7. Lessing D. England Versus England / D.Lessing // Making It All Right. - M., 1978. - Р. 227-250.
Ширапова Светлана Доржиевна Лунева Наталья Павловна г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а Тел.: 89148314493 Е-тай: shashkova@mail.ru
УДК 811.111.82-1 Н.В. Рабкина
Пространственно-временная структура концепта WAR (война) на материале англоязычной военной поэзии
Анализируя хронотоп военной поэзии и обращаясь в поисках параллелей к библейским и эпическим текстам высокой культурной значимости, мы восстанавливаем пространственно-временную модель концепта WAR. Пространственная модель с ее трехуровневой структурой в вертикальном плане и оппозицией «космос - хаос» в горизонтальном соответствует древнегерманской мифопо-этической модели мира. Модель времени представляет собой комбинацию циклической и линейной моделей. В целом и пространственная, и временная структура предстают очень хрупкими, находятся в динамическом состоянии разрушения и характеризуются апокалипсической направленностью.
N.V. Rabkina
Spatio-temporal structure of the concept of war in English war poetry
Analyzing the spatio-temporal dimension of war poetry and seeking parallels in the biblical and epic texts of high cultural value, we build a spatio-temporal model of the concept of WAR. The spatial model corresponds with the mythological world model with its three-level vertical structure and «cosmos - chaos» opposition in horizontal section. Temporal model represents a combination of cyclic and linear time models. Both the spatial and temporal structures appear to be very fragile and are at a state of dynamical destruction and characterized by apocalyptical orientation.
Данная работа содержит результаты диссертационного исследования «Концепт WAR (война) в диахроническом аспекте (на материале англоязычной военной поэзии)». Материалом для исследования послужила поэзия, посвященная войнам XX-XXI вв.: от всемирно известных произведений британских поэтов Первой мировой войны до современного творчества резидентов антивоенных сайтов Интернет типа «Poets against War». В поисках подтверждения культурной и диахронической преемственности внутреннего наполнения концепта «WAR» мы также обращаемся к текстам высокой культурной значимости, определяющим мировоззрение носителей языка (древнегерманской мифологии, эпическим сказаниям, текстам Библии), а также к мифологии и эпосу неанглоязычных культур, что позволяет доказать универсальность тех или иных моментов.
Трактовка концепта как интенсиональной функции, определяющей множество объектов времени и пространства, аналогичного понятию хронотопа в литературоведении, где он понимается как существенная взаимосвязь времен-
[3: 101], позволяет предположить, что базовый для данного поэтического дискурса концепт передает этому дискурсу свою структуру и влияет на способ его организации, определяя набор образов и символов и языковые средства их выражения. Следовательно, изучение содержания соответствующего дискурса может пролить свет на содержание концепта «WAR» (война) и восстановить его структуру.
Анализ глагольной сочетаемости лексемы «war» («to end a war», «to start a war») позволяет предположить, что война концепуализуется как процесс, обладающий определенной временной протяженностью («in a time of war», «in wartime»). С другой стороны, такие сочетания, как «to go to war», «to come back / home from war (from Iraq / Vietnam, etc.)», «to come through the war», «at war (in the thick of the fray, at the cannon's mouth)», указывают на пространственную концептуализацию. Концепт «WAR», следовательно, предстает в виде некоего единства ных и пространственных отношений [1]. Мы исходим из того предположения, что англоязычный поэтический дискурс, тематически объ-
единенный концептом «WAR», содержит особую модель мира. Анализ повторяющихся мотивов поэтических текстов разной временной отнесенности позволяет выявить пространственно-временные, причинные, этические, персонажные параметры этой модели. Описание такого комплекса производится через экспликацию метафорических моделей [5, 6, 7] и бинарных оппозиций (по аналогии с методом реконструкции мифопоэтических моделей мира [4; 2].
Пространственная структура концепта «WAR» предстает в виде двух моделей - горизонтальной и вертикальной. Доминирование пространственных оппозиций «верх - низ» и «внутренний - внешний» связано с тем, что любая модель пространства, воспринимаемого человеком, будет антропоцентрична.
Горизонтальная структура пространства войны базируется на противопоставлении «внешний - внутренний», которое реализуется в архетипических образах космоса и хаоса. Пространство войны вынесено во внешний хаос и характеризуется как пространство абсурда, где разрушаются законы логики и базовые дихотомические пары, на которых строится космос.
Мифопоэтическое пространство представляет собой бесконечную цепь процессов косми-зации (упорядочивание хаоса) или декосмиза-ции (возвращение космоса в состояние хаоса). Война может являться выражением обоих этих процессов. Архетип космизации (метафорическая модель ВОЙНА - КОСМИЗАЦИЯ ХАОСА) характерен для модели мира поэзии колониальных войн, к которой мы относим как поэзию Р.Киплинга, так и поэзию Вьетнамской и Иракской войн. Эта модель основана на противопоставлении обжитого человеком, структурированного его сознанием участка ойкумены и окружающего его океана хаоса. Ойкумена колониального универсума постоянно испытывает угрозу извне, ее существование поддерживается только постоянной деятельностью по доместикации внешнего пространства: его освоению и колонизации.
Восприятие войны как декосмизации (ВОЙНА - ДЕКОСМИЗАЦИЯ ОЙКУМЕНЫ) характерно для народа, подвергшегося нападению извне. Однако в эпоху ядерного оружия в принципе любой военный конфликт может быть прочитан как декосмизация. Ядерное оружие, превращающее Все в Ничто, связано в военной поэзии с архетипом пустоты, маркирующей окончание фазы декосмизации. Страх гибели мира может объяснять обилие в современной военной поэзии лексики, связанной с пустотой
(barren, bare, blank, cavity, cipher, crater, to decimate, to demolish, emptiness / empty, grotto, hole, hollow, nothingness, non-existence, void, , waste, vacuum, to vanish, zero). Образ пустоты, частотный для антивоенной поэзии Ирака, приобретает символическое значение космической катастрофы. Угроза декосмизации на этом материале выражается в мотиве сокращения дистанции между пространством войны и пространством мира. После теракта 11 сентября американская антивоенная поэзия Интернет пронизана ощущением грядущей катастрофы: пространство войны - пустыня - в любой момент может поглотить пространство ойкумены. Фундаментальная оппозиция «внутренний / внешний» оказывается под угрозой, что определяет эсхатологическую интерпретацию событий.
Апокалипсическая направленность свойственна и вертикальной структуре пространства войны, которая соответствует трехуровневой структуре древнегерманской мифопоэтической картины мира и наследующей ей христианской. В центре древнегерманской мифопоэтической модели мира находилось Мировое Древо - реализация архетипа оси, поддерживающей стабильное не пересекающееся существование трех миров. Христианский символ Креста в какой-то степени принял эту функцию. Любой вегетативной модели мира присуще единство макрокосма и микрокосма, что находит свое выражение в поэтических формулах скальдической поэзии, эпических сказаний, фольклора, и перетекает в современную военную поэзию.
И в древнегерманской мифопоэтической модели мира, и в военной поэзии равновесие миров предстает как чрезвычайно хрупкое. Мифологическая земная вертикаль разрушается, подвергаясь нападкам извне: единственное, что ее удерживает, - самоотверженные действия солдат, которые продолжают защищать свою ойкумену. Наглядным примером разрушения концептуальной вертикали может послужить лирика сети Интернет, посвященная террористической атаке на башни торгового центра в Нью-Йорке, чье огромное символическое значение позволяет воспринимать их образ в поэзии как реализацию архетипа мировой оси. Но концептуальная ось рушится: небо опускается на землю, а подземный мир преисподней поднимается на средний уровень, оставляя в ловушке человека, чье место в данной модели мира строго зафиксировано. Нижний мир преисподней постепенно заполняет собой пространство мира людей: кости покрывают поля, солдаты-призраки возвращаются домой с войны, а у тех, кто вернулся живым, меняется наполнение
души - так, как если бы он вернулся с «того света». Пространство войны может напрямую соотноситься с пространством ада (метафорическая модель ВОЙНА - АД).
Можно заключить, что декосмизация на уровне вертикальной и горизонтальной структуры поэтического пространства войны, вторжение хаоса на участок ойкумены и замещение мира людей преисподней соответствуют архе-типическому представлению о конце света, определяя общую апокалипсическую направленность поэтического дискурса. Однако стоит заметить, что тождество макрокосма и микрокосма в наивной картине мира определяет интерпретацию любой войны как последней, что прослеживается на материале эпоса и древних культурных памятников. Построение темпоральной структуры военной лирики основывается на том утверждении, что военная поэзия, как и любая система, производит присущую только ей темпоральность. Восстановление модели времени англоязычной военной поэзии проливает свет на временной аспект концепта «WAR». В ней мы обнаруживаем одновременное существование двух моделей времени: циклическую модель, типичную для языческой мифологии, и сменившую ее линейную, восходящую к текстам Библии.
Циклическая модель отражает представление о вечном чередовании фаз хаоса и космоса, что в мифах и эпосе часто находит воплощение в образе борьбы героя и чудовища. Война в военной лирике описывается как нечто неизбежно повторяющееся во времени. Война может быть перманентной или звеном в цепи нескончаемой череды войн. С этим связана метафора ВОЙНА - СПИРАЛЬ / КОЛЕСО.
Линейная модель основана на библейском предании о том, что жизнь людей на этой земле началась с братоубийства и закончится Последней битвой. Мотив обреченности мира берет начало в эпических плачах, встречается в скаль-дической поэзии и древнейшей англосаксонской лирике. В неизмененном виде он возникает и в современной военной поэзии: движение мира к своему концу продолжается каждую секунду, незаметно для человека. Также континуальны мотивы ущербности годового цикла (перманентная зима) и неполноты линии времени: на ней нет будущего, каждый надгробный камень -незаконченная история, вечность принадлежит только пространству смерти, которая концеп-
3. Павиленис Р.И. Проблема смысла / Р.И. Павиле-нис. - М.: Мысль, 1983. - 285 с.
4. Цивьян Т.В. Модель мира и ее лингвистические основы / Т.В. Цивьян. - М.: КомКнига, 2006. - 280 с.
туализируется как вор, крадущий время. Единственный способ восстановить линию времени -вырваться из пространства войны. Неполнота суток выражена не так ярко (кроме, пожалуй, поэзии Первой мировой войны, где часто описываются ночные вылазки на нейтральную полосу). Однако тот факт, что само поэтическое пространство войны уже вынесено во внешнюю тьму хаоса, предопределяет имплицитное присутствие архетипа тьмы в том или ином его выражении.
Можно прийти к выводу, что и мифологическое циклическое время, и библейское линейное в хронотопе военной поэзии так или иначе эсхатологически направлено, так как оба варианта предусматривают гибель мира. Этим обусловлена важность понятия мгновения: мгновение отделяет пространство мира от перехода в пространство войны, мгновение отделяет хрупкую трехуровневую структуру космоса от разрушения.
Смешение двух временных парадигм создает в хронотопе военной поэзии третью, особенную модель времени как хаоса времен: здесь смешались эпохи, войны, народы, страны. Ключевые моменты мировой истории, отраженные в прецедентных текстах Библии, обречены здесь на многократное повторение.
Таким образом, анализ хронотопа англоязычной военной поэзии позволяет построить пространственную и временную модели, входящие в структуру концепта «WAR». Пространственная модель концепта «WAR», восстановленная на материале поэтического дискурса, будет соответствовать германской мифопоэти-ческой модели мира с ее трехуровневой структурой в вертикальном плане и противопоставлением космоса и хаоса в горизонтальном. Временная модель представляет комбинацию циклической и линейной моделей времени, реализующуюся как смешение времен. Однако и пространственная структура, и временная находятся в динамическом состоянии разрушения и характеризуются апокалипсической направленностью.
Литература
1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе / М.М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
2. Бондаренко Г.В. Мифология пространства древней Ирландии / Г.В. Бондаренко. - М.: Языки славянской культуры. - 416 с.
5. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. -The University of Chicago Press, 1980.
6. Lakoff G. Metaphor and War: The Metaphor System Used to Justify War in the Gulf Peace // Research. -№ 23 (1991). - P. 25-32.
7. Lakoff G. Whose Freedom? The Battle Over America's Most Important Idea. - Farrar, Straus and Gi-roux, 2006. - 288 p.
1. Bakhtin M.M. Forms of time and chronotope in a novel / M.M. Bakhtin. Questions of literature and aesthetics. - M., 1975.
2. Bondarenko G.V. Mythology of space of the ancient Ireland. - M.: Languages of the Slavic culture. - 416 p.
3. Pavilenis R.I. Problem of meaning. - M.: Mysl, 1983. - 285p.
4. Tsivyan T.V. The model of the world and its linguistic bases. - M.: Komkniga, 2006. -280p.
Рабкина Надежда Владимировна ассистент кафедры английской филологии №1 Кемеровского государственного университета, 650066, Кемерово, пр. Октябрьский 20 в -7 Тел.: 83842522787 modesta@kemcity.ru
УДК 811.111 И.Л. Петроченкова
Семантическая классификация английских «инструментальных» существительных
Данная статья посвящена разработке семантической классификации «инструментальных» существительных в английском языке на основе трехступенчатой схемы анализа и системы основных семантических типов состояний. В данной работе дана смысловая характеристика понятий «инструмент» и «инструментальная ситуация», а также представлен широкий список английских «инструментальных» существительных, иллюстрирующих представленную семантическую классификацию.
I.L. Petrochenkova
The semantic classification of English instrumental nouns
The article is devoted to the semantic classification of instrumental nouns in the English language on the basis of three-step scheme of analysis and the system of the main semantic types of states. The article highlights the notional characteristics of the terms "instrument" and "instrumental situation" and gives a wide list of English instrumental nouns illustrating the semantic classification.
Предметом рассмотрения настоящей статьи являются существительные со значением «инструмента» в современном английском языке (700 лексических единиц), выявленные на основе анализа дефиниций англо-английских словарей [2], [3], [4], [5], [6]. Обращение к исследованию «инструментальных» существительных (ИС) обусловлено возросшим интересом к изучению различных групп и подсистем лексики английского языка с конкретной предметно-понятийной отнесенностью. Цель статьи - дать четкую семантическую классификацию английских «инструментальных» существительных, выявить конкретные формы отражения данного фрагмента действительности в английском языке.
Понятие «инструмент» (И) рассматривается как сложный структурированный комплекс, объединяющий сеть взаимосвязанных понятий, входящих в «инструментальную» ситуацию»
(ИС), которая рассматривается в качестве подтипа каузативной ситуации КС.
Каузативная ситуация КС выражает некоторое воздействие а субъекта С на объект О, следствием которого является определенное изменение результативного состояния с последнего, которое качественно отличается от состояния, имевшего место до начала воздействия а.
Инструментальная ситуация ИС представляет собой усложнение каузативной ситуации КС за счет введения в нее дополнительного «участника-актанта» - «инструмента» И.
Субъект С определяется как актант, оказывающий определенное воздействие а на объект О и каузирующий его результативное состояние с, но не являющийся носителем последнего.
Объектом О будет считаться актант, выступающий в роли основного носителя результативного состояния с.