УДК 338.23:338.45(470.12) ББК 65.30-18(2Рос-4Вол)
© Мазилов Е.А.
Промышленная политика как механизм регионального развития
В статье рассмотрена сущность промышленной политики, определено её место в обеспечении устойчивого развития региона. Обоснована важность промышленной политики в рационализации структуры экономики региона, повышении ее эффективности. Предложен алгоритм разработки активной региональной промышленной политики.
Регион, стратегическое планирование, промышленная политика.
Евгений Александрович МАЗИЛОВ
младший научный сотрудник ИСЭРТ РАН [email protected]
Промышленность является важнейшей составной частью народнохозяйственного комплекса. В Вологодской области на её долю в 2010 г. приходилось 44,2% валового регионального продукта [10]. Среди всех отраслей промышленный комплекс обладает способностью создавать максимум продукции с наибольшей добавленной стоимостью.
Между тем промышленность наиболее остро переживает последствия рыночного реформирования отечественной экономики. В Вологодской области за последние одиннадцать лет объемы производства промышленной продукции выросли лишь на 36%, в то время как в целом по России — в 1,5 раза, а в Северо-Западном федеральном округе — почти в два раза (рис. 1). Характерными чертами промышленного комплекса региона явилось замедление прогрессивных сдвигов в его структуре, застой в уровне
экономической эффективности, сильная подверженность внешним и внутренним негативным тенденциям.
Основу структуры промышленного комплекса в период 2000 — 2011 гг. по-прежнему составляла металлургическая отрасль (табл. 1). Некоторое снижение её доли произошло в 2009 — 2011 гг. лишь вследствие снижения объемов производства, а также спроса и цен на металлопродукцию на мировых рынках.
Доля отраслей, и прежде всего машиностроения, производящих высокотехнологичную продукцию, составляет только 3%. В 2011 г. по сравнению с 2000 г. уменьшился удельный вес таких традиционных для области отраслей промышленности, как деревообрабатывающая (в два раза) и лёгкая (менее 1% в 2011 г.).
Неустойчивое развитие промышленности подтверждают и другие показатели.
Рисунок 1. Динамика производства промышленной продукции по РФ, СЗФО и Вологодской области в 2000 - 2011 годах, % [10]
%
« РФ —■—СЗФО —*—Вологодская область
Таблица 1. Структура промышленного комплекса Вологодской области в 2000 - 2011 гг., % [10]
Отрасль промышленности 2000 г. 2005 г. 2007 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Абс. откл. 2011 г. от 2000 г.
Металлургическая 68 72,0 69,8 59,9 63,2 62,5 -5,5
Химическая 9 9,3 10,0 15,5 19,3 19,7 10,7
Пищевая 5 6,4 6,0 9,5 7,0 7,1 2,1
Машиностроительная 3 4,3 5,7 5,5 2,9 3 0
Деревообрабатывающая 6 4 4,2 4,6 2,9 3 -3
Легкая 1 0,3 0,2 0,3 0,2 0,2 -0,8
Прочие отрасли промышленности 8 1,6 3,7 4,5 4,5 4,6 -3,4
Так, рентабельность продукции, выпускаемой предприятиями области, в 2009 году оказалась ниже среднероссийского уровня (рис. 2). Даже в 2011 г., на фоне восстановления производства после финансово-экономического кризиса, рентабельность продукции оставалась низкой.
По-прежнему крайне высок износ основных производственных фондов. Объем инвестиций в основной капитал предприятий за 2005 — 2011 гг. сократился практически в два раза. Снижается доля
занятых в промышленности в общей численности экономически активного населения, т. к. происходит отток рабочей силы в сферу услуг (табл. 2). Уровень инновационной активности промышленных предприятий области составляет менее 10%. Этот показатель противоречит основным мировым тенденциям: так, в Германии удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность, в общем числе организаций в 2009 г. достигал 79,9%, в Финляндии — 52,2%, во Франции - 50,2% [11].
Рисунок 2. Рентабельность продукции промышленных предприятий РФ, Вологодской области в 2000 - 2011 гг., % [10, 17]
й Вологодская область > РФ
Таблица 2. Основные показатели функционирования предприятий промышленности России, Вологодской области в 2000 - 2011 гг., % [10]
Показатель 2000 г. 2005 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Абс. откл. 2011 г. от
2000 г., п.п. 2005 г., п.п.
Россия
Уровень износа ОПФ 50,4 47,1 45,7 46,1 46,7 -3,7 -0,4
Доля занятых в промышленности в общей численности экономически активного населения 22,6 21,7 19,9 19,7 19,7 -2,9 -2
Уровень инновационной активности 8,8 9,7 9,3 9,5 9,6 0,8 -0,1
Вологодская область
Уровень износа ОПФ 45,5 50,1 36,6 40,6 43,2 -2,3 -6,9
Доля занятых в промышленности в общей численности экономически активного населения 26,7 21,7 19,7 19,4 18,1 -8,6 -3,6
Уровень инновационной активности 11,0 8,4 7,6 7,4 9,3 -1,7 0,9
Сложившаяся в регионе ситуация диктует необходимость активных действий органов власти и управления в отношении промышленности, перевода её на инновационный путь развития.
Опыт экономических реформ в развитых и развивающихся зарубежных странах однозначно указывает на важность разра-
ботки и реализации промышленной политики как главной институциональной и хозяйственной основы успешных системных преобразований.
В литературе существует множество трактовок понятия «промышленная политика». Анализ позволяет обозначить его главные черты, выделенные авторами [1, 5, 6, 9, 13, 14, 15].
Во-первых, промышленная политика реализуется государственными и местными органами власти и управления. Во-вторых, в современных условиях основным ориентиром при построении грамотной промышленной политики должно стать создание новейших высокотехнологичных производств. В-третьих, она должна оказывать воздействие на все аспекты функционирования индустриального комплекса, обеспечивая его гармоничное и эффективное развитие.
В связи с этим полагаем, что наиболее полно отражает суть промышленной политики трактовка, предложенная академиком А.И. Татаркиным. Он считает, что промышленная политика — это система отношений между государственными и муниципальными органами власти, хозяйствующими субъектами, научными и общественными организациями по поводу формирования структурно-сбалансированной, конкурентоспособной промышленности, интеллектуальное ядро которой представлено новейшим технологическим укладом [12]. Данное определение позволяет обозначить генеральную цель промышленной политики, заключающуюся в обеспечении устойчивого экономического развития страны, роста конкурентоспособности отечественных производителей и, как следствие, благосостояния граждан.
Объектом промышленной политики выступают конкретные предприятия, корпорации, производственные комплексы. Субъектом — органы государственной власти и управления.
Используя рассматриваемый инструмент, региональные органы власти осуществляют управление отдельными отраслями и предприятиями для повышения их коммерческой и бюджетной эффективности, социальной ответственности.
Разработка и реализация региональной промышленной политики включает целую систему правовых, экономических и орга-
низационных мер, содействующих формированию конкурентоспособного промышленного комплекса, обеспечению его эффективного функционирования и решению социальных проблем территории [12]. Основными механизмами реализации промышленной политики являются реструктуризация кризисных отраслей, развитие наукоемких отраслей и создание компенсационных механизмов, позволяющих снизить негативные последствия от предлагаемых решений. Назовем составные части региональной промышленной политики: создание условий для улучшения инвестиционного климата; установление благоприятного налогового режима; предоставление льгот предприятиям по кредитным ставкам, упрощение системы кредитования в целом; увеличение инвестиций в НИОКР; другие меры, нацеленные на внедрение инноваций и достижений научно-технического прогресса [3].
Промышленная политика обычно закрепляется в различных официальных документах. Важнейший из них — концепция промышленной политики, как идейноценностный ориентир, закладывающий фундамент стратегических, тактических и операционных действий по развитию промышленности региона.
Однако отсутствие документов, регулирующих промышленную политику на федеральном уровне, привело к тому, что принятые уже в сорока субъектах Российской Федерации и крупных городах концепции промышленной политики слабо согласованы между собой, не имеют общих принципов и четкой цели. Кроме того, в данных документах не нашли отражения механизмы реализации федеральной промышленной политики. Поэтому, на наш взгляд, назрела необходимость формирования взвешенной федеральной промышленной политики, которая ляжет в основу концепций промышленного развития субъектов Российской Федерации.
Наиболее часто при разработке региональной промышленной политики применяется так называемый «стратегический» подход. Он основан на определенном алгоритме создания и реализации её проекта. Нам представляется возможным использовать с этой целью следующий алгоритм (рис. 3). С учетом особенностей развития и структуры организации промышленного комплекса конкретного региона.
Разработанная в рамках указанного подхода «Концепция промышленной политики Вологодской области на 2003 — 2010 гг.» оказалась несостоятельной в условиях финансово-экономического кризиса 2008 г. Новая концепция промышленной политики пока находится в стадии разработки. Вместе с тем в регионе принимается ряд мер по развитию промышленного сектора экономики.
Организационное и законодательное обеспечение реализации промышленной политики обеспечивается управлением промышленности и науки Департамента экономики Правительства области. Это структурное подразделение выполняет функции по реализации мероприятий в сфере регулирования инвестиционной деятельности и государственной поддержки инновационной деятельности в промышленности.
В области разработаны и реализуются программы по поддержке отдельных отраслей промышленности в краткосрочной и среднесрочной перспективе. В частности, осуществляется ряд инвестиционных проектов в различных отраслях промышленности от её базовых секторов до углубленной деревообработки, домостроения, производства транспорта и электронного оборудования, производства продуктов питания. В регионе функционируют и развиваются индустриальные парки «Шексна» и «Сокол», разрабатывается проект промышленного парка «Вологда — Восток».
Кроме того, создан Гарантийный фонд, основной задачей которого является предоставление поручительств по банковским кредитам субъектам малого и среднего бизнеса. И хотя размер поручительства не может превышать 70% от суммы кредитного договора, создание такой структуры позволяет организациям, не имеющим достаточных средств для обеспечения гарантий по кредиту, получить необходимые для развития средства.
Однако заметим, что предоставление поручительства со стороны Фонда весьма сложный и длительный процесс, требующий сбора большого пакета документов, что, безусловно, снижает привлекательность данного инструмента государственной поддержки.
Уже длительное время функционируют такие организации, как Союз промышленников и предпринимателей (СППВО) и Вологодская торгово-промышленная палата (ВТПП).
Основной целью СППВО является построение конструктивного диалога с органами власти и управления по вопросам развития промышленности региона. Наряду с этим, данный Союз должен участвовать в проведении активной региональной политики путем обсуждения законодательства области и разработки рекомендаций по его совершенствованию, а также содействовать созданию конкурентных условий в машиностроительной и других отраслях. Сегодня в реестр регионального объединения работодателей входит почти 100 предприятий.
В 2012 г. по инициативе и при содействии СППВО был создан Союз строителей и проектировщиков Вологодской области. Проводятся организационные мероприятия по созданию в ней отраслевого объединения работодателей в топливно-энергетическом комплексе.
Рисунок 3. Алгоритм разработки и реализации концепции промышленной политики региона
Постановка проблемы и обоснование необходимости разработки концепции промышленной политики
т
I
Блок 1. Анализ информационной базы
Стадия 1 Сбор теоретической информации
Стадия 2 Анализ опыта разработки и реализации принятых концепций
-К
-I/
Стадия 3 Анализ федеральной и региональной законодательной базы
I
I
Блок 2. Анализ стартовых условий
Стадия 1 Стадия 2 Стадия 3
Сбор и анализ статистической —N —і/ Выявление проблем и тенденций —1/ Построение прогноза развития
информации о промышленности развития промышленности промышленности региона
Блок 3. Определение основных положений концепции
Стадия 1 Стадия 2 Стадия 3
Определение стратегических 14 —1/ Обозначение целевых —14 —1/ Определение приоритетов
целей ориентиров развития
Результат Концепция промышленной политики
т
Блок 4. Реализация выбранных положений концепции
Стадия 1 Начало реализации концепции Стадия 2 Стадия 3
—N —і/ Контроль за реализацией —1/ Корректировка положений
концепции концепции
Результат
Обеспечениеустойчивого развития промышленности региона
Продолжаются консультации по преобразованию в отраслевые объединения работодателей таких организаций, как ассоциация «Машиностроительные предприятия Вологодской области» и некоммерческое партнерство «ЖКХ Вологодской области». В рамках расширенного заседания областной трехсторонней комиссии было подписано Соглашение по регулированию социально-трудовых отношений на 2013 год между областной Федерацией профсоюзов, СППВО и Правительством региона.
Но на практике функционирование СППВО носит лишь формальный, совещательный характер, большинство решений Союза не были отражены в законодательной деятельности органов власти и управления.
Вологодская торгово-промышленная палата предоставляет на коммерческой основе помощь в оформлении документов на товарные знаки и интеллектуальную собственность, участвует в сертификации товаров, проведении обучающих семи-
наров по вопросам налогообложения и ведения бизнеса, а также маркетинговых исследований. Палата ежегодно организует конкурс «Серебряный Меркурий» на звание «Лучшее предприятие в сфере промышленного производства», «Лучшее предприятие в сфере строительства», «Лучшее предприятие в сфере производства потребительской продукции».
Однако заметим, что используемые органами власти и управления инструменты политики в сфере поддержки промышленного комплекса не всегда достаточны и взаимосвязаны между собой. Для того чтобы промышленная политика представляла собой более эффективный механизм регионального развития, необходимы системность, комплексность и последовательность.
Как нам видится, разработка и проведение активной региональной промышленной политики должно стать одним из приоритетных направлений обеспечения перевода промышленности региона на инновационный путь развития.
Литература
1. О национальной промышленной политике Российской Федерации [Электронный ресурс]: проект ФЗ.
— Режим доступа: http://docs.kodeks.ru/document/902135400.
2. Вячеславов, А.М. Проблемы формирования инновационного климата в регионе [Электронный ресурс] / А.М. Вячеславов // Современные исследования социальных проблем. — 2012. — №1(09). — Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/issues/2012/1/Vyacheslavov.pdf.
3. Гулин, К.А. К вопросу о социально-экономической модернизации российских регионов / К.А. Гулин // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2012. — №4. — C. 51.
4. Инвестиционные процессы в Вологодской области: стат. сб. / Вологдастат. — Вологда, 2011. — С. 38.
5. Карсон, Р.Б. Что знают экономисты. Основы экономической политики на 1990-е годы и в перспективе / Р.Б. Карсон. - М., 1993. - 213 с.
6. Кузнецов, Б.В. Нужна ли России промышленная политика? / Б.В. Кузнецов // Промышленная политика в России: быть или не быть? — М.: ТЕИС, 2002.
7. Мазилов, Е.А. Инновационная деятельность как инструмент развития промышленного комплекса региона / Е.А. Мазилов // Новая экономика — новое общество: материалы VI межвузовской науч.-практ. конф., г. Вологда, 29 апреля 2011 г. — Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. — С. 76-80.
8. Мазилов, Е.А. Промышленная политика как основа модернизации экономики региона / Е.А. Мазилов // Стратегия и тактика реализации социально-экономических реформ: региональный аспект : материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Вологда, 6 — 8 октября 2011 г. — Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. — Т. 2. — С. 414-422.
9. О промышленной политике в Российской Федерации // Промышленная политика в Российской Федерации. - 2007. - №5. - С. 3.
10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. — Режим доступа: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/account/#.
11. Официальный сайт Евростата. — Режим доступа: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/ science_technology_ innovation/data/main_tables.
12. Региональная промышленная политика: теоретические основы, практика формирования и механизм реализации / А.И. Татаркин, О.А. Романова, Р.И. Чененова, М.Г. Филатова. — Екатеринбург: УрО РАН, 2000. - С. 67.
13. Романова, О.А. Промышленная политика как фактор обеспечения экономической безопасности региона / О.А. Романова, Р.И. Чененова // Экономика региона. - 2008. - №3.
14. Смирнов, Е. Инновационный вектор промышленной политики Европейского союза / Е. Смирнов // Международная экономика. - 2007. - №2. - С. 58.
15. Татаркин, А.И. Промышленная политика и механизм ее реализации: системный подход / А.И. Татаркин, О.А. Романова // Экономика региона. - 2007. - №3 (11). - С. 19-31.
16. Теребова, С.В. Структура промышленности региона: состояние и проблемы целенаправленного изменения [Электронный ресурс] / С.В. Теребова, Е.А. Мазилов // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - №3(11). - Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/3/mazilov.pdf.
17. Финансовое состояние организаций Вологодской области в 2009 - 2011 годах: стат. сб. / Вологдастат.
- Вологда, 2012. - С. 137.
18. Rodrick, D. Trade and Industrial Policy Reform in Developing Countries: A Review of Recent Theory and Evidence / D. Rodrick // NBER working paper No. 4417 August, 1993 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nber.org/papers/w4417.pdf