DOI: 10.12731/2658-4034-2022-13-3-191-214 УДК 159.9.075: 316.6
ПРОСОЦИАЛЬНЫЙ МЕДИАРЕСУРС: ПРОЕКТНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕНСИВ СТУДЕНТОВ
Е.А. Шмелева, П.А. Кисляков, Н.Ю. Прияткина,
А.-Л.С. Меерсон, С.В. Белов, В.К. Маркелов, Е.А. Ананьева
Актуальность. Актуальность темы исходит из ее различных аспектов и проявлений поведения, направленного на оказание помощи другим людям и обществу, в том числе с использованием цифровой среды. В статье рассмотрена технология проектной деятельности студентов по созданию просоциальныхмедиа. Представлен опыт просоциального проектирования на платформе Университета 20.35.
Цель исследования. С учетом результатов изучения отношения молодежи к медиаресурсам, пропагандирующим помощь другим людям и обществу, разработать и реализовать проектно-образо-вательную интенсив-технологию по созданию студентами просо-циальных медиа.
Методы и методология. Методологическую основу исследования составили подходы медиаобразования. Методы: отбор и систематизация данных, анализ документов, мониторинг интернет-медиа, количественный анализ публикаций в молодежных интернет-медиа, проектирование. Эмпирические данные осмыслены и обработаны с помощью контент-анализа, количественных методов анализа (описательные статистики, анализ процентных соотношений. Расчеты произведены на базе пакета статистических программ SPPS 22.
Результаты. Выявлены предпочтения молодежи в выборе форм подачи просоциальной тематики в медиапространстве, изучены их реакции на просоциальные посты, блоги, видео, публикации, определена структура проектируемого просоциального медиаресура.
Реализована образовательная интенсив-технологи по созданию тестового прототипа просоциальному медиа «Сделаем мир лучше!».
Заключение. На основании результатов исследования отношения молодежи к просоциальным медиа, разработана и реализована технология обучения проектированию просоциального медиа, позволившая сформировать у студентов установки на просоциальную активность в медиасреде.
Область применения результатов. Результаты исследования целесообразно учитывать при разработке программ и проектов, направленных на обеспечение цифровой социализации молодежи.
Ключевые слова: цифровизация; медиа; просоциальное поведение; альтруизм; волонтерство
PROSOCIAL MEDIA RESOURCE:
PROJECT-EDUCATIONAL INTENSIVE OF STUDENTS
E.A. Shmeleva, P.A. Kislyakov, N.Yu. Priyatkina, A.-L.S. Meerson, S.VBelov, V.K. Markelov, E.A. Anan'eva
Relevance. The relevance of the topic comes from its various aspects and manifestations of behavior aimed at helping other people and society, including using the digital environment. The article discusses the technology of students' project activities for the creation of prosocial media. The experience of prosocial design on the platform of the University 20.35 is presented.
The purpose of the study. Based on the study of the attitude of young people to media resources promoting assistance to other people and society, to develop and implement educational intensive technology to create by students prosocial media.
Methods and methodology. The methodological basis of the study was the approaches of media education. Methods: data selection and sys-tematization, document analysis, Internet media monitoring, quantitative analysis of publications in youth Internet media, design. Empirical data are comprehended and processed using content analysis, quantitative analysis
methods (descriptive statistics, percentage analysis. The calculations were made on the basis of the SPPS 22 statistical software package.
Results. The preferences of young people in the choice of forms of presentation of prosocial topics in the media space are revealed, their reactions to prosocial posts, blogs, videos, publications are studied, the structure of the projected prosocial media environment is determined. An educational intensive technology has been implemented to create a test prototype for the prosocial media "Let's make the world a better place!".
Conclusion. Based on the results of the study of the attitude of young people to prosocial media, a technology for teaching the design ofpro-social media was developed and implemented, which allowed students to form attitudes to prosocial activity.
The scope of the results. The results of the study should be taken into account when developing programs and projects aimed at ensuring the digital socialization of young people.
Keywords: digitalization, media, prosocial behavior, altruism, volunteering.
Введение
Рассмотрение молодежных медиаресурсов в качестве средств коммуникации, представляющих собой многофункциональные интегрированные медиа-информационные проекты, способствующие самореализации, социализации и медиаобразованию молодежи, позволяет считать их инструментом государственной молодежной политики, призванным обеспечить информационную поддержку молодежи. К социальным медиа относят средства современной коммуникации групп сообществ с использованием новых онлайн и офлайн решений, в том числе цифровых технологий (социальные сети, сайты, блоги, мессенджеры и др.), которые устанавливают информационно-коммуникационные отношения межличностного, группового и глобального характера, выполняют адаптационную, социализирующую и медиаобразовательную функции в социально-политических процессах. Просоциальные медиа представляют собой вебсайты и мобильные приложения, сетевые сообщества во-
лонтеров, помощи людям в трудной жизненной ситуации, помощи животным, охраны природы и памятников культурного наследия и др., позволяющие людям с использованием онлайн-технологий устанавливать коммуникацию друг с другом, создавать контент, делиться им, а также устанавливать и поддерживать связь с другими пользователями или группами [16, 20, 23,24].
Всегда ли просоциальные медиа (социальная реклама, новостные сюжеты) вызывают у зрителей позитивные психологические реакции? Неоспоримым является тот факт, что интернет-ресурсы способны задавать идеальные личностные образцы, нормы поведения, которые могут присваиваться молодежью, способствовать формированию у них ценностей и социального поведения. В процессе цифровой социализации медиасреда обеспечивает идентификацию с референтными группами, ориентацию в системе социальных ролей, формирует межличностные отношения, усиливая социальные нормы, передавая культуру, участвуя в обучении, увеличивая социальную сплоченность, при этом человек способен перенимать новые формы поведения у героев новостных сюжетов, компьютерных игр, блогеров.
Ведущая роль массмедиа в формировании просоциальных мотивов и норм: заботы, оказания помощи нуждающимся, социальной справедливости и ответственности, чувство долга, милосердия и сострадания и пр., была обозначена во многих исследованиях [6, 12]. Таким образом формируется пространство социально допустимого и предписываемого поведения.
Растущий интерес к просоциальным медиа, понимаемым как средства массовой информации и коммуникации, пропагандирующих добровольное поведение, призванное приносить пользу другому человеку или обществу в целом, объясняется тем, что они могут активно способствовать развитию в подрастающем поколении общечеловеческих ценностей: эмпатии, альтруизма, снижению агрессии [11, 14, 17,21]. Значительное влияние оказывают видеоигры, телешоу, интернет-сообщества [22, 27, 25,28].
Например, Д.А. Джентиле с коллегами обнаружили, что более широкое использование подростками просоциальных видеоигр было
связано с более частой помощью и сотрудничеством [13]. Другие исследования показали значительную связь между просмотром про-социальных телевизионных программ и выполнением просоциаль-ных действий в реальной жизни [26].
Эти эффекты могут быть объяснены с позиций теории общей модели обучения (general learning model) [10], социальной теории научения и социально-когнитивной теории [9], теории социальной обработки информации (social information processing theory) [11].
Согласно общей модели обучения, люди учатся на основе взаимодействия с окружающей средой, в том числе из средств массовой информации, и они делают это через несколько механизмов обучения. Медиа-контент, выступая средством неформального обучения, определяет многое из того, что изучается человеком в процессе социализации. Просоциальные медиа уменьшают вероятность агрессии и увеличивают вероятность просоциального поведения.
Считается, что просоциальные медиа в краткосрочном периоде влияют на поведение человека посредством фиксирования просоци-альных когниций и усиления позитивных эмоций [10]. Исследования Т. Грейтмейер с коллегами показали, что ключевым предиктором краткосрочных эффектов просоциальных медиа выступает эмпатия [14]. В долгосрочном же периоде просоциальные медиа могут влиять на поведение посредством изменения убеждений, установок, поведенческих паттернов и эмоциональной сферы [24].
Построенные на основе принципов позитивной психологии методы конструктивной журналистики нацелены на то, чтобы освещать негативные события более позитивным и конструктивным образом, а не на то, чтобы приносить больше позитивных новостей [15, 21, 22]. При этом заметно улучшается эмоциональная реакция подростков и актуализируются их просоциальные намерения, создавая у аудитории установку, что есть надежда на будущее, формируя позитивный эмоциональный настрой. Кроме того, сконструированные таким образом медиаресурсы могут служить в качестве мобилизующей информации, побуждая зрителя внести свой вклад в эти решение проблемы [18,22]. На вручении Национальной
премии интернет-контента в 2022 г. заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко призвал поддерживать людей, создающих интернет-контент о значимых социальных и благотворительных проектах, позволяющий подрастающему поколению получить в интернете не только развлечения, но и новые знания о человеческих ценностях.
Диссертационные исследования, проведенные С. Гилденстед [16] и K.E. Макинтайр [23], показали, что медиаресурсы (новостные сюжеты), вызывающие положительные эмоции улучшают эмоциональный отклик на новости и вдохновляют людей вести себя более просоциально (например, предлагая помощь). В основу данных исследований положена теория положительных эмоций (broaden-and-build theory of positive emotions) Б. Фредриксон, согласно которой положительные эмоции способны расширять репертуар мыслительного действия человека, то есть диапазон потенциальных действий.
Материалы и методы
Методологическую основу изучения влияния медиаресурсов на просоциальное мышление молодежи в том числе в информационной среде, составили подходы медиаобразования, которое ориентирует молодежь на освоение медиапространства, на конструирование и понимание информационных сообщений, осознание результатов их воздействия на психику и использования их для решения образовательных и жизненных задач, формирования умений оценить и обеспечить личную информационную безопасность. Реализованы две концептуальные линии медиаобразования, выделенные А.В. Федоровым: «аналитическая» («критическая»), направленная на формирование у студентов критического мышления, рефлексии на материале интересующих их медиапроизведений (СМИ, ресурсы Интернет, компьютерные игры) и «практическая», направленная на развитие у студентов умений производить собственные медиатек-сты, пользоваться медиасредствами [1].
Для решения задачи применялись теоретические методы: анализ социологических исследований, общенаучные методы (анализ,
синтез, абстрагирование, сравнение, конкретизация, обобщение, систематизация, моделирование); экспериментальные методы: наблюдение, анкетирование, обсуждение результатов исследования на образовательных интенсивах. Применялся отбор и систематизация данных, анализ документов, мониторинг интернет-медиа, количественный анализ публикаций в молодежных медиа.
Участники исследования. Исследование проходило в период с сентября по октябрь 2021 года в два этапа. На первом этапе был проведен опрос с целью изучить отношение молодежи к медиаре-сурсам, пропагандирующим помощь другим людям и обществу. Среди опрошенных 87,5% - студенты («=133 чел.), 12,5% - школьники (п=19 чел.), в т.ч. 76,6% - девушки, 23,4% - юноши, в возрасте от 14 до 35 лет (Ме = 19,2). Для сбора данных использовалось компьютерное тестирование. Вопросы были представлены в формате утверждения с 5-балльной шкалой ответов Лайкерта в диапазоне от «В меньшей степени» (1) до «В большей степени» (5). На втором формирующем этапе был реализован проектно-образовательная ин-тесив по формированию у студентов готовности создавать просо-циальный медиаконтент, в котором приняло участие 18 студентов, обучающихся по программе магистратуры.
Результаты исследования.
По результатам опроса, который проводился с использование Google-форм, оказалось, что 3,1% респондентов тратят на пребывание в интернете 1-2 часа в день, 32,8% - 3-4 часа в день, 64,1% - 5 и более часов в день. Наиболее удобной формой просмотра информационного контента респонденты назвали посты с картинками и минимальным количеством текста, текстовые посты в социальных сетях, непродолжительные видео-посты, истории, видеоблог в YouTube. Менее предпочтительными являются печатные статьи, аудиосообщения, форумы.
Наибольший интерес для молодежи на медиаресурсах вызывает музыка, здоровье, культурно-просветительская деятельность, события в социальной сфере, новости, семья и дружба. В меньшей
степени их интересует волонтерство, спорт, патриотические мероприятия, технические достижения и инновации в сфере информационных технологий, политика, экономика.
Наиболее важными для освещения в медиаресурсах признаны новости образования (изменения в государственных экзаменах; встречи советов школ и т.д.), подработка на лето / в каникулярное время (вакансии для школьников, студентов, граждан), мероприятия района/ города / области (флешмобы, акции, выступления и т.д.), достижения граждан (победа в олимпиадах, в спортивных состязаниях, героические поступки). Волонтерство / новости волонтерских организаций указываются как менее важные.
Целями обращения к медиаресурсам признается в большей степени желание отдохнуть, расслабиться, развлечься, а также учебные цели, саморазвитие. Среди целей молодежь также указывает удовлетворение потребности в общении. Молодым людям интересны медиавстречи с успешными людьми из сферы искусства и культура, науки и образования, им хотелось бы узнать их мнение и советы, а вот деятели политики и государственная службы привлекают из в гораздо меньшей степени.
Молодежь привлекает в тех медиаресурсах (социальных сетях, блогах, сайтах, форумах), которые они посещают, в большей степени возможность для самообразования, в режиме реального времени узнавать все актуальные новости, быть в курсе всех событий, доступность к медиаресурсам и информации на этих ресурсах в любое время суток, широкий объём информации, возможность самовыразиться, проявить себя с творческой стороны, развлекательный контента (видео, анекдоты, смешные картинки, музыка и др.), общение, новые знакомства, возможность заработка.
В числе недостатков посещаемых медиаресурсов (социальных сетях, блогах, сайтах, форумах), респонденты указали попытки «навязать» своё мнение, свою точку зрения, платный контент, недостоверная информация, скучные и неинтересные темы постов, нецензурный контент, невозможность на некоторых медиаресурсах оставить комментарий, высказать свою точку зрения.
По мнению молодежи, наиболее широко освещается просоциаль-ная деятельность на таких медиаресурсах, как ВКонтакте, YouTube, Instagram, в поисковых системах (Google, Yandex и т.д.), Telegram. СМИ (газеты, журналы, новостные порталы и т.д.), телевидение, Facebook, Viber, WhatsApp предоставляют гораздо меньше просо-циального контента.
Молодежи хотелось больше узнавать из медиаресурсов об экологическом волонтерстве (помощи заповедным территориям, животным, озеленении, раздельном сборе отходов, экологическом просвещении и т.д.), социальном волонтерстве (оказании помощи незащищенным слоям населения: детям-инвалидам, многодетным семьям, инвалидам, пожилым одиноким людям, бездомных и т.д.), культурном волон-терсве (проведении экскурсий, работе с туристическими группами, с музейными и библиотечными фондами и т.д.), донорстве (популяризации добровольной сдачи крови донорами, помощи в организации мероприятий и донорских акций, просветительской деятельности и т.д.), спортивном волонтерстве (участии в организации и проведении физкультурных и спортивных мероприятий, популяризации спорта и пропаганда здорового образа жизни и т.д.); патриотическом волонтер-стве (гражданско-патриотическое воспитание, помощь в организации патриотических акций и мероприятий, помощь ветеранам и ветеранским организациям, поисковые работы, исторические реконструкции и т.д.); медиаволонтерстве (информационная поддержка социальных проектов, создание контента и его распространение в СМИ и социальных сетях в качестве волонтеров-фотографов, журналистов, SMM-специалистов, видео-операторов и т.д.), корпоративном волонтерство (волонтерство в профессиональной сфере деятельности), событийном волонтерстве (помощь на конференциях, съездах, форумах, праздниках, концертах и т.д.).
По признанию респондентов они хотели бы принимать участие сфере культурного, социального, экологического, событийного во-лонтерства, донорства. Меньшую готовность они проявляют в такой сфере, как медиаволонтерство и корпоративное волонтерство (в профессиональной сфере деятельности) (рис. 2).
Рис. 1. Направленность желаемого просоциального контента среди молодежи (и=152 чел.)
Молодые респонденты проявляют достаточно высокую заинтересованность в участии в социально-значимых мероприятиях, представляемых в медиасреде. Наибольшую положительную реакцию у молодежи вызывают призывы на медиаресурсах к участию в акциях по помощи ветеранам, детям-сиротам, инвалидам (покупка продуктов, прогулки, помощь по хозяйству и т.п.), экологические акции, сбор средств для бездомных животных, больных детей, социальные проекты вуза/школы. А вот призывы к участию в протестных акциях, раздаче флаеров, предвыборных кампаниях не вызывают ответной реакции.
Таким образом, респонденты продемонстрировали высокую пользовательскую активность в медиасреде (более 3 часов в день). Однако, просоциальная направленность их медиаинтереса (волон-терство, патриотическая тематика и т.п.), а также оценка ее важности проявляется далеко не в самой высокой степени, больший интерес вызывает развлекательный. Молодые пользователи социальных сетей, блогов, сайтов, форумов чутко относятся к попыткам «навязать» им чужое мнение и точку зрения, платному контенту, недостоверной информации, ограничениям в комментариях, что выражает осознанность их поведения в медиасреде. Большинство
респондентов проявляют желание участвовать в просоциальной активности, но медиаволонтерство, которое мы рассматриваем как средство сетевой социализации, направленной на воспитание в молодежи альтруистических качеств, эмпатии, милосердия, а также pro bono волонтерство (в профессиональной сфере деятельности), где можно апробировать профессиональные навыки, их привлекает в меньшей степени. Исходя из этого, необходимы новые способы, средства, технологии цифровой социализации молодежи и пропаганды просоциального поведения.
В качестве инструмента, с использованием которого можно развивать просоциальные установки, намерения и мышление молодежи, выступил молодежный просоциальный медиаресурс, для освоения которого была реализована проектно-образовательная интенсив-технология «От идеи - к прототипу». Цель технологии заключалась в формировании у студентов надпрофессиональных коммуникационных навыков просоциального характера в медиас-реде средствами создания проекта молодежного медиа, удовлетворяющего потребности молодежи в просоциальной активности: средствами информационного контента (обсуждения, дискуссий, предоставления возможности присоединиться к участию в добровольческих акциях и проектах). Продолжительность проектно-об-разовательного интенсива составила 4 месяца (сентябрь - декабрь 2021г.). Алгоритм интенсив-технологии, предложенный первым в России глобальным цифровым Университетом 20.35, реализующим проекты национальной технологической инициативы, включал несколько этапов, представленных на рис. 2.
На аналитическом этапе осуществлялся поиск, изучение и анализ аналогов просоциальных медиа, которыми выступили портал «Молодёжные медиаресурсы» Брянской области, платформа для социальных инициатив «Другое дело», «Центр молодёжных медиа города Липецка», которые выявили достоинства и недостатки существующих аналогов, и их учет при разработке собственного медиаресурса.
На исследовательском этапе проводилось изучение пользовательских запросов целевой аудитории (молодежи) в медиаресурсах
просоциальной направленности, проведение опросов, проблемных интервью и др., анализ и интерпретация полученных данных.
Временная линия интенсива «От идеи к прототипу» 24 сентября - 11 октября- 29 октября - 18 ноября - 22 ноября -11 октября 29 октября 18 ноября 22 ноября 17 декабря о00#°0в Х Х-ч .. «О »ч Миссия В. ^^ Миссия 4. / Миссия 5. \ Миссия 1. и Миссия 2. _ _ ^^ _ / \ Разработка Экономика > Упаковка # Запуск проекта Исследование г Ш I I ^ ' г решения Ш проекта \ проекта / ООО0 * V у ^ о о ^--^
Поиск аналогичных медиаресурсов, которые также решают проблему проекта Г ч Создание проблемного сценарияАБдля определения проблемы г Ч Проведение пользовательского тестирования прототипа медиаресурса ~ Л Разработка бизнес- модели проекта при помощи шаблона Lean Startup Canvas Г ч Подготовка презентации на внутренний финал в вузе
Поддерживающее мероприятие «Мастерская по проработке концепций» (8-9 октября) У Проведение опроса по изучению отношения молодежи к медиа ресурсам Поддерживающее мероприятие «Хакатон по разработке прототипов решений» (29 - 30 октября) По ддерживающее мероприятие « Труба экспертов» (19-20 ноября) Поддерживающее мероприятие «Финальный демо-день» (17 декабря)
Рис. 2. Алгоритм проектно-образовательного интенсива «От идеи - к прототипу»
Технологический этап предусматривал разработку демоверсии или mvp-проекта - пробного/тестового варианта молодежного просоци-ального медиаресурса, его архитектуры, дизайна, просоциального контента, продвижения и привлечение пользователей.
Среди форм интенсив-технологии использовались мастерские по проработке концепций, где осуществлялись консультации с экспертами по планированию работы над проектом, хакатон, на котором в течение двух дней создавался первый прототип будущего решения (демонстрация того, как люди смогут пользоваться продуктом), труба экспертов, где команды студентов обсуждали свой прототип со специалистами из профильной отрасли из Университета 20.35.
При работе над проектом в рамках интенсива использовались разнообразные инструменты:
- сервис видеоконференций Zoom и мессенджер Viber для проведения консультаций студентов с наставниками;
- мессенджер Discord, выбранный для осуществления координации работы над проектом внутри команды, поскольку в нём
имеются удобные голосовые чаты для обсуждения, отдельный сервер, где присутствовали организаторы интенсива, для помощи в решении технических и методических вопросов, проводились консультации с экспертами;
- социальная сеть ВКонтакте для осуществления общей координации работы над проектом внутри команды и создания прототипа молодежного медиаресурса;
- сервис Google Формы для проведения пользовательского тестирования медиаресурса и сервис Google Таблицы для обобщения его результатов;
- сервис Google Презентации для создания презентаций для мероприятий проектно-образовательного интенсива.
Прототипом продукта стал медиаресурс «Сделаем мир лучше!», который был размещен в сообществе (группе) студенческого меди-ацентра «FLICKER prod.» (Ивановский государственный университет, Шуйский филиал), во вкладке «Обсуждения».
Рис. 3. Прототип просоциального медиаресурса
Сообщество (группа) медиацентра создана в социальной сети «ВКонтакте» более 6 лет назад и успешно функционирует, имеет
2672 подписчика, среднее количество просмотров в день составляет 2100 в день, максимальный охват аудитории достигает 15 тыс. в день. Вкладка «Обсуждения» находится в первой (верхней) части сообщества (группы) и является центральным контентом. Любой посетитель, заходя в сообщество (группу) видит вкладку «Обсуждения». Она выделена специально созданной для молодежного медиаресурса «Сделаем мир лучше!» обложкой, что позволяет выделить вкладку из общего контента сообщества (группы) (рис. 3).
Внутри вкладки в хронологическом порядке (по дате и времени публикации) располагаются все опубликованные в рамках проекта материалы, новости и публикации, а также обсуждения и комментарии к ним. Во кладке не присутствует контент, не относящегося к данному ресурсу, что является одним из главных преимуществ сервиса «Обсуждения» в сообществах (группах) в социальной сети «ВКонтакте».
На этапе пользовательского тестирования и экспертной оценки был осуществлен запуск mvp-проекта молодежного просоциаль-ного медиаресурса, разработка сценария и тестовых заданий для пользователей по схеме (пользователь, жизненная ситуация, задача, например, найти на медиаресурсе материал о благотворительном фонде, оценить простоту навигации, доступность и качество контента, трудности в использовании медиаресурса). На основе полученных протоколов пользовательского тестирования проводилась оценка и анализ результатов, экспертного мнения с последующей корректировкой.
Рефлексивный этап предусматривал ведение студентами дневниковых записей, в которых отражались оценка результатов собственной деятельности (самооценка), командного взаимодействия (взаимооценка), объективная, всесторонняя и критичная оценка разработанного продукта - молодежного медиаресурса и его функционирования. Ожидаемым результатом стало освоение молодежью посредством медиаресурса коммуникационных практик просоци-альной активности, способствующей их гражданской самореализации и саморазвитию.
Заключение
Проектно-образовательный интенсив, проведенный на платформе Университет 20.35 национальной технологической инициативы, позволил создать условия для участия студентов в социально-значимой деятельности, связанной с цифровой социализацией молодого поколения.
Перспективой развития молодежного проект станет молодежный медиаресурс «Сделаем мир лучше!» как мобильное приложение на базе операционной системы Android, нацеленное на дальнейшее развитие коммуникативных практик просоциальной активности молодёжи. Планируется, что интерфейс медиаресурса будет состоять из пяти вкладок: «Личный кабинет», «Анонсы», «Активность», «Новости», «Рейтинг». Вкладка «Личный кабинет» содержит персональные данные пользователя. В свою очередь, вкладка «Анонсы» позволит студенту получить информацию об анонсах проводимых добровольческих акциях, проектах, волонтёрских мероприятий и откликнуться на них. Раздел «Активность» будет содержать календарь с запланированными мероприятиями с возможностью напоминаний о событиях в форме уведомления. Вкладка «Новости» - лента новостей о результатах волонтёрской и добровольческой деятельности просоциальной молодёжи, в которой предусмотрена возможность обсуждения посредством комментариев к новостям. Кроме того, в приложении будет расположена вкладка «Рейтинг», на которой отражается общий рейтинг просоциальной активности волонтера, выраженный в баллах. При этом баллы рейтинга доступны как за участие в анонсируемых мероприятиях, так и за участие в обсуждении новостей. Такое неформальное участие молодежи в формировании просоциального медиаконтента способствовало развитию у студентов навыков просоциальной активности по признакам просоциальных установок, намерений и мышления.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-33053.
The study was carried out with thefinancial support of the RFBR and the EIS within the framework of the scientific project No. 21-011-33053.
Список литературы
1. Кисляков П. А. Методические аспекты использования информационно-коммуникационных технологий в подготовке будущих педагогов в области социальной безопасности // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С. 24-29.
2. Кисляков П. А., Шмелева Е.А. Психология безопасного просоциаль-ного поведения личности. М. ООО «Когито-Центр», 2021. 357 с.
3. Ланцова С. В., Шмелева Е.А., Кисляков П.А. Просоциальный потенциал онлайн игр для подростков // Цифровизация в условиях пандемии: миссия социального университета будущего: сборник материалов XXI международного социального конгресса. М., 2022. С. 186-189.
4. Ланцова С.В., Шмелева Е.А., Кисляков П.А. Потенциал медиаресур-сов в воспитании просоциального поведения в молодежной среде // Наука и образование в современном вузе: вектор развития: Материалы научно-практической конференции. Шуя, 2021. С.110-113.
5. Медиаресурсы как средство формирования просоциальной активности современной молодежи / Н. Ю. Прияткина, В. К. Маркелов, Ю. И. Савельева [и др.] // Современные тренды образования: материалы IV Всероссийской (национальной) педагогической научно-практической конференции. Шуя, 2022. С. 141-145.
6. Серова Е.А. Формирование просоциального поведения молодежи как одна из задач публичной политики // Вестник социально-политических наук. 2014. №13. С. 44-47
7. Шмелева Е. А., Кисляков П. А., Ланцова С. В. Просоциальность молодежи: возможности медиа // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2022. № 1(43). С. 192-199.
8. Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Ланцова С.В., Меерсон А.Л.С. Медиа-ресуры как сфера просоциального взаимодействия молодежи в цифровой среде // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. М., 2021. С.546-556.
9. Bandura A. Social cognitive theory of moral thought and action. In: Handbook of moral behavior and development. Ed. by W. M. Kurtines, J. L. Gewirtz. 1991. Vol. 1. pp. 45-103
10. Barlett C.P., Anderson C.A. Examining media effects: The General Aggression and General Learning Models. In E. Scharrer (Ed.), Media effects/media psychology. Boston, MA: Blackwell-Wiley. 2013. pp. 1-20.
11. Coyne S.M., Padilla-Walker L.M., Holmgren H.G., Davis E.J., Collier K.M., Memmott-Elison M.K., Hawkins, A.J. A meta-analysis of prosocial media on prosocial behavior, aggression, and empathic concern: A multidimensional approach // Developmental Psychology. 2018. Vol. 54(2). P. 331-347
12. De Leeuw R.N.H., Kleemans M., Rozendaal E., Anschütz D.J., Buijzen M. The impact of prosocial television news on children's prosocial behavior: An experimental study in the Netherlands // Journal of Children and Media. 2015. Vol. 9(4). P. 419-434
13. Gentile D.A., Anderson C.A., Yukawa N., Saleem M., Lim K.M., Shibuya A., Sakamoto A. The effects of prosocial video games on prosocial behaviors: International evidence from correlational, longitudinal, and experimental studies // Personality and Social Psychology Bulletin. 2009. Vol. 35. P. 752-763
14. Greitemeyer T. Effects of Prosocial Media on Social Behavior When and Why Does Media Exposure Affect Helping and Aggression? // Current Directions in Psychological Science. 2011. Vol. 20(4). P. 251-255. DOI: 10.1177/0963721411415229
15. Greitemeyer T., Osswald S., Brauer M. Playing prosocial video games increases empathy and decreases schadenfreude // Emotion. 2010. Vol. 10. P. 796-802
16. Gyldensted C. From mirrors to movers: Five elements of positive psychology in constructive journalism. Loveland. CO: Group Publishers, 2015
17. Hogan M.J., Strasburger V.C. Media and Prosocial Behavior in Children and Adolescents. Handbook of Moral and Character Education. Educational Psychology Handbook. Ed. by Nucci LP; Narvaez D. 2008. P. 537-553
18. Kislyakov P. A., Shmeleva E.A. Analysis of Russians' views on personal qualities as a basis for prosocial safe behavior factors' identification // Open Psychology Journal. 2020. Vol. 13(1). P. 40-48.
19. Kislyakov P., Shmeleva E., Silaeva O. The possibility of prosocial media in the digital socialization of children // Child in the Digital World:
The International Psychological Forum: Book of Abstracts. M., 2021. P. 63. DOI 10.26226/morressier.6082ba61dc2fa1af56246f31.
20. Kleemans M., Schlindwein L.F., Dohmen R. Preadolescents' Emotional and Prosocial Responses to Negative TV News: Investigating the Beneficial Effects of Constructive Reporting and Peer Discussion // J Youth Adolescence. 2017. Vol. 46. P. 2060-2072
21. Mares M. L., Stephenson L.J. Prosocial Media Use and Effects. In book: The International Encyclopedia of Media Effects. 2017. DOI: 10.1002/9781118783764.wbieme0153
22. Mares M.L., Woodard E. Positive effects of television on children's social interactions: A meta-analysis // Media Psychology. 2005. Vol. 7. P. 301-322.
23. McIntyre K. E. Constructive journalism: The effects of positive emotions and solution information in news stories (Doctoral dissertation). Chapel Hill, NC: The University of North Carolina at Chapel Hill. 2015
24. Obar J.A., Wildman S. Social media definition and the governance challenge: an introduction to the special issue // Telecommun. Policy. 2015. Vol. 39. P. 745-750.
25. Prot S., et al Long-term relations among prosocial-media use, empathy, and prosocial behavior // Psychol Sci. 2014. Vol. 25(2). P. 358-368
26. Rosenkoetter L.I. The television situation comedy and children's prosocial behavior // Journal of Applied Social Psychology. 1999. Vol. 29. P. 979-993.
27. Saleem M., Anderson C.A., Gentile D.A. Effects of prosocial, neutral, and violent video games on children's helpful and hurtful behaviors // Aggressive Behavior. 2012. Vol. 38. P. 281-287
28. Tsvetkova M., Macy M. The Contagion of Prosocial Behavior and the Emergence of Voluntary-Contribution Communities. In: Gon?alves B., Perra N. (eds) Social Phenomena. Computational Social Sciences. Springer, Cham. 2015. pp. 117-134.
References
1. Kislyakov P. A. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia]. 2013, No. 1, pp. 24-29.
2. Kislyakov P. A., Shmeleva E.A. Psihologiyabezopasnogoprosocial'no-go povedeniya lichnosti [Psychology of safe prosocial behavior of the individual]. M., 2021, 357 p.
3. Lancova S. V., Shmeleva E.A., Kislyakov P.A. SbornikmaterialovXXIi mezhdunarodnogo social'nogo kongressa "Cifrovizaciya v usloviyahpan-demii: missiya social'nogo universiteta budushchego" [Digitalization in a pandemic: mission of the social university of the future : collection of materials of the xxi International Social Congress]. M., 2022, pp. 186-189.
4. Lancova S.V., Shmeleva E.A., Kislyakov P.A.Materialynauchno-praktich-eskoj konferencii "Nauka i obrazovanie v sovremennom vuze: vektor razviti-ya" [Science and education in a modern university: vector of development: Materials of a scientific and practical conference]. Shuya, 2021, pp.110-113.
5. Priyatkina N. Yu., Markelov V. K., Savel'eva Yu. L. [i dr.]MaterialyIV Vserossijskoj (nacional'noj) pedagogicheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Sovremennye trendy obrazovaniya" [Modern trends in education: materials of the IV All-Russian (national) Pedagogical scientific and practical conference. Shuya, 2022, pp. 141-145.
6. Serova E.A. Vestniksocial'no-politicheskih nauk [Bulletin of Socio-Political Sciences]. 2014, no.13, pp. 44-47
7. Shmeleva E. A., Kislyakov P. A., Lancova S. V. Chelovecheskijfaktor: Social'nyj psiholog [Human factor: Social psychologist]. 2022, no. 1(43), pp. 192-199.
8. Shmeleva E.A., Kislyakov P.A., Lancova S.V., Meerson A.L.S. Sbornik statej II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarod-nym uchastiem "Cifrovaya gumanitaristika i tekhnologii v obrazovanii (DHTE 2021)" [Digital humanities and technologies in education (DHTE 2021): Collection of articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation]. M., 2021, pp.546-556.
9. Bandura A. Social cognitive theory of moral thought and action. In: Handbook of moral behavior and development. Ed. by W. M. Kurtines, J. L. Gewirtz, 1991, vol. 1, pp. 45-103
10. Barlett C.P., Anderson C.A. Examining media effects: The General Aggression and General Learning Models. In E. Scharrer (Ed.), Media effects/media psychology. Boston, MA: Blackwell-Wiley, 2013, pp. 1-20.
11. Coyne S.M., Padilla-Walker L.M., Holmgren H.G., Davis E.J., Collier K.M., Memmott-Elison M.K., Hawkins, A.J. A meta-analysis of prosocial media on prosocial behavior, aggression, and empathic concern: A multidimensional approach. Developmental Psychology, 2018, vol. 54(2), pp. 331-347
12. De Leeuw R.N.H., Kleemans M., Rozendaal E., Anschütz D.J., Buijzen M. The impact of prosocial television news on children's prosocial behavior: An experimental study in the Netherlands. Journal of Children and Media, 2015, vol. 9(4), pp. 419-434.
13. Gentile D.A., Anderson C.A., Yukawa N., Saleem M., Lim K.M., Shibuya A., Sakamoto A. The effects of prosocial video games on prosocial behaviors: International evidence from correlational, longitudinal, and experimental studies. Personality and Social Psychology Bulletin, 2009, vol. 35, pp. 752-763.
14. Greitemeyer T. Effects of Prosocial Media on Social Behavior When and Why Does Media Exposure Affect Helping and Aggression? Current Directions in Psychological Science, 2011, vol. 20(4), pp. 251-255. https://doi.org/10.1177/0963721411415229
15. Greitemeyer T., Osswald S., Brauer M. Playing prosocial video games increases empathy and decreases schadenfreude. Emotion, 2010, vol. 10, pp. 796-802.
16. Gyldensted C. From mirrors to movers: Five elements of positive psychology in constructive journalism. Loveland. CO: Group Publishers, 2015.
17. Hogan M.J., Strasburger V.C. Media and Prosocial Behavior in Children and Adolescents. Handbook of Moral and Character Education. Educational Psychology Handbook. Ed. by Nucci LP; Narvaez D. 2008, pp. 537-553.
18. Kislyakov P. A., Shmeleva E.A. Analysis of Russians' views on personal qualities as a basis for prosocial safe behavior factors' identification. Open Psychology Journal, 2020, vol. 13(1), pp. 40-48.
19. Kislyakov P., Shmeleva E., Silaeva O. The possibility of prosocial media in the digital socialization of children. Child in the Digital World: The International Psychological Forum: Book of Abstracts. M., 2021, pp. 63. https://doi.org/10.26226/morressier.6082ba61dc2fa1af56246f31.
20. Kleemans M., Schlindwein L.F., Dohmen R. Preadolescents' Emotional and Prosocial Responses to Negative TV News: Investigating the Beneficial Effects of Constructive Reporting and Peer Discussion. J Youth Adolescence, 2017, vol. 46, pp. 2060-2072.
21. Mares M. L., Stephenson L.J. Prosocial Media Use and Effects. In book: The International Encyclopedia of Media Effects. 2017. https://doi. org/10.1002/9781118783764.wbieme0153
22. Mares M.L., Woodard E. Positive effects of television on children's social interactions: A meta-analysis. Media Psychology, 2005, vol. 7, pp. 301-322.
23. Mclntyre K. E. Constructive journalism: The effects of positive emotions and solution information in news stories (Doctoral dissertation). Chapel Hill, NC: The University of North Carolina at Chapel Hill. 2015.
24. Obar J.A., Wildman S. Social media definition and the governance challenge: an introduction to the special issue. Telecommun. Policy, 2015, vol. 39, pp. 745-750.
25. Prot S., et al Long-term relations among prosocial-media use, empathy, and prosocial behavior. Psychol Sci, 2014, vol. 25(2), pp. 358-368.
26. Rosenkoetter L.I. The television situation comedy and children's prosocial behavior. Journal of Applied Social Psychology, 1999, vol. 29, pp. 979-993.
27. Saleem M., Anderson C.A., Gentile D.A. Effects of prosocial, neutral, and violent video games on children's helpful and hurtful behaviors. Aggressive Behavior, 2012, vol. 38, pp. 281-287.
28. Tsvetkova M., Macy M. The Contagion of Prosocial Behavior and the Emergence of Voluntary-Contribution Communities. In: Gon?alves B., Perra N. (eds) Social Phenomena. Computational Social Sciences. Springer, Cham, 2015, pp. 117-134.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Шмелева Елена Александровна, доцент, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и социальной педагогики; профессор кафедры иностранных языков и профессиональных коммуникаций; профессор факультета физической культуры Ивановский государственный университет; Ивановская по-жарно-спасательная академия ГПСМЧС России; Российский государственный социальный университет
ул. Кооперативная, 24, г. Шуя, 155508, Российская Федерация; просп. Строителей, 33, г. Иваново,153040, Российская Федерация; ул. В.Пика, 4, стр.1, г. Москва, 129226, Российская Федерация [email protected]
Кисляков Павел Александрович, доктор психологических наук, доцент, профессор факультета психологии; главный научный сотрудник
Российский государственный социальный университет; Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний (ФКУ НИИ ФСИН России) ул. В.Пика, 4, стр.1, г. Москва, 129226, Российская Федерация; ул. Житная, 14, г. Москва, 119991, Российская Федерация [email protected]
Прияткина Наталья Юрьевна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и специального образования
Ивановский государственный университет
ул. Кооперативная, 24, г. Шуя, 155508, Российская Федерация
Меерсон Айзек-Лейб Соломонович, аспирант
Ивановский государственный университет
ул. Кооперативная, 24, г. Шуя, 155908, Российская Федерация
Белов Станислав Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики, информатики и методики обучения Ивановский государственный университет ул. Кооперативная, 24, г. Шуя, 155508, Российская Федерация [email protected]
Маркелов Валерий Константинович, магистрант
Ивановский государственный университет
ул. Кооперативная, 24, г. Шуя, 155508, Российская Федерация
V. a.l.e.m.a.r. k@yandex. т
Ананьева Екатерина Александровна, студент Ивановский государственный университет ул. Кооперативная, 24, г. Шуя, 155508, Российская Федерация [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHORS Elena A. Shmeleva, Associate Professor, Doctor of Psychological Sciences, Professor of the Department of Psychology and Social Pedagogy; Professor of the Department of Foreign Languages and Professional Communications; Professor of the Faculty of Physical Culture
Ivanovo State University; Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters; Russian State Social University 24, Kooperativnaya Str., Shuya, 155508, Russian Federation; 33, Stroiteley Ave., Ivanovo, 153040, Russian Federation; 4, p.1, V.Pi-ka Str., Moscow, 129226, Russian Federation [email protected] SPIN-code: 3992-6436
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4698-5226 ResearcherID: H-7821-2016 Scopus Author ID: 56375922700
Pavel A. Kislyakov, Dr. Sci. (Psychology), Associate Professor, Professor of the Department of Psychology; Chief Scientific Officer
Russian State Social University; Research Institute of the Federal Penitentiary Service (FKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia)
4, p.1, V.Pika Str., Moscow, 129226, Russian Federation; 14, Zhit-naya Str., Moscow, 119991, Russian Federation [email protected] SPIN-code: 1375-5625
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1238-9183 — 213 —
ResearcherID: E-4701-2016 Scopus Author ID: 56348736600
Natalya Yu. Priyatkina, Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Special Education
Ivanovo State University
24, Kooperativnaya Str., Shuya, 155508, Russian Federation [email protected]
Ayzek-Leyb S. Meerson, PhD student
Ivanovo State University
24, Kooperativnaya Str., Shuya, 155508, Russian Federation [email protected]
Stanislav V. Belov, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Mathematics, Informatics and Teaching Methods
Ivanovo State University
24, Kooperativnaya Str., Shuya, 155508, Russian Federation [email protected]
Valery K. Markelov, student
Ivanovo State University
24, Kooperativnaya Str., Shuya, 155508, Russian Federation v. a.l.e.m.a.r. k@yandex. ru
Ekaterina A. Ananyeva, student
Ivanovo State University
24, Kooperativnaya Str., Shuya, 155508, Russian Federation [email protected]
Поступила 05.06.2022 Received 05.06.2022
После рецензирования 15.06.2022 Revised 15.06.2022
Принята 18.06.2022 Accepted 18.06.2022