Научная статья на тему 'Промышленные заведения “красных буржуа” периода нэпа на Урале'

Промышленные заведения “красных буржуа” периода нэпа на Урале Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
190
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хазиев Р. А.

Данная статья основана преимущественно на материалах, обнаруженных в Российском государственном архиве экономики. Речь идет об уникальной коллекции конфиденциальных досье, собранных сотрудниками Урало-Сибирской конторы КредитБюро на уральских предпринимателей. Сохранившиеся документы дают возможность восполнить имеющие пробелы в изучении производственной деятельности частных предпринимателей времен нэпа в одном из крупнейших регионов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORIES OF THE "RED BOURGEOISIE" IN THE URALS DURING THE NEP

This article is based mainly on original sources such as the confidential dossiers of Ural-Siberian "Credit Agency" (1921-1928), which were discovered in Moscow's archive. It is being introduced into a scholarly presentation for the first time. These statistical sources support a fresh exploration of private business during the New Economic Policy (NEP) in the Urals during the 1920s. The author analyzes the newly available statistics about private industry manufacturing in the Ural region: the changing number of participants during the NEP; their placement in various categories depending on the size and nature of their operations; the value of their production and sales; and so forth.

Текст научной работы на тему «Промышленные заведения “красных буржуа” периода нэпа на Урале»

раздел ИСТОРИЯ

УДК 94 (47+57) “1921-1928” ББК 63.3.(2)52

ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ “КРАСНЫХ БУРЖУА” ПЕРИОДА НЭПА НА УРАЛЕ

Хазиев Р. А. *

Данная статья основана преимущественно на материалах, обнаруженных в Российском государственном архиве экономики. Речь идет об уникальной коллекции конфиденциальных досье, собранных сотрудниками Урало-Сибирской конторы Кредит-Бюро на уральских предпринимателей. Сохранившиеся документы дают возможность восполнить имеющие пробелы в изучении производственной деятельности частных предпринимателей времен нэпа в одном из крупнейших регионов России.

(Работа выполнена при поддержке РГНФ проект № 02-01-00364 а)

Находив шиесявроссыпиисистематизированные непосредственно в Российском государственном архиве экономики материалы принадлежат УралоСибирской конторе Кредит-Бюро. Это было одно из местных подразделений учрежденного в 1922 г. в Москве “Первого российского товарищества по выдаче справок о кредитоспособности”. Несмотря на то, что основным учредителем товарищества, а с 1924 г. АО Кредит-Бюро, был Наркомат внутренней торговли, акционерное общество занималось деятельностью, близкой к коммерческому шпионажу. Для Кредит-Бюро не была характерной такая черта, когдаразличные наркоматы в угоду текущим со бытиям или по требованию партийно-правительственных функционеров завышали или, наоборот, принижали хозяйственный потенциал частного капитала в экономике.

Действуя на основе хозрасчета, Кредит-Бюро использовало почти 16-ти тысячную армию штатных и внештатных агентов, добывавших для заказчиков данные на интересовавших их индивидуальных предпринимателей или хозяйствующих коммерческих субъектов. Обращавшиеся в Кредит-Бюро солидные и платежеспособные клиенты из числа государственных и коммерческих банков, Обществ взаимного кредита и т.д. требовали качественного обслуживания, скрупулезного и ответственного отношения к выполнению поручения. Высокая цена ошибки предоставления клиентам не выверенной информации, влекущей возможные финансовые потери кредитующей организации из-за не возврата заемщиком выданных ему денежных средств, породила систему перепроверки добываемых сведений по различным каналам. Кредит-Бюро, профессионально осуществляя финансовый мониторинг действовавших на внутреннем рынке индивидуальныхпредпринимателейиразличныхформ собственности юридических лиц, привлекавших для поддержания или развития своего бизнеса заемный капитал, создало достаточно обширную и надежную базу данных на отечественных коммерсантов [1].

Вместе с другими источниками, высокая степень достоверности и репрезентативности информационного массива, сохранившегося в досье Урало-Сибирской конторы Кредит-Бюро, позволяет в

той или иной степени проследить деятельность 653 человек, связавших свою судьбу с бизнесом [2]. Но среди этого количества коммерсантов насчитывается только 61 предприниматель, индивидуально или в доле с партнерами организовавший на Урале 49 различных по размерам и мощности промышленных заведений. Поэтому анализ данных производился на основе имеющейся в нашем распоряжении выборки по 49 частным производствам. В соответствии с заданными характеристиками, каждый из хозяйствующих субъектов был обработан с использованием метода статистического и корреляционного анализа. Выведенные агрегированные зависимости позволили прийти к заслуживающим, на наш взгляд, внимания результатам.

Приоритетными для нэпманов-произво-дителей 1921-1928 гг. были четыре специализации, составившие в совокупности 58% приложения труда и капиталов. Другие производства (42%) пришлись на самые разнообразные коммерческие заведения, осуществлявшие пошив верхней одежды, головных уборов, мужских костюмов, женского платья; выпускавшие продукцию от колбасных изделий до домашней утвари, простейших видов металлической, бондарной и прочей продукции ежедневного спроса.

При очевидно большей, чем в других сегментах рынка конкуренции, значительное распространение кондитерского производства (28%) объяснялось несомненной выгодностью данного вида бизнеса: емкостью местного рынка, традиционно поглощавшего сладости и обеспечивающего постоянный спрос на данную продукцию; быстрой оборачиваемостью вложенных средств; простой технологиейвыпечки-изготовленияпродукции;малой суммой капиталов, потраченных на приобретение несложного оборудования и его эксплуатацию, не требующую квалифицированных навыков или дополнительного обучения. Остальные три вида деятельности: кожевенное (15%) и мыловаренное производства (9%), лесозаготовка и деревообработка (6%) - определялись исторически сложившимися факторами традиционного присутствия данных видов дела в регионе, наличия на Урале сырьевой базы, удобно расположенной, доступной и имевшейся в достаточном количестве для промышленной

* Хазиев Рустэм Асхатович - доцент кафедры Отечественной истории исторического факультета БашГУ

эксплуатации.

Расчетные данные об отраслевой структуре производства в разрезе крупных городов Урала (Н Тагил, Пермь, Уфа, Свердловск) и других населенных пунктов, являвшимися центрами сосредоточения производственных и торговоремесленных операций показали, что наибольшая диверсификация бизнес-производств имела место в двух городах: Свердловске и Уфе. При совпадающем структурном утверждении частников Свердловска и Уфы в одинаковых отраслях промышленности (пищевая, химическая, деревообрабатывающая и кожевенная) между городами имелись некоторые отличия в количественном представительстве предпринимателей на рынке. Это определяло высокую степень внутригородского, а порой и межобластного соперничества за покупателя, получавшего возможность выбора товаров исходя из их цены и качества.

Избрание популярного (распространенного и многими освоенного) направления или менее привлекательного (мало кем апробированного на предмет покупательского спроса) происходило на уровне простейшего хозяйственного анализа: предстоящие расходы и ожидаемый (тіп.-тах.) приход. Формировалось бизнес-предпочтение и под воздействием сложившейся исстари практики занятия тем или иным ремеслом, когда собственное сырье всегда под рукой; политики властей, остро нуждающихся в назначаемых и поощряемых для выпуска изделиях; востребованности сбыта и платежеспособности потребителей. Безусловно, были и такие, которые полагаясь на авось, открывали мастерские по подобию уже успешно функционировавших или возрождали свои прежние объекты, отчужденные после революции и переданные теперь в аренду

Не менее важным является выяснение самоощущения самих предпринимателей. Считали они себя временщиками и, соответственно, жили одним днем; рассчитывали вести дело с дальним прицелом и возможностью его передачи по наследству или руководствовались какими-либо иными убеждениями? Разрозненные высказывания “зажиточных элементов”: “...всегда работаю,

...беспокоюсь уплатить государственные налоги, ... стараюсь быть государственным любимцем, а оно, наоборот, за то, что я богатый, лишит меня права голоса, ибо я опасный элемент”,[3] в общих чертах иллюстрируют настроение эпохи. Суммирование множественности мнений позволяет нарисовать более полную картину отношения региональных собственников (обитавших в одном государственнополитическом пространстве, но несколько иной, чем в Центре, национальной, географической, религиозной, исторической, семейно-бытовой и т.д. среде обитания) к советской действительности и зафиксировать укоренившиеся в их среде ментальные установки.

Во всех имеющихся в нашем распоряжении 413 досье не обнаружены высказывания от первого лица (цитирование тем или иным образом узнанной и записанной прямой речи или передачи корреспондентом своими словами основного смысла высказываний от первоисточника и т.д.), позволяющие прямо определить позицию автора или группы лиц в отношении перспектив развития частного дела при большевиках. Произведенная на первом этапе скрупулезная обработка всех дел выявила, что в 242 досье (58%) из 413 полностью

отсутствуют какие-либо упоминания на этот счет. Во многом это было вызвано тем, что агенты “Кредит-Бюро”, собирая данные на нужные им персоны, сосредотачивали внимание на выяснении экономической состоятельности “фигуранта”, а не на его политическом кредо, пристрастиях, антипатиях, текущих и перспективных планах коммерческой деятельности. Тем не менее, в выбранных для анализа 171 досье сохранились фрагменты, позволяющие в несколько необычном ключе взглянуть на проблему, т.е. через записи агентов “Кредит-Бюро” 1924-1929 гг судить о замыслах коммерсантов в отношении хозяйственной действительности и официальной власти.

Для выявления необходимых данных потребовалось произвести расчленение дел коммерсантов на тематические составляющие. В специально выделенную смысловую рубрику: “нэпманы и советская власть” удалось занести более 20-ти в разном контексте и с неодинаковой частотой повторяющих упоминаний, относящихся к этой категории. Преимущественно это несколько взаимосвязанных устойчивых единиц, но при этом полноценно несущих смысловую нагрузку, в рамках одного предложения. Все, что не отвечало этому требованию, отсеивалось и исключалось из базы данных. После уточнения и группировки в единое понятие синонимичных обозначений осталось 15 микрофрагментов (см. таб. 1), позволяющих прийти к следующим выводам.

Обнаруженныеупоминанияненеслипротестного заряда, не преследовали цели воздействовать на события посредством просьб, требований, заявлений, постановки вопроса на обсуждение, высказывания самостоятельного суждения, выдвижения каких-либо условий, критики и других действий, говорящих о социальной активности нэпманов. Советская власть воспринималась как сила вне суждений, в рамках которой было допустимо только фиксирование текущих событий: “дальнейшее существование

фирмы находится в зависимости, в известной мере, от возможности оправдывать госналоги”[4].

Абсолютизация “фиксирующего мнения” оказалась незыблемой независимо от сотрудника, составляющего справку (нет никаких упоминаний Ф.И.О.,толькоместосоставления:Москва,Свердловск или Уфа, а также времени появления), развернутого или сокращенного варианта подготовленного донесения. Косвенно это подтверждает, что степень вымывания нэпманов из общего контекста жизни была достаточно эшелонированной, поэтому, большей частью они стремились функционировать в режиме сохранного самоустранения от власти и сдерживания любого вида проявлений во внешнюю среду, которые могли, в свою очередь, спровоцировать неадекватную реакцию государства в их адрес. Среди названной части уральских частников советско-партийные структуры не ассоциировались с силой, к которой можно и нужно было апеллировать, делать запросы, искать у нее правду, защиту, ожидать содействия и поддержки. Следовательно, органы государственного управления не рассматривались как организация, при помощи которой реально было решить насущные проблемы или, влияя на нее, попытаться удовлетворить свои единоличные или корпоративные потребности.

Если говорить о коммерческих предпочтениях по выпускаемой группе пищевых товаров, то бесспорным лидером самого популярного у предпринимателей региона кондитерского бизнеса

являлся г. Пермь. Выходило, что в уральской столице пряников, печенья, конфет и т.д., наблюдался своеобразный бум, когда выпечка пирожных, тортов, варка монпансье и карамели составляла в Перми 60% городского производства при небольшом желании местных “богатеев” осваивать иные производства. Живым олицетворением стабильного и конкурентного производства конфет под торговой маркой “Реномэ”, была фабрика проживавшего в Перми по улице Коммунистическая, 78 Либермана Исаака Давидовича. Придя в бизнес в 1923 г., к началу 1927 г. И.Д. Либерман выбирал “на производство патент 1-го разряда”. Сбывая всю продукцию на месте и выйдя на стабильный среднемесячный оборот в 3-4 тыс. рублей, фирма И.Д. Либермана имела положительное сальдо баланса [5]. В Н.Тагиле пристрастие к кондитерскому ремеслу (34%) уравновешивалось аналогичным числом предприятий кожевенной промышленности (32%) при всех других прочих производствах (34%). В остальных местностях Урала не выявлено концентрации частного производственного капитала в каких-либо основных видах бизнеса. За пределами названных городов отмечалась многопрофильная промышленная и кустарно-ремесленная

специализация.

Произведенная сравнительная оценка отраслевой структуры производства Уральского региона в начальный период нэпа в 1921-1924 гг. и на стадии поэтапной реализации в 1925-1928 гг. стратегического плана по превращению нэпманов, “этихакул.. ,вмалоимущих”(ПреображенскийЕ. А.)[6], подтверждает ранее выявленную закономерность о мобилизационно-инерционном движении бизнеса вопреки усиливающемуся карательному давлению со стороны государства.

“Новая буржуазия”, стоически стремясь выжить, одновременно решала в 1925-1928 гг. две главные задачи: 1) законодательно ограниченная

в политическом волеизлиянии и хозяйственных действиях, она изыскивала любые возможности неконфликтного приспособления к нерадостной действительности; 2) оперативно реагировала на коммерческие вызовы коллег по бизнесу, реально составлявших конкуренцию и стимулировавших биться за место под солнцем; конъюнктуру меняющего спроса и предложения; своевременно ориентировалась в ситуации, “вкладываясь” в доходные начинания. В отличие от нисходящей конкуренции 1925-1928 гг., для периода 1921-1924 гг., времени пробных шагов участия и последующего закрепления в бизнес-производстве, было характерно восходящее соперничество между пионерами коммерческого движения при очевидном массовом освоении кондитерского производства и кожевенного дела.

Начало усиления налогового прессинга и конфискационного настроя государства совпало с диверсификацией производства, вызванной усилением конкуренции в рыночной среде. Если в 1921-1924 годах развивались два основных вида производств, то, начиная с 1925 г., расширилось как их количество, так и соответственно предлагаемая потребителям номенклатура товаров. Ликвидация дефицита сменилась насыщением рынка более качественной продукцией при разнообразии предложений и особенно неувеличившимся спросе.

Произошедшие на рынке изменения привели на втором этапе (1925-1928 гг.) к значительному сокращению (кондитерская отрасль с 43% до 9%, кожевенная промышленность с 22% до 5%)

производств, лидировавших в 1921-1924 гг., и росту с 35% до 43% ранее непопулярных занятий. Таким образом, можно предположить, что в 19251928 гг. протекали два качественно отличных, но пересекавшихся, переплетавшихся и обоюдно отторгавших друг друга процесса: 1) инерционная структуризация бизнеса, свидетельствовавшая о мощи и силе воздействия на общество хозяйственной волны, порожденной начавшейся с 1921 г. экономической либерализацией; 2) достижение нэпом высшей точки (потолка) разрешенного государством подъема с последовав шим затем затуханием и ликвидацией частного капитала.

Данные по 49 производствам позволили также выявить ряд моментов, предопределивших успешность ведения дела частными производителями Урала в 1921-1928 гг. На первом этапе была дана общая оценка состояния бизнеса нэпманов-производителй на основе записей, сделанных агентами Урало-Сибирской конторы Кредит-Бюро. Текстовый материал подвергся экспертной оценке по 4-х балльной шкале - “отлично”, “хорошо”, “средне”, “плохо”. Полученные результаты, отражающие мнение сторонних и достаточно объективных наблюдателей из неправительственной структуры, показывают, что большая часть респондентов (отлично, хорошо, средне - 74%) была удовлетворена своим положением. Примерно 53% производителей вели свои дела успешно, около 21 удовлетворительно и только 26% находились в достаточно тяжелом финансовом положении.

Разбивка производителей в разрезе двух выделенных возрастных групп дает основание говорить о большем участии в бизнесе (84%) наиболее деятельной группы граждан от 20 до 40 лет и меньшем представительстве тех, кто перешагнул сорокалетний рубеж (16%). В негосударственном секторе экономики хозяйствовали как имевшие дореволюционный опыт коммерческий деятельности предприниматели, так и их молодые конкуренты, впервые после Октября 1917 г. познавшие тонкости критикуемого комсомолом “делячества и стяжательства”. Следовательно, самореализовывалась, нашла свое дело и место в жизни и одновременно обеспечивала существование своих семей наиболее работоспособная часть населения в возрастной категории от 20 до 40 лет, составившая трудовой костяк среди обследованных “заводчиков”.

Вышеописанные результаты вполне согласуются с данными относительно успешности ведения дел в разрезе сформированных возрастных групп. Как и следовало ожидать, в первой возрастной группе (20-40 лет) более 60% производителей добивались отличной и хорошей динамики в бизнесе, тогда как во второй возрастной группе этот показатель не превышал 40%. Однако более свойственное для молодого возраста участие в рискованных операциях, меньшие профессиональные навыки, присущие умудренному опытом и прожитыми летами поколению, были той оборотной стороной медали, ввергавшей 20-40 летних (40%) в тяжелое финансовое состояние. Во второй группе этот показатель был почти в два раза ниже (20%), при наличии значительной доли лиц, ведущих свои дела удовлетворительно, но и отсутствии “отлично” преуспевающих бизнесменов.

Состояние дела зависело от многих объективных и субъективных составляющих, о которых уже говорилось, но как выяснилось, весомую положительную роль в успешном ведении бизнеса играло то, что на бытовом языке называют крепкий

тыл. В ходе анализа дел 49 предпринимателей обнаружена прямая зависимость успешности бизнеса от семейного положения. Произведенная обработка данных показала, что женатые нэпманы вели свои дела намного лучше и эффективнее, чем их холостые коллеги. Среди женатых бизнесменов был наивысший показатель преуспевающих лиц - 60% и только 10% из состоящих в браке находились в тяжелом финансовом положений. Почти 50% холостых нэпманов-производителей были откровенными аутсайдерами в бизнесе, никто из них не достиг высших позиций, и немногим более 20%, не связанных узами Гименея, чувствовали себя достаточно стабильно.

Вывод об инерционном развитии бизнеса в 1925-1928 гг подтверждается данными о состоянии дел уральских производителей за указанные годы. Полученные результаты выявили ожидаемую отрицательную динамику хозяйственного положения уральских “заводчиков” на этапе заката нэпа и последовательной нейтрализации правительством носителей рыночных отношений в экономике. Доля прежде успешных бизнесменов (наибольшая часть) сократилась после 1925 г почти в два раза: с 64% до 33% при соответственно ухудшившемся положении “ частнокапиталистических” хозяйствующих субъектов более чем в 7 раз с 9% до 67%. То, что меньше всего изменилось состояние дела преуспевающих бизнесменов (сокращение с 18% до 16,6%), еще раз свидетельствует о продуманности удара не против отдельно взятых неугодных персон, а массовом наступлении на капитал, который в большей части состоял из ввергаемых в разорение налогами и прочими административными карами нэпманов средней руки.

Однако достаточно глубоко структурированные в хозяйственную систему страны предприниматели не пали одномоментно жертвами постепенно упраздняемого государством нэпа. Потребовалась

Таблица №1

трудоемкая по времени и исполнению операция эшелонированного выкорчевывания частников, чтобы окончательно “зарезать” их, как тех “животных”, набиравших вес перед Рождеством (Е.А. Преображенский) [7].

Таким образом, созданная на основе 413 досье Урало-Сибирской конторы Кредит-Бюро база данных о 49 частных предприятиях конкретизирует представление о нэпманах-производителях, как в большей степени созидательном хозяйственном социуме 1921-1928 гг Несмотря на чинимые административные преграды, порой заслуженное громогласное осуждение и уголовное наказание коммерсантов за жульничество, аферы и прочие криминальные деяния, они показали себя не временщиками, а одним из партнеров хозяйственной триады (государственные, кооперативные и частные хозяйствующие субъекты), представленной в экономике страны. Нэпманы стремились добиться не равноправного, а всего лишь признаваемого и не отвергаемого правительством участия в народном хозяйстве Советского государства. Однако рациональная, с экономической точки зрения, ориентированность “новой буржуазии” на получение прибыли вкупе с их вызывающей озлобленность и неодобрение населения ресторанной праздностью, существенно политизировали историю 1921-1928 гг Без широкого адресного подтверждения, изначальное социальное неприятие “новых богатых” утвердилось в значительной части сохранившихся о периоде нэпа документов, принадлежащих, в основном, органам государственной власти. Используемый при оценке “новой буржуазии” Урала историко-статистический анализ позволяет с большой степенью объективности реконструировать социальный облик нэпманов-производителей и понять основополагающие принципы коммерческой деятельности легальных бизнесменов 1921-1928 гг

Перечень тематических микрофрагментов “нэпманы и советская власть” констатирующего характера в досье уральских предпринимателей 1924-1929 гг

Категории Год

Финансовые затруднения из-за оплаты налогов 1924

Опытный и честный коммерсант свертывает (прекращает) торговлю 1925

Продукцию принуждают сдавать государственным и кооперативным организациям 1925

Непосильное (разорительное) налогообложение 1925

Установки торговать не свыше предельных цен 1926

Сокращение ассортимента торговли 1926

Проведение операций спекулятивного характера 1926

Ликвидация торговли из-за непосильных налогов 1926

Ограничения торговой деятельности 1927

Дельные коммерсанты и аккуратные плательщики в связи с высокими налогами ликвидируют свое дело 1927

Финансовые затруднения 1927

Опасность еще большего налогообложения 1928

Нет стремления к расширению дела 1928

Изъятие средств с помощью национализации 1928

Арест дела за неуплату налогов 1929

Источник: “Последниеизмогикан: красныекупцыэпохинэпа”:материалыидокументыобуральскихкоммерсантах 1921-1928 гг Уфа, 2003. С. 33-274.

ЛИТЕРАТУРА

1. Cм.: “Ш^едше из мoгикaн: крастые купцы эпoxи нэпа”: Материалы и дoкyмeнты o6 ypaльcкиx кoммepcaнтax 1921-1928 гг. Уфа, 2003. C. 3-4. O не^торьи нaпpaвлeнияx дeятeльнocти Kpeдит-Бюpo cм. также: Kилин A.П. Частная торговля и кредит на Урале в 1920-е гг. // Дoкyмeнт. Apxrn. ^тория. Coвpeмeннocть. Eкaтepинбypг, 2003. Bып. 3. C. 141-143.

2. ^ме apxeoгpaфичecкoй oбpaбoтки в cooтвeтcтвии c правилами издания ^TOp^e^^x иcтoчникoв, выявленные

450 дoкyмeнтoв, включая ввoднyю cтaтью и cпpaвoчныe примечания, были oпyбликoвaны в: “Шмедние из мoгикaн: кpacныe купцы эпoxи нэпа” ... C. 33-274. Cм. рецензию: Grant J. // The Russian Review. 2005. і 1 (Vol. 64). P. 151.

3. Rrnoc нapoдa. Пжьма и отклики pядoвыx coвeтcкиx граждан o coбытияx 1918-1932 гг. М., 1997. C.245.

4. PГAЭ. Ф. 7624. Oп. 4. Д. 904. Л. 2.

5. “Ш^едше из мoгикaн: ^acmie купцы эпoxи нэпа”. C. 170.

6. Cм.: Пелликани Л. Koллeктивиcтcкaя aнтиэкoнoмикa// ^циализм бyдyщeгo. 1992. і 3. C. 62.

7. Там же.

Уступила в редакцию 20.06.05 г.

Уда 94 (1-87)

ББK 63.3 (4/8)

НАЧАЛО ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРЬЕРЫ ЭДУАРДА СТЭНЛИ Лаптев М.А. *

Статья посвящена истории молодым годам Эдуарда Стэнли, будущего видного политического деятеля консерваторов, известного под именем графа Дерби. Показан путь становления его как политика.

Шел 1799 г., местечко Ноусли - усадьба аристократической семьи Стэнли, графов Дерби. РасположенныйвсельскойместностивозлеЛиверпуля помещичий дом был великолепным, но не массивным, подходящим семье, титул которой восходил к эпохе Возрождения XV в., а не к Средним векам. Подобные “цитадели” крупных землевладельцев были довольно привычны в Англии, но для людей Ланкашира Ноусли был самым великим домом в окрестностях, а потому и в их мире. Ноусли был синонимом Стэнли, а Стэнли - Ланкашира, в который эта семья глубоко ушла корнями, получая большой доход от этого графства, и оказывая политическое и социальное влияние далеко за пределы своих родовых земель.

Родившийся 29 марта Эдуард Джордж Джеффри Смит барон Стэнли стал третьим поколением прямых (мужских) наследников титула графов Дерби. Колокола деревенской церкви звонили в честь этого. Быть рожденным в семье правящего класса любой нации любого времени, как правило, превосходный старт в жизни, а быть рожденным в семье аристократа в самой могущественной нации в мире того времени, наполняет чашу судьбы до краев. Так как большая часть мира в то время существовала для лучшей жизни британцев, и большая часть самих британцев, в некоторой степени, существовала во благо той верхушки, которая управляла политической жизнью и пользовалась в полной мере плодами национальных триумфов. Таким образом, это не в коей мере не было обычным рождением. На этого ребенка семья

возлагала большие надежды.

Во время рождения юного Стэнли главой семьи являлся Эдуард Стэнли, 12-й граф Дерби, толстый, низкорослый мужчина с приятным лицом и хорошим характером. В современной ему политике он был лидером либеральных вигов, а в спортивном мире он дал свой титул крупнейшим конным скачкам. Его неугомонная энергия и неудачная женитьба на дочери герцога Гамильтона, побудили 12-го графа искать разнообразные увлечения вне дома.

Некоторое время его привлекал театр, и однажды он сыграл роль любовника в комедии “Как не потерять его”. Это увлечение привело его к знакомству с прекрасной талантливой актрисой Элизабет Фарен[ 1 ]. Она завоевала сердце графа, и после смерти первой жены, они поженились. Этот счастливый союз принес трех детей, к двоим, которые уже были у графа, и юный Стэнли был одного поколения с детьми своего деда от второго брака.

Родителям Эдуарда Стэнли не хватало яркости старшего поколения, но все же они были значительными людьми. Его отцу, голубоглазому, розовощекому мужчине было суждено жить в тени людей, окружавших его. 12-й граф, доживший до 1834 г., являлся главой семейства в лучшие молодые годы жизни своего сына, а когда он умер, Эдуард Смит, 13-й граф уже оказался в тени растущей репутации своего сына. Хотя он много лет служил в палате общин, основным его увлечением была зоология. Он являлся одно время президентом Зоологического общества.

* Лаптев Михаил Александрович - аспирант кафедры новой и новейшей истории БашГУ

Be^ram Бaшкиpcкoгo yнивepcитeтa.2005.№3. 67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.