Научная статья на тему 'ПРОСОПОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ФИЛОСОФИИ'

ПРОСОПОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ФИЛОСОФИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
43
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ / ПРОСОПОГРАФИЯ / МЕТОДЫ / БАЗА ДАННЫХ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ПРОЕКТЫ / ПЕТЕРБУРГСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пешперова И.Ю.

В статье рассматриваются особенности применения методов просопографического исследования к истории русской философии, в частности, к изучению петербургской философии. Отмечается, что просопография не заменяет, а дополняет традиционные методы историко-философского исследования (анализ текстов, интерпретация идей, реконструкция философской системы, биографирование и т.д.); обращает внимание на контексты (социальный, профессиональный, возрастной, культурный и т.д.) философии. Целью просопографического исследования является построение коллективной биографии профессионального сообщества - в данном случае корпорации философов Санкт-Петербургского университета, охватывающей три столетия (XVIII-XX вв.). Основой просопографического исследования является формирование обширной базы данных, содержащей однотипную информацию, извлеченную из архивов, справочников и словарей, что позволяет проводить сравнения и обобщения. Информация о философах Санкт-Петербургского (Ленинградского) университета, в частности, содержится в двух информационных ресурсах: «Биографика Санкт-Петербургского университета» и «Русская философия: история, источники, исследования». До настоящего времени методы пропографии применялись, как правило, в исторических исследованиях, в то время как их использование в изучении философии (истории петербургской философии) является новым в отечественной историко-философской науке. В статье указываются проекты, в том числе совместные с профессиональными историками, в рамках которых проводились просопографические исследования петербургской философии. Это тем более важно, что обобщающих работ по истории петербургской философии не существует. «Внешняя» история науки, которую позволяет реконструировать просопография, дает возможность определить критерии формирования научных школ, характерные черты профессиональной группы, динамику ее развития, «нормальный» образ науки для данной области знания и в определенных временных рамках, что обеспечивает более «объективное» изображение историко-философского процесса в России. В статье также представлен краткий обзор историографии русской философии, показывающий закономерность обращения современных исследователей к методам просопографии. Привлечение архивных материалов и новой информации значительно расширяет историко-философское знание, что отражено в цитируемых в статье современных работах (монографиях и статьях) по истории петербургской философии (философии в Санкт-Петербургском университете).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОСОПОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ФИЛОСОФИИ»

VIII ЯЛТИНСКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ЧТЕНИЯ. «ФЕНОМЕН РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ В МИРОВОМ ДУХОВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Пешперова И.Ю.

кандидат юридических наук, доцент, Санкт-Петербург

iseutp@gmail. сот

ПРОСОПОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Аннотация: в статье рассматриваются особенности применения методов просопографического исследования к истории русской философии, в частности, к изучению петербургской философии. Отмечается, что просопография не заменяет, а дополняет традиционные методы историко-философского исследования (анализ текстов, интерпретация идей, реконструкция философской системы, биографирование и т.д.); обращает внимание на контексты (социальный, профессиональный, возрастной, культурный и т.д.) философии. Целью просопографического исследования является построение коллективной биографии профессионального сообщества — в данном случае корпорации философов Санкт-Петербургского университета, охватывающей три столетия (XVIII—XX вв.). Основой просопографического исследования является формирование обширной базы данных, содержащей однотипную информацию, извлеченную из архивов, справочников и словарей, что позволяет проводить сравнения и обобщения. Информация о философах Санкт-Петербургского (Ленинградского) университета, в частности, содержится в двух информационных ресурсах: «Биографика Санкт-Петербургского университета» и «Русская философия: история, источники, исследования». До настоящего времени методы пропографии применялись, как правило, в исторических исследованиях, в то время как их использование в изучении философии (истории петербургской философии) является новым в отечественной историко-философской науке. В статье указываются проекты, в том числе совместные с профессиональными историками, в рамках которых проводились просопографические исследования петербургской философии. Это тем более важно, что обобщающих работ по истории петербургской философии не существует. «Внешняя» история науки, которую позволяет реконструировать просопография, дает возможность определить критерии формирования научных школ, характерные черты профессиональной группы, динамику ее развития, «нормальный» образ науки для данной области знания и в определенных временных рамках, что обеспечивает более «объективное» изображение историко-философского процесса в России. В статье также представлен краткий обзор историографии русской философии, показывающий закономерность обращения современных исследователей к методам просопографии. Привлечение архивных материалов и новой информации значительно расширяет историко-философское знание, что отражено в цитируемых в статье современных работах (монографиях и статьях) по истории петербургской философии (философии в Санкт-Петербургском университете).

Ключевые слова: история русской философии, просопография, методы, база данных, Санкт-Петербургский университет, проекты, петербургская философия

Среди новых подходов к изучению истории русской философии необходимо указать на просопографию. Надо признаться, что просопография еще только начинает применяться в отечественной историко-философской науке и нередко вызывает недоумение у историков философии. Современная история философии все еще по большей части ориентируется на методологию, разработанную немецкими учеными в XIX в. Конечно, многие из этих методов успешно применяются до сих пор, однако перед историей философии стоят и новые задачи. Историография русской философии прошла несколько этапов; мы можем говорить о

нескольких периодах развития историко-философского знания. Первые обобщающие опыты истории русской философии относятся к концу XIX в. (шестая часть «Истории философии» архим. Гавриила (Воскресенского) стоит особняком; от нее, как правило, отсчитывают историографию русской философии, но она по ряду причин не оставила заметного следа в историографии). В этот период, занимающий около трех десятилетий, были написаны работы Я.Н. Колубовского, А.И. Введенского, Э.Л. Радлова и др. Завершают первый период очерки Г.Г. Шпета Б.В. Яковенко и М.Н. Ершова, вышедшие в начале 1920-х гг. Господствующая в 1920-е - 1930-е гг. идеология интернационализма не способствовала исследованиям по истории русской философии. В это же время в эмиграции выходят классические труды по истории русской философии Б.В. Яковенко, В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского. В 1940-е гг. в Советском союзе меняется отношение к исторической традиции, что приводит и к реабилитации истории русской философии, которая начинает преподаваться в университетах. Правда, изучение русской философии в основном ограничивалось двумя направлениями: материалистическим и радикалистско-революционным.

Социологизирующий подход выделял в истории русской философии также либеральное и консервативное направление, которые могли рассматриваться исключительно в критическом ключе. В 1961 г. вышел единственный советский учебник по русской философии А.А. Галактионова и П.Ф. Никандрова, который дважды переиздавался в 1970 и 1989 г. Постсоветская историография русской философии оказалась крайне разнообразной и даже разношерстной. Выходили как авторские, так и коллективные учебники, с разной степенью полноты и профессионализма освещавшие исторический путь, пройденный русской философией. В коллективных работах целостность восприятия историко-философского процесса нередко приносилась в жертву полноте описания, в то время как авторские учебники часто страдали значительными лакунами и перекосами в рассмотрении отдельных персоналий и учений. Однако все они были написаны на основе схожих методологических позиций, следуя в описании русской философии хронологическому принципу и разделяя философию на школы и направления, как правило, отражающие заимствования и влияния, которые испытывали отечественные мыслители. В постсоветских исследованиях значительно больше внимания стало уделяться идеалистическим и религиозно-философским течениям, изложение которых зачастую было лишено критического анализа. Критический настрой не только сменился апологией религиозно-философских учений, но и привел к «забвению» и даже вытеснению из истории философии признанных в советский период мыслителей. Впрочем, переиздание работ русских философов, особенно рубежа XIX-XX вв. и эмиграции, сделавшее их доступными, положительно сказалось на качестве исследований: изложение взглядов того или иного философа, его оценки и характеристики, уже не зависящие от политической конъюнктуры, стали более профессиональными и корректными. В первом десятилетии XXI в., когда основной корпус источников (так сказать, лежавший на поверхности) по русской философии был переиздан, начался этап расширения источниковедческой базы. Исследователи стали больше обращать внимание на забытые имена и тексты; начался поиск неопубликованных работ в архивных хранилищах; архивы в свою очередь способствовали уточнению биографий философов. Этот этап, конечно, нельзя признать завершившимся. Изучение архивов, новая атрибутация и переоценка текстов должны войти в исследовательскую практику историков русской философии и стать обязательной частью историко-философской работы. К сожалению, такая историческая часть истории русской философии до сих пор опирается исключительно на энтузиазм отдельных ученых, изредка поддерживаемый грантовским финансированием. В качестве примера можно привести современные исследования биографии и научного наследия С.Л. Франка1, издание работ Г.Г. Шпета1,

1 Аляев Г.Е. «Соловьев достаточно значителен, чтоб выдержать правдивую и критическую оценку»: доклад С.Л. Франка о Вл. С. Соловьеве 1925 года// Соловьевские исследования, 2019. № 4 (64). С. 83-99.; Аляев Г.Е.

62

славянофилов (К.С. Аксакова, И.С. Аксакова, Ю.Ф. Самарина, А.С. Хомякова, К.Н. Леонтьева) , В.В. Розанова. Конечно, подобные исследовательские проекты должны носить долговременный характер и опираться на институциональную поддержку, которая, к сожалению, отсутствует. По этой причине, вероятно, застопорились издания полного собрания сочинений В.С. Соловьева и М.М. Бахтина.

Просопография существенно расширяет границы изучения истории русской философии, поскольку занимается исследованием социальной структуры профессионального сообщества, его состава, корпоративных связей, способов его формирования и пополнения, истории его социального статуса, динамики его развития и становления научных философских школ. Специфика просопографического подхода в отношении истории философии состоит в изучении прежде всего профессиональной корпорации, поскольку это позволяет собрать однотипный по содержанию биографический материал, доступный для дальнейшей обработки и обобщения - построения коллективной биографии профессионального сообщества. Таким сообществом, в частности, выступает корпорация философов Санкт-Петербургского университета, временные рамки существования которой охватывают три столетия (ХУШ-ХХ вв.).

Характер источников, к которым обращается просопография принципиально отличается от традиционной истории философии: это не корпус текстов, в которых отражены основные идеи и концепции, а биографические данные, сохраняющие следы «жизненного пути». Для их систематизации создаются «базы данных»., группирующие информацию по социальным, возрастным, профессиональным и другим признакам. «Среди тем, которые находятся в сфере внимания исследователей, — численность преподавателей, образование, прохождение карьеры и социальное происхождение, этнорелигиозный состав»3. Применительно к петербургской философии это будет означать создание «коллективной биографии» корпорации университетских философов. «Основная сложность и трудоемкость просопографического исследования связана с поиском и анализом документов, содержащих однотипную информацию, а также дальнейшее ее структурирование. Источниками могут выступать энциклопедии, справочники, словари, архивы, опросные листы. Итогом просопографической работы является база данных с широкими программными возможностями. <...> Просопографический метод позволяет, с одной стороны, изучать уникальные факты биографии, неповторяющиеся процессы, а с другой, - выявлять общие для группы черты, типизирующие признаки. Получаемое в результате знание содержит не

«Царство духа должно быть свободным и многоцветным» (Леонид Габрилович и Семен Франк)// Философский полилог: Журнал Международного центра изучения русской философии, 2018. Вып. 2. С. 98-117. Б01: Шр8://10.31119/рЬ^.'2018.4.6.; Аляев Г.Е. С.Л. Франк и А.И. Введенский: страницы философского общения (предисловие к некрологу)// Философский полилог: Журнал Международного центра изучения русской философии, 2021. Вып. 1. С. 110-135.; Аляев Г.Е., Резвых Т.Н. От непостижимого к познанию человеческого бытия: заметки С. Л. Франка на полях книги Л. Бинсвангера// Философические письма. Русско-европейский диалог, 2020. Т. 3. № 1. С. 106-120.; Оболевич T. В тени евразийства: Лев Карсавин и Семен Франк // Философский полилог: Журнал Международного центра изучения русской философии, 2018. № 2. С. 43-67. Б01: Шр8://10.31119/рЬ^.2018.4.4; Цыганков А.С., Оболевич Т. Немецкий период философской биографии С.Л. Франка (новые материалы) - М.: ИФ РАН, 2019. - 272 с.

1 Щедрина Т.Г. «Я пишу как эхо другого...». Очерки интеллектуальной биографии Густава Шпета. - М.: МГПУ, 2004. - 448 с.; Щедрина Т.Г. Между замыслом и воплощением. «Очерк развития русской философии» Густава Шпета// Вестник Российского гуманитарного научного фонда, 2008. № 3 (52). С. 97-104.

2Дмитриев А.П. Об издании сочинений А. С. Хомякова и задачах на будущее: неизвестное, неопубликованное, несобранное// Литературный процесс в России ХУШ-ХК вв. Светская и духовная словесность. К 500-летию Московского Новодевичьего монастыря. - М.: ИМЛИ РАН, 2020. С. 436-464; Дмитриев А.П. Проблемы подготовки нового собрания сочинений А.С. Хомякова: неизвестное, неопубликованное, несобранное// Духовный арсенал, 2020. № 2. С. 101-111.

3 Ростовцев Е.А. Информационные ресурсы как инструмент исследований по просопографии и исторической биографике (на примере сетевых проектов по университетской истории)// Научный вестник Крыма, 2016. № 4 (4). С. 1-9.

только количественную, но и качественную информацию, необходимую, например, как для изучения истории и становления научных школ, профессиональных сообществ, так и персональных биографий. При этом такое знание будет строго верифицируемым, поскольку опирается на документальные свидетельства и установленные факты. Оно дает представление и об особенностях научной работы той или иной профессиональной группы, в частности, университетских преподавателей философии; демонстрирует исследовательские предпочтения, смену тематик, динамику научной продуктивности, способы получения нового знания, а также позволяет оценить вклад ученого в развитие своей отрасли науки. Просопографический метод дает возможность полнее воспроизвести социальную историю философии, составить "коллективную биографию" определенного философского сообщества, проследить именно типические черты жизненного пути представителей этой профессиональной группы, выявить типичные механизмы коммуникации философов, правила, нормы и ценности научного сообщества. В тоже время, рассматривая судьбу такой профессиональной группы в динамике, "коллективная биография" способна выявить влияние вненаучного контекста: социального, бытового, идеологического, политического, культурного и т. д., лучше понять происходившие изменения и их последовательность, оценить их значение (положительное или негативное). База данных допускает исследование динамики изменений в профессиональной группе в определенный период, показывает "коллективную биографию" научного сообщества в развитии. Просопографическое исследование истории философии следует отнести к интегративному и междисциплинарному подходу, поскольку он предусматривает использование статистических, наукометрических, библиографических, клиометрических методов. "Коллективная биография", выявляя типический путь в науке, может компенсировать наукометрический способ презентации знания и оценки эффективности научной деятельности. Она показывает "нормальный образ" науки для определенной области знания, делает наглядной специфику дисциплины, в том числе и чисто количественную. <...> "Коллективная биография" раскрывает динамическую сторону истории философии, как историю научного сообщества, дополняет наукометрическую интерпретацию, обнаруживая философскую и историко-философскую востребованность (частота упоминаний и цитирований, тиражи и переиздания и т. д.) работы ученого, научной школы, философского направления, оценивает инновационное значение исследователя и отчасти влияние внешних факторов и т. п.»1.

Просопографическое изучение петербургской философии опирается на методы и принципы, разработанные петербургскими историками, в том числе в рамках совместных с историками философии проектов2. Базы данных размещаются на двух информационных ресурсах: «Биографика СПбГУ» (https://bioslovhist.spbu.ru/) и «Русская философия: история, источники, исследования» (https://philhist.spbu.ru/)3. Основной биографический материал, собранный в базах данных, является результатом архивных исследований. Он дополняется публикацией ранее не издававшихся рукописей по философии, отложившихся в

1 МалиновА.В. Исследования и статьи по русской философии. - СПб.: РХГА, 2020. - 608 с.

2 Ворочай В.В. Университетская философия в контексте социальных процессов: интеллектуальная история и коллективная биография. Итоги проекта// Вече, 2017. № 29. С. 323-331.; Потехина И.П. История Санкт-Петербургского университета как предмет коллективных исследовательских проектов// Клио, 2016. № 8 (116). С. 14-21.; Ростовцев Е.А. Проблематика проектов по университетской истории и истории высшей школы (Санкт-Петербургский университет)// Новое прошлое, 2016. № 3. С. 145-157.; Сидорчук И.В. Биографика в контексте современных исследований по истории Петербургского университета// Международные отношения и диалог культур, 2016. № 4. С. 224-235.; Сосницкий Д.А. История С.-Петербургского университета в сетевом пространстве// Клио, 2013. №10 (82). С. 145-148.

3 Малинов А.В. Сетевой ресурс «Биографический словарь философов Петербургского университета»// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение, 2016. Вып. 4. С. 153-154.

петербургских архивах, а также исследованиями о петербургских мыслителях, чей жизненный путь был связан с Петербургским университетом. Просопография, таким образом, дополняет традиционные методы историко-философского изучения: анализ текстов, интерпретация идей, реконструкция философской системы и т. п., которые еще на рубеже Х1Х-ХХ вв. были опробованы в отечественной исторической науке1. В целом, воспроизводя, так сказать, внешние контексты, она позволяет сформировать более объективное представление об историко-философском процессе, поскольку «история философии свидетельствует о том, что все попытки построить системы "чистого" знания неминуемо заканчивались неудачей, за которой следовало разочарование, вплоть до сомнения в возможности философии вообще»2. Отчасти просопография способна закрыть те лакуны, которые до сих пор существуют в историко-философском знании, поскольку даже в истории русской философии до сих пор остаются практически не изученные или недооцененные фигуры3.

Можно указать на определенные результаты просопографического изучения как преподавательской корпорации Санкт-Петербургского университета в целом4, так и различных профессиональных групп, например, историко-филологического факультета, кафедры философии5 и др. Собранные в архиве сведения используются в монографических исследованиях и статьях, посвященных ученым, чья деятельность была связана с Санкт-Петербургским университетом (А.И. Введенский, В.С. Соловьев, А.С. Лаппо-Данилевский, Н.И. Кареев, В.И. Ламанский, О.Ф. Миллер и др.)6. В тоже время появляется возможность восстановить «путь в науку» и таких карьерных персонажей, как, например, Д.М. Михайлин , исследование о котором, вероятно, на долгие годы останется единственным в своем роде. Большой массив информации, изучаемый при помощи просопографических методов, не редко подтверждает скептическую оценку самой университетской философии8, ее сильную зависимость от социально-политического контекста, внешней конъюнктуры и т. п. Для успеха просопографических исследований необходимо участие большого количества

1 Пружинин Б.И., Бендерский И.И., Воробьева О.В., Долгова Е.А., Малинов А.В., Микешина Л.А., Мотовникова Е.Н., Ольхов П.А., Хвостова К.В., Щедрина Т.Г. Философско-методологические проекты русских историков и современные проблемы методологии исторического познания. К 180-летию В.И. Герье. Материалы конференции - «круглого стола»// Вопросы философии, 2017. № 9. С. 26-61.

2 Рыбас А.Е. Жить и мыслить в пределах возможного. О «Проективном словаре» М.Н. Эпштейна // Философский полилог. Журнал Международного центра изучения русской философии, 2018. № 2. С. 159-188. DOI: https://10.31119/phlog.2018.4.8

3 Русская философия в современном мире: контексты актуальности. Материалы «круглого стола». Участники: Б.И. Пружинин, С.И. Дудник, А.А. Грякалов, А.А. Ермичёв, К.Г. Исупов, В.М. Камнев, Н.В. Кузнецов, А.В. Малинов, И.Д. Осипов, В.В. Савчук, Е.Г. Соколов, Т.Г. Щедрина// Вопросы философии, 2017. № 4. С. 116-138. С. 124.

4 Дворниченко А.Ю., Ростовцев Е.А., Баринов Д.А. Опыт коллективного портрета историков столичного университета Российской империи// Вестник Санкт-Петербургского университета. История, 2019. Т. 64. № 1. С. 24-52.; Ростовцев Е.А. Проблематика проектов по университетской истории и истории высшей школы (Санкт-Петербургский университет)// Новое прошлое, 2016. № 3. С. 145-157.

5 Ростовцев Е.А., Сидорчук И.А. Кафедра философии Петербургского университета (1819-1917)// Философские науки, 2016. № 3. С. 135-147.

6 Куприянов В.А., Малинов А.В. Академик В.И. Ламанский: Материалы к биографии и научной деятельности. -СПб.: Изд-во Дмитрий Буланин, 2020. - 560 с.; Малинов А.В. Очерки по философии истории в России в 2 т. Т. 2. - СПб.: Интерсоцис, 2013. - 448 с.; Малинов А.В. Социологическое наследие А.С. Лаппо-Данилевского: исследования и материалы. - СПб.: РХГА, 2017. - 336 с.

7 Баринов Д.А., Сидорчук И.В. «У нашей Натальи все люди канальи»: Дмитрий Мартынович Михайлин - декан философского факультета ЛГУ 1948-1951 гг.// Интеркультурная философия: полилог традиций. - СПб.: Интерсоцис, 2020. С. 247-258.

8 Малинов А.В. Историко-философские этюды. - СПб.: Изд-во Петербургского философского общества, 2007. -336 с.

специалистов различного, прежде всего исторического, профиля и длительное время, необходимое для сбора сведений, поэтому еще рано подводить окончательный итог.

Статья подготовлена в рамках проекта Российского фонда фундаментальных исследований (грант № 20-011-00071).

Литература:

1. Аляев Г.Е. «Соловьев достаточно значителен, чтоб выдержать правдивую и критическую оценку»: доклад С.Л. Франка о Вл. С. Соловьеве 1925 года// Соловьевские исследования, 2019. № 4 (64). С. 83-99.

2. Аляев Г.Е. «Царство духа должно быть свободным и многоцветным» (Леонид Габрилович и Семен Франк)// Философский полилог: Журнал Международного центра изучения русской философии, 2018. Вып. 2. С. 98-117. Б01; Ьйр8://10.3П19/рЫо§.'2018.4.6

3. Аляев Г.Е. С.Л. Франк и А.И. Введенский: страницы философского общения (предисловие к некрологу)// Философский полилог: Журнал Международного центра изучения русской философии, 2021. Вып. 1. С. 110-135.

4. Аляев Г.Е., Резвых Т.Н. От непостижимого к познанию человеческого бытия: заметки С. Л. Франка на полях книги Л. Бинсвангера// Философические письма. Русско-европейский диалог, 2020. Т. 3. № 1. С. 106-120.

5. Баринов Д.А., Сидорчук И.В. «У нашей Натальи все люди канальи»: Дмитрий Мартынович Михайлин - декан философского факультета ЛГУ 1948-1951 гг.// Интеркультурная философия: полилог традиций. - СПб.: Интерсоцис, 2020. С. 247-258.

6. Ворочай В.В. Университетская философия в контексте социальных процессов: интеллектуальная история и коллективная биография. Итоги проекта// Вече, 2017. № 29. С. 323-331.

7. Дворниченко А.Ю., Ростовцев Е.А., Баринов Д.А. Опыт коллективного портрета историков столичного университета Российской империи// Вестник Санкт-Петербургского университета. История, 2019. Т. 64. № 1. С. 24-52.

8. Дмитриев А.П. Об издании сочинений А. С. Хомякова и задачах на будущее: неизвестное, неопубликованное, несобранное// Литературный процесс в России XVIII-XIX вв. Светская и духовная словесность. К 500-летию Московского Новодевичьего монастыря. -М.: ИМЛИ РАН, 2020. С. 436-464

9. Дмитриев А.П. Проблемы подготовки нового собрания сочинений А.С. Хомякова: неизвестное, неопубликованное, несобранное// Духовный арсенал, 2020. № 2. С. 101-111.

10. Куприянов В.А., Малинов А.В. Академик В.И. Ламанский: Материалы к биографии и научной деятельности. - СПб.: Изд-во Дмитрий Буланин, 2020. - 560 с.

11. Малинов А.В. Исследования и статьи по русской философии. - СПб.: РХГА, 2020. -608 с.

12. Малинов А.В. Историко-философские этюды. - СПб.: Изд-во Петербургского философского общества, 2007. - 336 с.

13. Малинов А.В. Очерки по философии истории в России в 2 т. Т. 2. - СПб.: Интерсоцис, 2013. - 448 с.

14. Малинов А.В. Русская философия: исследования, история, историография. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. - 208 с.

15. Малинов А.В. Сетевой ресурс «Биографический словарь философов Петербургского университета»// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение, 2016. Вып. 4. С. 153-154.

16. Малинов А.В. Социологическое наследие А.С. Лаппо-Данилевского: исследования и материалы. - СПб.: РХГА, 2017. - 336 с.

17. Потехина И.П. История Санкт-Петербургского университета как предмет коллективных исследовательских проектов// Клио, 2016. № 8 (116). С. 14-21.

18. Оболевич T. В тени евразийства: Лев Карсавин и Семен Франк // Философский полилог: Журнал Международного центра изучения русской философии, 2018. № 2. С. 4367. DOI: https://10.31119/phlog.2018.4.4

19. Пружинин Б.И., Бендерский И.И., Воробьева О.В., Долгова Е.А., Малинов А.В., Микешина Л.А., Мотовникова Е.Н., Ольхов П.А., Хвостова К.В., Щедрина Т.Г. Философско-методологические проекты русских историков и современные проблемы методологии исторического познания. К 180-летию В.И. Герье. Материалы конференции - «круглого стола»// Вопросы философии, 2017. № 9. С. 26-61.

20. Ростовцев Е.А. Информационные ресурсы как инструмент исследований по просопографии и исторической биографике (на примере сетевых проектов по университетской истории)// Научный вестник Крыма, 2016. № 4 (4). С. 1-9.

21. Ростовцев Е.А. Проблематика проектов по университетской истории и истории высшей школы (Санкт-Петербургский университет)// Новое прошлое, 2016. № 3. С. 145-157.

22. Ростовцев Е.А., Баринов Д.А. Столичная и провинциальная профессура российских университетов: опыт просопографического исследования (1884-1917)// Вопросы истории, 2020. № 11-2. С. 237-249.

23. Ростовцев Е.А., Сидорчук И.А. Кафедра философии Петербургского университета (1819-1917)// Философские науки, 2016. № 3. С. 135-147.

24. Русская философия в современном мире: контексты актуальности. Материалы «круглого стола». Участники: Б.И. Пружинин, С.И. Дудник, А.А. Грякалов, А.А. Ермичёв, К.Г. Исупов, В.М. Камнев, Н.В. Кузнецов, А.В. Малинов, И.Д. Осипов, В.В. Савчук, Е.Г. Соколов, Т.Г. Щедрина// Вопросы философии, 2017. № 4. С. 116-138. С. 124.

25. Рыбас А.Е. Жить и мыслить в пределах возможного. О «Проективном словаре» М.Н. Эпштейна // Философский полилог. Журнал Международного центра изучения русской философии, 2018. № 2. С. 159-188. DOI: https://10.31119/phlog.2018.4.8

26. Сидорчук И.В. Биографика в контексте современных исследований по истории Петербургского университета// Международные отношения и диалог культур, 2016. № 4. С. 224-235.

27. Сосницкий Д.А. История С.-Петербургского университета в сетевом пространстве// Клио, 2013. №10 (82). С. 145-148.

28. Цыганков А.С., Оболевич Т. Немецкий период философской биографии С.Л. Франка (новые материалы) - М.: ИФ РАН, 2019. - 272 с.

29. Щедрина Т.Г. «Я пишу как эхо другого...». Очерки интеллектуальной биографии Густава Шпета. - М.: МГПУ, 2004. - 448 с.

30. Щедрина Т.Г. Между замыслом и воплощением. «Очерк развития русской философии» Густава Шпета// Вестник Российского гуманитарного научного фонда, 2008. № 3 (52). С. 97-104.

References:

1. Aljaev G.E. «Solov'ev dostatochno znachitelen, chtob vyderzhat' pravdivuju i kriticheskuju ocenku»: doklad S.L. Franka o Vl. S. Solov'eve 1925 goda// Solov'evskie issledovanija, 2019. № 4 (64). S. 83-99.

2. Aljaev G.E. «Carstvo duha dolzhno byt' svobodnym i mnogocvetnym» (Leonid Gabrilovich i Semen Frank)// Filosofskij polilog: Zhurnal Mezhdunarodnogo centra izuchenija russkoj filosofa, 2018. Vyp. 2. S. 98-117. DOI: https://10.31119/phlog.'2018.4.6

3. Aljaev G.E. S.L. Frank i A.I. Vvedenskij: stranicy filosofskogo obshhenija (predislovie k nekrologu)// Filosofskij polilog: Zhurnal Mezhdunarodnogo centra izuchenija russkoj filosofii, 2021. Vyp. 1. S. 110-135.

4. Aljaev G.E., Rezvyh T.N. Ot nepostizhimogo k poznaniju chelovecheskogo bytija: zametki S. L. Franka na poljah knigi L. Binsvangera// Filosoficheskie pis'ma. Russko-evropejskij dialog, 2020. T. 3. № 1. S. 106-120.

5. Barinov D.A., Sidorchuk I.V. «U nashej Natal'i vse ljudi kanal'i»: Dmitrij Martynovich Mihajlin - dekan filosofskogo fakul'teta LGU 1948-1951 gg.// Interkul'turnaja filosofija: polilog tradicij. - SPb.: Intersocis, 2020. S. 247-258.

6. Vorochaj V.V. Universitetskaja filosofija v kontekste social'nyh processov: intellektual'naja istorija i kollektivnaja biografija. Itogi proekta// Veche, 2017. № 29. S. 323-331.

7. Dvornichenko A.Ju., Rostovcev E.A., Barinov D.A. Opyt kollektivnogo portreta istorikov stolichnogo universiteta Rossijskoj imperii// Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Istorija, 2019. T. 64. № 1. S. 24-52.

8. Dmitriev A.P. Ob izdanii sochinenij A. S. Homjakova i zadachah na budushhee: neizvestnoe, neopublikovannoe, nesobrannoe// Literaturnyj process v Rossii XVIII-XIX vv. Svetskaja i duhovnaja slovesnost'. K 500-letiju Moskovskogo Novodevich'ego monastyrja. - M.: IMLI RAN, 2020. S. 436-464

9. Dmitriev A.P. Problemy podgotovki novogo sobranija sochinenij A.S. Homjakova: neizvestnoe, neopublikovannoe, nesobrannoe// Duhovnyj arsenal, 2020. № 2. S. 101-111.

10. Kuprijanov V.A., Malinov A.V. Akademik V.I. Lamanskij: Materialy k biografii i nauchnoj dejatel'nosti. - SPb.: Izd-vo Dmitrij Bulanin, 2020. - 560 s.

11. Malinov A.V. Issledovanija i stat'i po russkoj filosofii. - SPb.: RHGA, 2020. - 608 s.

12. Malinov A.V.Istoriko-filosofskie jetjudy. - SPb.: Izd-vo Peterburgskogo filosofskogo obshhestva, 2007. - 336 s.

13. Malinov A.V. Ocherki po filosofii istorii v Rossii v 2 t. T. 2. - SPb.: Intersocis, 2013. - 448 s.

14. Malinov A.V. Russkaja filosofija: issledovanija, istorija, istoriografija. - SPb.: Izd-vo Politehn. un-ta, 2013. - 208 s.

15. Malinov A.V.Setevoj resurs «Biograficheskij slovar' filosofov Peterburgskogo universiteta»// Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Serija 17. Filosofija. Konfliktologija. Kul'turologija. Religiovedenie, 2016. Vyp. 4. S. 153-154.

16. Malinov A.V. Sociologicheskoe nasledie A.S. Lappo-Danilevskogo: issledovanija i materialy. - SPb.: RHGA, 2017. - 336 s.

17. Potehina I.P. Istorija Sankt-Peterburgskogo universiteta kak predmet kollektivnyh issledovatel'skih proektov// Klio, 2016. № 8 (116). S. 14-21.

18. Obolevich T. V teni evrazijstva: Lev Karsavin i Semen Frank // Filosofskij polilog: Zhurnal Mezhdunarodnogo centra izuchenija russkoj filosofii, 2018. № 2. S. 43-67. DOI: https://10.31119/phlog.2018.4.4

19. Pruzhinin B.I., Benderskij I.I., Vorob'eva O.V., Dolgova E.A., Malinov A.V., Mikeshina L.A., Motovnikova E.N., Ol'hov P.A., Hvostova K.V., Shhedrina T.G. Filosofsko-metodologicheskie proekty russkih istorikov i sovremennye problemy metodologii istoricheskogo poznanija. K 180-letiju V.I. Ger'e. Materialy konferencii - «kruglogo stola»// Voprosy filosofii, 2017. № 9. S. 26-61.

20. Rostovcev E.A. Informacionnye resursy kak instrument issledovanij po prosopografii i istoricheskoj biografike (na primere setevyh proektov po universitetskoj istorii)// Nauchnyj vestnik Kryma, 2016. № 4 (4). S. 1-9.

21. Rostovcev E.A. Problematika proektov po universitetskoj istorii i istorii vysshej shkoly (Sankt-Peterburgskij universitet)// Novoe proshloe, 2016. №3. S. 145-157.

22. Rostovcev E.A., Barinov D.A. Stolichnaja i provincial'naja professura rossijskih universitetov: opyt prosopograficheskogo issledovanija (1884-1917)// Voprosy istorii, 2020. № 112. S. 237-249.

23. Rostovcev E.A., Sidorchuk I.A. Kafedra filosofii Peterburgskogo universiteta (1819-1917)// Filosofskie nauki, 2016. № 3. S. 135-147.

24. Russkaja filosofija v sovremennom mire: konteksty aktual'nosti. Materialy «kruglogo stola». Uchastniki: B.I. Pruzhinin, S.I. Dudnik, A.A. Grjakalov, A.A. Ermichjov, K.G. Isupov, V.M. Kamnev, N.V. Kuznecov, A.V. Malinov, I.D. Osipov, V.V. Savchuk, E.G. Sokolov, T.G. Shhedrina// Voprosy filosofii, 2017. № 4. S. 116-138. S. 124.

25. Rybas A.E. Zhit' i myslit' v predelah vozmozhnogo. O «Proektivnom slovare» M.N. Jepshtejna // Filosofskij polilog. Zhurnal Mezhdunarodnogo centra izuchenija russkoj filosofii, 2018. № 2. S. 159-188. DOI: https://10.31119/phlog.2018.4.8

26. Sidorchuk I.V. Biografika v kontekste sovremennyh issledovanij po istorii Peterburgskogo universiteta// Mezhdunarodnye otnoshenija i dialog kul'tur, 2016. № 4. S. 224-235.

27. Sosnickij D.A. Istorija S.-Peterburgskogo universiteta v setevom prostranstve// Klio, 2013. №10 (82). S. 145-148.

28. Cygankov A.S., Obolevich T. Nemeckij period filosofskoj biografii S.L. Franka (novye materialy) - M.: IF RAN, 2019. - 272 s.

29. Shhedrina T.G. «Ja pishu kak jeho drugogo...». Ocherki intellektual'noj biografii Gustava Shpeta. - M.: MGPU, 2004. - 448 s.

30. Shhedrina T.G. Mezhdu zamyslom i voploshheniem. «Ocherk razvitija russkoj filosofii» Gustava Shpeta// Vestnik Rossijskogo gumanitarnogo nauchnogo fonda, 2008. № 3 (52). S. 97-104.

PROSOPOGRAPHIC STUDIES OF ST. PETERSBURG PHILOSOPHY

Peshperova I.YU.

PhD in Law, Associate Professor, Saint Petersburg iseutp@gmail.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract: The article deals with the peculiarities of the application of prosopographic research methods to the history of Russian philosophy, in particular, to the study of St. Petersburg philosophy. It is noted that prosopography does not replace, but supplements traditional methods of historical and philosophical research (analysis of texts, interpretation of ideas, reconstruction of philosophical system, biography, etc.); it draws attention to the contexts (social, professional, age, cultural, etc.) of philosophy. The aim of prosopographic research is to construct a collective biography of the professional community - in this case, the corporation of philosophers of St. Petersburg University, spanning three centuries (18th - 20th centuries). The basis of prosopographic research is the formation of an extensive database containing the same type of information extracted from archives, reference books, and dictionaries, which allows for comparisons and generalizations. Information on philosophers at St. Petersburg (Leningrad) University, in particular, is contained in two information resources: "Biography of St. Petersburg University" and "Russian Philosophy: History, Sources, Studies. So far, the methods of propography have been generally applied in historical research, while their use in the study of philosophy (history of St. Petersburg philosophy) is new in Russian historical-philosophical scholarship. The article points out projects, including joint projects with professional historians, within the framework of which prosopographical studies of Petersburg philosophy have been carried out. This is all the more important since there are no generalizable works on the history of Petersburg philosophy. The "external" history of science that prosopography allows us to reconstruct makes it possible to determine the criteria for the formation of scientific schools, the typical features of the professional group, the dynamics of its development, the "normal" image of science for a given field of knowledge and within a certain time frame, which provides a more "objective" image of the historical and philosophical process in Russia. The article also provides a brief review of the historiography of Russian philosophy, showing the regularity of modern

researchers' appeal to the methods of prosopography. The involvement of archival material and new information considerably expand historical and philosophical knowledge, which is reflected in contemporary works (monographs and articles) on the history of St. Petersburg philosophy (philosophy at St. Petersburg University) that are cited in the article.

Keywords: history of Russian philosophy, prosopography, methods, database, St. Petersburg University, projects, St. Petersburg philosophy

Для цитирования: Пешперова И.Ю. Просопографические исследования петербургской философии// Архонт, 2021. № 6 (27). С. 61-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.