Научная статья на тему 'Пропагандист общечеловеческого образования (о социально-педагогических взглядах И. П. Огарева)'

Пропагандист общечеловеческого образования (о социально-педагогических взглядах И. П. Огарева) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пропагандист общечеловеческого образования (о социально-педагогических взглядах И. П. Огарева)»

таблица

Альтернатив»

Ранжи-1

I отве-

рование :ивших

Отсутствие приоритетной .государственной политики по отношению к крестьянству

Отсутствие должного технического обеспечения Слабая сервисная сеть Неблагоприятные природно-климатические условия Нечеткая организация крестьянского труда .Длительное отлучение людей от конкретной экономики и «словесное» воспитание ответственности -Личная квалификация -большинства работников

низкая

Невысокий политический статус крестьянства в обществе

1

2

3

4

5

45,0

40,9 26,7

24.5

23.6

6

21,4

7

15,9

8

13,5

* Сумма более 100 %, так как в ответах выбиралось 2 — 3 альтернативы.

специальностей и профессий). Действительно, стать земледельцем, частным предпринимателем можно только квалифицированному специалисту.

Но важно сказать и другое. Предпринимателем современного крестьянина называют сегодня только около 6 % селян, то есть далеко не многие видят в нем соответствующий социальный тип. Предпринимателю необходимо, по мнению опрошенных, раз-

витие следующих черт (ранжирование в порядке убывания): знание дела, высокая квалификация, честность и п о р я д о 41 нос т ь, р а бо тос п ос о-бнос т ь, ответственность, умение легко сходиться с людьми и быстро принимать р еш ен и я, решит ел ь нос т ь.

В нынешние политические институты власти и общественные объединения вера у селян достаточно слабая (до половины опрошенных определяют их авторитет как низкий и к тому же еще более снижающийся). В свою очередь усилилось доверие к церкви — высоким ее авторитет считают

более трети респондентов, тогда как

/

влияние исполнительной власти в районе, а также органов районного сельскохозяйственного управления на два порядка ниже. Авторитетность общественно-политических движений и партий подтверждают всего 2 % опрошенных; Президенту доверяют около 46 %, Верховному Совету — 40 %.

На наш взгляд, это социально-политическое настроение нельзя игнорировать в государственной и местной политике, так как неумелое разрешение предконфликтных (а кое-где уже конфликтных) ситуаций может вызвать не только социальное недовольство, но и взрыв. Здесь должны вступать в силу правила из теории управления, менеджмента, реальной территориальной политики.

Педагогика

ПРОПАГАНДИСТ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(О СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДАХ Н. П. ОГАРЕВА)

И. Л. НАУМЧЕНКО, кандидат педагогических наук

В историю отечественной и зарубежной литературы Н. П. Огарев вошел преимущественно как дворянский революционер, создавший вме-

сте с А. И. Герценом теорию «русского крестьянского социализма». Небезызвестен он и как талантливый Л1рвд-с т а в и т е л ь гр а ж д а не к о й р ев о л юцион -

ной поэзии, а также литературный критик, музыкант и композитор, автор многих романсов, песен и фортепьянных пьес. Однако нельзя забывать еще об одной грани его таланта — педагога-гуманиста, просветителя своего народа. К слову сказать, именно эта сторона его творческой биографии менее всего освещена в литературе, хотя и играет далеко не последнюю роль в характеристике личности этого интересного человека.

Н. П. Огарев прекрасно понимал, что призывный набат герценовского «Колокола» могли хорошо расслышать и понять лишь люди образованные, освободившиеся не только от юридического, но и от духовного рабства. Поэтому одной из главных задач своей общественной деятельности Николай Платонович ставит пропаганду знаний среди широких масс населения, которая, говоря словами А. И. Герцена, позволила бы разбудить их дремлющее сознание.

Еще задолго до совместной с Герценом деятельности Н. П. Огарев проявлял живейший интерес к вопросам народного образования и просвещения. Уже г.о второй половине 30-х гг., находясь в ссылке в Пензенской губернии, он сообщает своим друзьям о том, что с усердием пишет статью о воспитании. Более основательно занимается он этим вопросом по возвращении из-за границы, в родовом имении отца — селе Старое Акшино.

«Акшинский период» (1846 — 1851 гг.) вошел в биографию Н. П. Огарева^ как время активных усилий по улучшению экономического, правового и культурного положения крепостных своего отца. Около двух тысяч из них он отпускает на волю с землей, пытается внедрить рациональные способы земледелия, создает показательные фермы, предполагает открыть на началах вольнонаемного труда местные фабрики, заводы и т. п.

Осуществляя эти гуманные акты, преобразования, Огарев, конечно, понимал, что впереди у него огромные трудности, связанные с тяжелым со-

циально-бытовым положением трудящихся, с невежеством, забитостью, вставное — сплошной неграмотностью^ крестьян. Именно поэтому, чтобы перейти к реализации теории «русской крестьянской революции», Н. П. Огарев включается в решительную борьбу за просвещение народа, стремится поднять его до уровня понимания грядущих задач, пробудить общественную активность. В это время он созда-дает замечательное по тому времени с Фци а л ь но^п е!д агогич ее к о е сочинение «Л о л ит ех н ищеек а<я н ар од н а я ш к о л а ». В этом произведении, составленном в форме плана занятий молодежи в проектируемой школе, нашли свое воплощение основные взгляды Огарева на науку и школу будущего, определены их роль и место в социально-политической и экономической жизни общества.

Какой же представлялась Н. П. Огареву политехническая народная школа, которая должна была стать основным центром формирования личности молодых преобразователей новой России? Проект этот, несмотря на свою утопичность, — весьма любопытный педагогический документ, » немалой степени созвучный нашим современным стремлениям к перестройке школы, народного образования.

В чем его особенность? Ответ на этот вопрос заложен в самом принципе построения политехнической школы, из которого следует, что образование — нечто противоположное невежеству. Народ, по утверждению автора проекта, не знает никакого научного объяснения естественным явлениям и приложению науки к производству. Косность, забитость, невежество, рутина убивают чувство собственного достоинства, парализуют его способность к самодеятельности.

Следовательно, надо прежде всего развеять предрассудки, помочь людям преодолеть страх и фатализм «божьего произвола», дать научное объяснение естественных явлений, воспитать у них критическое отношение ко всему, чего они боялись века-

30

с

.ал/и, в ырабо/тать самостоятельности суждений и действий. Исходя из этого основной целью и задачей своей школы Огарев ставил подготовку из уче-н и ков « мужи к ов-пропа га н д и с то в », н о-сителей просвещения. А чтобы образованием можно было охватить наибольшее количество крестьянских детей, он'требовал от своих учеников в воскресные дни учить других тому, чему они научились в школе. Он даже создал для этих целей специальные «воскресные классы». Здесь решались сразу две задачи: его ученики полу чал и сп еци а л ь ну ю «л еда го ги ч ес-кую практику» и одновременно с этим ускорялся процесс обучения грамоте широких масс крестьянских детей.

Отметим таюке, что Н. П. Огарев с высоким доверием относился к творческим возможностям «мужицких» детей. Подтверждением этому является и содержание учебного плана создаваемой им школы, в которой наряду с такими традиционными предметами, как чтение, письмо, арифметика, включались геометрия, астрономия, физика, химия, геология и естествознание с зоологией, физиология, а также география, сельская и техническая архитектура, лесоводство, технология и сельское хозяйство.

Од на к о пр и в е*д енный перечень предметов позволял решить лишь одну часть задачи — вооружение учащихся общими и политехническими знаниями с целью подготовки культурного земледельца — мужика, хорошо знающего науки. Что же касается второй задачи — подготовки из среды сельских тружеников пропагандистов «как ферментов» преобразования русской деревни, то в названный проект школы включался комплекс общественных наук, в том числе: политическая экономия, сведения из истории, понятие права, нравственности и «прямое нападение на предрассудки», а также «критический обзор наших постановлений».

Не правда ли, довольно обстоятельный курс? И, заметим, составленный без боязни вызвать нарекания о г перегрузке детей.

Объясняя содержание этой весьма

насыщенной школьной программы и отводя возможные упреки, Огарев сам писал в пояснении к ней: «Мне скажут, что это почти университетский курс... Если бы так, что за беда? Но размер науки и практическая цель покажут, что это не университетский курс, а именно тот, который должен образовать селянина» [3, с. 13].

Н. П. Огарев совершенно изгнал из своего учебного курса всевозможные антинаучные дисциплины, в том числе и Закон Божий! Более того, он ввел

специальный курс нравственности и

«прямого нападения на предрассудки». В помощь обучаемым он составил специальное пособие — «Народную учебную книгу» и «Курс популярной энциклопедии». Все делалось для того, чтобы, как признавался Николай Платонович, «...человека воспитать для всех успехов века». И человека этого Огарев представлял, выражаясь современным языком, гармонически развитой личностью.

Тем же целям служила и разработанная им методика обучения, базирующаяся на таких дидактических принципах, как научность знаний и популярность их изложения; последовательность и взаимосвязь обучения; преемственность и доступность в изложении сложного материала. Этим же целям служили наглядность обучения и подкрепление теории практическим опытом.

Наконец, он вводил и такой особо важный компонент дидактики, как

приложение знаний к конкретным видам практики. Так, у него знания учеников по физике, химии на первом году обучения «прилагались» к почве и растительности; на третьем году та же химия, не прекращая «приложения» к земледелию и физиологии растений, переходит на физиологию животных и «прилагается» к скотоводству. То же самое и по другим предметам. География, например, на четвертом году обучения «прилагалась» к производству и торговле разных стран. Как видим, идея единства теории и практики, «приложения» прохо-

дит у Н. П. Огарева красной нитью через весь план его школы. А в этом и есть суть подлинного политехнизма!

Тем же целям служит и учебный физический труд. В специальном разделе плана «Телесная работа» автор sПpeдycмaтpивaeт для мальчиков 12 — 14 лет работу в мастерских, где они

постигают столярное, кузнечное, слесарное и «медное» ремесла. Начиная со второго года обучения, учащиеся получают умения изготовления моделей

i у

простых машин, мельниц, разных сельскохозяйственных орудий и т. п. В конце четвертого года учебы они уже строят какой-либо завод и сами пускают его в работу на пятом году обучения.

Вместе с тем Огарев отдавал себе отчет в том, что для реа^изцции этих задач нужны новые людиг обладающие научными знаниями и практическими умениями, позволяющими им преодолеть косность не только в способах ведения сельского хозяйства, но и в своем сознании и миропонимании, в отношении к действительности. А это было значительно труднее. Поэтому он акцентирует внимание на вопросах воспитания нового человека.

Основной задачей воспитания, по его мнению, должно быть воспитание

разума и здравого смысла. Такая точка зрения не могла ужиться с широко распространенным в то время религиозным мировоззрением. Н. П. Огарев не признавал ни религиозных вероучений, ни церковной печати. Он требовал учить учеников по гражданским буквам. Светскость воспитания выражалась также в отмене посещений учениками церкви, в пренебрежении целым рядом обычаев (соблюдение постов, выполнение церковных обрядов и т. п.), в «ежеминутном противодействии предрассудкам».

Важное значение придавал Н. П. Огарев воспитанию у детей чувства собственного достоинства, самостоятельности и технического творчества. Учащиеся, как отмечено выше, сами изготовляли несложные машины, строили заводы, и работали на них.

Целям развития самостоятельности^ суждений и воспитания критического подхода к действительности служил и

специальный предмет — «критика наших постановлений».

Среди других факторов воспитательного ,, воздействия, сформулированных в разделе плана школы «Образ жизни учеников», выделялись уважительное отношение учителя к ученикам, воспитание чувства личного достоинства (отмена в школе телесных наказаний, запрещение ставить на колени и т. п.). Воспитывались также

навыки культурного поведения, личной

гигиены и гигиены быта (чистое платье, смена белья на кроватях школьников два раза в неделю и т. п.). Целям воспитания и всестороннего раз-

§

вития личности учащихся служил и четко разработанный Огаревым режим

учебы, труда и отдыха в школе, что

достигалось чередованием уроков^ телесной работы, занятий гимнастикой и т. п.

Как видим, основным содержанием воспитания в школе Огарева, формирующей человека новой формации^ являлось общее и политехническое образование, а также воспитание «разума и здравого смысла», то есть нравственное воспитание, включающее в себя воспитание этической культуры, свободомыслия и навыков гигиены.

Н. П. Огарев писал в письме А. И. Герцену 7 января 1847 г., что серьезно задумывается над тем, «...как дать ребенку такой ход, чтобы он вышел гуманен и мягок, объемлющ и не иг-нор ант (мало сведущий. — И. Н.), чтобы специальность не сделала его узким? Чтобы общее занятие не сделало его ничего не знающим...»

[2, с. 752].

Идея политехнической школы настолько заинтересовала семью А. И. Герцена, что Наталья Александровна, жена Герцена, вырэжая полную поддержку идеи Огарева, писала ему: «А что, школа будет у тебя в деревне? Тогда мы привезем наших детей туда учиться, и учителей, и я сама бу-

ДУ учить, чему умею... Заводи же поскорее школу» [1, с. 282].

Ну а поскольку успех работы школы зависит от учителя, то для воспитания будущего поколения, по убеждению Огарева, надо иметь людей исключительных, полностью посвятивших себя этому делу.

Первое и основное требование, которому должен отвечать такой учитель, — он должен быть выходцем из крестьян, иметь достаточное математическое и естественное образование, глубокую научно-практическую подготовку, глубокие знания своего предмета и широкую общую эрудицию. От учителя требовалось быть образцом нравственного поведения, человеком, любящкм как умственный, так и физический труд, так как только в этом случае он способен воспитать трудолюбие и творческую увлеченность своих питомцев.

Стимулирующим началом в практической деятельности учеников школы Огарева являлось предложение об освобождении их от крепостной зависимости после ее окончания при обязательном условии, что они сами остаются в течение четырех лет учителями в данной местности, продолжая обучение крестьянских детей и соответствующую просветительскую работу среди населения.

Развивая свою идею политехнической школы, Н. П. Огарев в начале 60-х гг. создает оригинальный проект «народных земледельческих училищ». Земледельческое образование, агрономические знания в условиях аграрной России Н. П. Огарев считал чрезвычайно важными. Но и этот его план был подчинен требованиям научности и политехнизма.

Училище было рассчитано на трехгодичный срок обучения. Однако уже с первого класса, являющегося классом грамотности, наряду с преподава-

нием таких предметов, как чтение, письмо, арифметика, Огарев вводил черчение и графическое преподавание арифметики как наиболее живое и легкое, близкое к земледельческой цели. Во втором классе учащиеся знакомились с начальными основами физики, неорганической химии и ботаники, а их знания «прилагались» к хлебным растениям, лесоводству, травосеянию и т. п. Сельскохозяйственную н аправ ленность пр е д л а г а л ос ь в ы д е р-жать и в содержании включенного в учебники материала. Для усиления научной направленности обучения в старших классах вводились такие предметы, как физика, теория земледелия, земледельческая химия, технология и другие.

Как и в политехнической школе, в плане училища предусматривались изучение ремесел и трудовые занятия в «рабочих классах». А чтобы приохотить учащихся к подобным работам, предлагалось продукцию их труда реализовать, а доходы от продажи делить между ними.

Важным шагом вперед, особенно в вопросах всеобщности обучения, является в училище и то, что в нем наряду с мальчиками предусмотрено обучение девочек. Н. П. Огарев считал, что участие в сельскохозяйственном труде женщин наравне с мужчинами требует вооружения их знаниями земледелия. Акцентируется внимание на активном включении женщин в учительскую работу.

Прочно встав на позиции «крестьянской революции», Н. П. Огарев, как и А. И. Герцен, видел реализацию своих взглядов в подготовке активных, свободных и грамотных строителей новой жизни. В школах, по его твердому убеждению, учащиеся должны получать общечеловеческое образование, обеспечивающее воспитание их как революционеров-просветителей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гершензон М. О. История молодой Рос- 943 с.

сии. М.: ГИЗ, 1932. 318 с. 3. Огарев Н. П. Народная политехническая

2. Герцен м Огарев // Литературное на- школа // Избр. соц.-полит. и филос. произв.: следство. М.: Иэд^во АН СССР, 1953. Т. 61. В 2 т. М„ 1956. Т. 2. С. 7 — 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.