ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА КОНЦЕПТА <^АЯ» (ВОЙНА) НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ВОЕННОЙ ПОЭЗИИ
Н.В. Рабкина
Данная статья посвящена анализу концепта «war» («война») на материале англоязычной военной поэзии XX-XXI вв. Анализируя хронотоп военной поэзии и обращаясь в поисках параллелей к библейским и эпическим текстам высокой культурной значимости, мы восстанавливаем пространственно-временную модель концепта «war» («война»). Пространственная модель с ее трехуровневой структурой в вертикальном плане и оппозицией «космос - хаос» в горизонтальном соответствует древнегерманской мифопоэтической модели мира. Модель времени представляет собой комбинацию циклической и линейной моделей. В целом и пространственная, и временная структура предстают очень хрупкими, находятся в динамическом состоянии разрушения и характеризуются апокалипсической направленностью.
Ключевые слова: концепт, метафора, модель мира, поэзия.
Данная работа содержит результаты диссертационного исследования по теме «Концепт WAR (война) в диахроническом аспекте (на материале англоязычной военной поэзии)». Материалом для исследования послужила поэзия, посвященная войнам XX-XXI вв.: от всемирно известных произведений британских поэтов Первой мировой войны до современного творчества резидентов антивоенных сайтов Интернет («Poets against War»). В поисках подтверждения культурной и диахронической преемственности внутреннего наполнения концепта «WAR» мы также обращаемся к текстам высокой культурной значимости, определяющим мировоззрение носителей языка (древнегерманской мифологии, эпическим сказаниям, текстам Библии), а также к мифологии и эпосу неанглоязычных культур, что позволяет доказать универсальность тех или иных моментов.
Трактовка концепта как интенсиональной функции, определяющей множество объектов [1], позволяет предположить, что базовый для данного поэтического дискурса концепт передает этому дискурсу свою структуру и влияет на способ его организации, определяя набор образов и символов и языковые средства их выражения. Следовательно, изучение содержания соответствующего дискурса может пролить свет на содержание концепта «WAR» (война) и восстановить его структуру.
Анализ глагольной сочетаемости лексемы «war» («to end a war», «to start a war») позволяет предположить, что война конце-пуализируется как процесс, обладающий оп-
ределенной временной протяженностью («in a time of war», «in wartime»). С другой стороны, такие сочетания, как «to go to war», «to come back / from / through war», указывают на пространственную концептуализацию. Концепт «WAR», следовательно, предстает в виде некоего единства времени и пространства, аналогичного понятию хронотопа в литературоведении, где он понимается как существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений [2]. Мы исходим из предположения, что англоязычный поэтический дискурс, тематически объединенный концептом «WAR», содержит особую модель мира. Анализ повторяющихся мотивов поэтических текстов разной временной отнесенности позволяет выявить пространственно-временные, причинные, этические, персонажные параметры этой модели. Описание такого комплекса производится через экспликацию метафорических моделей [3-5] и бинарных оппозиций (по аналогии с методом реконструкции мифопоэтических моделей мира в работах Т.В. Цивьян [6] и Г.В. Бондаренко [7].
Пространственная структура концепта «WAR» предстает в виде двух измерений -горизонтальном и вертикальном. Горизонтальная структура пространства войны базируется на противопоставлении «внешний -внутренний», которое реализуется в архети-пических образах космоса и хаоса. Пространство войны вынесено во внешний хаос и характеризуется как пространство абсурда, где разрушаются законы логики и базовые дихотомические пары, на которых строится
космос. Мифопоэтическое пространство представляет собой бесконечную цепь процессов космизации (упорядочивание хаоса) или декосмизации (возвращение космоса в состояние хаоса). Война может являться выражением обоих этих процессов. Архетип космизации (метафорическая модель ВОИНА -КОСМИЗАЦИЯ ХАОСА) характерен для модели мира поэзии колониальных войн (творчество Р. Киплинга, поэзия Вьетнамской и Иракской войн). Эта модель основана на противопоставлении структурированного сознанием человека участка пространства (ойкумены) и окружающего хаоса. Ойкумена колониального универсума постоянно испытывает угрозу извне, ее существование поддерживается только постоянной деятельностью по доместикации внешнего пространства.
Восприятие войны как декосмизации (ВОЙНА - ДЕКОСМИЗАЦИЯ ОЙКУМЕНЫ) характерно для народа, подвергшегося нападению извне. Однако в эпоху ядерного оружия в принципе любой военный конфликт может быть прочитан как декосмизация. Угроза декосмизации выражается в мотиве сокращения дистанции между пространством войны и пространством мира: фундаментальная оппозиция «внутренний / внешний» оказывается под угрозой, что определяет эсхатологическую интерпретацию событий.
Апокалипсическая направленность свойственна и вертикальной структуре пространства войны, которая соответствует трехуровневой структуре древнегерманской мифопоэтической картины мира и наследующей ей христианской. В центре находится какая-либо реализация архетипа оси (Мировое Древо, Крест), поддерживающей стабильное непересекающееся существование трех миров. И в древнегерманской мифопоэтической модели мира, и в военной поэзии равновесие миров предстает как чрезвычайно хрупкое. Мифологическая земная вертикаль разрушается, подвергаясь нападкам извне: небо опускается на землю, а подземный мир преисподней поднимается на средний уровень, оставляя в ловушке человека, чье место в данной модели мира строго зафиксировано. Нижний мир преисподней постепенно заполняет собой пространство мира людей: кости покрывают поля, солдаты-призраки возвращаются домой с войны, а у тех, кто вернулся
живым, меняется наполнение души так, как если бы он вернулся с «того света». Пространство войны может напрямую соотноситься с пространством ада (метафорическая модель ВОИНА - АД). Наглядным примером разрушения концептуальной вертикали может послужить лирика сети Интернет, посвященная террористической атаке на башни торгового центра в Нью-Иорке, чье огромное символическое значение позволяет воспринимать их образ в современной англоязычной поэзии Интернет как реализацию архетипа мировой оси.
Можно заключить, что декосмизация на уровне вертикальной и горизонтальной структуры поэтического пространства войны, вторжение хаоса на участок ойкумены и замещение мира людей преисподней соответствуют архетипическому представлению о конце света, определяя общую апокалипсическую направленность поэтического дискурса. Стоит, однако, заметить, что тождество макрокосма и микрокосма в наивной картине мира определяет интерпретацию любой войны как последней, что прослеживается на материале эпоса и древних культурных памятников.
Построение темпоральной структуры
военной лирики основывается на том утверждении, что военная поэзия, как и любая система, производит присущую только ей темпоральность. Восстановление модели времени англоязычной военной поэзии проливает свет на временной аспект концепта «WAR». В ней мы обнаруживаем одновременное существование двух моделей времени. Циклическая модель, типичная для языческой мифологии, отражает представление о вечном чередовании фаз хаоса и космоса, что в мифах и эпосе часто находит воплощение в образе борьбы героя и чудовища. Война в военной лирике описывается как нечто неизбежно повторяющееся во времени. Война может быть перманентной или звеном в цепи нескончаемой череды войн. С этим связана метафора ВОЙНА - СПИРАЛЬ / КОЛЕСО. Линейная модель, сменившая циклическую, основана на библейском предании о том, что жизнь людей на этой земле началась с братоубийства и закончится Последней битвой. Мотив обреченности мира берет начало в эпических плачах, встречается в скальдической поэзии и древнейшей
2lQ
англосаксонской лирике. В неизмененном виде он возникает и в современной военной поэзии: движение мира к своему концу продолжается каждую секунду, незаметно для человека. Также континуальны мотивы ущербности годового цикла (перманентная зима) и неполноты линии времени: на ней нет будущего, каждый надгробный камень -незаконченная история, вечность принадлежит только пространству смерти, которая концептуализируется как вор, крадущий время. Единственный способ восстановить линию времени - вырваться из пространства войны. Неполнота суток выражена не так ярко (кроме, пожалуй, поэзии Первой мировой войны, где часто описываются ночные вылазки на нейтральную полосу). Однако тот факт, что само поэтическое пространство войны уже вынесено во внешнюю тьму хаоса, предопределяет имплицитное присутствие архетипа тьмы в том или ином его выражении.
Можно прийти к выводу, что и мифологическое циклическое время, и библейское линейное в хронотопе военной поэзии так или иначе эсхатологически направлено, т. к. оба варианта предусматривают гибель мира. Этим обусловлена важность понятия мгновения: мгновение отделяет пространство
мира от перехода в пространство войны, мгновение отделяет хрупкую трехуровневую структуру космоса от разрушения. Смешение двух временных парадигм создает в хронотопе военной поэзии третью, особенную модель времени как хаоса времен: здесь смешались эпохи, войны, народы, страны. Ключевые моменты мировой истории, отраженные в прецедентных текстах Библии, обречены здесь на многократное повторение.
Таким образом, анализ хронотопа англоязычной военной поэзии позволяет построить пространственную и временную модели, входящие в структуру концепта «WAR». Пространственная модель концепта «WAR», восстановленная на материале по-
этического дискурса, будет соответствовать германской мифопоэтической модели мира с ее трехуровневой структурой в вертикальном плане и противопоставлением космоса и хаоса в горизонтальном. Временная модель представляет собой комбинацию циклической и линейной моделей времени, реализующуюся как смешение времен. Однако и пространственная структура, и временная находятся в динамическом состоянии разрушения и характеризуются апокалипсической направленностью.
1. ПавиленисР.И. Проблема смысла. М., 1983.
2. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Попросы литературы и эстетики. М., 1975.
3. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. Chicago, 1980.
4. Lakoff G. Metaphor and War: The Metaphor System Used to Justify War in the Gulf Peace // Research. 1991. № 23. P. 25-32.
5. Lakoff G. Whose Freedom? The Battle Over America's Most Important Idea. Farrar; Straus and Giroux, 2006.
6. Цивьян Т.В. Модель мира и ее лингвистические основы. М., 2006.
7. Бондаренко Г. В. Мифология пространства древней Ирландии. М., 2003.
Поступила в редакцию 15.04.2008 г.
Rabkina N.V. Spatial-temporal structure of the concept “war” in English war poetry. The article is devoted to the analysis of the concept “war” in the English war poetry of the XX-XI centuries. Analyzing the spatial-temporal dimension of war poetry and seeking parallels in the biblical and epic texts of high cultural value, we make a spatial-temporal model of the concept “war”. The spatial model corresponds to the mythological world model with its three-level vertical structure and “cosmos - chaos” opposition in a horizontal section. Temporal model represents a combination of cyclic and linear time models. Both the spatial and temporal structures appear to be very fragile and are at a state of dynamical destruction and characterized by apocalyptical orientation.
Key words: concept, metaphor, world model, poetry.