УДК 32.019.5; 327
DOI: 10.30914/2411-3522-2021-7-3-274-282
Пропаганда как шоу: американские передвижные выставки трофеев Первой мировой войны (1918-1919)
А. Е. Фоминых
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация
Аннотация. В статье анализируется американский опыт публичной демонстрации военных трофеев для реализации пропагандистской кампании по сбору средств и мобилизации населения США в период Первой мировой войны. Цель исследования является выявление уникальных, характерных для США, особенностей ведения военной пропаганды с привлечением выразительных средств, свойственных сфере коммерческой рекламы и шоу-бизнеса. Основной круг источников при написании работы составили текстовые и фотоматериалы передвижных выставок военных трофеев, организованных Комитетом общественной информации США («Комитета Крила») в период Первой мировой войны. Проведен контент-анализ основных нарративов пропагандистской кампании. На основе анализа публикаций российских и западных историков и специалистов в сфере пропаганды и политических коммуникаций выявлены наиболее характерные техники и приемы убеждения, а также «усиливающие эффекты» пропаганды. Передвижные железнодорожные выставки военных трофеев в реалиях США начала ХХ века явились необычайно эффективным средством пропаганды. Пользуясь большой популярностью, прежде всего как аттракцион, выставки содействовали распространению облигаций военного займа, возбуждали ненависть к немцам и Германии, а также сумели переломить изоляционистские настроения значительной части американцев в пользу «освободительной миссии» США в Европе. Сочетание традиционных (визуальных, текстовых) и относительно новых (театрализованных) средств доведения информации до целевой аудитории явилось подлинным ноу-хау американской пропагандистской машины в период Первой мировой войны. Обращение к стилю работы коммерческих ярмарок и передвижных цирков (наподобие цирка Барнума или шоу «Дикий Запад» Буфалло Билла) было вынужденной мерой в условиях позднего вступления США в войну, однако эта креативность в полной мере оправдала себя и впоследствии стала характерной чертой американской пропаганды и публичной дипломатии.
Ключевые слова: пропаганда, военные трофеи, выставка, США, Первая мировая война
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Фоминых А. Е. Пропаганда как шоу: американские передвижные выставки трофеев Первой мировой войны (1918-1919) // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2021. Т. 7. № 3. С. 274-282. DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2021-7-3-274-282
Propaganda as entertainment: US railroad war trophy exhibitions of World War I (1918-1919)
A. E. Fominykh
Mari State University, Yoshkar-Ola, Russian Federation
Abstract. The article analyses the US practice of exhibiting war trophies as a part of propaganda campaign for fundraising and mobilization of population during World War I. The author's aim is to show the unique features of the US war propaganda, which incorporated many means of expression from the world of commercial advertisement and show business. The research is mostly based on textual and visual sources coming from the traveling war trophy exhibitions organized by the Committee of Public Information (Creel Committee) during the First World War. Content analysis of the key narratives of the showings, along with publications of the Russian and Western researchers, allow indicating the most widely used means of persuasion and maximizing effects of propaganda. The article demonstrates that the railroad war trophy exhibitions turned out to be the most effective propaganda tool in the early 20th century United States. These showings were extremely popular as public attraction, and made a significant contribution to the sales of the Liberty bonds and inciting anti-German sentiment; they also helped to change the isolationist mindset of many Americans in favor of the liberation mission in
Europe. The innovation of the US war propaganda was a combination of traditional (visual, textual) and new (theatrical) means of communication with target audience. The use of the language more typical for fairs and traveling shows (e.g. P.T. Barnum's circus, or Buffalo Bill's Wild West), was a necessity for Creel's Committee, but such creativity proved its efficiency and later became a feature of the US propaganda and public diplomacy.
Keywords: propaganda, war trophy, exhibition, USA, World War I
The author declares no conflict of interests.
For citation: Fominykh A. E. Propaganda as entertainment: US railroad war trophy exhibitions of World War I (1918-1919). Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2021, vol. 7, no. 3, pp. 274-282. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2021-7-3-274-282
В период участия в Первой мировой войне и первые послевоенные месяцы важнейшим инструментом пропаганды в США были передвижные железнодорожные выставки, поезда которых перевозили по стране захваченные во Франции военные трофеи: германские пушки, аэропланы, бронемашины, другое вооружение. Крупнейшим проектом в этой сфере стала «Союзническая военная экспозиция» (Allied War Exposition, AWE), показанная в общей сложности в 24 городах США в период с июля 1918 по май 1919 года.
Теме развития политической и отдельно военной пропаганды в Соединенных Штатах в период Первой мировой войны посвящено немало исследований как собственно в США, так и в России и других странах. Основное внимание историков привлекает, как правило, деятельность созданного администрацией президента В. Вильсона Комитета общественной информации, по сути, первого в мире специализированного правительственного пропагандистского ведомства и организации работы американской прессы в военное время1 [3; 5]. Такая специфичная тема, как экспонирование военных трофеев в целях пропаганды, в российской американистике практически не отражена. Из числа западных публикаций по теме заслуживает внимания серьезное исследование «внутреннего фронта» Первой мировой войны в США с позиции региональной истории под редакцией П. Соттерин, С. А. Уолтона и С. Коллинс [7]. Один из этих авторов - С. А. Уолтон - провел впечатляющую работу по сбору разрозненных сведений о передвижных выставках трофеев в Националь-
1 Цветков И. Комитет Крила: рождение американской пропаганды // История США: материалы к курсу. 2017. 21 апр. URL: https://ushistory.ru/populjarnaja-literatura/1213-komitet-krila-rozMenie-amerikanskoj -propagandy (дата обращения: 28.09.2021).
ном архиве США ^АЯЛ) и архивных собраниях отдельных штатов и городов, где проходили такие показы [7, рр. 205-241; 10]. Представляет интерес работа Ш. Вайды, посвященная различным аспектам публичной демонстрации военных трофеев в США [9]. Анализ пропагандистской составляющей таких выставок, как и всей деятельности Комитета общественной информации, приводится в выдержавшей несколько переизданий работе Г. Джоветт и В. О'Доннелл «Пропаганда и убеждение» [8].
Под трофеями традиционно понимают захваченное в бою военное имущество противника (вооружение, военная техника, боеприпасы), а также воинские символы - знамена, штандарты, другие регалии [4, с. 3]. Использование военных трофеев в политических или пропагандистских целях - явление столь же древнее, как и война. Сам термин «трофей» (от греч. xp6лatov. лат. 1тораеит, trophaeum) первоначально обозначал некий памятник, возводимый на месте битвы и украшенный ритуальными подношениями в виде захваченного у врага оружия. Сакральный смысл экспонирования военных трофеев восходит к архаичным воинским и охотничьим культам и состоит в демонстрации материального (зримого и осязаемого) подтверждения победы над противником, подчеркивания собственной силы и доминирования. Эти традиции очень живучи во всех без исключения воинских сообществах во все эпохи. При этом если в Западной Европе и России пропагандистская демонстрация военных трофеев сформировалась в рамках традиций музейного экспонирования, то в США в 1918-1919 гг. она приобрела характер развлекательных шоу. Именно подача военных трофеев аудитории через театрализованное (говоря современными терминами - интерактивное) представление стало отличительной чертой
американской военной пропаганды Первой мировой войны.
Под пропагандой в контексте данной статьи понимается открытое распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений с целью формирования у масс определенного мировоззрения, представлений, отражающих интересы субъекта пропаганды (пропагандиста), и стимулирования соответствующих им практических действий1. Г. Джоветт и В. О'Доннелл определяют пропаганду как «преднамеренные, систематические попытки оказывать влияние на формирование восприятия, манипулировать сознанием, а также прямые действия с целью достижения результатов, отвечающих намерениям пропагандиста» [8, p. 7].
Примечательно, что в англоязычном дискурсе термин «пропаганда» имеет выраженную негативную коннотацию. Так, в качестве синонимов пропаганды допускаются «ложь», «искажение», «обман», «манипуляция», «контроль над сознанием», «психологическая война», «промывание мозгов» [8, p. 2-3]. Возможно, именно с этим связано стойкое нежелание представителей англоязычных стран использовать термин «пропаганда» применительно к собственной деятельности, для которой время от времени изобретаются все новые эвфемизмы («публичная дипломатия», «стратегические коммуникации», «глобальное взаимодействие»), которые со временем обрастают собственными смыслами.
Применительно к военным трофеям пропагандистские усилия чаще всего укладываются в нарратив демонстрации военных успехов собственных или союзных сил. Они также призваны показать злонамеренность действий противника - в особенности, когда военные артефакты выставляются на обозрение для иллюстрации преступлений и жестокости врага (англ. atrocity propaganda). В любом случае, мы имеем дело с внушением аудитории набора определенных идей и побуждением к действию.
Предметом исследования в настоящей статье выступают передвижные (железнодорожные) выставки трофейного вооружения в США в Первой мировой войне, ставшие уникальным и весьма действенным инструментом пропаганды.
Вступление Соединенных Штатов Америки в Первую мировую войну на стороне Антанты
1 Пропаганда // Большая советская энциклопедия: в 30 т. /
гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. М., 1969-1978.
стало для администрации президента В дро Вильсона не только внешним, но и внутренним вызовом. Снаряжение и отправка за океан экспедиционного корпуса на помощь союзникам представлялось предприятием не только сложным с организационно-технической точки зрения, но и чрезвычайно затратным. Само американское общество, по большому счету, не было готово к принципиально новой - тотальной войне, которая к весне 1917 года уже поглотила миллионы жизней в Европе и привела к коллапсу некогда мощных государств (Российской империи). Сильные изоляционистские настроения, особенно на Юге, многочисленная община американцев немецкого происхождения в составе населения - все это препятствовало сплочению нации и требовало от правительства нетривиальных политических решений в области пропаганды. Следует учесть, что основным средством доведения информации в начале ХХ века было устное и печатное слово, фотография и изобразительное искусство, поскольку радио и кино только начинали распространяться. В этих условиях выставление на публичное обозрение осязаемых объектов - «вещественных доказательств» превосходства над поверженным противником -было вполне естественным решением.
Справедливости ради стоит отметить, что первенство в организации не только стационарных, но и передвижных экспозиций военных трофеев принадлежит Российской императорской армии. Сбор захваченных образцов вооружения был организован с началом боевых действий, и уже в 1915 г. в Петрограде прошла первая выставка «Война и наши трофеи», пользовавшаяся большой популярностью. В 1916 году Артиллерийский музей организовал передвижную (плавучую) выставку по маршруту Петроград - Астрахань [2, с. 81]. Яркие воспоминания о посещении этой «баржи безруких (Георгиевских) кавалеров» оставил писатель Лев Кассиль в известной детской повести «Кондуит и Швамбрания»2.
Вступив в войну на ее завершающем этапе, Америка развернула агитационно-пропагандистскую работу по мобилизации тыла в масштабах, значительно превосходящих усилия прочих воюющих держав. Свою роль в этом сыграла огромная территория, развитая транспортная инфраструктура, а также гораздо более динамичная,
2 Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания. М., 1978. С. 143.
в сравнении с Европой, индустрия шоу-бизнеса и рекламы. Американцам были привычны ярмарки, передвижные цирки и аттракционы, такие как Американский музей, цирк Барнума и Бейли или знаменитое на весь мир театрализованное шоу «Дикий Запад» Буффало Билла (Уильяма Ф. Коди). Еще были живы воспоминания от крупнейших Всемирных выставок - в Филадельфии (1876) и Чикаго (1893), продемонстрировавших всему миру - особенно державам Старого Света - растущую индустриальную мощь США.
По указу президента В. Вильсона № 2594 13 апреля 1917 г. был создан Комитет общественной информации (КОИ, англ. Committee for Public Information). Комитет возглавил Джордж Крил - опытный журналист, запросивший на реализацию задуманных им пропагандистских кампаний первоначальный бюджет в 100 тыс. долларов и право нанимать профессионалов из рекламного бизнеса и журналистики. Как отмечает Д. В. Суржик, главной задачей «комитета Крила» было «объединить расколовшуюся по национальным диаспорам и политическим пристрастиям страну посредством благоприятного и яркого изображения реальных фактов, а также способствовать продвижению
образа США за рубежом и деморализовать страны Четверного союза». Комитет, в который входили специалисты по рекламе, публицисты, художники и университетские интеллектуалы, выпускал статьи, пресс-релизы, фильмы, создавал рекламные сюжеты в кино, на радио и в прессе, снабжал материалами ораторов-добровольцев для пропаганды военного участия по всей стране [5, с. 12].
В числе 12 отраслевых отделов внутри КОИ в мае 1918 г. было образовано Бюро военных экспозиций (War Expositions Bureau, WEB). Первоначально оно ведало передвижными фотовыставками, но по мере поступления захваченного в Европе немецкого вооружения переключилось на показ трофеев. Со стороны Министерства финансов США эти выставки курировала Организация военного займа (War Loan Organization), которая также активно прибегала к услугам опытных рекламных агентов и журналистов для организации широкомасштабной продажи государственных облигаций. Целью передвижных показов трофеев, по словам одного из менеджеров, было «принести войну в дома и сердца людей, как этого не было никогда прежде» [9].
Таблица / Table
Сроки проведения / Dates of the event Город, штат / City, state
1 2
7-21 июля 1918 г. Сан-Франциско, Калифорния
1-11 августа 1918 г. Лос-Анджелес, Калифорния
2-7 сентября 1918 г. Сент-Пол, Миннесота
2-15 сентября 1918 г. Чикаго, Иллинойс
24-27 сентября 1918 г. Грейт-Фоллс, Монтана
28 сентября - октябрь 1918 Де-Мойн, Айова
Конец сентября - начало октября 1918 г. Ватерлоо, Айова
2-17 ноября 1918 г. Уэйко, Техас
3-17 ноября 1918 г. Джексон, Мичиган
16-24 ноября 1918 г. Кливленд, Огайо
23-30 (?) ноября 1918 г. Литл-Рок, Арканзас
28 ноября - 8 декабря 1918 г. Питтсбург, Пенсильвания
7-15 декабря 1918 г. Канзас-Сити, Миссури
14-22 декабря 1918 г. Цинциннати, Огайо
Хронология проведения передвижных выставок трофеев Союзнической военной экспозиции (AWE) по С. Уолтону [10, p. 9-10] / The chronology of the Allied Military Exposition (AWE) traveling trophy exhibitions by S. Walton [10, p. 9-10]
Окончание табл.
1 2
4-13 января 1919 г. Буффало, Нью-Йорк
11-19 января 1919 г. Сент-Луис, Миссури
1-9 февраля 1919 г. Либерал, Канзас
1-9 февраля 1919 г. Новый Орлеан, Луизиана
5 (?) - 12 февраля 1919 г. Толедо, Огайо
20-27 (?) Февраля 1919 г. Детройт, Мичиган
26 февраля - 5 марта 1919 г. Хьюстон, Техас
Март (?) 1919 г. Оклахома-Сити, Оклахома
20-27 марта 1919 г. Милуоки, Висконсин
С. Уолтон, наиболее детально исследовавший историю выставок, выделяет три основных региона передвижения экспозиций военных трофеев (табл.):
1. Запад - Средний Запад (из Лос-Анджелеса и Сан-Франциско в Калифорнии через Айову в Мичиган, Иллинойс и Миннесоту, с единичным заездом в Монтану);
2. Район Великих озер - Средний Запад (Мичиган, Огайо, Нью-Йорк, Пенсильвания);
3. Великие равнины - Юг (Канзас, Арканзас, Миссури, Оклахома, Техас и Луизиана).
Проведение первых передвижных показов фиксируется в Калифорнии летом 1918 года. Перемирие и прекращение боевых действий в ноябре того же года не остановило запущенную машину пропаганды: эшелоны с трофеями колесили по Америке вплоть до весны 1919 года, после чего военные артефакты были распределены по различным музеям, воинским частям и учебным заведениям по всей стране, проданы частным владельцам или утилизированы [10, р. 13-15].
Как следует из приведенной выше хронологии, многие экспозиции находились в пути следования практически одновременно, то есть показы могли проходить синхронно в разных городах. С. Уолтон допускает, что образцы захваченной германской военной техники, составлявшие основу экспозиций, могли передаваться по мере необходимости из одного эшелона в другой. Время от времени собрания трофеев могли пополняться новыми экспонатами, прибывающими морем с Европейского театра военных действий. При этом железнодорожные составы, направляемые в крупные города, такие как Лос-Анджелес, Новый Орлеан или Кливленд, могли
включать от 18 до 47 вагонов и платформ с военной техникой, в то время как небольшие экспозиции ограничивались 4-6 платформами.
Некоторые города предоставляли для проведения выставки трофеев парки или иные открытые площади, обычно занимаемые ярмарками; власти других городов предпочитали проводить экспозицию в закрытых помещениях. Например, в Цинциннати германские трофеи были выставлены на публичное обозрение в городском мюзик-холле.
Вот как описывалось прибытие «артиллерийского поезда» в Бостон в мае 1919 года по завершении передвижной выставки: «Целый месяц по стране совершает турне поезд в составе семнадцати платформ с грузом из тридцати образцов артиллерии и другого вооружения. Военный оркестр возглавляет процессию пушек, траншейных минометов, зенитных орудий и восьмидюймовых гаубиц через центр города, привлекая толпы зрителей. Отдельные орудия экспонируются на специально выделенных для этого площадках наряду с другими образцами техники, такими как 36-дюймовый прожектор, полевая радиостанция, санитарный фургон и почтовый автомобиль с полевой голубятней. Пятнадцать тяжелых орудий выставлены в парке Бостон-Коммонз. Из них регулярно производятся стрельбы, эхо которых разносится по городу» [10, p. 4].
Большинство экспонатов представляли собой наиболее характерные предметы вооружения германской армии, такие как полевые пушки и гаубицы, минометы, автомобили, или же непривычные американцам технические курьезы, наподобие полевой установки для очищения воды. Были и тематические экспозиции, целиком состоявшие из образцов артиллерии или даже подводных лодок.
Так, трофейная германская субмарина UC-5 (одна из полученных по репарациям Версальского договора) продолжительное время выставлялась в Центральном парке Нью-Йорка. Другая «дьявольская лодка гуннов» UC-97 к 1920 г. добралась по железной дороге до Великих озер [10, p. 4-5].
На привлечение (и развлечение) публики на выставках трофеев работали цирковые труппы и звезды вестернов Голливуда, сменившие амплуа с ковбоев и индейцев Дикого Запада на бойцов Американского экспедиционного корпуса в Европе и их противников - немцев. Перед зрителями разыгрывались сцены кавалерийских, а впоследствии даже танковых атак. Выставки не ограничивались исключительно показом захваченной вражеской техники. На экспозициях постоянно играли военные и гражданские оркестры, здесь же были развернуты вербовочные пункты различных родов войск вооруженных сил, а также палатки и стенды Красного креста и других общественных организаций («Рыцарей Колумба», «Американского легиона», Американской библиотечной ассоциации и др.), показывались еще редкие тогда кинофильмы.
Для погружения посетителей в напряженную атмосферу сражений на местах показа выставок организаторами предварительно готовилась «интерактивная» инсталляция линии фронта с имитацией настоящих траншей и блиндажей, проволочных заграждений, воронок от снарядов, разбитых орудий и сгоревших зданий. В крытых вагонах оборудовались традиционные музейные экспозиции, однако и здесь был заметен творческий подход устроителей: так, манекены германских и союзных солдат были выполнены с необычайным реализмом в технике музейных восковых фигур. Как отмечает Ш. Вайда, для усиления эмоционального эффекта организаторы намеренно сохраняли на выставляемых «реликвиях войны» грязь, копоть, налипшую траву, кровь и волосы павших [9].
Говоря об идеологическом наполнении выставок, следует выделить как минимум три доминирующих нарратива.
Во-первых, чествование солдат Американского экспедиционного корпуса в Европе, подчеркивание их героизма и жертв на справедливой войне. Так, перед входом на выставку трофеев в Чикаго была возведена временная Триумфальная арка с надписью: «Нашим павшим героям. Смерти нет. Они все живы». Программа экспозиции в
Канзас-Сити обращалась к посетителям со словами: «Никто не сможет осматривать эти бесценные трофеи, за которые заплачено кровью павших в Битве за Человечество, не испытав потрясение до самой глубины своего сердца и не обретя решимость сделать все возможное, чтобы отправиться за моря и приблизить победу Америки и ее союзников». О степени эмоционального накала свидетельствует текст на обратной стороне входного билета на выставку в Цинциннати: «Не проходите мимо этих трофеев, внимательно изучите их - и когда вы покинете здание Выставки, сделайте это с сердцем, преисполненным благодарности тем отважным, которые сражались и сражаются сейчас за вас, потому что ЭТО ВАША ВОЙНА» [10, p. 11].
Во-вторых, огромное внимание уделялось побуждению посетителей выставок вносить посильный вклад в победу США и Антанты в войне -вступать в армию или приобретать облигации военного «Займа Свободы» (Liberty bonds). На достижение этой цели работал весь опыт сотрудников Бюро военных экспозиций, приобретенный ими в сфере рекламного бизнеса. Например, выставленная в Нью-Йорке трофейная немецкая подводная лодка UC-5 была переименована в U-Buy-A-Bond («Ты покупаешь облигацию») [10, p. 4].
Агенты КОИ, подобно коммивояжерам, разъезжали по стране, опережая железнодорожную выставку, рекламируя ее и осуществляя оптовые предварительные продажи входных билетов. К патриотической миссии подключались и местные волонтеры из числа предпринимателей и чиновников. В Кливленде - пятьдесят сотрудников Американского института банковского дела (American Institute of Banking) в 25 офисах продаж (магазинах, аптеках, церквях и т. п.) в Огайо и Пенсильвании, на общую сумму 7500 долларов [10, p. 7].
Наиболее посещаемыми ожидаемо оказались шоу в крупных городах - например, в Чикаго выручка от продажи входных билетов составила 584 тыс. долларов от более 2 млн посетителей (до 250 тыс. человек в день!). Чикагские показы действительно поражали воображение своим масштабом: в парадах и постановочных боях (сухопутных и морских - на озере Мичиган) принимали участие до 3 тыс. солдат, моряков и морских пехотинцев, а британо-американская эскадрилья из четырнадцати военных самолетов устраивала показательные полеты и инсценировки
воздушных боев [10, р.7]. В Цинциннати, несмотря на бушевавшую пандемию гриппа (печально известной «испанки»), городским предпринимателям удалось привлечь на шоу более 160 тыс. посетителей и по итогам вложить в правительственные облигации военного займа более 200 тыс. долларов.
Любопытно, что на передвижных выставках посетителям предлагались на продажу небольшие подлинные военные реликвии наподобие немецких медалей, стальных шлемов и других военных предметов. Особенно ценились характерные прусские кожаные каски с металлическим навершием (Pickelhaube), захват которых часто сравнивался со скальпированием поверженного врага - практика, хорошо знакомая зрителям вестернов и посетителям шоу «Дикий Запад» Буффало Билла [9]. Благодаря этой торговле закладывается основа множества коллекций военного (прежде всего немецкого) антиквариата в США (militaria). Впоследствии именно сформировавшийся после 1918 г. рынок подобных товаров подпитывал страсть американских солдат к немецким «военным сувенирам» («Железным крестам», эсэсовским кинжалам, пистолетам «Люгер» и т.п.) уже во Второй мировой войне.
Говоря об экономическом эффекте от пропагандистских показов трофеев, можно утверждать, что с задачей по привлечению средств от населения на ведение войны устроители выставок из «Комитета Крила» справилось вполне успешно. При бюджете около 1 млн долларов выручка с продажи билетов на выставки составила около 1,4 млн долл. (около 23 млн долларов по современному курсу) [10, р. 5-7].
В-третьих, всепроникающим лейтмотивом выставок было возбуждение ненависти к Германии и немцам, дегуманизацию противника через умело используемый «язык вражды». Д. В. Суржик допускает, что скатывание КОИ к приемам «черной пропаганды», допускающим не только и не столько методы убеждения, сколько намеренную дезинформацию и запугивание аудитории, происходило под влиянием союзников - британцев и французов [5, с. 12-13]. Однако антинемецкая истерия нагнеталась в Америке и без участия профессиональных пропагандистов -усилиями отдельных «патриотов» на местах, властями штатов и федерального правительства. На первые месяцы после вступления США в войну пришелся пик гонений на немецкий язык и
культуру. Немцы получили презрительное прозвище «Huns» — «гунны», а немецкая культура стала именоваться Kultur. Особенно болезненно процессы ликвидации любых следов связи с Германией (немецких топонимов, памятников, образования и печати на немецком языке) протекали в регионах компактного проживания потомков переселенцев из Германии, общая численность которых в 1917 г. оценивалась примерно в 3 млн человек. Доносы, бытовые оскорбления, линчевание и погромы в отношении немецкоязычных американцев, лояльность которых ставилась под сомнение только из-за их этнического происхождения, зачастую поощрялись властями [3, с. 119—120; 7], поэтому агрессивный посыл выставок захваченного германского вооружения с готовностью воспринимался аудиторией, антинемецкие настроения которой были уже подогреты пропагандой.
«Язык вражды» пропитывал и текстовое сопровождение экспонатов. На «трофейных» поездах работали подготовленные гиды, часто -ветераны-фронтовики, в красках рассказывавшие посетителям о подвигах солдат армии США и злодеяниях германской военщины. Зрителям демонстрировались не только орудия и боеприпасы, разрушавшие мирные города, но и более изощренные доказательства германской жестокости - например, якобы намеренно поврежденная немцами статуя Иоанна Крестителя из бельгийского или французского собора или гипсовые слепки «отрубленных рук французских и бельгийских детей» [9]. В соответствующей тональности были выдержаны и текстовые описания экспонатов: «Немецкая 77-мм пушка, основное орудие армии гуннов - захваченное в бою, разбитое и приведенное в негодность снарядами союзников»; «Торпеда -именно такой немцы потопили лайнер «Лузи-тания»», и тому подобное. Реклама экспозиции в Чикаго гласила: «Приходите на Военную выставку и представьте себе разрывы снарядов, облака отравляющего газа, ливень пулеметных пуль - всю ту атмосферу ненависти, предательского и несправедливого ведения войны, с которой пришлось столкнуться нашим парням лицом к лицу» [10, p. 11].
Ш. Вайда приводит один из типичных случаев, связанных с показом выставки в местах проживания этнических немцев. В октябре 1918 года поезд с трофеями войны сделал остановку в городке
Дженера в Огайо, имевшем репутацию «немецкого острова». Один из 25 морских пехотинцев из эскорта передвижной выставки обратился к горожанам с такой речью: «Многие мне говорили о том, что Дженера - за немцев. Я не планирую ставить к стенке и расстреливать всех сторонников Германии... Вместо этого я хочу заставить этих немцев надеть свои деревянные башмаки и выслать их обратно в Германию». Зачастую местные «патриоты» и военный персонал выставок объединяли усилия и угрозами принуждали немецкоязычных граждан покупать облигации военного займа [9].
На демонизацию противника были рассчитаны и пропагандистские киноленты, демонстрируемые на выставках. Наряду с фронтовой хроникой («Официальное военное обозрение») посетителям предлагались документальные («Крестоносцы Першинга») и художественные фильмы с весьма характерными названиями: «В когтях гуннов», «Прусские невежи», «Кайзер - чудовище из Берлина», «В ад вместе с кайзером» и тому подобное. В этих произведениях Голливуда прославлялось англо-франко-британское боевое содружество и подвиги солдат Антанты. Немцы же изображались бесчеловечными варварами, которые насилуют и убивают медсестер и монахинь, калечат детей, расстреливают взрослое мужское население. Германское руководство было представлено психически больными людьми, заигравшимися в солдатики, а кайзер - неадекватным человеком, разбойником и порождением ада, использующим смертоносные достижения прогресса для того, чтобы ввергнуть мир в новые «темные века» [3, с. 121; 5, с. 15].
Таким образом, с точки зрения пропаганды, которая в условиях тотальной войны с самого начала приобрела агрессивный характер, выставки военных трофеев в качестве передвижного аттракциона для сбора средств на ведение войны и подъема патриотических настроений населения в американских реалиях 1918-1919 гг. себя полностью оправдали.
Аналогичные пропагандистские приемы применялись и в охваченной гражданской войной Рос-
сии. Советскую власть помогали устанавливать многочисленные передвигающиеся по стране «агитпоезда», напоминающие американские «трофейные» эшелоны. Если первенство в насыщении показов трофеев эффектами театрализации, скорее всего, принадлежит Соединенным Штатам, то вскоре такая практика становится повсеместной. Так, в июле 1920 г. у Кремлёвской стены в Москве была открыта выставка трофеев Красной армии, захваченных в боях с интервентами и белогвардейцами, оформленная с элементами имитации поля боя - точно так же, как «интерактивные» показы трофеев в Америке [1, с. 366].
Следует признать, что эмоциональный эффект от демонстрации военных трофеев очень силен, и именно по этой причине осязаемые объекты до сих пор остаются востребованными в сфере пропаганды и наше время, несмотря на глобальную цифровизацию. В качестве примеров можно привести передвижную железнодорожную выставку трофеев Министерства обороны РФ «Сирийский рубеж» с захваченными у ближневосточных террористов образцами военной техники (2019), или экспозицию трофеев Карабахской войны (2020), открытую азербайджанскими военными в Баку.
С точки зрения теории пропаганды выставки трофеев обладают выраженным комплексом «усиливающих эффектов» [8, р. 279-285]. Здесь присутствует апелляция к достоверности источников (объект захвачен на поле боя!), прямой контакт пропагандиста и аудитории (гида и зрителей), специально подобранный язык подачи информации, а иногда (как на американских показах трофеев) - сопровождающий музыкальный ряд, освещение и даже запахи. Все это в совокупности направлено на формирование у зрителя определенного набора эмоций и мысленных ассоциаций, что превращает показы трофейного вооружения в мощный инструмент пропаганды, поэтому «трофейные» поезда США следует считать важным этапом развития не только американской, но и общемировой пропагандистской практики.
1. Абрамов А. С. У Кремлевской стены. М. : Политиздат, 1987. 384 с.
2. Кудрец А. С. Музеи Великой войны: проекты и перспективы // Вестник СПбГИК. 2018. № 3 (36). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/muzei-velikoy-voyny-proekty-i-perspektivy (дата обращения: 26.09.2021).
3. Малаховский А. К. Пропаганда и цензура в журналистике США в годы Первой мировой войны: от нейтралитета к патриотизму // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2014. № 2. URL: https://cyberlenirika.ra/article/ri/propaganda-i-tsenzura-v-zhurnalislike-ssha-v-gody-pervoy-mirovoy-voyny-ot-neytraliteta-k-patriotizmu (дата обращения: 19.09.2021).
4. Олейников А. В. Захвачены в бою. Трофеи русской армии в Первой мировой. М. : Вече, 2015. 352 с.: ил.
5. Суржик Д. В. Первая мировая (информационная) война в США // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2014. № 1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/pervaya-mirovaya-informatsionnaya-voyna-v-ssha (дата обращения: 22.09.2021).
6. Шукунда С. З. Языковая обстановка в США в годы Первой мировой войны // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 5-1. С. 306-313. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23560813 (дата обращения: 24.09.2021).
7. Home Front in the American Heartland: Local Experiences and Legacies of WWI. Edited by Patty Sotirin, Steven A. Walton, Sue Collins. Cambridge Scholar Publishing. 2020. 353 p.
8. Jowett G. S., O'Donnell V. Propaganda and persuasion. 4th ed. Thousand Oaks, 2006.432 p.
9. Wajda S. America's World War I Trophy Trains: War Relics as Propaganda // Medium. History. 2019. Jul. 8. URL: https://medium.com/@shirleywajda/americas-world-war-i-trophy-trains-war-relics-as-propaganda-57f7a9b811e1 (accessed 24.09.2021).
10. Walton S. A. The Allied Expositionary Forces in WWI: From Encouragement to Commemoration of War // Proceedings of Armistice and Aftermath: A Michigan Tech Symposium on WWI. Sept. 28-29. Paper 3B2. URL: https://digitalcommons.mtu.edu/ww1cc-symposium/program/program/20/ (дата обращения 22.09.2021).
Статья поступила в редакцию 30.09.2021; одобрена после рецензирования 15.10.2021; принята к публикации 01.11.2021.
Об авторе
Фоминых Алексей Евгеньевич
кандидат политических наук, доцент кафедры межкультурной коммуникации, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4459-6320, [email protected]
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
1. Abramov A. S. U Kremlevskoi steny [At Kremlin's Wall]. M., Politizdat Publ., 1987, 384 p. (In Russ.).
2. Kudrets A. S. Muzei Velikoi voiny: proekty i perspektivy [Museums of Great War: projects and prospectives]. Vestnik SPbGIK = Vestnik of Saint-Petersburg State University of Culture, 2018, no. 3 (36), pp. 80-85. Available at: https://cyberleninka.ru/artide/nmuzei-velikoy-voyny-proeky-i-perspektivy (accessed 26.09.2021). (In Russ.).
3. Malakhovskiy A. K. Propaganda i tsenzura v zhurnalistike SSHA v gody Pervoi mirovoi voiny: ot neitraliteta k patriotizmu [Propaganda and censorship in the US mass media during World War 1: from neutrality to patriotism]. VestnikRossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Literaturovedenie, zhurnalistika = RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 2014, no. 2, pp. 116-123. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/propaganda-i-tsenzura-v-zhurnalistike-ssha-v-gody-pervoy-mirovoy-voyny-ot-neytraliteta-k-patriotizmu (accessed 19.09.2021). (In Russ.).
4. Oleynikov A. V. Zakhvacheny v boyu. Trofei russkoi armii v Pervoi mirovoi [Captured in battle. The Russian Army war trophies of WW1]. M., Veche Publ., 2015, 352 p. (In Russ.).
5. Surzhik D. V. Pervaya mirovaya (informatsionnaya) voina v SSHA [The First World (Information) War in the USA]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M. A. Sholohova. Istoriya i politologiya = Sholokhov Moscow State University for the Humanities, 2014, no. 1, pp. 94-107. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/pervaya-mirovaya-informatsionnaya-voyna-v-ssha (accessed 22.09.2021). (In Russ.).
6. Shukunda S. Z. Yazykovaya obstanovka v SSHA v gody Pervoi mirovoi voiny [Language situation in the USA during the First World War]. Aktual'nyeproblemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk = Actual problems of Humanities and Natural Sciences, 2015, no. 5-1, pp. 306-313. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23560813 (accessed 24.09.2021). (In Russ.).
7. Home Front in the American Heartland: Local Experiences and Legacies of WWI. Edited by Patty Sotirin, Steven A. Walton, Sue Collins. Cambridge Scholar Publishing. 2020, 353 p. (In Eng.).
8. Jowett G. S., O'Donnell V. Propaganda and persuasion. 4th ed. Thousand Oaks, 2006, 432 p. (In Eng.).
9. Wajda S. America's World War I Trophy Trains: War Relics as Propaganda. Medium / History, 2019, Jul. 8. Available at: https://medium.com/@shirleywajda/americas-world-war-i-trophy-trains-war-relics-as-propaganda-57f7a9b811e1 (accessed 24.09.2021).
10. Walton S. A. The Allied Expositionary Forces in WWI: From Encouragement to Commemoration of War. Proceedings of Armistice and Aftermath: A Michigan Tech Symposium on WWI, Sept. 28-29. Paper 3B2. Available at: https://digitalcommons.mtu.edu/ww1cc-symposium/program/program/20 (accessed 22.09.2021). (In Eng.).
The article was submitted 30.09.2021; approved after reviewing 15.10.2021; accepted for publication 01.11.2021.
About the author Alexey E. Fominykh
Ph. D. (Political Sciences), Associate Professor, Department of Intercultural Communication, Mari State University (1 Lenin Sq. 424000 Yoshkar-Ola, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4459-6320, [email protected]
The author has read and approved the final manuscript.