УДК 81'35
ПРОПИСНЫЕ БУКВЫ В НАЗВАНИЯХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ: СООТНОШЕНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
В статье на основе анализа действующего законодательства рассматривается вопрос о специфике употребления прописных букв в названиях органов власти.
Ключевые слова: прописные буквы, нормы и варианты, правовые акты, юридическая техника.
Анализ правовых текстов показывает вариативность употребления прописных букв в названиях органов власти (правительство - Правительство, мэрия - Мэрия, губернатор - Губернатор), в связи с чем возникают вопросы не только о нарушении правил русского языка разработчиками текстов правовых актов, но и о вариантах норм, получивших закрепление и распространение в правовых текстах.
Рассмотрение данных вопросов значимо, с одной стороны, для развития представлений о формировании лингвистической нормы и ее вариантов, с другой стороны, при обучении русскому языку и культуре речи и формировании лингвистической компетенции (в том числе при преподавании языковедческих и речеведческих курсов на факультетах юридического профиля, в рамках которых особое внимание уделяется работе с правовыми текстами).
Как будет показано ниже, немаловажно это и для проведения дискуссии о несовершенстве орфографической системы современного русского языка, целесообразности, рациональности и своевременности реформирования правил русского правописания с учетом фактической речевой практики.
Злободневность этого вопроса обусловлена и теми высокими требованиями, которые предъявляются к подготовке правовых текстов. Более того, такие требования закреплены на законодательном уровне. В соответствии с Федеральным законом «О государственном языке Российской Федерации» при использовании русского языка как государственного не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка [1]. При этом под нормами современного русского литературного языка понимается совокупность языковых средств и правил их употребления в сферах использования русского языка как государственного [2].
Отметим, что в качестве правил русского правописания единственными рекомендованными в деятельности органов власти (как в нормотворчестве, так и в делопроизводстве) являются Правила русской орфографии и пунктуации, утвержденные в 1956 г. [3]. Однако, поскольку Правила
М. В. Батюшкина M. V. Batyushkina
CAPITAL LETTERS IN THE NAMES OF PUBLIC AUTHORITIES:
THE CORRELATION OF LINGUISTIC THEORY AND PRACTICE OF LAw-MAKING
The article addresses the question of the specificity of the сapital letters in the names of public authorities are studied on base of analyzing of current legislation.
Keywords: сapital letters, norms and variants, legal acts, legal technique.
были приняты в середине прошлого века и устанавливают написание органов власти, существовавших в Советском Союзе, положения Правил не могут быть непосредственно применены к написанию названий российских органов власти.
Так, в § 105, 106 Правил содержатся положения о том, что в названиях высших партийных, правительственных, профсоюзных учреждений и организаций Советского Союза пишутся с прописной буквы все слова, входящие в состав названия, кроме служебных слов и слова партия (Коммунистическая партия Советского Союза, Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, Верховный Совет СССР). С прописной буквы пишутся все слова, кроме служебных, входящие в названия международных организаций (Организация Объединенных Наций). В названиях министерств и их главных управлений, других центральных советских учреждений пишется с прописной буквы первое слово (Министерство иностранных дел). Если в состав входят имена собственные или названия других учреждений, то эти имена собственные и названия пишутся так же, как при самостоятельном употреблении (Главное издательское управление Министерства культуры СССР). В полных официальных названиях советских учреждений местного значения с прописной буквы пишется первое слово и входящие в состав названия имена собственные (Ярославский областной исполнительный комитет Советов депутатов трудящихся).
В связи с содержанием § 105, 106 Правил мы вправе предположить, что написание официальных названий российских органов власти сегодня может быть определено не столько с учетом Правил, сколько с учетом лингвистической аналогии с положениями данных Правил и сложившейся правотворческой практики. Более того, возникает ситуация, при которой первоисточником для выбора написания становятся не правила русского языка, а, например, текст официального документа. Приведем ряд примеров, подтверждающих данное предположение.
После принятия Закона Российской Советской Федеративной Социалистической Республики об изменении наиме-
нования государства вместо наименования Советская Федеративная Социалистическая Республика в официальных актах и других документах, в текстовом оформлении государственных символов, в названиях государственных органов, их печатях, штампах и бланках закреплено употребление наименования Российская Федерация [4]. С 1993 г. это наименование, как и равнозначное ему Россия, закреплены в Конституции Российской Федерации и используются в официальных названиях (Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации).
С 1993 г. законодательные тексты становятся источником информации о написании официальных названий (наименований) российских органов власти (в том числе их структурных подразделений).
Так, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» названия региональных парламентов и высших исполнительных органов устанавливаются конституцией (уставом) или законом с учетом исторических, национальных и иных традиций [5].
Заданное условие предопределило разнообразие утвержденных названий региональных парламентов (18 типов) и послужило основой для формирования традиции их написания с прописной или строчной букв в официальных текстах. Примеры: Законодательное Собрание (Законодательное Собрание Омской области), Государственное Собрание (Государственное Собрание Республики Марий Эл), Народное Собрание (Народное Собрание Республики Дагестан), областное Собрание депутатов (Псковское областное Собрание депутатов), Собрание депутатов (Собрание депутатов Ненецкого автономного округа), Дума (Дума Ставропольского Края), областная Дума (Брянская областная Дума), Губернская Дума (Самарская Губернская Дума), городская Дума (Московская городская Дума), Законодательная Дума (Законодательная Дума Томской области), Государственный Совет (Государственный Совет Республики Коми); Совет народных депутатов (Совет народных депутатов Кемеровской области); областной Совет депутатов (Липецкий областной Совет депутатов); областной Совет народных депутатов (Орловский областной Совет народных депутатов); Верховный Совет (Верховный Совет Республики Хакасия), Парламент (Парламент Кабардино-Балкарской Республики), Хурал (Народный Хурал Республики Бурятия), Эл Курултай (Государственное Собрание - Эл Курултай (Парламент) Республики Алтай).
Более упорядочены типы названий исполнительных органов власти (5 типов). Однако и здесь отмечается вариативность написания с прописной или строчной буквы: Правительство (Правительство Московской области), правительство (правительство Еврейской автономной области), Администрация (Администрация Приморского края), администрация (администрация Краснодарского края), Кабинет Министров (Кабинет Министров Чувашской Республики).
Отсутствует единообразие и в написании структурных подразделений законодательных и исполнительных органов власти. В частности, как прописная, так и строчная
буквы используются в названии аппарата органа власти (аппарат Губернатора и Правительства Ленинградской области, Аппарат Мэра и Правительства Москвы, Аппарат Губернатора и Правительства Омской области, аппарат Законодательного Собрания Омской области).
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наименования представительного органа муниципального образования и местной администрации устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций [6].
На основе анализа областных законов о наименованиях органов местного самоуправления могут быть выделены 15 типов названий представительных органов: Совет, Совет (Круг), Совет депутатов, Совет народных депутатов, поселковый Совет, сельский Совет, Дума, Городская Дума, городская Дума, дума, Земское Собрание, Муниципальное Собрание, Представительное Собрание, Земское собрание, собрание представителей.
На территории одного региона можно отметить как однотипные, так и разнотипные названия органов власти.
Однотипные названия представительных органов используются в Московской, Новосибирской, Смоленской областях, Красноярском крае, Республике Хакасия, Республике Мордовия (Совет депутатов), Ленинградской области (совет депутатов), Омской области, Ненецком автономном округе (Совет), Кемеровской области (Совет народных депутатов), Псковской области (Собрание депутатов), Иркутской области (Дума).
Приведем примеры использования разнотипных названий. В Рязанской области в состав наименования представительного органа муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением входит слово Дума, в состав наименования представительного органа поселения и внутригородского района - словосочетание Совет депутатов. В Вологодской области для представительного органа городского округа установлено наименование Городская Дума, для муниципального района - Земское Собрание, Муниципальное Собрание, Представительное Собрание, Дума, для городского сельского поселения - Совет.
С учетом анализа региональных законов можно сделать предположение о закреплении четырех типов названий местной администрации - администрация (со строчной), Администрация (с прописной), Администрация (Правление), мэрия. При этом наиболее распространены первые два варианта (Московская, Ленинградская, Свердловская, Амурская, Томская, Омская и другие области).
Следует также отметить, что наряду с официальными названиями российских органов власти, используемыми в официальной переписке и документах, в неофициальных текстах употребляются сокращенные и трансформированные наименования. Примеры: Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации (офиц.) -Государственная Дума (офиц.) - Госдума (неофиц.); Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам (офиц.) - комитет по аграрным вопросам, аграрный комитет (неофиц.); Правительство Российской Федерации (офиц.) - Правительство России (офиц.) - российское
Гуманитарные исследования • 2015 • № 3 (7)
35
правительство (неофиц.); Законодательное Собрание Омской области (офиц.) - Заксобрание, областной парламент, региональный парламент (неофиц.); Омский городской Совет (офиц.) - омский горсовет, горсовет (неофиц.); Администрация города Омска (офиц.) - омская администрация, администрация (неофиц.); Министерство финансов Амурской области (офиц.) - минфин (неофиц.); Совет народных депутатов Беловского муниципального района (офиц.) - совет района (неофиц.).
Изложенную информацию можно обобщить и представить в виде схемы:
по аналогии с
правилами русского языка
1
названия высших органов власти пишутся с прописной буквы_
Как показано на схеме, при написании названий российских органов власти выбор между прописной и строчной буквами осуществляется на основе лингвистической аналогии с правилами русского языка (согласно которым названия высших органов власти пишутся с прописной буквы, названия иных органов власти - со строчной) и в соответствии с закреплением названия в официальном документе. При этом в правовых текстах закрепление и распространение получили различные типы названий органов государственной власти. Однако преобладающей тенденцией является написание названий как высших, так и других органов власти с прописной буквы. При воспроизведении названия в официальном тексте соблюдается принцип единообразия употребления понятий, а в неофициальных источниках допускаются различные варианты названий.
Резюмируем изложенное. В ситуации отсутствия в Правилах орфографии и пунктуации 1956 г. положений, непосредственно устанавливающих нормы написания названий российских органов власти, как в правотворчестве, так и в делопроизводстве предпочтение отдается не лингвистической теории и аналогии, а юридико-техническим правилам оформления правовых текстов, сформированным в результате сложившейся практики употребления названий органов государственной власти.
1. О государственном языке Российской Федерации : Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-Ф3 (ред. от
05.05.2014) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения:
12.03.2015).
2. О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации : постановление Правительства РФ от 23 ноября 2006 г. № 714 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.03.2015).
3. Правила русской орфографии и пунктуации // Гра-мота.ру : [сайт]. URL: http://gramota.ru/spravka/rules/ (дата обращения: 12.03.2015).
4. Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика : Закон РСФСР от 25 декабря 1991 г. № 2094-1 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.03.2015).
5. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 3 февраля 2015 г.) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.03.2015).
6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 (ред. от 14 октября 2014 г.) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.03.2015).
© Батюшкина М. В., 2015