Научная статья на тему 'Практические вопросы использования координирующей модели обучения информатике и информационным технологиям в военном вузе'

Практические вопросы использования координирующей модели обучения информатике и информационным технологиям в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / COMPUTER SCIENCE / EDUCATIONAL PROCESS / PERSONAL FEATURES / THE INTERACTION OF THE EDUCATIONAL SPECIALISTS / EFFICIENCY OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гужвенко Елена Ивановна

Рассматриваются практические аспекты применения в учебном процессе координирующей модели обучения информатике в военных вузах, разработанной автором. Модель позволяет: учитывать личностные особенности обучаемых и групп обучаемых; повысить эффективность обучения за счет взаимодействия педагогов. Библиогр. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL ASPECTS OF THE APPLICATION OF COORDINATING MODEL OF COMPUTER SCIENCE AND INFORMATION TECHNOLOGIES TRAINING IN MILITARY HIGH SCHOOL

The practical aspects of application of coordinating model of computer science training in educational process in military high schools are considered. This model allows to take into account personal features of the students and the groups of trainees; to increase efficiency of training owing to the interaction of the educational specialists.

Текст научной работы на тему «Практические вопросы использования координирующей модели обучения информатике и информационным технологиям в военном вузе»

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

УДК 37.022:007

Е. И. Гужвенко

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КООРДИНИРУЮЩЕЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Введение

Осуществление качественной подготовки будущих специалистов к их профессиональной деятельности в условиях информационного общества возможно лишь при реализации методических подходов, обеспечивающих формирование специальных знаний, умений и навыков, владение информационными технологиями в процессе решения профессиональных задач. В рамках координирующей модели обучения подготовка специалистов является достаточно эффективной и способствует формированию требуемых знаний, умений и навыков, а также использованию их в последующей работе.

Под координирующей моделью обучения понимается описание педагогического процесса, базирующегося на координации действий профессорско-преподавательского состава по совершенствованию подготовки будущих специалистов на основе разработки и применения методических подходов и дидактических приемов, позволяющих учитывать особенности обучаемых, создавать условия для развития личности и повышения эффективности обучения в вузе.

Этапы формирования координирующей модели обучения информатике в вузах Министерства обороны РФ

Реализация идей координирующей модели информационной подготовки курсантов в вузах Министерства обороны РФ базируется на хорошо построенном, дидактически обоснованном подготовительном этапе, приводящем к разработке стратегии координирующей модели обучения и дальнейшей ее реализации.

Пропедевтика координирующей модели обучения - подготовительный этап, предшествующий обучению курсантов информатике, предусматривает взаимодействие командиров и педагогов по организации эффективного обучения.

Подготовительный этап координирующей модели обучения необходим в связи с тем, что в военном вузе первоначальное формирование воинского коллектива начинается во время и после окончания вступительных экзаменов. Сначала офицеры учебного отдела совместно с командирами подразделений изучают абитуриентов по документам (характеристика из школы, оценки в аттестате и на вступительных экзаменах, заключение комиссии профессионального отбора), ими же назначается командный состав из числа поступивших (заместители командиров взводов, командиры отделений), затем создаются подразделения с одинаковыми стартовыми возможностями.

После группировки подразделений в начале учебного года начальник военного вуза докладывает о характерных особенностях данного набора курсантов (количество зачисленных курсантов, число учебных подразделений, средний балл аттестата и др.). Преподаватели, закрепленные за учебными подразделениями, используя данные группы профессиональнопсихологического отбора, изучают личности курсантов, проводят входной контроль знаний по каждой дисциплине первого семестра обучения, выявляют отношение курсантов к предмету, используя анкетирование или личную беседу.

На основании полученной информации проводится межкафедральное совещание, на котором педагоги и офицеры, работающие на первом курсе, обмениваются мнениями о данном контингенте курсантов, вырабатывают индивидуальные линии обучения отдельных курсантов и групп обучаемых.

Чаще всего в военных технических вузах в первом семестре изучаются предметы, знакомые курсантам со школы, - математика, физика, химия, информатика, иностранный язык и физическая культура. Мнения командиров подразделений и педагогов, ведущих указанные дисциплины, ложатся в основу разработки стратегии координирующей модели обучения курсантов и слушателей в вузе.

Второй этап координирующей модели обучения в военном вузе - выработка стратегии обучения на весь период учебы в вузе. Данный этап охватывает вопросы теории и практики образования, определяет цели, разрабатывает способы и формы реализации поставленных целей.

Стратегия координирующей модели обучения информатике предусматривает:

- априорное построение курса на основе расчета оптимального дидактического объема учебного материала, содержания учебной дисциплины, достаточных для достижения поставленных целей обучения [1-6];

- изучение личностных характеристик конкретного контингента обучаемых: характеристик памяти и внимания, уровня общего развития; выявление знаний, умений, навыков и отношения обучаемых к предмету [2, 5];

- выявление возможностей адаптации курса к данному контингенту обучаемых за счет практического определения средней скорости выполнения заданий, расчета индивидуального компьютерного времени, необходимого для достижения целей обучения, ранжирования обучаемых по выявленным знаниям, умениям, навыкам по предмету, вариативного использования индивидуального компьютерного времени [5];

- коррекцию содержания курса и тематических планов за счет определения допустимого дидактического объема содержания дисциплины с учетом средней скорости проработки учебного материала предыдущим контингентом обучаемых и апробации планов в группах набранных курсантов; при сравнении имеющегося общего объема заданий с допустимым информационным объемом делают вывод об их соответствии или расхождении, в случае их расхождения более чем на 10 % проводят корректировку содержания тематических планов, планов проведения отдельных занятий [1-6];

- выработку знаний, умений и навыков по предмету, организацию процесса повторения получаемых сведений таким образом, чтобы они лучше сохранялись в памяти обучаемых, помимо текущего, промежуточного, итогового контролей необходимо проводить и отсроченный контроль

- проверка знаний через определенное время после изучения дисциплины [2, 5-7];

- межкафедральную координацию действий педагогов по формированию знаний по информатике военного специалиста и, при необходимости, новую коррекцию содержания курса, тематических планов, занятий и отдельных заданий.

Успешная реализация стратегии обучения информатике в координирующей модели обучения возможна при создании и использовании сбалансированного комплекта заданий по дисциплине [1, 5] и правильной организации процесса усвоения знаний [2, 5-7].

Заключение

В координирующей модели обучения важным является выявление и учет личностных параметров каждого обучаемого, интеллектуальных особенностей отдельных групп обучаемых, взаимодействие командиров и педагогов различных специальностей по формированию знаний, умений и навыков обучаемых, определение допустимого дидактического объема содержания дисциплины, необходимого для достижения целей обучения, правильная организация процесса повторения. В зависимости от выявленных параметров групп обучаемых строится оптимальная для данного контингента модель обучения и контроля знаний.

Кроме того, координирующая модель обучения позволяет учесть, что пиковые нагрузки на мозг курсантов в период сессии и при выполнении итоговых заданий не могут обеспечить прочных знаний, если не было постоянного обращения к материалу, поэтому необходима возможность таким образом организовать процесс обучения и повторения материала курсантами, чтобы это способствовало наилучшему сохранению знаний.

Эффективность обучения повышается за счет следующих факторов:

- учет личностных особенностей курсантов и слушателей и формирование, исходя из этого, учебных планов;

- учет особенностей обучения в военном вузе;

- изменение структуры лекционных, практических, лабораторных и самостоятельных занятий, базирующейся на принципе модульного изучения дисциплины;

- проведение лекционных, практических, лабораторных и самостоятельных занятий по изучаемой теме во временном интервале, укладывающемся на «кривую усвоения»;

- повторение курсантами и слушателями материала по времени, укладывающемуся на «кривую усвоения»;

- усиление роли самостоятельной проработки курсантами изучаемого материала, включая элементы опережающего обучения;

- оптимальный контроль за качеством усвоения знаний.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Гужвенко Е. И. Методические подходы к созданию и использованию сбалансированного комплекта заданий: Сб. науч. тр. - Рязань: РРТА, 2006. - С. 20-21.

2. Гужвенко Е. И. Общие организационно-методические рекомендации построения системы обучения информатике: Информ. бюл. по распространению передового педагогического опыта кафедры математического обеспечения процессов автотехнического обеспечения. - Рязань: Ряз. воен. автомоб. ин-т, 2005. - 56 с.

3. Гужвенко Е. И. Построение содержания курса информатики в координирующей модели обучения // Информатика и образование. - 2005. - № 5. - С. 39-40.

4. Гужвенко Е. И. Принципы формирования планов и тематических планов изучения информатики в координирующей модели обучения / Ин-т информатизации образования Рос. академии образования // Учен. зап. - 2005. - Вып. 16. - С. 96-98.

5. Гужвенко Е. И. Совершенствование методической системы подготовки по информатике в технических вузах на основе координирующей модели обучения (на примере военно-инженерных специальностей, непрофильных по отношению к информатике). - Рязань: Ряз. воен. автомоб. ин-т, 2006. - 212 с.

6. Гужвенко Е. И. Технология априорного расчета оптимального объема учебного материала по информатике / Ин-т информатизации образования Рос. академии образования // Учен. зап. - 2005. -Вып. 17. - С. 110-115.

7. Гужвенко Е. И. Организация и проведение самостоятельной работы курсантов: Учеб.-метод. пособие. -Рязань: Ряз. воен. автомоб. ин-т, 2005. - 75 с.

Статья поступила в редакцию 16.04.2008

PRACTICAL ASPECTS OF THE APPLICATION OF COORDINATING MODEL OF COMPUTER SCIENCE AND INFORMATION TECHNOLOGIES TRAINING IN MILITARY HIGH SCHOOL

Е. I. Guzhvenko

The practical aspects of application of coordinating model of computer science training in educational process in military high schools are considered. This model allows to take into account personal features of the students and the groups of trainees; to increase efficiency of training owing to the interaction of the educational specialists.

Key words: computer science, educational process, personal features, the interaction of the educational specialists, efficiency of training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.