табл. 2).
Iт •и • шэжючншн
тз о
ю 00
тз
о тз
о тз
тз
тз
сл тз
s
ш
_ 2 м м м м м м м м м м м м м м
■ ¥ с ■> с ■> с ■> с ■> с ■> с ■> г ■> г ■> г ■> г ■> г ■> г ■> г ■> г ■>
г ■> г ■> г ■> г ■> г 1
аз с^ ил из м —1 о ю из с^ ил
и) и) из из из из из из из из из из из (О
гл ил ил с ■> с ■> г ■> г ■> г ■> г ■> г ■>
—1 ю м из ил из из ю ю о м ю о
о ю о из о —1 из ю о м
о о ю 00 ГЛ ил из м —1 ю 00 ГЛ ил
м «> гл м (*) м «> «> «> ю
ю <Х> и) гл «> из «> (*) из г ■> ил
ю с^ из о с^ о —1 м из о
о о о о ил о м о о о о о —1
м и) и) из м м м м м м
ю ил гл (X) м м ил г ■> г ■> ил м ГЛ
ил <Х> м из с ■> ГЛ т «> ил т (*)
с ■> м из ю ил ил (*) ил ю
ил из о м ил из ю из ю
и) —1 —1 ^ о —1 ил м —1 —1 о из
м и) из из м
«> ил г ■> м м —1 м «>
^ ю из из м ю с^ из из —1
00 м о ил из из ил м о из из м из
и)
м и) м из из м м из м м
с ■> м ю «> м ГЛ «>
ю ч> гл (X) м ил —1 м м (*) ил (*) —1
(X) (X) м м ГЛ г ■> ГЛ из г ■> г 1
о из ю —1 ил из о м из из ю
м ю из из ю о о ^ ю о из ю
ю 00 00 00 о 00 ГЛ ил ^ из м
гл ил ил г ■> м из т (*)
ю из м (X) ГЛ из «> м «> (*) м ил
^ аз из с^ ю с^ из с^ —1 из из и)
00 м ил ил из ил ^ м м из из
и) ^ ^ ^ из из из из м м м
ил ч> ил м м г ■> из г ■> «> (*) ил (О
00 и) «> из ГЛ ю ил ил 1Л
о <Х> с ■> м из «> (*) из т г ■> ил (*)
и) ю из о из с^ из из из ил —1
из ил из м —1 ил из ^ ил —1
м
^ ^ ^ из из м м м м м м м м м
и) м м «> (*) ГЛ ил из ю ю
о с^ м ил из —1 ю из с^ ю ю
о м м —1 —1 о 00 00 ГЛ ил ^ из м м
из (X) с ■> «> г ■> из м ил (*) (и
о ил «> м «> (*) ил т «> «> ил
00 гл ил ГЛ г ■> ГЛ г ■> (и
м из ил ил ю о —1 —1 из ю о ил
ю и) —■ из ^ ил о ^ —■ о
м и) к> м м м м м
с ■> ил м г ■> (*) ил из к> г ■> «> т
ил м из с ■> из ю из (*) ил ! ■> ил г ■>
и) с ■> (*) м г ■> «> «> ГЛ г 1
ю ю с ■> ГЛ «> (*) ил «> (*)
с^ о о ил ю ю м ю из
о о о о о о о о о о о о о о
м
и) м м ю м м
^ «> гл т ю г ■> ГЛ
из —1 с ■> т «> из «> «> «>
и) ил гл «> из т ГЛ м ю «> (*) ил «>
с^ —1 о о ю из ил ил ил о
о о м ил —1 —1 —1 м ил из ил
и)
00 м
и) ил (X) из «> из ГЛ ГЛ из из ю
ю с ■> с ■> (X) т м из г ■> «> г ■> т
ил о ил м о о с^ о из
ю ил из м м м м м из из
Годы
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел.
Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, руб./чел.
Инвестиции в основной капитал, млн. руб.
Добыча полезных ископаемых
Обрабатывающие производства
Производство электроэнергии, газа и воды
8 •<
О № и"
л>
п П
<5 н О го
о тз Ь "<
2 * 3 го
I го Е
с П х О)
X 5 п> "О
о Э х о
П ^ I го
X
тз
Продукция сельского хозяйства, млн. руб.
Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. кв. м.
Оборот розничной торговли, млн руб.
Основные фонды в экономике (по полной учетной стоимости на конец года), млн руб.
Платные услуги населению, млн руб.
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) в экономике, млн руб.
П О
ш а
О1
ш ж о
X
о
г
5 ■С
л> п ж
5
Л> э о ж ш и ш
и Н
ш л> ы ь
О з О тз
сп £
м
и в
00
30 ш
ш ■о
19
01
ш
а *
ш ■с
п ж о
5<
-о
л> п э
51
с
■С
а
удээшн VI/
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА В СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯХ
Таблица 2
Динамика ВРП Кабардино-Балкарской Республики за 2005-2016 гг.
Годы ВРП, фактический, млн руб. Индексы физического объема ВРП, в % ВРП в расчете на душу населения, руб.
2005 36833,4 107,8 42253,1
2006 41788,3 104,8 46813,4
2007 48908,7 104,8 54872,3
2008 58093,4 107,9 67731,3
2009 65660,1 104,2 76451,1
2010 77086,4 105,5 89668,3
2011 90594,5 104,1 105459,6
2012 106711,2 105,8 124226,6
2013 110971,5 98,8 129236,2
2014 116886,0 101,6 135984,6
2015 120528,8 101,9 139908,7
2016 135416,7 102,5 156849,6
2017 138489,2 100,1 117823,9
Изменения, (+,-) + 101655,8 -7,7 + 111457,8
*Источник: Таблица составлена по данным: Кабардино-Балкария в цифрах. 2013: Стат. сб. / Ка-бардино-Балкариястат. Н., 2013. - 276 с. С. 142. Кабардино-Балкария в цифрах. 2017. Статистический сборник / ОП Ставропольстата по КБР. Н., 2017. - 266 с. С. 129 . Кабардино-Балкария в цифрах. 2019. Краткий статистический сборник/ ОП Северо-Кавказстата по КБР. Н., 2019 г. - 275 с. С. 131
ВРП на душу населения в 2017 г. составил 160 077,0 руб., что больше на 117 823,9 руб. в сравнении с 2005 г. Однако индекс физического объема в 2017 г. снизился.
Продовольственный подкомплекс региона формирует сельское хозяйство совместно с пищевой промышленностью и реализацией продовольственных товаров.
Таким образом, ключевой задачей устойчивого развития многоукладных экономик субъектов СКФО, является не просто создание условий для экономического роста, повышения бюджетной обеспеченности, развития современной инфраструктуры и организации новых рабочих мест, а модернизация всей хозяйственной структуры и поиск внешних ресурсов для ее осуществления. До настоящего времени финансовые ресурсы, которые направлялись в субъекты СКФО через каналы межбюджетной системы, в том числе через различные федеральные фонды поддержки
регионов и муниципалитетов, в целом имели социальную направленность, помогали решать текущие социально-экономические задачи, но не создавали модернизационных импульсов роста, слабо влияли на экономические результаты регионов [7].
Одним из основных ресурсов модернизации субъектов СКФО является курортно-рекреаци-онный комплекс. Огромный потенциал социально-экономического развития округа заключен в рекреационной сфере. Около половины российских курортно-оздоровительных учреждений сосредоточено на территории округа. Высокая рентабельность туристического бизнеса способна привлечь крупных иностранных инвесторов при обязательном условии снижения политических и социальных проблем.
Важно отметить, что для модернизации экономики субъектов СКФО необходимо: 1) наращивать производство с опорой на внутренний
80
Л. А. НЕПЕЕВА
спрос и развивать формы внутриотраслевой координации; 2) создать условия для капитализации ресурсов мелкотоварного сектора экономики; 3) расширить возможности импортозамещения и экспорта; 4) использовать потенциал региона как трансграничный и развивать на этой основе транспортно-логистические сети.
В качестве дополнительного резерва ресурсов модернизации важнейшим направлением региональной политики в СКФО является создание механизма использования ресурсов этноэ-кономики в корпоративные и сетевые бизнес-структуры. Вместе с тем наращивание ресурсов модернизации в субъектах СКФО предполагает не только привлечение частных инвесторов, но и «точечные» инвестиции с участием государства в доходные сегменты экономики, а также инфраструктурное обустройство территории, приоритетное развитие малого бизнеса на основе ресурсов этноэкономики. Развитие инновационных сегментов экономики, высокотехнологичного производства и формирование современной профессиональной структуры населения СКФО будет способствовать созданию благоприятных
институциональных условий для привлечения в субъекты округа инвестиций; развитию рыночной инфраструктуры для капитализации имеющихся местных ресурсов. Такие ориентиры экономической политики в регионе будут способствовать перспективным установкам стратегии инновационного развития.
Таким образом, стратегия пространственного социально-экономического развития экономики субъектов СКФО должна строиться на трех принципах:
1) анализ потенциала и лимитирующих факторов экономического развития, определение места региона в экономическом развитии страны;
2) обозначение стратегических приоритетов и их пространственного представления, максимальное использование особенностей региона;
3) постоянный мониторинг реализации стратегических приоритетов, их регулярная корректировка в зависимости от изменения средне- и долгосрочных тенденций развития отраслей с сохранением принципиальных установок стратегического развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Колесников Ю. С. Этноэкономика в судьбах модернизации Юга России // Экономический вестник РГУ. 2013. № 2. С. 19-24.
2. Кабардино-Балкария в цифрах. 2010. Стат. сб. Н., 2010. - 317 с.
3. Кабардино-Балкария в цифрах. 2013: Стат. сб. / Кабардино-Балкариястат. Н., 2013. - 276 с.
4. Кабардино-Балкария в цифрах. 2017.Статистический сборник / ОП Ставропольстата по КБР. Н., 2017. - 266 с.
5. Кабардино-Балкария в цифрах. 2019. Краткий статистический сборник/ ОП Северо-Кавказстата по КБР. Н., 2019 г. - 275 с. С. 131.
6. Лаврикова Ю. Г. Кластеры как рыночный институт пространственного развития экономики. Урал.гос. экон. ун-т. Екатеринбург, 2009. - 466 с.
7. Овчинников В. Н. Экономическая модернизация России: макроэкономическая динамика и региональное развитие. Ростов-на-Дону.: Изд-во РГУ, 2006. - 368 с.
8. ПортерМ. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 454 с.
9. Созаева Т. Х., ЖантудуеваХ. М., Байсултанов А. С. Северо-Кавказский федеральный округ в условиях модернизации хозяйственного развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 27(84). С. 23-32.
10. Созаева Т. Х., Пшигошева А. Ю., Созаева Ф. Х., НепееваЛ. А. Формирование эффективного механизма использования природных ресурсов Кабардино-Балкарской Республики (вопросы методологии и хозяйственной практики). - Нальчик: Принт-Центр, 2016. - 141 с.
11. Туменова С. А., Созаева Т. Х. Системная модернизация как императив устойчивого развития территорий // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 8(335). С. 10-15.
НАУЧНЫЕ ИЗВЕСТИЯ • 22 • 2021