Научная статья на тему 'Промышленная политика: возможности экономического роста'

Промышленная политика: возможности экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
428
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ИНСТРУМЕНТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ / ИСТОЧНИКИ РОСТА / INDUSTRIAL POLICY / ECONOMIC GROWTH / INSTRUMENTS OF INDUSTRIAL POLICY / INVESTMENTS / INNOVATIONS / SOURCES OF GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонов Глеб Викторович

В статье представлены данные о развитии промышленности в России в последние годы. Раскрывается сущность промышленной политики и её двух моделей. Дан обзор основных инструментов промышленной политики. Возможности осуществления промышленной политики на региональном уровне раскрываются на примере Псковской области, где реализуется ряд важных проектов, в том числе создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа. Обоснована необходимость более активного участия государства в развитии промышленности и одновременно улучшения самой промышленной политики. Показано, что главной предпосылкой развития промышленности являются инвестиции в основной капитал, политика государства должна способствовать таким инвестициям. В качестве предпосылки промышленного роста в статье рассматривается необходимость улучшения законодательства о промышленной политике. Подчёркивается важность решений, которые могут позволить начать развитие экономики, включая стимулирование экономики за счёт повышения бюджетных расходов, направления денег из резервных фондов в экономику страны, совершенствования налоговой системы, повышения квалификации работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRIAL POLICY: ECONOMIC GROWTH POTENTIALS

The article presents data on the development of industry in Russia in recent years. The essence of industrial policy and its two models is shown. A review of the main instruments of industrial policy has been made. The opportunities of the industrial policy implementation at the regional level are shown on the pattern of the Pskov region, where a number of important projects, including the creation of a special economic zone of industrial type, are being realized. The necessity of a more active participation of the state in the industrial development of the country and, at the same time, the need of improving the industrial policy in general is substantiated. It is shown that the main prerequisite for industrial development is investments in the fixed capital, with the government policy promoting such investments. The need of improving the legislation on industrial policy is being considered here as a pre-condition for industrial growth. The importance of decisions that would lead to the development of economy, including the economic development stimulation by means of increasing the budget expenditures, channeling money from the reserve funds in the economy, improving the tax system and development of vocational competence of the employees is emphasized.

Текст научной работы на тему «Промышленная политика: возможности экономического роста»

Промышленная политика: возможности экономического роста

Г.В. Антонов, к.э.н., Великолукская ГСХА

Промышленное развитие страны — это главный способ обеспечить развитие экономики страны в целом. Однако рост промышленного производства в России почти прекратился. Этап восстановительного роста в стране после кризиса 2008—2009 гг. завершился [1].

По утверждению министра экономического развития, многих экономических аналитиков, тенденции в экономике весьма неблагоприятные. По данным Федеральной службы госстатистики, рост промышленного производства в 2010 г. в России составил 7,3%, в 2011 г. — 5, в 2012 г. — 3,4, в 2013 г. - 1,3% [2].

При этом в последнее время наметилось оживление в экономиках ЕС и США.

Тенденции в экономике зависят как от внешнеэкономической конъюнктуры, так и от того, какие меры будет принимать государство для ускорения роста национальной экономики, какова будет его промышленная политика.

Промышленная политика — элемент общей экономической политики государства. Её концепция широко обсуждается как в экономической науке, так и на практике.

Промышленная политика понимается как в узком, так и в широком смысле слова. В узком смысле — отраслевая политика, суть которой состоит в конкретизации общей структурной и экономической политики применительно к отдельным отраслям индустрии, в широком — государственная поддержка промышленности. Наиболее чёткое определение, на наш взгляд, следующее.

Промышленная политика — это комплекс мер государственного регулирования экономических процессов на отраслевом и корпоративном уровне, направленный на стимулирование инновационной активности, структурной перестройки экономики и экономического роста.

Существуют две модели промышленной политики: 1) жёсткая, которая ставит своей целью развитие отраслей экономики, определённых как приоритетные; 2) мягкая, ориентированная на содействие росту конкурентоспособности отечественных производителей, на поддержку инвестиционных проектов, позволяющих частному бизнесу повысить уровень эффективности.

Наиболее широко применяемыми инструментами промышленной политики в современной практике являются госинвестиции, налоговые льготы, импортные пошлины. Используются и такие способы помощи отдельным промышленным фирмам, как субсидии, займы под гарантии региональных бюджетов, официальные отсрочки в уплате налогов, передача государственной собственности.

Существуют и более сложные инструменты промышленной политики: особые экономические зоны и промышленные (индустриальные) парки.

Промышленные парки бывают двух видов: универсальные и специализированные. В универсальных парках предприятия не связаны единой технологической цепочкой. Специализированные парки основываются на выпуске сложной конечной продукции. Так, например, в промышленном парке вокруг КамАЗа работает около 150 предприятий. В промышленном парке Toyota в Японии работает 30 тыс. малых предприятий.

Однако мировой опыт свидетельствует о снижении эффективности этих инструментов. Объясняется это тем, что индустриальные парки должны основываться на лучшей инфраструктуре и льготах по региональным налогам. Но если количество индустриальных парков больше, чем промышленных инвесторов, то смысл индустриальных парков пропадает.

Инструментом следующего уровня сложности являются промышленные кластеры, о которых сейчас много говорят.

Понятие «кластер» означает объединение предприятий в целях совместного развития. Промышленные кластеры — это локально взаимосвязанные группы малых, средних и крупных предприятий, производящих взаимодополняющую продукцию, а также профильных вузов, НИИ и т.д. [3].

Впервые понятие «кластер» было введено Майклом Портером в 1990 г. в работе «Конкурентные преимущества стран». Проведя анализ развития 10 индустриальных стран, Майкл Портер обнаружил, что появление кластеров является важным элементом развития экономики.

Среди экономистов всё больше находит признание точка зрения, что регионы, на территории

которых складываются кластеры, становятся лидерами экономики той или иной страны. Именно эти регионы начинают определять конкурентоспособность национальной экономики. А те географические точки, где нет кластеров, отходят на второй план.

Кластерный подход отражён в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г. Намечены 25 инновационных территориальных кластеров. В качестве их поддержки государство предоставляет субсидии региональным бюджетам, обеспечивает такую поддержку в рамках федеральных целевых и государственных программ, привлекает к этой работе государственные институты развития и стимулирует работу крупных компаний с государственным участием, реализующих программы инновационного развития.

Примером успешно развивающегося кластера в России является г. Калуга, где размещается производство автомобилей и автокомпонентов, основой которого стали компании Volkswagen, Volvo Truck, альянс PeugeotCitroen и Mitsubishi Motors. Но таких кластеров — единицы, их роль в экономике не очень велика.

Экономический рост России зависит в основном от регионов. Многие из них стараются привлекать инвестиции, в том числе и Псковская область. Здесь реализуются проекты в лесной отрасли и в сельском хозяйстве. Планируется создание федеральной особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Моглино» в 8 км от Пскова. На эту площадку потребуется общий объём инвестиций порядка 50 млрд руб.

На территории индустриального парка планируется организовать развитие электроники, электротехники. Кроме того, там разместятся предприятия логистики, сферы услуг, машиностроения и производства оборудования. С учётом того что Псков находится близко к Санкт-Петербургу, а ёмкость промышленных площадок в Петербурге уже ограничена, в том числе по сетям, часть производств будет размещаться в Псковской области. В привязке к особой экономической зоне реализуется проект комплексной застройки территории. Таким образом, под Псковом начинают развиваться промышленность, жилищный сектор и новая социальная инфраструктура.

У выдающегося экономиста Альфреда Чанд-лера есть афоризм: не инновации меняют мир, а инвестиции. До сих пор основной проблемой промышленных предприятий по-прежнему остаётся большой износ оборудования и морально устаревшие основные фонды. Износ основных фондов по ряду направлений достигает от 50 до 75%. Но инвестиции в промышленности у большинства предприятий направлены в лучшем случае на замену устаревшего оборудования, т.е. ориентация идёт только на текущую ситуацию, а не на будущее. Это не позволяет российским

предприятиям производить высококачественную продукцию, соответствующую требованиям международного уровня. Инвестиции нужны, чтобы запускать и новые проекты. Для этого нужна дальновидная, продуманная промышленная политика государства.

Показателен пример ошибочной политики в лесной отрасли РФ, который приводит Сусума Ёсида, почётный председатель института экономических исследований Северо-Восточной Азии. Дальний Восток России поставлял круглый лес за рубеж. Правительство решило поощрить его переработку в России, чтобы стимулировать экспорт с добавленной стоимостью и продавать лес дороже. Какие меры приняли? Повысили пошлины на экспорт кругляка с 6,5 до 20%, затем до 25%, а потом и вообще до 80%. Экспорт кругляка остановился, а экспорт обработанного леса не начался. Япония, раньше закупавшая российский кругляк, вынужденно перешла на поставки его из США. Теперь эта непроданная древесина на российском Дальнем Востоке просто бесплатно умирает в лесах.

Впрочем, чиновники все же одумались и решили субсидировать деревообработку в регионе. Но они уже опоздали. Во-первых, Япония переориентировалась на поставки из США. Во-вторых, люди на Дальнем Востоке, которые раньше занимались заготовкой леса, от безденежья уже ушли искать другую работу в города, в горах их просто практически не осталось. В-третьих, Россия вступила в ВТО и теперь вынуждена будет снизить пошлины на экспорт кругляка до 13%. С обработкой ничего не вышло, но купят ли теперь японцы даже кругляк?

В Японии, если бизнес хочет что-то делать, государство старается помочь ему встать на ноги: снижает пошлины, даёт ссуды, помогает консультациями. В России почему-то чаще принято рассуждать про невидимую руку рынка [4].

Несмотря на недостатки в промышленной политике, есть фирмы, которые умело используют свой потенциал. Так, в нашем небольшом городе Великие Луки Псковской области есть предприятия, которые успешно развиваются.

Например, опытному заводу «Микрон» удалось за несколько месяцев выйти из кризиса, снижая издержки и применяя новые методы производственного процесса.

«Микрон» — один из ведущих производителей торговых стеллажей и другой магазинной мебели — оказался в сложной ситуации из-за кризиса 2008—2009 гг. Федеральные сети, крупнейшие его клиенты, почти прекратили закупки. Многие дилеры «Микрона», собиравшие заказы от небольших продавцов, разорились, уцелевшие же снизили закупки на 30—90%.

Кризис поставил производителей перед нелёгким выбором — либо снижать цены, либо сокращать производство и увольнять людей. В «Микроне» выбрали первое — и снизили цены на 20%.

Чтобы удешевить продукцию без потери рентабельности, заводу пришлось снижать издержки, прежде всего расход металла, на который приходилось почти 60% себестоимости. В целом за четыре месяца «Микрон» уменьшил расходы на 17% и к нему потянулись мелкие и средние клиенты. Эти потребители, принимая решение о покупке, в первую очередь руководствуются ценой товара. Были разработаны новые универсальные модели стеллажей, которые пристыковывались к оборудованию европейских производителей, но стоили гораздо дешевле импортных аналогов. Это было условием входа в сети, до кризиса предпочитавшие итальянскую, польскую и турецкую мебель, подорожавшую вместе с евро. При этом «Микрон» освоил новые методы управления производством по образцу японской компании Toyota [5].

Обнаружение неудовлетворённых потребностей рынка — сознательный и творческий процесс. В этом плане достигло успеха великолукское предприятие ООО «Велмаш-Сервис». Оно сосредоточилось на производстве спецтехники новейших образцов, которые не выпускает ни одно предприятие России. Это предприятие нашло свою нишу и стало ведущим производителем грузоподъёмной техники, которая применяется в лесозаготовке, коммунальном хозяйстве, войсковых частях и сельском хозяйстве. Машины мобильны, компактны, удобны в эксплуатации, обладают большой мощностью. Эту технику уже взяло на вооружение МЧС России.

Сегодня на фоне дружного хора голосов либеральных экономистов, говорящих, по сути, о невидимой руке рынка, начинают слышаться и другие голоса. Все больше экономистов пишут о необходимости разумной промышленной политики в России. Нарастают аргументы в пользу стимулирования экономики за счёт повышения бюджетных расходов, направления денег из резервных фондов в экономику страны.

Перечислим условия развития промышленности, которые чаще всего называют отечественные предприниматели и эксперты.

1. Стимулирующее налогообложение.

2. Дешёвые деньги, которые включают кредиты, дополняемые бюджетными источниками финансирования.

3. Подготовка квалифицированных работников.

4. Поддержка кооперации промышленных предприятий с малыми и средними фирмами.

Надо поощрять конечных производителей размещать на конкурсной основе заказы на предприятиях среднего и малого бизнеса. Например, за счёт квотирования, когда какой-то минимум продукции должен закупаться у средних или малых фирм за пределами компании. Подобные меры существуют, например, в США.

5. Поддержка спроса.

К. Бабкин, президент ЗАО «Новое содружество» и ассоциации «Росагромаш», отмечает, что в Канаде, где у его компании имеется тракторный завод, весьма развиты различные формы поддержки производства, экспорта и спроса на технику. «В Канаде есть агентство, которое даёт кредиты зарубежным потребителям, если они покупают канадскую машиностроительную продукцию, длинные дешёвые кредиты». В Японии государство возмещает транспортные расходы компании при экспорте продукции в Европу, расходы на участие в выставках и рекламных мероприятиях.

При этом проблема спроса на продукцию отечественного машиностроения в значительной мере имеет субъективный характер, который проявляется даже в тех случаях, когда российские аналоги лучше импортных. Вот почему А. Андреев, директор государственного инжинирингового центра МГТУ «Станкин» (крупнейшего разработчика станков в России), предлагает ввести квотирование при расходовании бюджетных средств, как сделали китайцы в свое время: получил от государства 100 руб. на закупку оборудования — изволь определённый процент потратить на приобретение российского оборудования. «Для того чтобы возрождать промышленность, нужно обеспечить внутренний спрос на её продукцию. Вначале достаточно искусственными методами. Но на этапе развития все так действуют», — полагает А. Андреев [6].

В марте 2014 г. Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект федерального закона «О промышленной политике РФ» [7].

Промышленная политика сегодня воплощается в целевых программах, слабо связанных между собой и носящих в основном декларативный характер, т.к. в большинстве случаев они не обеспечиваются финансовыми ресурсами. Государственная

поддержка должна выражаться в стратегическом плане развития, а не в перераспределении средств в ручном режиме, как это часто бывает. Необходим постоянный анализ экономических процессов, анализ целевых показателей с учётом того лучшего, что имеется в стране и что разумно заимствовать из промышленной политики других стран.

На сегодняшний день есть большой комплект частных программ и отдельных инициатив, которым не хватает комплексности. Возможно, закон о промышленной политике станет первым камнем в основании такой стратегии. Как отмечает заместитель генерального директора ОАО «Межведомственный аналитический центр» Ю. Симачев, «промышленная политика — это вещь, из которой нельзя вырывать отдельные инструменты. Она обязательно должна быть комплексной, и игра там должна строиться в долгую».

Постепенная реализация отмеченных в статье мер поможет изменить тенденцию 2012—2014 гг. и создать условия для развития промышленности.

Литература

1. Замараев Б., Кнюцевская А., Назарова А. Замедление экономического роста в России // Вопросы экономики. 2013. № 8.

2. Шохина Е. Промышленность надеется на слабый рубль «Expert Online» 18 февраля 2014. URL: http://expert. ru/2014/02/18/promyishlennost-nadeetsya-na-slabyij-rubl/ (дата обращения 29.03.2014).

3. Россия: новые источники роста. Доклад на Красноярском экономическом форуме 27 .02. 2014г. URL: http://www. krasnoforum.ru/data/files/doklad 1.pdf (дата обращения 29.03.2014).

4. Сусума Ёсида. Промышленная политика в России — взгляд из Японии // Русский репортёр. 2012. № 12 (241).

5. Петров Юлиан. Стеллажи по карточкам // Секрет фирмы. 2009. № 11.

6. Механик А., Оганесян Т. Слушай заводской гудок // Эксперт. 2014. № 14.

7. О промышленной политике в Российской Федерации: проект федер. закона Рос. Федерации от 6 ноября 2013. URL://http://www.consultant.ru/law/hotdocs/29251.html (дата обращения 29.03.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.