Научная статья на тему 'ПРОСОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ФЕНОМЕНОЛОГИИ СО-БЫТИЯ В СОВМЕСТНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРОСОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ФЕНОМЕНОЛОГИИ СО-БЫТИЯ В СОВМЕСТНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
62
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
просоциальная активность / со-бытие / межличностный конфликт / стратегии поведения в конфликте / совместная творческая деятельность / prosocial activity / co-existence / interpersonal conflict / strategies of behavior in conflict / joint creative activity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ясько Б.А., Покуль В.О.

В представленном материале рассматривается гипотеза о влиянии продолжительной совместной творческой деятельности на формирование у субъекта конструктивных поведенческих стратегий в межличностном конфликте. Показано, что активная включенность в группы танцевальной студии влияет на более выраженное, чем у субъектов, не имеющих такого опыта со-бытия, предпочтение конструктивных стратегий поведения в конфликте. Высказывается мнение: целесообразно на пороге семейной жизни молодым людям рекомендовать курс танцевального тренинга, который, с одной стороны, дает возможность увидеть партнерам новые личностные качества, проявляемые в событии, а с другой – получать опыт эмпатического взаимодействия, понимания друг друга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ясько Б.А., Покуль В.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSOCIAL ACTIVITY AND THE PHENOMENOLOGY OF CO-EXISTENCE IN JOINT CREATIVE ACTIVITY

In the presented material, the hypothesis of the influence of prolonged joint creative activity on the formation of constructive behavioral strategies in interpersonal conflict is considered. It is shown that active involvement in dance studio groups affects a preference for constructive strategies of behavior in conflict more pronounced than in subjects who do not have such experience of co-existence. The opinion is expressed: it is advisable to recommend a dance training course to young people on the threshold of family life, which, on the one hand, gives partners the opportunity to see new personal qualities manifested in co-existence, and on the other – to gain experience of empathic interaction, understanding each other.

Текст научной работы на тему «ПРОСОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ФЕНОМЕНОЛОГИИ СО-БЫТИЯ В СОВМЕСТНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПРОСОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ФЕНОМЕНОЛОГИИ СО-БЫТИЯ В СОВМЕСТНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ясько Б.А., Покуль В.О. (Краснодар, КубГУ) shabela@yandex.ru

Аннотация. В представленном материале рассматривается гипотеза о влиянии продолжительной совместной творческой деятельности на формирование у субъекта конструктивных поведенческих стратегий в межличностном конфликте. Показано, что активная включенность в группы танцевальной студии влияет на более выраженное, чем у субъектов, не имеющих такого опыта со-бытия, предпочтение конструктивных стратегий поведения в конфликте. Высказывается мнение: целесообразно на пороге семейной жизни молодым людям рекомендовать курс танцевального тренига, который, с одной стороны, дает возможность увидеть партнерам новые личностные качества, проявляемые в событии, а с другой - получать опыт эмпатического взаимодействия, понимания друг друга.

Ключевые слова: просоциальная активность; со-бытие; межличностный конфликт; стратегии поведения в конфликте; совместная творческая деятельность.

PROSOCIAL ACTIVITY AND THE PHENOMENOLOGY OF CO-EXISTENCE IN JOINT CREATIVE ACTIVITY Yasko B.A., Pokul V.O. (Krasnodar, KubGU) shabela@yandex.ru

Abstract. In the presented material, the hypothesis of the influence of prolonged joint creative activity on the formation of constructive behavioral strategies in interpersonal conflict is considered. It is shown that active involvement in dance studio groups affects a preference for constructive strategies of behavior in conflict more pronounced than in subjects who do not have such experience of co-existence. The opinion is expressed: it is advisable to recommend a dance training course to young people on the threshold of family life, which, on the one hand, gives partners the opportunity to see new personal qualities manifested in co-existence, and on the other - to gain experience of empathic interaction, understanding each other.

Keywords: prosocial activity; co-existence; interpersonal conflict; strategies of behavior in conflict; joint creative activity.

Введение.

Просоциальная активность - это конструктивная, субъектно детерминированная деятельность, в основе которой лежит потребность личности в сопричастности и в сотрудничестве с другими, равными и открытыми для диалога. Какие ценности, культивируемые в разных формах просоциальной активности, выступают факторами, успешно конкурирующим с псевдоценностями, обусловливающими отчужденность, неприязнь, агрессивность? В реалиях рыночного общества специфическую трансформацию приобретают ценностные представления индивидуального и группового субъектов, причем коренной ломке, изменениям подвергаются подчас не только ценности, формирующиеся в персоногенезе и профессиогенезе личности по мере накопления и смысловой переработки жизненного опыта, но и, казалось бы, незыблемые, общечеловеческие, ментальные ценности. При этом личностные ценности разных людей могут находиться в конфликтной оппозиции, представлять собой в определенных условиях среды конфликтующие реальности, вызывающие и регулирующие соответствующее поведение индивидуальных и групповых субъектов (Климов, 2003). С нашей точки зрения, это, прежде всего, ценности жизни и свободы Другого. «Другой» -это иной, не такой как Я, а нередко - просто чужой. Известно, что деление мира на «Мы -Чужие» является исторически одним из самых глубинных феноменов общественного

сознания. Э. Фромм отмечал, что всё чужое, представляя некоторый интерес, в то же время вызывает страх, подозрительность и отрицание, ибо требует неординарных решений 9Фромм, 1999). Г.У. Солдатовой были выделены четыре группы «чужих», как социальных феноменов: близкие чужие; незнакомые чужие; стигматизированные чужие; враждебные чужие (Солдатова, 2006). Характеризую каждую из выделенных групп, автор отмечает, что «близкие чужие» - это люди из близкого нам круга, но именно к ним применяются довольно жесткие критерии, ведь именно «своих» мы нередко судим особенно пристрастно, выдвигая завышенные требования и часто необоснованные претензии. Со-бытие в границах микромира, пронизанного межличностным отчуждением, порождает у субъектов взаимодействия обостряющееся чувство одиночества, снижение (подчас критическое) самооценки, утрату мотивации успеха и другие феномены, маркирующие дезадаптационные состояния личности.

«Незнакомые чужие» - это продукт психологической альтернативы «мы - они». «Незнакомые чужие» - «не наши», потому что из другого мира, а контакт с ними чаще, чем контакт со знакомыми людьми, повышает негативную эмоциональную активацию.

Люди с определенными физическими, психическими и социальными особенностями, которые отличают их от большинства, введены Солдатовой в группу «стигматизированных чужих», к этой группе, в частности, нередко люди относят стигмы национальности, религии.

Наиболее выражен аффективный комплекс «триады враждебности» (отвращение, презрение, гнев) в негативных установках по отношению к «враждебным чужим». Враждебность в со-бытийных отношениях - это психологический продукт жесткой конкуренции, описанной еще Л.И. Анцыферовой. Успех, достигнутый человеком, с одной стороны, вызывает у окружающих восторг, преуспевающего человека превозносят. Однако люди не осведомляются, при помощи каких средств успех был достигнут. Между тем, по мнению многих персонологов, обсуждающих проблему успеха в контексте вопроса о соотношении цели и средств, безнравственные средства трансформируют негативным образом самую высокую цель.

С другой стороны, общество в качестве моральных ценностей провозглашает скромность, неэгоистичность, нетребовательность, толерантность. Возникающая диффузия морали порождает у человека внутренние конфликты, затрудняет обретение идентичности. Надо признать, что практика конкурентных, рыночных отношений побуждает многих выбрать идеал преуспевания любой ценой. Непомерно развивается честолюбие, потребность в мстительном триумфе, стремление к внешнему успеху (Анцыферов, 1999).

В свете выше сказанного представляется актуальным исследование специфики предпочитаемых стратегий поведения в ситуациях межличностного конфликта при разном опыте со-бытия в процессе специально организуемой совместной творческой деятельности.

В проведенном исследовании была поставлена цель: сравнить личностные предпочтения стратегий преодоления конфликтных ситуаций у субъектов, включенных в совместную творческую деятельность и не имеющих опыта таковой, но выразивших намерение его приобрести.

Проверялась гипотеза: продолжительная совместная творческая деятельность, в частности, танцевальная, формирует у субъекта чувство эмпатии, толерантности, что может отражаться в более выраженном, чем у субъектов, не имеющих такого опыта события, предпочтении конструктивных стратегий поведения в конфликте.

Организация исследования.

Эмпирическое исследование проведено на базе Студии бальных танцев для непрофессионалов. Студия существует более 10 лет. Здесь участники не только проходят обучение современным танцам различных стилей и направлений, но и получают уроки сценического мастерства, вокала, участвуют в театрализованных постановках, с которыми

выступают перед разными аудиториями зрителей. Важной отличительной особенностью Студии является инклюзивность среды. В сценических спектаклях участвуют лица с ограниченными возможностями зрения, слуха, моторики.

В исследовании проведено сравнение данных психодиагностики, проведенной в двух группах. Первую составили постоянные участники Студии, обучающиеся здесь не менее одного года; всего 26 человек (8 мужчин и 18 женщин); средний возраст 24,3±2,6 лет. Во вторую группу вошли молодые люди, стоящие на пороге семейной жизни: пары, получавшие в Студии по несколько (3-4) уроков свадебного танца («танец жениха и невесты»); всего 20 человек (10 мужчин и 10 женщин); средний возраст 21,5±2,4 лет. Применен опросник «Стратегии поведения в конфликте» К. Томаса. Методика основана на концепции, согласно которой в конфликтной ситуации человек актуализирует ту стратегию поведения, которая наиболее соответствует его социальным и личностным установкам (сотрудничество, компромисс, соперничество, приспособление или избегание). Статистический анализ проведен с применением критерия углового преобразования Фишера (ф*-критерий).

Результаты и их обсуждение.

Анализ результатов психодиагностики показал, что в среде участников Студии преобладают конструктивные стратегии преодоления конфликта: склонность к сотрудничеству и компромиссу выразила более, чем половина опрошенных (15 человек; 57,7%). «Мягкие» тактики поведения (приспособление, избегание) свойственны для трети студийцев (9 чел.; 34,6%), причем все они - женского пола. Наступательная стратегия (соперничество) выбрана как предпочтительная только в двух наблюдениях (7,7%) -рисунок 1.

Статистически значимых различий в данных по полу респондентов в показателях по конструктивным, просоциальным стратегиям сотрудничества и компромисса не установлено.

Рисунок 1. Профили стратегий поведения в конфликте участников танцевальной Студии

(показатели в %)

В группе будущих молодоженов показатели иные. Здесь преобладает стратегия соперничества (7 чел.; 35,0%); конструктивные стратегии (сотрудничество, компромисс) обнаружили 30,0% опрошенных. Имеются выраженные различия предпочтений тактики поведения в конфликте по полу, которые в силу малочисленности выборки не могут быть подтверждены статистически, в связи с ограничениями применяемого критерия, но

констатируются как очевидная тенденция. Более половины партнеров мужского пола (60,0%; 6 чел.) отдают предпочтение наступательной стратегии соперничества. Стратегии сотрудничества и компромисса более выражены в среде девушек (40,0% против 20,0% у мужчин) - рисунок 2.

Статистический анализ показал достоверное преобладание конструктивных стратегий сотрудничества и компромисса в среде участников творческой деятельности (при ф*=1,90 р<0,03), а наступательных - у будущих молодоженов, не имеющих опыта танцевальной, творческой деятельности (при ф*=2,37 р<0,008).

Выводы.

В результатах проведенного анализа получила подтверждение гипотеза о развивающем личность эффекте совместной творческой деятельности, что отражается в более выраженном, чем у субъектов, не имеющих такого опыта со-бытия, предпочтении конструктивных стратегий поведения в конфликте.

Наблюдение за поведением молодых пар на пороге семейной жизни дает основание рекомендовать курс танцевального тренига, который, с одной стороны, позволит увидеть партнерам новые личностные качества, проявляемые в со-бытии, а с другой - получать опыт эмпатического взаимодействия, понимания друг друга.

Подводя итог нашим размышлениям, отметим следующее.

Кинестетическая эмпатия - основополагающее понятие танцевально-двигательной психотерапии. Наши многолетние наблюдения за участниками Студии танцев для непрофессионалов позволяют утверждать, что невербальные коммуникации, движения тела в танце влияют на личность системно, формируя у человека видение межличностного общения, основанное на стремлении к взаимопониманию, принятию Другого в его выраженной индивидуальности.

В одной из книг, обобщая уникальный опыт лечения творчеством, Ю.Б. Некрасова писала: «Обращение к личности, вера в человеческие возможности придает процессу логопсихотерапии одухотворенность» (Некрасова, 2006). Одухотворенность в совместной творческой деятельности, не имеющей терапевтической предназначенности, также является психологическим «ключом» к пониманию позитивной динамики установок события у участников творческого процесса, их потенциальной направленности на просоциальную активность и в других видах деятельности.

в %) 292

Литература

1. Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психологическийжурнал.Т. 20.1999. №1.

2. Искусство и наука танцевально-двигательной терапии: жизнь как танец / под ред. Ш. Чайклин, Х. Венгровер; пер. с англ. М.:Когито-Центр, 2017. 419 с.

3. Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект):учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2001. 192 с.

4. Малышев К.Б. Психология управления: науч.-метод. пособие для вузов. М.: ПЕРСЭ, 2000.

5. Некрасова Ю.Б. Лечение творчеством / под ред. Н.Л. Карповой. М.: Смысл, 2006. 223 с.

6. Солдатова Г.У. В мире «чужих»: психология ксенофобии // Век толерантности: научно-публицистический вестник. М.: МГУ, 2004. Вып. 8. С. 17-43.

7. Фромм Э. Анатомия человеческой деструкции. М., 1999. 312 с.

8. Goffman, E. Stigma: Notes on the management of spoiled identity. Englewood Gliffs. N.Y.: Prentice-Hall, 1963.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.