Раздел II
ФИЛОСОФИЯ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ. СОЦИОЛОГИЯ
УДК 37.0
В. Я. Рушанин
УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА: ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ПАРТИЙНЫЕ ПРИСТРАСТИЯ И НАСТРОЕНИЯ
На основе материалов периодических изданий, архивных документов и источников начала XX в. рассматриваются искания, стремления учащейся молодежи России указанного периода в сфере политической культуры. Анализируется деятельность уральской учащейся молодежи в целом и отдельных революционных объединений.
Ключевые слова: нелегальная печать, политическая культура, революционные группы, учащаяся молодежь, ученические организации
On the basis of the materials ofperiodicals, archive documents and sources of the beginning of the 20th century the article considers searches of student youth of the Russia of the mentioned period in the sphere of political culture. It analyses activity of the Ural student youth as a whole and in definite revolutionary units.
Keywords: illegal press, political culture, revolutionary groups, student youth, student organizations
Политическая культура - сфера культуры, вырабатывающая представления о цивилизационных формах политического процесса, оценки уровня его развития [15].
Молодежь России искала в 1901-1904 гг. такую политическую программу, которая содержала бы последовательные революционные тактические лозунги и приемы борьбы за уничтожение монархического и победу республиканского строя в России. Ее раздражала осторожная, с оглядкой на позицию властей, политика либералов. Она инстинктивно тянулась к решительным формам борьбы, которые предлагали левые партии.
Стремление радикально решить общественные проблемы было близко уму и сердцу многих юношей и девушек, перенявших революционные традиции старших поколений борцов против самодержавия. Особое влияние на процесс складывания политических позиций молодежи оказывали традиции освободительного движения XIX в. Однако уже современники заметили, что в эту переходную эпоху, эпоху «общего брожения умов» [23, с. 106] произошла смена настроений молодежи. Идея необходимости борьбы за народное дело и принесения себя в жертву являлась одним из основных положений в мировоззрении учащейся молодежи второй половины XIX в., но в начале XX в. она уступила место идее сознательного служения делу рабочего класса.
Активность, сила и организованность, проявленные уже накануне революции 1905-1907 гг., создали пролетариату авторитет ведущего борца за народное дело, вызвали чувство восхищения у молодежи. Важно понять, что именно партия рабочего класса первой четко и развернуто сформулировала идеи о защите
прав подрастающего поколения, коренных преобразований в области народного образования. Первая программа российской социал-демократии, принятая на II съезде РСДРП летом 1903 г., провозглашала: «право населения получать образование на родном языке; отделение церкви от государства и школы от церкви; даровое и обязательно общее профессиональное образование для всех детей обоего пола до 16 лет; снабжение бедных детей пищей, одеждой и учебными пособиями за счет государства; воспрещение предпринимателям пользоваться трудом детей в школьном возрасте (до 16 лет) и ограничение рабочего времени подростков (16-18 лет) пятью часами» [2, с. 421-422].
Российская социал-демократическая рабочая партия опередила все другие партии и организации и в выработке специального документа о молодежи:
II съезд РСДРП принял резолюцию «Об отношении к учащейся молодежи». Съезд, отметив «оживление революционной самодеятельности среди учащейся молодежи», предложил «всем организациям партии оказывать всяческое содействие этой молодежи в ее стремлениях организовываться» [Там же, с. 434]. В резолюции съезд рекомендовал всем группам и кружкам учащихся, во-первых, поставить на первый план в своей деятельности «выработку среди своих членов цельного и последовательного социалистического миросозерцания», а, во-вторых, стараться при переходе к практической деятельности «заранее заводить связи с социал-демократическими организациями, чтобы воспользоваться их указаниями и избегать, по возможности, крупных ошибок в самом начале работы» [Там же].
Революционное движение учащейся молодежи, отличавшейся сильными республиканско-демокра-
49
тическими традициями, было заметным явлением жизни России конца XIX - начала XX в. По данным тайного советника Спешкова, к концу 90-х гг. XIX в. в гимназиях, реальных училищах, духовных семинариях, средних специальных учебных заведениях страны «успела уже образоваться целая сеть ученических организаций, стремившихся сплотиться в союзы» [18, с. 2]. Действительно, в 1895-1904 гг. в 98 населенных пунктах России существовало 148 ученических революционных объединений. Большинство из них (82 объединения, т. е. 55,4 %) придерживались социал-демократической ориентации [24, с. 117]. На Урале, по нашим данным, подпольные группы и организации учащейся молодежи в указанный период существовали не менее чем в 17 городах.
В 1902-1903 гг. ученические организации страны, по словам Спешкова, «от целей самообразования переходят в сферу чисто политическую» [18, с. 6]. Заметно увеличивается численность участников подпольных кружков, резко возросло количество ученических журналов, воззваний и прокламаций. Выпускники Уральского горного училища И. В. Шишкин, В. Н. Швецов вспоминали: «Если до 1903 г. знакомство с революционными кругами г. Екатеринбурга и с отдельными революционерами вели только отдельные “уральцы” или их небольшие группы, то начиная с 1902-1903 гг. революционные идеи начинают проникать в среду “уральцев” мощным потоком». Особенно возмутил воспитанников Уральского горного училища расстрел златоустовских рабочих в марте 1903 г. [14, л. 19].
Большую работу с екатеринбургской молодежью проводил в этот период местный комитет Уральского союза социал-демократов и социалистов-революционеров. Его руководители эсеры Е. И. Кле-щева, Ю. П. Стрижева, И. П. Тарасов, М. А. Долгорукова вели кружки, проводили загородные маевки учащейся молодежи. Комитет на широкую ногу поставил издание пропагандистской литературы1: менее чем за полгода выпущено 13 брошюр на злободневные темы («Русский политический строй и рабочие», «Народное дело» и т. д.), 17 номеров «Уральского летучего листка», один номер газеты «Хроника», 6 номеров журнала «Екатеринбургский учащийся» и множество листовок [22, с. 37].
Интересным, на наш взгляд, моментом является выход в 1903 г. в ряде городов Урала журналов, рассчитанных на учащихся всех средних учебных заведений: в Екатеринбурге - «Екатеринбургский учащийся», в Перми - «Объединение», в Вятке - «Пробуждение» и «Проблеск». Они печатались нелегально на гектографе, выходили по мере накопления материала, как правило, один раз в месяц тиражом
1 В мае 1903 г. у 20-летнего П. И. Швалко было найдено
6 гектографов, мимиограф, «склад и архив литературы до 3-х пудов» [10, л. 106об.]
30-50 экземпляров. Постоянными рубриками в них были: учебное дело, текущие вопросы, хроника средней школы, история студенческого движения, библиография, научная и литературная, письма в редакцию. Журналы резко критиковали внутришкольные порядки, знакомили учащихся с практикой революционного движения, призывали к объединению молодежи [30].
Прибывший в 1903 г. по заданию Восточного бюро ЦК РСДРП в Екатеринбург С. И. Залкинд отмечал, что из непролетарских масс «ближе всех стояла к нашей организации учащаяся молодежь» [17, с. 118]. Однако было бы ошибочно считать, что интерес к социал-демократическим идеям среди оппозиционно настроенной части молодежи был всеобщим. Во время обысков у учеников Уральского горного училища В. Швецова, В. Малевича, Б. Субботина, А. Солодовникова, Н. Орлова, Ф. Конотопо-ва, Ф. Шваба, Н. Швалко, кроме номеров «Искры», «Проекта программы социал-демократической рабочей партии», конспектов «Манифеста Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса, изъяли много эсеровской литературы [13, л. 106, 110-114;
27, л. 95, 99].
Опасаясь усиления влияния социалистов-революционеров, руководители Средне-Уральского комитета РСДРП и прибывшие в Екатеринбург агенты «Искры» С. И. Залкинд («Фаддей»), Н. А. Скрын-ник («Елазов»), П. Е. Смидович («Матрена») повели работу с учащимися с акцентом на критику эсеровских взглядов. В отчете комитета за вторую половину 1903 г. сказано: «Есть в городе связь с молодежью. Был прочитан реферат о различии между социалиста-ми-революционерами и социал-демократами». В конце года секретарь Средне-Уральского комитета РСДРП М. А. Лурье («Потапыч») прочитал лекцию гимназистам «О различиях между народниками, соци-ал-революционерами и социал-демократами» [25, с. 101-106].
Екатеринбургские большевики направили в учебные заведения в 1903-1904 гг. своих лучших пропагандистов: занятия в кружках вели С. И. Залкинд,
Н. Н. Батурин, Н. А. Чердынцев, К. Т. Новгородцева. В 1904 г. в один из кружков вступила 18-летняя гимназистка А. Бычкова. «Тогда работа среди учащейся молодежи велась значительная, - вспоминала она позднее, - и к нам в кружок приходили... солидные пропагандисты» [4, л. 25об.; 31, л. 9]. С юношеским энтузиазмом воспринимала молодежь марксизм как идеологическую опору в борьбе против капитализма и самодержавия.
Летом 1903 г. в Екатеринбург из Берлина прибыл студент И. А. Трахтенберг (партийная кличка «Зоя») с женой Н. И. Шевелиной. Она, как уроженка Красноуфимска, имела прочные связи с революционной молодежью Среднего Урала. Весной 1901 г. из Петербурга в Красноуфимск «за активное участие в
50
студенческих беспорядках» были высланы дочери потомственного почетного гражданина Красноуфим-ска, владельца золотых приисков Шевелина - Вера, Надежда, Анна, Александра. Они, привезя с собой большое количество революционной литературы, заметно активизировали деятельность кружка В. Н. Фофанова, в который входили ученики местного промышленного училища - А. Соколов, О. Козловский, П. Матвеев, А. Зырянов, И. Стулов, М. Хол-шевников, А. Вилесов и др. [4, л. 25об.]. Членами кружка широко использовалась памфлетная публицистика - «Сказка про то, как царь Ахреян ходил богу жаловаться», стихотворения «Кулак-нагайка» и «На мотив Марсельезы», произведения М. Горького. Переписывались и распространялись брошюры «Из-за чего мы боремся», «Ответ Л. Толстого святейшему Синоду» [20, с. 23]. В 1902 г. при обысках у учащихся Красноуфимского училища находили номера газеты «Искра», переписанную от руки статью В. И. Ленина «Крепостники за работой», но в основном преобладала эсеровская литература: газета «Революционная Россия», журнал «Вестник русской революции», издания ЦК эсеров - «О податях и налогах», «Реформа генерала Ванновского», «Ко всему рабочему народу русскому», «Воля царская и воля народная», «Из-за чего студенты бунтуют?» [3, л. 9-9об.; 4, л. 27].
Эсеровская газета «Революционная Россия» в большой статье «Движение в средне-учебных заведениях» отмечала, что с конца 90-х гг. в стране усилилось стремление к объединению ученических организаций разных городов. Социалисты-революционеры считали, что «условия русской действительности вынуждают учащуюся молодежь вступать в активную борьбу с учебным режимом, отказ от которой сплошь и рядом означал бы отказ от защиты своего человеческого достоинства» [28]. Эсеры рекомендовали среднешкольной молодежи, осуществлявшей в кружках и организациях подготовку «к будущей социальнореволюционной работе... не спешить с формальной пропиской по различным фракционным департаментам» [Там же]. С этим решительно не согласилась газета «Искра», призывая учащуюся молодежь побыстрее определиться с политической позицией и сплотиться под социал-демократическими знаменами.
На Урале эту работу особенно успешно проводил Вятский комитет РСДРП. В уставе вятских социал-демократов в особый раздел была выделена работа с учащейся молодежью. В нем была поставлена задача создания ученической организации и «введение... кружков самообразования среди более широкой массы учащихся с целью подбора себе заместителей и выделения наиболее энергичных и талантливых». В уставе подчеркивалось, что вся эта работа должна вестись при участии и под руководством Вятского комитета РСДРП [44, л. 3-3об.].
Комитет во второй половине 1903 г. разработал специальную программу для занятий в кружках молодежи. Деятельностью кружков руководили социал-демократы Ф. А. Липкин, И. А. Сергиевский,
В. А. Горбачев, А. П. Кин и др.
Весной 1903 г. в городе под руководством социал-демократов работали два кружка, «совершенно солидарных между собой». В первый входили ученики фельдшерской школы, мужской и женской гимназий, а во второй - сельскохозяйственного технического и реального училищ. В кружках велась напряженная работа по изучению революционной теории; учащиеся издавали отпечатанные на гектографе журналы «Пробуждение» и «Проблеск» [9, л. 1-3]. Осенью 1904 г. Вятский комитет РСДРП, руководствуясь решениями II съезда партии, объединил все социал-демократические кружки в общеученическую организацию РСДРП - одну из первых в стране1 [26, с. 205;
33, с. 15, 18; 42, л. 29, 34].
Главными задачами организации были: политическое воспитание молодежи, подготовка из лучших ее представителей революционеров социал-демократов, ведение политической агитации среди учащихся. В основу построения организации был положен принцип демократического централизма. Ее членом мог стать каждый учащийся, который принимал основные положения социал-демократической программы и обязывался помогать организации своей деятельностью и денежными взносами 15 копеек в месяц. Создавались специальные подготовительные кружки, в которых новички знакомились с Программой РСДРП [33, с. 18].
Вятская общеученическая организация РСДРП в 1904 г. имела свою нелегальную библиотеку, которая вначале помещалась в доме Громозовых на Сте-фановской улице, а затем в доме врача Братчикова на Никитской. Активный член этой организации гимназист П. Кучминский позднее писал: «Все мы, пережившие то время - время освобождения от пут рутины дореволюционного периода (1903-1904 гг. -
В. Р.), с благодарностью вспоминаем семью Громо-зовых, которая помогла нам своей прекрасной библиотекой в разрешении больных в то время вопросов и направила наши мысли по пути, указанному Марксом» [26, с. 205].
В Бирске преподаватель учительской школы Л. Я. Тепцов объединил в конце 1902 г. вокруг себя
12 учеников. Зимой кружковцы собирались на квартире учителя, летом - в питомнике школы. «Во время чтения, - сообщал осведомитель, - Л. Я. Тепцов разъяснял прочитанное и убеждал учеников в необходимости свержения самодержавия, учил, как надо пропагандировать революционные идеи» [42, л. 29, 34]. Ученики изучали «Краткий курс экономической
1 А. С. Трайнин ошибочно относит создание Вятской общеученической организации РСДРП к 1905 г. [См.: 36].
51
науки» А. А. Богданова, работу В. И. Ленина «К деревенской бедноте». Весной 1903 г. они читали «Программу РСДРП». У ссыльного Зимионко кружковцы знакомились с материалами газеты «Искра». А вскоре ученик III класса В. Стахнев стал получать номера «Искры» и литературу из Красноуфимска. Кружковцы выпускали нелегальный журнал «Проснись», помогали социал-демократам переписывать листовки. Кружок был разгромлен в конце декабря
1903 г. после ареста Л. Я. Тепцова.
В Нижнем Тагиле в 1903 г. в горнозаводском училище был создан пропагандистский кружок, учащиеся стали активно знакомиться с нелегальной литературой, а В. Богданов, А. Луценко, Б. Мельников и другие оказывали помощь социал-демократической группе. Вскоре эту работу возглавил посланный в Нижний Тагил Средне-Уральским комитетом РСДРП профессионал С. И. Залкинд [32, с. 37]. О настроении, царящем среди учеников горнозаводского училища, хорошо говорит перехваченное в октябре 1903 г. полицией письмо ученика «Ивана», в котором он писал, что в училище у него «товарищей подходящих нет -все социалисты, а мне это хуже всего» [6, л. 15].
Следует вообще отметить особую роль выпускников Уральского горного училища, Кунгурского и Вятского технических, Нижне-Тагильского горнозаводского, Красноуфимского промышленного и ряда других в радикализации уральской молодежи, распространении революционных идей в конце XIX -начале XX в. Так, в 90-е гг. XIX в. среди рабочих златоустовских заводов вели пропагандистскую работу такие выпускники Уральского горного училища, как В. Г. Рогожников, А. С. и Д. С. Тютевы, Ф. Ф. Сыромолотов, Ф. А. Рябов, А. П. Крутницкий, И. М. Лоськов, И. П. Артамонов, Г. В. Терентьев [19, л. 42-45].
Ситуация не изменилась и в последующие годы. Так, 8 января 1904 г. жандармский ротмистр сообщал из Златоуста в Уфу начальнику губернского жандармского управления, что в городе активизировались лица, «стремящиеся тем или иным путем проводить преступные идеи в рабочую среду. В особенности в этом направлении выделяются окончившие Уральское горное училище, которые поголовно почти все выходят из училища пропитанные вредными противоправительственными делами и являются затем руководителями преступной пропаганды» [41, л. 6]. Дело дошло до того, что администрация заводов стала намеренно не принимать на должности мастеров техников с образованием. «Сталкиваясь с рано зародившимся в Златоусте рабочим движением, - писал журнал «Уральский техник», - администрация заводов... искала причину развития его не столько в экономическом положении рабочих, а в мастерах с образованием, которых подозревала и винила в агитации. Должности мастеров старались
заместить “своими” старичками, как элементом более спокойным и благонадежным» [37, с. 1-4].
Во второй половине 90-х гг. у учащихся ряда мужских гимназий разных городов появилась мысль объединиться в масштабе страны во Всероссийский гимназический союз. С этой целью в 1897, 1898 и 1900 гг. в Киеве были созваны гимназические съезды [38, с. 178-179]. Очень большой активностью в это время отличались уфимские гимназисты. В конце 1900 г. в Уфимской мужской гимназии возник кружок, в который вошли С. Гарденин, В. Сперанский, братья Серебровские, А. Юрьев, В. Гиневский,
Ф. Рябинин и другие, всего 19 человек. Кружковцы распространяли среди гимназистов листовки Уфимского и Донского комитетов РСДРП по поводу расстрела рабочих в Златоусте и Ростове-на-Дону, тексты революционных песен. В 1902-1903 гг. в гимназии были организованы сборы в пользу репрессированных студентов Казани, семей пострадавших рабочих Златоуста [35, с. 147].
Один из руководителей уральских большевиков
С. А. Черепанов, посетивший весной 1904 г. Уфу, отметил создание местным комитетом РСДРП «кружков среди молодежи» [21, с. 113]. Занятия в молодежных кружках вели представители Уфимского комитета РСДРП Ф. Ю. Фридолин, В. В. Авдеев, А. И. Потоцкий. Большую помощь в этой работе оказывал 20-летний И. С. Кадомцев, который, учась в казанской гимназии, стал «руководителем и организатором как казанских, так и уфимских школьников, а потом одним их главных уральских работников по ученическим организациям» [16, с. 224].
За влияние на учащуюся молодежь Уфы активно боролись и социалисты-революционеры. Особенно они активизировались в ноябре 1903 г. после прибытия в Уфу из Петербурга М. А. Мальцевой, которая действовала вместе с М. А. Прокофьевой, подругой известного эсера Егора Сазонова. По данным жандармов, «к распространению среди учащейся молодежи преступных изданий» они привлекли 19-летнего ученика духовной семинарии А. Куклина и гимназистов братьев Николая и Андрея Прокофьевых [12, л. 20-21, 41-43].
В декабре 1903 г. в Уфе возникла группа «Объединение учащихся», выпустившая воззвание к молодежи с призывом помочь пролетариату и студенчеству в их борьбе с правительством. Для этого юноши и девушки должны были «в кружках самообразования выработать из себя будущих сознательных граждан и борцов за народную свободу». В группу, кроме учащихся мужской гимназии, вошли воспитанники землемерного училища, духовной семинарии и женской гимназии.
За короткий срок группа «Объединение учащихся» отпечатала на гектографе четыре выпуска прокламаций под общим названием «Ко всем уча-
52
щимся», в которых критиковались программа и режим средней школы, описывались студенческие волнения в университетских городах. Прокламация «Ко всем учащимся» № 1 заканчивалась призывом: «Долой самодержавие!» [43, л. 134-135]. В январе
1904 г. при обыске у активного члена группы гимназиста Б. Николаевского1 полиция изъяла 30 экземпляров прокламации «Ко всем учащимся», 9 революционных брошюр, сборник революционных песен «Вихри враждебные» [40, л. 36].
Группа выпускала журнал «Вперед», в редакционной статье которого цель издания была обозначена так: «распространять социальные и революционные идеи среди учащихся и подготовлять насколько возможно к будущей борьбе с правительством путем распространения среди учащихся нелегальной и лучшей легальной литературы». В той же статье подчеркивалось, что на пути молодежи «к полной свободе личности, равенству и братству всех» стоит реакционное правительство. Рабочий класс и демократическая интеллигенция уже ведут борьбу с правительством. Во многих городах России созданы и организации учащихся. В их ряд встала и уфимская группа «Объединение учащихся» [1].
А. В. Ушаков утверждает, что накануне революции 1905-1907 гг. в 31 городе страны существовали объединенные организации, куда входили представители разных учебных заведений [38, с. 190]. Есть основание считать эту цифру заниженной, так как по Уралу исследователь приводит только уфимскую группу. А объединенные организации здесь существовали кроме Уфы по крайней мере еще в четырех городах: Вятке, Перми, Екатеринбурге, Оренбурге.
Между нелегальными организациями уральской молодежи устанавливались связи, предпринимались попытки объединения в масштабах целого региона. Например, известный революционер С. Ф. Гарденин, описывая этот период, сообщил: «Я припоминаю, что существовал Средне-Уральский союз учащейся молодежи, туда входили ученики старших классов гимназии и студенты» [39, л. 9]. В эти годы неоднократно делались попытки объединить подпольные молодежные группы в единый всероссийский союз учащихся средних учебных заведений. В Москве, Ростове-на-Дону, Варшаве, Киеве, Саратове и Перми прошли съезды представителей подпольных групп и организаций2 [38, с. 194].
1 Известный историк Б. И. Николаевский (1887-1966) родился в семье священника, в 16-летнем возрасте, учась в Уфимской мужской гимназии, вступил в РСДРП. Являлся активным участником революционного движения в России, примыкал к меньшевикам. В 1917-1919 гг. - директор Историко-революционного архива. Живя в эмиграции в Германии, Франции, США, собрал огромный личный архив и библиотеку, написал крупные работы по истории революционного движения в России.
2
В октябре 1903 г. пермский гимназист В. Воеводин в письме активному участнику ученических кружков Петербурга Б. Плюсни-
Пермь, по нашему мнению, не случайно была выбрана местом съезда. Работа среди учащейся молодежи в начале XX в. здесь проходила с большим размахом. Жандармский ротмистр сообщал, что начиная с лета 1902 г. «жандармскими членами наблюдались в г. Перми сходки вообще, и в частности учащейся молодежи» [5, л. 7]. В руки жандармского управления попадало немало материалов, свидетельствовавших об изучении пермской молодежью революционной литературы. Так, в апреле 1903 г. в здании духовной семинарии и на квартирах у 15 учащихся был проведен обыск, во время которого «найдено много прокламаций, нелегальной литературы», номера органа Пермского комитета РСДРП «Рабочий бюллетень» и органа учащихся средних учебных заведений Перми «Объединение». У семинариста Кузнецова обнаружена переписка, «указывавшая на существование в семинарии тайного кружка с целью пропаганды, издания тайного журнала со статьями по рабочему вопросу» [10, л. 1].
В Пермской духовной семинарии еще в 1899 г. ученики старших классов И. Секачев, В. Южаков, И. Липин, М. Ассанов, А. Ставровский и другие объединились в нелегальный кружок. Была создана ученическая библиотека, которой заведовал В. Южаков. Учащихся все время «стимулировали» своим примером и конкретными советами их старшие товарищи, студенты вузов страны. Они, по словам чиновника министерства народного просвещения, кроме личного воздействия, «положительно забрасывали среднюю школу прокламациями и воззваниями, призывающими юную незрелую учащуюся молодежь к борьбе за социальные и политические идеалы» [18, с. 5].
Так, в декабре 1900 г. полиция перехватила письмо из Харькова от студента ветеринарного института С. Н. Филадельфова к А. Ставровскому. «Если хотите, если интересуетесь нашим современным больным вопросом, то составьте свой кружок, соберите денег руб. 10, и я вам на них пошлю литературу. Покупка литературы нелегальной - вещь хорошая еще и в том отношении, что выручка идет в пользу арестованных и высланных куда-нибудь на “далекий север”». Он сообщал, что у них в институте возникло общество, поставившее целью «помогать советами и книгами семинарским кружкам» [8, л. 2].
К этому времени А. Ставровский уже покинул семинарию. «Квартира, где я жил с бывшими товарищами семинаристами, - вспоминал он, - занимала целый этаж дома, и здесь мы образовали приют для бездомных приезжих студентов, разместили склад литературы, тут же печатались семинарские прокламации, устраивались собрания и т. д. Прочно осели у нас два студента, один - военно-медицинской академии П. Н. Мостовенко и другой - Петербургского
ну приглашал его приехать в Пермь «на съезд учащихся» [10, л. 160].
53
университета С. А. Контевский. Они подробно информировали нас о студенческих беспорядках в центрах и знакомили с литературой» [34, с. 78].
Среди учащихся России энергичную пропаганду вели и представители либеральной оппозиции. Борясь за конституционную монархию, они требовали созыва всесословного и всероссийского представительного учреждения. С июля 1902 г. в Штутгарте под редакцией П. Б. Струве стал выходить журнал «Освобождение», оказавший заметное воздействие на настроения российской интеллигенции. При обыске в октябре 1903 г. в Перми на квартире А. П. Медведевой было обнаружено письмо активного участника нелегального ученического кружка 8-й Петербургской гимназии Б. Плюснина, в котором сообщалось о пересылке в Пермь учащимся партии литературы. В нем он обещал прислать пермякам и полный комплект журнала «Освобождение» [10, л. 160-161].
В ученических кружках и организациях нарастала борьба между представителями социал-демократов, социалистов-революционеров и либералов. В перехваченном 30 июля 1903 г. письме пермского гимназиста В. Воеводина в г. Усолье резко критиковался существовавший второй год кружок, которыми руководили «господа Фотиевы» 1.
Он советовал своему адресату «не особенно полагаться на этот кружок», хотя его члены и собирались по три раза в неделю, издавали свой журнал. «В гимназии, - сообщал он в письме, - в каждом классе есть люди годные, но надо руководителя. В этом году старшие устраивали кружок, но он скоро попал под влияние наших социалистов и многие отказались от участия, так что, в конце концов, оста-
'с. А. Фотиев (1878-1947) и Л. А. Фотиева (1881-1975) - члены пропагандистской группы Пермского комитета РСДРП. Фотиев был выслан в Пермь из Киева за участие в студенческих волнениях. После 1917 г. - на научной работе, доктор химических наук. Л. А. Фотиева в мае 1904 г. эмигрировала за границу, помогала
лось 5 членов, что с ними сделалось дальше - не знаю» [10, л. 169об.].
Размежевание возрастало с каждым месяцем. В сентябре 1904 г. В. Воеводин сообщал в Пензу о конфликте в одной из пермских ученических организаций. «Хотя у нас на первом собрании и были выяснены наши задачи, но большинство истолковало их совершенно неправильно (чистое самообразование). Наша партия ставила совершенно иные задачи (сейчас мы занимаемся только подготовкой вообще, а в будущем уже составили организацию для пропаганды). Благодаря этому различию неоформленная еще организация распалась на 2 враждующие между собой группы. Дебаты носили бурный характер и нам удалось привлечь на свою сторону человек 8-10. Мы возобновили занятия, но уже по-новому и под руководством сведущих лиц» [7, л. 2, 8].
В Оренбурге большую активность проявляла Оренбургская революционная группа, объединявшая социал-демократов и социалистов-революционеров. В листовках «Отголоски студенческого движения», «К учащейся молодежи г. Оренбурга», «К учительской корпорации г. Оренбурга» группа освещала основные этапы студенческого движения с 1900 г., критиковала действия попечителя Оренбургского учебного округа и директора мужской гимназии, выдвигала требования немедленного прекращения русско-японской войны, свержения самодержавия, созыва Учредительного собрания [29, с. 44].
Таким образом, учащаяся молодежь России в начале XX в. проявляла активную политическую позицию, принимая участие в создании политических объединений, тем самым способствуя развитию революционного движения в России в целом.
Н. К. Крупской в секретарской работе. Член Женевской и Парижской большевистских групп. В годы советской власти - секретарь В. И. Ленина, затем работала в СНК и Музее Революции [10, л. 169об.].
1. Вперед (Уфа). - 1904. - янв.
2. Второй съезд РСДРП: протоколы. - М., 1959.
3. ГАПК. Ф. 142. Оп. 5. Д. 3.
4. ГАПК. Ф. 162. Оп. 2. Д. 115.
5. ГАПО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 11.
6. ГАПО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16.
7. ГАПО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 43.
8. ГАРФ. ДП-00. 1898. Д. 3. Ч. 145.
9. ГАРФ. ДП-00. 1898. Д. 3. Ч. 263.
10. ГАРФ. ДП-00. 1898. Д. 5. Ч. 286.
11. ГАРФ. ДП-00. 1898. Д. 5. Ч. 286. Т. 2.
12. ГАРФ. ДП-00. 1898. Д. 80у.
13. ГАРФ. ДП-00.1899. Д. 9. Ч. 8.
14. ГАСО. Ф. 93. Оп. 1. Д. 365.
15. Гуревич, П. С. Политическая культура [Электронный ресурс] / П. С. Гуревич // Культурология. XX в.: энцикл. Т. 2. М-Я. -Режим доступа: http:www.philosopy.ru.
54
16. Данилов, Я. Памяти бойца (И. С. Кадомцев) / Я. Данилов // Каторга и ссылка. - 1925. - № 4(17).
17. Залкинд, С. Воспоминания об Урале (1903-1906 гг.) / С. Залкинд // Пролетарская революция. - 1923. - № 4 (16). - С. 118.
18. Записка, составленная по поручению министра народного просвещения членом Совета, тайным советником Спешко-вым о различных учебных заведениях Министерства народного просвещения. - СПб., 1908.
19. ЗФ ГАЧО. Ф. Р-224. Оп. 3. Д. 31.
20. Капцугович, И. С. История политической гибели эсеров на Урале / И. С. Капцугович. - Пермь, 1975.
21. Моисеев, С. К истории уральской областной конференции РСДРП(б) / С. Моисеев. - Свердловск, 1929.
22. Моисеев, С. На заре революционного движения на Урале / С. Моисеев // Урал. коммунист. - 1929. - № 14. - С. 37.
23. Н. П. П. К психологии наших подрастающих поколений / Н. П. П. // Рус. шк. - 1889. - № 5-6. - С. 106.
24. Образцова, О. А. Социал-демократическая пропаганда в средних учебных заведениях России в 1895-1904 гг. /
О. А. Образцова // Вопр. истории КПСС. - 1987. - № 10.
25. Переписка В. И. Ленина и руководимых им учреждений РСДРП с партийными организациями. 1903-1905 гг.: сб. док. Т. 2. - М., 1975.
26. Порошин, И. С. 1905 год в Вятской губернии / И. С. Порошин. - Вятка: Труженик, 1925. - 340 с.
27. РГИА. Ф. 75. Оп. 1. Д. 5999.
28. Революционная Россия. - 1903. - 15 апр.
29. Революционное движение в Оренбуржье. 1905-1907: сб. док. и материалов. - Челябинск, 1982.
30. Рушанин, В. Я. Печатные и рукописные издания уральской учащейся молодежи в 1859-1917 гг. / В. Я. Рушанин. - Челябинск, 2011.
31. РЦХИДНИ. Ф. 124. Оп. 1. Д. 296.
32. Сборник материалов революционного движения в Тагильском округе. Вып. 1. - Н. Тагил, 1925.
33. Семаков, С. Из революционного прошлого молодежи Вятской губернии (1905-1908 гг.). - Вятка, 1926.
34. Ставровский, А. На заре / А. Ставровский // Рост. - 1930. - № 5-6.
35. Титлинов, Б. В. Молодежь и революция: Из истории революционного движения учащейся молодежи духовных и сред-
них учебных заведений. 1860-1905 гг. / Б. В. Титлинов. - Л., 1924.
36. Трайнин, А. С. Исторический опыт борьбы большевиков за революционное воспитание и организацию учащейся молодежи средних школ накануне и в период первой русской революции / А. С. Трайнин. - М., 1986.
37. Уральский техник. - 1908. - № 10 (14).
38. Ушаков, А. В. Революционное движение демократической интеллигенции в России. 1895-1904 / А. В. Ушаков. - М., 1976.
39. ЦГА ООРБ. Ф. 1832. Оп. 4. Д. 56.
40. ЦГА ООРБ. Ф. 1832. Оп. 3. Д. 126.
41. ЦГА ООРБ. Ф. 1832. Оп. 4. Д. 35.
42. ЦГА ООРБ. Ф. 1832. Оп. 4. Д. 6.
43. ЦГИАРБ. Ф. 187. Оп. 1. Д. 68.
44. ЦДНИКО. Ф. 45. Оп. 1. Д. 12.
Сдано 21.03.2012
55