Научная статья на тему 'Пропагандистская деятельность молодежного движения в Великобритании 1960-1970-х гг'

Пропагандистская деятельность молодежного движения в Великобритании 1960-1970-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
645
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПРОПАГАНДА / ПРОТЕСТНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ЛЕВЫЕ / ПРАВЫЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Самойлов Никита Юрьевич

Изучаются способы, при помощи которых молодежное движение Великобритании 1960-1970-х гг. пропагандировало свои идеи. Анализируются письменные источники, такие как газеты, листовки и брошюры, манифесты, а также литература, пользовавшаяся популярностью у сторонников молодежного протеста. Установлено, что молодежное движение Великобритании не было однородным. Его можно условно разделить на политическое и аполитичное направления. В рамках этих направлений не все группы молодежного движения (субкультуры, студенческие союзы, молодежные отделения парламентских партий) вели пропаганду своих идей. К числу ведших пропагандистскую работу групп молодежного движения относятся левые и правые молодежные организации и союзы. Основными формами пропагандистской работы для них были: публицистическая деятельность, проведение агитационных шествий, митингов и демонстраций. Левое движение пользовалось большей популярностью, но оказать сильного влияния на дестабилизацию политической обстановки пропагандистскими методами не смогло в силу своей разобщенности на отдельные направления (мао-исты, троцкисты, «новые левые» и т.д.) и наличию лейбористской партии, собиравшей большую часть протестных голосов молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Propaganda Activities of the Youth Movement in Great Britain in 1960s-1970s

The article studies the ways the 1960s-1970s youth movement of Great Britain used to propagandize their ideas. The article analyzes the written sources of information, such as newspapers, leaflets, brochures, manifestos and the literature popular among youth protest supporters. It is clarified that the 1960s-1970s youth movement was not homogeneous. Conditionally, we can divide it into political and apolitical trends. Within these trends not all groups of youth movement, such as subcultures, student unions and youth wings of political parties, propagandized their ideas. Left-wing and right-wing youth organizations and unions can be included into the number of those who conducted propaganda. The main forms of propaganda they used were: publishing activity, agitation marches, rallies and demonstrations. Despite the fact that the left movement was more popular than the right movement, it could not destabilize the situation with propaganda methods due to the disunity of left-wing movement, such as Maoism, Trotskyism and “New Left” etc. Another reason was the existence of the Labour Party which collected most of the protest votes among the British youth.

Текст научной работы на тему «Пропагандистская деятельность молодежного движения в Великобритании 1960-1970-х гг»

УДК 94(410)

ББК 63.3(4Вел)63-442

Пропагандистская деятельность молодежного движения в Великобритании 1960-1970-х гг.

Н.Ю. Самойлов

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Propaganda Activities of the Youth Movement in Great Britain in 1960s-1970s

N.Yu. Samoylov

Altai State University (Barnaul, Russia)

Изучаются способы, при помощи которых молодежное движение Великобритании 1960-1970-х гг. пропагандировало свои идеи. Анализируются письменные источники, такие как газеты, листовки и брошюры, манифесты, а также литература, пользовавшаяся популярностью у сторонников молодежного протеста. Установлено, что молодежное движение Великобритании не было однородным. Его можно условно разделить на политическое и аполитичное направления. В рамках этих направлений не все группы молодежного движения (субкультуры, студенческие союзы, молодежные отделения парламентских партий) вели пропаганду своих идей. К числу ведших пропагандистскую работу групп молодежного движения относятся левые и правые молодежные организации и союзы. Основными формами пропагандистской работы для них были: публицистическая деятельность, проведение агитационных шествий, митингов и демонстраций. Левое движение пользовалось большей популярностью, но оказать сильного влияния на дестабилизацию политической обстановки пропагандистскими методами не смогло в силу своей разобщенности на отдельные направления (мао-исты, троцкисты, «новые левые» и т.д.) и наличию лейбористской партии, собиравшей большую часть протестных голосов молодежи.

Ключевые слова: Великобритания, молодежное движение, пропаганда, протестное движение, левые, правые.

БОТ 10.14258Лгуа8и(2017)5-28

The article studies the ways the 1960s-1970s youth movement of Great Britain used to propagandize their ideas. The article analyzes the written sources of information, such as newspapers, leaflets, brochures, manifestos and the literature popular among youth protest supporters. It is clarified that the 1960s-1970s youth movement was not homogeneous. Conditionally, we can divide it into political and apolitical trends. Within these trends not all groups of youth movement, such as subcultures, student unions and youth wings of political parties, propagandized their ideas. Left-wing and right-wing youth organizations and unions can be included into the number of those who conducted propaganda. The main forms of propaganda they used were: publishing activity, agitation marches, rallies and demonstrations. Despite the fact that the left movement was more popular than the right movement, it could not destabilize the situation with propaganda methods due to the disunity of left-wing movement, such as Maoism, Trotskyism and "New Left" etc. Another reason was the existence of the Labour Party which collected most of the protest votes among the British youth.

Key words: Great Britain, youth movement, propaganda, protest movement, left-wing, right-wing.

В современном мире молодежь играет все более важную роль в экономике, стремится выражать свою политическую позицию, активно участвует в жизни общества в целом. В связи с этим изучение широкомасштабного молодежного протестного движения 1960-1970-х гг., охватившего страны Западной

и Восточной Европы, Северной и Латинской Америки и Азии, продолжает оставаться актуальной темой гуманитарных исследований. В настоящее время наиболее популярным направлением в зарубежной историографии является изучение молодежного протеста через комплексный анализ социальных, культуроло-

гических, политических, экономических процессов середины XX в., спровоцировавших рост активности молодежи. Примерами такого рода работ могут быть исследования А. Марвика [1], сборники работ под редакцией Г-Р Хорна [2], М. Климке и Й. Шарлота [3]. При этом британскому молодежному движению в комплексных исследованиях, охватывающих несколько стран или регионов, обычно уделяется мало внимания. Это связано с «периферийностью» молодежного протеста в Великобритании, отмечаемой вышеперечисленными авторами. Периферийность заключалась в слабой протестной активности молодежи, отсутствии масштабных акций в сравнении с событиями во Франции, США, ФРГ. Подробно особенностями молодежного протеста конкретно в Великобритании в настоящее время занимается британская исследовательница К. Хофферл [4], изучающая особенности студенческого движения конца 1950-х — начала 1970-х гг. Из современных британских ученых можно также отметить историка Н. Томаса, стремящегося пересмотреть предвзятое отношение британских исследователей — современников событий (например, А. Сломана и А. Хэлси) к молодежному движению и сложившиеся в историографии стереотипы [5]. Отметим стремление ряда современных исследователей найти новые подходы к изучению молодежного движения. Немецкий исследователь Р. Трошиц выясняет причины молодежного протестного движения через изучение особенностей высшего образования в Великобритании [6]. Влияние европейской университетской среды на молодежь стало предметом исследования под руководством П. Донта и Е. Боран [7]. Анализировать причины относительно слабого масштаба молодежного протеста в Великобритании необходимо для понимания того, как власти и обществу удалось наладить контакт и избежать социальных потрясений. Мы поставили своей целью изучить и структурировать отдельный аспект молодежного движения Великобритании: как участники молодежного движения вели пропаганду своих идей. Этот вопрос интересен в контексте того, что у молодых активистов в тот период не было цифровых ресурсов; все крупные СМИ освещали деятельность молодежного движения, но непосредственно молодежи они были недоступны. Для решения поставленной цели были проанализированы письменные источники, такие как издававшиеся молодежными организациями и союзами периодические издания, агитационные листовки и манифесты. В качестве объекта для изучения использовались материалы британской печати, а также публицистика, литература и материалы из СМИ, позволяющие оценить представления современников о целях и задачах молодежного движения. В качестве методов исследования использовались сравнительный метод (в частности, метод охватывающего сравнения), метод классификации полученных данных. Методологической

основой работы выступили работы французского ученого Жака Эллюля (1912-1994), в частности, его труд «Propaganda: The Formation of Men's Attitudes» [8].

Важно отметить неоднородность молодежного движения 1960-1970-х гг. как в Великобритании, так и за ее пределами. Если в качестве критерия взять отношение к политике, то можно выделить два направления: политическое и аполитичное. Внутри этих направлений мы можем выделить несколько относительно однородных групп: к политическому направлению можно отнести молодежные организации, включенные в систему государственной власти и бывшие самостоятельными лишь формально, во всем поддерживавшие политику «старших» (молодежные отделения консервативной, лейбористской, либеральной партий); молодежные протестные организации левого и правого направления, выдвигавшие политические требования разной степени радикальности. К аполитичному направлению можно отнести субкультуры, каждая из которых по отдельности не представляла серьезной силы, но именно субкультуры — рокеры, моды, хиппи, панки, скинхеды и подобные — больше всего пугали старшее поколение (подробнее о феномене «моральной паники» см. работу С. Коэна [9]), видевшее в них угрозу социальной стабильности. Студенческие союзы и объединения, выступавшие за конкретные изменения, затрагивающие студенческий быт и процесс учебы и не выдвигавшие требований политических изменений, мы тоже отнесем к аполитичному крылу. Похожая ситуация была и в других странах Запада, но со своей спецификой — где-то субкультуры могли быть главной движущей силой протеста (хиппи в США), где-то лидером выступала учащаяся молодежь, школьники и студенты (Франция).

Необходимо определить, что именно мы понимаем под словом «пропаганда». Возьмем за основу понимание этого явления, которое предлагает французский ученый Ж. Эллюль в своем труде «Propaganda: The Formation of Men's Attitudes» [8, p. 25]. Автор в качестве главной особенности пропаганды выделяет стремление побудить того, на кого она направлена, присоединиться к определенному действию. В контексте рассматриваемого вопроса, основываясь на таком методологическом подходе, мы не можем говорить о пропаганде своих идей представителями «аполитичного» крыла. Можно говорить о наличии попытки самовыражения, если речь идет о субкультурах. Или о требованиях бытового (режим допуска в общежития) или правового (участия в работе университетского совета) характера со стороны студенческого движения [3, p. 128-129]. Но отнести к пропаганде такие действия мы не можем. Соответственно, можно установить, что пропагандой своих идей занималось только «политическое» крыло молодежного движения. Однако в силу того, что молодежные отделения партий только следовали в русле старших коллег, нельзя

говорить о наличии у них своей собственной пропаганды. Следовательно, фактически мы будем рассматривать пропагандистские материалы лейбористской, консервативной, либеральной партий. В силу этого единственным группами молодежного движения, создававшими свой пропагандистский продукт, были два протестных крыла молодежного движения — левое и правое.

Разнообразие самостоятельных, не включенных в государственную политическую систему движений было чрезвычайно широким. Особенно пестрым было левое движение. Стоит отметить, что из крупных политических партий к левому лагерю в Великобритании того периода времени можно отнести Коммунистическую партию Великобритании (CPGB), Социалистическую рабочую партию (Socialist Workers Party) и партию лейбористов (Labour Party). При этом среди британской молодежи можно выделить множество малочисленных групп левого толка, таких как маоисты, троцкисты, марксисты — сторонники официального курса Коммунистической партии Великобритании, «новые левые» и ряд других. Способы пропаганды ими своих идей были различны. К примеру, основным способом пропаганды для представителей «новых левых» была публицистическая деятельность. Данный способ сделал их, несомненно, наиболее интеллектуальной частью молодежного движения, однако в то же время не позволил им выйти на действительно массовый уровень, сравнимый с популярностью «новых левых» во Франции. Их основным печатным органом являлся журнал «Новое левое обозрение» (New Left Review) [10]. «Новые левые» печатали крупные аналитические статьи, исследования, способные оказать влияние на сознание интересующегося вопросами общественного устройства и экономики студента Оксфорда или Кембриджа (изначально эти два университета являлись одними из мест зарождения будущих «новых левых»), но для молодежи не из студенческой среды, учащихся школ или аполитичной молодежи эти публикации были малоинтересны. В то же время наиболее известный левый манифест 1960-х гг. в Великобритании был издан именно «новыми левыми». Речь идет о «Первомайском Манифесте» [11, p. 141], являющем собой классический образец пропагандистского материала, стремящегося к широкому охвату аудитории, апеллирующего к широким массам «народа» и призывающего к радикальным изменениям. В изданном в 1967 г. манифесте яростно критикуется действующее правительство лейбористов [12, p. 1-4], что говорит нам об отсутствии единства среди левых. Вероятно, если бы «новые левые» больше внимания уделяли такого рода публикациям, сторонников у них было бы больше.

Хотя даже в таком состоянии «новые левые» были крупнейшей левой силой среди молодежи Великобритании того времени. Все остальные ле-

вые течения (кроме молодежного отделения КПВ) были меньшими по численности, более радикальными (что отталкивало от них основную часть молодежи) и гораздо более слабыми в плане способности создавать масштабные интеллектуальные произведения. Стоит отметить, что хотя «новые левые» и были ориентированы на молодежь, создавался их интеллектуальный продукт людьми более старшего возраста, например, бывшими членами КПВ Д. Савиллем, Э. Томпсоном и др. Основным средством пропаганды своих идей для других левых течений были издаваемые ими газеты. Например, группа троцкистов под руководством Тарика Али [2, p. 241] издавала газету «Черный карлик» (Black Dwarf, выходила в 19681972 гг.) [13], где со своих позиций освещала внутри-и внешнеполитические события (особенно актуально это было в 1968 г., в контексте пика протестов на континенте), критиковала правительство, публиковала политические карикатуры и шаржи, поддерживала обратную связь с читателями, отвечая на письма. Схожим образом выглядели и газеты других левых организаций и групп, в силу своих возможностей и таланта старавшихся объяснить себя обществу через издательскую деятельность.

Еще одним направлением пропагандистской деятельности левой молодежи была публикация трудов зарубежных левых писателей, ученых, философов и политиков, как современников (Г. Маркузе, Т. Адорно, Ж-П. Сартр, М. Хоркхаймер, Э. Фромм, М. Цзедун, Р. Дебрэ, Л. Альтюссер), так и классиков (М. Бакунин, В. Ленин, К. Маркс, Э. Бернштейн). Характерно, что левому крылу молодежного движения Великобритании приходилось четко следить за тенденциями за рубежом, своей по-настоящему сильной левой мысли в Великобритании того периода времени не было.

Ситуация с правым крылом радикального молодежного протеста в Великобритании того времени своеобразна. Как и в случае с левым крылом, о каком-либо единстве говорить нельзя, поскольку в правом лагере были большие различия в степени радикальности, можно провести градацию от умеренно-правых до откровенно фашистских организаций. Фашистские партии в Великобритании были запрещены, поддержки в обществе в целом не имели и могли действовать только в нелегальном поле, неизбежно привлекая на свою сторону по преимуществу маргинальных членов общества. Отсюда отсутствие сколько-нибудь значимого интеллектуального пропагандистского наследия. Были и другие особенности, диктовавшие специфику правого крыла молодежного протеста. В составе Соединенного Королевства есть территории, в которых определенная часть жителей поддерживает сепаратистские настроения. Это прежде всего Северная Ирландия, в меньшей степени — Шотландия, Уэльс. Соответственно, националисти-

ческие настроения среди молодежи в этих регионах были весьма популярны. Значит, рассматривать некое единое молодежное правое движение в рамках Великобритании было бы не совсем корректно. Тем не менее можно выделить несколько организаций правого толка, пользовавшихся относительной популярностью на всей территории Великобритании, но в большей степени в Англии. Это Национальный фронт (National Front, NF) и Британское движение (British Movement, BM). У этих организаций были молодежные отделения: Молодежный национальный фронт (Youth National Front) и Национальное молодежное движение (National Youth Movement) у NF и BM соответственно. Своей главной повесткой перечисленные организации ставили ограничение начавшейся в 1950-х гг., и постепенно приобретшей большие масштабы миграции в Великобританию населения из бывших колоний империи. Взгляды представителей левого и правого лагерей молодежного движения на миграцию были противоположными. В качестве методов пропаганды правыми своих идей можно обозначить, в частности, марши и шествия. В стремлении к организации массовых мероприятий заключается схожесть между левым и правым крыльями молодежного протестного движения. Разница заключалась в поводах для проведения таких мероприятий. Левые проводили марши против расизма, половой дискриминации, антивоенные манифестации и акции с требованиями ликвидации ядерного потенциала Великобритании. Правые выходили с требованиями ограничения миграции либо полного запрета на въезд в страну для темнокожих, за непредоставление независимости британским колониям, за сохранение Северной Ирландии в составе Великобритании, против вступления Великобритании в Евросоюз. Зачастую во время уличных акций между левыми и правыми случались столкновения и массовые драки.

Правое движение практиковало и пропагандистскую деятельность путем издания листовок, газет. В качестве примера можно назвать регулярно издававшийся Молодежным национальным фронтом агитационный листок «Бульдог» (Bulldog). Распространяли его в том числе на футбольных матчах, концертах популярных у субкультуры скинхедов рок-групп, работая, таким образом, с целевой аудиторией крайне правых радикалов [14, p. 465]. В целом, интеллектуальный потенциал правого движения в Великобритании 1960-1970-х гг. был более слабым по сравнению с «левой мыслью».

Итак, главными способами пропаганды своих идей для левых и правых активистов 1960-1970-х гг. были: публицистическая деятельность, издание агитационных газет, журналов и листовок; проведение шествий, митингов, демонстраций и других массовых мероприятий с целью привлечения внимания к какому-либо

вопросу. Отличия заключались в том, что левое крыло протестного молодежного движения могло воздействовать на более широкую аудиторию. Это было возможно в силу наличия мощного проводника левых идей в обществе — лейбористской партии. Однако лейбористская партия одновременно снижала популярность левых идей среди молодежи. Она выступала своеобразным громоотводом для социального недовольства и в случае неудовлетворения политикой консерваторов молодежь отдавала свои голоса именно лейбористам, что подтверждают их победы на парламентских выборах в 1964 и 1966 гг. и на октябрьских выборах 1974 г. Большей популярности левых идей по сравнению с правыми содействовали и такие факторы, как существование СССР, маоистского Китая, социалистических стран в Восточной Европе, ориентируясь на которые могли строить свою пропаганду левые молодежные организации и союзы. В пользу левых пропагандистов играло и наличие многочисленных, пользовавшихся популярностью в мире писателей, мыслителей и ученых левого толка, таких как Ж-П Сартр, Г. Маркузе и др. Феномен «1968-го года» в Европе в целом был вызван левыми идеями, что подтверждают «Красный май» 1968 г. [15, р. 4-6] во Франции, обилие левых молодежных течений в ФРГ. В пользу левого крыла молодежного движения также говорит и то, что оно предлагало некий образ будущего, к которому должно стремиться общество, и хотя создаваемый пропагандой образ разделяла далеко не вся молодежь, он был более притягателен, чем образ, создаваемый правыми. Они в основном исходили из одной, главной повестки — ограничения миграции, не предлагая в остальном никакой конструктивной модели будущего. К тому же опыт правых диктатур в Европе дискредитировал правых. У правой молодежи были свои кумиры из числа интеллектуалов, на которых они могли ссылаться (например, Джон Энох Пауэлл), но их было неизмеримо меньше, чем левых интеллектуалов. В целом же левая и правая пропаганда идей молодежного протеста в Великобритании не смогла пошатнуть основ государственного строя. Многое из того, что требовали протестующие, в конечном счете реализовы-валось самой властью. Речь идет о постепенной либерализации британского законодательства в том, что касалось молодежи — снижение возраста совершеннолетия, эмансипация женщин, упрощение бюрократического регулирования семейных отношений. В Великобритании была политическая система, устраивавшая большую часть молодежи — в этом было ее отличие от ФРГ и Франции, где молодежное движение выступало за радикальные перемены, и его пропаганда имела большие, чем в Великобритании, шансы на успех.

Библиографический список

1. Marwick A. The Sixties: Cultural Revolution in Britain, France, Italy and the United States. — L., 1998.

2. Horn G-R. The Spirit of «68: Rebellion in Western Europe and North America, 1956-1976. — N.Y., 2007.

3. Klimke M., Scharloth J. 1968 in Europe: A History of Protest and Activism. — N. Y., 2008.

4. Hoefferle C. British Student Activism in the Long Sixties. — N.Y., 2013.

5. Thomas N. Challenging Myths of the 1960s: The Case of Student Protest in Britain // Twentieth Century British History. — 2002. — №13(3).

6. Troschitz R. Higher Education and the Student: From Welfare State to Neoliberalism. — L., 2017.

7. Boran E., Dhondt P. Student Revolt, City, and Society in Europe: From the Middle Ages to the Present. — L., 2017.

8. Ellul J. Propaganda: The Formation of Men's Attitudes. — N.Y., 1973.

9. Cohen S. Folk Devils and Moral Panics: The Creation of the Mods and Rockers. — N.Y., 2002.

10. Интернет-архив журнала «Новое левое обозрение» (New Left Review) [Электронный ресурс] URL: https:// newleftreview.org (дата обращения: 20.06.2017).

11. Black L. Redefining British Politics: Culture, Consumerism and Participation, 1954-70. — N.Y., 2010.

12. Hall S., Thompson E., Williams R. New Left May Day Manifesto. — L., 1967.

13. Интернет-архив газеты «Черный карлик» (Black Dwarf). [Электронный ресурс] — URL: https://www. marxists.org/history/etol/newspape/black-dwarf/index.htm (дата обращения: 21.06.2017).

14. Shaffer R. The Soundtrack of Neo-Fascism: Youth and Music in the National Front // Patterns of Prejudice. — 2013. — № 47 (4-5).

15. Gregoire R., Perlman F. Worker-Student Action Committees: France May '68. — Detroit, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.