Научная статья на тему 'Пропедевтический этап обучения информатике в военных вузах'

Пропедевтический этап обучения информатике в военных вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / TRAINING TO COMPUTER SCIENCE / HIGH SCHOOL AND AN INDIVIDUAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гужвенко Е. И.

The questions of realization of individual approach are examined In the article, distributing taught on sub-groups at teaching an informatics and IT in the soldiery institutes of higher. Practical recommendations over are brought on organization of process of teaching an informatics and IT

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perfection of teaching informatics in soldiery institutes of higher for account of the preparatory stage

The questions of realization of individual approach are examined In the article, distributing taught on sub-groups at teaching an informatics and IT in the soldiery institutes of higher. Practical recommendations over are brought on organization of process of teaching an informatics and IT

Текст научной работы на тему «Пропедевтический этап обучения информатике в военных вузах»

#

ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ

Е.И. Гужвенко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического обеспечения процессов АТО, Рязанский военный автомобильный институт

Ключевые слова: обучение информатике, высшее учебное заведение, индивидуальный подход.

Современный этап развития высшего профессионального образования связан с ориентацией на подготовку выпускников в условиях информационного общества, на использование методов и средств информатики в будущей профессиональной деятельности.

Для того чтобы обучение было успешно, желательно осуществлять индивидуальный подход к каждому курсанту, это в условиях современного вуза практически невозможно, однако можно разделить обучаемых по подгруппам с примерно одинаковым стартовым потенциалом, затем в каждой подгруппе применять те способы обучения, которые соответствуют имеющимся знаниям по информатике и возможностям обучаемых.

Произвести дифференциацию обучаемых и эффективно организовать образовательный процесс позволяет подготовительный обучению этап, предусматривающий взаимодействие командиров, педагогов, группы профессионально-психического отбора, состоящий из пяти основных частей:

1. Изучение абитуриентов по школьным характеристикам, аттестатам, результатам ЕГЭ, оценкам на вступительных экзаменах, заключению комиссии профессионально-

психологического отбора, проведение входного контроля знаний по дисциплинам первого семестра обучения. Это дает преподавателям возможность получить представление о наборе в целом и о потенциале каждого курсанта, рассмотреть вопрос об адаптации прежнего курса к вновь набранному контингенту обучаемых, приступить к разработке индивидуальных траекторий обучения курсантов.

2. Определение параметров, на основе которых будут разработаны индивидуальные траектории обучения, их приоритетности, выбор шкалы их измерения, оценка уровня достоверности собранной информации.

Параметры, подлежащие регистрации, принято подразделять на количественные и качественные. К количественным относятся: оценки из аттестата; баллы, набранные при выполнении ЕГЭ и/или оценки, полученные на вступительных экзаменах; баллы тестирования по профессиональной пригодности; баллы, набранные при выполнении заданий на компьютере; объем проработанного за определенное время учебного материала и др. К качественным показателям относятся: результаты анкетирования курсантов на предмет отношения к изучаемым дисциплинам; заключения преподавателей о

Казанский педагогический журнал

42009

#

работе с курсантами на различных этапах обучения; отзывы группы профессионально-психологического отбора и др. Все эти параметры позволяют сформировать траектории обучения курсантов различным дисциплинам вуза.

При формировании воинских коллективов их средние потенциалы равны, однако разработка индивидуальных траекторий обучения курсантов предполагает групповую дифференциацию, для этого необходимо не только определить параметры, подлежащие фиксации, но и задать приоритет их учета. Большинство из указанных параметров субъективны, поэтому при разработке индивидуальных траекторий обучения информатике и ИТ решено было учитывать следующие показатели в порядке их приоритетности: уровень знаний по математике; уровень владения средствами ИТ; уровень общего развития. Экспертные оценки обладают наибольшей достоверностью при изучении выделенных параметров, поэтому для их регистрации был выбран анализ продуктов деятельности обучаемых в ходе образовательного процесса при участии экспертов, педагогического консилиума, что предполагает оценку результатов по единым признакам, коллективную выработку способов коррекции педагогического процесса.

При ранжировании обучаемых по отобранным экспертами показателям важно определить способ измерения информации, выбрать шкалу. Для однозначности фиксирования результатов исследования в пропедевтическом этапе была использована шкала отношений, являющаяся самой мощной.

Каждый из оцениваемых параметров был рассчитан как отношение числа правильно выполненных операций к общему числу всех существенных операций.

3. Разработка матрицы индивидуальных особенностей курсантов на основе полученных данных, содержащей полный перечень учитываемых сведений, значимых для обучения предмету.

После отбора и определения экспертами приоритета параметров, подлежащих регистрации, формируется база данных и матрица индивидуальных особенностей курсантов для дальнейшей разработки индивидуальных траекторий развития обучаемых.

Под матрицей индивидуальных особенностей курсантов взвода понимается таблица, содержащая в качестве г-й строки данные, подлежащие фиксации, характеризующие г-го обучаемого, в качестве /-го столбца — данные, соответствующие /-му изучаемому показателю.

Разрешающая способность Е матрицы индивидуальных особенностей — величина, равная общему числу всех комбинаций, характеризующих обучаемых по выделенным показателям, отражает изучаемые п признаков, подсчитываемых по единой балльной шкале от 0 до т, определяется числом комбинаций вида х1; х2, ..., хп, вычисляется по формуле Я = тп. Балльные оценки испытуемых по различным показателям связаны ограничениями вида Х1> Х2 > ... > Хп. Показатель Х\ является главным и учитывается в первую очередь; при равенстве главных показателей, во вторую очередь учитывается Х2 и т.д.

#

По разрешающей способности создается матрица, содержащая все возможные комбинации оценок с учетом их приоритетности, что позволяет распределять обучаемых по группам. К одной группе будут отнесены обучаемые, имеющие одинаковые комбинации оценок.

4. Разработка базы данных с использованием матрицы индивидуальных особенностей курсантов и полученных сведений для осуществления сбора, накопления и хранения информации, оказывающей доминирующее влияние на обучение курсантов; ранжирование курсантов по показателям, в порядке их приоритетности, для лич-ностно ориентированного обучения.

Все выбранные сведения об обучаемых заносят в базу данных, система управления базой данных на основе запросов позволяет производить ранжирование курсантов, формировать однородные по учитываемым показателям группы для обучения учебной дисциплине. Для формирования групп при обучении информатике и ИТ из всех сведений, хранящихся в базе данных, были выбраны наиболее значимые, для них задан приоритет, сформированы требования для групп. Согласно Приказу Министерства общего и профессионального образования РФ от 26.12.96 №537 определены оценочные промежутки шкалы отношений [0; 0.3], (0.3; 0.5], (0.5; 0.8], (0.8; 1], ставшие основой для распределения по группам.

Если взвод однородный по анализируемым параметрам, то на занятиях по информатике взвод делят произвольным образом на две подгруппы по 14—15 человек, но такое встреча-

ется редко. В большинстве случаев, несмотря на предварительный отбор и стремление командования сформировать равноценные воинские коллективы, различия в начальных знаниях по информатике и другим дисциплинам значительно разнятся.

При обучении информатике и ИТ выделяются следующие основные группы: первая — курсанты с высокой математической подготовкой (от 0.8 до 1), хорошими знаниями и умениями в области информационных и коммуникационных технологий (от 0.5 до 1), высоким уровнем общего развития (от 0.8 до 1); вторая — курсанты с высокой математической подготовкой (от 0.8 до 1), но недостаточными базовыми знаниями в области информатики и владением ИКТ (от 0.3 до 0.5), высоким или средним уровнем общего развития (от 0.5 до 1); третья — курсанты со слабой математической подготовкой (от 0 до 0.5), но хорошей базовой подготовкой по информатике (от 0.5 до 1), средним или ниже среднего уровнем общего развития (от 0 до 0.5); четвертая — курсанты со слабой математической подготовкой (от 0 до 0.3) и низким уровнем владения информационными и коммуникационными технологиями (от 0 до 0.3), средним, ниже среднего или низким уровнем общего развития (от 0 до 0.5).

Курсанты из второй группы чаще всего не имели собственного компьютера, занятия по информатике в школе носили безмашинный характер или совсем отсутствовали. Это зачастую и помешало курсантам с хорошей математической подготовкой показать высокие знания и умения в области ис-

Казанский педагогический журнал

4'2009

#

пользования ИТ. Курсанты первой и второй групп, как правило, имеют высокий уровень общего развития и могут при соответствующей дальнейшей подготовке достичь хороших результатов по информатике, участвовать в олимпиадах, конкурсах, научных кружках, поэтому цели обучения курсантов первой и второй групп близки и предполагают получение обучаемыми углубленных знаний, участие их в научно-исследовательской работе и эвристической деятельности. Курсанты этих групп могут обучаться информатике и ИТ по одной траектории для получения ими более высокого, по сравнению с базовым, уровня знаний и умений.

Курсанты из третьей группы, как правило, получили в школе хорошую подготовку по информатике с использованием компьютеров, имели компьютер дома, владеют им хорошо на уровне пользователя, иногда неплохо разбираются с программным обеспечением, но уровень их математической подготовки невысок и, как отмечают психологи, чаще всего на таком же уровне находится их интеллектуальное развитие в области других точных наук и умение мыслить логически. Поэтому, несмотря на хорошую начальную подготовку по информатике, эти курсанты чаще всего не могут на достаточном уровне эффективно использовать свои знания, это не позволяет им показывать высоких результатов.

Как правило, курсанты третьей группы за время обучения повышают свой потенциал, неплохо работают в известных со школы прикладных программах, но не добиваются высоких

результатов при изучении алгоритмизации, программирования, специальных математических инженерных, технических программ, моделирования.

Обучаемые из четвертой группы за счет низкого начального уровня владения компьютерной техникой и слабой общей подготовкой не показывают высоких результатов при изучении информатики, но при индивидуальных занятиях или занятиях в однородной группе они успешно осваивают базовый уровень дисциплины.

Использование базы данных на основе матрицы индивидуальных особенностей курсантов позволяет: дифференцировать обучаемых по выявленным знаниям, умениям, навыкам, психофизическим особенностям; ранжировать обучаемых исходя не из суммы, а комбинации набранных баллов с учетом приоритета заданных параметров; выявить соответствие сложности заданий уровню знаний отдельных групп обучаемых; формировать оптимальные траектории обучения и рассчитать индивидуальное компьютерное время, необходимое каждому обучаемому для достижения поставленных целей обучения; координировать действия педагогов различных специальностей по совершенствованию методической системы обучения информатике и ИТ в вузе. Из-за фиксированных оценочных промежутков возможны случаи распределения одного обучаемого одновременно в две группы, чтобы определить его в конкретную группу, необходимо либо изменять границы интервалов, либо производить корректировку усилиями педагогов.

#

5. Корректировка распределения курсантов по группам, далее — обучение групп по своим траекториям.

Так как при обучении информатике и ИТ предусмотрена работа только двух преподавателей, то первая и вторая группы курсантов обучаются по одной траектории, третья и четвертая — по другой. Если полученные группы слишком различны по размеру, можно либо варьировать границы оцениваемых параметров, либо составить отдельным курсантам персональные варианты обучения.

Разделение обучаемых по подгруппам позволяет дифференцировать процесс обучения за счет определения базовых знаний по информатике и математике, способностей, уровня образованности, группы профотбора; выявлять обучаемых с развитыми способностями к логико-алгоритмическому мышлению со сфор-

мированным системно-комбинаторным мышлением; повышать уровень знаний у одних обучаемых и довести его до уровня олимпиад, другим — обеспечить получение прочных знаний базового курса.

Литература:

1. Гужвенко Е.И. Информатика. Методика преподавания в ввузе. Учебно-методическое пособие.— Рязань: Воен. автомоб. ин-т, 2003.— 67 с.

2. Гужвенко Е.И. Совершенствование методической системы подготовки по информатике в технических вузах на основе координирующей модели обучения (на примере военно-инженерных специальностей, непрофильных по отношению к информатике).— Рязань: Ряз. воен. автомоб. ин-т, 2006. - 212 с.

3. Кирилова Г.И. Принципы информа-ционно-средового подхода к модернизации профессионального образования / Казанский педагогический журнал. №8.— 2008.— С. 54-60.

ВОПРОСЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ПРИ ОСВОЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СТУДЕНТАМИ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

В. М. Нигметзянова, старший преподаватель кафедры эксплуатации автомобильного транспорта ИНЭКА, г. Наб. Челны, соискатель института педагогики и психологии профессионального образования РАО, г. Казань

Ключевые слова: профессиональное образование, информационные технологии, информационное взаимодействие, обучение в сотрудничестве.

Использование информационных технологий (ИТ) в профессиональной деятельности влечет за собой внесение корректив в структуру и содержание образования, появление новых форм и методов обучения. Сегодня нужны такие методы обучения студентов, которые не только облегча-

ли бы и ускоряли передачу знаний, но и подготовили бы компетентных специалистов, умеющих оперативно осваивать и использовать информационные технологии в своей будущей профессиональной деятельности.

Как правило, в процессе профессиональной деятельности происходит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.