Научная статья на тему 'ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ - В ПОМОЩЬ НАЧИНАЮЩЕМУ ВРАЧУ-ПЕДИАТРУ'

ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ - В ПОМОЩЬ НАЧИНАЮЩЕМУ ВРАЧУ-ПЕДИАТРУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
376
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОПЕДЕВТИКА / ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ / СЕМИОТИКА / АНАТОМО ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА / ДИЕТЕТИКА / ДЕОНТОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лагно Ольга Васильевна, Завьялова Анна Никитична

Важнейшими условиями успешной педиатрической практики являются точная диагностика имеющихся заболеваний и грамотная профилактика возможных патологических состояний и заболеваний в детском возрасте. Установление врачебного диагноза начинается с изучения симптомов заболевания, которые часто бывают многозначными и встречаются при различных болезнях. В связи с этим начинающему врачу очень важно, исходя из ведущего симптома, отобрать те заболевания, для которых он наиболее характерен, затем в совокупности с другими признаками установить сначала синдром поражения, а затем уже диагноз заболевания. Изучение вопросов семиотики детских болезней начинается в рамках курса пропедевтики детских болезней. Существует множество руководств по педиатрии, которые систематизируют детские болезни по их локализации, этиологии, во многих из них представлен дифференциально диагностический поиск того или иного заболевания, план терапевтических мероприятий и схемы лечения. Несмотря на это педиатру, особенно начинающему свою профессиональную деятельность, необходимы знания, практические умения и навыки, которые изучаются и отрабатываются также на занятиях по пропедевтике детских болезней. Особого внимания педиатров требуют знания анатомо физиологических особенностей органов и систем растущего организма, чтобы правильно интерпретировать клинические и параклинические данные объективного обследования пациента. Вопросы детской диететики начинают преподавать будущим педиатрам при изучении таких дисциплин, как «Пропедевтика детских болезней» и «Основы формирования здоровья детей», о чем в историческом аспекте изложено в настоящей статье. И так же, как ни одна клиническая дисциплина не обходится без базовых знаний норм этики и деонтологии, так и для пропедевтики детских болезней и педиатрии актуальны данные вопросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лагно Ольга Васильевна, Завьялова Анна Никитична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROPEDEUTIC KNOWLEDGE - TO HELP THE BEGINNING PEDIATRICIAN

The most important conditions of successful pediatric practices are accurate diagnosis of diseases and the competent prevention of possible pathological conditions and diseases in childhood. The establishment of medical diagnosis begins with a study of the symptoms, which are often multi valued and found in various diseases. Therefore, a novice doctor very important, starting from the leading symptom select those diseases for which it is most typical, is then combined with the other features set first lesion syndrome, and then a diagnosis of the disease. Study questions of semiotics childhood diseases begin in the course of propaedeutics of children’s diseases. There are many guidelines for pediatricians who systematize their children’s disease localization, etiology, many of them represented by differential diagnostic search of a disease, a plan of therapeutic interventions and treatment regimens. In spite of this pediatrician, especially began his professional activity, it is necessary knowledge, practical skills, which are taught and practiced also in the classroom for propaedeutics of children’s diseases. Special attention pediatricians require knowledge of anatomical and physiological features of organs and systems of the growing organism, in order to properly interpret the clinical and paraclinical data of objective examination of the patient. Questions Pediatric Dietetics begin to teach future pediatricians in the study of such subjects as “Propedeutics of Childhood Illness” and “Fundamentals of the formation of children’s health, about the historical aspect described in this article. And just as no clinical discipline is complete without a basic knowledge of the rules of ethics and deontology, and for the propaedeutics of children’s diseases and pediatrics relevant these issues.

Текст научной работы на тему «ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ - В ПОМОЩЬ НАЧИНАЮЩЕМУ ВРАЧУ-ПЕДИАТРУ»

MEDICAL EDUCATION

МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 616-053.2-07(091)+613.2+611.01+57.085+613.95+614.253

ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ - В ПОМОЩЬ НАЧИНАЮЩЕМУ ВРАЧУ-ПЕДИАТРУ

© Ольга Васильевна Лагно, Анна Никитична Завьялова

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет. 194100, Санкт-Петербург,

Литовская ул., 2

Контактная информация: Ольга Васильевна Лагно — к.м.н., доцент кафедры пропедевтики детских болезней

с курсом общего ухода за детьми. E-mail: olga1526@yandex.ru

РЕЗЮМЕ: Важнейшими условиями успешной педиатрической практики являются точная диагностика имеющихся заболеваний и грамотная профилактика возможных патологических состояний и заболеваний в детском возрасте. Установление врачебного диагноза начинается с изучения симптомов заболевания, которые часто бывают многозначными и встречаются при различных болезнях. В связи с этим начинающему врачу очень важно, исходя из ведущего симптома, отобрать те заболевания, для которых он наиболее характерен, затем в совокупности с другими признаками установить сначала синдром поражения, а затем уже диагноз заболевания. Изучение вопросов семиотики детских болезней начинается в рамках курса пропедевтики детских болезней. Существует множество руководств по педиатрии, которые систематизируют детские болезни по их локализации, этиологии, во многих из них представлен дифференциально-диагностический поиск того или иного заболевания, план терапевтических мероприятий и схемы лечения. Несмотря на это педиатру, особенно начинающему свою профессиональную деятельность, необходимы знания, практические умения и навыки, которые изучаются и отрабатываются также на занятиях по пропедевтике детских болезней. Особого внимания педиатров требуют знания анатомо-физиологических особенностей органов и систем растущего организма, чтобы правильно интерпретировать клинические и параклинические данные объективного обследования пациента. Вопросы детской диететики начинают преподавать будущим педиатрам при изучении таких дисциплин, как «Пропедевтика детских болезней» и «Основы формирования здоровья детей», о чем в историческом аспекте изложено в настоящей статье. И так же, как ни одна клиническая дисциплина не обходится без базовых знаний норм этики и деонтологии, так и для пропедевтики детских болезней и педиатрии актуальны данные вопросы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: пропедевтика; детские болезни; семиотика; анатомо-физиологические особенности детского организма; диететика; деонтология.

PROPEDEUTIC KNOWLEDGE - TO HELP THE BEGINNING PEDIATRICIAN

© Olga V. Lagno, Anna N. Zavyalova

Saint-Petersburg State Pediatric Medical University, 194100, Saint-Рetersburg, Litovskaya str., 2

Contact information: Olga V. Lagno — Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of

Propedeutics of Childhood Diseases with a course of general childcare. E-mail: olga1526@yandex.ru

ABSTRACT: The most important conditions of successful pediatric practices are accurate diagnosis of diseases and the competent prevention of possible pathological conditions and diseases in childhood. The establishment of medical diagnosis begins with a study of the symptoms, which are often multivalued and found in various diseases. Therefore, a novice doctor very important, starting from the leading symptom select those diseases for which it is most typical, is then combined with the other features set first lesion syndrome, and then a diagnosis of the disease. Study questions of semiotics childhood diseases begin in the course of propaedeutics of children's diseases. There are many guidelines for pediatricians who systematize their children's disease localization, etiology, many of them represented by differential diagnostic search of a disease, a plan of therapeutic interventions and treatment regimens. In spite of this pediatrician, especially began his professional activity, it is necessary knowledge, practical skills, which are taught and practiced also in the classroom for propaedeutics of children's diseases. Special attention pediatricians require knowledge of anatomical and physiological features of organs and systems of the growing organism, in order to properly interpret the clinical and paraclinical data of objective examination of the patient. Questions Pediatric Dietetics begin to teach future pediatricians in the study of such subjects as "Propedeutics of Childhood Illness" and "Fundamentals of the formation of children's health, about the historical aspect described in this article. And just as no clinical discipline is complete without a basic knowledge of the rules of ethics and deontology, and for the propaedeutics of children's diseases and pediatrics relevant these issues.

KEY WORDS: propedeutics; children's diseases; semiotics; anatomical and physiological features of the children's organism; dietetics; deontology.

ВВЕДЕНИЕ

Современная педиатрия ставит новые акценты. Максимально ранняя диагностика через внедрение в практику скрининг-тестов способствует первичной профилактике и лечению ребенка. Благодаря развитию генетики и биохимии стала возможна ранняя диагностика ряда наследственных заболеваний. В то же время технизация в педиатрии привела к тому, что многие врачи в процессе ранней диагностики стали отдавать предпочтение лабораторным и инструментальным методам исследования, а не клиническому наблюдению и объективному исследованию. Данная ситуация приводит к снижению роли и уровня клинического мышления педиатра. Современное клиническое мышление врача-педиатра предполагает не только знание всевозможных диагностических алгоритмов и протоколов, разработанных на основе принципов доказательной медицины, но и понимание анатомо-физиологических особенностей детского организма, его индивидуальности, с учетом данных его анамнеза, что также важно для правильного подхода к применению тех или иных методов исследования ребенка и оценки результатов обследования как у здоровых, так и у больных детей.

ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

Точность диагностики заболевания в детском возрасте во многом зависит от умелого и

всестороннего обследования ребенка. Структура диагностического процесса состоит из анализа признаков заболевания, данных анамнеза заболевания и анамнеза жизни, объективного обследования ребенка, целенаправленного лабораторного, инструментального и других специальных видов обследования [37]. Анамнестические сведения можно получить: от самого ребенка как его субъективные ощущения, от родителей ребенка как их субъективные ощущения или объективные наблюдения от врача, ранее наблюдавшего и лечившего ребенка.

Объем и содержание вопросов при сборе анамнеза, диагностические приемы при объективном обследовании будут различны в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка. Развитие у ребенка тяжелого состояния требует немедленного обследования, установления, как правило, синдромального диагноза и назначения неотложных лечебных мероприятий. В неургентных ситуациях врач может позволить себе более спокойное и продолжительное изучение каждого случая заболевания.

Классическая пропедевтическая схема объективного обследования ребенка складывается из наблюдения за ним, общего осмотра и физи-кального обследования по системам. Только после изучения всех систем возможен переход к одномоментному полному объективному обследованию ребенка и оценке состояния его здоровья [2, 7].

Одним из важнейших этапов объективного обследования ребенка является оценка его физического развития, которая в идеале должна

включать оценку соматометрических, сомато-скопических данных и степени развития функциональных (физиометрических) показателей организма, например, физической подготовленности. Пропедевтические знания помогают разобраться в основных методах оценки антропометрических показателей [4, 10, 31, 39]. Оценка антропометрических показателей сводится к сравнению данных, полученных у конкретного ребенка со средневозрастными данными, которые могут быть получены с использованием ряда методов. На современном этапе начинающий врач должен уметь оценивать показатели физического развития с помощью программ, разработанных ВОЗ. Проведенное ВОЗ многоцентровое исследование показало, что если удовлетворяются потребности детей в питании, медико-санитарной помощи и уходе, то модели физического развития детей везде одинаковы, то есть нормы применимы в любом регионе мира [26, 40]. Следует отметить, что контроль роста и развития ребенка — один из основных разделов профилактической работы врача-педиатра. Динамическое наблюдение за физическим развитием ребенка целесообразно проводить в установленные декретированные сроки. Также в декретированные сроки оценивается психомоторное развитие. Оценка нервно-психического развития ребенка проводится по показателям развития, наиболее важным для определенного возраста [17]. Так, на первом году жизни оцениваются зрительно-ориентировочные реакции, слуховые ориентировочные реакции, эмоции, движения общие, движения руки и действия с предметами, подготовительные этапы активной речи, понимание речи. На втором году — сенсорное развитие, движения, игра и действия с предметами, активная речь и понимание речи. На третьем году — сенсорное развитие, движения, игра и действия с предметами, активная речь, навыки. В возрасте 4-10 лет уже оцениваются не только речь, но и мышление, моторное развитие, внимание и память, социальные контакты. У детей и подростков 10-18 лет при оценке нервно-психического развития обращают внимание на состояние эмоционально-вегетативной и психомоторной сфер, интеллектуальное развитие.

ЗНАЧИМОСТЬ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Учитывая возрастные морфологические и функциональные особенности кожи и подкожной клетчатки в разные возрастные периоды,

особенно у новорожденных и детей первого года жизни, начинающему врачу-педиатру необходимо овладеть определенными навыками для интерпретации результатов проводимого физикального обследования ребенка [18]. Констатация высыпаний на коже, их оценка применительно к вероятности инфекционного происхождения особенно важны, так как определяют риск возникновения вспышек детских инфекций, и нередко кожные высыпания приходится дифференцировать от аллергических заболеваний кожи у детей [7]. В связи с тем, что особенности детского организма сопряжены с процессом роста, большое внимание уделяется оценке состояния костно-мышечной системы у детей [19]. При патологии костно-суставной системы дети и/или их родители предъявляют жалобы на боли в костях, суставах, отечность суставов, ограничение подвижности. В каждом конкретном случае необходимо уточнить состояние здоровья ребенка накануне настоящего заболевания, возможную связь с травмой или инфекцией. Большое значение имеет семейно-наследствен-ная отягощенность [2]. Педиатру необходимо помнить, что развитие мышц и моторики у детей идет неравномерно и связано с особенностями нейроэндокринной регуляции [7]. Большой раздел в дисциплине «Пропедевтика детских болезней» посвящен анатомо-физиологическим особенностям и семиотике поражений дыхательной системы у детей [2, 7, 20]. Это очень важно, так как патология дыхательной системы занимает ведущее место среди болезней детского возраста.

На практике комплексная оценка состояния сердечно-сосудистой системы детей на основании данных анамнеза, жалоб, объективного обследования и дополнительных методов обследования является достаточно сложной задачей даже для опытного врача-педиатра, а не только для начинающего специалиста в области педиатрии. Во-первых, это связано с возможной врожденной патологией сердечно-сосудистой системы. Во-вторых, обусловлено возрастными особенностями сердечно-сосудистой системы у детей, предрасполагающими к формированию пограничных состояний и патологии. И в-третьих, это большое количество нормативных половозрастных показателей для оценки функции сердечно-сосудистой системы, в том числе при проведении функционального исследования сердечно-сосудистой системы в педиатрической практике (проба Н.А. Шалкова, электрокардиография (ЭКГ), фонокардиография (ФКГ), эхокардиография, измерение АД и допплеров-ское мониторирование) [21, 37].

Система органов пищеварения у детей отличается рядом анатомических и физиологических особенностей, которые обусловливают несовершенство ее основных функций. Особенно это необходимо учитывать в период новоро-жденности и в грудном периоде детства, когда в связи с нарушением рационального вскармливания ребенка или проблемами, вызванными перинатальным поражением центральной нервной системы, возникают функциональные нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта ребенка [13]. Функциональное созревание пищеварительной системы продолжается активно до 7 лет. Возрастные особенности центральной и вегетативной нервной систем предопределяют такую клиническую особенность болевого абдоминального синдрома у детей дошкольного и раннего школьного возраста, как наиболее частая локализация боли в области пупка при разных заболеваниях [37]. Об этой особенности знают педиатры, хорошо освоившие курс обучения педиатрии, начиная с пропедевтики детских болезней. Анатомо-физиологические особенности других систем, таких как мочевы-делительная, эндокринная, кроветворная также влияют на течение патологии соответствующих систем в разные возрастные периоды [7, 8, 11, 37].

МЕСТО ПРОПЕДЕВТИКИ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА-ПЕДИАТРА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Для отработки навыков физикального обследования и последующей грамотной записи в медицинской документации результатов данного обследования студентам при прохождении дисциплины «Пропедевтика детских болезней» предлагается ведение рабочей тетради, где уже обозначена схема осмотра по различным органам и системам [32]. Начинающему врачу также очень полезно будет воспользоваться вышеуказанным методическим пособием. Применение учебных видеофильмов по методике непосредственного обследования здорового и больного ребенка в обучающем процессе как на занятиях по пропедевтике детских болезней, так и при самостоятельной подготовке учащихся педиатрического факультета ФГБОУ ВО СПбГПМУ, показало свою эффективность [5]. В дальнейшем при обучении врача-педиатра возвращение к четкой отработке методики физикального обследования ребенка и оценке его физического развития, которое начиналось на занятиях по пропедевтике детских болезней, проходит в период подготов-

ки к первичной аккредитации специалиста [9, 12, 24].

Важным этапом диагностического поиска является умение врача выделить основные ведущие симптомы, выявить доказательные и различные признаки, позволяющие создать единую картину заболевания. Несмотря на то что ребенок, как правило, еще не имеет «букета заболеваний», как взрослый, тем не менее патологические процессы нередко распространяются на несколько органов или проявляются в виде общих симптомов (лихорадка, боль без четкой локализации, отсутствие аппетита). На этом этапе перед врачом возникают сложные вопросы дифференциально-диагностического поиска. Глубокие знания пропедевтики детских болезней помогают в решении и этой задачи [1, 7, 35].

Правильно назначенные пациенту лабораторные и инструментальные методы исследования и профессионально выполненные исследования имеют очень важное значение для врача, значительно дополняя и расширяя те сведения, которые он может получить, проводя физикаль-ное обследование [8, 22, 37]. Если врач назначит ненужные обследования, это может затруднить диагностику, направив диагностический поиск в клинически незначимое русло, а также будет финансовым бременем для пациента и страховой компании, что необходимо учитывать в современных экономических условиях. Оптимальному подходу к выбору диагностических мероприятий путем назначения лабораторных (клинических, гормональных и пр.) или инструментальных (функциональных и визуализирующих) методов обследования будущие врачи-педиатры учатся на протяжении всех 6 лет обучения в вузе, но первый методологический подход к грамотному назначению дополнительных методов объективного обследования пациентов студенты педиатрических факультетов получают как раз на занятиях по пропедевтике детских болезней [8, 11].

ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАК КОММУНИКАТИВНАЯ ОСНОВА ПРОПЕДЕВТИКИ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ

Любые успехи научной педиатрии оказываются бессильными перед глобальной проблемой сохранения жизни и здоровья детей, если внедрение этих достижений не поддерживается общественными и правительственными институтами, а главное — семьями и самими родителями [25, 38]. Успешное проведение непосредственного обследования ре-

бенка невозможно, если врач-педиатр не сумеет найти контакта с ребенком и его родителями (законными представителями). Обследование всегда начинается с расспроса. Для педиатра расспрос приобретает особое значение, поскольку за это время необходимо не только получить максимально полные сведения о больном ребенке, но и наладить доверительные отношения между врачом и семьей ребенка, что в дальнейшем поможет обеспечить хорошую приверженность пациента к лечению. Кроме того, атмосфера взаимопонимания и откровенности имеет и психотерапевтический эффект [2, 28]. Подготовке к беседе с ребенком и его родителями уделяется большое внимание на многих клинических кафедрах, в том числе традиционно на кафедре пропедевтики детских болезней с курсом общего ухода за детьми ФГБОУ ВО СПбГПМУ [7, 14, 15, 29, 33].

Современный врач-педиатр должен быть осведомлен о международных и российских документах, регламентирующих этические и правовые нормы деятельности педиатра, таких как Женевская декларация Всемирной медицинской ассоциации, Международный кодекс медицинской этики, Конвенция о правах ребенка ЮНИСЕФ и «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», особенно имеющих отношение к педиатрии положений статей 22, 23, 24, 31, 32, 33, 43 Федерального закона (необходимо указать номер и дату закона, желательно название) [37]. Ведь пропедевтика детских болезней — это одна из первых клинических дисциплин из всех имеющих отношение к педиатрии, на которой студенту придется практически взаимодействовать с реальным, а не виртуальным пациентом и членами его семьи. И от того, какой опыт учащийся медицинского вуза вынесет из этого общения, будет во многом зависеть его дальнейшая медицинская практика. Неоспоримо большую роль имеет грамотный методический подход к преподаванию педиатрических дисциплин [30].

ВОПРОСЫ ДИЕТЕТИКИ, ИЗУЧАЕМЫЕ В РАМКАХ ПРОПЕДЕВТИКИ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ

Рациональное питание детей обеспечивает гармоничное физическое и психологическое развитие, адекватную иммунологическую защиту, что в значительной степени определяет благополучие организма в течение всей последующей жизни. Ребенок первого года жизни испытывает особую потребность в полноценном пищевом рационе в связи с интенсивным

ростом и психомоторным развитием, формированием всех органов и систем [8]. Следует подчеркнуть, что влияние питания на здоровье человека начинается еще с первых моментов зарождения жизни. В связи с этим огромное значение имеет питание беременной женщины [34]. О важности детской диететики писал в предисловии к своему научному труду «Педи-ятрика» (1847), являющимся, как известно, первым отечественным руководством по детским болезням, основоположник российской школы педиатрии Степан Фомич Хотовицкий: «..по испытанной при лечении болезней детских пользе диэтического содержания, выделенной из физиологических особенностей детского организма, наконец, по чрезвычайной важности этих особенностей его для диагностики педиатрической, необходимо требовалось более обстоятельное изложение и физиолого-ди-этической части педиятрики...». С.Ф. Хото-вицкий неустанно требовал постоянно обращать внимание на надлежащий осмотр и диетическое содержание, «доставляющее детям существенную помощь» (§ 93, с. 102) [36]. В Советском Союзе большое значение в подготовке врачей-педиатров послужил справочник по детской диететике под редакцией И.М. Воронцова, А.В. Мазурина [6]. В написании этой книги в свое время приняли участие сотрудники ведущих педиатрических клиник Москвы и Ленинграда. Профессор И.М. Воронцов возглавлял в это время кафедру пропедевтики детских болезней Ленинградского педиатрического медицинского института, став преемником академика АМН СССР А.Ф. Тура. Многим педиатрам известны такие монографии А.Ф. Тура, как «Справочник по диететике раннего детского возраста» (1935), «Пропедевтика детского возраста» (1940). Кафедра пропедевтики детских болезней с курсом общего ухода за детьми и в XXI веке сохраняет свои традиции. Сотрудники кафедры приняли участие в написании многих современных руководств и монографий по питанию детей [3, 16, 23]. В настоящее время преподавание студентам рационального питания детей первого года жизни проводится с учетом Национальной программы оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации; за последние 10 лет вышло 4-е издание данного документа, переработанное и дополненное [27]. В программе обучения студентов 36 академических часов занимают вопросы питания детей. Наибольшее время уделяется питанию детей первого года жизни, находящихся на естественном вскармливании до и после введения прикорма,

в том числе обсуждается биологическая роль женского молока. На практических и лекционных занятиях подробно рассматриваются различные аспекты искусственного вскармливания, будущие педиатры получают современные представления о молочных формулах как заменителях женского молока, обсуждается научное обоснование введения прикорма, освещаются программы поддержки грудного вскармливания в России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рост, формирование и развитие человека протекает наиболее интенсивно в детском возрасте. В то же время организм ребенка в любом возрасте относительно совершенен со свойственными ему морфологическими и функциональными особенностями. Эти особенности необходимо учитывать для организации лечебно-профилактической работы с детьми, так как для каждого возраста они специфичны и меняются по мере роста ребенка.

В педиатрии в последние годы все чаще встает вопрос коморбидности заболеваний и патологических состояний, в связи с чем врачам-педиатрам необходимо уметь интегратив-но оценивать состояние органов и систем ребенка. Основы данного подхода имеют место в пропедевтике детских болезней.

Большую актуальность сохраняют вопросы питания детей, особенно грудного и раннего возраста, а наиболее подробно эти вопросы с теоретической и практической точки зрения разбираются при освоении таких дисциплин, как «Пропедевтика детских болезней» и «Основы формирования здоровья детей».

Соблюдение деонтологических норм и правил в работе педиатра в современных реалиях жизни приобретает все большую не только этическую, терапевтическую, но и юридическую значимость.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аванесян Р.И., Авдеева Т.Г., Алексеева Е.И. и др. Педиатрия. Национальное руководство. В 2-х томах. М.; 2009: 1.

2. Алешина Е.И., Воронович Н.Н., Пуринь В.И., Пучко-ва А.Я., Хомич М.М., Эрман М.В. Непосредственное обследование ребенка. Учебное пособие. Под. ред. проф. В.В. Юрьева. СПб.: Питер; 2011.

3. Богданова Н.М., Булатова Е.М. Питание детей. В книге: Справочник участкового педиатра. СПб.; 2010: 59-80.

4. Булатова Е.М., Лагно О.В., Шабалов А.М., Несте-ренко З.В., Маталыгина О.А., Трухманов М.С., Бог-

данова Н.М., Шестакова М.Д., Балашов А.Л., Бой-цова Е.В. Учебно-методическое пособие по оценке физического развития детей. Учебно-методическое пособие для студентов 3 курса педиатрического факультета. СПб.; 2019.

5. Булатова Е.М., Шабалов А.М., Пучкова А.Я., Алешина Е.И., Новикова В.П., Власова Т.М., Воронович Н.Н., Цех О.М. Использование учебных видеофильмов по методике непосредственного обследования здорового и больного ребенка как одной из форм самостоятельной работы студентов СПБГПМУ В сборнике: Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения. Материалы V Российского форума с международным участием. Научные редакторы: Е.М. Булатова, О.А. Маталыгина. 2013: 34-7.

6. Воронцов И.М. ред., Мазурин А.В. ред. Справочник по детской диететике. 2 изд. перераб. и доп. Ленинград: Медицина; 1980.

7. Воронцов И.М., Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней. 3-е изд. доп. и перераб. СПб.: Издательство Фолиант; 2009.

8. Геппе Н.А., Подчерняева Н.С. ред. Пропедевтика детских болезней: учебник для студентов медицинских вузов. М.: ГЕОТАР-Медиа; 2008.

9. Гостимский А.В., Лисовский О.В., Прудникова М.Д., Погорельчук В.В., Завьялова А.Н., Карпатский И.В. Опыт проведения аккредитации выпускников ФГБОУ ВО Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета по специальности «Педиатрия». Виртуальные технологии в медицине. 2017; 2(18): 47.

10. Грицинская В.Л., Новикова В.П. Физическое развитие детей Санкт-Петербурга: к дискуссии о методах оценки. Педиатр. 2019; 10(2): 33-6. ООТ: 10.17816/ РЕЭ10233-36

11. Гуркина Е.Ю., Леонова И.А., Алешина Е.И. Пропедевтика детских болезней. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по специальности 060103.65 «Педиатрия» по дисциплине «Пропедевтика детских болезней». Под ред. В В. Юрьева, М.М. Хомича. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2012.

12. Жугель И.М., Чуйнышена С.А., Лузанова О.А., Завьялова А.Н. Симуляционные технологии в помощь студенту и преподавателю: отработка навыка оценки физического развития и статуса питания детей и подростков, работы с историей болезни. В сборнике: Современная медицина: новые подходы и актуальные исследования. Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 30-летнему юбилею Медицинского института ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет». 2020: 624-7.

13. Иванов Д.О., Богданова Н.М., Алешина Е.И., Бель-мер С.В., Бехтерева М.К., Бойцова Е.А., Воронцова Л.В., Гасилина Т.В., Горячева Л.Г., Грицюк Ю.Н.,

Гурова М.М., Замятина Ю.Е., Косенкова Т.В., Кузьмина Д.А., Леонова И.А., Луппова Н.Е., Новикова В.П., Островская И.М., Петренко Ю.В., Петрова Н.А. и др. Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта у новорожденных. Неонатальная гастроэнтерология. СПб.; 2020: 75-93.

14. Иванова О.Н. Предмет «Введение в специальность» в подготовке врача-педиатра. Успехи современной науки и образования. 2017; 6(2): 131-2.

15. Маталыгина О.А., Булатова Е.М. Основы педиатрии и гигиены. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер; 2015.

16. Маталыгина О.А., Луппова Н.Е. Всё о питании детей дошкольного возраста. СПб.: Фолио-Пресс; 2009.

17. Нестеренко З.В., Бойцова Е.В., Маталыгина О.А., Трухманов М.С., Шабалов А.М., Шестакова М.Д., Лагно О.В., Богданова Н.М., Балашов А.Л. Особенности формирования здоровья детей и подростков. Физическое, половое и психомоторное развитие. Учебно-методическое пособие по дисциплине «педиатрия» для студентов по специальности «стоматология», «биофизика», «медико-профилактическое дело». Сер. Библиотека педиатрического университета. СПб.; 2019.

18. Нестеренко З.В., Бойцова Е.В., Маталыгина О.А., Трухманов М.С., Шабалов А.М., Шестакова М.Д., Лагно О.В., Богданова Н.М., Балашов А.Л. Анато-мо-физиологические особенности, методы обследования, семиотика и синдромы поражения кожи, подкожно-жировой клетчатки и лимфатической системы у детей. Учебно-методические рекомендации для студентов 3 курса педиатрического факультета. Сер. Библиотека педиатрического университета. СПб.; 2019.

19. Нестеренко З.В., Бойцова Е.В., Маталыгина О.А., Трухманов М.С., Шабалов А.М., Шестакова М.Д., Лагно О.В., Богданова Н.М., Балашов А.Л. Анато-мо-физиологические особенности, методы обследования, семиотика и синдромы поражения костно-мы-шечной системы у детей. Учебно-методические рекомендации для студентов 3 курса педиатрического факультета. Сер. Библиотека педиатрического университета. СПб.; 2019.

20. Нестеренко З.В., Бойцова Е.В., Маталыгина О.А., Трухманов М.С., Шабалов А.М., Шестакова М.Д., Лагно О.В., Богданова Н.М., Балашов А.Л. Анато-мо-физиологические особенности, методы обследования, семиотика и синдромы поражения дыхательной системы у детей. Учебно-методические рекомендации для студентов 3 курса педиатрического факультета. Сер. Библиотека педиатрического университета. СПб.; 2019.

21. Нестеренко З.В., Бойцова Е.В., Маталыгина О.А., Трухманов М.С., Шабалов А.М., Шестакова М.Д., Лагно О.В., Богданова Н.М., Балашов А.Л. Анато-мо-физиологические особенности и методика об-

следования сердечно-сосудистой системы у детей. Семиотика и синдромы поражения. клинические и функциональные методы исследования. Учебно-методические рекомендации для студентов 3 курса педиатрического факультета, по дисциплине «Педиатрия» для специальностей «Стоматология», «Биофизика», «Медико-профилактическое дело». Сер. Библиотека педиатрического университета. СПб.; 2019.

22. Нестеренко З.В., Бойцова Е.В., Маталыгина О.А., Шабалов А.М., Шестакова М.Д., Лагно О.В., Балашов А.Л. Дневник производственной практики «Помощник процедурной медицинской сестры». Для студентов 3-го курса педиатрического факультета ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России. Методические указания. Сер. Библиотека педиатрического университета. СПб.; 2017.

23. Никитина И.Л., Новикова В.П., Алешина Е.И., Гри-цинская В.Л., Комиссарова М.Ю., Воронцова Л.В., Завьялова А.Н. Питание подростков. Учебное пособие для врачей. СПб.; 2017.

24. Орел В.И., Гостимский А.В., Лисовский О.В., Прудникова М.Д., Погорельчук В.В., Ироносов В.Е., Завьялова А.Н., Карпатский И.В. Контроль практических навыков выпускников ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет в рамках аккредитации. Медицина и организация здравоохранения. 2017; 2(4): 10-8.

25. Орел В.И., Середа В.М., Ким А.В., Шарафутдино-ва Л.Л., Беженар С.И., Булдакова Т.И., Рослова З.А., Орел В.В., Гурьева Н.А. Здоровье детей Санкт-Петербурга. Педиатр. 2017; 8(1): 112-9. Э01: 10.17816/ РЕ081112-119.

26. Петеркова В.А., Кагаева Е.В., Ширяева Т.Ю. Оценка физического развития детей и подростков. Методические рекомендации. М.: ЭНЦ ФГБУ НМИЦ эндокринологии Минздрава России; 2017.

27. Программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации. Методические рекомендации. ФГАУ НМИЦ здоровья детей Минздрава России. М.: б. и.; 2019.

28. Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней. Руководство для врачей. СПб.: СОТИС; 2002.

29. Романцов М.Г., Мельникова И.Ю. Локус контроля личности врача-педиатра. Международный журнал экспериментального образования. 2013; 10-2: 317-21.

30. Симаходский А.С., Альбицкий В.Ю., Каган А.В., Леонова И.А., Котин А.Н., Никитина И.Л., Новикова В.П., Семенова Е.В., Скрипченко Н.В., Харит С.М. Методические подходы к преподаванию отдельных разделов педиатрии с целью качественной подготовки врачей педиатров. Учебное пособие. СПб.: Свое издательство; 2020.

31. Симаходский А.С., Новикова В.П., Каган А.В., Леонова И.А., Гуркина Е.Ю., Семенова Е.В., Автомоно-ва Т.С., Зорина С.А., Кедринская А.Г., Пеньков Д.Г.,

Петрова Н.В. Методология оценки физического развития ребенка. СПб.; 2018.

32. Симаходский А.С., Пуринь В.И., Юрьев В.В., Хо-мич М.М., Косенкова Т.В., Новикова В.П., Маталыгина О.А., Пучкова А.Я., Алешина Е.И., Вороно-вич Н.Н., Трухманов М.С., Батанова Н.А., Власова Т.М. Рабочая тетрадь к практическим занятиям по курсу пропедевтики детских болезней. Методическое пособие для студентов 3 курса. СПб.; 2011.

33. Смирнова Н.Н., Симаходский А.С., Новикова В.П., Леонова И.А. Теоретико-методические аспекты реализация индивидуального подхода в практике обучения пропедевтике детских болезней студентов педиатрического и лечебного факультетов. Тенденции развития науки и образования. 2017; 28-1: 18-19.

34. Тутельян В.А. ред., Конь И.Я. ред. Детское питание. Руководство для врачей. 3 изд. перераб. и доп. М.: Медицинское информационное агентство; 2013.

35. Хмелевская И.Г., Гурова М.М. Роль специальных клинических дисциплин в формировании врачебных кадров. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010; 11: 72.

36. Цвелёв Ю.В., Шабалов Н.П. Академик Степан Хото-вицкий. Основоположник отечественной педиатрии. СПб.: ВМА; 210.

37. Шабалов Н.П. ред. Педиатрия. Учебник для мед. вузов. 6-е изд., испр. и доп. СПб.: СпецЛит; 2015.

38. Эрман Л.В., Баранов А.А., Симаходский А.С., Шаба-лов Н.П. Проблемные вопросы качественной подготовки врачей педиатров. Вопросы современной педиатрии. 2009; 8(3): 5-9.

39. Юрьев В.В. ред., Симаходский А.С., Воронович Н.Н., Хомич М.М. ред. Рост и развитие ребенка: краткий справочник. 3-е изд. СПб.: Питер; 2008. — 272.

40. 1Ъе WHO Child Growth Standards. Электронный ресурс: http://who.int/childgrowth/software/en/ (доступ от 15.01.2021).

REFERENCES

1. Avanesyan R.I., Avdeeva T.G., Alekseeva E.I. i dr. Pedi-atriya. [Pediatrics]. Nacional'noe rukovodstvo. V 2 tomah. Moskva; 2009: 1. (in Russian).

2. Aleshina E.I., Voronovich N.N., Purin' V.I., Puchko-va A.Ya., Homich M.M., Erman M.V. Neposredstvennoe obsledovanie rebenka. [Objective examination of the child]. Uchebnoe posobie. Pod. red. prof. V. V.Yur'eva. St. Petersburg: Piter Publ. 2011. (in Russian).

3. Bogdanova N.M., Bulatova E.M. Pitanie detej. [Children's meals]. V knige: Spravochnik uchastkovogo pediatra. Sankt-Peterburg; 2010: 59-80. (in Russian).

4. Bulatova E.M., Lagno O.V., Shabalov A.M., Nesteren-ko Z.V., Matalygina O.A., Truhmanov M.S., Bogdanova N.M., Shestakova M.D., Balashov A.L., Bojcova E.V. Uchebno-metodicheskoe posobie po ocenke fizichesko-

go razvitiya detej. [Educational handbook for assessing the physical growth of children]. Uchebno-metodich-eskoe posobie dlya studentov 3 kursa pediatricheskogo fakul'teta. Sankt-Peterburg; 2019. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Bulatova E.M., Shabalov A.M., Puchkova A.Ya., Aleshina E.I., Novikova V.P., Vlasova T.M., Voronovich N.N., Cekh O.M. Ispol'zovanie uchebnyh videofil'mov po metodike neposredstvennogo obsledovaniya zdorovogo i bol'nogo rebenka kak odnoj iz form samostoyatel'noj raboty studentov SPBGPMU [Using the training videos by the method of direct examination healthy and sick child as a form of self-study students SPBGPMU]. V sbornike: Pediatriya Sankt-Peterburga: opyt, innovacii, dostizheniya. materialy V-go Rossijskogo foruma s mezhdunarodnym uchastiem. Nauchnye redaktory: E.M. Bulatova, O.A. Matalygina. 2013: 34-7. (in Russian).

6. Voroncov I.M. red., Mazurin A.V. red. Spravochnik po detskoj dietetike. [Handbook of Pediatric dietetics]. 2 izd. pererab. i dop. — Leningrad: Medicina Publ.; 1980. (in Russian).

7. Voroncov I.M., Mazurin A.V. Propedevtika detskih boleznej. [Propaedeutics of children's diseases]. 3-e izd. dop. i pererab. St. Petersburg: Izdatel'stvo Foliant Publ., 2009. (in Russian).

8. Geppe N.A., Podchernyaeva N.S. red. Propedevtika detskih boleznej. [Propedeutics of childhood diseases]. Uchebnik dlya studentov medicinskih vuzov. Moscow: GEOTAR-Media Publ., 2008. (in Russian).

9. Gostimskij A.V., Lisovskij O.V., Prudnikova M.D., Po-gorel'chuk V.V., Zav'yalova A.N., Karpatskij I.V. Opyt provedeniya akkreditacii vypusknikov FGBOU VO Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo pediatrich-eskogo medicinskogo universiteta po special'nosti "Pediatriya". [Experience in accreditation of graduates of the St. Petersburg State Pediatric Medical University with a degree in Pediatrics]. Virtual'nye tekhnologii v medicine. 2017; 2(18): 47. (in Russian).

10. Gricinskaya V.L., Novikova V.P. Fizicheskoe razvitie detej Sankt-Peterburga: k diskussii o metodah ocenki. [Physical development of children in St. Petersburg: towards a discussion on assessment methods]. Pediatr. 2019; 10(2): 33-6. DOI: 10.17816/PED10233-36 (in Russian).

11. Gurkina E.Yu., Leonova I.A., Aleshina E.I. Propedevtika detskih boleznej. [Propedeutics of childhood diseases]. Uchebnik dlya studentov uchrezhdenij vysshego pro-fessional'nogo obrazovaniya, obuchayushchihsya po special'nosti 060103.65 "Pediatriya" po discipline "Propedevtika detskih boleznej". Pod red. V. V. Yur'eva, M. M. Homicha. Moskva: GEOTAR-Media Publ.; 2012. (in Russian).

12. Zhugel' I.M., Chujnyshena S.A., Luzanova O.A., Zav'yalova A.N. Simulyacionnye tekhnologii v po-moshch' studentu i prepodavatelyu: otrabotka navyka ocenki fizicheskogo razvitiya i statusa pitaniya detej i podrostkov, raboty s istoriej bolezni. [Simulation tech-

nology to help students and teachers: development of skills assessment of physical development and nutritional status of children and adolescents with a history of illness]. V sbornike: Sovremennaya medicina: novye podhody i aktual'nye issledovaniya. Sbornik material-ov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 30-letnemu yubileyu Medicinskogo instituta FGBOU VO CHechenskij gosudarstvennyj uni-versitet. 2020: 624-7. (in Russian).

13. Ivanov D.O., Bogdanova N.M., Aleshina E.I., Bel'mer S.V., Bekhtereva M.K., Bojcova E.A., Voronco-va L.V., Gasilina T.V., Goryacheva L.G., Gricyuk Yu.N., Gurova M.M., Zamyatina Yu.E., Kosenkova T.V., Kuz'mina D.A., Leonova I.A., Luppova N.E., Noviko-va V.P., Ostrovskaya I.M., Petrenko Yu.V., Petrova N.A. i dr. Funkcional'nye narusheniya zheludochno-kishech-nogo trakta u novorozhdennyh. [Functional disorders of the gastrointestinal tract in infants]. V knige: Neo-natal'naya gastroenterologiya. Sankt-Peterburg, 2020: 75-93. (in Russian).

14. Ivanova O.N.. Predmet "vvedenie v special'nost'" v podgotovke vracha-pediatra. [The subject "introduction to the specialty" in the training of a pediatrician]. Us-pekhi sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2017; 6(2): 131-2. (in Russian).

15. Matalygina O.A., Bulatova E.M. Osnovy pediatrii i gigi-yeny. [Fundamentals of Pediatrics and Hygiene]. Ucheb-nik dlya vuzov. Standart tret'yego pokoleniya. Ser. Uchebnik dlya vuzov. St. Petersburg: Piter Publ.; 2015. (in Russian).

16. Matalygina O.A., Luppova N.E. Vsyo o pitanii detej doshkol'nogo vozrasta. [All about nutrition for preschool children]. Sankt-Peterburg: Folio-Press Publ.; 2009. (in Russian).

17. Nesterenko Z.V., Bojcova E.V., Matalygina O.A., Tru-hmanov M.S., Shabalov A.M., SHestakova M.D., La-gno O.V., Bogdanova N.M., Balashov A.L. Osobennosti formirovaniya zdorov'ya detej i podrostkov. Fizicheskoe, polovoe i psihomotornoe razvitie. [Features of the formation of the health of children and adolescents. Physical, sexual and psychomotor development]. Uchebno-metodich-eskoe posobie po discipline «pediatriya» dlya studentov po special'nosti «stomatologiya», «biofizika», «mediko-pro-filakticheskoe delo». Ser. Biblioteka pediatricheskogo uni-versiteta. Sankt-Peterburg, 2019. (in Russian).

18. Nesterenko Z.V., Bojcova E.V., Matalygina O.A., Tru-hmanov M.S., Shabalov A.M., Shestakova M.D., La-gno O.V., Bogdanova N.M., Balashov A.L. Anato-mo-fiziologicheskie osobennosti, metody obsledo-vaniya, semiotika i sindromy porazheniya kozhi, podkozhno-zhirovoj kletchatki i limfaticheskoj sistemy u detej. [Anatomical and physiological features, examination methods, semiotics and syndromes of skin lesions, subcutaneous fat and lymphatic system in children]. Uchebno-metodicheskie rekomendacii dlya studentov 3 kursa pediatricheskogo fakul'teta. Ser. Biblioteka pedi-

atricheskogo universiteta. Sankt-Peterburg; 2019. (in Russian).

19. Nesterenko Z.V., Bojcova E.V., Matalygina O.A., Tru-hmanov M.S., Shabalov A.M., Shestakova M.D., La-gno O.V., Bogdanova N.M., Balashov A.L. Anato-mo-fiziologicheskie osobennosti, metody obsledovaniya, semiotika i sindromy porazheniya kostno-myshechnoj sistemy u detej. [Anatomical and physiological characteristics, inspection methods, semiotics and syndromes of defeat of the musculoskeletal system in children]. Ucheb-no-metodicheskie rekomendacii dlya studentov 3 kursa pediatricheskogo fakul'teta. Ser. Biblioteka pediatrich-eskogo universiteta. Sankt-Peterburg; 2019. (in Russian).

20. Nesterenko Z.V., Bojcova E.V., Matalygina O.A., Tru-hmanov M.S., Shabalov A.M., Shestakova M.D., La-gno O.V., Bogdanova N.M., Balashov A.L. Anato-mo-fiziologicheskie osobennosti, metody obsledovaniya, semiotika i sindromy porazheniya dyhatel'noj sistemy u detej. [Anatomical and physiological features, examination methods, semiotics and syndromes of the respiratory system damage in children]. Uchebno-metodicheskie rekomendacii dlya studentov 3 kursa pediatricheskogo fakul'teta. Ser. Biblioteka pediatricheskogo universiteta. Sankt-Peterburg; 2019. (in Russian).

21. Nesterenko Z.V., Bojcova E.V., Matalygina O.A., Truhmanov M.S., Shabalov A.M., Shestakova M.D., Lagno O.V., Bogdanova N.M., Balashov A.L. Anato-mo-fiziologicheskie osobennosti i metodika obsledo-vaniya serdechno-sosudistoj sistemy u detej. semiotika i sindromy porazheniya. klinicheskie i funkcional'nye metody issledovaniya. [Anatomical and physiological features and methods of examination of the cardiovascular system in children, semiotics and syndromes of lesion, clinical and functional research methods]. Uchebno-metodicheskie rekomendacii dlya studen-tov 3 kursa pediatricheskogo fakul'teta, po discipline «Pediatriya» dlya special'nostej «Stomatologiya», «Biofizika», «Mediko-profilakticheskoe delo». Ser. Bibli-oteka pediatricheskogo universiteta. Sankt-Peterburg; 2019. (in Russian).

22. Nesterenko Z.V., Bojcova E.V., Matalygina O.A., Shabalov A.M., Shestakova M.D., Lagno O.V., Bala-shov A.L. Dnevnik proizvodstvennoj praktiki "po-moshchnik procedurnoj medicinskoj sestry". [Industrial practice diary "assistant to the procedural nurse"]. Dlya studentov 3-go kursa pediatricheskogo fakul'teta FGBOU VO SPbGPMU Minzdrava Rossii. Metodi-cheskie ukazaniya. Ser. Biblioteka pediatricheskogo uni-versiteta. Sankt-Peterburg; 2017. (in Russian).

23. Nikitina I.L., Novikova V.P., Aleshina E.I., Gricin-skaya V.L., Komissarova M.Yu., Voroncova L.V., Zav'yal-ova A.N. Pitanie podrostkov. [Nutrition for adolescents]. Uchebnoe posobie dlya vrachej. Sankt-Peterburg; 2017. (in Russian).

24. Orel V.I., Gostimskij A.V., Lisovskij O.V., Prudniko-va M.D., Pogorel'chuk V.V., Ironosov V.E., Zav'yalo-

va A.N., Karpatskij I.V. Kontrol' prakticheskih navykov vypusknikov FGBOU VO Sankt-Peterburgskij gosudarst-vennyj pediatricheskij medicinskij universitet v ramkah akkreditacii. [Control of practical skills of graduates FGBOU VO Saint Petersburg State Pediatric Medical University in the framework of accreditation]. Medicina i organ-izaciya zdravoohraneniya. 2017; 2(4): 10-8. (in Russian).

25. Orel V.I., Sereda V.M., Kim A.V., Sharafutdinova L.L., Bezhenar S.I., Buldakova T.I., Roslova Z.A., Orel V.V., Gur'eva N.A. Zdorov'e detej Sankt-Peterburga. [Children's health in Saint Petersburg]. Pediatr. 2017; 8(1): 112-9. DOI: 10.17816/PED81112-119.

26. Peterkova V.A., Kagaeva E.V., Shiryaeva T.Yu. Ocenka fi-zicheskogo razvitiya detej i podrostkov. [Assessment of the physical development of children and adolescents]. Meto-dicheskie rekomendacii. Moscow; ENC FGBU NMIC en-dokrinologii Minzdrava Rossii; 2017. (in Russian).

27. Programma optimizacii vskarmlivaniya detej pervo-go goda zhizni v Rossijskoj Federacii. [Optimization program for feeding children in the first year of life in the Russian Federation]. Metodicheskie rekomendacii. FGAU NMIC zdorov'ya detej Minzdrava Rossii. M.: b. i., 2019. (in Russian).

28. Revnova M.O. Tarasov O.F. Semiotika detskih boleznej. [Semiotics of Childhood Diseases]. Rukovodstvo dlya vrachej. St. Petersburg: Sotis Publ.; 2002. (in Russian).

29. Romancov M.G., Mel'nikova I.Yu. Lokus kontrolya lich-nosti vracha-pediatra. [Locus of control personality pediatrician]. Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 2013; 10-2: 317-21. (in Russian).

30. Simahodskij A.S., Al'bickij V.Yu., Kagan A.V., Leonova I.A., Kotin A.N., Nikitina I.L., Novikova V.P., Semenova E.V., Skripchenko N.V., Harit S.M. Metodi-cheskie podhody k prepodavaniyu otdel'nyh razdelov pediatrii s cel'yu kachestvennoj podgotovki vrachej pediatrov. [Methodological approaches to teaching certain sections of pediatrics for the purpose of high-quality training of pediatricians]. Uchebnoe posobie. Sankt-Pe-terburg: Svoe izdatel'stvo Publ.; 2020. (in Russian).

31. Simahodskij A.S., Novikova V.P., Kagan A.V., Leonova I.A., Gurkina E.Yu., Semenova E.V., Avtomonova T.S., Zorina S.A., Kedrinskaya A.G., Pen'kov D.G., Petrova N.V. Metodologiya ocenki fizicheskogo razvitiya rebenka. [The methodology of evaluation of the physical development of the child]. Sankt-Peterburg; 2018. (in Russian).

32. Simahodskij A.S., Purin' V.I., Yur'ev V.V., Homich M.M., Kosenkova T.V., Novikova V.P., Matalygina O.A., Pu-chkova A.Ya., Aleshina E.I., Voronovich N.N., Truh-manov M.S., Batanova N.A., Vlasova T.MRabochaya tetrad' k prakticheskim zanyatiyam po kursu propedev-tiki detskih boleznej. [Workbook for practical training at the rate of propaedeutics of children's diseases]. Meto-dicheskoe posobie dlya studentov 3 kursa. Sankt-Peter-burg; 2011. (in Russian).

33. Smirnova N.N., Simahodskij A.S., Novikova V.P., Leonova I.A. Teoretiko-metodicheskie aspekty realizaciya individual'nogo podhoda v praktike obucheniya propedev-tike detskih boleznej studentov pediatricheskogo i lecheb-nogo fakul'tetov. [Theoretical and methodological aspects of the implementation of an individual approach to the practice of teaching students propaedeutics of children's diseases and pediatric medical faculties]. Tendencii razvi-tiya nauki i obrazovaniya. 2017; 28-1: 18-9. (in Russian).

34. Tutel'yan V.A. red., Kon' I.Ya. red. Detskoe pitanie. [Baby Food]. Rukovodstvo dlya vrachej. 3 izd. pererab. i dop. Moscow: Medicinskoe informacionnoe agentstvo Publ.; 2013. (in Russian).

35. Hmelevskaya I.G., Gurova M.M. Rol' special'nyh klini-cheskih disciplin v formirovanii vrachebnyh kadrov. [The role of special clinical disciplines in the formation of medical staff]. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2010; 11: 72. (in Russian).

36. Cvelyov Yu.V., Shabalov N.P. Akademik Stepan Ho-tovickij. Osnovopolozhnik otechestvennoj pediatrii. [Academician Stepan Hotovitsky. The founder of Russian pediatrics]. St. Petersburg: VMA; 210. (in Russian).

37. Shabalov N.P. red. Pediatriya. [Pediatrics]. Uchebnik dlya med. Vuzov. 6-e izd., ispr. i dop. St. Petersburg: SpecLit Publ.; 2015. (in Russian).

38. Erman L.V., Baranov A.A., Simahodskij A.S., Shaba-lov N.P. Problemnye voprosy kachestvennoj podgotovki vrachej pediatrov. [Problematic issues of quality training of pediatricians]. Voprosy sovremennoj pediatrii. 2009; 8(3): 5-9. (in Russian).

39. Yur'ev V.V. red., Simahodskij A.S., Voronovich N.N., Homich M.M. red. Rost i razvitie rebenka. [Child growth and development]. Kratkij spravochnik. 3-e izd. St. Petersburg: Piter Publ., 2008. (in Russian).

40. The WHO Child Growth Standards: http://who.int/child-growth/software/en/ (dostup ot 15.01.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.