Научная статья на тему 'Пропаганда как средство распространения революционных образов в периодической печати Урала в 1905–1907 гг'

Пропаганда как средство распространения революционных образов в периодической печати Урала в 1905–1907 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
476
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕВОЛЮЦИОНЕР / ПРОПАГАНДА / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / ЦЕНЗУРА / REVOLUTIONARY / PROPAGANDA / PERIODICALS / CENSORSHIP

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Баева Анна Алексеевна

Исследуется периодическая печать во время Первой русской революции как средство пропаганды и канал распространения революционных образов. Партийная пропаганда вооружала рабочих научными представлениями о классовой борьбе и революционном преобразовании общества. Большое значение уделялось агитации и пропаганде среди детей. Она придавала освободительному движению широкий размах и организованность, а также являлась идеологическим фактором воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Propaganda as a Means to Spread Revolutionary Images in the Ural Periodicals in 1905–1907

During the fist Russian revolution periodicals were the means of propaganda and the channel for spreading revolutionary images. The political propaganda provided workers with scientific ideas of class struggle and revolutionary transformations in society. Much attention was paid to agitation and propaganda among children. It made the liberation movement widespread and well-organized and it was also the ideological education factor.

Текст научной работы на тему «Пропаганда как средство распространения революционных образов в периодической печати Урала в 1905–1907 гг»

история

ББК 76.02

А. А. Баева

Пропаганда как средство распространения революционных образов в периодической печати Урала в 1905-1907 гг.

A. A. Baeva

Propaganda as a Means to Spread Revolutionary Images in the Ural Periodicals in 1905-1907

Исследуется периодическая печать во время Первой русской революции как средство пропаганды и канал распространения революционных образов. Партийная пропаганда вооружала рабочих научными представлениями о классовой борьбе и революционном преобразовании общества. Большое значение уделялось агитации и пропаганде среди детей. Она придавала освободительному движению широкий размах и организованность, а также являлась идеологическим фактором воспитания.

Ключевые слова: революционер, пропаганда, периодическая печать, цензура.

During the fist Russian revolution periodicals were the means of propaganda and the channel for spreading revolutionary images. The political propaganda provided workers with scientific ideas of class struggle and revolutionary transformations in society. Much attention was paid to agitation and propaganda among children. It made the liberation movement widespread and well-organized and it was also the ideological education factor.

Key words: revolutionary, propaganda, periodicals, censorship.

Периодическая печать во время Первой русской революции являлась средством пропаганды и каналом распространения революционных образов. С помощью периодической печати у читателей формировался образ революционера, хотя излагаемые факты часто искажались и приукрашивались консервативной и официальной печатью. Многие газеты не заявляли прямо и открыто о своей политической ориентации. Они называли себя «независимыми» или «беспартийными». В заголовках газет часто встречались указания, что «данное издание не причисляет себя к той или иной партии» [1].

Большое значение имела партийная пропаганда, которая вооружала рабочих научными представлениями о классовой борьбе, революционном преобразовании общества. Она выступала в качестве орудия, с помощью которого революционное движение масс поднималось от стихийности к сознательности, являлась идеологическим фактором воспитания как класса, так и личности. Поэтому нам стоит остановиться подробнее на роли агитации и пропаганды во время Первой русской революции.

В отношении революционеров власти старались наносить удары не только по организационным структурам, но и по средствам распространения идеологического влияния — по прессе. Местные власти активно практиковали приостановку выхода того или иного печатного издания. Например, в Челябинске временный генерал-губернатор распорядился остановить на срок военного положения выход газеты «Голос

Приуралья», впоследствии вместо нее издавалась газета «Приуральский край».

Большевистское руководство постоянно занималось вопросами пропагандистской работы. Одной из главных тем в рабочих кружках, по мысли

В. И. Ленина, должна была быть тема об организации революционеров и ее значении. Он настоятельно советовал разъяснять рабочим, что «именно они должны как можно чаще переходить на нелегальное положение» [2, с. 250].

Отмечался недостаток литературы, пособий для самообразования, кружковых занятий [3]. Пермский комитет РСДРП 20 июня 1905 г. сообщал в ЦК партии: «Отсутствие пособий не дает возможности создать пропагандистов из наехавшей учащейся молодежи, рвущейся к работе» [4, л. 93]. С целью решения данной проблемы уральская молодежь завязывала связи с университетскими и промышленными центрами, редакциями большевистских газет. Пермский комитет РСДРП разработал программу для занятий молодежи в кружках, была создана специальная библиотека. Эту работу в городе вели члены коллегии пропагандистов при комитете РСДРП М. О. Авейде, А. В. Семченко [5, с. 220]. Среди учащейся молодежи Вятки весной 1905 г. работало 19 подготовительных кружков, в которых занималось 110 юношей и девушек. Пропагандистская группа РСДРП, действовавшая среди учащихся, состояла из 17 чел. [5, с. 220].

Большевистские организации Урала после III съезда РСДРП развернули широкую издательскую и аги-

Пропаганда как средство распространения революционных образов..

тационно-пропагандистскую деятельность. В их листовках проводилась идея гегемонии пролетариата во время буржуазно-демократической революции, критиковалась позиция буржуазии, которая стремилась подменить революцию политической сделкой с царизмом. Большое внимание уделялось пропаганде и практическому осуществлению союза пролетариата с крестьянством, подготовке всенародного вооруженного восстания.

Для развертывания широкой пропаганды большевики укрепляли издательскую базу своих комитетов. В июле 1905 г. была создана нелегальная типография в Перми. В Екатеринбурге, кроме типографии, организованной К. Т. Новгородцевой в феврале 1905 г., была создана еще одна. В течение всех трех лет революции (1905-1907 гг.) действовала хорошо законспирированная типография в Уфе [6].

«Пермские губернские ведомости» на своих страницах критично высказывались о характере подпольной литературы: «Господа революционеры в своей подпольной литературе все время требуют учредительного собрания, но народ ясно начинает осознавать, что современное освободительное насилие может привести к разорению и обнищанию. Вряд ли удастся подпольной литературе сделать черное белым. Пользе бомб и грабежей народ никогда не поверит» [7].

В Екатеринбурге департаментом полиции был разослан циркуляр всем начальникам жандармских управлений, в котором говорилось, что совокупность поступающих в департамент полиции сведений указывала на слабость негласного наблюдения за революционным движением и его агитационнопропагандистской работой. «Меры пресечения должны принять самый обширный и решительный характер», — писала на своих страницах «Уральская жизнь» [8].

Большое внимание в периодической печати уделялось такому вопросу, как агитация и пропаганда среди населения, особенно среди детей. Власти Пермской губернии с тревогой отмечали: «Агитация среди детей — одно из возмутительных явлений нашей “освободительной” эпохи. Горе соблазнившему одного из малых сих... Между тем самая активная пропаганда ведется в школе и детской литературе» [7]. Школьные беспорядки подтвердили влияние агитаторов на училище. Побеги детей из дому и розыски их по публикации стали весьма обычными. В детских рассказах, публиковавшихся в революционных материалах, рекомендовалось оставлять во имя «свободы» старых родителей, которые придерживались старого порядка. Подобные идеи внушались в форме сказок детям младшего возраста. Здесь можно проследить довольно верный расчет на впечатлительную память детей. Басни с такой моралью не пропадали даром, дети воспитывались на них.

Вот, например, характерная сказка «Семья снегирей», которая была напечатана в приложении к журналу для юношества. В ней повествовалось, как вольный Чижик соблазнил песнями о свободе маленького Снегиря. Снегирь покинул клетку и отправился на митинг птиц, где ораторами выступали зяблики, воробьи и синицы. Точно припев к каждой фразе там звучали слова: «Так жить нельзя!» [7]. Можно подумать, что это пародия на митинги, проходившие в то время в стране. Оратор — деятель, говорящий одну и ту же фразу, пытался утвердить ее в мыслях собравшихся. Дальше в басне рассказывается, как чуть не заклевали юного Снегиря иволги и синицы, принявшие его за «шпиона-провокатора», но Снегирь все-таки встал на их сторону. Снегирь прилетел к клетке родителей, пропел им песню свободы и, когда они его не поняли, покинул их навеки. «Милые дети! Оставляйте родителей, живущих на казенных хлебах, и летите туда, где началась новая свободная жизнь» [7]. Такую мораль можно вывести из данной басни.

Данные сказки выглядели очень жестоко, но они достаточно точно характеризовали свое время. Пропаганда велась даже в детских журналах. «Писатели принялись сочинять самоновейшие басенки с “освободительной моралью”, не подозревая, насколько безнравственно их содержание. Вот и говорите о наивности и бессодержательности детской литературы. В ней проповедуются самые модные идеи» [7]. Сказки о зябликах и снегирях были рассчитаны на то, что они будут иметь свое воспитательное значение для семьи и школы.

Под влиянием агитационно-пропагандистской работы социал-демократов рабочие Урала отмечали первомайский праздник, проводили в этот день забастовки, сходки и маевки [6]. В стачечной борьбе росла классовая солидарность рабочих. Социал-демократическая агитация и пропаганда придавали рабочему движению на Урале широкий размах и организованность.

Все воззвания и объявления в газетах подвергались цензуре. Власти не допускали проникновения в печать критики в адрес правительства, не разрешено было давать разъяснение в более простых выражениях о том, что такое всеобщее, равное, прямое и тайное избирательное право, запрещалось говорить об отчуждении помещичьих земель, о произволе чиновников, о восьмичасовом рабочем дне [9]. Такие меры администрации сужали возможности легальной независимой печати как канала конструирования и распространения желаемого образа. Периодическая печать обладала огромным потенциалом в деле распространения образов, а особенно их формирования. Но революционерам не удавалось использовать данный материал в полном объеме в силу их политической направленности и агрессивного настроя к существующему режиму.

история

Екатеринбургские кадеты инженер-механик Л. А. Кроль, редактор «Уральского края» А. М. Спасский, присяжный поверенный В. Н. Мамин на митингах и в печати критиковали левые партии за утопичность их программ и тактические средства. Они предостерегали революционеров от неразборчивости в средствах, обвиняли их в готовности принести народ в жертву своим идеям. «Социалисты считают, — говорил на одном из митингов Л. А. Кроль, — что выгоднее идти на какие бы то ни было потери в настоящем, лишь бы обеспечить то светлое будущее, которое рисуется их воображению. Идти на такие эксперименты, несомненно, опасно» [10].

Таковы основные социально-политические черты, характеризующие пропаганду как средство распространения облика революционера. Революционер должен был иметь твердые идейные убеждения, внутреннюю стойкость, организованность, выдержку, чтобы в нужной ситуации правильно их применить. Пропаганда являлась одним из основополагающих каналов в деле распространения революционных образов. Революционерам, борющимся за свободу, важно было вывести российский народ из угнетения и несправедливости. При этом они умели находить и использовать действенные средства и методы для достижения поставленных целей и задач.

Библиографический список

1. Вестник Уфы. — 1906. — 1 окт.

2. Ленин В. И. Бабушкину И. В. Для Новицкой от Ленина // Полн. собр. соч. — Т. 46.

3. Камский край. — 1906. — 10 июля.

4. Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). — Ф. 221. — Оп. 2. — Д. 15.

5. Рушанин В. Я. Революционно-демократическое движение уральской молодежи (1861-1917 гг.) : дис.... д-ра ист. наук. — Челябинск, 1994.

6. История Урала в период капитализма / под общ. ред. Д. В. Гаврилова. — М., 1990.

7. Пермские губернские ведомости. — 1906. — № 239, 260.

8. Уральская жизнь (Екатеринбург). — 1907. — № 9.

9. Государственный архив Российской Федерации. — Ф. 523. — Оп. 1. — Д. 311.

10. Урал (Екатеринбург). — 1905. — 27 ноября.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.