Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В НАУКОЕМКИХ ОТРАСЛЯХ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА'

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В НАУКОЕМКИХ ОТРАСЛЯХ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
305
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВО / ЭКОНОМИКА / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФОНДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлов Николай Вячеславович

Данная статья посвящена вопросу импортозамещения в наукоемких отраслях российского производства. В статье рассматриваются основные подходы концепции ипортозамещения в российской экономики, на примере стратегических отраслей производства. В числе них тяжелое машиностроение, авиастроение, оборонная промышленность и автомобилестроение. Вопрос импортозамещения рассматривается через призму укрепления экономической безопасности страны, за счет развития средств производства, повышения производственной безопасности, развития отечественных производств ключевых комплектующих. Эмпирической основой для исследования послужили статистические данные полученные из открытых источников. В статье рассматриваются базисные темпы роста основных средств производства в российской промышленности, а также объемы импортозамещения в секторе авиаперевозок. В заключении статьи предложены пути развития основных наукоемких отраслей российской экономики, необходимые для повышения экономической безопасности России в текущих реалиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORT SUBSTITUTION IN HIGH-TECH INDUSTRIES OF RUSSIAN PRODUCTION AS A FACTOR OF ECONOMIC SECURITY OF THE COUNTRY

This article is devoted to the issue of import substitution in high-tech industries of Russian production. The article discusses the main approaches to the concept of import substitution in the Russian economy, using the example of strategic industries. Among them are heavy engineering, aircraft construction, defense industry and automotive industry. The issue of import substitution is considered through the prism of strengthening the economic security of the country, through the development of means of production, improving industrial safety, and the development of domestic production of key components. The empirical basis for the study was statistical data obtained from open sources. The article discusses the basic growth rates of fixed assets in the Russian industry, as well as the volume of import substitution in the air transportation sector. In conclusion, the article suggests ways to develop the main knowledge-intensive sectors of the Russian economy, necessary to improve Russia’s economic security in the current realities.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В НАУКОЕМКИХ ОТРАСЛЯХ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА»

Направления развития импортозамещения в наукоемких отраслях российского производства

Козлов Николай Вячеславович,

студент аспирантуры НИЯУ МИФИ E-mail: Nikolaus-kozlov@yandex.ru

Данная статья посвящена вопросу импортозамещения в наукоемких отраслях российского производства. В статье рассматриваются основные подходы концепции ипортозамещения в российской экономики, на примере стратегических отраслей производства. В числе них тяжелое машиностроение, авиастроение, оборонная промышленность и автомобилестроение. Вопрос импортозамещения рассматривается через призму укрепления экономической безопасности страны, за счет развития средств производства, повышения производственной безопасности, развития отечественных производств ключевых комплектующих. Эмпирической основой для исследования послужили статистические данные полученные из открытых источников. В статье рассматриваются базисные темпы роста основных средств производства в российской промышленности, а также объемы импортозамещения в секторе авиаперевозок. В заключении статьи предложены пути развития основных наукоемких отраслей российской экономики, необходимые для повышения экономической безопасности России в текущих реалиях.

Ключевые слова: имортозамещение, экономическая безопасность, производство, экономика, производственные фонды.

а. в

см см

Повышение уровня локализации производства приобрело особую актуальность в 2014 году, после экономических санкций Запада в отношении России. Тогда многим Западным промышленным компаниям напрямую был поставлен запрет на поставку определенных групп товаров, оборудования и комплектующих в Российскую Федерацию. После чего российским промышленникам и инженерам пришлось искать замену многим комплектующим задействованным в производстве отечественного оборудования. Кроме того вопрос импортозамеще-ния является основополагающим для обеспечения должного уровня экономической безопасности государства и нашел сове отражение в Указе Президента РФ от 02.07.2021 N400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [2].

В первую очередь стоить сказать про средства производства, без которых невозможен выпуск современной продукции или комплектующих для дальнейших циклов производства. В наукоемких отраслях промышленности используются высокотехнологичные современные станки и оборудование, которые безусловно требуют своевременного постпродажного обслуживания, замены износившихся запчастей. В условиях новых реалий 20142015 годов с поставками комплектующих для станков западного производства возникли существенные сложности. Отечественным промышленникам пришлось искать иные каналы поставок, прибегать к схемам параллельного импорта запасных частей[5]. Это безусловно влекло за собой усложнение и удорожание логистической цепочки поставок, что в конечном счете приводило к увеличению стоимости амортизации этого оборудования. Крупные промышленные гиганты, как правило государственные, могли компенсировать эти затраты, но более мелкие частные предприятия были вынуждены после исчерпания срока службы старого оборудования закупать новое из стран не поддержавших санкции. Отечественная промышленность обратила внимание на Китай. В Китае на тот момент сложился мощный кластер станкостроения всех типов, начиная от станков для тяжелого машиностроения, заканчивая станками для товаров народного потребления. Китай обеспечивал свою промышленность более чем на 80% станками собственного производства. Обеспечивая тем самым высокий уровень основных средств воспроизводства.

Особое внимание в данной статье предлагается уделить вопросу термопластавтоматов (ТПА) как одних из ключевых средств производства. Данный тип станков имеет широкий спектр примене-

ния, начиная от производства товаров народного потребления, заканчивая авиастроением, оборонным сектором или автомобилестроением. К наиболее известным Китайским фирмам производителям ТПА относятся: HAITIAN, Guangdong, Zhenx-iong и др [8].

Основная задача воспроизводства основных средств заключается в создании оптимальной их структуры, которая позволяет организациям осуществлять производство максимально высококачественной и высококонкурентоспособной продукции на высоком техническом и технологическом уровне [6]. Анализ качественной структуры основных фондов российских промышленных компаний показал, что они позволяют выполнять производственные программы, но недостаточно оптимально, что отрицательно сказывается на показателях стоимости производимой продукции и отвлекает существенные финансовые ресурсы предприятий на их обслуживание и поддержание в рабочем состоянии. Отсутствие большого объема свободных финансовых ресурсов в компаниях не позволяет им регулировать и обновлять структуру основных фондов в плановом порядке. Большинство ученых поддерживают мнение о том, что перспектива российской промышленной отрасли и вывод ее на качественно новый этап развития невозможно обеспечить без оптимизации путей воспроизводства основных средств на основе технического перевооружения, реконструкции и расширения [11].

Несбалансированность направлений амортизационной политики приводит либо к недоиспользо-

ванию амортизационных отчислений, либо к замораживанию средств и, таким образом, к снижению показателей эффективности использования основных фондов промышленных предприятий [7].

Экономические санкции 2022 года сказались и на транспортной безопасности России. Большинство российских авиакомпаний использует в своем авиапарке воздушные суда западного производства, в основном Airbus и Boeing (табл. 1, 2).

Таблица 1. Доля отечественных самолетов в парке крупнейших авиакомпаний

Аэрофлот Россия S7 Ural airlines Red wings

1% 57% 0% 0% 81%

Как можно видеть по данным таблицы 1, только у 5 авиакомпаний доля отечественных самолетов в авиапарке превышает 50%. Причем у крупнейшего отечественного авиаперевозчика «Аэрофлот» доля отечественных самолетов лишь 1%. Большинству авиакомпаний удалось наладить каналы параллельного импорта запасных частей, необходимых для поддержания авиапарка в летном состоянии. Однако параллельный импорт приводит к росту амортизации, что в конечном счете скажется на повышении тарифов на перевозки. По мнению экспертов, авиакомпании будут стремиться экономить на комплектующих, кроме того для поддержания авиапарка в рабочем состоянии они начнут разбирать лайнеры на запчасти. Но в качестве «доноров» можно использовать не более 30 процентов иностранных самолетов[10].

Таблица 2. Сравнение базисных темпов роста объемов продукции и основных средств в промышленности России за 2014-2021 гг.,%

Показатель Годы

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Темпы роста объемов промышленного производства 113,70 128,74 144,16 163,96 183,02 198,76 213,07 228,96

Темпы роста стоимости основных средств по промышленной отрасли 108,68 126,45 131,17 145,59 171,71 179,78 171,83 234,82

Соотношение темпов роста объемов производства и стоимости основных средств 1,05 1,02 1,10 1,13 1,07 1,11 1,24 0,98

В сложившихся реалиях первостепенной становится задача развития отечественной отрасли авиастроения. Определенные положительные изменения в этом направлении произошли в течении последних 8 лет. Так в 2017 году ОКБ им.Я-ковлева совместно с НПК «Иркут» представило первый отечественный магистральный самолет МС-21. Который в отличии от предшественника Superjet-100, имеет локализацию комплектующих более 80%. Главным образом конструкторы учли необходимость установки на самолет полностью отечественных двигателей, как наиболее сложной и значимой части авиалайнера, без которой невозможен полет. Именно с двигателями были связаны самые главные проблемы БирепеМ00, массовое

производство которого пришлось свернуть после введенных санкций 2014 года. Все дело в том, что на самолете устанавливались двигатели SaM-146, которые производит российско-французский концерн PowerJet.. При проектировании МС-21 конструкторы учли необходимость внедрения отечественной силовой установки. Отечественные двигатели ПД-14 имеют полный цикл сборки в России, все комплектующие также российского производства. Главный плюс этих двигателей в том, что они могут по модульному принципу установлены практически на любой авиалайер, даже иностранной постройки, после незначительной доработки систем управления. Данный фактор особенно актуален на сегодняшний день. Стоит сказать, что

оставшиеся 20% иностранных комплектующих, необходимых для постройки МС-21 не так просто заменить отечественными аналогами, это сложные системы авионики и управления. Например Компании Honeywell, Thaïes и Elbit Systems поставляют многофункциональные экраны 9 12» для авионики, Компания UTC Aerospace Systems поставляет системы side-stick (боковых ручек управления по типу джойстиков), Компании Goodrich Corporation поставляют систему управления полётом.

Говоря про оборонную промышленность, многие отрасли которой безусловно можно отнести к наукоемким. Стоит упомянуть давнюю проблему, а именно неспособность нашей промышленности обеспечить потребность оборонки в тепло-визионных прицелах и комплексах ночного видения. Речь идет не о личных приборах используемых военнослужащими на поле боя, а о сложных оптико-электронных всепогодных прицельных комплексах для авиации и бронетехники. Многие годы мы закупали комплектующие для этих комплексов в Европе, главным образом в Германии и Франции, однако с началом санкционных ограничений, мы потеряли возможность получать их в достаточном количестве. Пришлось срочно искать замену, в самые сжатые сроки проводить ряд НИОКР, которые в конечном итоге воплотились в отечественных системах. На данный момент наша промышленность способна самостоятельно обеспечивать подобными комплексами технику вооруженных сил, остается лишь вопрос наращивания объемов производства.

Что касается оборудования, которое нет возможности заменить аналогами отечественного или азиатского производства, как правило это высокотехнологичное оборудование, например для производства микропроцессоров, или же медицинское оборудование для сложных операций. В данном случае приходится прибегать к параллельному импорту такого оборудования. Стоит сказать, что предприятия ВПК, это не только государственные промышленные гиганты по типу УВЗ или Калашникова. В число предприятий оборонного комплекса входят и частные компании, например Lobaev Arms.

Поэтому для обеспечения дальнейшего стабильного развития отрасли необходима государственная нормативно-правовая и инвестиционная поддержка. Поскольку развитие предусматривает участие частных экономических субъектов, необходимо поддерживать предпринимательские инициативы финансированием проектов государством, представителями банковской сферы, частными инвестиционными фондами. В связи с тенденцией на локализацию производств комплектующих для внутреннего рынка на территории страны, а так] же рядом ограничений для иностранных компаний = необходимо создание системы внутренних произ-е водств, комплексов переработки сырья, логисти-Я ческих операторов и высокотехнологичных произ-° водств, принадлежащих налоговым резидентам ^ РФ. Должен быть создан потенциально благопри-

ятный инвестиционный климат, благодаря которому заинтересованность инвесторов можно обеспечить за счет снижения рисков при финансировании организаций ВПК на возвратной основе.

Однако стоит упомянуть и о минусах программы импортозамещения многие компании идут по пути наименьшего сопротивления, не развивая отечественное производство комплектующих десятилетиями, в данный момент им приходится замещать эти комплектующие из Китая. То есть в таких случаях под импортозамещением подразумевается не создание отечественных производств, а простое замещение комплектующих западного производства дешевыми деталями из Азии. Яркий тому пример - отрасль отечественного автомобилестроения, где довольно низкий уровень локализации производства. Так завод УАЗ столкнулся с острой нехваткой запчастей для производства своих внедорожников. В первую очередь это касается высокотехнологичных запчастей, таких как блоки управления двигателем, системы abs, электронные ассистенты, подушки безопасности, системы мультимедиа, всевозможные датчики. Например на а/м УАЗ Хантер(дальнейшее развитие еще советского УАЗ 469) устанавливается коробка передач Hyundai-Dymos T032S5. Мотор отечественный - ЗМЗ-40906, а вот свечи - уже от иностранных компаний, правда, выпускаемые в России: или DR17YC/A от тольяттинской BRISK, или АУ14ДВРМ от «РобертБошСаратов». Безальтернативные форсунки EV-14EL (с высокой долей импортных компонентов) поставляет опять же Bosch, зарубежные катушки зажигания и иностранные блоки управления двигателем Bosch МЕ 17.9.71 0 261 S16 837 восполнить которые российской разработкой не получится[4].

Дополнительный антистимул несут с собой введенные запреты на новые инвестиции в инфраструктуру, транспорт, высокотехнологичный сектор, в добывающие отрасли экономики России, ибо за инвестициями в страну идут и средства производства. Одновременно провоцируется уход из России зарубежных компаний. Ущерб от санкций для российских предприятий отражается в снижении капитализации, что чревато падением их привлекательности для инвесторов. Сокращению товарообмена между Россией и странами ЦВЕ способствуют всеохватывающие ограничения на экспорт оборудования, технологий, железа и стали, вплоть до полного запрета на поставки в Россию оборудования, технологий и услуг для энергетических компаний, товаров двойного назначения, импорт и экспорт оружия. Существенно осложняет контакты между субъектами международных экономических отношений введенный ЕС запрет въезда на территорию европейских стран российских и белорусских транспортных средств. [3].

Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что российская промышленность смогла извлечь полезный урок из более чем восьмилетней работы под экономическими санкциями, смогла найти новые каналы поставок оборудования, нача-

ла производить собственные комплектующие, производство которых до этого в стране не велось. Все это позволило укрепить экономическую безопасность государства, сделать страну менее зависимой от внешних источников поставок, а как следствие повысить суверенитет государства [9]. Однако невозможно целиком отказаться от какой-либо внешней зависимости, разорвать внешние каналы связей. По этой причине наиболее трудные для им-портозамещения сектора российской промышленности ориентированы на Азиатский рынок. Именно в этом видится главный новый вызов для российской экономики. России необходимо неуклонно снижать долю поставок комплектующих из Азии, развивая собственное производство. Безусловно, это очень трудоемкий и долгий процесс, нацеленный больше на стратегические цели развития. Однако движение в этом направлении крайне важно, для прогрессивного развития отечественного промышленного комплекса и поддержания экономической безопасности государства на должном уровне.

Литература

1. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Консультант-Плюс.

2. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»

3. Катасонов В.Ю. Санкционная война против России / В.Ю. Катасонов // Книжный мир. Москва 2022.

4. Сторчак Д.М. Влияние политико-экономических факторов на автомобильную индустрию в 2022 году / Д.М. Сторчак // Интерактивная наука. 2022 С. 55-58.

5. Шейнин Э.Я. Россия и страны центральной и восточной Европы: эволюция развития инвестиционных связей и их перспективы Э.Я. Шейнин // Вестник МГПУ 2022 № 4 (34) С. 37-40.

6. Измайлов М.К. Оптимизация процессов воспроизводства основных средств на промышленных предприятиях России. Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте 2022-4 (43) С 20-24.

7. Семянникова О.Г., Андрюшенкова Д.Д. К вопросу о современном состоянии основных производственных фондов в России // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 12 (125). - С. 145-149.

8. Измайлов М.К. Тенденции развития промышленного производства России: региональный аспект // Вопросы региональной экономики. -2021. - № 4 (49). - С. 66-72.

9. Писарева О.М. Методологические аспекты оценки уязвимости секторов национальной экономики // Стратегическое управление устойчивым развитием экономики в новой реальности. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2022. С. 59-66.

10. Галдава С.Н. Проблема повышения эффективности использования амортизационных отчислений для обеспечения воспроизводства основных фондов в российских корпорациях // Экономика и бизнес: теория и практика. -

2020. - № 6 (64). - С. 61-64.

11. Авдеева П.Е., Измайлова Л.Н. Статистическое изучение воспроизводства основных фондов // Тенденции развития науки и образования. -2022. - № 87-4. - С. 7-12.

IMPORT SUBSTITUTION IN HIGH-TECH INDUSTRIES OF RUSSIAN PRODUCTION AS A FACTOR OF ECONOMIC SECURITY OF THE COUNTRY

Kozlov N.V.

NRU MEPhI

This article is devoted to the issue of import substitution in hightech industries of Russian production. The article discusses the main approaches to the concept of import substitution in the Russian economy, using the example of strategic industries. Among them are heavy engineering, aircraft construction, defense industry and automotive industry. The issue of import substitution is considered through the prism of strengthening the economic security of the country, through the development of means of production, improving industrial safety, and the development of domestic production of key components. The empirical basis for the study was statistical data obtained from open sources. The article discusses the basic growth rates of fixed assets in the Russian industry, as well as the volume of import substitution in the air transportation sector. In conclusion, the article suggests ways to develop the main knowledgeintensive sectors of the Russian economy, necessary to improve Russia's economic security in the current realities.

Keywords: Import substitution, economic security, production, economy, production funds.

References

1. Federal Law "On Foreign Investments in the Russian Federation" dated 09.07.1999 No. 160-FZ (ed. dated 02.07.2021) // ConsultantPlus.

2. Decree of the President of the Russian Federation of 02.07.2021 N400 "On the National Security Strategy of the Russian Federation"

3. Katasonov V. Yu. The sanctions war against Russia / V. Yu. Katasonov // Book world. Moscow 2022.

4. Storchak D.M. Influence of political and economic factors on the automotive industry in 2022 / D.M. Storchak // Interactive science. 2022 pp. 55-58.

5. Sheinin E. Ya. Russia and the countries of Central and Eastern Europe: the evolution of the development of investment ties and their prospects E. Ya. Sheinin // Bulletin of the Moscow State Pedagogical University 2022 No. 4 (34) pp. 37-40.

6. Izmailov M.K. Optimization of reproduction processes of fixed assets at industrial enterprises of Russia. Bulletin of the Witte Moscow University 2022-4 (43) From 20-24.

7. Semyannikova O.G., Andryushenkova D.D. On the issue of the current state of fixed assets in Russia // Economics and entre-preneurship. - 2020. - № 12 (125). - Pp. 145-149.

8. Izmailov M.K. Trends in the development of industrial production in Russia: regional aspect // Regional economic issues. -

2021. - № 4 (49). - Pp. 66-72.

9. Pisareva O.M. Methodological aspects of assessing the vulnerability of sectors of the national economy // Strategic management of sustainable economic development in the new reality. St. Petersburg: POLYTECH-PRESS, 2022. pp. 59-66.

10. Galdava S.N. The problem of increasing the efficiency of using depreciation charges to ensure the reproduction of fixed assets in Russian corporations // Economics and Business: theory and practice. - 2020. - № 6 (64). - Pp. 61-64.

11. Avdeeva P.E., Izmailova L.N. Statistical study of reproduction of fixed assets // Trends in the development of science and education. - 2022. - No. 87-4. - pp. 7-12.

C3

о

CO £

m Р СГ

CT1 А

IE

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.