Social-humanitarian review
DOI 10.24411/2346-8408-2018-10033
Prophetic Models of Architectural Concepts of Konstantin Stepanovich Melnikov and Their Influence on Modern Architecture
Пророческие модели архитектурных концепций Константина Степановича Мельникова и их влияние на современную архитектуру
Galina Ivanovna Bykova,
candidate of architecture, associate professor at the Department of Architecture of the State University of Land Use Planning E-mail: [email protected]
Andrey Byacheslavovich Komissarov,
student of the faculty of architecture
of the State University of Land Use Planning
E-mail: [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: Сов Научный руководитель: Г.И. Быкова, кандидат архитектуры
Галина Ивановна Быкова,
кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры архитектурного факультета Государственного университета по землеустройству E-mail: [email protected]
Андрей Васильевич Комиссаров,
студент кафедры архитектуры, архитектурного факультета Государственного университета по землеустройству E-mail: [email protected]
архитектура, философия, строительство
Annotation. The article examines the influence of Melnikov»s philosophical ideas on modern architecture. Melnikov gave birth to and implemented new principles of creativity. Innovation in architecture. The architect showed that you can create, not following the canons, the past experience, but create your works from scratch. Ambiguous creations still cause interest and controversy among architects.
Key words: Melnikov, architect, soviet architecture, from scratch
Аннотация. В статье рассматривается влияние философских идей Мельникова на современную архитектуру. Мельников дал начало новым принципам творчества и воплотил их в жизнь. Архитектор показал, что можно творить, не следуя канонам, прошлому опыту, а создавать свои произведения с чистого листа. Неоднозначность творений и сегодня вызывает интерес и споры среди архитекторов.
Ключевые слова: Мельников, архитектор, советская архитектура, с чистого листа
«Я материал презираю, — говорил Мельников. — Что значит материал в сравнении с формой? В моих постройках есть линия. Прошло полвека — никто этого не понял».
Константин Степанович Мельников — великий русский архитектор периода 1920—30-х годов. В своем творчестве он применял новый подход к формообразованию и компоновке пространства. Его личность и творчество вызывали неоднозначную реакцию современников и потомков. Пережил как период невероятного взлета и признания своих творческих достижений, так и время забвения и упадка. Его имя навсегда останется в истории как человека, сумевшего раскрыть новые возможности пространства и формы в архитектуре. Его работы вызывают интерес и сейчас. Влияние его творчества мы можем увидеть в работах архитекторов XX и XXI в.
Факты из биографии
Не подлежит сомнению, что Константин Мельников (1890—1974) — один из самых интересных, ярких, необычных мастеров архитектуры своего времени.
Закончив училище живописи, ваяния и зодчества, имея классическое образование, Мельников пришел в архитектуру в 24 года. Из этого сразу становится понятно — его талант живописца и рисовальщика присутствует во всех его работах, которые он выполняет как архитектор.
Это понимают и сейчас, понимали и раньше, относясь к нему с осуждением, но и с восхищением. «Мельников у нас новатор par exellence», — писали о нем современники.
Новаторство и индивидуальное своеобразие произведений Мельникова с самого начала давали обильный материал для происходивших тогда острых творческих дискуссий.
132
№3/2018
Социально-гуманитарное обозрение
Основные принципы творчества
Врезка формы — композиции представлены в виде простых геометрических форм, врезанных друг в друга — Это связано с экономичностью постройки и простотой ее выполнения.
Используемый в проекте клуба имени Зуева композиционный прием сочетания ряда врезанных друг в друга, стоящих вертикально цилиндров, не был реализован (клуб был построен по проекту И. Голосова), вследствие чего, архитектор решает ставить эксперимент «на себе» — строит жилой дом для себя в виде двух врезанных друг в друга цилиндров. Пространственные, функциональные и художественные возможности подобной формы его всегда интересовали.
Принципиально новая пластика фасадов — Они решались по-разному, совместно с различием их функций. Выразительная пластика и детали органично соединенные с функциональным процессом, выходят за пределы своих собственных границ и являются неотъемлемой частью творчества К.С. Мельникова. Поразительны решения Мельникова по созданию объемнопространственной композиции клубов, например: у клуба имени Русакова (рис. 2) фасад с тремя вынесенными на консолях выступами со зрительными залами внутри, характерная для клубов Мельникова оригинальная композиция получается не за счет втискивания функции в заранее придуманную форму. Неординарная форма фасадов клубов создавалась архитектором одновременно с проработкой планов и внутренней организации пространства. При этом наиболее сложная композиция характерна как раз для тех зданий, где Мельникову путем рационального решения внутреннего пространства удавалось так использовать весь объем здания, что его полезная площадь увеличилась, превышая предусмотренную заданием.
Композиция. Планы и фасады. В своих проектах Мельников не усложняет композицию, не делает ее декоративной (как было принято в те годы), а в простую композицию он часто вносит ясную, но всегда неожиданную и оригинальную идею, отчего композиция становится внешне сложной, оставаясь в то же время внутренне четкой и логичной. Такая композиция воспринимается человеком на уровне интуиции, легко и цельно.
У Мельникова любой, даже самый сложный проект несет в себе простую и ясную по объемно-планировочному построению идею.
Игра света и тени во внутреннем пространстве. Из своей квартиры он соорудил экспериментальную творческую студию: сложная система из 38 шестигранных окон, создающих сложный узорный рисунок и дающих мягкое равномерно распределенное освещение всему внутреннему пространству, в каком месте не находилось бы солнце, создающую вместе с ним постоянное движение теней на полу в мастерской. Примечательно и то, что подобная обстановка дарит совершенно иные пространственные ощущения вместе со сменой сезонов.
Новая философия творчества — Мельников никогда не включал свои творческие решения в свой профессиональный арсенал, не создавал, так называемый шаблон, который мог бы быть многократно использован. Он проектировал каждый раз заново, начиная «с чистого листа». [Архитектор Константин Мельников. Павильоны, гаражи, клубы и жилье советской эпохи. Коллекция музея архитектуры им. А.В. Щусева. Том 4. 2015].
Мельников и его время
Мельников имел совершенно иное отношение к форме и материалу, отличное от его современников и предшественников. Удивительно, что такое большое количество его проектов было построено. Его работы настолько смелы и необычны, даже спустя столько лет не уходит в историю вместе со своим стилевыми решениями. Его творения связаны с расширением возможностей объемно-пространственных композиций в архитектуры.
Одним из главных и жестких требований была экономичность сооружения. Проекты Мельникова удовлетворяли этим требованиям заказчика. Удивляет, что такие необычные задумки были реализованы в действительности. Разрешение на строительство часто давали непрофессионалы. В этом проявлялся дух того времени.
Отношение современников
В середине 1930-х годов работы Мельникова подвергались резкой критике, как не отвечающие вновь появляющимся направлениям в архитектуре. [Раппапорт А. «Инфантилизм и схематизм в архитектуре Мельникова» 1990.].. Свой дом-мастерскую он проектировал, используя весь накопленный опыт и знания: К.С. Мельников исследует цилиндрическую форму и использует ее преимущества для организации жилого пространства, он изобретает
№3/2018
133
Social-humanitarian review
инновационные конструкции — сотовидную кладку, оптимально распределяющую нагрузки, экономящую строительный материал и позволяющую равномерно и по-новому осветить внутреннее пространство через шестиугольные проемы. Новыми стали и идеи по применению мембранных междуэтажных перекрытий, внут-ристенной отопительную системы и многое другое. Критика становилась все более яростной, и зодчий вынужден был оставить активное про ектирование.
Искусство Мельникова амбициозно и неоднозначно, его творения вызывают споры и по сей день, но именно такие всплески и двигают культуру и науку вперед.
Константин Степанович являлся «формалистом» из-за стремления к художественно-
образной выразительности своей архитектуры, ее экспрессивности и динамичности.
Основные объекты, построенные К. Мельниковым
Гараж «Интуриста», Москва. 1933—1934 — требовалось лишь «архитектурное оформление» фасадов для уже спроектированных инженера-ми-технологами типовых решений. Мельников, не затрагивал общую планировку здания, но резко изменил композицию фасадов гаража, придав им образность, пластику и динамику.
Дом культуры им. И.В. Русакова (рис. 1), Москва. 1927—1929 — Вся объемно-планировочная структура здания подчинена идее трансформирующегося пространства главного зала.
Рис. 1. Дом культуры им. И. В. Русакова
Клуб фабрики «Свобода» 1927—1929 — Активное использование Мельниковым внешних лестниц в своем клубе, можно объяснить его стремлением к сокращению объемов внутренних вспомогательных помещений, так как противопожарные нормы того времени требовали для внутренних лестниц очень большой кубатуры, а на размер внешних они не распространялись
Клуб «Буревестник» — это четырехэтажная башня в плане похожая на пятилепестковый бутон, расположенная между двумя высокими прямоугольными торцевыми частями в виде слегка сплющенного цилиндра. Объем зрительного зала в клубе «Свобода», полукруглый объ-
ем клуба «Каучук», крупно решенное небольшое здание клуба им. Фрунзе с нависающим над открытой террасой «лбом» главного фасада.
Дом культуры химиков завода «Каучук» 1927—1929 — По задумке автора центральная часть партера вместе со сценой должна была подниматься по вертикали до уровней каждого из балконов. При этом вместимость зрительного зала несколько уменьшалась, но зато это освобождало нижний ярус, что создавало пространство для проведения массовых мероприятий. Для этого использовался нижний и боковые выходы, а верхние ярусы обслуживались наружной лестницей, разделявшей встречные потоки
134
№3/2018
Социально-гуманитарное обозрение
людей. Как и во многих других клубах Мельникова, такая идея трансформации пространства не была реализована.
Дом-мастерская Константина Мельникова (рис. 2) 1927—1929 — Два врезанных друг в
друга цилиндра, в которых он размещает несколько самых разных пространств —- каждая комната, каждый фрагмент интерьера вызывают у входящего совершенно новые эмоции и ощущения.
Рис. 2. Дом-мастерская К. С. Мельникова
Влияние на современную архитектуру
Мельников применял новые приемы, которых не было ранее. Хотя он не оставил после себя последователей, у него не было своей архитектурной школы, но мы можем увидеть применение его идей и направлений в работах современных архитекторов. [Мельников К.С. Архитекторское слово в его архитектуре / Адамов О.И. 2006].
Место в мировой культуре
Творчество Мельникова имело и имеет сейчас огромное значение для развития архитектуры и вообще искусства 20 века. Его архитектура неповторима. Он создал новую эстетику архитектурных форм. Он смог воплотить в жизнь свою идею пространства, как основного
Заключение
О Мельникове можно сказать, что он испытал и счастье, и трагедию архитектора.
Трагедия архитектора — оказаться непонятым и невостребованным на пике мастерства и международной славы, в расцвете своих творческих сил.
Счастье архитектора — когда идеи, убеждения, наконец, идеалы не только находят свое воплощение и проходят испытание временем, но и вызывая споры и дискуссии в течении десятилетий, становятся двигателем развития современной архитектуры и искусства.
Степень новаторства того или иного архитектора может, определяется тем, насколько смело и радикально он ломал и преодолевал сложившиеся стереотипы.
Список литературы
1. Архитектор Константин Мельников. Павильоны, гаражи, клубы и жилье советской эпохи. Коллекция музея архитектуры им. А.В. Щусева. Т. 4. М., 2015.
2. Раппапорт А. Инфантилизм и схематизм в архитектуре Мельникова. М., 1990.
3. Адамов О.И., Мельников КС. Архитекторское слово в его архитектуре. М., 2006.
№3/2018
135