Научная статья на тему 'ПРОМЫШЛЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ И ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ'

ПРОМЫШЛЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ И ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / САНКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шацкий А.А.

В статье представлено исследование, проведенное на основании статистических данных по импортозамещению сырья, материалов и различных комплектующих на российских промышленных предприятиях, производство которых серьезно оказалось под угрозой из за санкций введенных странами Европы и США. Особое значение в современной российской экономике для научного обоснования экономических реформ особое значение имеет региональная экономика. Основной целью проведенного исследования является оценка технологического развития промышленности, которая должна выступить в качестве трансформации эффективной индустриализации, в сочетании с производством массовых конкурентоспособных по цене и качеству продуктов в промышленности с применением уникальных технологий и сервисов в условиях импортозамещения. Основополагающий ориентир современной промышленной политики - промышленность, входящая в десятку мировых лидеров по уровню конкурентоспособности на нескольких мировых рынках. В проведенном исследовании сгруппированы и охарактеризованы основные направления импортозамещения и обеспечения стабильности производственных цепочек для бесперебойного промышленного производства в стране в период санкций со стороны зарубежных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRIAL SOVEREIGNTY AND IMPORT SUBSTITUTION AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY

The article presents a study conducted on the basis of statistical data on import substitution of raw materials, materials and various components at Russian industrial enterprises, the production of which was seriously threatened due to sanctions imposed by European countries and the United States. The regional economy is of particular importance in the modern Russian economy for the scientific justification of economic reforms. The main purpose of the study is to assess the technological development of industry, which should act as a transformation of effective industrialization, combined with the production of mass competitive in price and quality products in industry using unique technologies and services in the context of import substitution. The fundamental benchmark of modern industrial policy is industry, which is among the top ten world leaders in terms of competitiveness in several world markets. The study grouped and characterized the main directions of import substitution and ensuring the stability of production chains for uninterrupted industrial production in the country during the period of sanctions from foreign countries.

Текст научной работы на тему «ПРОМЫШЛЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ И ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ»

EDN: QFZFWU

А.А. Шацкий - соискатель, ФГБУ «Комфортная среда», Москва, Россия, Yulya.kozireva@yandex.ru,

A.A. Shatsky - applicant, FSBI "Comfortable Environment", Moscow, Russia.

ПРОМЫШЛЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ И ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ INDUSTRIAL SOVEREIGNTY AND IMPORT SUBSTITUTION AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT

OF THE RUSSIAN ECONOMY

Аннотация. В статье представлено исследование, проведенное на основании статистических данных по импортозаме-щению сырья, материалов и различных комплектующих на российских промышленных предприятиях, производство которых серьезно оказалось под угрозой из за санкций введенных странами Европы и США. Особое значение в современной российской экономике для научного обоснования экономических реформ особое значение имеет региональная экономика. Основной целью проведенного исследования является оценка технологического развития промышленности, которая должна выступить в качестве трансформации эффективной индустриализации, в сочетании с производством массовых конкурентоспособных по цене и качеству продуктов в промышленности с применением уникальных технологий и сервисов в условиях импортозамеще-ния. Основополагающий ориентир современной промышленной политики - промышленность, входящая в десятку мировых лидеров по уровню конкурентоспособности на нескольких мировых рынках. В проведенном исследовании сгруппированы и охарактеризованы основные направления импортозамещения и обеспечения стабильности производственных цепочек для бесперебойного промышленного производства в стране в период санкций со стороны зарубежных стран.

Abstract. The article presents a study conducted on the basis of statistical data on import substitution of raw materials, materials and various components at Russian industrial enterprises, the production of which was seriously threatened due to sanctions imposed by European countries and the United States. The regional economy is of particular importance in the modern Russian economy for the scientific justification of economic reforms. The main purpose of the study is to assess the technological development of industry, which should act as a transformation of effective industrialization, combined with the production of mass competitive in price and quality products in industry using unique technologies and services in the context of import substitution. The fundamental benchmark of modern industrial policy is industry, which is among the top ten world leaders in terms of competitiveness in several world markets. The study grouped and characterized the main directions of import substitution and ensuring the stability of production chains for uninterrupted industrial production in the country during the period of sanctions from foreign countries.

Ключевые слова: импортозамещение, промышленность, промышленная политика, санкции.

Keywords: import substitution, industry, industrial policy, sanctions.

Санкции со стороны европейских и американских компаний остро поставили вопрос и об импортозамещение,в следствии чего вскрылись слишком тесные взамосвязи не только в импорте готовой продукции, но и в непосредственных поставках сырья, полуфабрикатов и комплектующих ,а также технологий в целом [1].

Наибольшую опасностью для российских регионов представляет спад промышленного производства, а как следствие этого и рост безработицы - скрытой и официальной, а также и уменьшение доходной части бюджеты за счет налоговых поступлений в региональных бюджетах. Санкционный кризис не схож ни с одним из предшествующих кризисов которые пережила российская и мировая экономика за последнее десятилетия [2]. Среди прошедших кризисов можно выделить нефтяной кризис, который пришелся на 2014-2015 годов и коронавирусный кризис 2020 года - ни по величине пострадавших отраслей, ни по времени восстановления не только самого производственного процесса, но и его объемов [3]. В кризис 2015 года был неравномерный спад по отраслям производства, COVID осуществил парализацию экономике хоть и сильно, но экономике и промышленному производству в частности удалось быстро восстановиться, санкционный же кризис затронет все направления российской экономики и в первую очередь удар будет нанесен на промышленное производство завязанное или основанное на поставках сырья и комплектующих из за рубежа [4].

Удельный вес импорта в процессе промежуточного потребления отраслей промышленности варьируется от 2,2 % в производстве нефтепродуктов и кокса и до 38,8 % в процессе производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов [5]. Рассмотрим удельный вес промежуточного потребления импортного сырья за 2021 год, рисунок 1.

Следует отметить, что при формировании капитала на импорт готовой инвестиционной продукции приходится 80-90 % по большей части представленных выше позиций. Проблему импортозамещения не только в виде конечного продукта, но и в качестве комплектующих, необходимо решить так, чтобы при ее решении не нарушилась технологическая безопасность и непрерывность производствам это решение проходит разными путями [6].

Предположительно следует выделить несколько основных направления для замещения импортного сырья ,материалов и комплектующих для обеспечения стабильности производственных цепочек:

1) замена или замещение поставщиков из Европы восточными поставщиками, или поставщиками из «дружественных стран» [7];

2) формирование посреднических звеньев для снабжения промышленности минимальным объемом импорта из западных «недружественных стран», посредствам создания фирм-поставщиков в дружественных странах: регулирования импорта критических товаров, материалов, сырья и комплектующих, а также мер и способов по замещению импортного сырья и материалов [8].

Создание консорциума основных компаний экспортеров и кредитных учреждений, осуществляющих операции с ресурсами в иностранной валюте и поставок оборудования [9];

3) внедрение совокупности значительных проектов замещения поставок импортного сырья, материалов, направленных на удаление основных звеньев уязвимости: формулирование первостепенных проектов, направленных на замещение импортных поставок и осуществление их финансирования; сбалансированность объемов ФНБ, для использования и поддержания данных проектов; разработка специализированной рабочей команды или комиссии при Правительственной комиссии по замещению импортных товаров,сырья и иных поставок; формирование комплекса отраслевых требований бизнеса на Правительственной комиссии по замещению импортных товаров,сырья и иных поставок с участием Министерства

Естественно-гуманитарные исследования № 44 (6), 2022

335

промышленности торговли России, компаний лидеров, отраслевых ассоциаций и учреждений развития по направлениям производства и сервисов, среди которых следует выделить станкостроение и оснастка (в первую очередь следует особенно выделить твердосплавный инструмент), а также подшипники и программное обеспечение, автомобилестроение, дорожная и коммунальная техника, техники для агропромышленного комплекса и машиностроение для железнодорожного транспорта, оборудование и программное обеспечение для ТЭК, самолетостоение [10].

^ 1,2 \\\\\\ I неметаллической

Производство кокса и нефтепродуктов Обработка древесины и производство Производство прочей Производство пищевых продуктов, напитков..

Производство металлургическое Производство готовых металлических. Производство ^маги и ^мазкных изделий Производство химических веществ и. Производство машин и оборудования, не. Производство прочих транспортных средств.

Деятельность полиграфическая и. Производство мебели, прочих готовых изделий Производство электрического оборудования Производство текстильных изделий, одежды..

Производство вэмпьютероЕ, эпеклронных и. Производство лекарственных средств и. Производство автотранспортаых средств,.

10,3

7,4

\\\\\\\\ 11,7 11,8 15,4

\\\\\\\\\\\\ 17,

17,6

20,5

^^^^^^^^^^^^^^^ ;э,7 21,1

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ч 30,5 ЖССССССССССССССССССС 31,3 Ч\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ ;5.

ч\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\^

10

20

30

40

Рисунок 1 - Удельный вес импорта в промежуточном потреблении отраслей промышленности, %

Во всех этих областях необходимо определить не только прямые потребности в замещении импортного сырья, материалов, продукции и комплектующих, но и замещение импортных поставок у комплектаторов второго-третьего уровней, из чего следует что критическую импортную составляющую в той продукции, что рассматривалась как отечественная [11].

Исходя из проведенной оценки необходимо констатировать, что от замещения импортного сырья и отдельных продуктов и комплектующих следует переходить к комплексной политике, которая бы смогла обеспечить технологический суверенитет, направленный на формирование сквозных независимых производственных цепочек с учетом существующих возможностей по импорту и новым технологическим разработкам [12].

Если рассмотреть сформированную политику импортозамещения в РФ, на период до 2024 года необходимо выделить такие основополагающие направления технологических процессов производства, определяющих направления импортозамещения:

- для авиации и судостроения в рамках двигателестроение: осуществление серийного производства финансово-выгодных двигателей гражданской авиации семейства ПД-14 и мотогондол для обеспечения МС-21 российскими двигателями [13];

- двигателей ПД-8 и ПД-8В для SSJ-100 и Бе-200 российскими двигателями; расширение типового ряда морских двигателей [14];

- увеличение объемов создание водных (морских) двухтопливных газотурбинных двигателей мощностью 8 МВт [15];

- судовое электроприбор строение : подготовка судовых приборов, а также радионавигационного оборудования;

- машиностроение общего назначения: осуществление комплексного производства кассетных подшипников для вагонов;

- энергетическое машиностроение: комплексное производство российских газовых турбин высокой мощности ГТД-110 М мощностью 90-130 МВт [16];

- производство автомобилей: дизельные моторы, топливное оборудование блоки управления, коробка передач, запасные части для подвески и тормозной системы;

- комплектующие для станкоинструментальной отрасли: для числового программного управления, приводы станков, а также лазерные измерительные системы [17];

- по химической промышленности: создание малеинового ангидрида;

- редкоземельные металлы, используемые в промышленном производстве;

- композитные материалы: производство ПАН-прекурсора, углеродного волокна [17].

Успешная реализация данных проектов предполагает в долгосрочной перспективе необходимость, в дополнении к существующим мерам государственной поддержки, осуществлять бесперебойное функционирование вновь созданных предприятий и действующих индустриальных производств, которые создают спрос на продукцию замещающую импортное сырье, материалы и комплектующие, а также формирование долгосрочного консолидированного заказа на замещение импортных поставок сырья, материалов и комплектующих и ремонтные сервисы.

Для наиболее оперативной реализации данных задач следует осуществить последовательное решение выделенных ниже основополагающих вопросы:

- создание независимой технической и технологической экспертизы для верификации долгосрочных и многоступенчатых проектов индустриального производства, именно это создаст условия для избежать использования недостоверных сведений.

Осуществление данного направления позволяет перераспределять механизмы и оборудование или их максимальное использование для достижения максимальной эффективности использованиям также осуществить комплексное составление Минпромторгом России, Минэкономразвития России совместно с Росстатом и другими организациями заинтересованными в отчетных и прогнозных материальных балансов по определенным видам продукции, это ситуация с которой имеется проблемный характер.

Составление такие балансов должно быть с максимальным раскрытием информации по производству и показывать особенности регионального аспекта поступления ресурсов и их потребления, а если рассмотреть эту ситуацию с точки зрения внешнеэкономических связей - государственную структуру импорта и экспорта с отражением, логистических особенностей. Осуществление работ по данным направлениям сокращает время, затраченное на адаптацию российской промышленности к изменяющимся условиям, и однозначно позволит сбалансированно и эффективно перейти от этапа развития к этапу стабильного роста.

Исходя из проведенной оценки применяемых мер в отношении стабилизации процесса производственного процесса. В целом развитие промышленного производства и других сфер экономического развития российских регионов будет зависеть и от финансовых факторов и в первую очередь от курса рубля, а также от возможностей страны перестроить логистические экспортные и импортные потоки. Неясности, добавляет и то, что реальная зависимость региональной промышленности российских регионов от иностранной составляющей достоверно неизвестна.

На современном этапе государство уже разработало несколько мер для помощи регионам за счет льготных кредитов, и в первую очередь это поддержка касается промышленные производства. Согласно принятого в апреле федерального закона на государственные займы для рефинансирования обязательств регионов и муниципалитетов на долгосрочный срок выделят до 390,7 млрд руб. из федерального бюджета (планировалось направить - 255,3 млрд).

В ближайшем будущем предполагается введение трех новаций, которые связаны с принятием поправок в Бюджетный Кодекс и связаны они в первую очередь с тем что российские регионы получают специальные условия при получении краткосрочных кредитов от управлений Федерального казначейства, предельный размер займа будет увеличен до 10 % объема доходов региона. Следующей мерой выступает то, что субъекты смогут получить дополнительные государственные кредиты под 0,1 % годовых для погашения своих рыночных заимствований, сложившихся на начало текущего года и погашению которых приходиться на марте-декабре 2022 года.

И последнее новшество в соответствии с внесенными изменениями выступают условия, которые освобождают российские регионы от погашения долгов по государственным займам в 2022 году на сумму больше 60 млрд руб. На сегодняшний день разработана поддержка промышленных регионов и в первую очередь это касается поддержки российского промышленного производства, потерявших стабильные поставки из за рубежа сырья и различных комплектующих, для нормального производственного процесса.

Источники:

1. Golubeva O.A., Blagorodov A.A., Prokhorov V.T., Belysheva V.S., Volkova G.Yu. About the advantage of producing multi-assortment products based on flexible technological processes that have preferences and priorities among consumers of the Southern Federal district and the North Caucasus Federal district // Theoretical & Applied Science. 2022. № 3 (107). С. 201-260.

2. ДробышевскийС.М., Макеева Н.В., Синельникова-МурылеваЕ.В., Трунин П.В. Оценка потерь благосостояния из-за инфляции: случай России // Вопросы экономики. 2019. N° 9. С. 55-69.

3. Структурно-инвестиционная политика в целях обеспечения экономического роста в России. Колл.монография / Под науч. ред. акад.

B.В.Ивантера. М.: Научный консультант. 2017. 196 с.

4. Shcherbakov D.S., Tikhonov A.A., Prokhorov V.T., Volkova G.Yu. The relationship between digital production and standardization for quality management of priority and preferred products for consumers in the regions of the southern federal district and the north caucasus federal district // Theoretical & Applied Science. 2022. № 3 (107). С. 506-545.

5. Комков Н.И. Анализ и оценка перспектив реализации Стратегии научно-технологического развития России //Проблемы прогнозирования. 2019. № 5. С. 73-87.

6. Старухин В.А. Цифровизация как метод сокращения трансакционных издержек производственного предприятия // Кант №4 (41). 2021.

C. 95-99.

7. Огородникова Е.П., Добродомова Л.А. Производительность труда как фактор увеличения конкурентоспособности промышленных предприятий/В сборнике: Актуальные проблемы экономической деятельности и образования в современных условиях. Сборник XVII Международной научно-практической конференции. Волгоград, 2022. С. 175-178.

8. Ивантер В.В.,ГовтваньО.Дж., Гусев М.С.,Ксенофонтов М.Ю., Кувалин Д.Б., Моисеев А.К., Порфирьев Б.Н., Семикашев В.В., Узяков М.Н., Широв А.А. Система мер по восстановлению экономического роста в России //Проблемы прогнозирования. 2018. № 1. С. 3-9.

9. Собгайда Е.А. эффективность реализации национальных проектов: проблемы и пути решения // КАНТ №2(43). 2022. С.72-76.

10. Широкова О.В., Назаренко В.С. Государственная политика импортозамещения: предварительные итоги и тенденции // Экономические отношения. - 2017. - Том 7. - № 4. - с. 343-356. - doi: 10.18334/eo.7.4.38431.

11. Коновалов Ю.В. Механизмы промышленной политики, влияющие на импортозамещение и инновационную стратегию предприятий // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 6. - с. 957-970. - doi: 10.18334/rp.18.6.37653.

12. Крохичева Г.Е., Сидоренко Е.Н. Побиванец Т.В., Корниенко Э.Г. Функционирование компаний в условиях цифровой экономики // Современные проблемы экономической безопасности, учета и права в Российской Федерации. - Том 2. - 2019. - С. 13.

13. Дохолян С.В. Инструменты государственного регулирования в обеспечении продовольственной безопасности страны // Продовольственная политика и безопасность. - 2016. - Том 3. - № 4. - с. 227-232. - doi: 10.18334/ppib.3.4.37568.

14. Нестеренко Ю.Ю. Перспективы безопасного экономического развития региона в аспекте импортозамещения (на примере Волгоградской области) // Российское предпринимательство. - 2016. - Том 17. - № 20. - с. 2697-2708. - doi: 10.18334/rp.17.20.36667.

15. Щербаков С.С. Импортозамещение в аспекте оптимизации региональной хозяйственной системы // Российское предпринимательство. - 2016. - Том 17. - № 20. - с. 2709-2720. - doi: 10.18334/rp.17.20.36846.

16. Фальцман В. К. Форсирование импортозамещения в новой геополитической обстановке // Проблемы прогнозирования. 2015. № 1. С. 22-32.

17. Березинская О. Б., Ведев А. Л. Производственная зависимость российской промышленности от импорта и механизм стратегического импортозамещения // Вопросы экономики. 2015. № 1. C. 103-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.