Научная статья на тему 'ПРОРАММА ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ VR'

ПРОРАММА ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ VR Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1358
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА / ИССЛЕДОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ VR В РАБОТЕ С ПЕРСОНАЛОМ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ПРОЕКТ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ VR В ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сарник К.А., Чуланова О.Л.

В статье представлены результаты авторского исследования актуальности применения инструментов VR в работе с персоналом современных организаций. Представлен авторский проект внедрения технологии VR в обучение персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сарник К.А., Чуланова О.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING PROGRAM FOR THE PERSONNEL OF THE ORGANIZATION USING VR TECHNOLOGIES

The article presents the results of the author's study of the relevance of using VR tools in the work with the personnel of modern organizations. The author's project of introducing VR technology into personnel training is presented.

Текст научной работы на тему «ПРОРАММА ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ VR»

Сарник К.А.

Студент 4 курса направление «Управление персоналом», член студенческого научного кружка кафедры государственного и муниципального управления и управления персоналом «Инновационные технологии в управлении персоналом» Сургутский государственный

университет, г. Сургут Sarnik K.A.

4th year student of the direction "Personnel Management", a member of the student scientific circle of the Department of State and Municipal Management and Personnel Management "Innovative technologies in personnel management"

Surgut State University, Surgut

Чуланова О.Л.

доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления и управления персоналом Сургутского государственного университета, руководитель студенческого научного кружка «Инновационные технологии в управлении персоналом» кафедры государственного и муниципального управления и управления персоналом Сургутского государственного университета, Сургутский государственный

университет, г. Сургут Chulanova O.L.

Doctor of Economics, Professor of the Department of State and Municipal Administration and Personnel Management of Surgut State University, Head of the Student Scientific Circle "Innovative Technologies in Personnel Management" of the Department of State and Municipal Administration and Personnel Management of Surgut State University, Surgut State University, Surgut

E-mail: chol9207@mail.ru

ПРОРАММА ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ VR

Training program for the personnel of the organization using vr

technologies

Аннотация В статье представлены результаты авторского исследования актуальности применения инструментов VR в работе с персоналом современных организаций. Представлен авторский проект внедрения технологии VR в обучение персонала.

Ключевые слова: управление персоналом, обучение персонала,

исследование актуальности применения инструментов VR в работе с персоналом современных организаций, проект внедрения технологии VR в обучение персонала.

Abstract The article presents the results of the author's study of the relevance of using VR tools in the work with the personnel of modern organizations. The author's project of introducing VR technology into personnel training is presented.

Key words: personnel management, personnel training, research into the relevance of using VR tools in working with the personnel of modern organizations, a project for implementing VR technology in personnel training.

Сотрудники являются одним из самых ценных ресурсов любой организации. Поэтому важно уделять время их обучению, которое предоставляет возможность расширить базу знаний всех сотрудников. Обучение и развитие предоставляют как компании в целом, так и отдельным сотрудникам преимущества, которые делают затраты и время выгодными инвестициями. Традиционные методы обучения начинают терять свою значимость, так как в основном не имеют практической направленности. В настоящее время особое значение имеет возможность быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям. Поэтому становится актуально применение такой технологии обучения как виртуальная реальность (VR). VR помогает сконцентрироваться сотруднику на учебном процессе, благодаря его полному погружению в моделируемую среду. Это позволяет сделать учебные материалы понятными и интересными.

На сегодняшний день технологии виртуальной реальности (VR) быстро развиваются. В отличие от традиционных пользовательских интерфейсов, VR помещает пользователя в опыт [1]. Технология виртуальной реальности позволяет создать реалистичную трехмерную среду посредством комплексного воздействия на восприятие человека с использованием интерактивных устройств, которые динамически обновляют видимое пользователем пространство [2].

Проведя контент-анализ определения виртуальной реальности [1-6], можно сделать вывод, что виртуальная реальность - использование компьютерных технологий для создания моделируемой среды.

Благодаря отсутствию внешних раздражителей, обучающийся при помощи VR-технологий может сосредоточиться на конкретной ситуации [7]. В более ранних публикациях авторов статьи были представлены результаты исследования применения VR в работе с персоналом современных организаций [8-11]

VR подходит для практических занятий, так как навыки, развитые в реалистичной виртуальной среде, закрепляются и легко применяются в реальной среде. Практика считается одним из наиболее эффективных методов обучения, поскольку она перемещает информацию из кратковременной памяти в долговременную. Особенно актуально применение данной технологии, если реальная окружающая среда является дорогостоящей, а ситуации несут серьезные риски для здоровья [12, 14].

Преимущества и недостатки виртуальной реальности в обучении представлены на рисунке 1 и рисунке 2.

Высокий уровень вовлеченности и удержания

Обучение на основе опыта

Повышение восприятия информации

Безопасность в ситуациях высокого риска

Сокращение расходов на обучение и поездки

Повышение качества обучения

Рисунок 1 - Преимущества УЯ в обучении (разработано авторами)

[13]

Громоздкие гарнитуры для использования

продуктов в сфере виртуальной реальности

Высокая стоимость оборудования

Сбой программного обеспечения

Тошнота, головокружение, головная боль, усталость глаз

Потеря ориентации, ощущения времени, реальности

Рисунок 2 - Недостатки УЯ в обучении (разработано авторами) [2].

Виртуальная реальность - высокоразвитая форма компьютерного моделирования, которая позволяет пользователю погрузиться в искусственный мир и непосредственно действовать в нем с помощью специальных сенсорных устройств, которые связывают его движения с аудиовизуальными эффектами. При этом зрительные, слуховые, осязательные и моторные ощущения пользователя заменяются их имитацией, генерируемой компьютером.

Характерными признаками виртуальной реальности являются: моделирование в реальном масштабе времени, имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма и возможность воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь.

Технологии виртуальной реальности сегодня очень быстро развиваются. Сама УЯ применяется во многих сферах жизни. Использование технологии

виртуальной реальности является эффективным форматом обучения для нового поколения специалистов, которое привыкло воспринимать информацию через компьютеры.

В целом, существует огромный потенциал в использовании виртуальной реальности среди организаций. Тем не менее, внедрение будет медленным, поскольку устройства по-прежнему связаны с высокими затратами, и потребуется время для создания персонализированных приложений, которые соответствуют уникальности каждого бизнеса.

Однако по мере того, как все больше и больше работы становится виртуальной, а в некоторой степени - и удаленной, а обучение с постоянно меняющимися потребностями потребителей становится все более сложным -все больше компаний будут интересоваться тем, как можно использовать виртуальную реальность для улучшения организационных бизнес-процессов.

Исследование применения виртуальной реальности в обучении

персонала

Проведенный опрос был направлен на изучение отношения респондентов к обучению при помощи виртуальной реальности. Опрос проводился в два этапа. Первый этап - март-июнь 2019 г. Второй этап - март-июнь 2020 г. Было опрошено 155 человек с помощью Google Формы. Результаты исследования второго этапа представлены в диаграммах.

■ Малого предприятия (до 100 человек)

■ Среднего предприятия (от 100 до 250 человек)

Рисунок 3 - Сотрудником /владельцем какой организации являются респонденты (разработано авторами)

Большинство опрошенных являются сотрудниками крупных (42%) и малых (38%) предприятий (рисунок 3).

Дистанционное обучение Деловые игры

Тренинги 62%)

Лекции 40%>

Ротация 31%)

Коучинг 27%о

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%

Рисунок 4 - Методы обучение персонала, которые применяются в организации респондентов (разработано авторами)

Наиболее часто в организациях применяются такие методы обучения как наставничество (73%), тренинги (62%) и дистанционное обучение (52%). Меньше всего на сегодняшний распространены такие методы как коучинг (27%) и ротация (31%) (рисунок 4).

4%

■ Полностью удовлетворен(а)

■ Частично удовлетворен(а), есть недостатки

■ Полностью удовлетворен(а)

Рисунок 5- Удовлетворенность обучением, которое проводится в организации респондентов (разработано авторами)

Опрос показал, что 54% опрошенных частично удовлетворены обучением, которое проводится в организациях. Полностью не удовлетворены обучением только 4% респондентов. Можно сделать вывод, что в целом, организации уделяют достаточное внимание обучению, однако не учитываются недостатки выбранных методов (рисунок 5).

| Компания не организовывает обучение

1 Один раз в 3 месяца Один раз в 6 месяцев Один раз в 1 год 1 Один раз в 2 года

Рисунок 6 - Периодичность обучения респондентов в организации

(разработано авторами)

В основном организации организовывают обучение для своих сотрудников раз в полгода (43%) и раз в 1 год (41%) (рисунок 6).

'Да | Нет

Затрудняюсь ответить

Рисунок 7 - Знание респондентами УЯ-технологий (разработано

авторами)

'Да

| Нет

1 Затрудняюсь ответить

Рисунок 8 - Использование УЯ-технологий в организации респондентов (разработано авторами)

Опрос показал, что половина респондентов знакомы с УЯ-технол огнями (46%), однако организации практически не применяют их для обучения своего персонала (73%) (рисунок 7, рисунок 8).

Большей половине опрошенных (67%) интересна технология виртуальной реальности, но также есть те, кто затрудняется ответить (24%), так как не понимают, как ее можно применять в различных сферах (рисунок

9).

■ Да, мне интересна данная технология

■ Нет, мне не интересна данная технология

■ Затрудняюсь ответить, так как мне неизвестно как ее можно использовать в различных сферах

Рисунок 9 - Интерес респондентов к УЯ-технологии (разработано

■ Использование УК-технологий оказывают положительное воздействие на показатели сотрудников и компании в целом

■ Использование УК-технологий никак не влияет на показатели сотрудников и компании в целом

■ Скорее да Скорее нет

Рисунок 10- Применение УЯ-технологий в организации (разработано

авторами)

На вопрос «Как Вы думаете, применение УЯ-технологий улучшает показатели сотрудников и организации в целом?» большинство респондентов дали положительные ответы (87%) (рисунок 10).

■ Да, обучение является эффективным, так как погружает человека в опыт

■ Нет, обучение при помощи УК-технологий не является эффективным

■ Затрудняюсь ответить

Рисунок 11 - Эффективность обучения с применением УЯ-технологий

(разработано авторами)

авторами)

Обучение с применением УЯ-технологий, по мнению опрошенных, является эффективным (54%). Но 33% респондентов затрудняются дать ответ. Возможно это связано с тем, что в организациях данная технология не применяется, и сотрудники не имеют полного представления о ней (рисунок 11).

■ Да, влияют, так как сотрудники являются главным ресурсом компании

■ Нет, не влияют, так как не имеет значения какой сотрудник выполняет работу

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Затрудняюсь ответить

Рисунок 12 - Влияние рисков, связанных с подбором и отбором персонала, на качественные показатели организации (разработано авторами)

Большинство опрошенных (75%) считают, что риски, связанные с подбором и отбором персонала, влияют на качественные показатели компании. Наименьшее число респондентов (7%) считают, что данные риски никак не влияют на качественные показатели компании (рисунок 12).

■ Обучение НЯ-менеджера при помощи УК-технологий поможет снизить риски, так как оно направлено на практику и получения опыта

■ Обучение НЯ-менеджера при помощи УК-технологий не поможет снизить данные риски. Традиционных методов обучение достаточно

■ Затрудняюсь ответить, не представляю, как можно обучать при помощи УК-технологий

Рисунок 13 - Обучение НЯ-менеджера при помощи УЯ-технологий

(разработано авторами)

Также опрос показал, что больше половины опрошенных (58%) считают, что обучение НЯ-менеджера при помощи УЯ-технологий поможет снизить риски, связанные с подбором и отбором персонала. Наименьшее число респондентов (16%) не имеют представления, как можно обучать при помощи УЯ-технологий (рисунок 13).

По мнению респондентов, главными рисками при интеграции УЯ-технологий в процесс обучения являются: высокие затраты (58%); длительное создание персонализированных программ (56%); сложность обучаемости возрастного персонала (55%) (рисунок 14).

После внедрения УЯ-технологий в процесс обучения, последуют следующие, по мнению респондентов, положительные факторы: эффективность обучения за счет погружения человека в искусственный мир и возможности действовать в нем с помощью специальных сенсорных устройств, которые связывают его движения с аудиовизуальными эффектами (65%), повышение качества обслуживания (44%), возможность повторения пройденного материала без дополнительных финансовых затрат (40%), повышение восприятия информации (40%) (рисунок 15).

Несовместимость существующей аппаратной базы с программным обеспечением

Сложность в создании модеоируемой среды, необходимой конкретной организации

Сложность обучаемости возрастного персонала

16%

42%

55%

Отсутствие необходимого оборудования

Сбой программного обеспечения

Длительное создание персонализированных приложений

Высокие затраты

0%

33% 31%

20%

40%

I 56% 58% 60%

80%

Рисунок 14 - Риски, возникающие при интеграции УЯ-технологий в процесс обучения персонала (разработано авторами)

Эффективность обучения за счет погружения человека в искусственный мир и возможности действовать в нем с помощью специальных сенсорных устройств, которые связывают его движения с аудиовизуальными эффектами

Возможность повторения пройденного материала без дополнительных финансовых затрат

Экономия расходов на обучение персонала традиционными методами

Повышение восприятия информации

Снижение количества ошибок во время работы

Повышение качества обслуживания

65%

0%

20%

40%

60%

80%

Рисунок 15 - Положительные факторы, последующие после внедрения УЯ-технологий в процесс обучения (разработано авторами)

Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Работники предприятий имеют представление о том, что такое виртуальная реальность, и данная технология им интересна;

2. Среди российских предприятий УЯ-технологии мало распространены;

3. Больше 50% опрошенных считают, что применение данной технологии повысит эффективность обучения, тем самым улучшая показатели сотрудников и организации в целом;

4. Больше половины респондентов убеждены, что применение УЯ-технологий для обучения НЯ-менеджера поможет снизить риски, связанные с подбором и отбором персонала, что также повлияет на качественные показатели компании в лучшую сторону.

Программа внедрения виртуальной реальности в обучение персонала организации

В разработанную методику внедрения УЯ в обучение персонала организации входят следующие этапы.

Этап 1 - подготовительный.

На данном этапе назначают ответственное лицо за внедрение программного продукта. Организация-заказчик прописывает цели, которые она хотела бы достичь с помощью разрабатываемого тренажера. Ресурсы, риски и мероприятия по минимизации рисков на этапе 1 представлены в таблице 1.

Таблица 1- Ресурсы, риски и минимизация рисков на этапе 1(разработано авторами) __

Ресурсы Риски Минимизация рисков

Человеческие ресурсы: НЯ-менеджер, ответственное лицо, исполнитель. Невозможность реализации целей организации-заказчика. Детальное изучение предложений организации-заказчика. В случае необходимости -корректировка целей.

Этап 2 - разработка технического задания и необходимой документации.

Совместно с организацией-заказчиком разрабатывается техническое задание, в котором прописываются основные задачи, сценарии, требования к техническим характеристикам.

Далее анализируется техническая оснащенность предприятия для того, чтобы определить необходимость в закупке аппаратного обеспечения. После производится расчет стоимости программного продукта.

Определяются сроки выполнения заказа.

Подготавливается документ, регламентирующий применение разрабатываемого тренажера. Ресурсы, риски и мероприятия по минимизации рисков на этапе 2 представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Ресурсы, риски и минимизация рисков на этапе 2 разработано авторами)

Ресурсы

Риски

Минимизация рисков_

Человеческие ресурсы: ИЯ-менеджер, ответственное лицо, исполнитель.

Несоответствие технического задания с представлениями организации-заказчика.

Подробное изучение целей

тренажера, переговоры исполнителя и

организации-заказчика.

Отсутствие необходимого оборудования, высокая стоимость закупки.

Анализ технической оснащенности предприятия, переговоры с

организацией-заказчиком и сумме, необходимой для

реализации проекта.

Несоблюдение сроков.

Контроль за соблюдение сроков выполнения задания.

Этап 3 - реализация и тестирование разработанного тренажера.

На данном этапе техническое задание передают разработчикам.

После того, как программный продукт будет готов, начинается его тестирование, в ходе которого выявляются возможные недостатки. Ресурсы, риски и мероприятия по минимизации рисков на этапе 3 представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Ресурсы, риски и минимизация рисков на этапе 3 (разработано авторами) __

Ресурсы Риски Минимизация рисков

Человеческие ресурсы: команда разработчиков, ответственное лицо. Нематериальные ресурсы: программное обеспечение. Материальные ресурсы: оборудование. В озникновение ошибок в работе разработанного тренажера. Своевременное устранение ошибок и недостатков в работе тренажера.

Этап 4 - доработка (если выявлены недостатки на этапе 3).

Необходимо совместно с организацией-заказчиком и разработчиками устранить недостатки в работе тренажера, выявленные в ходе тестирования.

Этап 5 - заключительный.

На завершающем этапе уделяют время обучению специалистов работе на тренажере. После этого, начинают его использование непосредственного для обучения персонала определенной категории. Ресурсы, риски и мероприятия по минимизации рисков на этапе 5 представлены в таблице 4.

Таблица 4- Ресурсы, риски и минимизация рисков на этапе 5 разработано авторами)

Ресурсы

Риски

Минимизация рисков_

Человеческие ресурсы: команда

разработчиков, ответственное лицо, НЯ-менеджер, специалист по

обучению, персонал организации (целевая аудитория).

Нематериальные ресурсы: программное обеспечение. Материальные ресурсы: оборудование (ПК, очки УЯ, информационные перчатки и джойстики).

Длительное обучение специалистов работе на тренажере.

Негативное восприятие нового метода обучения.

Актуализация руководством организации преимуществ обучения при помощи технологий виртуальной реальности

При внедрение виртуальной реальности в обучение персонала могут возникнуть организационные и интеграционные риски, которые представлены в таблице 5.

Таблица 5 - Организационные и интеграционные риски внедрения

Организационные риски Интеграционные риски

Недостаточная техническая оснащенность предприятия Возникновение ошибок в работе программного обеспечения

Недостаточное количество специалистов, обученных работе на тренажере Неэффективность разработанных сценариев

Высокие финансовые и временные затраты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Негативное восприятие персоналом нового метода обучения

Этап 1 - подготовительный

- назначение ответственных лиц за внедрение программного продукта;

- определение целей и задач разрабатываемого тренажера.

Этап 2 - разработка технического задания и необходимой документации

- разработка технического задания;

- анализируется техническая оснащенность предприятия;

- определение сроков выполнения заказа;

- подготовкая документа, регламентирующего применение разрабатываемого тренажера.

Этап 3 - разработка и тестирование разработанного VR тренажера

- передача разработчикам;

- тестирование.

технического

задания

Этап 4 - доработка УК тренажера

- устранение недостатков в работе тренажера.

Этап 5 - заключительный

- применение разработанного программного продукта в организации;

- обучению специалистов работе на тренажере.

ч_/

Рисунок 16- Программа внедрения виртуальной реальности в обучение персонала (разработано авторами)

Разработанные авторами инструменты внедрения виртуальной реальности в обучение персонала организации позволят совершенствовать функцию обучения персонала современных организаций.

Список использованных источников

1. Joe Bardi. What is Virtual Reality? [Definition and Examples]. - Текст : электронный. - URL: https://www.marxentlabs.com/what-is-virtual-reality/ (дата обращения: 29.02.2020)

2. Иванова А.В., Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности и препятствия применения // Стратегические решения и риск менеджмент. - 2018. - №3 - С. 88-107. - Текст : электронный. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36284345& (дата обращения: 29.02.2020)

3. Mason Stevenson,VR in HR. - Текст : электронный. - URL: https://www.hrexchangenetwork.com/hr-tech/articles/vr-in-hr (дата обращения: 29.02.2020)

4. Sara Carter, How virtual reality can boost your human resources. - Текст : электронный. - URL: https://blog.walkme.com/virtual-reality-boost-human-resources/ (дата обращения: 29.02.2020)

5. Kirsty Chalmers, The Future of HR: How HR Can Use Virtual Reality. -Текст : электронный. - URL: https://www.icslearn.co.uk/blog/posts/2018/july/the-future-of-hr-how-hr-can-use-virtual-reality/ (дата обращения: 29.02.2020)

6. Henry E. Lowood, Virtual reality. - Текст : электронный. - URL: https://www.britannica.com/technology/virtual-reality (дата обращения: 29.02.2020)

7. Шапошникова М.О., Томчинская Т.Н., Применение технологии виртуальной реальности для обучения начинающих водителей. _ Текст : электронный. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39470481 (дата обращения: 01.03.2020).

8. Чуланова О.Л., Фомина Е.В. Применение игровых технологий и искусственного интеллекта в обучении производственного персонала на предприятиях энергокомплекса // Вестник Евразийской науки, 2019 №1, https://esj.today/PDF/54ECVN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

9. Чуланова О. Л., Фомина Е. В. Реализация проекта обучения производственного персонала на предприятиях энергокомплекса с применением teacher-симулятора // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России . 2019. №. 2. С. 41-48. DOI: https://doi.org/10.12737/article_5cb70c0e38d770.70870960

10. Чуланова О.Л., Буяр В.А. VR-технологии в обучении персонала как глобальный технологический тренд //В сборнике: Актуальные вопросы управления персоналом и экономики труда. Материалы VI научно-практической конференции. 2020. С. 394-400.

11. Чуланова О. Л., Фомина Е. В. Возможности применения VR и искусственного интеллекта в управлении персоналом // Журнал экономических исследований . 2019. №. 3. С. 3-7.

12. Подвальная Е. Ф., Менщиков П. А., Лушев Э. Ю. Использование современных программных комплексов и технологий виртуальной реальности (vr) в обучении и промышленности. - Текст : электронный. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39159232 (дата обращения: 06.03.2020)

13. Sophie Thompson, VR for Corporate Training: Examples of VR already being used. - Текст : электронный. - URL:

https://virtualspeech.com/blog/how-is-vr-changing-corporate-training (дата обращения: 13.04.2020)

14. Корсак И. А., Ананенко А. А., Перелыгин И. М., Инновационное применение технологий виртуальной реальности в подготовке специалистов

газовой промышленности. - Текст : электронный. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36780981 (дата обращения 29.02.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.