Научная статья на тему 'Промышленный дизайн в проектировании оборудования легкой промышленности'

Промышленный дизайн в проектировании оборудования легкой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1528
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ДИЗАЙН / INDUSTRIAL DESIGN / ШВЕЙНАЯ МАШИНА / SEWING MACHINE / ЭРГОНОМИКА / ERGONOMICS / ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / LIGHT INDUSTRY / ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ / COLOR SCHEME / ЭСТЕТИКА / AESTHETICS / КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТРОЙ / COMPOSITE STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибрагимов Р.Г., Исхакова А.З.

В данной статье рассматривается значение промышленного дизайна в проектировании эргономичного оборудования швейной промышленности. Изучаются все требования, предъявляемые к изделиям оборудования легкой промышленности, а также немаловажные факторы практического решения машиностроительных изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ибрагимов Р.Г., Исхакова А.З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Промышленный дизайн в проектировании оборудования легкой промышленности»

УДК 677. 05

Р. Г. Ибрагимов, А. З. Исхакова

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ДИЗАЙН В ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБОРУДОВАНИЯ

ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Ключевые слова: промышленный дизайн, швейная машина, эргономика, легкая промышленность, цветовое решение,

эстетика, композиционный строй.

В данной статье рассматривается значение промышленного дизайна в проектировании эргономичного оборудования швейной промышленности. Изучаются все требования, предъявляемые к изделиям оборудования легкой промышленности,, а также немаловажные факторы практического решения машиностроительных изделий.

Keywords: industrial design, sewing machine, ergonomics, light industry, color scheme, aesthetics, composite structure.

This article discusses the importance of industrial design in the design of ergonomic equipment garment industry. We study all the requirements applicable to the products of light industry equipment, as well as the important factors of practical solutions of engineering products.

Английское слово «design» первоначально подразумевало собой замысел, проект, расчет, чертеж, узор. Основополагающей идеей дизайна является создание эстетичных продуктов с высокими качественными характеристиками, разработка и использование новых технологий. Технология, в свою очередь, формирует облик продукта.

Нередко в понятие «промышленный дизайн» вкладывают весьма упрощенный смысл, сводя все к одной из его характеристик - эстетических качествах изделия. Промышленный дизайн - это проектная и созидательная деятель-ность, творческий образ и оружие конкуренции, способ сократить издержки и расширить ассорти-мент. Объекты, создаваемые в рамках промышлен-ного дизайна, могут и обязаны быть защищены патентами. Кроме того, очень важно осознавать, что промышленный дизайн это не краткосрочное вложение средств, а долгосрочные инвестиции в будущее предприятия.

Среди факторов, обеспечивающих конкурентные преимущества национальной экономики развитых стран, промышленный дизайн играет одну из ведущих ролей и является неотъемлемой частью производства и продвижения продукции.

Говоря о дизайне, мы привыкли представлять себе интерьер, одежду, мебель, архитектуру, но ассоциации с машиностроением возникают лишь в последнюю очередь. А между тем, грамотный подход и усовершенствование этого направления способно дать не только новый толчок в эстетическом развитии общества, но и создание новых наиболее модернизированных моделей технического оборудования, что впоследствии выводит промышленную индустрию в целом на более высокий конкурентоспособный уровень.

Технический машиностроительный дизайн -уникальное направление. Дизайнер должен обладать всеми сведениями о тех материалах, с которыми он работает. И если говорить о машиностроении, то здесь, дизайнер, в первую очередь, является конструктором.

Немаловажную роль промышленный дизайн играет в проектировании эргономичного

оборудования для легкой промышленности. Легкая промышленность - это совокупность специализиро-ванных отраслей промышленности, производящих, главным образом, предметы массового потребления из различных видов сырья. Легкая промышленность занимает одно из важных мест в производстве валового национального продукта и играет значи-тельную роль в экономике страны. Она объединяет несколько отраслей: текстильная, швейная, коже-венная, меховая, обувная.

На сегодняшний день во всем мире среди производителей актуально стремление к созданию продукции высокого качества, поэтому современное оборудование оснащено

компьютерными техноло-гиями, позволяющими использовать последние инновационные разработки и материалы.

Современное швейное оборудование - это высокопроизводительная раскройно-настилочная техника и машины, при помощи которых можно создавать уникальные модели одежды. Работа дизайнера при создании одежды стала значительно интересней и продуктивней с применением системы трехмерного проектирования, которая позволяет виртуально проверять посадку изделия на фигуре и проконтролировать все виртуальные перемещения в процессе пошива.

В швейной промышленности, наряду с обычным оборудованием, широкое применение нашла и вышивальная техника, позволяющая получать качественные и яркие изображения, практически неотличимые от ручной работы.

До начала проведения экономических реформ в России заводами легкого машиностроения выпускалось до 80 % швейного оборудования, необходимого для швейной отрасли легкой промышленности. Остальное количество поставлялось из зарубежных стран. В новых же экономических условиях проектирование и производство швейного оборудования снизилось из - за ряда целого комплекса взаимосвязанных причин: отсутствие потребности в оборудовании, в виду этого - отсутствие финансирования, подрыва

основополагающей сырьевой базы швейной промышленности, а именно - текстильной. Помимо этого, числились и преумножались поставки дешевого оборудования низкого качества из Турции, Кореи и Китая.

Кроме этого, крупные швейные предприятия, являющиеся главными потребителями продукции машиностроительных заводов, оказались не в самом лучшем положении.

В настоящее время российский рынок швейного оборудования полностью открыт для западных компаний, специализирующихся на изготовлении и продаже швейных машин. Но, к сожалению, ценовая категория зарубежного оборудования значительно превышает цены отечественного производителя.

Используя наглядное изображение, можно понять, как с течением времени развивался промышленный дизайн в области машиностроения. Рассмотрим на примере швейной машины «Singen>: на рисунке 1 а - представлена модель машины данной марки времен начала 20 века, на рисунке 1 б - образец машины середины 20 века, на рисунке 2 - модель машины конца 20 века.

б

Рис. 1 - а) Модель швейной машины «Singer», начало 20 века; б) Модель швейной машины «Singer», середина 20 века

Таким образом, подытожив рассмотрение положения российского машиностроения, можно отметить, что на данный момент оно находится в тяжелом положении, ровно, как и вся отечественная легкая промышленность.

В числе требований, предъявляемых к изделиям машиностроения, с каждым днем все большее

значение приобретает: эстетика, психология, физиология, техника безопасности.

Рис. 2 - Модель швейной машины «81^ег», конец 20 века

Согласно эстетическим требованиям, модель швейной машины должна иметь красивый внешний вид. Конечно, это требование является ни для кого, ни новым, ни первостепенным, потому что на первый план выходят технические показатели машины и показатели эргономики в целом. Однако, с увеличением объема швейного производства и оборудования для него и роста конкуренции между многими производителями, выяснилось, что немаловажным качеством для привлечения внимания клиентов и заказчиков является эстетическая составляющая, то есть, внешний вид машины. Производители убедились, что выбирая между двумя моделями швейных машин с абсолютно одинаковыми характеристиками, покупатель выберет внешне более привлекательную.

Кроме того, опыт и наблюдения также показывают, что красивый внешний вид машины или инструмента, не ухудшающий эксплуатационных характеристик, не только увеличивает рост ее или его продаж, но также обеспечивает более бережное отношение. Практика показывает, что грамотно эстетически и технически решенное оборудование, обладает рядом экономических, безопасных и гигиенических преимуществ.

В соответствии с современными требованиями, в изделии должны быть строго согласо-ваны функциональные, эксплуатационные, технологические и эстетические характеристики. Решающее влияние на придание красивого внешнего вида швейной машины оказывает правильное использование принципов

художественного творчества, а, в первую очередь, симметрии, ритма, контрастнос-ти,

пропорционального решения и композиции. Наиболее важными факторами практического решения машиностроительных изделий с точки зрения эстетики являются:

- основное и пространственное оформление изделия;

- оформление всевозможных конструктив-ных, функциональных или декоративных элементов;

- выбор структуры и материала поверхности в целом или ее частей;

- цветовое решение изделия;

- выбор шрифта надписей и обозначений;

- решение задачи освещения изделия.

Перечисленные факторы можно использовать

раздельно или в зависимости от рода и функции.

Такой весомый фактор как форма в дизайне является выражением структуры какой-либо модели или комплекса изделий. Она должна соответствовать назначению, техническим характеристикам, эстетическим, технологическим и эргономическим требованиям. Форма, которую имеет предмет, обладает рядом специфических свойств - это и объемность, и пространственность, геометрическое построение, весомость, прочность, массивность и плотность. Эти свойства формы вещей в определенных условиях становятся носителями их композиционных закономерностей.

Композиция - важнейший организующий компонент художественной формы, придающий любому изделию или произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу дизайнера. Согласно трем законам композиции, в изделии или произведении, имеющем композиционную цельность, ничего нельзя убрать, добавить или поменять местами -только при таких условиях оно является эстетически завершенным.

Композиционный строй машиностроительных изделий можно рассмотреть на примере швейной машины «Juki» (рис. 3). На рисунке 4 представлена ее более модернизированная, с точки зрения дизайна, версия. Композиция данной машины строится на приеме контраста умеренной и легко прочитываемой формы основных элементов -стойки и рукава машины и гораздо более сложной и насыщенной структуры стола машины. Форма, в основном, обтекаема, в общем виде контур машины имеет динамический характер. Формы машиностроительных изделий могут быть созданы либо только из «мягких», либо только из «жестких» форм. Последние достигаются, как правило, путем закругления углов, граней и прочих поверхностей. «Смягчение» форм является не только эстетическими, но и техническими требованиями. Закругление некоторых деталей облегчает подержание машины в чистоте, на более круглых поверхностях дольше держится краска. Характерными чертами современных швейных машин являются: простота формы, рациональное распределение деталей и сбалансированность масс и площадей.

Целостность формы швейной машины в художественном конструировании означает логику и органичность связи конструктивного решения с его композиционным воплощением. Главной особенностью целостности является органичность соединения элементов формы и их соподчиненность. Именно поэтому, форма машины является довольно простой, что действительно позволяет почти сразу оценить ее целостность. Не менее важным свойством композиции является

баланс элементов швейной машины, благодаря которому можно проследить равновесие ее формы. Композиционное равновесие не всегда означает лишь равенство величин элементов: оно зависит от их грамотного распределения относительно центра машины.

Рис. 3 - Швейная машина «Juki», подлежащая модернизации

Рис. 4 - Модернизированная швейная машина «Juki»

Таким образом, в общей композиции машины наблюдается характер организации пространства, пропорции, пластика формы, расположение осей, а также цветовые и тональные отношения.

Наличие у дизайнера тонкого чувства композиционного равновесия позволяет ему работать с симметрией или асимметрией форм. Особенно сложна работа с многоэлементными моделями швейных машин. Асимметричная форма лишена сильной организующей основы, и гармоничность ее элементов основывается на более тонких закономерностях, которые в общем объеме сводят к композиционному равновесию. Главное условие целостности асимметричной формы - это ее композиционная уравновешенность. В швейной машине «Juki» правая и левая части уравновешены. Стойка машины является ее самой значительной частью, но в то же время она уравновешенна левой частью, а конкретно ее нагруженностью конструктивными элементами.

Среди основных средств композиции наиболее значимым является пропорциональность. Пропорции и соразмерное решение служат важной проверкой технического совершенства конструк-

ции. Описываемая машина членится горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями в определенной системе размерных отношений, в данном случае, пропорциональные членения и средства их активизации напрямую зависят от компоновки элементов машины.

Сущность композиции, построенной на контрасте - в активности ее визуального воздействия: в отличие от нюансных, контрастные решения проявляются сразу. В данной машине предопределяет, в первую очередь, ее конструкция, композиционное устройство. В представленной машине контрастом являются горизонтали и вертикали: рукав машины, являющийся сильной горизонталью, композиционно поддержан рядом небольших горизонталей. Ещё один контраст-это контраст между глубинностью и выпуклостью на рукаве и стойке машины, а также контраст между темными буквами, орнаментом и общим светлым фоном машины.

Такое средство композиции как пластика используется очень широко. Ее можно охарактеризовать как особенность объемно - пространственной структуры, определяющая ее наполненность светом и тенями, рельефность и глубину. Для недостаточно пластичного изделия характерно наличие жесткого, резкого светотеневого строения, острых бликов. Пластическое же решение тесно связано со светотеневым строением, которое играет самостоятельную роль в композиции машины. Таким образом, при оптимальном освещении достигается особенная рельефность и выразитель-ность, благодаря тому, что на гладких блестящих поверхностях образуются блики. Их формо-образующее значение особенно проявляется на сложных криволинейных поверхностях. В противоположность бликам, тени способствуют маскировке неточностей и недостатков, они создают представление о глубине и расположения в пространстве поверхностей и объемов.

Внешняя поверхность каждой швейной машины обладает рядом признаков. Таковыми являются:

- материал;

- структура материала и качество его поверхности;

- абсолютная величина изделия;

- основная пространственная форма изделия;

- величина и форма поверхностей отдельных частей изделия;

- очертание изделия (контуры, силуэт);

- количество различных фасонных элементов на основной форме изделия;

- цветовая окраска, включая рисунки и цвет самого материала;

- различные надписи и цифровые данные;

- различие между темными и светлыми поверхностями (воздействие света и тени).

В терминологии дизайнеров эти элементы называются «выразительными элементами дизайна». Грамотность применения этих элементов зависит как от дизайнера, так и от проектировщика или конструктора.

Цветовое решение, как составляющая композиции, оказывает влияние на производительность труда и его качество, поэтому грамотный подход к выбору колорита обусловлен экономически. Выбор цветового решения связан не только с эргономическими требованиями, но так же и с обеспечением гармоничного цветового единства производственного интерьера. Цвет фона, на котором виден перерабатываемый материал (волокно, пряжа, текстиль, кожа), должен контрастировать с цветом материла швейной машины. В нашем случае, машина имеет белый цвет, сочетающийся с хромированными деталями машины. Стол имеет контрастное сочетание синего цвета с белым, остальная его часть имеет серый цвет. Такое выделение рабочей зоны способствует композиционной целостности и выразительности машины. Поэтому для сложной объемно-пространственной структуры оборудования, несомненно, более эффектно выглядит применение светлых цветов и оттенков, а также тонированных белых, что создает впечатление изящной формы.

Если речь идет о сочетании цветов, следует также иметь ввиду, что различные цвета по-разному проявляют себя на фоне других цветов. Один и тот же цвет различно читается на фоне разных цветов; точно так же на одном фоне разные цвета могут выглядеть иначе. Эта степень различия оценивается, как правило, наибольшим расстоянием, с которого цветовой фрагмент, а также надпись читается на фоне другого цвета при одних и тех же условиях освещенности, размеров и форм. Одно из наиболее гармоничных сочетаний, с этой точки зрения, белая надпись на светло-синем фоне. Самым известным примером применения такого сочетания являются предписывающие и информационные дорожные знаки.

Шрифт и текст основных надписей на машине имеют немаловажное значение для композиционного решения дизайна машиностроительных изделий. Применение надписи диктуется коммерческими и эксплуатационными соображениями. Текстом на изделии является наименование фирмы и марки модели. Существует ряд факторов для создания эстетического эффекта надписи:

- исполнение надписи (форма, тип, размер шрифта);

- расположение и стилизация текста;

- выбор месторасположения текста на изделии;

- технологическое исполнение текста.

Но, не смотря ни на что, надпись на швейной машине должно быть легко читаемой, не вычурной, все буквы должны иметь одинаковый наклон. Шрифт на нашей швейной машине имеет одинаковый курсив и толщину, он относится к декоративному тексту; имеет название Freefrm 721BT. Слева и справа от названия расположены вензеля, которые являются pi-шрифтом, имеющим название Wingdings 2.

Многолетний опыт показывает, что проектирование изделия лишь тогда дает реально высокие результаты, когда дизайнер, конструктор и

технолог работают в близком творческом контакте, причем каждый из них с пониманием относится к задаче другого.

Настоящему дизайнеру необходимо стать частью исследовательской группы, создавая безопасную среду обитания, улучшая эргономику, приспосабливая имеющиеся материалы и разрабатывая совершенно новые.

Технический дизайнер соединяет технологию, конструктивное решение и художественное оформление. В своей работе дизайнер употребляет весь багаж проектных средств: от технического конструирования до композиционного формообразования, от функционального анализа до организационных, концептуальных моделей предметной среды. Тем не менее все эти средства подчинены обнаружению общекультурного, художественно -образного постижения дизайнером всего комплекса вопросов предметного мира и мира коммуникации.

Работа выполнена при финансовой поддержке

Минобрнауки РФ по Соглашению №

14.577.21.0189 от 28.10.2015.

Литература

1. Лазарев Е.Н. Дизайн машин. - Л.: «Машино-строение» (Ленигр. отд-ние), 1988-256 с.: ил.

2. Казаринова В.И. Красота, вкус, экономика. - М.: «Экономика», 1985. - 240 с.

3. Общий каталог промышленных швейных машин «Джуки».

4. Сомов Ю.С. Композиция в технике. - 3.е изд., перераб и доп.- М.:«Машиностроение»,1987. - 288 с.

5. Голубев М., Мишенин О., Чихалов М. Перспективы развития машиностроения для швейной промышленности. - Журнал «В мире оборудования», 2004, № 6.

6. Иоганек Т. Техническая эстетика и культура изделий машиностроения.- М.: «Машиностроение», 1969.-296 с.

© Р. Г. Ибрагимов - к.т.н., доцент кафедры ТОМЛП КНИТУ, modif@inbox.ru; А. З. Исхакова - бакалавр кафедры «Дизайн», КНИТУ, is_khakova@mail.ru.

© R. G. Ibragimov - Ph.D. Associate professor the department of TEMLI KNRTU, modif@inbox.ru; A. Z. Iskhakova - bachelor of department "Design", KNRTU, is_khakova@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.