Научная статья на тему 'ПРОСТРАНСТВЕННАЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА: СОДЕРЖАНИЕ И ПРИОРИТЕТНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ'

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА: СОДЕРЖАНИЕ И ПРИОРИТЕТНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / АГЛОМЕРАЦИИ / ТРАНСПОРТНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / TERRITORIAL STRUCTURE / TERRITORIAL ENTITIES / SPATIAL DEVELOPMENT / AGGLOMERATIONS / TRANSPORT ENVIRONMENT / SOCIAL INFRASTRUCTURE / INNOVATIVE DEVELOPMENT / SCIENTIFIC / TECHNICAL AND EDUCATIONAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кулиев Рауф Алим Оглы

В статье раскрывается содержание пространственного развития страны, анализируются основные тенденции пространственного развития: рост значения городских крупных агломераций в территориально-организационном развитии, концентрация промышленных центров в небольшом числе регионов, несбалансированность пространственного развития городских агломераций, рост производства сельскохозяйственной продукции в центральных и южных регионах и производства сельхозтехники, создание научного потенциала в агломерациях путём объединения научных и образовательных учреждений и т.д. Сделан вывод, что пространственная и территориально-организационная структура должна стать базисным элементом социально-экономических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPATIAL AND TERRITORIAL ORGANIZATIONAL STRUCTURE: CONTENTS AND PRIORITY TRENDS

The article reveals the content of the country’s spatial development, analyzes the main trends in spatial development: the growing importance of large urban agglomerations in territorial and organizational development, the concentration of industrial centers in a small number of regions, the imbalance in the spatial development of urban agglomerations, the growth of agricultural production in the central and southern regions and production agricultural machinery, the creation of scientific potential in agglomerations by combining scientific and educational institutions etc. It is concluded that the spatial and territorial-organizational structure should become a basic element of socio-economic relations.

Текст научной работы на тему «ПРОСТРАНСТВЕННАЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА: СОДЕРЖАНИЕ И ПРИОРИТЕТНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ»

УДК 332.132

Кулиев Рауф Алим оглы,

еоискатель, ФГБУН Институт экономики Российской академии наук,

swonson@bk.ru

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА: СОДЕРЖАНИЕ И ПРИОРИТЕТНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

В статье раскрывается содержание пространственного развития страны, анализируются основные тенденции пространственного развития: рост значения городских крупных агломераций в территориально-организационном развитии, концентрация промышленных центров в небольшом числе регионов, несбалансированность пространственного развития городских агломераций, рост производства сельскохозяйственной продукции в центральных и южных регионах и производства сельхозтехники, создание научного потенциала в агломерациях путём объединения научных и образовательных учреждений и т.д.

Сделан вывод, что пространственная и территориально-организационная структура должна стать базисным элементом социально-экономических отношений.

Ключевые слова: территориальная структура, территориальные образования, пространственное развитие, агломерации, транспортная среда, социальная инфраструктура, инновационное развитие, научно-технический и образовательный потенциал

Kuliev Rauf Alim oglu,

Applicant, Institute of Economics, Russian Academy of Sciences

SPATIAL AND TERRITORIAL ORGANIZATIONAL STRUCTURE: CONTENTS AND PRIORITY TRENDS

The article reveals the content of the country's spatial development, analyzes the main trends in spatial development the growing importance of large urban agglomerations in territorial and organizational development, the concentration of industrial centers in a small number of regions, the imbalance in the spatial development of urban agglomerations, the growth of agricultural production in the central and southern regions and production agricultural machinery, the creation of scientific potential in agglomerations by combining scientific and educational institutions etc.

It is concluded that the spatial and territorial-organizational structure should become a basic element of socio-economic relations.

Keywords: territorial structure, territorial entities, spatial development, agglomerations, transport environment, social infrastructure, innovative development, scientific, technical and educational potential

Вопросы территориальной структуры страны, её содержание и этапы формирования включают «установление закономерностей взаимодействия между некоторой фиксированной пространственной структурой, её естественно-природными особенностями и спецификой протекания исторических процессов» [1].

Ретроспективный обзор источников, раскрывающих этапы, критерии и особенности территориальной структуры страны показывает, что принципы и само территориально-административное деление России изменялись неоднократно. Так, с 1646 по 1914 год территория расширилась с 14, 1 до 21,8 млн. кв. км., т.е. в 1,55 раза, а население увеличилось с 7 млн. чел. до 178,4 млн. чел. [2]. В первый период после Ок-

тябрьской революции 1917 года стихийно образовывались советские и несоветские территориальные образования, прежде всего на Украине, на Кубани, в Закавказье и на Дальнем Востоке [3]. Однако, в 30- х годах ХХ века с целью совершенствования системы государственного управления была проведена реформа, в результате которой все крупные территории были разукрупнены на более мелкие. В частности, результатом стало то, что в мае 1940 года насчитывалось 63 территориальных образования, тогда как в мае 1930 года их было 34 [4]. Перемены в территориально-организационной структуре страны происходят с той или иной периодичностью (в частности, это нашло своё отражение при присоединении городов федерального значения (Севастополь и Байконур

(по соглашению от 23 декабря 1995 г. (ст.1, п.1); статус Байконура имеет особый режим, который определён до 2050 года) [5] и Республики Крым [6]. Расширены границы Москвы с присоединением к ней дополнительных территорий [7].

Вместе с тем, территориальная организация каждой страны формируется, исходя из их территориальных размеров, месторасположения, уровня социально-экономического развития (экономически развитые или развивающиеся), географических (континентальные, приморские, островные) и исторических особенностей государства (например, капиталистическое или социалистические), характерологических черт этносов, населяющих ту или иную страну (язык, жизненный уклад, обычаи и пр.) и преобладание форм их расселения (сельское или городское), особенностей и структуры общественного производства (производительные силы, кооперация и разделение труда), функций хозяйственного механизма (отношений собственности, стимулов к труду, правовых отношений и т.п.), социально-экономических производственных и организационных отношений, внешних и трансграничных угроз, способов устранения возможных внутренних противоречий и конфликтов (осознанных и неосознанных), стратегии развития страны (ключевые положения стратегии долгосрочного развития изложены, в частности, в Послании Президента РФ Федеральному собранию РФ) и т.д. [8]. Отмеченные обстоятельства порождают непременность выбора релеватных методов государственного управления, функций хозяйственного механизма, социально-экономических производственных и организационных отношений, жизненного уклада, обычаев и пр., функций хозяйственного механизма (отношений собственности, стимулов к труду, правовых отношений и т.п.), принципов размещения производственных отраслей (приближенность к сырьевым источникам, равномерность распределения производства по всей территории, рациональное разделение труда и т.п.), эффективных критериев развития социально-производственного механизма, способов обустройства территории и хозяйственного районирования.

Те страны, которые собственную территорию оценивают адекватно и разумно относятся к территориальному потенциалу [9], развиваются гораздо эффективнее, в этих странах преобладает управление развитием территории, а не управление функционированием. В этих странах пространство организовано на стыке культурных ценностей и социальных интересов, когда девелоперы стремятся сформировать такое территориальное устройство, где жизнь населения организуется таким образом, что определяет не только организацию общественного пространства (например, парк Зарядье в Москве), но и территориальную организацию в целом.

Следует отметить, что территория с точки зрения целевых ориентиров в большинстве своём, ценится и наличием пространственных ресурсов, и, соответственно, возможностью эффективного качественного и количественного их использования [10], то есть увеличением размера территории, возможностью разнообразить хозяйственные формы [11]. При этом важнейшим условием является необходимость выработки отечественных подходов к оценке и использованию пространственного развития.

Раскрытие содержания пространственного развития требует обратиться к Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, разработанной в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172 - ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», в которой определено, что «пространственное развитие» означает «изменение территориальной организации системы расселения и экономики Российской Федерации для целей устойчивого развития» [12].

В современных условиях к основным тенденциям пространственного развития можно отнести, во-первых, рост значения городских крупных агломераций в территориально-организационном развитии. На наш взгляд, наиболее полное определение агломерации даёт Б.Скупов, который видит агломерацию как «компактную и относительно развитую совокупность дополняющих друг друга городских и сельских поселений, группирующихся вокруг одного или нескольких мощных городов-ядер и объединённых многообразными и интенсивными связями в сложное и динамичное единство» [13]. Импульсом к развитию большинства городских агломераций и росту их значения является широкий внутренний рынок, ёмкий инновационный потенциал, достаточная предпринимательская активность, развёрнутая социальная инфраструктура доброкачественная городская среда. Сочленение названных факторов содействует более динамичному развитию наукоёмких отраслей, сферы услуг, росту производительности труда, чем на других территориях. В России сформировались около сорока городских крупных агломераций.

Во-вторых, концентрация промышленных центров в небольшом числе регионов. Крупнейшие центры концентрации экономического роста - это Московская и Санкт-Петербургская агломерации. Статистика показывает, что крупные экономические центры обеспечивают около 40% роста общего валового регионального продукта субъектов федерации» [14].

В-третьих, тенденцией становится несбалансированность пространственного развития городских агломераций, что стало результатом планирования без учёта предыдущего опыта с использованием ошибочных целей. Результат: пространственная структу-

ра носит избыточную, в том числе точечную застройку жильём пригородных территорий; отсутствует необходимый уровень качества транспортной среды и социальной инфраструктуры, например, здравоохранения или обеспечения досуга; места приложения труда располагаются в историческом центре городов, тогда как в пригородах отмечается их дефицит. В то же время усиливаются и такие отрицательные эффекты агломерирования как перенаселённость, рост расходов на транспорт, техногенных и экологических нагрузок и т.п.

В-четвёртых, ещё долго не будут преодолены ограничения развития малых и средних городов и сельских территорий, в частности, узкоспециализированная структура их экономики, недостаточный инвестиционный - основные причины оттока трудовых ресурсов.

В-пятых, катастрофическую картину представляют собой современные демографические тенденции. Большинство субъектов РФ в современной истории страны показывает естественную убыль населения, которая с 1992 года составила в целом около 13 млн. человек и ожидать прироста населения в среде-несрочном периоде не приходится. Со всей уверенностью можно говорить о провале проекта «Демография» [15]. Так, в 2019 году прирост населения наблюдался в Москве (+5,1%, Магаданской области (+ 4,2 %, в Республике Карачаево-Черкессия (+2%). При этом спад на 15,8 % был в Амурской области - области, граничащей с КНР [16]. Представляется, что в ближайшей перспективе демографическая ситуация будет характеризоваться снижением рождаемости, высоким уровнем смертности, особенно мужчин в трудоспособном возрасте, старением трудовых ресурсов, что, несомненно, станет причиной роста межтерриториальных и межрегиональных различий в половозрастной структуре и численности как трудовых ресурсов, так и населения в целом.

К положительным тенденциям пространственной и территориально-организационной структуры можно отнести проводимую в производственных секторах реорганизацию, определяемую воздействием различных причин их размещения, среди которых можно выделить сдвиг комплексного освоения месторождений углеводородов в малоосвоенные восточные районы страны, где на месторождениях высока доля запасов нефти и газа. В Восточной Сибири разведанные запасы газа превышают 10 трлн. м. куб., а нефти - более 2 млрд. тонн. В среднесрочном периоде рост добычи углеводородов на Дальнем Востоке составит около 30% [17]. Развитию освоения месторождений даст толчок проект «Сила Сибири».

К позитивной тенденции относится и рост производства сельскохозяйственной продукции в центральных и южных регионах; это относится, в

частности, к Ростовской области, где производство зерновых увеличилось вдвое, в 2018 году было произведено продукции на 255 млрд. рублей [18], чему способствуют сравнительно ёмкие потребительские рынки, главным образом на юге и в центре европейской части страны.

Ускоренно развивали производство сельхозтехники предприятия сельскохозяйственного машиностроения, которые поставляли тракторы, комбайны и иную технику самой разнообразной модификации, комплектующие детали. В структуре машиностроительной продукции сельскохозяйственное машиностроение составляет около 4 %.

Так, предприятие «Росспецмаш» в 2018 г. включало около 150 предприятий. Объём отечественной сельхозтехники на внутреннем рынке в 2017 г. составил около 180 млрд. рублей [19].

Анализ показывает, что предприятия, производящие технику для сельского хозяйства, локализованы во многих российских субъектах, в то время как примерно 80 процентов продукции сельскохозяйственного машиностроения производится в Центральном, Волго-Вятском, Поволжском и Уральском федеральных округах. Это в том числе и лидер тракторного машиностроения предприятия «Ростсель-маш», и «Тракторные заводы», и «Петра» и Камский Тракторный завод, которые производят широкий ассортимент продукции [20]. Производственная активность их работы растёт, сокращается количество убыточных предприятий. Вместе с тем, удержать положительную динамику в отрасли и усилить модернизацию предприятий сельхозмашиностроения возможно путём технологического и инновационного обновления. Для этого инвестиции в инновационное развитие должны себя оправдывать, а рост затрат на производство инновационной продукции должен опережать рост объёма готовых инноваций, чему может способствовать программа субсидирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, предусматривающая льготы для семидесяти предприятий, которые, использовав их, выпустили дополнительно сельхозтехники на сумму почти 82 млрд. рублей [21]. Траекторию конкурентоспособности повысит поддержка машиностроения государством.

Учитывая, что основу научно-технического и образовательного потенциала региона формирует вузовская наука, где сконцентрирована основная часть высоко квалифицированных кадров, как ещё одну позитивную тенденцию территориально-организационной структуры можно выделить создание научного потенциала в агломерациях путём объединения научных и образовательных учреждений, которые тем самым укрепляют свой научно-технический и образовательный потенциал и таким образом реализуется инновационная составляющая.

Важно при этом отметить, что инновационная составляющая включает показатели, характеризующие не только инновационное развитие, но и в целом научно-трудовые ресурсы, в частности, число образовательных организаций высшего образования и научные организации, выпускающие дипломированных специалистов, бакалавров и магистров, численность которых в нашей стране в последний период постоянно снижается: в 2013/14 уч. году - 969, в 2014/15 уч. году - 950, в 2015/16 уч. году - 896, в 2016/17 уч. году -818, в 2017/18 уч. году - 766, численность студентов в высших учебных заведениях, которых в соотношении на десять тысяч человек населения становится также всё меньше (в тыс. чел.): в 2013/14 уч. году - 5647, в 2014/15 уч. году - 5209, в 2015/16 уч. году - 4766, в 2016/17 уч. году - 4399, в 2017/18 уч. году - 4246. Соответственно, сократилась и численность профессорско-преподавательского состава (в тыс. чел.): в 2013/14 уч. году - 319,3, в 2014/15 уч. году - 299,7, в 2015/16 уч. году - 279,7, в 2016/17 уч. году - 261,0, в 2017/18 уч. году - 245,1 [22]. В 2017 году численность докторов и кандидатов наук, работающих в сфере инновационных исследований и разработок согласно данным, опубликованным Институтом статистиче-

ских исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, составляла 682, 5 тыс. человек, что на 7,3 % меньше по сравнению с 2009 г. и на 3,6 % по сравнению с 2016 годом [23]. Снижение численности остепенённых специалистов может привести к свёртыванию инновационной активности.

С другой стороны, уровень инновационного развития крупных городских агломераций определяется и насыщенностью промышленными предприятиями и организациями, внедряющими технологические новшества, их процентным отношением к общему числу предприятий промышленности и к объёму предлагаемых ими товаров и услуг. Поэтому важно согласовывать цели и задачи инновационной политики, создавать схемы работы, имеющие отдельное значение [24], что, прежде всего, касается деятельности различных уровней территориального управления и управленческих подходов к изменению в системах расселения.

Анализ показывает, что пространственная и территориально-организационная структура должна стать базисным элементом социально-экономических отношений, складывающихся на федеральном уровне с учётом их прагматизации в центре и на местах.

Список литературы

1. Блесков, Д.А. Становление хозяйственного строя России: влияние пространственных и естественно-природных факторов (вторая половина XVIII- первая половина XIX вв. // Дисс. ... канд. экон. наук. - М., 2003. - С. 3.

2. Миронов, Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII-начало XIX вв.) - Т.1. - СПб. 1999. - С.20: Луковская, Д.И. Территориальное устройство Российского государства: история и современность. - СПб.: Президентская б-ка, 2016.

3. См.: Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. Отдел первый. - М., 1917. - № 11, ст.163; Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. Отдел первый. - М., 1919. - № 3, ст.31; Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. Отдел первый. - М., 1920. - № 7, ст.44; Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. Отдел первый. - М., 1920. - № 95, ст. 514; Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. Отдел первый. - М., 1920. - № 96, ст. 515.

4. Глезер, О., Поляна, П. (ред.). Россия и её регионы в XX веке. Территория- расселение- миграция. - М.: ОГИ, 2005. - С.37.

5. www.garant.ru

6. Федеральный конституционный закон от 21.03. 2014 № 6 - ФКЗ (ред. от 25.12.2018) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_160618

7. См.: постановление Мосгордумы «Об утверждении Соглашения об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью» от 6 июля 2011 года; Федеральный закон № 43-ФЗ от 5 апреля 2013 г. «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту РФ - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» // СЗ РФ. 2013. № 14. Статья 1651; постановление Правительства Москвы от 12.07. 2012 г. № 327-ПП (в ред. от 24.05. 2016 г. «Об утверждении Положения о Департаменте развития новых территорий города Москвы».

8. Послание Президента РФ В.В.Путина Федеральному собранию РФ (20 февраля 2019 г.) // www.kremlin.ru/ events/president/news/59863

9. Никифоров, Л.В. (отв. ред.). Пространственный потенциал в стратегии социально-экономического развития России. - М.: Институт экономики РАН, 2011. - С.9-10.

10. Умнов, В.А. Пространственные ресурсы, их значение и оценка // Экономика природопользования // Горный информационно-аналитический бюллетень. - С. 98-102.

11. Блесков, Д.А. Становление хозяйственного строя России: влияние пространственных и естественно-природных факторов (вторая половина XVIII- первая половина XIX вв. // Дисс. ... канд. экон. наук. - М., 2003. - С. 17.

12. Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, разработанной в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172 - ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

13. Скупов, Б. Развитие городских агломераций - наше будущее? // www.ardexpert. ru/article/11073

14. См.: Регионы России. Социально-экономические показатели. - М.: Федеральная служба государственной статистики, 2018; Россия в цифрах. - М.: Росстат, 2018; Российский статистический ежегодник. - М.: Росстат, 2018.

15. Катасонов, В. Демографическая катастрофа в России // www.tv/articles/o-demograficheskom-optimizme-i-kladbishhenskoj-statistike_188298

16. Старостина, Ю. Рождаемость пошла на убыль // www.rbk.ru / 2019/08/20

17. Конторович, А.Э. и др. Перспективы поставок природного газа из России в станы Азиатско-Тихоокеанского региона // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. - 2008. - № 1. - С. 5-8; Титов, Д. Добыча нефти и газа на востоке России растёт опережающими темпами // Экономика и жизнь. -2017. - № 44 (9710).

18. https://ru.rt.com/e100

19. Состояние и перспективы развития отечественного сельскохозяйственного машиностроения // Благовещенск. - 2018.

20. www.tehnorussia.su // Новые тракторы российского производства

21. См.: постановление Правительства РФ № 1312 от 30.12.2013 г.; постановление Правительства РФ № 1432 от 27.12.2012 г.; постановление Правительства РФ № 3 от 03.01.2014 г.; См.: Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2030 года. - С. 10. // strategy_tll_2030.pdf

22. Суринов, А.Е. (пред. редколлегии). Россия в цифрах. 2018: крат. стат. сб./ Росстат - М., 2018. - С.141.

23. https://news.rambler.ru/scitech/42904155-v-rossii-snizhaetsya-chislo-nauchnyh-kadrov/?updated

24. Рагулина, Ю.В. и др. Отдельные направления эволюции инновационных процессов промышленности макрорегионов // Глобальный научный потенциал. - 2014. - № 9 (42). - С.70.

References

1. Bleskov, D.A. The formation of the economic system of Russia: the influence of spatial and natural factors (second half of the eighteenth and first half of the nineteenth centuries // Diss. ... Ph.D. in Economics. - M., 2003. - P. 3.

2. Mironov, B.N. The social history of Russia during the period of the empire (18th-early 19th centuries) - Vol. 1. - SPb. 1999. - P.20: Lukovskaya, D.I. The territorial structure of the Russian state: history and modernity. - SPb .: Presidential b-ka, 2016.

3. See: Collection of legalizations and orders of the workers 'and peasants' government. Division one. - M., 1917. - No. 11, Article 163; A collection of legalizations and orders of the workers 'and peasants' government. Division one. - M., 1919. - No. 3, Article 31; A collection of legalizations and orders of the workers 'and peasants' government. Division one. - M., 1920. - No. 7, Article 44; A collection of legalizations and orders of the workers 'and peasants' government. Division one. - M., 1920. - No. 95, Art. 514; A collection of legalizations and orders of the workers 'and peasants' government. Division one. - M., 1920. - No. 96, Art. 515.

4. Glezer, O., Polyana, P. (eds.). Russia and its regions in the twentieth century. Territory-resettlement-migration. - M .: OGI, 2005. - P.37.

5. www.garant.ru

6. Federal constitutional law of 21.03. 2014 No. 6 - FKZ (as amended on December 25, 2018) "On the Admission to the Russian Federation of the Republic of Crimea and the Formation of New Subjects - the Republic of Crimea and the City of Federal Significance of Sevastopol" in the Russian Federation // www.consultant.ru / document / cons_doc_ LAW_160618

7. See: Resolution of the Moscow City Duma "On approval of the Agreement on changing the border between the subjects of the Russian Federation by the city of Moscow and the Moscow region" of July 6, 2011; Federal Law No. 43-ФЗ dated April 5, 2013 "On the Peculiarities of Regulation of Certain Legal Relationships in Connection with the Accession of Territories to the Subject of the Russian Federation - the City of Federal Significance Moscow and on Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation" // SZ RF. 2013. No. 14. Article 1651; Decree of the Government of Moscow of 12.07. 2012 No. 327-PP (as amended on May 24, 2016, "On Approving the Regulation on the Department for the Development of New Territories of the City of Moscow".

8. Message from President of the Russian Federation V.V. Putin to the Federal Assembly of the Russian Federation (February 20, 2019) // www.kremlin.ru/events/president/news/59863

9. Nikiforov, L.V. (ed.). Spatial potential in the strategy of socio-economic development of Russia. - M .: Institute of Economics, RAS, 2011. - P.9-10.

10. Umnov, V.A. Spatial resources, their significance and assessment // Environmental Economics // Mountain Information and Analytical Bulletin. - S. 98-102.

11. Bleskov, D.A. The formation of the economic system of Russia: the influence of spatial and natural factors (second half of the eighteenth and first half of the nineteenth centuries // Diss. ... candidate of economic sciences. - M., 2003. -P. 17.

12. Spatial development strategies of the Russian Federation for the period up to 2025, developed in accordance with the Federal Law of June 28, 2014 No. 172-ФЗ "On strategic planning in the Russian Federation".

13. Skupov, B. Development of urban agglomerations - our future? // www.ardexpert. com / article / 11073

14. See: Regions of Russia. Socio-economic indicators. - M .: Federal State Statistics Service, 2018; Russia in numbers. -M .: Rosstat, 2018; Russian statistical yearbook. - M .: Rosstat, 2018.

15. Katasonov, V. Demographic catastrophe in Russia // www.tv/articles/o-demograficheskom-optimizme-i-kladbishhenskoj-statistike_188298

16. Starostina, Yu. Fertility declined // www.rbk.ru / 2019/08/20

17. Kontorovich, A.E. et al. Prospects for the supply of natural gas from Russia to the countries of the Asia-Pacific region // Mineral resources of Russia. Economics and Management. - 2008. - No. 1. - S. 5-8; Titov, D. Oil and gas production in eastern Russia is growing at a faster pace // Economics and Life. 2017. - No. 44 (9710).

18. https://ru.rt.com/e100

19. Status and development prospects of domestic agricultural engineering // Blagoveshchensk. - 2018.

20. www.tehnorussia.su // New Russian-made tractors

21. See: Decree of the Government of the Russian Federation No. 1312 of December 30, 2013; Decree of the Government of the Russian Federation No. 1432 of December 27, 2012; Decree of the Government of the Russian Federation No. 3 dated January 3, 2014; See: Development Strategy for Agricultural Engineering in Russia until 2030. - S. 10. // strategy_tll_2030.pdf

22. Surinov, A.E. (previous editorial board). Russia in numbers. 2018: short stat. Sat / Rosstat - M., 2018 .-- P.141.

23. https://news.rambler.ru/scitech/42904155-v-rossii-snizhaetsya-chislo-nauchnyh-kadrov/?updated

24. Ragulina, Yu.V. et al. Certain Directions of the Evolution of Innovation Processes in the Industry of Macroregions // Global Scientific Potential. - 2014. - No. 9 (42). - S. 70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.