ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
нутая обществом степень социального равенства или неравенства проявляется лишь в каком-то одном аспекте справедливости.
Принцип справедливости административной ответственности также имеет два аспекта: уравнивающий и распределяющий. Уравнивающий аспект находит (должен находить) выражение в равных (единых) основаниях и пределах ответственности за правонарушения, а распределяющий — в индивидуализации правовых рамок конкретных форм административной ответственности в зависимости от характера административного правонарушения, личности субъекта правонарушения и других обстоятельств дела.
Таким образом, принцип справедливости является самым глубинным принципом административной ответственности, определяющим все другие принципы, задающим основные направления развития административно-деликтного наказания.
1 См.: Анашкин Г.3. Справедливость назначения уголовного наказания // Советское государство и право. 1982. № 7; Осипов П.П. Теоретические основы построения и применения уголовно-правовых санкций. — Л., 1976. С. 101;
Карпец И.И. Индивидуализация наказания. — М., 1901. С. 12 и др.
2 См.: Васильев А.М. Правовые категории. — М., 1976. С. 225—226.
3 См.: Келина С.Г., Кудрявцев В.Н. Принципы советского уголовного права. — М., 1988. С. 25.
4 См.: Никифоров Б.С. Наказание и его цели // Советское государство и право. 1981. № 9. С. 64; Прохоров В.С. Преступление и ответственность. — Л., 1934. С. 106—107; Тар-багаев А.Н. Понятие и цели уголовной ответственности. — Красноярск, 1986. С. 83—116.
5 См.: Похмелкин В.В. Достижение справедливости при назначении наказания по советскому уголовному праву: Автореф. дис... канд. дис. — М., 1985. С. 12—13.
6 Экимов А.И. Справедливость и социалистическое право. — Л., 1980. С. 42—43.
7 См.: Осипов П.П. Указ. соч. С. 93.
8 Экимов А.И. Указ. соч. С. 42.
9 Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. — М., 1977. С. 54.
10 См.: Экимов А.И. Указ. соч. С. 47.
11 Коган В.М. Социальный механизм уголовно-правового воздействия. — М., 1983. С. 49—5.
ПРОПАГАНДА БЕЗОПАСНОСТИ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
П.Н. ШЕВЧЕНКО
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы истории пропаганды безопасности дорожного движения в советском государстве. Раскрывается пропагандистская деятельность не только Государственной автомобильной инспекции, но и общественных организаций, направленная на профилактику дорожно-транспортных происшествий и воспитание участников дорожного движения в духе неуклонного соблюдения Правил дорожного движения.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, ГАИ, история, пропаганда.
В средствах массовой информации о проблеме безопасности дорожного движения заговорили в середине 1920-х годов. Безусловно, она привлекала внимание не только специалистов, но и граждан. В целях популяризации правил уличного движения и необходимости их соблюдения в 1925 г. по постановлению президиума Моссовета на улицах города появились плакаты и агитационные материалы, содержащие пропаганду безопасности дорожного движения. В 1930 г. впервые вышли в свет в виде отдельного издания Правила уличного движения.
В то же время в составе управлений милиции и уголовного розыска Москвы и Ленинграда были созданы отделения регулирования городского движения — предшественники отделов регулирования уличного движения (ОРУД). Помимо надзора за со-
блюдением правил уличного движения, в их обязанности вменялись пропаганда безопасности дорожного движения и учет дорожно-транспортных проис-шествий1.
Позднее уже работа отделов регулирования уличного движения привела к организации централизованного учета ДТП, выпуска плакатов, листовок, брошюр и кинофильмов, посвященных проблемам безопасности движения. Радиопередачи, выступления работников милиции на рабочих собраниях, в школах призывали население к дисциплине, организованности и порядку при нахождении на улицах.
В 1932 г. Главное управление Рабоче-крестьянской милиции издало циркуляр «О мероприятиях по развертыванию пропаганды безопасности уличного дви-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
жения» — первый нормативный документ о деятельности милиции в данном направлении.
Большая роль в деле пропаганды безопасности движения в то время принадлежала общественным организациям. В 1927 г. было учреждено Общество содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог в РСФСР (Автодор). В разные годы в его структуре успешно функционировали различные секции, в числе которых секция юных друзей Автодора — прообраз будущих отрядов юных инспекторов дорожного движения. С 1928 г. стал издаваться журнал «За рулем» — печатный орган Автодора РСФСР. По инициативе Автодора и Общества содействия милиции (ОсодМил) были организованы специальные пешие и моторизованные группы содействия отделам регулирования уличного движения.
Особую озабоченность вызывало положение с детским дорожно-транспортным травматизмом. В Ленинграде ОРУД совместно с работниками Ленинградской психотехнической лаборатории, транспортных служб, образовательных учреждений разработал серию инструктивных писем по безопасному поведению на дорогах для родителей и детей. С 1934 г. в школах города началось обязательное ознакомление учащихся с правилами уличного движения. Аналогичные мероприятия проводились и в Москве.
3 июля 1936 г. — дата образования Государственной автомобильной инспекции. Совет народных комиссаров СССР своим постановлением утвердил положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР. Вскоре Наркомат внутренних дел Союза ССР издал приказ, утвердивший инструкцию о пропаганде безопасности дорожного движения, в которой предписывалась необходимость развертывания агитационно-массовой работы по безопасности движения среди пешеходов и водителей.
В годы Великой Отечественной войны деятельность подразделений пропаганды ГАИ не прекращалась. Проводилась активная работа с населением по предупреждению дорожно-транспортных происшествий путем разъяснения правил дорожного движения, безопасного поведения в военное время, соблюдения светомаскировки на транспорте и т.д. Многое было сделано и для подготовки водителей для службы в армии2.
В послевоенные годы правила дорожного движения довольно часто подвергались изменениям. С 1955 г. стал издаваться журнал «Советская милиция», в ко-
тором можно было найти материалы, посвященные службе ГАИ, пропаганде безопасности дорожного движения.
В 1958 г. был создан Научно-технический совет по безопасности дорожного движения автомобильного транспорта. В это же время вышел в свет первый номер ежемесячника «За безопасность движения» Управления ГАИ ГУВД Мосгорисполкома. Во второй половине 1950-х годов патрульные автомобили и мотоциклы оборудовались УКВ-радиостанциями и громкоговорящими установками; приобретались агитмашины с киноаппаратурой; стали проводиться декады безопасности движения (как правило, с 15 по 25 сентября).
Увеличилась роль общественных организаций. На автотранспортных предприятиях создавались комиссии общественного контроля за техническим состоянием автомобилей. В 1960 г. были утверждены Правила движения по улицам и дорогам Союза ССР.
В начале 1970-х годов работа Госавтоинспекции была направлена на профилактику дорожно-транспортных происшествий и воспитание участников дорожного движения в духе неуклонного соблюдения Правил дорожного движения. К работе привлекались комитеты по печати, кинематографии, радиовещанию и телевидению, Министерства просвещения, высшего и среднего специального образования СССР. Создавались детские автогородки, регулярно проводились операции всесоюзного масштаба «Трактор», «Автобус», «Внимание — дети», «Осторожно, водитель», «Внимание — дорога». Об эффективности проводимой работы свидетельствовал тот факт, что уже к середине 1970-х годов были существенно снижены темпы роста показателей аварийности.
В 1990-х — начале 2000 годов в существенный рост автопарка обернулся повышением напряженности ситуации на автомобильных дорогах. Дисциплина водителей резко снизилась, что привело к увеличению количества ДТП и смертности на дорогах. Для преодоления сложившейся ситуации необходимо изучать и использовать весь накопленный положительный опыт работы государственной автомобильной инспекции по пропаганде безопасности дорожного движения.
1 См.: Смородина В.А. Из истории пропаганды безопасности дорожного движения // История государства и права. 2006. № 12.
2 Там же.