УДК [639.2/3:551.46(262.81)] :574
М. М. Шихшабеков, Н. И. Рабазанов
Дагестанский государственный университет Махачкала
ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ РЫБНОЙ ОТРАСЛИ ДАГЕСТАНСКОГО СЕКТОРА КАСПИЯ
Экологическое состояние Каспия сегодня приравнивается к экологическому состоянию Аральского моря в начале 60-х гг. XX в. Как известно, еще в начале 50-х гг. ученые Советского Союза предупреждали о пагубных последствиях из-за невнимания к проблеме Арала, но к их голосу тогда никто не прислушался. И вот всем известный трагический финиш -с 1980 г. Аральское море перестало существовать как рыбохозяйственный водоем, а среднеазиатские республики лишились более 500 тыс. ц ценной рыбы ежегодно.
Этот по истине уникальный «природный музей» в настоящее время находится на опасной, в экологическом отношении - критической черте.
Особенно тяжелая экологическая обстановка создалась на дагестанском побережье Каспия протяжностью более 530 км. Этот район в прошлом имел большое рыбохозяйственное значение. По уловам ценных видов рыб все годы стабильно он занимал 3-е место среди пяти рыбопромысловых районов Каспийского бассейна. Но сегодня здесь, так же как и в целом по Каспийскому бассейну, не все благополучно. Так, общие уловы рыб в данном рыбопромысловом районе в 30-е гг. составляли 478 тыс. ц, в том числе ценных видов - 448 тыс. ц, в 1980-1985 гг. они снизились и составили 402 и 15 тыс. ц соответственно, а с 1990 г. этот показатель снизился еще в два раза.
Таким образом, уловы ценных видов рыб за указанный период снизились более чем в 25 раз. Из промысловых уловов полностью исчезли такие ценные рыбы, как каспийский лосось, белорыбица, белуга, кутум, стерлядь, некоторые виды сельди, все они в настоящее время занесены в Красную книгу РФ. Так, за анализируемый период уловы сельди снизились с 900 тыс. ц до 12 тыс. ц; воблы - с 1 320 до 100 ц и т. д. Заметно снизилась численность каспийского кутума, жереха, шемаи, судака и др. После 1980 г. в основном вылавливают малоценную кильку, промысловые уловы которой в отдельные годы достигают 96 % (от 77 до 97 %), объектом лова являются также на туводные рыбы - сом, линь, карась, щука, мелкие малоценные и сорные рыбы - окунь, красноперка, густера и др.
Основная причина резкого ухудшения экологического состояния и возникновения диспропорции в воспроизводстве биологических ресурсов в дагестанском районе Каспия - это антропогенное воздействие, начавшееся еще в конце 50-х гг., когда человек стремительно вторгся в природу, неразумно используя ее богатства, не учитывая и игнорируя при этом особенности каждой отрасли. Гидростроительство, начатое
в Дагестане после 50-х гг. (Каргалинская и Павлодольская плотины на Тереке, плотина на Самуре, каскад 4-х гидроэлектростанций на Сулаке), полностью зарегулировавшее стоки этих рек, обеспечило не только производство дешевой электроэнергии, но и дало возможность орошать сотни тысяч гектаров полупустынных земель Прикаспийской низменности. Любая река - это единая экосистема, в которой локальные вмешательства имеют глобальные последствия, и в данном случае влияние ГЭС не может ограничиваться тем отрезком реки, где она размещается, а охватывает экосистему целого региона. Таким образом, интенсивное гидростроительство способствовало удовлетворению интересов только двух отраслей - энергетики и сельского хозяйства. Однако при этом не были учтены интересы третьей и не менее важной и нужной отрасли - рыбного хозяйства и совсем не были учтены возможные тяжелые экологические последствия неразумной деятельности человека. В результате практически разобранными на полив оказались такие рыбохозяйственные реки, как Терек, Сулак, Са-мур. Около 80-85 % их стока используется в весенне-летний период для орошения и других нужд республики, большая часть (более 70 %) стока Са-мура используется Азербайджаном, около 20 % стока Дагестаном, а сток Терека используется северокавказскими республиками (Чечня, Ингушетия, Осетия, Кабардино-Балкария). Кроме того, протекающие по территории Дагестана сотни малых рек частично высохли, а некоторые из них полностью перестали существовать. Вследствие этого значительно сократился сток пресной воды в Каспийское море и на грани полного обсыхания находятся огромные площади (более 40 тыс. га) водоемов Терской системы.
Как показали наши исследования, после зарегулирования стока крупных рек они частично потеряли свое старое русло, исчезли прежние пути, по которым многие виды рыб (осетровые, лососевые и некоторые карповые - усачи, шемая, чехонь, белорыбица и др.) совершали свои нерестовые, а некоторые из них - и кормовые миграции, потеряны огромные площади нерестилищ осетровых, лососевых и других видов рыб, которые расположенных выше построенных плотин. Многие виды рыб неспособны преодолеть плотины, построенные на пути их движения к нерестилищам, и остаются у предплотинной части шлюзов и верховины с невыметанными половыми продуктами. Согласно нашим многолетним исследованиям, невыметанная зрелая икра этих рыб подвергается процессу резорбции и их производители остаются без потомства - яловыми. В отдельные годы в воспроизводстве не участвует более 28-38 % самок таких рыб, как вобла, кутум, рыбец, осетровые, судак, жерех, сазан.
Другой причиной уменьшения рыбных запасов является не отрегулированный в интересах рыбного хозяйства режим весенних и зимних стоков через плотины этих рек. За плотинами образовались огромные водохранилища - на Сулаке их четыре: Чириюртовское, Миатлинское, Чир-кейское и Ирганайское на площади более 5,5 тыс. га, для их заполнения требуется много времени и большой расход воды; на Тереке - Аракум-ское, Нижне-Терское, Каракольское и южный Аграхан - так называемые нерестово-выростные водоемы на площади более 40 тыс. га, которые из-за
нехватки воды частично уже высохли и превратились в сенокосы и пастбища, используемые сельскохозяйственными предприятиями. Реконструктивные работы, проведенные в них с большими финансовыми затратами, не дали должного рыбохозяйственного эффекта и не выполнили свои функции. Зимний сток этих рек значительно увеличивается, а это часто приводит к нарушению условий зимовки рыб. В весенне-летний период, из-за интенсивного забора воды для орошения, сток этих рек уменьшается, нарушается поводковой режим, оголяются многие нерестилища. Оставшиеся нерестилища заливаются с большим опозданием (на 15-20 дней, иногда и больше), а многие рыбы, совершающие в это время нерестовые миграции, не находя нерестилищ и других оптимальных условий для нереста (резкие колебания температуры, связанные с уровнем воды), скатываются назад.
Особенно остро негативное влияние хозяйственной деятельности человека на природу в целом стало ощущаться после 1990 г. - в период экономического кризиса и политической нестабильности в республике (как и в целом по стране). Структурные подразделения, существовавшие в рыбной отрасли, - рыбхозы, рыбоперерабатывающие предприятия и рыбоохранные организации реформированы. Бесхозяйственность и бесконтрольность в рыбной отрасли стали все больше способствовать хищническому истреблению рыбных ресурсов частными коммерческими и так называемыми малыми предприятиями. Крупномасштабные работы по воспроизводству и интродукции ценных видов рыб в Каспийском море и в придаточные водоемы в настоящее время приостановлены. Десятки рыбопитомников и акклиматизационных станций, занимавшихся искусственным разведением молоди ценных и акклиматизацией более перспективных видов рыб, не функционируют. Прудовые рыбоводные хозяйства и рыбные фермы Дагестана, производившие ежегодно более 25 тыс. ц рыб, из-за отсутствия финансирования перестали существовать. Научные исследования по Среднему Каспию и во внутренних водоемах Дагестана частично приостановлены из-за отсутствия финансирования. Многие научные темы по проблемам Каспия свернуты, а хорошо подготовленные опытные кадры ученых ушли в малый и средний бизнес. Экспериментальные базы физически устарели, а для подготовки новых молодых кадров нет условий и возможностей.
Каспийское море стонет от страшной экологической болезни, а лечит его некому. Правда, за последние годы много было сказано о проблемах Каспия, изданы специальные указы, постановления правительства на разных уровнях. И сегодня обсуждается вопрос о правовом статусе Каспия с участием всех заинтересованных государств. Однако практически в решении этих проблем сделано мало, и экологическая ситуация в регионе с каждым годом ухудшается, рыбные запасы Каспия уменьшаются, уловы ценных видов рыб катастрофически падают, хотя потребность в них, наоборот, растет.
Получено 18.09.2006
THE PAST AND PRESENT OF THE FISHERY IN THE DAGHESTANIAN SECTOR OF THE CASPIAN SEA
M. M. Shikhabekov, N. I. Rabazanov
During the last 2-3 decenaries the exacerbation of ecological situation in Daghestan basins and particularly on the daghestanian coast of the Caspian Sea is observed. The intensification of the water pollution, a real large-scale degradation of water ecosystems and re-ducingof of fish resources of the Caspian Sea fre noted. In the complicated system of the Caspian fishery the main measures are of hydrobi-ological, hydrochemical, toxic ecological improvement mode, protection and rational use of the fish resources, natural fish reproduction raise, enrichment of species diversity, so it will raise the Caspian fishery productivity. The realization of these tasks can solve the problem of ecological situation recovery, keep and increase fish resources, improve the fishery profit not only of the Daghestanian sector but also the Caspian basin on the whole.