могут выступать эффективным агентом в трансляции позитивных образцов и норм поведения, в воспитании ценностей и просоциального поведения молодежи. Но всегда ли у аудитории при просмотре медиаконтента у зрителей возникают положительные психологические реакции, влияющие на реальное поведение? Методы: теоретический анализ и обобщение результатов исследований, объектом которых выступает просоциальный потенциал медиаресурсов. Модели саморегуляции деятельности, операциональные и содержательные аспекты осознанной саморегуляции, их взаимосвязь могут быть применены к анализу и моделированию просоциальной активности человека. Просоциальные медиаресурсы рассмотрены как комплексы инструментов массовой информации и коммуникации (вебсайты, мобильные приложения, сетевые сообщества и др.), транслирующих бескорыстное поведение человека, направленное на оказание помощи и принесение пользы другим людям и обществу, которые позволяют людям взаимодействовать посредством онлайн-коммуникаций, участвовать в создании и распространении контента. Выявлено, что просоциальные медиа могут стать эффективным средством саморегуляции просоциального поведения и формирования просоциальной активности молодежи, воспитания истинных человеческих ценностей альтруизма и взаимопомощи. Созданные на основе «конструктивной журналистики» новостные сообщения позволяют регулировать эмоциональную реакцию молодежи, способствуя возникновению просоциальных намерений и установок, формированию положительного эмоционального настроя. Результаты исследования могут быть использованы в пропаганде просоциального поведения в молодежной среде, распространения информации о деятельности добровольцев в средствах массовой информации и через социальную рекламу, способствовать посредством СМИ созданию положительного образа участника благотворительности, популяризации ценностей взаимовыручки, добра, милосердия, гражданственности, призыва молодежи к социальной активности.
Ключевые слова: просоциальная активность, медиаресурсы, альтруизм, саморегуляция.
THE POTENTIAL OF MEDIA RESOURCES IN SELF-REGULATION OF PROSOCIAL ACTIVITY OF THE PERSONAL
Shmeleva E. A.1, Kislyakov P. A.2
1 Shuya, Russia, Ivanovo State University, Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters,
2 Moscow, Russia, Russian State Social University
noc [email protected], [email protected]
Abstract. The increasing communication potential of media resources that contribute to the socialization of young people makes it possible to consider them as an instrument of state youth policy, designed to provide information support and involve young people in socio-political processes. Media resources can act as an effective agent in the transmission of positive patterns and norms of behavior, in the education of values and prosocial behavior of young people. But does the audience always have positive psychological reactions when viewing media content that affect real behavior? Methods: theoretical analysis and generalization of research results, the object of which is the prosocial potential of media resources. Models of self-regulation of activity, operational and content aspects of conscious self-regulation, their relationship can be applied to the analysis and modeling of prosocial activity of a person. Prosocial media resources are considered as complexes of mass media and communication tools (websites, mobile applications, network communities, etc.) that
182
broadcast unselfish human behavior aimed at helping and benefiting other people and society, which allow people to interact through online communications, participate in the creation and distribution of content. It is revealed that prosocial media can become an effective means of self-regulation of prosocial behavior and formation of prosocial activity of young people, education of true human values of altruism and mutual assistance. News reports created on the basis of "constructive journalism" allow you to regulate the emotional reaction of young people, contributing to the emergence of prosocial intentions and attitudes, the formation of a positive emotional mood. The results of the study can be used to promote pro-social behavior among young people, to disseminate information about the activities of volunteers in the media and through social advertising, to promote through the media the creation of a positive image of a charity participant, to popularize the values of mutual assistance, kindness, charity, citizenship, and to encourage young people to social activity.
Keywords: prosocial activity, media resources, altruism, self-regulation
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № № 21-011-33053.
Введение (актуальность). Усиливающийся коммуникационный потенциал молодежных медиаресурсов, способствующих социализации молодежи, позволяет считать их инструментом государственной молодежной политики, призванного не только обеспечить информационную поддержку, но и вовлекать молодых людей в социально-политические процессы. В Основах государственной молодежной политики до 2025 г. деструктивное информационное воздействие на молодежь обозначено в качестве одним их проблемных факторов повышенной агрессивности в молодежной среде, социальное напряжение в обществе. В обществе сформировался заказ на формирование и развитие у детей, молодежи и населения в целом просоциальных норм и установок, а также поведения, ориентированного на благо других людей и общества в целом.
Как средства современной коммуникации групп сообществ с использованием новых онлайн и офлайн решений, в том числе цифровых технологий (социальные сети, сайты, блоги, мессенджеры и др.), социальные медиа влияют на коммуникационные связи в социальных процессах на различных уровнях (межличностном, групповом, глобальном) и решают адаптационную, социализирующую и медиаобразовательную задачи (Kislyakov, 2018).
Виртуальная среда сегодня посредством цифрового воздействия и социализации все активнее реализует функции идентификации пользователей с референтными группами, задает направленность в многообразии социальных ролей, оказывает влияние на формирование межличностных отношений.
Медиаресурсы могут выступать эффективным агентом в трансляции позитивных образцов и норм поведения, в воспитании ценностей и просоциального поведения молодежи. Но всегда ли у аудитории при просмотре медиаконтента у зрителей возникают положительные психологические реакции, влияющие на реальное поведение?
Методы исследования - теоретический анализ и обобщение результатов исследований, объектом которых выступает просоциальный потенциал молодежных медиа.
Обсуждение. О.А. Конопкиным проблема осознанной саморегуляции была поставлена и раскрыта в отношении произвольной активности человека. Разработанная модель саморегуляции деятельности, операциональные и содержательные аспекты осознанной саморегуляции, их взаимосвязь (Конопкин, 1995; Моросанова, 1995, 2010) могут быть применены к анализу просоциальной активности человека.
Установлено, что просоциальное поведение как продукт социального научения формируется в результате положительного подкрепления со стороны значимого окружения и освоения наблюдаемых успешных моделей взаимопомощи и поддержки (Ильин, 2013; Кухтова, 2004).
А. Ю. Чернов обосновал тот факт, что социальная информация запускает социально-перцептивные механизмы понимания субъектом просоциального поведения проблемы, требующей решения, а когнитивная организация задает ментальные образы решений в просоциальной ситуации (Чернов, 2019). Просоциальное поведения регулируется личностью благодаря осознанию смысла через включение в просоциальные поступки, оценки социальной предпочтительности демонстрации просоциального поведения. Просоциальное поведение мотивируется поиском смысла принимаемого решения о соответствии или несоответствии предполагаемых действий культурным и личностным стандартам.
Все активнее медиаресурсы реализуют образовательные и культурные практики, что наиболее очевидно проявилось в период самоизоляции, консоидируют сообщества, через эмоции влияют на поведение. Значимые герои новостных сюжетов, игр, популярные блогеры способны транслировать новые формы поведения в молодежной среде. Однако этот эффект может проявляться в формируемых паттернах не только в консолидирующих, но и в деструктивных воздействиях.
Медиаресурсы в реализации публичной политики способны формировать мотивы заботы, помощи тем, кто в ней нуждается, справедливости и ответственности, милосердия, сострадания (De Leeuw, 2015).
Просоциальные медиаресурсы представляют собой комплекс инструментов массовой информации и коммуникации (вебсайты, мобильные приложения, сетевые сообщества волонтеров, помощи животным, охраны памятников культуры и др.), транслирующих бескорыстное поведение человека, направленное на оказание помощи и принесение пользы другим людям и обществу, которые позволяют людям взаимодействовать посредством онлайн-коммуникаций, участвовать в создании и распространении контента (Obar, 2015).
В зарубежных исследованиях описан потенциал просоциальных медиа в развитии альтруизма, эмпатии, помогающего поведения (Coyne, 2018; Mares, 2017). При этом пропаганда оказания помощи использовала различные каналы массовой информации: телешоу (Prot, 2014), видеоигры (Saleem, 2012), музыкальные треки (Greitemeyer, 2009), интернет-сообщества (Tsvetkova, 2015). Д.А. Джентиле с соавт. выявили прямую взаимосвязь между просоциальными видеоиграми и частотой оказания помощи и сотрудничества (Gentile, 2009). Л.И. Розенкоттер указал на связь просмотров просоциальных телепрограмм и осуществленных просоциальных актов (Rosenkoetter, 1999).
Объяснить эти зависимость возможно исходя из general learning model (Barlett, 2013), социальной теории научения и социально-когнитивной теории (Bandura, 1991), а также на основе social information processing theory (Coyne, 2018; Tsvetkova, 2015).
Люди обучаются, взаимодействуя со средой, в том числе с медиасредой, используя разные механизмы обучения. Являясь инструментом неформального обучения медиаресурсы предоставляют многое из того, что помогает человеку в процессе социализации. Просоциальные медиа способны снижать вероятность агрессии и повышать вероятность просоциальных поступков.
Установлено, что просоциальные медиа способны влиять на поведение человека через фиксацию просоциальных когниций и усиления позитивных эмоций (Saleem, 2012). При этом, как показали исследования Т.Грейтмейера, что одних из главных предикторов краткосрочных эффектов просоциальных медиа является эмпатия (Greitemeyer, 2011). Если рассматривать долгосрочный период, то в этом случае в формировании просоциального поведения существенное значение приобретает динамика убеждений, установок, поведенческих паттернов и эмоциональной сферы.
Социальная реклама, новостные сюжеты о помогающем поведении зачастую вызывают у людей разную психологическую реакцию. Так на обращение об оказании помощи иногда можно встретить случаи осуждения власти, политических деятелей. Сюжеты о людях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, могут вызывать отрицательные эмоции, даже страх и агрессию. Поэтому крайне важными являются методы «конструктивной журналистики», использующие принципы позитивной психологии, позволяющие освещать
негативные события таким образом, чтобы получить положительные и конструктивные эмоциональные реакции (Gyldensted, 2011).
Заключение. Созданные таким образом новостные сообщения позволяют регулировать эмоциональную реакцию молодежи, способствуя возникновению просоциальных намерений. Такие сюжеты, как истории спасения, помощь нуждающимся, спасения людей, способны зарождать у людей надежду на будущее и формировать положительный эмоциональный настрой. Помимо этого, построенные на основе «конструктивной журналистики» медиасюжеты могут мобилизовать зрителя принять участие в решении проблемы, например, внести свой вклад (Kislyakov, 2020; Кисляков, 2020; Шмелева, 2020).
Медиаресурсы, новостные сюжеты, которые вызывают положительные эмоции могут улучшить эмоциональный отклик и вдохновить людей вести себя более просоциально. Согласно теории положительных эмоций (Б.Фредериксон), они способны расширять диапазон мыследеятельности человека, его потенциальных действий. Просоциальные медиа могут стать эффективным средством саморегуляции просоциального поведения и формирования просоциальной активности молодежи, воспитания истинных человеческих ценностей альтруизма и взаимопомощи.
Литература
1. Ильин Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. СПб.: Питер, 2013. - 304 с.
2. Кисляков П. А., Шмелева Е. А. Психологическое восприятие студенческой молодежью просоциальных медиа // Перспективы науки и образования. - 2020. - № 3 (45). - С. 269284.
3. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С. 5-12.
4. Кухтова Н. В. Феномен просоциального поведения в психологической науке (некоторые подходы в изучении просоциального поведения) // Белорусский психологический журнал. - 2004. - № 1. - С. 60-65.
5. Моросанова В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. - 2010. - № 1. - С.36-45.
6. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психол. журн. - 1995. - Т. 16. - № 4. - С. 26—36.
7. Чернов А.Ю. Саморегуляция в когнитивной системе просоциального поведения // Научное мнение. - 2019. - № 11. - С. 25-32.
8. Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Сорокоумова С.Н., Мухина Т.Г. Использование психолингвистического анализа медиаресурсов при обучении студентов просоциальным практикам // Язык и культура. - 2020. - №52. - С.252-278.
9. Bandura A. Social cognitive theory of moral thought and action. In: Handbook of moral behavior and development. Ed. by W. M. Kurtines, J. L. Gewirtz. - 1991. - Vol. 1. С. 45-103
10. Barlett C.P., Anderson C.A. Examining media effects: The General Aggression and General Learning Models. In E. Scharrer (Ed.), Media effects/media psychology. Boston, MA: Blackwell-Wiley. - 2013. pp. 1-20.
11. Coyne S.M., Padilla-Walker L.M., Holmgren H.G., Davis E.J., Collier K.M., Memmott-Elison M.K., Hawkins, A.J. A meta-analysis of prosocial media on prosocial behavior, aggression, and empathic concern: A multidimensional approach //Developmental psychology. - 2018. - T. 54. - №. 2. - C. 331.
12. De Leeuw R.N.H., Kleemans M., Rozendaal E., Anschütz D.J., Buijzen M. The impact of prosocial television news on children's prosocial behavior: An experimental study in the Netherlands //Journal of children and media. - 2015. - T. 9. - №. 4. - C. 419-434.
13. Gentile D. A. et al. The effects of prosocial video games on prosocial behaviors: International evidence from correlational, longitudinal, and experimental studies //Personality and Social Psychology Bulletin. - 2009. - T. 35. - №. 6. - C. 752-763.
14. Greitemeyer T. Effects of prosocial media on social behavior: When and why does media exposure affect helping and aggression? //Current Directions in Psychological Science. -2011. - T. 20. - №. 4. - C. 251-255.
15. Gyldensted C. Innovating news journalism through positive psychology // Master of Applied Positive Psychology (MAPP). (Capstone project). - 2011. URL: http://repository.upenn.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1024&context=mapp_capstone
16. Kislyakov P. A., Shmeleva E. A. Analysis of Russians' views on personal qualities as a basis for prosocial safe behavior factors' identification //The Open Psychology Journal. - 2020. -T. 13. - №. 1.
17. Kislyakov P., Shmeleva E. Media education in training students to provide information and psychological security //MegHao6pa30BaHHe. - 2018. - №. 1.
18. Mares M. L., Stephenson L. J. Prosocial media use and effects //The International Encyclopedia of Media Effects. - 2017. - C. 1-13.
19. Obar J. A., Wildman S. S. Social media definition and the governance challenge-an introduction to the special issue //Obar, JA and Wildman, S.(2015). Social media definition and the governance challenge: An introduction to the special issue. Telecommunications policy. - 2015. - T. 39. - №. 9. - C. 745-750.
20. Prot S. et al. Long-term relations among prosocial-media use, empathy, and prosocial behavior //Psychological science. - 2014. - T. 25. - №. 2. - C. 358-368.
21. Rosenkoetter L. I. The television situation comedy and children's prosocial behavior //Journal of Applied Social Psychology. - 1999. - T. 29. - №. 5. - C. 979-993.
22. Saleem M., Anderson C. A., Gentile D. A. Effects of prosocial, neutral, and violent video games on children's helpful and hurtful behaviors //Aggressive behavior. - 2012. - T. 38. -№. 4. - C. 281-287.
23. Tsvetkova M., Macy M. The contagion of prosocial behavior and the emergence of voluntary-contribution communities //Social Phenomena. - Springer, Cham, 2015. - C. 117-134.