Научная статья на тему 'Пропагандистский аппарат ярославского обкома кпсс'

Пропагандистский аппарат ярославского обкома кпсс Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
161
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОПАГАНДА / АГИТАЦИЯ / ИДЕОЛОГИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАМПАНИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / ПОСТАНОВЛЕНИЕ / РЕЗОЛЮЦИЯ / ГАЗЕТА «СЕВЕРНЫЙ РАБОЧИЙ» / СТАТЬЯ / THE NEWSPAPER "THE NORTHERN WORKER" / PROPAGANDA / AGITATION / IDEOLOGY / POLITICAL CAMPAIGN / A STANDARD-LEGAL BASE / A DECISION / RESOLUTION / AN ARTICLE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Оксем Константин Валерьевич

Статья посвящена проблемам организации пропагандистской деятельности ярославским обкомом КПСС в 1946-1956 гг. Дается краткая характеристика нормативно-правовой базы политических кампаний на центральном и местном уровнях власти. Предпринимается попытка найти ответ на ряд вопросов о том, насколько независимыми были решения, принимаемые региональными партийными структурами. Выявляется роль газеты «Северной рабочий» в проведении агитационнопропагандистской деятельности на территории Ярославской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Propaganda Apparatus of Yaroslavl Regional Committee of the CPSU

The article is devoted to the problems of the organization of the propaganda activity by Yaroslavl regional committee of the CPSU in 1946-1956. We give a short characteristic of a standard-legal base of political campaigns at the central and local levels of the power. An attempt to find the answer to some questions whether the decisions accepted by regional party structures were independent. The newspaper’s role "The Northern Worker" in carrying out of the agitation-and-propaganda activity in the territory of the Yaroslavl area comes out.

Текст научной работы на тему «Пропагандистский аппарат ярославского обкома кпсс»

УДК 908(470+571)

К. В. Оксем

Пропагандистский аппарат ярославского обкома КПСС

Статья посвящена проблемам организации пропагандистской деятельности ярославским обкомом КПСС в 1946-1956 гг. Дается краткая характеристика нормативно-правовой базы политических кампаний на центральном и местном уровнях власти. Предпринимается попытка найти ответ на ряд вопросов о том, насколько независимыми были решения, принимаемые региональными партийными структурами. Выявляется роль газеты «Северной рабочий» в проведении агитационно-пропагандистской деятельности на территории Ярославской области.

Ключевые слова: пропаганда, агитация, идеология, политическая кампания, нормативно-правовая база, постановление, резолюция, газета «Северный рабочий», статья.

K. V. Oksem

The Propaganda Apparatus of Yaroslavl Regional Committee of the CPSU

The article is devoted to the problems of the organization of the propaganda activity by Yaroslavl regional committee of the CPSU in 1946-1956. We give a short characteristic of a standard-legal base of political campaigns at the central and local levels of the power. An attempt to find the answer to some questions whether the decisions accepted by regional party structures were independent. The newspaper's role "The Northern Worker" in carrying out of the agitation-and-propaganda activity in the territory of the Yaroslavl area comes out.

Keywords: propaganda, agitation, ideology, political campaign, a standard-legal base, a decision, resolution, the newspaper "The Northern Worker", an article.

В первые послевоенные годы советское государство находилось на грани экономической и социальной катастрофы. Колоссальным был демографический и материальный ущерб. Необходимо было мобилизовать все силы общества на реконструкцию пострадавших районов и усилить темпы производства в промышленности и сельском хозяйстве. Кроме того, между недавними союзниками возник раскол, который привел к образованию двух систем с кардинально отличавшейся идеологией и ценностями. С одной стороны, появился лагерь, центром которого были США, с другой - Советский Союз.

Большое распространение получила идеология борьбы с внешней угрозой. Правительства сражались за умы и сердца своего населения, день за днем старались внедрять в сознание фундаментальные ценности, присущие тому или иному режиму.

Для того чтобы понять, как была устроена советская пропагандистская система, нужно обратиться к нормативно-правовой базе, являвшейся ключевым звеном в проведении всей массово-политической работы. К данному комплексу документов относились решения и резолюции Цен-

трального Комитета ВКП(б) и Совета Министров СССР по ключевым аспектам внутренней и внешней политики. Все постановления обычно принимались на съездах, конференциях и пленумах ЦК партии и Совмина. На региональном уровне резолюции рассматривались на пленумах и заседаниях бюро республиканских, краевых и областных комитетов ВКП(б).

В связи с тем, что аппарат управления страны был весьма обширен, возникал ряд проблем, связанных с реализацией решений, принимаемых на центральном и региональном уровнях власти. Следовательно, необходимо решить ряд задач, касавшихся степени самостоятельности проводимой политики в сфере пропаганды на местном уровне, в данном случае - в Ярославской области. Требуется ответить на вопросы о том, имелись ли расхождения в политике центрального и регионального комитетов компартии в сфере пропаганды. Насколько монолитной была эта организация? Какова была роль ярославской прессы в проведении пропагандистских кампаний?

В период с 1946 по 1956 г. было принято огромное количество постановлений, затрагивав-

© Оксем К. В., 2011

ших различные аспекты жизни СССР. Одним из первых решений, напрямую коснувшимся сферы пропаганды и агитации, было постановление Центрального Комитета ВКП(б) от 27 марта 1946 г. «Об агитационно-пропагандистской работе партийных организаций в связи с принятием закона о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 19461950 гг.» [22, с. 17]. Этому предшествовало выступление И. В. Сталина на собрании избирателей Сталинского избирательного округа Москвы 9 февраля 1946 г. Он определил цель новой пятилетки в восстановлении пострадавших в ходе Великой Отечественной войны районов страны, в возвращении довоенного уровня промышленного производства и сельского хозяйства и необходимости превзойти все показатели «в значительных размерах».

Через два месяца после принятия закона «о четвертом пятилетнем плане» началось развертывание крупномасштабной пропагандистской кампании социалистического соревнования. Этот процесс ознаменовался принятием постановления ЦК ВКП(б) от 18 мая 1946 г. «об организации Всесоюзного социалистического соревнования за выполнение и перевыполнение пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства СССР» [22, с. 21]. Призыв к развертыванию соревнования трактовался не как инициатива ЦК, а как обращение рабочих, инженерно-технических работников и служащих ко всем трудящимся Советского союза.

Реализация данных решений в Ярославской области была возложена на региональное отделение ВКП(б). 10 апреля 1946 г. состоялось заседание бюро ярославского обкома партии в связи с принятием закона «о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР в 1946-1950 гг.» [12]. А на VIII пленуме обкома партии, проходившем 25-27 июня 1946 г., было вынесено постановление «о руководстве партийных организаций социалистическим соревнованием в промышленности и на транспорте за выполнение и перевыполнение пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.» [13]. В данной кампании региональные власти четко следовали курсу ЦК партии. Обком ВКП(б) координировал ход исполнения указаний, вносил свои коррективы в деятельность горкомов, райкомов и первичных партийных организаций. Например, руководители хозяйственных организаций, по мнению секретаря ярославского обкома ВКП(б) А. Ларионо-

ва, оставались в стороне от организации и проведения соревнования. От них требовалось исправить сложившуюся ситуацию.

Следует обратить внимание и на другие пропагандистские кампании. 26 июля 1946 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О росте партии и о мерах по усилению партийно-организационной работы с вновь вступившими в ВКП(б)». В соответствии с политикой ЦК ВКП(б) и постановлением от 26 июля 1946 г. «о росте партии» было вынесено соответствующее решение [14]. Пленум отмечал, что постановление ЦК многими райкомами, горкомами и первичными партийными организациями выполнялись неудовлетворительно. Бюро обкома ВКП(б), в свою очередь, также не приняло необходимых мер по организации выполнения данной резолюции.

Не менее важным аспектом послевоенной жизни СССР было проведение предвыборных пропагандистских кампаний. 28 января 1947 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «О недостатках в организационной и агитационно-пропагандистской работе местных партийных организаций в связи с выборами в Верховные советы союзных и автономных республик» [15]. Данная кампания являлась еще одним стимулом к преодолению послевоенной разрухи. К основным задачам агитационно-пропагандистской работы относилось разъяснение трудящимся основных принципов Сталинской конституции, ознакомление населения с избирательным законом, разъяснение закона о 4-5-летнем плане, как избирательной платформы компартии, агитация за избрание в депутаты Верховного Совета кандидатов избирательного блока коммунистов и беспартийных.

Следующим решением, касавшимся агитационно-пропагандистской работы, было постановление ЦК ВКП(б) от 25 ноября 1947 г. «о недостатках и мерах улучшения работы с агитаторами в Сталинградской партийной организации» [22, с. 152]. В 1948-1949 гг. обкомом был принят ряд решений. Первое постановление вышло после заседания бюро 21-26 апреля 1948 г. под заголовком «О невыполнении Рыбинским райкомом ВКП(б) постановления ЦК "о недостатках и мерах улучшения работы с агитаторами в Сталинградской партийной организации"» [16]. Второе - 5 февраля 1949 г., когда XIX пленум ярославского обкома ВКП(б) принял постановление ЦК «о состоянии и мерах улучшения партийного просвещения в ярославской областной парторганизации» [17]. Резолюция частично повторяла и

дополняла основные критические положения ЦК партии.

Иногда областной комитет выдвигал собственные постановления. 12 ноября 1947 г. была принята резолюция «о работе областного отдела по делам искусств». 16 июня 1948 г. на бюро был заслушан отчет работников сектора культуры «о выполнении постановления бюро обкома ВКП(б) от 12 ноября 1947 г.» [18]. Данная кампания разворачивалась на волне критики М. Зощенко,

A. Ахматовой и журналов «Звезда» и «Ленинград».

По итогам пленума, проходившего 11-12 февраля 1953 г., было вынесено решение «о состоянии и мерах улучшения идеологической работы в связи с решениями XIX съезда партии, проходившего 5-14 октября 1952 г. и трудом И.

B. Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР"» [19]. В декабре 1952 г. обсуждали вопрос «об изучении решений и материалов

XIX съезда КПСС и труда И. В. Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР" в системе партийного просвещения» [20]. Идеологическая работа в области в связи с этим усилилась.

КПСС ставила задачу пресечения всяких попыток поколебать ее единство, подчеркивая ее ведущую роль в советском обществе. 16 июля 1953 г. было принято постановление бюро обкома «О порядке обсуждения в партийных организациях постановления пленума ЦК КПСС "О преступных и антиправительственных действиях Берия"» [21]. В соответствии с решением всем горкомам и райкомам КПСС предлагалось провести пленумы по аналогии с пленумом обкома 11 июля 1953 г., а также в течение июля провести закрытые партийные собрания в первичных организациях.

Следующая крупная кампания была связана с

XX съездом КПСС. В Ярославской области она началась с постановления бюро обкома от 9 марта 1956 г. «Об изучении решений и материалов XX съезда КПСС в системе партийного просвещения». Данная резолюция была принята на основании постановления ЦК КПСС от 3 марта 1956 г. «Об изучении решений и материалов XX съезда в системе партийного просвещения».

Большую роль в организации массово-политической работы в Ярославской области играла периодическая печать. Главным региональным средством массовой информации была газета «Северный рабочий», выпускавшаяся ежедневно. На протяжении всего послевоенного пе-

риода прессе давали указания активно пропагандировать ход политических кампаний. Обычно это происходило в соответствии с решениями ЦК ВКП(б), пленумов и бюро обкома. Каждая кампания имела свою специфику, и подготовка публикаций требовала серьезной работы со стороны редакции и корреспондентов.

Так, с начала 1946 г. развернулась пропаганда 4-5-летнего плана восстановления и развития народного хозяйства, сопровождавшаяся масштабным социалистическим соревнованием [1]. Материалы о социалистическом соревновании занимали ведущее положение на страницах прессы. Обычно их печатали на передовой полосе. В рубрике «Партийная жизнь» упор делался на повышение идейного уровня коммунистов. Многие положения, публикуемые в газетных статьях, дублировали решения ярославского обкома ВКП(б).

В мае 1946 г. в «Северном рабочем» появилась рубрика под названием «Новая пятилетка -наше родное дело». В ней освещался опыт рядовых тружеников предприятий Ярославля. Редакция ставила в пример рядовых рабочих, и ее усилия были направлены на пропагандирована их героического труда. Одни граждане становились примером для всего общества. Другие же должны были стремиться приблизиться к их показателям. Такой способ пропаганды был не новым, но довольно эффективным в условиях сталинизма.

В сентябре 1946 г. на страницах газеты появился доклад А. А. Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград», который занял две трети содержания номера. Жданов разоблачал антисоветское творчество М. Зощенко и А. Ахматовой, а также обвинял редакторов журналов в утрате контроля над публикуемыми произведениями [2].

С января 1947 г. в областной печати развернулась пропагандистская кампания по выборам в Верховный Совет РСФСР. Помимо организационных вопросов, рассматриваемых в Центральной Избирательной комиссии, в «Северном рабочем» публиковались местные материалы, касавшиеся подготовки выборов в Ярославском регионе. Целью кампании было побудить граждан голосовать за известных советских политических лидеров - И. В. Сталина, В. М. Молотова, А. А. Жданова, Л. П. Берия и др. [3].

Освещалась деятельность агитпунктов, которые должны были стать не только местами непосредственного голосования, но и центрами проведения досуга рабочих, интеллигенции, пожилых людей. Активная политическая работа ве-

лась с молодежью по изучению государственного устройства СССР, советского избирательного закона. Перед аудиторией с докладами о задачах социалистического строительства выступали директора школ и высокопоставленные партийные лица. Кроме этого, планировали проводить концерты с участием всех собравшихся [4].

В прессе появлялись сведения, что некоторые организаторы выборов формально относятся к своей работе [5]. Но такого рода публикации встречались редко, чтобы не допустить систематического формирования у избирателей негативных представления о подготовке предвыборной кампании. Критический материал старались выдавать порционно.

Не волне предвыборной кампании выдвигалась инициатива по повышению темпов социалистического соревнования и продолжению развертывания стахановского движения среди текстильщиков, шинников, лесорубов, колхозников и специалистов других отраслей народного хозяйства [6].

17 января 1947 г. появилась заметка о назначении окружными предвыборными совещаниями доверенных лиц, которым поручалось знакомить всех избирателей с жизнью и деятельностью кандидатов в депутаты Верховного Совета РСФСР - кандидатов сталинского блока коммунистов и беспартийных [7].

Задачи активного привлечения населения к голосованию и достижение намеченных целей были выполнены в полном объеме. Этому способствовало не только проведение регулярной разъяснительной работы, но и организация досуга, включавшего художественную самодеятельность.

Газета незамедлительно реагировала на указания ярославского обкома ВКП(б). 21-26 апреля 1948 г. проходило заседание бюро обкома партии, на котором рассматривался вопрос о невыполнении Рыбинским райкомом постановления «О недостатках и мерах улучшения работы с агитаторами в Сталинградской партийной организации». В статье отмечалось, что после выхода постановления ЦК партийные органы промышленных предприятий значительно усилили внимание к политической агитации. В пример ставились несколько передовых заводов, в том числе «Победа рабочих», где агитационная деятельность шла регулярно, было развернуто широкое социалистическое соревнование и достигнуты высокие экономические показатели [8].

Отдельное внимание следует обратить на пропагандистские кампании, инициировавшиеся по приказу партийных группировок и отдельных лиц из состава ЦК ВКП(б). Постановлений пленумов и по данным кампаниям не было, но в прессе материалы, обличавшие деятельность враждебных партии и советскому народу элементов, встречались нередко.

Особенно это проявилось в идеологической кампании по борьбе с космополитизмом, то есть преклонением «чуждых» советскому обществу элементов перед западом в период с 1948 по 1953 г. Она проходила на волне разгрома Еврейского Антифашистского комитета, Ленинградской группировки и заканчивалась «делом врачей».

В основу кампании было положено противоборство двух систем: советской - социалистической и западной - империалистической. Критиковались либеральные ценности и возводились в абсолют советские [9].

Противопоставлялась также советская и западная наука. Со страниц газеты Президиум Академии наук СССР утверждал, что американский биолог Д. Миллер обвинил советскую науку в политизированности. Но это и не отрицалось [10]. Кроме того, сообщалось, что американская наука служила эксплуататорам, а советская - интересам народа.

Пропаганда преимуществ советской системы продолжалась и позже, но вдобавок она стала сопровождаться поиском внутренних врагов в рядах партии, что проявилось в «деле врачей» и кампании против врага народа Л. П. Берия [11].

Таким образом, в стране существовала строгая вертикаль принимаемых решений, начинавшаяся из ЦК ВКП(б) и заканчивавшаяся пленумами и заседаниями бюро обкома. В Ярославской области старались четко следовать намеченным инструкциям партии, но имелась и своя специфика, связанная с особенностями региона. Содержание пропагандистских кампаний было разнообразным: начиная проведением социалистического соревнования и заканчивая принятием директив об изменниках Родины, как в случае с Л. П. Берия. Чтобы держать систему в тонусе, большое внимание уделялось критике недостатков в деятельности партийных структур и постоянном требовании устранить имевшиеся недочеты. Это была одна из важнейших особенностей послевоенной пропаганды.

Роль СМИ была определяющей, так как периодическая печать позволяла охватить пропа-

гандой огромные массы людей. «Северный рабочий» напрямую подчинялся областному комитету партии и следовал в своей деятельности его указаниям. Спектр освещавшихся политических кампаний был также широким. Помимо публикации материалов, связанных с постановлениями ЦК ВКП(б) и обкома, а также перепечатывания передовых статей центральных газет, издательство публиковало свои собственные заметки, которые также имели идеологический оттенок.

Примечания

1. Северный рабочий [Текст]: ежедневная газета, издаваемая в Ярославле. - Ярославль, 1946. - № 68. -С. 1; Северный рабочий. - 1946. - № 68. - С. 2.

2. Северный рабочий. - 1946. - № 190. - С. 1-3.

3. Северный рабочий. - 1947. - № 2. - С. 1; Северный рабочий. - 1947. - № 3. - С. 1.

4. Северный рабочий. - 1947. - № 3. - С. 3.

5. Северный рабочий. - 1947. - № 3. - С. 3.

6. Северный рабочий. - 1947. - № 12. - С. 1.

7. Северный рабочий. - 1947. - № 12. - С. 1.

8. Северный рабочий. - 1948. - № 81. - С. 2.

9. Северный рабочий. - 1948. - № 240. - С. 2; Северный рабочий. - 1948. - № 241. - С. 2; Северный рабочий. - 1948. - № 244. - С. 2.

10. Северный рабочий. - 1948. - № 249. - С. 2.

11. Северный рабочий. - 1949. - № 46. - С. 2; Северный рабочий. - 1949. - № 52. - С. 3; Северный рабочий. - 1953. - № 11. - С. 3; Северный рабочий. -1953. - № 139. - С. 2.

12. Центр документации новейшей истории ЯО. Фонд 272. Опись 225. Дело 40. Л. 4.

13. ЦДНИ ЯО. Ф. 272. Оп. 225. Д. 2. Л. 11.

14. ЦДНИ ЯО. Ф. 272. Оп. 225. Д. 5. Л. 17.

15. ЦДНИ ЯО. Ф. 272. Оп. 225. Д. 322. Л. 2.

16. ЦДНИ ЯО. Ф. 272. Оп. 225. Д. 660. Л. 5.

17. ЦДНИ ЯО. Ф. 272. Оп. 225. Д. 969. Л. 2.

18. ЦДНИ ЯО. Ф. 272. Оп. 225. Д. 667. Л. 9.

19. ЦДНИ ЯО. Ф. 272. Оп. 226. Д. 642. Л. 147.

20. ЦДНИ ЯО. Ф. 272. Оп 226. Д. 437. Л. 2.

21. ЦДНИ ЯО. Ф. 272. Оп. 226. Д. 661. Л. 117.

22. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986) [Текст]: Т. 8. 1946-1955. - М. : Издательство политической литературы, 1985. - 542 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.