Научная статья на тему 'Оценка экспортного потенциала малых и средних предприятий региона'

Оценка экспортного потенциала малых и средних предприятий региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
618
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / REGION’S ECONOMY / EXPORT POTENTIAL / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозов Сергей Сергеевич

В статье представлен анализ экспортного потенциала малого и среднего предпринимательства региона, предложены мероприятия, необходимые для его повышения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the export potentialof small and medium enterprises in the region

The article presents the analysis of the export potential of small and medium entrepreneurship in the region and suggests measures, necessary for its improvement.

Текст научной работы на тему «Оценка экспортного потенциала малых и средних предприятий региона»

Экономика территорий

© Морозов С.С.

ОЦЕНКА ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА*

В статье представлен анализ экспортного потенциала малого и среднего предпринимательства региона, предложены мероприятия, необходимые для его повышения.

Экспортный потенциал, малый и средний бизнес, экономика региона.

Со вступлением России в ВТО для передовых экспортно ориентированных предприятий должен расшириться доступ на рынок других стран. Однако это касается только крупных и устойчивых организаций, а для малого и среднего бизнеса всё не так однозначно, так как далеко не все предприятия могут составить конкуренцию на мировом рынке. В связи с этим крайне важным представляется выявление проблем и препятствий для функционирования таких компаний, а также оказание им определённой поддержки органами власти и управления [9; 10].

МОРОЗОВ Сергей Сергеевич младший научный сотрудник ФГБУН ИСЭРТ РАН sergey_morozov_isert@mail.ru

Особенно остро такая проблема встаёт для регионов России, предприятия которых экспортируют преимущественно продукцию с низкой степенью переработки, малой инновационной составляющей либо продукцию, не соответствующую принятым международным стандартам качества. Одним из таких регионов является Вологодская область.

По данным таможенного управления, лишь 123 малых предприятия Вологодской области занимаются экспортной деятельностью, это только 1,17% от общего числа малых и средних предприятий.

Субъекты малого и среднего предпринимательства Вологодской области осуществляют экспорт продукции в основном по таким номенклатурным позициям, как древесина и целлюлозно-бумажные изделия (ООО «Кронлес», ООО «Бабаевский леспромхоз», ООО «Вологодский лесной терминал», Сокольский «Деревообрабатывающий комбинат», ОАО «Белозерский леспромхоз»

* Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 12 - 02 - 00504 «Методика измерения предпринимательских способностей населения и оценки социального потенциала развития малого предпринимательства».

Таблица 2. Уровень конкурентоспособности предприятий на международном рынке

(по оценкам руководителей)

Таблица 1. Структура экспортно ориентированных предприятий малого и среднего бизнеса Вологодской области1, %

Вид деятельности Доля, в %

Лесная промышленность 29,4

Машиностроение и металлообработка 13,3

Промышленность строительных материалов 5,3

Услуги 5,3

Пищевая промышленность 4,0

Лёгкая промышленность 1,3

Химическая промышленность 1,3

Сельское хозяйство 1,3

Строительство 1,3

Другое, в т. ч. торговля (торговые дома) 37,5

Итого 100

Вид деятельности предприятий Уровень конкурентоспособности предприятий на внешнем рынке

Промышленность строительных материалов Высокий

Химическая промышленность Высокий

Услуги Выше среднего

Сельское хозяйство Средний

Транспорт Средний

Лесная промышленность Средний

Пищевая промышленность Средний

Машиностроение и металлообработка Средний

Другое Средний

и др.); машины, оборудование и транспортные средства (ООО «ГПЗ-групп», ООО «ИнтЭкс-Экспорт», ООО «НКБ-Сервис» и др.); текстиль, текстильные изделия и обувь; металлы и изделия из них; продукция химической промышленности [5] (табл. 1).

По результатам опроса (табл. 2) руководители предприятий химической промышленности и промышленности строительных материалов оценили уровень конкурентоспособности своих предприятий как высокий, т. к. производимая ими продукция является качественной и имеет инновационную составляющую

1 Опрос проведён сотрудниками ИСЭРТ РАН в 2012 году. Опрошено 123 малых экспортно ориентированных предприятия. Ошибка выборки составляет менее 3%.

[8; 7]. Многие из респондентов дали среднюю оценку конкурентоспособности лесной отрасли, ссылаясь на то, что количество современных деревообрабатывающих предприятий, позволяющих поставлять за рубеж готовую продукцию, недостаточно. В других отраслях руководители также обозначили уровень конкурентоспособности своих компаний как средний.

Оценка уровня экспортного потенциала2 [6], которую дают руководители предприятий, выглядит очень оптими-

2 Экспортный потенциал - настоящая или возможная способность предприятия, определяемая совокупностью его производственного, финансового, кадрового и рыночного потенциалов, осуществлять под влиянием эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) факторов торговую деятельность на внешнем рынке.

стичной в сравнении с результатом расчёта индекса готовности малых и средних предприятий к ведению деятельности в условиях ВТО (экспортного потенциала), который был получен на основе методики, разработанной сотрудниками ИСЭРТ РАН [1].

Анализ показал, что только 4% экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Вологодской области из общего числа имеют высокий уровень экспортного потенциала (рис. 1), при котором развитие предприятия, культура производства, степень оснащения современным высокопроизводительным оборудованием создают благоприятные условия и возможности для ведения деятельности в условиях ВТО. Более чем у половины предприятий (60%) возможности для ведения деятельности в условиях ВТО ограничены, а треть из них (36%) не обладают достаточным уровнем экспортного потенциала.

Предприятия лесного комплекса Вологодской области существуют достаточно давно и смогли накопить большой

запас финансовой прочности. Кроме того, в зарубежных странах сформировался устойчивый спрос на их продукцию.

Поэтому, рассматривая экспортный потенциал в разрезе отраслей, можно сделать вывод о том, что организации лесной отрасли обладают наибольшими возможностями для ведения деятельности в условиях ВТО (рис. 2). 10% из них имеют высокий и 77,3% - средний экспортный потенциал.

Среди других отраслей, осуществляющих экспортные поставки, не наблюдается высокого уровня экспортного потенциала [2]. Так, большинство предприятий машиностроения, сферы услуг (80 и 60% соответственно) обладают средним уровнем экспортного потенциала. Поэтому в условиях ВТО они окажутся в сложном положении, т. к. возможность их деятельности на международном уровне будет ограничена [3].

Тем не менее руководители экспортно ориентированных малых и средних предприятий отмечают, что возможность для повышения экспортного потенциала у их организаций есть. Однако для её

Рис. 1. Уровень экспортного потенциала предприятий Вологодской области, %

Источник: Теребова С.В. Изучение готовности экспортно ориентированных малых и средних предприятий Вологодской области к деятельности в условиях повышения конкуренции при присоединении России к ВТО [Текст]: отчёт о НИР / С.В. Теребова, В.С. Усков, Д.И. Папин, С.С. Морозов, В.Н. Маковеев, Е.А. Мазилов. - Вологда, 2012.

Химическая промышленность 100

Сельское хозяйство 100

Пищевая промышленность 100

Строительство 50 50

Промышленность строительных материалов 100

Машиностроение 80 20

Услуги 60 40

Лесная промышленность 9.1 77 14

0% 20% 40% 60% 80% 100%

"Высокий Г Средний ~ Низкий

Рис. 2. Уровень экспортного потенциала предприятий Вологодской области

(в разрезе отраслей), %

Источник: Теребова С.В. Изучение готовности экспортно ориентированных малых и средних предприятий Вологодской области к деятельности в условиях повышения конкуренции при присоединении России к ВТО [Текст]: отчёт о НИР / С.В. Теребова, В.С. Усков, Д.И. Папин, С.С. Морозов, В.Н. Маковеев, Е.А. Мазилов. - Вологда, 2012.

1. Уделить особое внимание усилению мер финансовой поддержки предпринимателей, осуществляющих ВЭД.

2. Организовать обучение предпринимателей в области ведения ВЭД.

3. Активизировать взаимодействие организаций инфраструктуры с предпринимателями, осуществляющими ВЭД, с целью повышения результативности принятых мер.

На федеральном уровне следует устранить проблемы, связанные с осуществлением таможенных процедур, налогового и технического регулирования.

Таким образом, предложенные мероприятия призваны способствовать увеличению экспортного потенциала малых и средних предприятий региона, что, в свою очередь, должно привести не только к повышению их конкурентоспособности, но и увеличению доли несырьевого экспорта, улучшению бизнес-среды.

реализации требуется решить комплекс проблем, с которыми сталкиваются многие из них при продвижении своей продукции на международных рынках. Помимо недостаточности финансовых ресурсов (такую проблему отметили 55% респондентов), технической отсталости (18%) экспортёры Вологодского региона отмечают малый объём инновационной продукции в ассортименте (69%), недостаточно эффективную рентабельность бизнеса (47%), низкий уровень сертифицированной на соответствие международным стандартам продукции (63%). У большинства практически отсутствует опыт и знания в области ведения международной торговли. Поэтому для обеспечения конкурентных преимуществ, поддержки и защиты интересов экспортёров Вологодской области в регионе целесообразно провести ряд мероприятий:

ЛИТЕРАТУРА

1. Изучение готовности экспортно ориентированных малых и средних предприятий Вологодской области к деятельности в условиях повышения конкуренции при присоединении России к ВТО [Текст]: отчёт о НИР / С.В. Теребова, В.С. Усков, Д.И. Папин, С.С. Морозов,

B.Н. Маковеев, Е.А. Мазилов. - Вологда, 2012. - 157 с.

2. Мазилов, Е.А. Промышленная политика как механизм регионального развития [Текст] / Е.А. Мазилов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. -2013. - № 1. - C. 187-194.

3. Маковеев, В.Н. Машиностроение региона: тенденции и ключевые проблемы развития [Текст] / В.Н. Маковеев // Проблемы развития территории. - 2013. - № 1. - C. 23-29.

4. Проект «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: portalnano.ru/rubricator/jump. php?id_document=6749

5. Реестр экспортно ориентированных субъектов МСП [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://business-inkubator.ru/foreign_economic_activity/list.php

6. Роль экспортного потенциала в социально-экономической системе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nbrb.by/bv/cont.asp?id=9782

7. Россия и страны мира - 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ bgd/regl/b12_39/Main.htm

8. Соколова, Л.Г. Стратегия адаптации малого бизнеса региона в рамках всемирной торговой организации [Электронный ресурс] / Л.Г Соколова, О.В. Селезнева. - Режим доступа: http:// cyberleninka.ru/article/n/strategiya-adaptatsii-malogo-biznesa-regiona-v-ramkah-vsemirnoy-torgovoy-organizatsii (дата обращения: 30.05.2013].

9. Теребова, С.В. Инновационный климат в регионе: состав и факторы развития [Текст] /

C.В. Теребова, А.М. Вячеславов // Проблемы развития территории. - 2011. - № 3. - С. 40-50.

10. Усков, В.С. Современный уровень развития малого бизнеса [Текст] / В.С. Усков // Экономика региона: реальность, перспективы: сб. конкурсных работ. Материалы II научно-практической конференции. - Вып. 2. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. - С. 78-92.

11. Шевченко, В. Модернизация или национальный путь развития России? [Электронный ресурс] / В. Шевченко. - Режим доступа: http://www.intelros.ru/intelros/reiting/reyting_09/ material_sofiy/13270-modernizaciya-ili-nacionalnyy-put-razvitiya-rossii.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.