УДК 92
ПРОПАГАНДИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАРТИИ ДАШНАКЦУТЮН НА ДОНУ
© 2010 г. С.А. Манукян
Педагогический институт Pedagogical Institute of Southern
Южного федерального университета, Federal University,
ул. Б. Садовая, 33, г. Ростов-на-Дону, 344082, B. SadovayaSt., 33, Rostov-on-Don, 344082,
rspu@pi. sfedu. ru rspu@pi. sfedu. ru
Анализируются различные формы и методы пропагандистской деятельности партии дашнаков на донской земле. Исследуются её цели и задачи.
Ключевые слова: Дашнакцутюн, политическая партия, Налбанд, Донской край, пропаганда, агитаторы, Донское охранное отделение.
The various forms and methods of propagandistic activities of Dashnakzutiun Party in Donland analyses in the article. Author investigates its aims and concludes that its was effective in some cases.
Keywords: Dashnakzutiun, political party, Nalband, Donland, propaganda, agitators, Don Safety Department.
Среди политических партий и движений, возникших и функционировавших на Дону в конце XIX - начале XX в., особое место занимала армянская революционная партия Дашнакцутюн. Деятельность ее, к сожалению, пока не стала предметом специальных научных исследований, хотя, несомненно, достойна внимания ученых и прежде всего потому, что эта партия преследовала свои национальные армянские интересы на российской земле.
Наша задача - показать основные направления и цели пропагандистской работы дашнаков на донской земле.
Партия Дашнакцутюн возникла в 1890 г. на Кавказе первоначально как партия социалистической ориентации, объединившая революционные кружки и организации, действовавшие среди армян и имевшие народнической характер. Главным печатаным органом партии стала газета «Дрошак», редакция которой была фактически
высшим органом партии. На втором общем собрании Дашнакцутюн (1898 г.) был выработан устав, положивший в основу партийной структуры принцип децентрализации: минимальной единицей партии были так называемые хумбы (ячейки, или кружки) по 7-10 человек, занимавшихся агитацией и пропагандой [1].
Для развертывания деятельности дашнаков на Дону сложились наиболее благоприятные условия. Главным из них было то, что здесь существовала самая крупная из всех имевшихся на тот момент в России армянская диаспора. В ее состав входило значительное число зажиточных армян, владевших солидными капиталами и, следовательно, могущих быть потенциальными спонсорами партии. Получение дополнительных финансовых средств со стороны богатых армян как раз и являлось одной из целей пропагандистской работы. И действительно многие местные армяне, отличаясь от своих кавказских со-
отечественников менталитетом, особым нахичеванским диалектом, некоторыми обычаями, тем не менее горячо сочувствовали своим единокровным братьям. Но это было не единственной целью пропагандистской работы. К ней можно отнести также разъяснение программных целей и установок партии и вербовку в её ряды новых членов среди местного армянского населения, чтобы потом использовать их на партийной работе в Закавказье.
В.Б. Бархударян, относя появление первых дашнак-ских эмиссаров на Дону ещё к 1890-м гг., считает, что свою основную деятельность среди армянской общественности они развернули в 1903 г., когда начались общественные волнения по поводу национализации имущества Армянской Апостольской церкви [2]. Дашнакским руководством был образован особый партийный район под названием «Налбанд». В него вошла огромная территория от рек Дон и Донец на севере до рек Кубань и Терек на юге с такими крупными городскими центрами, как Ростов, Екатеринодар, Армавир и Ставрополь.
Едва ли стоит говорить о том значении, которое играла пропаганда в деятельности той или иной партии. Об этом в полной мере свидетельствуют мемуары видного деятеля партии Дашнакцутюн, уроженца с. Большие Салы Мясниковского района С. Врацяна (18821969), который прожил довольно долгую жизнь и описал в своих воспоминаниях ранний донской период своей партийной работы.
Активную деятельность С. Врацян начал в 1906 г., но революционные идеи впитал, ещё учась в средней школе г. Нахичевани-на-Дону, куда переехала его семья. Семена, брошенные идеологами Дашнакцутюн, попадали уже в подготовленную почву. «Я, как и все, в юности мечтал о Сасуне и Зейтуне. Хенты, Асланы и Сако Раффи тоже были моими любимыми героями. Мы, не имея понятия о революции и революционном движении, мечтали освободить Армению от звериного турецкого ига», - писал о годах своей юности С. Врацян [3, с. 49-50]. Примечательно, что в юные годы к партии Дашнакцутюн принадлежал и Алексей Мясникян, в будущем известный большевик и руководитель Советской Армении - факт, долгое время тщательно скрываемый официальными властями.
Впервые на собрание армянской учащейся молодёжи он попал по приглашению одного из своих друзей детства. Среди собравшихся у него дома 10-12 человек были ученики приходской школы и ростовской гимназии. Перед ними выступил один старшеклассник, который призвал присутствующих помочь своим страдающим от турецкого ига соотечественникам, для чего предложил им объединиться в сильную организацию, собрать средства для покупки оружия и освободить Родину. Это предложение было с энтузиазмом принято. Здесь же на собрании были избраны руководитель группы, казначей и секретарь. На должность последнего и был избран С. Врацян. Как впоследствии выяснилось, сам выступавший здесь оратор принадлежал к партии Гнчак, но тогда для молодёжи, ещё не понимающей сущности партийных различий, это не имело принципиального значения.
Уже через несколько дней С. Врацян отправился по указанному ему адресу в соседний Ростов и, поднявшись на второй этаж нужного дома, постучался в двери, на которых висела табличка с надписью «Юрист Джавад Бег Балугян». Встретивший его молодой человек передал свёрток и попросил открыть его в день собрания. В свёртке оказалась программа партии Дашнакцутюн, изданная в Женеве, несколько номеров газеты «Дрошак» и несколько брошюр, также изданных в Женеве. Выступивший на собрании Балугян разъяснил присутствующим, что Гнчак и Дашнакцутюн - это две различные партии, что будущее за дашнаками, которых поддерживают Раффи и сам Айрик Хримян. Имя последнего -Католикоса Всех армян Мкртича - на присутствующих подействовало магически и все их сомнения были развеяны. Но, судя по тому скандалу, который устроили члены партии Гнчак Д. Балугяну, становится понятным, что обе партии в этот период вели упорную борьбу за молодёжь, от которой и зависела их будущая судьба.
Партийные собрания проходили за городом в Бала-бановской роще. При отряде имелась небольшая библиотека, печатная машинка, на которой печатались листовки. Здесь читались и распространялись запрещённые властями газеты. В общую кассу регулярно платили членские взносы, которые шли на партийные нужды. «.. .Мы были молоды, и полны надежд, жизнь нам казалась такой удивительной, таинственной и сладкой. Мы не знали, что из себя представляет дашнакское движение, но оно было в нас, в наших сердцах, в наших помыслах и поступках, и нам казалось, что всё возможно и мы сможем все», - писал об этом романтическом периоде своей деятельности С. Врацян [3, с. 62]. После окончания средней школы он поступил в Эчмиадзинскую семинарию Геворкян.
В 1906 г. по окончании семинарии С. Врацян вернулся в Нахичевань с твёрдым намерением уехать в Петербург и поступить там в университет. Однако в эти бурные времена жизнь распорядилась иначе. Через своего друга, некого Сахранда, он получил приглашение на собрание Центрального комитета Дашнакцутюн. Для вчерашнего выпускника такое приглашение было весьма лестным. На упомянутом заседании С. Врацян получил от председателя Центрального комитета Ованеса Терте-ряна предложение стать дашнакским эмиссаром в так называемом Налбандском районе сроком на один год, и, хотя занятия партийными делами в этот момент не входили в жизненные планы Симона, от предложения О. Тер-теряна он отказаться не смог. Главной его задачей было ведение партийной пропаганды во вверенном районе. Подтверждение этому мы находим в архивах Донского охранного отделения.
В одном из донесений, относящихся к 6 декабря 1907 г., говорится, что «проживающий в Нахичевани некто Семён Грузиньян принадлежит к организации Дашнакцутюн в качестве пропагандиста» [4, л. 5]. Пропагандистскую работу на Дону С. Врацян вёл до тех пор, пока по всей стране не начались аресты членов партии Дашнакцутюн, завершившихся грандиозным политическим процессом над дашнаками в Петербурге в 1911 г.
Пропагандистская работа дашнаков была настолько сложна, что пропагандисты между собой друг друга называли «скитальцами». Эти люди фактически не имели домашнего очага. Они должны были, переезжая с места на место, вести пропагандистскую работу среди армянского населения. Центральный Комитет специально использовал их для пропаганды. Таким скитальцем стал в своё время С. Врацян. Он должен был не только следить за деятельностью всех дашнакских организаций в Нал-бандском районе, но лично, разъезжая по этому району, читать лекции, организовывать пропагандистскую деятельность, одним словом, быть «скитальцем».
На Дон, таким образом, зачастили дашнакские эмиссары, которые читали лекции, проводили семинары, знакомя слушателей с идеями партии Дашнакцутюн. Всё это дополнялось красочными рассказами о зверствах турок по отношению к армянскому населению и о бедственном положении народа. Так, сохранился полный текст воззвания на армянском языке с печатью ЦК партии Дашнакцутюн. Содержание его гласит:
«Армянская партия Дашнакцутюн. Вам, соотечественникам, известно, как трудно пережить ту критическую ситуацию, в которой оказались армяне на Кавказе, зверства татар вам так же хорошо известны, как и известно, что Кавказ стал адом и убита горем вера армянская. И чтобы это горе не пало на головы всех армян, в этой критической ситуации каждый армянин обязан прийти на помощь. Армянская национальная партия Дашнакцутюн заботится обо всех вас и, защищая свой народ, понесла большие потери. В настоящее время предлагаем вам для самозащиты до 4 февраля 1906 г. уплатить тысячу рублей, о чём вы получите квитанцию за печатью партии Дашнакцутюн» [5, л. 3]. Поскольку сумма в 1000 р. представляется значительной даже для среднего класса, можно предположить, что воззвание в основном было направлено в адрес наиболее зажиточной части граждан армянского происхождения.
Сохранившиеся документы свидетельствуют о том, что с 12 июля по 13 августа 1907 г. в Нахичевань-на-Дону прибыл некий Саркис Симонян, который читал лекции членам партии Дашнакцутюн и который впоследствии был объявлен в розыск. Однако на тот момент, к концу декабря 1909 г., не удалось установить не только его местонахождение и род занятий, но даже узнать его отчество [6, л. 28].
Зачастую для преподавания молодёжи не нужно было иметь даже специального образования - его заменяла преданность делу партии и глубокая вера в её идеалы. Так, по агентурным данным Департамента полиции, в феврале 1911 г. в Ростов-на-Дону прибыл высланный из Кавказского края бывший учитель Тифлисской семинарии Нерсесян Енок Аветович Хештоянц, член Бакинского ЦК партии Дашнакцутюн. Он привёз с собой рекомендательные письма от ряда авторитетных членов партии. Впоследствии оказалось, что он не имел ни диплома, ни какого-либо права заниматься преподавательской деятельностью, а на преподавательскую работу был определён по требованию партии Дашнакцутюн. К тому же он принимал активное участие в убийстве в г. Эрива-ни ротмистра Бурнацкого, о чём не стеснялся в узком
кругу рассказывать коллегам по партии [4, л. 80]. Можно представить, чему учил такой преподаватель подрастающее поколение!
В деле пропаганды и агитации партия Дашнакцутюн, как и другие политические партии, важное место отводила партийной печати. В Уставе партии указывалось, что «пресса дашнакцаканов обязана аккуратно следовать проекту организации и распространять те идеи, которые служат основанием проекта». Официальным центральным органом Союза являлась газета «Дрошак», но районным собраниям также предоставлялось право в своих районах «основывать официальные районные органы, давая им инструкции, и если нужно, материальную помощь...» [7].
С 1904 г. на Дону дашнаки и примкнувшая к ним часть молодёжи стали издавать еженедельную газету «Агавни» («Голубь»), которая постепенно приобрела политический характер. С газетой сотрудничали Александр и Саак Мясникяны, Г. Чубаров. Однако она просуществовала очень короткое время и в 1905 г. была закрыта.
Следующим печатным органом партии Дашнакцу-тюн на Дону стала газета «Нор кянк», издававшаяся на армянском языке. Власти зорко следили за содержанием помещаемых в ней материалов и за финансировавшими её персонами. Так, в одном из документов Охранного отделения отмечалось: «.издававшаяся в 1907 г. в городе Нахичевани-на-Дону армянская газета „Нор кянк" - орган нахичевано-ростовского ЦК партии Дашнакцутюн - субсидировалась деньгами от некого Бадальяна» [6, л. 24]. Исходя из того же документа можно прийти к выводу, что отслеживалось не только содержание помещаемых в газете материалов и её спонсоры, но и отдельные работники редакции. Так, на имя начальника Донского охранного отделения поступило распоряжение от вышестоящего начальства «принять меры по выяснению личности С. Гамалянца и его местожительства» [6, л. 27] только на основании того, что он являлся сотрудником газеты «Нор кянк».
Всё это побуждало редакцию крайне осторожно относиться к подбору материалов для каждого номера. Анализ содержащихся на страницах газеты статей позволяет прийти к выводу, что редакция была вынуждена отказаться от обсуждения узко партийных вопросов и тщательно маскировать свои партийно-пропагандистские цели. Так, в статье «Аграрный вопрос в Нахичевани» автор, скрывающийся под псевдонимом «Сельчанин», твёрдо стоит на стороне армянских крестьян, ранее арендовавших земли у города Нахичевани по явно завышенным ценам и ныне настаивавших на снижении арендной платы. Автор призывает местную армянскую интеллигенцию встать на сторону крестьян и защитить их интересы [8]. На наш взгляд, здесь явно прослеживаются мотивы народнической идеологии, которую первоначально заимствовала партия дашнаков.
Подобные же идеи мы находим в статье «Нахичеван-ские национальные нужды». Автор статьи, известный общественный деятель Нахичевани-на-Дону, член партии Дашнакцутюн М.И. Берберов отмечает, что в городе имеются различные школы, училища - духовные и ремесленные, культурно-просветительные общества, ар-
мянская типография, но нет сельскохозяйственной школы, столь необходимой для просвещения взрослых и зачастую неграмотных крестьян. Автор выдвигает различные варианты возможного открытия подобной сельскохозяйственной школы и при этом даже ссылается на опыт Финляндии. Однако при первом же знакомстве с рекомендуемой автором программой этой школы перечень изучаемых предметов оказывается гораздо шире, чем предполагал профиль учебного заведения: это история армянского вероисповедания, национальная литература, армянский язык, история Армении и т.д. [9]. И здесь прослеживается та же самая по сути народническая идея: просвещение неграмотных крестьян и подготовка их к будущим активным действиям.
В статье «Армянская национальная колония» рассматривается роль Ново-Нахичеванской армянской общины и отмечается её ведущая роль среди других армянских общин России. Автор статьи, пожелавший остаться анонимным, сетует на то, что значительная часть населения этой колонии оторвалась от своих национальных корней и не живёт жизнью своего народа. «Нахиче-ванский купец, богач, занят только своей частной жизнью и не проявляет ни малейшего интереса к горю армянина», - с горечью отмечает автор. По его мнению, чтобы быть настоящим армянином, недостаточно несколько раз в год ходить в церковь, временами жертвовать средства бедным, соблюдать церковные обряды по канонам Армянской церкви. Автора пугает та пропасть, которая возникала между местными армянами, которые, по его мнению, в значительной мере оторвались от своих корней, и кавказским армянами, которые терпят беды и лишения. В статье содержится призыв к местной молодёжи не забывать свою историческую Родину и выступать единым фронтом со своим кавказскими сородичами [10].
На страницах газеты зорко отслеживался и со всеми подробностями освещался ход избирательной кампании по выборам депутатов на Всеобщее собрание в Эчмиад-зин, созываемое по инициативе Католикоса Мкртыча. Интерес газеты к этим выборам вполне понятен: в них наряду с либералами и социал-демократами дашнаки приняли самое активное участие. «Нор кянк» со всеми подробностями комментировала сами выборы депутатов, дала характеристику трём избранным депутатам, отмечала недостатки и нарушения, допущенные в ходе выборов.
Но и эта газета, выходившая с 1906 г., в начале 1907 г. уже была закрыта. Это издание не было узко партийным: оно откликалось на самые животрепещущие темы общественно-политической жизни.
Несмотря на материальную поддержку Дашнакцу-тюн, уж совсем недолгим оказался век и другой армянской газеты - «Мер Дзайн». «В настоящее время эта газета не имеет никакой денежной поддержки и ввиду малочисленности подписчиков и вообще незначительного распространения, по всей видимости, в скором времени прекратит своё существование», - говорилось в одном из агентурных донесений. При этом доносивший агент ссылается на мнение самого редактора газеты Малхасянца [4, л. 8].
Примечательно, что пропагандистской работой занимались не только эмиссары с Кавказа, но и сами местные армяне. И это было очень важным обстоятельствам, ибо среди своих же земляков-нахичеванцев они пользовались безграничным доверием и авторитетом.
Второй крупной фигурой, представлявшей донских армян в дашнакском движении сначала на Дону, а затем и на Кавказе, можно назвать коренного нахичеванца, сына известного в городе врача Минаса Ивановича Берберова (1871-1919), который впоследствии стал членом дашнакского правительства независимой Республики Армении. Ещё с молодых лет он увлёкся революционными идеями и начал активную революционную деятельность, примыкая то к одной, то к другой партии. Но одна идея в его мировоззрении присутствовала постоянно: это идея свободы и процветания любимой Родины -Армении. Этой идеи он остался верен до конца своих дней.
В деятельности партии Дашнакцутюн был замечен и другой поистине популярнейший общественный деятель Нахичевани-на-Дону, присяжный поверенный Григорий Иванович Чубаров (1868-1934). Наряду со своей поистине титанической общественной деятельностью - с 1905 г. в течение не одного десятилетия он был гласным Нахичеванской городской думы - Г.И. Чубаров принимал активное участие в собраниях сочувствующих дашнакам жителей города. На этих собраниях он активно выступал за сбор средств с наиболее богатых армян на покупку оружия для армянских дружин, сражающихся с мусульманами. В донесении начальника Донского охранного отделения говорилось, что «в начале 1906 г. совместно с Амазаспом Нахратянцем производил денежные сборы в пользу армянской революционной партии Дашнакцутюн, к которой сам и принадлежал». Именно он информировал членов партии о предстоящих собраниях, приглашая их на заседания записками следующего содержания: «М.Г., прошу пожаловать завтра. « » числа в 8 часов в квартиру доктора Козорзова, 2-я линия, дом Абрамова, на совещание. Г.И. Чубаров» [6, л. 99].
Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы отметить, что период ведения пропагандистской работы дашнаками на Дону оказался сравнительно коротким -приблизительно с 1903 до 1909 г., когда партия, обессиленная арестами в самой России, перенесла свою деятельность в Турецкую Армению. Но даже за этот сравнительно короткий промежуток времени дашнакским «скитальцам» удалось достичь немалых успехов: были собраны и переправлены на Кавказ значительные суммы денег, а ряды партии пополнили некоторые видные деятели Ново-Нахичеванской общины.
Литература
1. Государственный архив Ростовской области (далее -ГАРО). Ф. 826. Оп. 2. Д. 40. Л. 11-34.
2. Бархударян В.Б. История армянской колонии Новая Нахичевань. 1779-1917. Ереван, 1996. С. 409.
3. Врацян С. Дорогами жизни. Бейрут, 1967 (на армян. яз.).
4. ГАРО. Ф. 826. Оп. 2. Д. 41.
5. Там же. Д. 35.
6. Там же. Д.78.
7. Дашнаки. Из архивов департамента полиции // Военно-исторический журн. 1990. № 9. С. 56.
8. Сельчанин. Аграрный вопрос в Нахичевани // Нор
Поступила в редакцию
кянк. 1906. № 8 (на армян. яз.).
9. Берберян М. Нахичеванские национальные нужды // Нор кянк. 1906. № 6.
10. Армянская национальная колония // Нор кянк. 1906. № 5.
31 марта 2009 г.