Научная статья на тему 'ПРОСТРАНСТВЕННО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФРАНЦУЗСКИХ ЦЕРКВЕЙ В ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ ГОТИКИ НА ПРИМЕРЕ ЦЕРКВИ СЕН-ПЬЕР-СЕН-ПОЛЬ В ЛЁ НЁБУРЕ'

ПРОСТРАНСТВЕННО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФРАНЦУЗСКИХ ЦЕРКВЕЙ В ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ ГОТИКИ НА ПРИМЕРЕ ЦЕРКВИ СЕН-ПЬЕР-СЕН-ПОЛЬ В ЛЁ НЁБУРЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
287
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗДНЯЯ ГОТИКА / ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА / ЦЕРКОВЬ СЕН-ПЬЕРСЕН-ПОЛЬ В ЛЁ НЁБУРЕ / АПСИДА / ДЕАМБУЛАТОРИЙ / ФОРМАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / НОРМАНДСКАЯ ГОТИКА / LATE GOTHIC ART / GOTHIC ARCHITECTURE / GOTHIC SYSTEM / CHURCH OF SAINTS PETER AND PAUL AT LE NEUBURE / APSE / AMBULATORY / FORMAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Позднякова Марина Игоревна

Статья посвящена анализу архитектурного решения позднеготической нормандской церкви Сен-Пьер-Сен-Поль в Лё Нёбуре кон. XV - 1-й пол. XVI в. Ввиду удаленности от крупных городов Нормандии до настоящего времени данный памятник был предметом краеведческих изысканий, но не искусствоведческих исследований. Французская поздняя готика все еще остается изучаемой как художественная эпоха, но не как последний, заключительный этап развития готической архитектуры, поэтому введение в научный оборот нового памятника представляется совершенно необходимым. По сложности своего пространственно-планировочного решения церковь Сен-Пьер-Сен-Поль в Лё Нёбуре является уникальной, и на ее примере рассматриваются такие особенности, как постановка колонны апсиды на главной оси церкви, сокращение зоны деамбулатория, отказ от венца капелл и отсутствие трансепта. В качестве аналогий привлекаются как нормандские (Сен-Маклу в Руане, Нотр-Дам в Кодбек-ан-Ко, Сен-Пьер в Кане), так и французские церкви поздней готики (Сен-Северен в Париже). В статье приводятся доказательства того, что данные изменения не являются случайными, они характерны для пространственных поисков готической архитектуры этого периода, и можно говорить о серьезной трансформации прежних принципов построения восточной части церкви в позднюю готику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTIC FEATURES OF SPATIAL AND PLANNING OF FRENCH CHURCHES IN THE LATE GOTHIC PERIOD WITH THE CHURCH OF SAINTS PETER AND PAUL AT LE NEUBURE

This article analyses the architectural arrangement of the late Gothic church of Saints Peter and Paul at Le Neubure, Normandy, of the 15th - fi rst half of the 16th centuries. Due to its remoteness from large cities of Normandy, this church has only been a subject of local historical studies, but has not been a topic of art history. French late Gothic art still remains to be studied as an epoch in the history of art rather than a final stage of Gothic architectural development. For this reason, a study and publication of this church is necessary. The spatial and planning solutions of the church of Saints Peter and Paul at Le Neubure are extremely complicated, which makes this church unique. Distinctive features of this church include the apse pier on the main axis, smaller ambulatory, lack of ring of chapels, absence of a transept. The article looks at other churches of Normandy (Saint-Maclou at Rouen, Notre-Dame at Caudebec-en-Caux, Saint-Pierre at Caen) as well as at French churches (Saint-Severin in Paris) of the late Gothic period as analogies. It is shown that these changes are not accidental; they are characteristic of the search for new spacial solutions in the Gothic architecture of the relevant period. One can argue in favour of a significant transformation of the older principles of constructiong the eastern part of the church in the late Gothic period.

Текст научной работы на тему «ПРОСТРАНСТВЕННО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФРАНЦУЗСКИХ ЦЕРКВЕЙ В ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ ГОТИКИ НА ПРИМЕРЕ ЦЕРКВИ СЕН-ПЬЕР-СЕН-ПОЛЬ В ЛЁ НЁБУРЕ»

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 37. С. 28-45 БОТ: 10.15382Мш^202037.28-45

аспирант кафедры всеобщей истории искусств

Российская Федерация, 119991,

Позднякова Марина Игоревна,

Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова

г. Москва, ул. Ленинские горы, 1; науч. сотрудник Научно-

исследовательского института

теории и истории архитектуры

и градостроительства филиала ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России»

Российская Федерация, 111024, г. Москва ул. Душинская, 9 marinapozd24@gmail.com

ОКСГО: 0000-0002-3164-009Х

Пространственно-планировочные особенности

ФРАНЦУЗСКИХ ЦЕРКВЕЙ В ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ ГОТИКИ НА ПРИМЕРЕ

церкви Сен-Пьер-Сен-Поль в Лё Нёбуре

Аннотация: Статья посвящена анализу архитектурного решения позднеготиче-ской нормандской церкви Сен-Пьер-Сен-Поль в Лё Нёбуре кон. XV — 1-й пол. XVI в. Ввиду удаленности от крупных городов Нормандии до настоящего времени данный памятник был предметом краеведческих изысканий, но не искусствоведческих исследований. Французская поздняя готика все еще остается изучаемой как художественная эпоха, но не как последний, заключительный этап развития готической архитектуры, поэтому введение в научный оборот нового памятника представляется совершенно необходимым. По сложности своего пространственно-планировочного решения церковь Сен-Пьер-Сен-Поль в Лё Нёбуре является уникальной, и на ее примере рассматриваются такие особенности, как постановка колонны апсиды на главной оси церкви, сокращение зоны деамбулатория, отказ от венца капелл и отсутствие трансепта. В качестве аналогий привлекаются как нормандские (Сен-Маклу в Руане, Нотр-Дам в Кодбек-ан-Ко, Сен-Пьер в Кане), так и французские церкви поздней готики (Сен-Северен в Париже). В статье приводятся доказательства того, что данные изменения не являются случайными, они характерны для пространственных поисков готической архитектуры этого периода, и можно говорить о серьезной трансформации прежних принципов построения восточной части церкви в позднюю готику.

Ключевые слова: поздняя готика, готическая архитектура, церковь Сен-Пьер-Сен-Поль в Лё Нёбуре, апсида, деамбулаторий, формальный анализ, нормандская готика.

М. И. Позднякова

Готическая архитектура во Франции существует с 1140-х гг. до начала XVI в., и для каждого периода определены свои знаковые памятники. Новый хор церкви Сен-Дени начинает историю готики, Нотр-Дам в Шартре открывает линию классических соборов, а в Сен-Шапель достигает апофеоза лучистая готика. Для поздней готики во Франции (примерно 1430-е гг. — 1-я треть XVI в.) такого условного ряда памятников пока что не существует из-за недостаточной изученности этого периода. В противоположность универсальности лучистой готики поздняя готика стремится к индивидуальным решениям, но, несмотря на кажущееся разнообразие, они поддаются систематизации и являются закономерными итогами развития готической архитектуры. Это и будет показано через анализ плана и пространства церкви Сен-Пьер-Сен-Поль в Лё Нёбуре в Нормандии (и ближайшей к ней группе памятников). Выбор этой церкви неслучаен: во-первых, постановка колонны апсиды на главной оси церкви, отсутствие трансепта, редуцированный восточный конец являются отличительными особенностями поздней готики; во-вторых, церковь имеет очень позднюю датировку (кон. XV в., апсида — сер. XVI в.) и становится условным итогом поздней готики и с точки зрения хронологии (готику сменяет Ренессанс), и с точки зрения архитектуры: как будет показано, дальнейшее развитие пространственных тенденций практически невозможно. Анализ пространства позднеготических церквей важен для понимания эволюции готической архитектуры именно потому, что готика начинается с нового видения пространства восточной части уже упомянутой церкви Сен-Дени.

По историческим причинам Франция поздно вступает в позднюю готику: пока Карл IV, будущий император Священной Римской империи, с 1344 г. финансирует строительство собора св. Вита в Праге, который некоторые иссле-дователи1 считают одним из первых памятников европейской поздней готики, Франция проигрывает Англии в Столетней войне (1337—1453) одно сражение за другим. Из-за своего географического положения Нормандия больше всего пострадала в войне, и период ее активного восстановления приходится на 2-ю пол. XV — нач. XVI в. Но благодаря этому Нормандия становится самым позднего-тическим регионом Франции и по числу памятников, и по их художественному уровню.

Готика появляется во Франции, но поздняя готика существует в своем региональном варианте практически в любой части Европы: «украшенный стиль» и «перпендикулярная готика» Англии, Sondergotik в Германии, «пламенеющая готика» во Франции, «мануэллино» в Португалии, «исабеллино» и «платтере-ско» в Испании. Эти явления на терминологическом уровне низведены до декоративной составляющей, что затрудняет изучение поздней готики: во-первых, заранее оказываются исключенными многие памятники, которые «пламенеющего» декора не имеют (например, рассматриваемая в данной статье церковь); во-вторых, становится невозможным рассмотрение конструктивных и простран-

1 Например, Пауль Франкль упоминает собор св. Вита в числе первых памятников поздней готики, а затем посвящает памятникам, построенным семейством Парлеров, отдельную главу. Frankl P. Gothic Architecture. Revised by Paul Crossley. New Haven; L., 2000. P. 191, 200209.

ственных проблем; в-третьих, акцент на декоративности неизбежно приводит к поиску похожих тенденций в книжной миниатюре, живописи, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве, поэтому поздняя готика описана как стиль и художественная эпоха2, но не как завершающий этап развития готической архитектуры.

Несмотря на то что Анри Фосийон говорил об отсутствии структурной логики в поздней готике3, а Луи Гродеки считал позднюю готику «излишне фантазийной»4, Пауль Франкль в книге «Готическая архитектура» пишет общую главу о европейской поздней готике, куда включает и французские памятники, хотя начинает, согласно хронологии, с немецких церквей5. На сегодняшний день это самый серьезный текст о французской поздней готике: поскольку Франкль понимает логику развития готики, от его внимания не ускользают такие особенности, как постановка колонны посреди апсиды, появление фасадов с портиками, изменения ордерных решений. Книга Ролана Санфасона «Архитектура пламенеющей готики»6, написанная почти на десять лет позже книги П. Франкля, является в большей степени путеводителем по памятникам, нежели историей архитектуры.

Интерес к поздней готике за последние три десятилетия проявляется со стороны традиционно сильных для французской науки жанров — краеведческих и археологических исследований. Примерно каждые пять лет публикуются новые памятники, где обстоятельства и этапы строительства изложены настолько подробно, насколько это позволяет база источников7. Накопление материала пока что не приводит к осмыслению этого периода: непонятно, какие памятники считаются для поздней готики программными. Возможно, еще не все известно о соборах Шартра и Амьена, но, в отличие от ситуации с поздней готикой, в науке существует четкое представление о том, какую роль играют эти памятники в истории готической архитектуры.

Как уже было сказано, бурная строительная деятельность кон. XV— нач. XVI в. в Нормандии обусловлена разрушениями Столетней войны. К числу региональных особенностей также относится радикальный подход ко всей пред-

2 После того как Ян Бялостоцкий доказал ценность поздней готики (Bialostocki J. Late Gothic: Disagreements about the Concept. // Journal of the British Archeological Association, 3rd series, 29, 1966. P.76—1G5), примерно каждые десять лет выходят работы, осмысляющие позднюю готику как художественную эпоху: Bialostocki J. Spätmittelalter und beginnende Neuzeit. Berlin, 1972; Swann W. The Late Middle Age. Art and Architecture from 135G to the Advent of the Renaissance. Ithaca, N. Y., 1977; Kavaler E. M. Renaissance Gothic. Architecture and the Arts in Northern Europe 147G—154G. L.; New Haven, 2G12.

3 Focillon H. Vie des formes. P., 1934. P. 13-14.

4 Grodecki L. Gothic Architecture. Milan, 1985. P. 2G2.

5 Frankl P. Op. cit. P. 231-26G.

6 Sanfaçon R. L'architecture flamboyante en France. Quebec, 1971.

7 Например: Neagley L. E. Disciplined Exuberance. The Parish Church of Saint-Maclou and Late Gothic Architecture in Rouen. University Park, 1998; Dubois J. Notre-Dame d'Alençon, 135G-154G, financement et reconstruction. Rennes, 2GGG; Bayle M. (ed.) L'architecture normande au Moyen Age. Les étapes de la creation. Caen, 2GG1, vol. 2; Pérouse de Montclos J.-M. Le patrimoine en Normandie. P., 2GG8; Hamon E. Un chantier flamboyant et son rayonnement: Gisors et les églises du Vexin français. Besancon, 2GG8.

шествующей традиции в области планировочно-пространственных решений, ордерной организации или построения фасада. Высокая степень творческой свободы обусловлена тем, что в Нормандии есть сильная романская архитектура и памятники «предготического» круга, но отсутствует такая мощная готическая традиция, как в центральном регионе и в Иль-де-Франсе. Упоминание последнего региона неслучайно: Париж тоже сильно пострадал во время Столетней войны и восстанавливается во 2-й пол. XV в. Но наличие в Париже одного из программных памятников — собора Нотр-Дам — определило всю линию развития парижской поздней готики: при небольших размерах многие церкви строятся пятинефными и с двойными деамбулаториями. Нормандия не участвует в процессе становления готической традиции в XII—XIII вв., она перенимает готику и придает ей местный колорит (например, многослойность). Соборы Нотр-Дам в Се, Руане, Байе, Кутансе и в Ле Мане (географически близко, но относится к региону долины Луары), несмотря на несомненные достоинства, не имеют абсолютного значения для готики. Именно поэтому в поздний период в Нормандии появляется целая группа церквей, в которых готика трансформируется сильнее всего.

В научных трудах церковь Сен-Пьер-Сен-Поль8 в Лё Нёбуре (ил. 1, 2) пока что лишь упоминается9. Фактическую информацию и датировки можно найти в краеведческих региональных исследова-ниях10. Поселение Лё Нёбур возникло в романские времена вокруг крепости, расположенной на пересечении нескольких дорог. Прежняя церковь Сен-Поль известна с XIII в., но дважды горела во время Столетней войны (1447, 1449), поэтому в самом кон. XV — нач. XVI в. на ее месте начинается строительство нынешней церкви. Работы ведутся от западной части здания к восточной: из шести устоев главного нефа три западных устоя многогранные (для них были использованы базы колонн XIII в. — внутри церкви только они остались от предыдущей постройки) следующие три — цилиндрические. Цилиндрические устои часто появляются в позднюю готику, но в Сен-Поль у них ренессансные капители. Р. Санфасон датирует апсиду 1500 г., деам-булаторий — серединой XVI в.11, а Ж.-М. Перус де Монкло считает, что весь восточный конец (апсида

8 Название церкви обычно сокращают до «Сен-Поль».

9 Sanfaçon R. Op. cit. P. 122, 163; Neagley L. E. Op. cit. P. 52, 94.

10 Perouse de Montclos J.-M. Op. cit. P. 317-318.

11 Sanfaçon R. Op. cit. P. 163.

Ил. 1. Лё Нёбур, церковь Сен-Пьер-Сен-Поль, план.

(из книги: Sanfaçon R. L'architecture flamboyante en France. Quebec, 1971. P. 165)

Ил. 2. ЛёНёбур, церковь Сен-Пьер-Сен-Поль, общий вид. Фото автора

и деамбулаторий) относятся к сер. XVI в.12 Очевидно, что апсида и те части де-амбулатория, которые расположены непосредственно за ней, были построены в одно время, но позже, чем остальные части церкви: арки апсиды и окна деамбу-латория не стрельчатые, но полуциркульные. Однако окна клеристория апсиды по-прежнему стрельчатые, поскольку нужно сохранить одинаковую высоту сводов. Башни фасада частично сохранились от церкви XIII в., но роза относится к XVI в. В мае 1592 г. церковь пострадала от пожара во время религиозных войн. В XVII в. перестроена центральная часть фасада вместе с порталом, тимпан над порталом, слепое окно в неоготическом стиле, появился только в 1853 г.

Церковь Сен-Поль трехнефная, каждый неф состоит из четырех травей и одной дополнительной травеи на западе, которая равняется половине полноценной травеи. Контрфорсы и поперечная арка свода «половины травеи» нужны для дополнительной поддержки старых башен фасада. Церковь небольшая (ширина 17 м, длина — 37 м), но эпоха больших соборов прошла (XIII в.), поздняя готика является временем приходских церквей. Размеры вполне выдерживают сравнение со знаменитой позднеготической церковью Сен-Маклу в Руане (1430-1480-е гг.): ее ширина 24 м и длина 46 м, но в Сен-Маклу к каждому боковому нефу примыкает ряд боковых капелл (ширина каждой капеллы — 4 м), в Лё Нёбуре нет капелл вдоль нефов.

Главным в пространственно-планировочном решении церкви Сен-Поль является построение апсиды: она состоит из двух граней и, таким образом, посреди апсиды и на главной оси церкви расположена колонна (при стандартном построении апсиды на главной оси церкви расположены интерколумний апсиды, травея деамбулатория и капелла). Сейчас колонна апсиды закрыта алтарем, но изменение пространства настолько серьезно и необратимо, что алтарь не может его скрыть. Не только апсида, но и весь восточный конец имеет сложную форму:

12 Рбгоше ёе МоШе^ ¿-М. Ор. ей. Р. 317-318.

32

привычного венца капелл нет, боковые нефы образуют нечто вроде деамбула-тория вокруг апсиды, который состоит из чередующихся треугольных и трапециевидных травей. Странная конфигурация не только у деамбулатория, но и у трансепта: поперечного нефа в церкви нет, но зона, где он мог бы быть, обозначена в боковых нефах с помощью треугольных сводов. Использование сводов в этой церкви необычно: в нефах своды простые нервюрные (кроме «трансепта»), но свод апсиды и травей «деамбулатория» вместе составляют звездчатый свод, который как бы накрывает всю восточную часть собора (то, что по-французски называется "chevet"). Именно эти особенности и будут рассмотрены ниже.

Феномен апсиды с колонной посередине зафиксирован, но не описан в специальной литературе13. В настоящее время известны пять таких церквей, они появляются в Нормандии в позднюю готику. Первая из них, Сен^аклу в Руане (1430-е гг.)14, скорее всего, повлияла на все остальные: Нотр-Дам в Кодбек-ан-Ко (1426—1484), Сен-Пьер в Кане (первая половина XVI в.)15, Сен-Поль в Лё Нё-буре и Сен-Жермен в Аржантане (восточный конец достраивается уже в XVII в., поэтому в данной статье не рассматривается)16. Эти церкви расположены достаточно близко друг от друга: от Кодбек-ан-Ко до Руана 37 км, а от Руана до Лё Нёбура 52 км. Какие-либо интерпретации, связанные с богословскими идеями, не были предложены в специальной литературе; нельзя выстроить и эволюционную линию от предшествующих периодов17. Отсутствие более раннего памятника, который мог бы стать реальным прототипом, выводит это решение из числа подражаний. Разные архитекторы и различная хронология строительства, раз-

13 Frankl P. Op. cit. P. 231. Neagley L. E. Op. cit. P. 25-27, 52-54.

14 Подробнее о церквях Сен^аклу в Руане, Сен-Пьер в Кане и Нотр-Дам в Кодбек-ан-Ко см.: Позднякова M. И. Алтарное пространство и алтарные капеллы нормандских церквей поздней готики: варианты планировки и структуры ^ Артикульт. 2014. № 3 (15). С. 68-76.

15 В литературе существуют два варианта датировки восточной части церкви Сен-Пьер. Перус де Mонкло считает, что восточная часть строится с кон. XV до сер. XVI в. (см.: Pérouse de Montclos J.-M. Op. cit. P. 117). Сент-Джеймс приводит более подробные сведения: за 15001510 гг. была построена апсида, к 1520 г. работы в апсиде и деамбулатории были закончены, 1518, 1525 гг. — строительство капелл (см.: Saint-James F. Caen: église Saint-Pierre ^ L'architecture normande au Moyen Age. Les étapes de la creation у M. Baylé, éd. Caen, 2001. Vol. 2. P. 264).

16 К 1500 г. работы над церковью были приостановлены, с сер. XVI в. ведутся работы в зоне средокрестия, с 1596 г. — в хоре, деамбулаторий построен лишь в 1606-1609 гг. (см.: Bottineau-Fuchs Y. Argentan: église Saint-Germain ^ L'architecture normande au Moyen Age. Les étapes de la creation у M. Baylé, éd. Caen, 2001. Vol. 2. P. 218-220).

17 Проект церкви Сен^аклу в Руане принадлежит архитектору Пьеру Робену, о котором известно, что в Руан он попадает из Парижа. Автор монографии о церкви Сен^аклу Л. Нигли справедливо замечает, что в соборе Нотр-Дам в Париже на главной оси собора расположена колонна (см.: Neagley L. E. Op. cit. P. 81-82). Но важный нюанс: в Нотр-Дам это не колонна апсиды, а колонна двойного деамбулатория. В Нотр-Дам в Париже это, очевидно, вынужденное решение, поскольку двойной деамбулаторий составлен из чередующихся треугольных травей. Колонна на главной оси в позднеготической церкви Сен-Северин в Париже (кон. XV в.) действительно происходит от Нотр-Дам, но в случае с Сен-Северен речь идет о прямом заимствовании плана. Mожно предположить, что Пьер Робен видел церковь Нотр-Дам в Mорианвале (О-де-Франс, XII в., об этой церкви пишет П. Фракль (Frankl P. Op. cit. P. 56), но не упоминает Л. Нигли), где апсида имеет колонну посередине, но и это решение обусловлено размещением сводов деамбулатория. Важно одно: в более ранние эпохи не существует памятника, из которого такая конфигурация апсиды могла бы быть взята как готовое решение.

нообразие вариантов планировки выводят постановку колонны апсиды на главной оси церкви из числа случайностей.

До периода поздней готики готическая архитектура не предлагает большого разнообразия планов, что свидетельствует о стремлении системы к унификации. В Сен-Маклу18 (ил. 3) появляется колонна апсиды на главной оси церкви, но план и пространство еще близки к классическим вариантам, поскольку соблюдается важный для готики принцип соответствия одних элементов другим: интерколумнию апсиды соответствует травея деамбулатория и капелла, а устою апсиды — контрфорс капелл и деамбулатория. Такой логики придерживается построение восточной части любого готического собора, в Сен-Маклу происходит лишь смена ракурса: боковая для классического собора точка зрения здесь стала центральной. Вариант Сен-Маклу останется невостребованным в своем главном пункте — соответствии подобных элементов друг другу: в остальных церквях с колонной апсиды на главной оси за колонной апсиды находится травея деам-булатория (треугольная, так как другая невозможна), то есть пространственный элемент, а не конструктивный. Сама логика системы становится обратной, и теперь связываются друг с другом противоположные по значению элементы

Четыре церкви с колонной на главной оси разделяются на две группы, где определяющим фактором является структура апсиды: апсида бывает четырехгранной (Сен-Маклу в Руане и Сен-Пьер в Кане) и двухгранной (Нотр-Дам в Кодбек-ан-Ко и Сен-Поль в Лё Нёбуре). Восточный конец церкви Сен-Пьер в Кане (ил. 4) близок к Сен-Маклу не только числом граней апсиды: за колонной апсиды помещена треугольная травея деамбулатория, но поскольку остальные травеи трапециевидные, очевидно желание сохранить привычную структуру восточного конца с деамбулаторием и венцом капелл.

Апсиды церквей Нотр-Дам в Кодбек-ан-Ко (ил. 5, 6) и Сен-Поль в Лё Нёбуре двухгранные: две стороны апсиды Кодбек-ан-Ко образуют тупой угол, а в Лё Нёбуре угол между сторонами апсиды острый. В романику и в раннюю готику апсида была полукруглой, но начиная с собора в Лане (примерно с 1155 г.) капеллы, а потом и апсида стремятся стать многогранными по нескольким причинам: во-первых, увеличивается площадь окон и витражей, для которых нужны плоские поверхности; во-вторых, полукруглая апсида имеет лишь одну точку зрения — фронтальную, а многогранная апсида создает большее число ракурсов. Главный художественный эффект апсид с колонной на главной оси как в Лё Нёбуре и в Кодбек-ан-Ко заключается в двух очень резких диагональных ракурсах.

Двухгранные апсиды соответствуют тенденции к сокращению числа граней апсиды в позднюю готику. Классические апсиды с интерколумнием посередине из семи- и пятигранных превращаются в трехгранные19. Тенденция к увеличению числа граней апсиды в эпоху высокой готики была вызвана желанием увеличить восточный конец, который, в зависимости от числа сторон апсиды, мог включать в себя до семи травей деамбулатория и семи капелл (например, как в

18 Общий вид Сен-Маклу в Руане: URL: http://mappinggothic.org/image/41294 (дата обращения: 6.01.2020).

19 Список может быть длинным, но в качестве примеров приведем лишь церкви Ля Три-ните и Сен Жерве в Фалезе, Сен-Жан в Кане, Сен-Пьер в Кутансе.

Ил. 3. Руан, церковь Сен-Маклу, план. Ил. 4. Кан, церковь Сен-Пьер, план

(фото с сайта проекта Mapping Gothic France http://mappinggothic.org/image/37393)

Ил. 5. Кодбек-ан-Ко, церковь Нотр-Дам, Ил. 6. Кодбек-ан-Ко, церковь Нотр-Дам,

план (из кн.: Sanfaçon R. L'architecture общий вид. Фото автора

flamboyante en France. Quebec, 1971. P. 165)

соборе Ле Мана). Сокращение числа сторон апсиды приводит к уменьшению зонирования «заалтарного» пространства, а также оптическому включению одного пространства в другое, которое теперь лучше обозревается.

В Сен-Поль в Лё Нёбуре (ил. 1) можно наблюдать, что восточный конец церкви в позднюю готику редуцируется не только количественно из-за уменьшения числа сторон апсиды, но и качественно: здесь нет деления «заалтарного» пространства на деамбулаторий и венец капелл, и определить типовую принадлежность этого пространства достаточно сложно. В Сен-Поль отсутствуют капеллы как замкнутые пространственные единицы, и вокруг апсиды возможен обход, но едва ли можно называть это пространство деамбулаторием.

Деамбулаторий, обход вокруг апсиды, образованный боковыми нефами, появился в каролингские времена, но стал по-настоящему необходимым в паломнических базиликах, поскольку направлял поток верующих вокруг алтаря и давал возможность поклониться реликвиям, размещенным в капеллах20. В готику деамбулаторий теряет свои утилитарные функции и становится полноценным пространственным элементом. Жан Бони пишет, что уже в церквях ранней готики Сен-Мартен-де-Шамп в Париже (1130—1145) и Сен-Дени (примерно 1135—1140) появление двойного деамбулатория обусловлено не литургическими целями, а новым видением пространства21. Такой же точки зрения придерживается Ханс Янтцен, который считает, что в готику функция обхода перестала быть первостепенной для деамбулатория22. Согласно его концепции, боковые нефы (или деамбулаторий) являются пространственным фоном для стены главного нефа23 (или апсиды), как если бы стена была телом, а боковые нефы — фоном24.

В Лё Нёбуре центральная травея деамбулатория, которая находится позади центральной колонны апсиды, имеет треугольную форму. Каждой грани апсиды соответствуют треугольная травея и травея в форме неправильной трапеции. Таким образом, пространство деамбулатория то расширяется, то сужается. Игра с пространством приводит к неожиданным эффектам освещения (ил 7): во-первых, колонна апсиды расположена прямо перед окном центральной тра-веи деамбулатория; во-вторых, из-за комбинации треугольной и трапециевидной травеи боковая стена деамбулатория получает дополнительный угол, поэтому два окна на боковой стене деамбулатория оказываются расположенными в разных плоскостях и свет преломляется более резко.

Помимо функции обхода у деамбулатория есть место в архитектурной иерархии собора, где он занимал промежуточное положение между апсидой и венцом капелл. Деамбулаторий не мог брать на себя функции освещения пространства: источниками света были окна капелл. Также деамбулаторий не мог

20 Conant K. J. Carolingian and Romanesque Architecture 800-1200. Harmondsworth, 1990. P. 139-141.

21 Bony J. French Gothic Architecture of the 12th and 13th Centuries. Berkeley; Los Angeles; L., 1983. P. 51-52.

22 Jantzen H. Über den gotischen Kirchenraum. // Über den gotischen Kirchenraum und andere Aufsätze. Berlin, 1951. S. 7-21.

23 Под стеной в готику понимаются ярусы аркады, трифория и клеристория вместе, а не те места, где видны реальные участки стены.

24 Jantzen H. Op. cit. S. 10, 18-20.

выступать в качестве границы между интерьером и экстерьером, пространство церкви «заканчивалось» в капеллах. В эпоху ранней и высокой готики, когда не было венца капелл как обязательного элемента, функции освещения и границы брал на себя второй, внешний, деамбулаторий25. В Лё Нёбуре нет ни второго деамбулатория, ни венца капелл, что свидетельствует о некоем дисбалансе системы.

В Лё Нёбуре капелл нет не только в восточном конце, но и вдоль боковых нефов. С точки зрения Ханса Янтцена26, такое решение является идеальным: боковые нефы служат фоном для главного нефа, а наличие дополнительных капелл создавало бы ненужные перспективные ракурсы и затемняли бы боковой неф. Боковые нефы являются периферийным пространством: во-первых, травея бокового нефа в два раза меньше тра-веи главного нефа (ил. 7); во-вторых, они не имеют никакой архитектурной нагрузки, по сути, являясь стеной с окнами. Трехгранная колонка, на которую опираются своды бокового нефа, настолько тонкая, что не придает дополнительной артикуляции нерасчлененной поверхности стены.

Третьи травеи боковых нефов перекрыты сводами, включающими в себя лиерны и тьерсероны (ил. 1), словно они являются частью несуществующего звездчатого свода. Соответствующая им травея главного нефа разделена на две и перекрыта двумя простыми нервюрными сводами, их поперечная арка опирается на дополнительный устой и соответствует лиернам сводов боковых нефов. На участках стен боковых нефов под этими сводами окна меньше, поскольку под окнами расположены порталы. Можно с большой долей вероятности утверждать, что порталы не являются поздним вмешательством. Безусловно, травеи боковых нефов нельзя назвать трансептом (поперечным нефом), но они являются как бы воспоминанием о нем.

Поздняя готика отказывается от трансепта ввиду различных причин: уменьшение размеров церквей, плотность городской застройки вокруг, экономические соображения. Но в Сен-Маклу в Руане (ил. 3) есть интегрированный трансепт (не выступающий за пределы здания) при длине нефа всего в шесть травей. Неф Нотр-Дам в Кодбек-ан-Ко (ил. 5) в полтора раза длиннее Сен-Маклу, однако трансепта не имеет. Дело не только в размерах церкви, но и в роли, которую играл трансепт в организации пространства готической церкви.

25 Например в Сен-Дени, Нотр-Дам в Шартре и Сент-Этьен в Бурже.

26 Jantzen H. Op. cit. S. 14.

Ил. 7. ЛёНёбур, церковь Сен-Пьер-Сен-Поль, боковой неф. Фото автора

Готический собор рассчитан на движение с запада на восток: устои аркады главного нефа отсчитывают ритм, и трансепт, будучи шире основной травеи главного нефа, является паузой, остановкой — и движения, и пространства. Замедление ритма необходимо перед апсидой, которая рассчитана не на движение, а на предстояние. Пространство церкви, где на главной оси находится колонна апсиды, а не ее интерколумний, работает в обратном направлении: разница в данном случае, как между прямой и обратной перспективой. Движение к алтарю теперь не шествие, а преодоление сопротивления пространства (иногда создается впечатление, что наиболее комфортная позиция зрителя у входа в церковь). Такой церкви трансепт не нужен, поскольку из-за пространственной паузы будет прервана динамика «развернутого» на зрителя пространства (поэтому нет трансепта и в Нотр-Дам в Кодбек-ан-Ко). Введение колонны апсиды, расположенной на главной оси церкви в Лё Нёбуре, является не просто заменой одного элемента на другой, а причиной серьезных изменений построения пространства.

Изменение конфигурации апсиды повлияло и на ордерную организацию главного нефа. Первые три устоя представляют собой столб, окруженный четырьмя трехгранными колонками (поддерживают арки свода и аркады (ил. 2 и ил. 7)), которые не являются самостоятельными, но образуют со столбом единую форму. Три следующих устоя цилиндрические, и их капители свидетельствуют о знакомстве с Ренессансом. Однако важно помнить, что в позднюю готику цилиндрические устои не редкость27: они были распространены в раннюю готику, и сейчас появляются в церквях, где нужно подчеркнуть слитность и цельность пространства. Например, в церкви в Кодбек-ан-Ко, где на главной оси расположена колонна апсиды, устои главного нефа тоже цилиндрические. Очевидным влиянием Ренессанса в Лё Нёбуре являются полуциркульные арки апсиды. С одной стороны, ренессансные элементы проникают в самую важную для готической архитектуры зону — апсиду, с другой стороны, сила готической традиции такова, что она использует возможности новой формы в своих целях: плавность полуциркульных арок подчеркивает вынос колонны апсиды навстречу зрителю, в то время как стрельчатые арки апсиды неизбежно задавали бы движение вверх (можно сравнить ил. 2 и 6).

Сходство между церквями в Кодбек-ан-Ко и в Лё Нёбуре заключается не только в цилиндрических устоях главной аркады, но и в наличии больших поверхностей гладких стен, которые важны для впечатления целостности и слитности пространства. В Лё Нёбуре, в отличие от Кодбек-ан-Ко, отказываются от трифория, что отвечает стремлению поздней готики к редукции элементов28, поэтому площадь нерасчлененных поверхностей стены увеличивается. Полуколонки в ярусе клеристория, поддерживающие нервюры свода, как и пристенные колонки боковых нефов, слишком тонкие и плоские, чтобы придавать стене дополнительную артикуляцию или подчеркивать в верхнем ярусе деление пространства на травеи. В апсиде вовсе нет полуколонки для нервюры свода, что

27 Например церкви Ля Трините и Сен-Жерве в Фалезе, Сен-Пьер в Кутансе, Сен-Николя в Сен-Николя-де-Пор.

28 Например, отсутствует трифорий в Сен-Николя в Сен-Николя-дю-Пор, Сен-Мадлен в Труа, а в церквях Сен-Жан и в Сен-Пьер в Кане он заменен на балюстраду.

усиливает впечатление от апсиды, резко раскрытой на зрителя (в Кодбек-ан-Ко в апсиде колонка есть).

Общим признаком для верхнего и нижнего яруса стены (аркады и клери-стория) в Лё Нёбуре является слабость такого ордерного элемента, как колонка, поддерживающая нервюры и арки свода: в клеристории она тонкая и плоская, а в ярусе аркады полностью отсутствует. Это объясняется тем, что в позднюю готику появляется тенденция к сокрытию несущей функции колонки (например, появляются типы устоев, где арки беспрепятственно переходят в колонки29). Но в предшествующие периоды у этой колонки было отнюдь не периферийное место в ордерной системе церкви: поддерживая нервюры свода, она с 1230-х гг. (перестройка нефа Сен-Дени) получает право беспрепятственно подниматься через все ярусы стены от пола до свода — у нее даже более серьезная роль, чем у устоя аркады. Кроме того, присутствуя во всех ярусах, она подчеркивала деление пространства церкви на модули — травеи. Но именно акцент на делении пространства в церкви Сен-Поль не нужен, поскольку он сгладил бы эффект от колонны апсиды на главной оси, которая подчиняет себе и ордерную организацию, и художественное оформление главного нефа.

Прежнее подразделение стены на три яруса (аркады, трифори и клеристо-рия) делало стену цельной, что было необходимо при столь большой высоте, за счет единой логики организации этих ярусов (ярусы трифория и клеристория состояли из ланцентов, объединенных арками). В Лё Нёбуре за счет достаточно большого участка стены между клеристорием и аркадой верхний ярус кажется слишком изолированным (ил. 8). Поскольку боковые нефы имеют ту же высоту, что и ярус аркады главного нефа, а дополнительные капеллы отсутствуют, пространство в нижнем ярусе церкви является единым, а за счет больших окон боковых нефов еще и светлым.

В церкви с колонной апсиды на главной оси свет в восточной части распределяется по-иному. При позиции зрителя в западной части церкви, кажется, источник света — три окна за колонной апсиды. По мере приближения зрителя к апсиде, которое происходит при преодолении сопротивления пространства, срабатывают боковые ракурсы, воздействие которых усилено «сломанными» гранями деамбулато-рия, и зритель видит, что восточный конец невероятно светлый (ил. 8). Апсида с колонной посередине при несовпадении конфигурации апсиды и деамбулатория (а это все церкви, кроме Сен-Маклу) делает пространство деамбула-

29 Сен-Маклу в Руане, Нотр-Дам в Алансоне, Сен-Жермен в Аржантане.

Ил. 8. ЛёНёбур, церковь Сен-Пьер-Сен-Поль, апсида и деамбулаторий. Фото автора

тория более обозримым. Кроме того, в Лё Нёбуре арки апсиды полуциркульные («ренессансные»): они сильнее, нежели направленные вверх стрельчатые, раскрывают стену по бокам, поэтому деамбулаторий виден еще лучше. Восточный конец стал ясным, цельным, светлым, обозримым и прозрачным, но при этом у зрителя невольно появляется чувство неоправданных ожиданий, поскольку оказывается, что преодоление сопротивления пространства было лишь ради очень светлой апсиды.

Колонки, поддерживающие нервюры свода, могут акцентировать деление пространства на травеи, но даже если колонок нет, травея — основа пространственной организации церкви — не перестанет существовать, пока остаются своды. Французская готика является архитектурой, которая мыслит прежде всего пространством и до конца своего существования сохраняет четырехчастные нервюрные своды, потому что они лучше всего фиксируют травею. Это резко отличает французскую позднюю готику от других национальных вариантов: будучи не чуждой декоративности, она, кажется, сознательно игнорирует многообразие сводов. Звездчатые, веерные и сетчатые своды становятся неотъемлемым элементом английской и немецкой поздней готики. Но в архитектуре английской готики важна поверхность, а часто даже густота поверхности, поэтому здесь популярны веерные своды; немецкая готика ценит рассредоточенное, нецентри-рованное и ненаправленное пространство зальной церкви, для этого подходят сетчатые своды. Во Франции для главного нефа используются простые нервюр-ные своды30, усложненные варианты звездчатого свода могут появляться лишь в периферийных зонах, таких как боковые нефы, деамбулаторий и капеллы31. Это объяснимо: в главном нефе важно сохранить единство направления, а все своды, кроме четырехчастных нервюрных, слишком сильно дробят пространство. Уже было сказано, что в церкви Сен-Поль в Лё Нёбуре фрагментами звездчатых сводов в боковых нефах обозначен «трансепт», теперь нужно рассмотреть своды восточного конца церкви.

Свод апсиды Сен-Поль треугольный, состоит из трех распалубок, нервюры сходятся в замковом камне посередине треугольника, а поперечная арка отделяет свод апсиды от следующей прямоугольной травеи хора (ил. 1 и 8). Чтобы понять особенность апсиды Сен-Поль, ее нужно сравнить с апсидой в Кодбек-ан-Ко: в последней распалубке свода апсиды объединены с тремя распалубками следующего прямоугольного свода хора, таким образом, апсида получает дополнительное пространство (ил. 5 и 6). В Лё Нёбуре пространство ближайшей травеи отсечено поперечной аркой, чтобы апсида стала меньше и резче раскрывалась на зрителя. То, что осталось от деамбулатория, представляет собой комбинацию из треугольных и трапециевидных травей, они вместе со сводом апсиды складываются в огромный звездчатый свод, где колонна апсиды является центром, точкой

30 Церкви Нотр-Дам в Алансоне и Сен-Жермен в Аржантане имеют дополнительную продольную нервюру в сводах главного нефа, что делает свод звездчатым, но эти нервюры настолько тонкие, что не вносят диссонанса в привычное деление пространства.

31 Различными вариантами звездчатых сводов перекрыты восточные капеллы церкви Сен-Жак в Дьеппе, деамбулаторий и восточные капеллы Сен-Пьер в Кане, центральная капелла Нотр-Дам в Кодбек-ан-Ко.

схода распалубок сводов апсиды и деамбулатория. Единый звездчатый свод как бы накрывает собой весь восточный конец. Именно «как бы накрывает»: свод апсиды находится на уровне главного нефа, свод деамбулатория — на уровне боковых нефов, и вместе они никогда не сложатся в единый свод. Замысел этой композиции практически невозможно понять, находясь в церкви, не имея перед собой плана.

Существует церковь, с которой было бы любопытно сравнить это решение, — Сен-Северен в Париже (апсида и деамбулаторий 1480-е — нач. XVI в.). Она строится по образцу собора Нотр-Дам, поэтому является пятинефной с двойным деамбулаторием (ил. 9). Деамбулаторий, по факту включая в себя два обхода, делится на три огромные травеи, перекрытые звездчатыми сводами. Распалубки сводов рассредоточены на оба обхода деамбулатория и сходятся в промежуточных колоннах. Таким образом, в Сен-Северен за центральной гранью апсиды находится травея двойного деамбулатория, перекрытая звездчатым сводом, распалубки которого опираются на колонну (ил. 10). На главной оси церкви Сен-Северен тоже расположена колонна, и эта колонна тоже является точкой схода распалубок свода32. Более того, и в Сен-Поль в Лё Нёбуре и в Сен-Северен в Париже эти колонны отличаются своим художественным оформлением от остальных: в Сен-Поль колонна четырехгранная, а в Сен-Северен — витая.

Однако между колоннами церквей Сен-Северен и Сен-Поль различия более серьезные, чем совпадения. В Сен-Северен колонна принадлежит деамбулато-рию, а в Сен-Поль — апсиде. Уже было сказано, что апсида рассчитана на пред-стояние, и, поскольку она является местом максимальной сакральной нагрузки, ей присуща некая отвлеченность в том числе от архитектурного действа (в Сен-Северен звездчатые своды и колонна относятся к деамбулаторию, а не к апсиде). Например, в раннюю готику колонны апсиды практически всегда единообразны, несмотря на то что в главном нефе чередуются устои двух видов — свободностоящие колонны и сложный устой, состоящий из нескольких колонок. Это объясняется не только конструктивной причиной — разница в нагрузке шестичастного свода определяет чередование устоев, а в апсиде своды одинаковые и нагрузка одинаковая, — но и тем, что апсида является настолько важной зоной, что чередование устоев там неуместно. Помимо очень серьезного изменения формы (посреди апсиды не интерко-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ил. 9. Париж, церковь Сен-Северен, план (фото с сайта проекта Mapping Gothic France http://mappinggothic.org/ image/40496)

32 Апсида Сен-Северен в Париже: URL: http://mappinggothic.org/image/49914 (дата обращения: 6.01.2020); Деамбулаторий Сен-Северен: URL: http://mappinggothic.org/image/49926 (дата обращения: 6.01.2020).

Ил. 10. Париж, церковь Сен-Северен, центральная колонна деамбулатория (фото с сайта проекта Mapping Gothic France http://mappinggothic.org/image/49928)

лумний, а колонна) апсида в Сен-Поль вступает в несколько легкомысленную, неположенную и ненужную ей игру со сводом, который зритель полностью увидеть может лишь на плане. С одной стороны, иная конфигурация апсиды полностью определила пространство, ордер и художественное оформление церкви Сен-Поль, с другой стороны, являясь точкой схода распалубок звездчатого свода, колонна апсиды превратилась в служебный элемент. Продуманная, складывавшаяся в течение нескольких веков структура восточного конца с делением на зоны и сложной системой иерархии теперь определяется конфигурацией свода.

При анализе пространства церкви Сен-Поль постоянно возникает вопрос о видовой принадлежности каждого элемента: деамбулаторий или венец капелл, колонна апсиды или центр свода. Это свидетельствует об очень серьезной редукции смысла архитектурных элементов, которая коснулась и апсиды. Но все же апсида (или в более узком смысле постановка колонны посреди апсиды) является самым важным в этой церкви. Она задает все остальные художественные особенности, и, как ни странно, именно она делает их осмысленными. Несамостоятельные боковые нефы, интегрированный деамбулаторий, гладкие поверхности стен, обилие света — все это при прежних условиях сделало бы церковь заурядной и скучной. Смело распоряжаясь пространством и зрителем, игнорируя сложившуюся систему иерархии архитектурных элементов, поздняя готика создает незабываемые памятники, но платит за это слишком дорого. Церковь и любой ее архитектурный элемент или даже пространственная зона больше не являются данностью, они как бы находятся в вечном становлении. В этом заключается поэтика поздней готики, но в известной мере и ее слабость.

Поздняя готика обладает огромным творческим потенциалом, который позволяет ей находить удивительные решения. В ретроспективе развития готической архитектуры стремление поздней готики к необычному и всегда индивиду-

альному является закономерной реакцией на холодную монотонность и ясную логику лучистой готики. Все процессы, описанные в данной статье, нуждаются в более тщательном изучении на примере других церквей — в позднюю готику их много и большинство из них являются первоклассными памятниками. Искусство позднего Средневековья долгое время не рассматривалось как имеющее свои законы формообразования, свою поэтику и свою инновационную составляющую. Хотелось бы верить, что изучение поздней готики на примере церквей одного из самых «позднеготических» регионов Франции — Нормандии — позволит наконец оценить эту архитектуру как полноправную систему.

Список литературы

Позднякова М. И. Алтарное пространство и алтарные капеллы нормандских церквей поздней готики: варианты планировки и структуры // Артикульт. 2014. № 3 (15). С. 68— 76.

Baylé M. (éd.) L'architecture normande au Moyen Age. Les étapes de la creation. Caen: Presses

Universitaires de Caen, Condé-sur-Noireau: Éditions Charles Corlet, 2001. Vol. 2. Bialostocki J. Late Gothic: Disagreements about the Concept // Journal of the British

Archeological Associatio. 1966. № 29. P. 76-105. Bialostocki J. Spätmittelalter und beginnende Neuzeit. Berlin: Propyläen, 1972. Bony J. French Gothic Architecture of the 12th and 13th Centuries. Berkeley; Los Angeles; L.:

University of California Press, 1983. Bottineau-Fuchs Y. Argentan: église Saint-Germain // L'architecture normande au Moyen Age. Les étapes de la creation / M. Baylé, ed. Caen: Presses Universitaires de Caen, Condé-sur-Noireau: Éditions Charles Corlet, 2001. Vol. 2. P. 218-226. Conant K. J. Carolingian and Romanesque Architecture 800-1200. Harmondsworth: Penguin, 1990.

Dubois J. Notre-Dame d'Alençon, 1350-1540, financement et reconstruction. Rennes: Presses

Universitaires de Rennes, 2000. Focillon H. Vie des formes. P.: Ernst Leroux, 1934.

Frankl P. Gothic Architecture. Revised by Paul Crossley. New Haven; L. Yale University Press, 2000.

Grodecki L. Gothic Architecture. Milan: Electa, 1985.

Hamon E. Un chantier flamboyant et son rayonnement: Gisors et les églises du Vexin français.

Besancon: Presses Universitaires de Franche-Comte, 2008. Jantzen H. Über den gotischen Kirchenraum. // Über den gotischen Kirchenraum und andere

Aufsätze. Berlin: Gebr. Mann, 1951. S. 7-21. Kavaler E. M. Renaissance Gothic. Architecture and the Arts in Northern Europe 1470-1540.

London and New Haven: Yale University Press, 2012. Neagley L. E. Disciplined Exuberance. The Parish Church of Saint-Maclou and Late Gothic

Architecture in Rouen. University Park: Penn State University Press, 1998. Pérouse de Montclos J.-M. Le patrimoine en Normandie. P.: Éditions Place des Victoires, 2008. Saint-James F. Caen: église Saint-Pierre // L'architecture normande au Moyen Age. Les étapes de la creation / M. Baylé, ed. Caen: Presses Universitaires de Caen, Condé-sur-Noireau: Éditions Charles Corlet, 2001. Vol. 2. P. 261-264. Sanfaçon R. L'architecture flamboyante en France. Quebec: Les Press de l'Universite Laval, 1971.

Swann W. The Late Middle Age. Art and Architecture from 1350 to the Advent of the Renaissance. Ithaca; N. Y.: Cornell University Press, 1977.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva.

Graduate Student, Department of General History of Arts, Lomonosov Moscow State University,

Marina Pozdnyakova,

2020. Vol. 37. P. 28-45

DOI: 10.15382/sturV202037.28-45

1 Leninskie gory, Moscow, 119991, Russian Federation;

Researcher,

Institute of Theory of Architecture

and Urban Planning, 9 Dushinskaia Str., Moscow, 111024, Russian Federation marinapozd24@gmail.com

ORCID: 0000-0002-3164-009X

Characteristic Features of Spatial and Planning of French Churches in the Late Gothic Period with the Church of Saints Peter and Paul at Le Neubure

Abstract: This article analyses the architectural arrangement of the late Gothic church of Saints Peter and Paul at Le Neubure, Normandy, of the 15th — first half of the 16th centuries. Due to its remoteness from large cities of Normandy, this church has only been a subject of local historical studies, but has not been a topic of art history. French late Gothic art still remains to be studied as an epoch in the history of art rather than a final stage of Gothic architectural development. For this reason, a study and publication of this church is necessary. The spatial and planning solutions of the church of Saints Peter and Paul at Le Neubure are extremely complicated, which makes this church unique. Distinctive features of this church include the apse pier on the main axis, smaller ambulatory, lack of ring of chapels, absence of a transept. The article looks at other churches of Normandy (Saint-Maclou at Rouen, Notre-Dame at Caudebec-en-Caux, Saint-Pierre at Caen) as well as at French churches (Saint-Severin in Paris) of the late Gothic period as analogies. It is shown that these changes are not accidental; they are characteristic of the search for new spacial solutions in the Gothic architecture of the relevant period. One can argue in favour of a significant transformation of the older principles of constructiong the eastern part of the church in the late Gothic period.

Keywords: late Gothic art, Gothic architecture, Gothic system, church of Saints Peter and Paul at Le Neubure, apse, ambulatory, formal analysis.

M. Pozdnyakova

References

Baylé M. (ed.) (2001) L'architecture normande au Moyen Age. Les étapes de la creation, 2. Caen.

Bialostocki J. (1966) "Late Gothic: Disagreements about the Concept". Journal of the British Archeological Association, 29, 76—105.

Bialostocki J. (1972) Spätmittelalter und beginnende Neuzeit. Berlin.

Bony J. (1983) French Gothic Architecture of the 12th and 13th Centuries. Berkeley; Los Angeles; London.

Bottineau-Fuchs Y. (2001) "Argentan: église Saint-Germain", in Baylé M. (ed.) L'architecture normande au Moyen Age. Les étapes de la creation, 2. Caen. Pp. 218—226.

Conant K. J. (1990) Carolingian and Romanesque Architecture 800—1200. Harmondsworth.

Dubois J. (2000) Notre-Dame d'Alençon, 1350-1540, financement et reconstruction. Rennes.

Focillon H. (1934) Vie des formes. Paris.

Frankl P. (2000) Gothic Architecture. New Haven; London.

Grodecki L. (1985) Gothic Architecture. Milan.

Hamon E. (2008) Un chantier flamboyant et son rayonnement: Gisors et les églises du Vexin français. Besancon.

Jantzen H. (1951) "Über den gotischen Kirchenraum", in Über den gotischen Kirchenraum und andere Aufsätze. Berlin. Pp. 7—21.

Kavaler E. (2012) Renaissance Gothic. Architecture and the Arts in Northern Europe 1470—1540. London; New Haven.

Neagley L. (1998) Disciplined Exuberance. The Parish Church of Saint-Maclou and Late Gothic Architecture in Rouen. Penn State University Press.

Pozdnyakova M. (2014) "Altarnoe prostranstvo i altarnye kapelly normandskih cerkvej pozdnej gotiki: varianty planirovki i struktury" [Altar space and altar chapels of churches in Normandy in the Late Gothic period: variety of planning and structure]. Artikul't, 2014, vol. 3 (15), pp. 68-76 (in Russian).

Pérouse de Montclos J.-M. (2008) Le patrimoine en Normandie. Paris.

Saint-James F. (2001) "Caen: église Saint-Pierre", in Baylé M. (ed.) L'architecture normande au Moyen Age. Les étapes de la creation, 2. Caen. Pp. 261-264.

Sanfaçon R. (1971) L'architecture flamboyante en France. Quebec.

Swann W. (1977) The Late Middle Age. Art and Architecture from 1350 to the Advent of the Renaissance. Ithaca; New York.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.