Научная статья на тему 'Промышленность Хабаровского края: экспортные возможности и условия их реализации'

Промышленность Хабаровского края: экспортные возможности и условия их реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
748
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Невская Наталья Александровна

Хабаровский край является одним из крупнейших экспортёров промышленной продукции на Дальнем Востоке России. Основу экспорта составляет промышленная продукция. В статье рассматриваются факторы и условия увеличения экспортного потенциала промышленных предприятий Хабаровского края, а также вопросы конкурентоспособности. Уделено особое внимание инновационному фактору в деятельности предприятий. Статья может быть интересна научным работникам, студентам, аспирантам, предпринимателям и всем, кто интересуется проблемами международной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Невская Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Промышленность Хабаровского края: экспортные возможности и условия их реализации»

ИННОВАЦИИ № 7 (84), 2005

Промышленность Хабаровского края: экспортные возможности и условия их реализации

Н. А. Невская,

аспирантка Института экономики и управления. Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

На современном этапе развития экономики наблюдается увеличение роли внешнеэкономических связей, которые оказывают существенное влияние как на развитие национальной экономики, так и на развитие экономики региона. Доминирующую часть в структуре экспорта края составляет продукция промышленных предприятий. В основном, это сырьевые ресурсы и продукция с низкой добавленной стоимостью. Целью данной статьи является рассмотрение факторов, влияющих на формирование и реализацию экспортного потенциала промышленных предприятий с учетом современной экономической ситуации в стране и в регионе. Для этого необходимо определить понятие «экспортный потенциал промышленных предприятий», охарактеризовать факторы, влияющие на его формирование, и дать оценку существующим условиям реализации экспортного потенциала промышленных предприятий Хабаровского края.

По мнению автора, экспортный потенциал — это объем конкурентоспособной продукции, востребованной на внешнем рынке, которую могут произвести хозяйствующие субъекты при оптимальном использовании всех ресурсов. Основные признаки, характеризующие процесс формирования и реализации экспортного потенциала, включают элементы спроса и предложения на продукцию:

^ наличие различных видов ресурсов (природных, производственных, инвестиционных) и наиболее эффективное их использование в существующих условиях социально-экономического развития конкретной территории;

^ сравнительно высокий уровень квалификации персонала хозяйствующего субъекта от высшего звена управления до непосредственных исполнителей;

^ наличие у производимой продукции таких качественных характеристик, которые позволяют успешно конкурировать с другими товарами-аналогами;

^ комплекс мероприятий, который может осуществить хозяйствующий субъект по продвижению своей продукции на внешнем рынке, учитывая при этом необходимость формирования потребности на данную продукцию и максимально раз-

работанную сервисно-сбытовую и маркетинговую политику при его реализации;

^ комплекс мероприятий, который может осуществить административный субъект по обеспечению максимально выгодных условий для производства конкурентоспособной на внешнем рынке продукции и ее реализации.

Таким образом, из представленных признаков первые три относятся к процессу формирования экспортного потенциала, два последующих — к процессу его реализации. Справедливо отметить, что в настоящее время основное влияние на производство продукции имеет маркетинговая политика предприятия, так как в основе успешной работы лежит, прежде всего, наиболее полная информация о существующем спросе не продукцию.

Как величина количественная, экспортный потенциал промышленных предприятий имеет свои пределы. Он может колебаться от существующего уровня производства продукции до общей емкости рынка с учетом производственных мощностей.

На сегодняшний день сложилась такая структура экспорта, при которой доминирующую роль играет сырьевая продукция, то есть, в основном, задействован природный потенциал территории. В результате резкого перехода к рынку и ряда других экономических потрясений структура товарооборота Хабаровского края претерпела некоторые трансформации. Во-первых, за последние семь лет экспорт стал превышать импорт в 5-6 раз. Во-вторых, изменилась товарная структура экспорта. В ней можно наблюдать гипертрофированно развитые сырьевые и практическое отсутствие перерабатывающих отраслей, за исключением экспорта наукоемкой продукции ВПК.

При разделении экспортирующих отраслей промышленности края на добывающие и обрабатывающие прослеживается следующая тенденция: при включении ВПК в категорию обрабатывающих отраслей их доля составляет около 60%, при его отсутствии — около 30% (табл. 1).

Следует отметить, что допустимая норма величины продукции обрабатывающих отраслей промышленности в структуре экспорта для развитых государств составляет не ниже 45% [2, с. 95]. То есть

структура экспорта Хабаровского края соответствует данной характеристике при условии наличия заказов в машиностроительном комплексе. При отсутствии таковых доля обрабатывающих отраслей в лучшем случае составляет треть, а структура экспорта носит ярко выраженный сырьевой характер.

Принимая во внимание характеристику внешнеэкономического спроса в странах северо-восточной Азии, следует отметить данный рынок как высокоемкий для продукции с двумя противоположными тенденциями: сырьевая продукция либо продукция с низкой добавленной стоимостью, с одной стороны, и уникальная наукоемкая продукция — с другой. Соответственно, основу экспортного потенциала предприятий Хабаровского края составляет производственный потенциал. В последние годы наблюдается замедление темпов роста производства, что можно объяснить практически полным исчерпанием эффекта девальвации 1998 года, а также ухудшающимся состоянием производственной базы и усиленным выбытием основных фондов. При этом наблюдается положительная тенденция к активизации инновационной деятельности на предприятиях, но величина затрат на технологические инновации весьма мала. Следует отметить потенциал малого бизнеса. В сфере внешней торговли малый бизнес представлен экспортирующими предприятиями, имеющими сырьевую направленность. Но он обладает большим ресурсным потенциалом для выпуска конкурентоспособной продукции, так как легко воспринимает новые условия ведения бизнеса и обладает большой мобильностью, что в случае повышения величины экспортного потенциала очень актуально.

Следует отметить, что последние десятилетия отразили некоторые смещения акцентов в производстве материальных ценностей в мировой системе хозяйства. Раньше в основе экономического успеха лежало так называемое аппаратное обеспечение, то есть успешная организация дешевой рабочей силы, сырья и производства, налаживание системы сбыта. На сегодняшний день в основе успеха, скорее, будет находиться умелое использование информационной составляющей производства, так как происходит реструктуризация составляющих в сторону программного обеспечения и информационной доли в продукте. Эта реструктуризация характеризуется более высокими скоростями производства продукта и обслуживания этого производства, что влечет переход от массовой системы к индивидуальному производству. В связи с этим следует отметить, что массовое производство требовало больших объемов небольшого числа ресурсов. С распространением немассифицированных методов производства потребуется намного больше разных ресурсов в меньших количествах. Передовое знание позволяет сделать больше при меньших затратах. К примеру, нефть была бесполезна, пока новые технологии (двигатель внутреннего сгорания) не сделали ее жизненно необходимой. Таким образом, в соответствии с научно-техниче-

Таблица 1

Доля продукции обрабатывающих отраслей промышленности в экспорте Хабаровского края за период 1998-2004 гг., в процентах (Источник: Внешнеэкономическая деятельность организаций Хабаровского края/ Статистический сборник, 2004 г.; Внешнеэкономическая деятельность организаций Хабаровского края/Статистический сборник, 2000 г.)

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

Экспорт, всего 100 100 100 100 100 100 100

Продукция с низкой долей добавленной стоимости и сырье 34,8 76,2 57,5 35,5 68,8 82,1 92,3

Продукция обрабатывающих отраслей 65,2 23,8 42,5 64,5 31,2 17,9 7,7

ским прогрессом и появлением новых технологий производства акценты будут перемещаться от производителей простого сырья к небольшим количествам временно важных веществ, а также непосредственно к производителям и владельцам новых знаний и технологий, которые необходимы для создания новых ресурсов. Структура товарооборота развитых стран эти тенденции отразила.

Но если учитывать изменение структуры производства продукции в мировом хозяйстве, то экспортные перспективы развития промышленных предприятий Хабаровского края в долгосрочном периоде не настолько радужны. К примеру, в 2004 году продажа нефтепродуктов предприятиями края в структуре экспорта составляла более 50%. На данный момент стоимость одного барреля нефти колеблется около 60 долларов США при долгосрочной среднегодовой стоимости около 18 долларов США. В условиях острой потребности стран северо-восточной Азии в энергоресурсах маловероятно снижение цены. При столь высокой цене будут разрабатываться альтернативные источники энергии, и существует вероятность, что произойдет смещение потребности к другому, менее дорогому ресурсу.

В краткосрочном периоде сложившаяся внешнеэкономическая ситуация для Хабаровского края является, скорее, положительным фактором, так как край занимает ведущие позиции экспортера по Дальневосточному региону, и прилив валютных ресурсов способствует развитию предприятий края. Следует учитывать тот факт, что потребителями сырьевых ресурсов выступают страны северо-восточной Азии, потребности которых в сырье и энергоресурсах постоянно увеличиваются (по некоторым оценкам, к 2010 году увеличатся вдвое от нынешнего уровня). На краткосрочную перспективу сложившиеся тенденции внешнеэкономических связей дадут положительные результаты в виде прилива финансовых средств в промышленность Хабаровского края.

Таким образом, при существующих тенденциях в долгосрочной перспективе при сложившейся внешнеэкономической политике, скорее всего, будет снижаться рентабельность экспортной деятельности из-за невозможности контролировать процесс техноло-гизации производства ввиду отсутствия собственных научных разработок по данной тематике.

ИННОВАЦИИ № 7 (84), 2005

ИННОВАЦИИ № 7 (84), 2005

При рассмотрении товарной структуры экспорта Хабаровского края было отмечено, что на внешнем рынке, помимо сырьевой продукции и продукции с низкой добавленной стоимостью, пользуется спросом и другой класс продукции. Это уникальная наукоемкая продукция. Преимущественно это продукция ВПК, а также суда и другие плавучие средства. Экспорт гражданского машиностроения в структуре занимает около 1%. При этом высокотехнологичное оборудование в структуре экспорта составляет менее 1%. К примеру, в первом полугодии 2005 года в структуре экспорта присутствовали два пункта: машины автоматические для обработки информации — 3 штуки, а также приборы, аппараты, лабораторное медицинское оборудование — суммарно в доле экспорта эта продукция составляет 0,01%.

Факт увеличения добавленной стоимости в продукте промышленных предприятий не является причиной увеличения объемов экспорта, так как в его основе лежит спрос на продукцию потребителей внешнего рынка. С другой стороны, это один из факторов, способствующих диверсификации производства, поиску новой ниши на рынке (возможно, на будущем рынке), что является признаком конкурентоспособности промышленного предприятия. При этом результат работы маркетинговых и сервисно-сбытовых служб предприятия в данном случае лежит в основе успеха коммерческой деятельности. Обзор теорий конкурентных преимуществ позволяет выделить факторы, влияющие на повышение конкурентоспособности предприятия [3, 8]:

^ более низкие издержки, чем у конкурента;

^ дифференциация товаров;

^ необходимость сфокусироваться на конкретном сегменте рынка (М. Портер);

^ пересмотр приоритетов в деятельности компании (инжиниринг), что обеспечит достижение значительной экономии основных ресурсов (М. Хаммер и Дж. Чампи);

^ собственная уникальная ценность как долговременная стратегия (М. Треси и Ф. Вирсема);

^ инновация как постоянно действующий фактор (Г. Хэмел и К. К. Прахалад) и, как следствие, переход к «цифровой» корпоративной культуре (Р. М. Кантер).

Таблица 2

Доля затрат на технологические инновации промышленными предприятиями Хабаровского края (Источник: Рассчитано на основе данных обзоров Госкомстата: Об инновационной деятельности организаций края в 2002 году/ Аналитическая записка от 30.07.03 № 07/07-1; Об инновационной деятельности организаций края в 2003 году/ Аналитическая записка от 30.07.04 № 07/07-1)

Из представленных факторов следует отметить значение последнего. В основе производства уникальной продукции лежит инновационное производство. При этом в крае есть основа для данной работы.

В частности, есть достаточно развитый промышленно-производственный комплекс, а также весьма существенный научно-исследовательский потенциал, сосредоточенный как в вузах, так и в научно-исследовательских институтах. В Хабаровске расположен центр научно-технической информации, где можно ознакомиться с информацией о существующих на данный момент изобретениях, полученных патентах и т. д. Но в крае наблюдается низкая инновационная активность предприятий, отсутствует систематическая деятельность по освоению новых образцов продукции и новых технологий производства. Это иллюстрируют данные исследования инновационной активности предприятий и организаций Хабаровского края. За последние три года объемы средств, отчисляемых на технологические инновации, у предприятий растут, но они все же остаются крайне малы. Основной статьей затрат является приобретение машин и оборудования, что обусловлено, скорее, большим износом существующего оборудования (табл. 2).

При этом респонденты, отвечая на вопрос о причинах низкой инновационной активности, основной причиной называют низкий спрос на инновационный продукт и высокие издержки на его внедрение. Но следует заметить, что доля затрат на маркетинговые исследования в структуре, представленной в таблице, очень мала. Рынок инновационной продукции требует больших вложений на стадиях исследования, разработки и внедрения и дает, соответственно, большую отдачу. Данное исследование проводилось с выборкой в 180 предприятий, 46 из которых в 2004 году занимались инновационной деятельностью. Для сравнения: в 2002 году их было 30. При этом большинство предприятий ориентировано на внутренний рынок.

Инновационная деятельность предприятий, ориентированных на экспорт, происходит лишь в отраслях с низкой добавленной стоимостью, которые на данный момент пользуются высоким спросом. Преимущественно инновационная деятельность проводится с целью минимизировать издержки и увеличить объем производства. Инновационная деятельность в данном случае прослеживается в динамике прямых инвестиций, которые составляют 10-13,5% в зависимости от года.

Следует отметить, что существующая ситуация отражает, скорее, отсутствие стимулов для производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Выделяя приоритеты экономической политики для увеличения конкурентоспособности предприятий и повышения экспортного потенциала промышленных предприятий, органам государственной власти, на наш взгляд, следует обратить внимание на следующие аспекты.

^ Привлечение прямых иностранных инвестиций

в высокотехнологичные отрасли и стимулирова-

2000 2001 2002 2003

Затраты на технологические инновации из них: 100 100 100 100

доля затрат на приобретение машин и оборудования 89,5 63,3 68,2 79,2

доля затрат на маркетинговые исследования 0,4 0,7 1,3 0,4

ние создания совместных предприятий с целью внедрения новых технологий.

^ Развитие производственной инфраструктуры — оптимальной транспортной сети, обеспечение возможностей использования максимально доступной связи, а также контроль над определением тарифов электроснабжения предприятий, что в результате отразится на стоимости и конкурентоспособности продукции. В данном контексте следует обратить особое внимание на доступность связи, в частности услуг Интернета, так как современные условия диктуют необходимость быстрого выхода и высокой скорости поступления информации.

^ Снижение административных барьеров, которые до сих пор при организации и развитии производства выступают как ограничительный фактор. ^ Следует пересмотреть систему сбора налогов. Не умаляя роли НДС в формировании бюджета, следует отметить некоторое противоречие. В эпоху массового «индустриального» [6] производства НДС гармоничен с системой. В условиях, когда необходимо повышать долю добавленной стоимости в продукции (причем в разы), на добавленную стоимость назначен налог.

^ При существующей разрозненности производства и деятельности научно-исследовательских институтов следовало бы организовать единую информационную базу о научно-исследовательских разработках и механизм их взаимодействия.

Предприятия Хабаровского края имеют такие конкурентные преимущества, как обеспеченность минерально-сырьевыми ресурсами, сравнительная дешевизна ряда факторов производства, конкурентные преимущества более высокого порядка, в основном в области ВПК. Учитывая влияние многих факторов на рост экспортного потенциала промышленных предприятий, необходимо отметить увеличивающуюся долю инноваций и информации. Предприятия, как правило, либо не имеют собственных средств для их внедрения, либо не имеют даже такой цели. Роль инноваций является ведущей для участников рыночных отношений. Но мало кто учитывает другую сторону данного вопроса — скорость: скорость принятия решения менеджментом предприятия, внедрения инновации, скорость обслуживания. При переходе в эпоху «суперсимволичной экономики постиндустриального общества» [6] предприятиям следует обратить внимание на влияние информационного фактора в экономическом развитии, который лежит в основе как инноваций, так и скорости.

Роль инноваций велика. Но затраты на инновационную деятельность предприятий весьма малы, что в будущем негативно отразится на экономических показателях деятельности предприятий региона.

При существующих проблемах в сфере инноваций информационный потенциал заслуживает внимания. Информация имеет двойную направленность: к потребителю в виде информационной доли в продукте и от потребителя в виде информации о приоб-

ретенных товарах. В данном случае необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

^ предприятия в редких случаях собирают подробную информацию о потребителях через розничные сети реализации собственных товаров. А это основа не только маркетинговой и рекламной деятельности, но и прогноз производства продукции, тенденций изменений вкусов и направлений;

^ возрастающая роль интернет-ресурсов, как и возрастающая роль «суперсимволичных денег» (система кредитных и пластиковых карт), дает возможность минимизировать число посредников и, в конечном счете, снизить стоимость продукции;

^ вопросы высокого уровня обработки информации становятся более актуальными при координации деятельности в условиях Дальневосточного региона (систематизация информации о количестве продукции, объеме и скорости поставок, а также объеме запасов сокращает издержки транспортировки и хранения). Грамотное использование информационного фактора в конечном счете приведет к повышению уровня конкурентоспособности предприятия.

Современная ситуация показывает, что увеличение экспортного потенциала промышленных предприятий зависит преимущественно от обстоятельств, мало регулируемых производителями. В частности, это уровень мировых цен, курс национальной валюты. Товарная структура экспорта выглядит так, что преимущественно увеличение объемов производства, в том числе и за счет более эффективной технологии производства, при положительной конъюнктуре ведет к увеличению экспортной выручки. Практическое отсутствие высокотехнологичной продукции в структуре говорит о малой диверсификации товара, что снижает возможность стабильных валютных поступлений и стабильного развития. Такая ситуация требует коренного пересмотра.

Литература

1. В. С. Лосев. Производственный потенциал: оценка, управление. Хабаровск: Изд-во «РИОТИП» краевой типографии, 1998. 240 с.

2. П. М. Медведев.Результаты эмпирического исследования влияния факторов на результаты экспорта Российских предприятий// Маркетинг в России и за рубежом. 2002. № 3. С. 53-75.

3. Э. С. Райкин. Информационный потенциал как фактор конкурентоспособности предприятия: Препринт. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. 31 с.

4. В. В. Рогов. Экспортный потенциал России: состояние, ориентиры и условия развития. // Внешнеэкономический бюллетень (Москва). № 5, 2004.

5. М. Э. Сейфуллаева, В. М. Капицын. Экспортный потенциал российских регионов в условиях глобализации мировой экономики// Маркетинг. 2001. № 1. С. 3-13.

6. Э. Тоффлер. Метаморфозы власти. Пер. с англ. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. 669 с.

7. В. Христенко. Россия на мировых рынках нефти и газа. http:// www.ruseconomy.ru/nomer18_200501.ec14.html

8. Б. Шпотов. О современных теориях конкурентных преимуществ и отраслевого лидирования.

http://www.cfin.ru /management/ leading_theories. shtml

ИННОВАЦИИ № 7 (84), 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.