Научная статья на тему 'Пространственная организация инвестиционной деятельности перерабатывающей промышленности в дотационном регионе'

Пространственная организация инвестиционной деятельности перерабатывающей промышленности в дотационном регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЯ / ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карданова Эмма Шупаговна, Сомгурова Фатимат Муштофаровна, Сайдаев Алхазур Лемаевич, Коков Артур Чаримович

В статье проведена комплексная оценка инвестиционной деятельности перерабатывающей промышленности региона. Сделаны предложения по повышению его эффективности, предусматривающее совершенствование инвестиционного законодательства на территории Чеченской республики, а также разработку и реализацию Стратегии привлечения инвестиций в экономику Чеченской республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карданова Эмма Шупаговна, Сомгурова Фатимат Муштофаровна, Сайдаев Алхазур Лемаевич, Коков Артур Чаримович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пространственная организация инвестиционной деятельности перерабатывающей промышленности в дотационном регионе»

Пространственная организация инвестиционной деятельности перерабатывающей промышленности в дотационном регионе

Карданова Эмма Шупаговна

к.э.н., заведующий кафедрой «Экономика и менеджмент» Нальчикского института (филиала) Белгородского университета кооперации, экономики и права

Сомгурова Фатимат Муштофаровна аспирант кафедры «Экономика АПК» Института экономики КБГАУ им. В. М. Кокова

Сайдаев Алхазур Лемаевич соискатель Института информатики и проблем регионального управления

КБНЦ РАН Коков Артур Чаримович д.э.н, профессор кафедры «Коммерция и маркетинг» Чеченского государственного университета

e-mail: arturkokov@mail.ru тел. 8 938 9140005 360000, КБР, г. Нальчик, ул. Инессы Арманд 32а

В статье проведена комплексная оценка инвестиционной деятельности перерабатывающей промышленности региона. Сделаны предложения по повышению его эффективности, предусматривающее совершенствование инвестиционного законодательства на территории Чеченской республики, а также разработку и реализацию Стратегии привлечения инвестиций в экономику Чеченской республики.

Ключевые слова: регион, стратегическое развитие, Чеченская Республика, инвестиционная деятельность, предприятия,

перерабатывающая промышленность

Spatial organization of investment activity in the processing industry

subsidized region

Kardanova Emma Shupagovna

PhD, Head of Department " Economics and Management" Nalchik Institute (branch ) Belgorod University of Cooperation , Economics and Law

Somgurova Fatimat Mushtofarovna graduate student of "Economics of agriculture" , Institute of Economics KBGAU

them . VM Kokova Saydayev Alhazur Lemaevich Competitor of the Institute of Informatics and regional governance issues KBSC

RAS

Kokov Artur Charimovich

Doctor of Economics , Professor of " Commerce and Marketing "

Chechen State University

e-mail: arturkokov@mail.ru Ph. 8 938 9140005 360000, ^R, Nalchik, street Inessy Armand 32а

The article carried out a comprehensive evaluation of investment processing industry in the region. Made proposals to improve its effectiveness, provides for the adoption of the republican law ”On the support of investment activity on the territory of the Chechen Republic”, as well as development and investment promotion strategies of the Chechen Republic.

Keywords: region, strategic development, the Chechen Republic, investment, enterprise, manufacturing

Анализ ситуации, сложившейся в российской экономике, приводит к принципиальному выводу о неизбежности обеспечить решение

приоритетных задач инвестиционного развития только на основе саморегуляции рынка, который в российской экономике характеризуется весьма низкой степенью сформированности. Требуется усиления роли государства в инвестиционной сфере, корректировка экономической

политики, поиск оптимального сочетания государственного и рыночного регулирования. При этом следует определить границы и принципы участия государства в инвестиционном процессе с учетом специфики переходного к рынку периода развития российской экономики [1].

В условиях, создавшихся в российской экономике, при ориентированности инвестиционной стратегии в целом на перенос центра тяжести с государственного инвестирования на формирование

инвестиционной среды, благоприятной для частных инвесторов и перелива капиталов посредством совершенствования денежно-кредитных, налоговых, амортизационных и иных методов, обе составляющие государственной инвестиционной политики (как государственное инвестирование, так и

государственное регулирование инвестиционной деятельности) должны быть направлены на поддержку приоритетных отраслей и производств, носить взвешенный и системный характер [2].

При определении приоритетов инвестирования необходимо исходить из имеющихся конкурентных преимуществ на мировом рынке, выражающийся в первую очередь в наличии разработок высоких технологий. В настоящее время к отраслям, где существуют серьезные технологические заделы и сохраняются потенциальные преимущества, можно отнести кроме как энергетики, машиностроения, биотехнологий и перерабатывающую промышленность.

Инвестиции в производство инновационной продукции будут способствовать формированию новых направлений перетока капитала, повышению его производительности и стимулированию экономического роста. Точечный характер этих инвестиций позволит добиться экономического оживления при ограниченности инвестиционных источников. Такой подход признан мировой практикой испытанным способом преодоления ограничителей экономического роста, обусловленных недостаточностью рыночных механизмов.

Важным условием эффективности инвестиционной политики перерабатывающей промышленности является разработка концепции структурной перестройки производственного сектора, особенно в части приоритетных направлений, на базе которой должны быть определены стратегии и механизм инвестирования для различных групп предприятий, масштабы, формы и методы государственной поддержки, модели организации производственных структур с учетом реально сложившихся в российской экономики условий, в том числе и институциональных [3].

В российской экономике традиционно носителями конкурентных преимуществ являются крупные производственные комплексы. Именно крупные корпорации, обладающие научно-техническим потенциалом, возможностями мобилизации ресурсов и эффективной интеграции в мирохозяйственные связи, могут выступить основой подъема и ускоренного развития экономики. Предприятия мелкого бизнеса, имеющие, несомненно, большое значение для функционирования рыночной экономики, в настоящее

время характеризуются крайне низким техническим уровнем и отсутствием инвестиционных ресурсов, что вызывает необходимость поиска их места в цепочках крупных структур.

Перерабатывающая промышленность Чеченской республики обладает рядом конкурентных преимуществ, которые создают предпосылки для привлечения инвестиций и успешного поступательного развития. Основными из них являются: важное геополитическое значение республики для России; развитая транспортная инфраструктура, представленная железнодорожными и автомобильными магистралями федерального значения, международным аэропортом в г. Грозном; высокий природно-ресурсный потенциал (умеренно-континентальный климат, 60% земельных ресурсов составляют черноземы); богатая сырьевая база для перерабатывающей промышленности; широкий спектр минерально-сырьевых ресурсов; наличие активной рабочей силы и так далее.

В Чеченской республике необходимо в первую очередь совершенствование инвестиционной законодательной базы региона, направленной, прежде всего, на создание благоприятной среды для развития конкурентоспособного бизнеса, в том числе и в перерабатывающей промышленности, ориентированного на жесткие требования мирового рынка, укрепление финансового положения реального сектора экономики при одновременном обеспечении бюджетной системы стабильными доходными источниками.

Совершенствование инвестиционного законодательства предполагает, в соответствии с требованиями Инвестиционного стандарта, внесение изменений в следующие нормативно-правовые акты Чеченской Республики:

1) Закон Чеченской Республики № 16-РЗ от 10.06.2006 г. «Об инвестициях и гарантиях инвесторам»;

2) Закон Чеченской Республики № 77-РЗ от 30.12.2009 г. «Об инвестиционном налоговом кредите»;

3) Закон Чеченской Республики № 21-рз от 19.07.06 г. «Об иностранных инвестициях в Чеченской Республике»;

4) Закон Чеченской республике от 11 июля 2006г. № 18-РЗ «О порядке предоставления государственных гарантий для привлечения кредитных ресурсов на нужды Чеченской Республики»;

5) Постановление Правительства Чеченской Республики № 40 от 21.02.12 г. «Об утверждении правил субсидирования процентных ставок по кредитам, привлекаемым в 2012 году под государственные гарантии Российской Федерации юридическими лицами, зарегистрированными и осуществляющими свою основную уставную деятельность на территории чеченской республики, на реализацию инвестиционных проектов, отобранных Правительством Чеченской Республики в 2010 году»;

6) Постановление Правительства Чеченской Республики № 127 от 31.10.05 г. «О субсидировании за счет средств республиканского бюджета процентных ставок по привлеченным кредитам (займам)».

Оптимизация этих законов и постановлений должно существенно расширить перечень форм государственной поддержки предприятий, реализующих инвестиционные проекты. К примеру, государственная поддержка инвестиционной деятельности должна быть дополнена таким не маловажным направлением для региона как государственная поддержка управляющих компаний и резидентов индустриальных парков, в виде предоставления государственных гарантий и субсидий на компенсацию части расходов по уплате процентов по привлеченным кредитам, а также предоставление льгот по налогам инвесторам.

В основу формирования законодательной базы в инвестиционной сфере должны быть положены принципы безусловного соответствия республиканского законодательства российскому. Это позволит консолидировать средства бюджетов всех уровней на решение важнейших, приоритетных задач регионального значения.

Иностранные инвестиции на территории Чеченской республики должны пользоваться полной и безусловной правовой защитой. Иностранным инвесторам необходимо дать возможность вкладывать капитал во все отрасли экономики, заниматься всеми видами деятельности, за исключением отраслей и производств, видов деятельности и территорий республики, на инвестирование в которые вводятся ограничения, установленные законодательством РФ.

Безусловно, назрела необходимость разработки в первую очередь Стратегии привлечения инвестиций Чеченской республики.

Чеченская республика должна стать одним из самых открытых для внешних инвестиций российских регионов. Реализация стратегии позволит привлечь средства для создания современных производств и увеличить количество эффективных рабочих мест, что положительно скажется на денежных доходах населения и его платежеспособном спросе.

Немаловажным результатом реализации Стратегии станет новая роль Администрации Чеченской республики в экономической и хозяйственной деятельности: более четкая и целенаправленная работа по определению условий и правил ведения бизнеса, создание благоприятного налогового и делового климата, развитие инфраструктуры, обеспечение финансовой и политической стабильности.

Реализация данных целей должна быть обеспечена за счет повышения экономической эффективности отдельных секторов хозяйства, и в первую очередь предприятий перерабатывающей промышленности Чеченской республики путем привлечения значительных объемов инвестиций для их развития.

Расчеты показали, что для достижения цели в период до 2020 г. в экономику Чеченской республики необходимо привлечь более 200 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, основная часть которых должна быть направлена по таким стратегическим направлениям как промышленный и энергетический сектор (65%), агропромышленный

комплекс (7%) и сфера услуг (25%). Данная мера существенно снизит социальную напряженность в регионе, так как оно позволит создать более 18 тысяч рабочих мест, а большинство трудоспособного населения в городах и районах занята именно на предприятиях этих секторов.

Реализация целей стратегии также подразумевает качественное улучшение инвестиционного климата региона:

• в Чеченской республике будет сформировано прогрессивное инвестиционное законодательство и благоприятный налоговый режим.

• в российском и международном сообществе Чеченская

республика будет иметь имидж региона, привлекательного для размещения инвестиций.

• на территории Чеченской республики будет функционировать

инфраструктура, на высоком профессиональном уровне обеспечивающая потребности потенциальных и существующих инвесторов, бизнеса и власти Чеченской республики.

Для определения наиболее перспективных секторов экономики региона в первую очередь необходимо провести анализ конкурентного положения ведущих отраслей Чеченской республики. Каждая отрасль должна быть проанализирована в разрезе текущего состояния ведущих предприятий, их основных конкурентов, потребителей и перспектив развития.

В соответствии с изменениями тенденций развития внешней и внутренней среды региона в инвестиционные приоритеты Чеченской республики необходимо вносить соответствующие корректировки.

На основе сформированной в Стратегии системы инвестиционных приоритетов в соответствии с утвержденным регламентом необходимо ежегодно составлять Реестр приоритетных инвестиционных проектов Чеченской республики. Проекты, включенные в Реестр, должны стать приоритетными и должны быть обеспечены всеми возможными льготами, предусмотренными действующим законодательством.

Агенство инвестиций и развития Чеченской республики должно быть создано в соответствии с внедрением Стандарта деятельности огранов исполнительной власти Чеченской респблики по обеспечению

благоприятного инвестиционного климата п.6

Опыт разработки и реализации инвестиционных проектов других регионов России показывает эффективность обязательного прохождения инвестиционным проектом экспертизы. Экспертиза проектов должна проводится Агентством инвестиций и развития Чеченской республики, которое должно быть создано в соответствии с внедрением Стандарта деятельности органов исполнительной власти Чеченской республики по обеспечению благоприятного инвестиционного климата.

Привлечение прямых инвестиций, в первую очередь, является одним из ключевых направлений Стратегии. Прямые инвестиции рассматриваются как важный катализатор роста экономики, поскольку являются не только источником новых капиталовложений, но и, что особенно важно, открывают доступ к новым технологиям, эффективным способам управления и маркетинга [4]. Чеченская республика заинтересована в привлечении прямых инвестиций, которые ориентированы на развитие потенциала перерабатывающей промышленности, создание кластеров и технологических цепочек.

Анализ показал, что в настоящее время наиболее подготовленными для получения прямых инвестиций являются отрасли: перерабатывающая

промышленность; торговые сети; строительство бизнес - инфраструктуры; кластер, основывающийся на производстве безалкогольных напитков; кластер, основывающийся на производстве плодоовощной продукции; мясной кластер.

Для понимания преимуществ, которые регион может предложить потенциальным инвесторам, и определения позиций Чеченской республики по данным факторам среди регионов конкурентов был проведен анализ сильных и слабых сторон Чеченской республики.

Набор факторов, влияющих на принятие решения об инвестировании, различается в зависимости от отраслевой принадлежности инвестора [5], однако, существуют характеристики, служащие индикатором инвестиционной привлекательности региона для всех типов и групп инвесторов.

В качестве потенциальных конкурентов Чеченской республики определены регионы с определенными характеристиками (таблица №1).

Таблица №1. Потенциальные конкуренты Чеченской республики

№ п/п Конкуренты Описание

1. Соседние регионы Обладающие сходными географическими и ресурсными преимуществам (Кабардино-Балкарская республика, Карачаево-Черкесская республика, Республика Северная Осетия).

2. Регионы Которые демонстрируют наибольшие успехи в развитии инвестиционного законодательства (Новгородская область, Ярославская область).

3. Регионы Которые являются конкурентами республики в ключевых отраслях экономики и перерабатывающей промышленности (Краснодарский край, Ставропольский край, Воронежская область, Московская область)

Проведенный анализ показал, что по значимым для потенциального инвестора факторам Чеченская республика конкурентоспособна по сравнению с соседними регионами. Конкурентные преимущества региону создают:

• транспортно-инфраструктурный потенциал;

• высокий потребительский потенциал;

• стабильная социально-политическая ситуация;

• благоприятные климатические условия.

Для обеспечения роста инвестиций в экономику Чеченской республики необходимо рассмотреть направления работы, которые предстоит конкретизировать в будущем. К ним относятся:

1) структурные реформы

Неэффективные предприятия не должны поддерживаться государством и местными властями ни прямо, ни косвенно. Должно сокращаться перекрестное субсидирование. Напротив, предпочтение должно оказываться сильным, более эффективным предприятиям, чтобы ускорить процесс обновления экономики.

По сути, важнейшими составляющими структурных реформ являются: защита прав собственности; укрепление корпоративного управления; усиление дисциплины исполнения контрактов; развитие банковской системы и институтов финансового рынка.

2) Укрепление институтов государственной власти

В целях улучшения инвестиционного климата необходимы следующие меры:

- увеличения эффективности и пропускной способности судебной системы, обеспечения исполнения федеральных законов;

- правительство должно демонстрировать готовность решать проблемы, наиболее привлекающие внимание инвесторов: защиту прав собственности (в том числе и интеллектуальной), выполнение контрактных обязательств.

3) финансы и государственный долг

Долгосрочная бюджетная политика должна строиться исходя из того, что для достижения высоких темпов развития экономики государственные расходы не должны превышать 25-30% ВВП. При этом будет возможность снижать налоговое бремя, стимулировать частные сбережения и инвестиции.

Использованная литература:

1. Бочаров В.В.Корпоративные финансы : учеб. пособие для вузов / В. В. Бочаров, В. Е. Леонтьев. СПб. : Питер, 2008. 544с.

2. Видяпин В.И., Степанов М.В. Региональная экономика: учебник/ В.И.Видяпин, М.В. Степанов. Издательство: Инфра-М, 2009. 685с.

3. Ковалев В.В. Инвестиции: учебник/ В.В.Ковалев. Издательство: Проспект, 2006. 440с.

4. Коков А. Ч., Арипшев З. А. Развитие реального сектора

экономики в депрессивном регионе / Известия КБНЦ РАН. - Нальчик, 2011. -№4.

5. Коков А. Ч., Арипшев З. А., Луков Х. Ю., Бештоев А. Р. Развитие форм пространственной организации хозяйства на основе совершенствования инновационной среды региона // Управление экономическими системами - Кисловодск, № 6, 2012г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.