1.7. ПРОМЫШЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ Г. САРАНСКА В УСЛОВИЯХ ПЕРВОГО ЭТАПА ПЕРЕСТРОЙКИ (1985-1989 ГГ.)
Бикейкин Евгений Николаевич, кандидат философских наук, доцент, главный научный сотрудник, заведующий отделом истории и археологии ГКУ РМ «НИИ ГН при Правительстве РМ»
o tdel_istofii@mail. ш
Огрина Галина Вячеславовна, аспирант отдела истории и археологии ГКУ РМ «НИИ ГН при Правительстве РМ»
o tdel_istofii@mail. ш
Аннотация: В статье рассматриваются основные итоги развития промышленности г. Саранска в условиях первого этапа реформ (1985-1989 гг.). Особое внимание уделяется анализу как позитивных, так и негативных проявлений динамики промышленного производства. Определяется их роль и место в последующих процессах деиндустриализации.
Ключевые слова: перестройка, реформы, промышленность, городское хозяйство, кризис.
INDUSTRIAL DEVELOPMENT OF THE CITY SARANSK IN THE CONTEXT OF THE FIRST STAGE OF PERESTROIKA (1985-1989 YEARS)
Bikeykin E.N., the candidate of philosophical sciences, associate professor Chief research officer - head of the department of the history and and archeology of the CIVIL code of the RM «scientific research INSTITUTE of GBV under the Government of the RM».
Ogrina G.V., postgraduate of the department of the history and and archeology of the CIVIL code of the RM «scientific research INSTITUTE of GBV under the Government of the RM»
otdel_istorii@mail. ru
Annotation: The article considers the main results of the development of the industry Saransk in the context of the first stage of reforms (1985-1989 years). Special attention is paid to the analysis of both positive and negative manifestations of the dynamics of industrial production. Is defined by their role and place in the subsequent processes of deindustrialization.
Keywords: restructuring, reform, industry, municipal economy, crisis.
К середине 1980-х гг. в СССР сформировалось определенное понимание необходимости проведения реформаторских преобразований. В этот период возникали вопросы о выборе моделей реформирования. Более приемлемой моделью оказалась «чехословацко-венгерская» идеология, при которой основное внимание уделялось вопросам реорганизации социалистических предприятий и всей системы управления народным хозяйством. На основе идей «перестройки» была первоначально сформулирована определенная программа комплексной экономической реформы, основными компонентами которой были: расширение
самостоятельности социалистических предприятий (перевод их на полный хозрасчет,
самофинансирование и частичное самоуправление), развитие индивидуальной и кооперативной форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме совместных предприятий. По оценке американского историка М. Малиа, «горбачевская экономическая программа была явно смелее косыгинской и амбициознее чехословацкой 1968 года, но ей вряд ли было под силу кардинально изменить
«матрицу» традиционного коммунистического
1
«этатизма»» .
К началу перестройки город Саранск представлял собой развитой промышленный узел. Созданы комплексы предприятий, связанных друг с другом в технико-экономическом и технологическом отношении
(особенно в машиностроительной и электротехнической отраслях), с общими вспомогательной и научнотехническими базами, инженерными коммуникациями и единой системой обслуживания работающих. К этому же времени окончательно сформировался Саранско-Рузаевский промышленный узел, который оформился вокруг Саранска и включил в свой состав Рузаевку и прилегающие сельские поселения. Здесь было сосредоточено более 72% всех основных фондов промышленности, он же вырабатывал почти 70% объема промышленной продукции2.
Следует отметить, что первоначально, особенно в
1985 - 1988 гг., перестроечные процессы в регионах, в частности Мордовии, происходили относительно мягко. Если проанализировать темпы роста основных показателей развития экономики Саранска за период (1986-1989 гг.), то можно сделать вывод, что почти все отрасли народного хозяйства города развивались достаточно устойчиво, (особенно до 1988 г.), в частности об этом свидетельствуют данные по объему продукции, выпущенной предприятиями города. С
1986 по 1989 г. наблюдается рост объема выпущенной продукции, составивший 119,3%. Однако, справедливости ради отметим, что, не смотря, на успехи пятилетний план по данному показателю не
1 Малиа М. Советская трагедия. История социализма в России.
1917-1991. - М.: РОССПЭН, 2002. С. 436.
Моисеев Е. В. Мордовия во второй половине ХХ века: тенденции и противоречия социально-экономического развития (исторический аспект). Дисс... докт. ист. наук. Саранск, 2004. С. 283-284; Народное хозяйство Мордовской АССР за годы одиннадцатой пятилетки. 1981-1985 гг. Стат. сборник. Саранск, 1986. С. 45-46.
выполнялся. Так, к 1989 г. планом было предусмотрено 135,6% роста по отношению к 1985 г., фактически же рост составил 130,4%3.
На предприятиях города стабильно увеличивалось производство товаров народного потребления (за четыре года пятилетки почти в два раза). Существенными были и темпы роста. Если в первом году двенадцатой пятилетки темп роста составил 99,7%, то в 1989-105,1 к плану4.
Успехи в работе промышленности города не были бы возможны без роста производительности труда. Вплоть до 1988 г. включительно темпы роста увеличивались на 1,3%. С 1989 г. происходит резкое падение данного показателя на 2,3% по сравнению с 1988 г. Показательным является то, что в рассматриваемый период усиливаются тенденции падения трудовой дисциплины, что сказалось на производительности труда. Только в 1988 г. за распитие спиртных напитков на производстве или пребывании на работе в нетрезвом состоянии привлекли к ответственности 780 человек, за мелкие хищения - 1909 5
Немалый экономический эффект продолжала давать интеграция производства и науки. Так, итоги выполнения комплексной программы НТП-90 свидетельствовали о том, что за первые два года двенадцатой пятилетки эффект от ее внедрения составил 43,5 млн руб.6 В отчетном докладе о работе ГК КПСС на XXXVIII городской партконференции (26 ноября 1988 г.) первый секретарь горкома Н. А. Уткин заявил, что «к концу 1988 г. внедрено 52 механизированные поточные и автоматизированные линии, комплексно механизировано и автоматизировано 19 цехов, участков, производств, освоено 509 новых видов изделий, из них 91 впервые в СССР7.
В то же время далеко не на всех предприятиях выполнялись планы внедрения новой техники и прогрессивной технологии и это происходило в условиях, когда каждый третий рабочий в
промышленности города был занят
малопроизводительным ручным трудом. Ежегодно обновление активной части основных фондов на
более современные не превышало 7% вместо
требуемых 10-12%. Износ основных фондов на
заводах инструментальном, экскаваторном, «Центролит», хлебокомбинате составлял более 50%, а в объединении «Светотехника», комбинате крученых изделий «Сура» - почти 70%. На ряде предприятий города не выполнялись задания по освоению лимитов капитальных вложений на техническое перевооружение, срывались нормативные сроки ввода, освоения новых и реконструированных мощностей. Приведем только один пример. Комбинат «Биохимик» закупил у итальянской фирмы лицензию и оборудование по производству технической калиевой соли бензил-пенициллина стоимостью 12,8 млн руб. Однако по вине заказчика и строительных организаций возведение объектов осуществлялось
неудовлетворительно, гарантии зарубежной фирмы были потеряны уже в 1986 г. В результате почти на
3 Народное хозяйство МАССР за четыре года двенадцатой пятилетки (1986 - 1989гг.). - Саранск, 1990. С.25.
4 ЦГА РМ. (Центральный государственный архив Республики Мордовия) Ф. 333-П. Оп. 50. Д. 1. Л. 7 - 8; Народное хозяйство МАССР за четыре года двенадцатой пятилетки (1986 - 1989 гг.). -Саранск, 1990. С. 28.
5 ЦГА РМ. Ф. 333-П. Оп. 50. Д. 1. Л. 70.
6 ЦГА РМ. Ф. 333-П. Оп. 50. Д. 1. Л. 8.
7 ЦГА РМ. Ф. 333-П. Оп. 50. Д. 1. Л. 7.
два года позже установленного срока получена новая продукция по полному технологическому циклу8.
Особую озабоченность городских властей вызывала проблема качества выпускаемой продукции. По решению бюро горкома КПСС была разработана целевая комплексная программа «Качество» на 1986 -1990 гг. Несмотря на неоднократную критику за низкое качество и отступление от госстандартов отдельных предприятий (швейная фабрика, пиво-безалкагольный комбинат «Саранский», экскаваторный завод), ее основные показатели в первые годы перестройки в основном выполнялись. Более того, отдельные предприятия добились значительных успехов в данной области. В частности, в пример другим ставился телевизионный завод, сумевший эффективно внедрить новые формы организации и стимулирования инженерного труда, расширить сотрудничество с наукой. Это позволило внедрить в производство немало технических решений, в результате чего телевизору «Спектр-Ц-280» был присвоен государственный Знак качества9.
Несмотря на относительно стабильное развитие промышленности города, оценка проводимых реформ руководителями предприятий была неоднозначной. Вот как оценивал результаты перехода промышленности к работе в условиях хозрасчета и самофинансирования Э. А. Боксимер (директор завода «Сарансккабель»), в своем выступлении на XXXVIII городской партконференции (26 ноября 1988 г.): «Заканчивается год работы завода в условиях полного хозрасчета и самофинансирования по первой модели. Конечно, хорошо, что теперь коллектив знает, сколько и что может заработать, не нужно искать финансовые средства, что-то выпрашивать у Министерства и стоять с протянутой рукой. Если завершим успешно год, а для этого у кабельщиков все предпосылки есть, то мы получим прибыль в сумме 6,5 млн руб. и 2,3 млн руб. останется в распоряжении предприятия, что составляет 35%. А вот на 1989 г. если мы получим эту прибыль, то в распоряжении предприятия уже остается 2,0 млн руб. или 31%, а на 1990 г. эта цифра составит 29%. Много сказано об этом волевом командном грабеже, но положение не изменилось. ...В последнее время резко упала роль министерства, а созданное ГПО только сменило вывеску, но если раньше министерство еще как-то помогало предприятию в материалах, оборудовании, то сейчас на все приходится слышать: «теперь вы сами должны все доставать и решать», тогда, спрашивается, зачем же мы отчисляем в министерство свои средства. ... Конечно, очень хорошо, что теперь мы не боимся торговать друг с другом, за что нам многие годы били по рукам. Но вот парадокс. Опять распределение оказалось централизованным. Вначале была дана команда сверху заключать договора с теми, кто имел эти связи два года назад, мы это сделали, а после этого стали приходить Госзаказы и оказалось, что один и тот же километр кабеля надо отдать и по прямым связям и по Госзаказу, теперь надо с кем-то разрывать договора. Но как это можно сделать никто не подумал. Это так нас задело, как поставщиков. Что же произошло с нами как с потребителями материалов. Министерство гарантирует нам лимиты на материалы только под Госзаказ, а это составляет
8 ЦГА РМ. Ф. 333-П. Оп. 50. Д. 1. Л. 82.
9 ЦГА РМ. Ф. 333-П. Оп. 50. Д. 1. Л. 8.
Е. Н. Бикейкин, Г. В. Огрина
примерно 50% нашей потребности, а остальное надо достать, а достать нельзя, так как заключены договора на поставляемую нами продукцию по команде «с верху» с теми, кто никакого отношения к поставляемым нам материалам не имеет. Вот и приходится метаться»10.
Аналогичное положение складывалось и на других предприятиях города. Директор завода «Резинотехника» В. С. Конев так описывал ситуацию с поставками по договорам: «поставки по договорам заводом систематически не выполняются. .Не хочу снимать вины с себя, но вместе с тем эту вину должны разделить Министерство и Госснаб СССР, которые планируют, мотивируя это дефицитом резинотехнических изделий в стране, рассчитывая на 100% загрузку мощностей с учетом работы оборудования в три смены. В этом году коллектив завода проделал большую работу по заключению договоров на 1989 г. И вдруг, когда работа закончена, получаем указание из Госснаба СССР расторгнуть договоры и заключить их с другими потребителями. Вы представляете себе, как это можно сделать до конца года, выпуская 15,5 тыс. наименований изделий и имея 3,5 тыс. потребителей. А иногда и планируют такую продукцию, материалов для изготовления которой мы не получаем уже два года и знаем, что не получим и дальше»11. Подобная управленческая практика не могла негативно не сказаться на развитии промышленности города.
Результаты выполнения договорных обязательств в целом по Саранску так же не вселяли надежд. Данные статистики говорят о систематическом невыполнении плана договорных обязательств. Несмотря на это, суммы по договорам из года в год росли. Если в 1986 г. фактически выполненных договорных обязательств было на сумму 1375,1 млн руб., то в 1989 г. - 1662,6 млн руб. Рост, таким образом, составил 119,4%12.
Несмотря на значительные трудности в области строительства жилья и социально-бытовых объектов, отдельные предприятия весьма успешно решали эту проблему. Например, за три года пятилетки 305 семей работников завода «Резинотехника» получили новые квартиры. На этом достижении завод не собирался останавливаться. В 1988 г. начали строить 58 квартирный дом на ул. Володарского, закончили проектирование 500 квартирного дома. Всего за пятилетку планировали предоставить квартиры 550 семьям13. Значительное внимание руководство завода уделяло строительству социальных объектов. В частности в 1988 г. закончили строительство спального корпуса на 88 мест для пионерского лагеря. Лагерь мог принимать до 450 детей одновременно. Было начато строительство центра реабилитации в больничном городке и реконструкции лыжной базы. Завершалось строительство овощного цеха для всех столовых завода, кондитерского цеха. При этом все работы велись хозспособом14. Однако предприятия города, без должной поддержки государства не были в состоянии в одиночку решить проблемы обеспеченности горожан
10 ЦГА РМ. Ф. 333-П. Оп. 50. Д. 1. Л. 34.
11 ЦГА РМ. Ф. 333-П. Оп. 50. Д. 1. Л. 44.
12 Народное хозяйство МАССР за четыре года двенадцатой пятилетки (1986 - 1989 гг.). - Саранск, 1990. С. 24.
13 ЦГА РМ. Ф. 333-П. Оп. 50. Д. 1. Л. 44.
14 ЦГА РМ. Ф. 333-П. Оп. 50. Д. 1. Л. 44.
социальными объектами на 100%. Соответственно не решен был и жилищный вопрос.
Одним из важнейших социальных вопросов, которым были озабочены городские власти, являлся продовольственный. Существенную помощь в ее решении оказывали подсобные сельские хозяйства промышленных предприятий, организаций и учреждений. Так, только за 1986-1988 гг. ими было реализовано более 1500 тыс. т мяса15. Некоторые предприятия города добились значительных успехов в реализации продовольственной программы. Например, в подсобном хозяйстве завода «Резинотехника» в 1987 г. получили по 9 кг свинины на человека, а в 1988 г. - 11 кг16.
В решении задач снабжения населения продуктами питания большая роль отводилась предприятиям перерабатывающей промышленности. С целью стабилизировать ситуацию на XIII пленуме ГК КПСС была принята программа дополнительного развития перерабатывающих предприятий. В результате к концу 1988 г. улучшилось снабжение населения молоком, несколько увеличился ассортимент хлебобулочных изделий и безалкогольных напитков, принимались меры по расширению производства кондитерских изделий, плодоовощных консервов и других продуктов. Однако продовольственный вопрос так и не был решен в необходимом объеме, что существенно повышало социальную напряженность в городе. Все еще медленно заменялось устаревшее оборудование, оставались существенные потери продукции при транспортировке и переработке, оставлял желать лучшего уровень механизации технологических процессов. Предприятия перерабатывающей промышленности города из года в год не выполняли производственные планы1 .
Тенденции кризиса в промышленности Саранска, обострившиеся к концу 1980-х гг., свидетельствовали о том, что ситуация в экономике в стране все больше выходила из-под контроля. По мере того как шли эти процессы, выдвигались все более радикальные проекты реформы и тем больше они приближались к идеалу полного разрушения сложившегося к началу перестройки порядка (административной системы, номенклатуры и т. д.). Еще в середине 1989 г. экономическая ситуация находилась под контролем, на втором Съезде народных депутатов СССР в декабре было принято постановление, в котором сохранялась ориентация на пятилетку и о рынке упоминалось весьма глухо. Однако в начале 1990 г. ситуация грозила стать уже неуправляемой. В марте 1990 г. было принято постановление Совета Министров СССР, в котором говорилось об «ускорении перехода к рыночной экономике». В мае на третью сессию Верховного Совета СССР был вынесен доклад «Об экономическом положении страны и концепции перехода к регулируемой рыночной экономике». Сдвиг, если пользоваться терминологией экономической науки, шел от кейнсианской модели к монетарной, сводящей к минимуму экономические функции государства. Политика смещалась в сторону «шоковых», «обвальных» вариантов реформы,
угрожавших скачком цен, банкротствами, безработицей, спадом производства.
15 ЦГА РМ. Ф. 333-П. Оп. 50. Д. 1. Л. 11.
16 ЦГА РМ. Ф. 333-П. Оп. 50. Д. 1. Л. 44.
17 ЦГА РМ. Ф. 333-П. Оп. 50. Д. 1. Л. 12.
Таким образом, первый этап перестройки (1985-1989 гг.) для промышленности Саранска в целом проходил в условиях относительной стабильности экономического развития. Это объясняется, во-первых, тем, что процессы перестройки начались в республике несколько позже, чем в стране, а во-вторых, мощный задел промышленности города, сделанный в 1970-гг. позволил предприятиям оставаться на плаву до конца 1980-х гг. В то же время, попытки реформ, предпринятые во второй половине 1980-х гг., привели к возникновению катастрофической ситуации в экономической сфере, в частности, в промышленном производстве Саранска. Несмотря на положительную динамику увеличения основных средств предприятий, можно было диагностировать и определенные негативные тенденции деятельности организаций, а именно возникновение дефицита товаров и услуг на потребительском рынке, сокращение числа использованных в производстве изобретений и рационализаторских предложений, что, естественно, сократило и сумму экономического эффекта, снижение процента выполнения договорных обязательств промышленными предприятиями, сокращение производства продукции по отдельным отраслям, возникновение энергодефицита региональной экономики и др. Тем самым перестройка, положившая начало либеральным реформам, обернулись для промышленного производства Мордовии в целом и Саранска в частности начавшимися процессами деиндустриализации. В их ходе произошла трансформация республики из индустриального в индустриально-аграрный регион, отдельные виды производств прекратили свое существование, многие вступили в затяжной кризис, лишь единичные структуры смогли адаптироваться к условиям рынка.
Список литературы:
1. Малиа М. Советская трагедия. История социализма в России. 1917-1991. - М.: РОССПЭН, 2002.
2. Моисеев Е. В. Мордовия во второй половине ХХ века:
тенденции и противоречия социально-экономического развития (исторический аспект). Дисс... докт. ист. наук. Саранск, 2004. С. 283-284; Народное хозяйство
Мордовской АССР за годы одиннадцатой пятилетки. 1981-1985 гг. Стат. сборник. Саранск, 1986.
3. Народное хозяйство МАССР за четыре года двенадцатой пятилетки (1986 - 1989гг.). - Саранск, 1990.
4. ЦГА РМ. (Центральный государственный архив
Республики Мордовия) Ф. 333-П. Оп. 50. Д. 1. Л. 7 - 8; Народное хозяйство МАССР за четыре года двенадцатой пятилетки (1986 - 1989 гг.). - Саранск, 1990.
5. Народное хозяйство МАССР за четыре года двенадцатой пятилетки (1986 - 1989 гг.). - Саранск, 1990.
Reference list:
1. Malia M. Soviet tragedy. The history of socialism in Russia. 1917-1991. - М.: ROSSPEN, 2002.
2. Moiseev E. IN. Mordovia in the second half of the 20TH century: tendencies and contradictions of the socio-economic development (historical aspect). Diss...doctor of historical science. Saransk, 2004. Page. 283-284; the National economy of the Mordovian ASSR during the years of the eleventh five-year plan. 1981-1985. Statistical collection. Saransk, 1986.
3. The national economy of the MASSR in the four years of the twelfth five-year plan period (1986 - 1989.) Saransk 1990
4. ZGA RM. (The central state archive of the Republic of Mordovia) ) F. 333-P. The Op. 50. D.1. L. 7 - 8; the National economy of the MASSR in the four years of the twelfth five-year plan period (1986 - 1989.). - Saransk, 1990.
5. The national economy of the MASSR in the four years of the twelfth five-year plan period (1986 - 1989.) - Saranak 1990
РЕЦЕНЗИЯ
Рецензируемая статья обладает бесспорной
актуальностью, так как промышленное развитие оказывало и оказывает огромное влияние на развитие современного общества. Происходившие в стране во второй половине 1980-х гг. масштабные трансформации затронули не только центр, но и регионы. В Мордовии, имевшей довольно
развитую промышленную инфраструктуру, 65% которой
базировалась в г. Саранске, в ходе экономических реформ началась фактическая деиндустриализация, резко упал уровень жизни, демографическая ситуация оказалась на грани критической. В связи с этим изучение как положительного, так и отрицательного опыта реформирования основы социально-экономического
развития региона - промышленного производства является в настоявшее время как никогда актуальным, как в
теоретическом, так и в практическом плане.
В статье авторы обращаются к весьма широкому кругу вопросов, а именно проанализированы не только основные показатели динамики промышленного производства, но и участие
предприятий в социально значимых для города проектах и в частности решении продовольственной и жилищной проблемы. Выводы авторов обоснованы и научно значимы.
В целом, рецензируемая статья Е.Н. Бикейкина и Г.В. Огриной написана на высоком научно-теоретическом уровне, отличается оригинальным научным подходом к рассматриваемым вопросам и может быть рекомендована к публикации в открытой печати.
Заместитель директора по науке
ГКУ РМ «НИИ ГН при Правительстве РМ»
доктор исторических наук, доцент
Г.А. Куршева