Научная статья на тему 'Промышленная политика и инновационное развитие региона (на материалах Омской области)'

Промышленная политика и инновационное развитие региона (на материалах Омской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
348
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОН / ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / INNOVATION POLICY / INDUSTRIAL POLICY / REGION / OMSK REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Ольга Павловна, Юмаев Егор Александрович

Развитая, диверсифицированная промышленность, способная создавать инновационную продукцию с высокой добавочной стоимостью, составляет основу обеспечения национальной и экономической безопасности страны. В условиях обострения в 2014-2016 гг. внешнеполитической обстановки, введения западными странами антироссийских санкций центр тяжести внутренней экономической политики России сместился в сторону импортозамещения, диверсификации промышленного производства, увеличения доли инновационной продукции. В новых условиях требуется поиск направлений повышения эффективности промышленной и инновационной политики регионов. На примере Омской области разработаны предложения по совершенствованию подготовки специалистов для инновационного развития экономики, усилению связности региональных объектов инновационной инфраструктуры, созданию условий для привлечения высококлассных специалистов в регион. Результаты исследования расширяют представление об инновационном развитии промышленности регионов. Сделанные предложения носят универсальный характер и могут быть распространены на другие субъекты Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецова Ольга Павловна, Юмаев Егор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Industrial policy and innovation development of the region (on the basis of Omsk region)

Well-developed, diversified industry, able to create innovative products with high additional costs is the basis of national and economic security of the country. Due to worsening foreign policy conditions in 2014-2016, introduction of anti-Russian sanctions by Western countries, the gravity center of domestic economic policy of Russia has shifted towards import substitution, diversification of industrial production increasing the share of innovative products and services. Under new conditions we are required to search for ways of increasing the efficiency of industrial and innovation policy of the regions. On Omsk region example we developed suggestions to improve the training of specialists for the innovative development of the economy, enhance the connectivity of regional innovation infrastructure, creation of conditions for attracting highly skilled professionals into the region. The findings extend the idea of the regional industry innovative development. The suggestions made are universal and can be used in other regions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Промышленная политика и инновационное развитие региона (на материалах Омской области)»

УДК 005.342:332.1+571.13 JEL: O25, O38

DO110.25513/1812-3988.2017.3.192-200

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА (НА МАТЕРИАЛАХ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)

О.П. Кузнецова, Е.А. Юмаев

Омский государственный технический университет (Омск, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 11 мая 2017 г.

Дата принятия в печать 25 июня 2017 г.

Ключевые слова

Инновационная политика, промышленная политика, регион, Омская область

Аннотация. Развитая, диверсифицированная промышленность, способная создавать инновационную продукцию с высокой добавочной стоимостью, составляет основу обеспечения национальной и экономической безопасности страны. В условиях обострения в 2014-2016 гг. внешнеполитической обстановки, введения западными странами антироссийских санкций центр тяжести внутренней экономической политики России сместился в сторону импортозамещения, диверсификации промышленного производства, увеличения доли инновационной продукции. В новых условиях требуется поиск направлений повышения эффективности промышленной и инновационной политики регионов. На примере Омской области разработаны предложения по совершенствованию подготовки специалистов для инновационного развития экономики, усилению связности региональных объектов инновационной инфраструктуры, созданию условий для привлечения высококлассных специалистов в регион. Результаты исследования расширяют представление об инновационном развитии промышленности регионов. Сделанные предложения носят универсальный характер и могут быть распространены на другие субъекты Российской Федерации.

INDUSTRIAL POLICY AND INNOVATION DEVELOPMENT OF THE REGION (ON THE BASIS OF OMSK REGION)

O.P. Kuznetsova, E.A. Yumaev

Omsk State Technical University (Omsk, Russia)

Article info

Received May 11, 2017

Accepted June 25, 2017

Keywords

Innovation policy, industrial policy, region, Omsk region

Abstract. Well-developed, diversified industry, able to create innovative products with high additional costs is the basis of national and economic security of the country. Due to worsening foreign policy conditions in 2014-2016, introduction of anti-Russian sanctions by Western countries, the gravity center of domestic economic policy of Russia has shifted towards import substitution, diversification of industrial production increasing the share of innovative products and services. Under new conditions we are required to search for ways of increasing the efficiency of industrial and innovation policy of the regions. On Omsk region example we developed suggestions to improve the training of specialists for the innovative development of the economy, enhance the connectivity of regional innovation infrastructure, creation of conditions for attracting highly skilled professionals into the region. The findings extend the idea of the regional industry innovative development. The suggestions made are universal and can be used in other regions of the Russian Federation.

© О.П. Кузнецова, Е.А. Юмаев, 2017

Введение и постановка задачи. В 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», нацеленный в том числе на поддержку выпуска продукции с высокой добавочной стоимостью, обеспечение технологической независимости, освоение производства инновационной промышленной продукции, внедрение импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически безвредных технологий. Закон призван обеспечить переход от экспортно-сырьевой зависимости к опережающему росту российской обрабатывающей промышленности. Роль регионов в соответствии c указанным федеральным законом заключается в субсидировании за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации мер стимулирования деятельности в сфере промышленности; разработке и реализации региональных научно-технических и инновационных программ и проектов; содействии развитию межрегионального и международного сотрудничества субъектов деятельности в сфере промышленности; информировании субъектов промышленности об имеющихся трудовых ресурсах и о потребностях создания новых рабочих мест на территории субъекта Российской Федерации; установлении дополнительных требований к субъектам промышленности за счет имущества и средств субъектов Российской Федерации [1].

Как отмечает О.В. Сараджева, отсутствие до 2015 г. специализированного федерального закона не означает, что промышленная политика в России не проводилась вовсе. Она реа-лизовывалась, однако была недостаточно обоснована и не находилась в фокусе органов государственной власти [1, с. 197]. По нашему мнению, до принятия Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» реализуемая в стране и ее регионах промышленная политика не в полной мере соответствовала требованиям обеспечения национальной и экономической безопасности. Длительное время интересы добывающей промышленности доминировали над интересами перерабатывающей промышленности, значительная часть промышленной продукции оказалась неконкурентоспособной, легко была вытеснена иностранными производителями, внутри страны недостаточно развивалось производство продукции, имеющей стратегическое значение для обеспечения безопасности страны.

Как отмечают Н.И. Бабкина и Е.А. Миль-ская, трудности перехода к эффективной промышленной политике связаны с необходимостью преодоления Россией советского наследия: в течение 70 лет целенаправленно проводилась политика устранения конкуренции из экономики, занижения цен на ресурсы и завышения цен на готовую продукцию. Средний возраст работников российских предприятий превышает 50 лет, износ основных фондов в зависимости от направления достигает от 50 до 74 % [2].

С.Н. Котенкова, А.З. Новенькова, А.Р. Са-фиуллин указывают на еще одно противоречие, которое должны разрешить руководители органов власти совместно с бизнес-сообществом. Когда государство стимулирует лишь рост экономической эффективности промышленности, возрастает риск негативных социальных последствий. Верно и обратное: гипертрофированная нацеленность на социальную эффективность создает барьеры для внедрения экономически эффективных технологий [3, с. 137].

Промышленность региона оказывает прямое влияние на уровень его конкурентоспособности. Уровень социально-экономической асимметрии в развитии регионов определяется географией распределения отраслей с высокой и низкой добавленной стоимостью.

Мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 г., стал настоящим испытанием для стран и регионов. Практика показала, что более активные меры противодействия смогли реализовать территории, обладающие развитой инновационной индустрией. Например, наиболее устойчивыми среди стран Европейского Союза в период преодоления острых проявлений мирового экономического кризиса оказались Франция и Германия, обладающие развитой диверсифицированной высокотехнологичной промышленностью. Мегатрендом экономической политики США является возврат производств, ушедших в предыдущие десятилетия в Китай. Необходимость преодоления последствий мирового экономического кризиса, стагнации и стагфляции в России и ее регионах требует пересмотра подходов к реализации региональной промышленной политики с учетом новых ухудшившихся экономических условий, а также анализа передового зарубежного опыта.

В условиях усиления внимания к импор-тозамещению О.С. Сухарев считает важным выяснить, что замещать и чем, и замещать ли

в принципе. Кроме того, необходимо заинтересовать российских производителей заказывать отечественное оборудование и комплектующие внутри страны при обязательной одновременной реализации программ повышения качества [4, с. 76-77].

В трудах российских и зарубежных ученых промышленная политика получает новое осмысление. В условиях замедления темпов экономического роста, требований повсеместного перехода к устойчивому развитию, становлению индустрий шестого технологического уклада промышленная политика не может оставаться прежней.

А.Е. и М.А. Миллер отмечают, что «если «вчера» - это станки и оборудование для изготовления изделий посредством традиционной механической обработки, то «завтра» - это аддитивное производство и лазерная обработка; если сегодняшняя автоматизация производственных процессов - это реле и переключатели, то уже через несколько лет без промышленной робототехники и сенсорных систем будет трудно обходиться; если сейчас стандартными материалами являются металлы и пластик, то будущее за композитными материалами [5, с. 90].

Спецификой России и ее регионов является значительное количество застаревших нерешенных проблем, которые не были свойственны промышленным странам Запада. По этой причине важно не только опираться на передовые исследования зарубежных специалистов, но и разрабатывать направления совершенствования промышленной и инновационной политики в регионах с учетом их специфики.

Теория. Экономика России не защищена от негативных кризисных проявлений, о чем свидетельствуют резкие скачки курса рубля по отношению к основным мировым валютам на фоне колебания цен на нефть [6, с. 42-43]. В.П. Воробьев и Н.Н. Тихомиров приходят к выводу, что задача преодоления зависимости экономики России от экспорта сырьевых ресурсов к 2016 г. по-прежнему не выполнена, чем и объясняются неудачи в создании условий экономического роста, высокая чувствительность к проявлениям мирового экономического кризиса. Отсутствие внятной промышленной политики в России и ее регионах с начала 1990-х гг. привело к тому, что отечественная промышленность не обладает всеми необходимыми техно-

логиями, позволяющими производить конкурентоспособные товары и обеспечить национальную и экономическую безопасность.

Пятый технологический уклад зародился в 1970-1980-е гг. и продолжается по настоящее время. Информационные технологии, без которых в современном мире не сможет функционировать практически ни одна сфера, монопольно созданы компаниями США (Intel, Microsoft, Apple, Google, Oracle, IBM, Dell, HP, Cisco и др.). Таким образом, США, контролирующие информационные технологии, имеют возможность контролировать весь мир. Рассуждая о действиях России в этой ситуации, В.П. Воробьев и Н.Н. Тихомиров приходят к выводу о бесперспективности попыток развития в России отраслей пятого технологического уклада, поскольку в этом случае наша страна будет идти по пути догоняющего развития. По их мнению, целесообразно все усилия и ресурсы сосредоточить на развитии в России отраслей шестого технологического уклада.

Л.С. Бляхман предлагает сосредоточиться на новой индустриализации российской промышленности на основе аддитивных технологий, позволяющих перейти от машинного к роботизированному производству [7]. Без новой индустриализации к 2020 г. высока вероятность обвала потребления, девальвации национальной валюты и высокой инфляции. Переход к шестому технологическому укладу на планете прогнозируется в период с 2010 по 2035 г. Его основой станут нано-, био-, когнитивные и продвинутые информационные технологии [6, с. 43]. Необходимо отметить, что российская научно-техническая политика учитывает эти тенденции. Ученые, реализующие исследования по прорывным перспективным технологиям, получают государственную поддержку. Несмотря на это, по мнению С.В. Федораева, бизнес в России не заинтересован во внедрении инноваций, а экономика в целом «инновационно невосприимчива». Главную причину исследователь видит в отсутствии полноценной национальной инновационной системы, компоненты которой (образование, наука, инновации) совместно создавали бы конкурентные преимущества для российского производства на внутреннем и внешнем рынке. Вместо барьеров, связанных с наличием у предприятий передовых технологий, вход на рынки России определяется преимущественно отношениями с органами государственной власти. Российские

предприятия хотят получать полностью готовые к внедрению технологии, а не разрабатывать их своими силами. В результате внедрённые инновации основываются на импортируемых технологиях и не являются новыми в мировом масштабе [8].

В трудах зарубежных исследователей на первый план выходит разработка вопросов развития эко-индустриальной промышленности (см., напр.: [9; 10]). В странах Европейского Союза экологичность индустриального сектора становится центральным элементом внутренней региональной политики, в соответствии с которой повышаются требования к уровню квалификации и ответственности игроков индустриального сектора [11]. Будущее связывается с созданием и развитием локальных индустриальных систем нового типа. Сами по себе эти системы исторически являются неотъемлемой частью программ социально-экономического и технологического развития регионов, однако в новых условиях они должны меняться, являя собой не просто индустриальные парки, а высокотехнологичные экологичные индустриальные парки [12].

Для достижения целей устойчивого развития промышленность должна отказаться от тех ресурсов, результатом использования которых являются выбросы углекислого газа в атмосферу [13]. Очевидно, что, ставя такие амбициозные приоритеты перед собой, человечество должно совершить новую технологическую революцию, результатом которой станет масштабное развитие отраслей шестого технологического уклада. Другим ключевым направлением индустриальной политики зарубежных регионов является поиск инновационных технологий, которые позволили бы обеспечить декарбонизацию промышленности, т. е. отказ от угля как наиболее сильного загрязнителя окружающей среды [10]. Развиваются концепции постугольной цивилизации [14; 15], в которой уровень технологического развития позволит заменить «грязные» промышленные технологии «чистыми». На смену углю должна прийти наноэнергетика, - исследования в этой области активно ведутся в США и Китае [16].

Изучая дисбалансы, обусловленные повышением спроса на исчерпаемые полезные ископаемые, зарубежные ученые считают целесообразным объединение усилий стран или отдельных регионов двух типов: располагающих большим количеством полезных ископае-

мых и «ресурсоограниченных», - для выработки стратегий освоения природных ресурсов [17]. Однако, на наш взгляд, очевидный регресс глобализации, попытки развитых стран Запада путем введения экономических санкций оттеснить Россию с мирового рынка, не позволят реализовать указанное предложение.

Инновации в промышленном развитии Омской области. В Омской области приняты нормативно-правовые акты (законы Омской области, указы Губернатора Омской области), регулирующие промышленную и инновационную деятельность на территории региона и продвижение инновационных проектов. Информационную, консультационную, технологическую и иную инфраструктурную поддержку проводят шесть крупных субъектов инновационной инфраструктуры в Омской области -Омский региональный бизнес-инкубатор, Омский технопарк радиоэлектроники, Региональный центр 3D-прототипирования, Политехнопарк Омского государственного технического университета, Межвузовский бизнес-инкубатор Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

Начинающим исследователям и иннова-торам оказывается поддержка посредством программы «У.М.Н.И.К.», Молодежной премии Правительства Омской области, Стипендии Губернатора Омской области для аспирантов и студентов. Малым инновационным компаниям предоставляются субсидии из областного бюджета, стартапы по программе «Старт», поручительства для привлечения банковских кредитов.

В целях содействия в развитии и продвижении региональных инновационных проектов Министерство промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области использует следующие инструменты:

1. Создание научно-технического совета Министерства промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области для экспертной проработки инновационных проектов.

2. Создание (сентябрь 2015 г.) и координация деятельности Консорциума научно-образовательных и научных организаций Омской области по реализации кластерной модели развития промышленности.

3. Организация информ-сессий институтов развития и организаций инновационной

инфраструктуры для исследователей и инно-ваторов региона.

4. Проведение конкурсов проектов. Например, в 2015 г. состоялся конкурс «Лучшие научно-технические разработки для развития промышленной и социальной инфраструктуры Арктики, Сибири и Дальнего Востока».

5. Выявление перспективных проектов для последующей работы по ним с инвесторами.

6. Проработка возможностей интеграции перспективных проектов и интересов ведущих омских промышленных предприятий.

7. Подготовка рекомендательных писем в фонды, предоставляющие гранты для малых компаний, разрабатывающих инновационные проекты.

8. Организация широкого освещения материалов об инновационном проекте с целью его информационного продвижения.

Во исполнение Указа Президента РФ № 596 от 7 мая 2012 г. «О долгосрочной государственной политике» в Омской области происходит увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВРП относительно 2011 г. (в 2012 г. -101,9 %; в 2013 г. - 106,8 %; в 2014 г. - 109,3 %). Во исполнение Указа Президента РФ № 599 от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в Омской области увеличивается доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП (в 2012 г. - 0,66 %; в 2013 г. -0,60 %; в 2014 г. - 0,70 %).

В регионе динамично увеличивается использование передовых производственных технологий (в 2012 г. - 2 698; в 2013 г. - 2 780; в 2014 г. - 3 016; в 2015 г. - 3 035). Высокотехнологичные и наукоемкие отрасли экономики формируют примерно одну шестую часть ВРП Омской области.

В 2015 г. в связи с необходимостью преодоления негативных последствий, обусловленных антироссийскими экономическими санкциями, в Омской области активизировалась политика импортозамещения.

Отметим примеры признания достижений омских субъектов инновационной деятельности в 2016 г.:

- Распоряжением Правительства РФ от 6 апреля 2016 г. № 596-р ФГУП «НПП «Прогресс» присвоен статус федерального научно-производственного центра.

- Проект ученых лаборатории рационального использования почв Омского государст-

венного аграрного университета по дешифрированию космических снимков получил I место на Международном ГИС-форуме (г. Москва).

Рекомендации. Экономическое развитие сегодняшнего дня характеризуется взрывным ростом 1Т-сферы. Люди и «вещи» связаны через Интернет, а человек может воздействовать на процессы, проходящие в другой части планеты. С учетом изменяющихся условий для Омской области предлагаем следующие направления совершенствования региональной промышленной и инновационной политики:

1. В Омской области действует целый ряд организаций, осуществляющих научные разработки, однако внедрение инновационных технологий в промышленности отстает от необходимого уровня. Целесообразно создать в г. Омске центр, который стал бы площадкой для презентации разработок омских ученых. Принципиальным отличием от традиционных инновационных ярмарок и форумов должно стать то, что предлагаемым проектам следует являть собой не только технологию саму по себе, но также включать развернутый бизнес-план и, если необходимо, - указание на государственную поддержку. Кроме того, должна быть предусмотрена возможность, с одной стороны, заказа разработок промышленными предприятиями омским ученым, с другой - объединение усилий омских ученых из различных исследовательских организаций в проведении исследований по таким заказам с привлечением квалифицированных менеджеров, задачей которых станет продвижение инновационных разработок. Мировой опыт красноречиво свидетельствует: усложнение технологий не позволяет одной компании все вопросы инновационного развития региона решать самостоятельно, необходимо развивать горизонтальное взаимодействие в системах «предприятие - предприятие» и государственно-частного партнерства. Очевидно, что для эффективного решения новых задач потребуется новый центр, который будет одновременно выставкой промышленных технологий, биржей научных контактов, площадкой научных коммуникаций, бизнес-инкубатором. Деятельность нового центра необязательно должна ограничиваться границами Омской области.

2. Необходимо проводить целенаправленную работу по совмещению 1Т-технологий и традиционных технологий и услуг. Промышленные предприятия, не использующие ин-

формационные технологии, обеспечивающие автономное управление производственными процессами, обречены на исчезновение. Органам государственной власти Омской области совместно с промышленными предприятиями и образовательными учреждениями необходимо вырастить специалистов для отраслей шестого технологического уклада и одновременно с опережением принять меры, обеспечивающие занятость тех, кто окажется за бортом технологической революции. По мнению Р. Уразова, генерального директора Агентства развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия», ключевыми компетенциями специалистов индустрии будущего станут умение работать с сенсорикой, робототехникой, умение программировать и создавать в среде Интернета вещей (Internet of Things), умение интегрировать все элементы промышленного предприятия в единую сеть, «мейкер-ство» (способность описывать и создавать). Таким образом, экономике будущего нужны не просто, например, арматурщики и токари, а цифровые арматурщики и токари, не городской пассажирский транспорт, а цифровой городской пассажирской транспорт (http://www. forumspb.com).

3. В Омской области необходимо создавать такие условия, чтобы высококвалифицированные специалисты не стремились ее покинуть. Как отмечают В.С. Половинко и А.В. Арбуз, «достаточно существенна тенденция усиления роли крупных корпораций и холдингов с центрами управления в крупных городах России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и т. д.). Именно в этих структурах формируется кадровая политика, туда направлены карьерные траектории развития персонала регионов» [19, с. 42]. В XXI в. территории конкурируют в первую очередь за «мозги» и только после - за различные виды других ресурсов. Человеческий капитал становится самым важным в обеспечении жизнестойкости экономики территории. Недостаточно создать лаборатории, построить новые предприятия и модернизировать существующие. Люди, обладающие высокими творческими способностями, генерирующие новые идеи, хотят видеть вокруг себя комфортную окружающую среду, которая включает культурные и спортивные объекты, развитое транспортное сообщение, озеленение и др. Нельзя игнорировать тот факт, что творческие люди высоко требовательны к

удобству и разнообразию социально-культурных услуг территории. В связи с этим в регионе должны развиваться не только инновационные производства, но и творческие индустрии. Необходима стратегия наращивания креативного капитала субъекта Российской Федерации, целью которой станет позиционирование уникальности территории Омской области за счет разнообразных креативных технологий. Большую помощь в этом может оказать реновация неиспользуемых промышленных корпусов в центры современного искусства, притягивающих молодежь. В России нет специальной программы поддержки креативного бизнеса, однако она может быть разработана в Омской области. Более того, указанное направление необходимо увязать со стратегией обеспечения занятости высвобождаемых работников. Все более глубокое проникновение информационных технологий в производство неизбежно будет сопровождаться сокращением числа занятых в промышленности, поэтому заблаговременно необходимо переобучать высвобождаемых специалистов и готовить молодежь к работе в среде с высокой креативной составляющей.

4. Подготовка высококлассных специалистов для инновационного развития экономики Омской области требует изменения подходов к передаче научного знания. В 2016 г. на Петербургском международном экономическом форуме В. Фортов, на тот момент президент Российской академии наук, отмечал, что скорость развития и поступления научных знаний, которые дают ученые обществу, быстро увеличивается; в результате изменилось привычное представление о том, как может развиваться и применяться наука и как следует ее преподавать. На сегодняшний день 80 % всех знаний по физике получены в течение жизни одного поколения. Требуется поиск новых форм передачи знаний от поколения к поколению, поскольку полученные студентом знания устаревают к моменту окончания университета (http://www.fo-rumspb.com). В связи с этим центральным элементом должно стать не только овладение знаниями, нужно учить студентов понимать происходящие процессы. Кроме того, с учетом мировых трендов, необходимо обратить особое внимание на подготовку междисциплинарных специалистов, - перспективные разработки все чаще проводятся на стыке различных наук.

5. Для обеспечения воспроизводства инновационной системы должна вестись работа

по поддержанию «критической массы науки». Конечно, развитие информационно-образовательных 1Р-сетей делает возможной совместную работу удаленных друг от друга ученых или научных коллективов, однако такая модель не всегда может быть реализована. Ученый должен общаться среди единомышленников, поэтому необходимо выделить в Омской области те сектора, где существует «критическая масса науки», а также сферы, где имеется высокий потенциал роста в среднесрочной перспективе. В дальнейшем потребуется корректировка региональной политики, с тем чтобы привлечь в эти сферы молодежь, создать условия для ее ускоренного роста.

Выводы. Омская область располагает крупным научным потенциалом. В последние годы региональным правительством предприняты решительные меры для активизации инновационного развития экономики, созданы институты поддержки инновационной деятельности. Для повышения эффективности регио-

нальной промышленной и инновационной политики необходимо повысить связность элементов инновационной инфраструктуры, изменить акценты в подготовке высококлассных специалистов в соответствии с мировыми трендами, поддерживать «критическую массу науки» по направлениям, традиционно развитым в Омской области, и тем, по которым имеется возможность нарастить потенциал в среднесрочной перспективе, одновременно с инновационными развивать творческие индустрии, улучшать обеспеченность территории региона культурно-спортивными и социально-медицинскими объектами и экологическую обстановку. Таким образом, подход к промышленному и инновационному развитию Омской области должен быть комплексным, базироваться на учете новейших мировых трендов развития науки, создания условий для повышения доли наукоемкой продукции в ВРП, расширении процесса импортозамещения в целях обеспечения национальной и экономической безопасности.

Литература

1. Сараджева О. В. Промышленная политика как основной источник экономической безопасности // Вестн. Моск. ун-та МВД России. - 2016. - № 2. - С. 194-200.

2. Мильская Е. А., Бабкина Н. И. Промышленная политика России в условиях формирования инновационной экономики // Изв. Юго-Запад. гос. ун-та. Сер. Экономика. Социология. Менеджмент. - 2014. - № 4. - С. 11-19.

3. Сафиуллин А. Р., Котенкова С. Н., Новенькова А. З. Роль промышленной политики в условиях интенсивного развития конкурентных преимущество территории // Науч.-техн. вед. С.-Петерб. гос. политехн. ун-та. Экономические науки. - 2016. - № 1 (235). - С. 134-146.

4. Сухарев О. С. Промышленность России: проблемы развития и системные решения // Вестн. Ин-та экономики Рос. акад. наук. - 2016. - № 2. - С. 69-87.

5. Миллер А. Е., Миллер М. А. Концептуальные основы технологизации промышленного производства // Изв. Ур. гос. экон. ун-та. - 2016. - № 6 (68). - С. 89-98.

6. Воробьев В. П., Тихомиров Н. Н. Проблемы перехода экономики Российской Федерации на шестой технологический уклад минуя пятый: методические аспекты // Изв. С.-Петерб. гос. экон. ун-та. - 2016. - № 3 (99). - С. 41-46.

7. Бляхман Л. С. Новая индустриализация: сущность, политико-экономические основы, социально-экономические предпосылки и сопровождение // Проблемы современной экономики. -2013. - № 4 (48). - С. 44-53.

8. Федораев С. В. Инновационная невосприимчивость российской экономики: причины возникновения и особенности проявления // Вестн. С.-Петерб. ун-та МВД России. - 2015. - № 3 (67). - С. 125-129.

9. Geng Y. et al. Recent progress on innovative eco-industrial development // Journal of Cleaner Production. - 2016. - Vol. 114. - P. 1-10. - DOI: 10.1016/j.jclepro.2015.09.051.

10. Fais B., Sabio N., Strachan N. The critical role of the industrial sector in reaching long-term emission reduction, energy efficiency and renewable targets // Applied Energy. - 2016. - Vol. 162. -P. 699-712. - DOI: 10.1016/j.apenergy.2015.10.112.

11. Daddi T. et al. Regional policies and eco-industrial development: the voluntary environmental certification scheme of the eco-industrial parks in Tuscany (Italy) // Journal of Cleaner Production. -2016. - Vol. 114. - P. 62-70. - DOI: 10.1016/j.jclepro.2015.04.060.

12. Taddeo R. Local industrial systems towards the eco-industrial parks: the model of the ecologically equipped industrial areas // Journal of Cleaner Production. - 2016. - Vol. 131. - P. 189-197. -DOI: 10.1016/jjclepro.2016.05.051.

13. Towards preventative eco-industrial development: an industrial and urban symbiosis case in one typical industrial city in China / L. Dong et al. // Journal of Cleaner Production. - 2016. - Vol. 114. -P. 387-400. - DOI: 10.1016/j.jclepro.2015.05.015.

14. Unwanted effects of European Union environmental policy to promote a post-carbon industry. The case of energy in the European ceramic tile sector / D. Gabaldón-Estevan et al. // Journal of Cleaner Production. - 2016. - Vol. 117. - P. 41-49. - DOI: 10.1016/j.jclepro.2016.01.021.

15. Uyarra E., Shapira Ph., Harding A. Low carbon innovation and enterprise growth in the UK: Challenges of a place-blind policy mix // Technological Forecasting and Social Change. - 2016. -Vol. 103. - P. 264-272. - DOI: 10.1016/j.techfore.2015.10.008.

16. Liu N., Guan J. C. Policy and innovation: Nanoenergy technology in the USA and China // Energy Policy. - 2016. - Vol. 91. - P. 220-232. - DOI: 10.1016/j.enpol.2016.01.020.

17. Barteková E., Kemp R. National strategies for securing a stable supply of rare earths in different world regions // Resources Policy. - 2016. - Vol. 49. - P. 153-164. - DOI: 10.1016/j.resourpol.2016.05.003.

18. Половинко В. С., Арбуз А. В. Анализ миграционных установок молодежи г. Омска // Экономические науки. - 2016. - № 144. - С. 42-46.

References

1. Saradzheva O.V. Industrial policy as main source of economic security of Russia. Vestnik Moskovskogo universitetaMVD Rossii, 2016, no. 2, pp. 194-200. (in Russian).

2. Milskaya E.A., Babkina N.I. Industrial policy of Russia in the conditions of formation of innovative economy. Proceedings of the South-West State University. Series Economics. Sociology. Management, 2014, no 4, pp. 11-19. (in Russian).

3. Safiullin A.R., Kotenkova S.N., Novenkova A.Z. Role of the industrial policy in the conditions of intensive development of competitive advantages of a territory. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2016, no. 1 (235), pp. 134-146. (in Russian).

4. Sukharev O.S. Industry of Russia: issues of development and system decisions. Vestnik Instituta ekonomiki Rossiiskoi akademii nauk, 2016, no. 2, pp. 69-87. (in Russian).

5. Miller A.Ye., Miller M.A. Conceptual Framework of Technologization of Industrial Production. Izvestiya Uralskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, 2016, no. 6 (68), pp. 89-98. (in Russian).

6. Vorob'ev V.P., Tikhomirov N.N. Problems of the Russian economy's transition on the sixth technological way skipping the fifth: methodical aspects. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstven-nogo ekonomicheskogo universiteta, 2016, no. 3 (99), pp. 41-46. (in Russian).

7. Bliakhman L.S. New industrialization: essence, political and economic principles, socioeconomic preconditions and attending phenomena. Problems of Modern Economics, 2013, no. 4 (48), pp. 44-53. (in Russian).

8. Fedorayev S.V. Innovative insensitivity of the Russian economy: causes and features of display. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii, 2015, no. 3 (67), pp. 125-129. (in Russian).

9. Geng Y. et al. Recent progress on innovative eco-industrial development. Journal of Cleaner Production, 2016, Vol. 114, pp. 1-10. DOI: 10.1016/j.jclepro.2015.09.051.

10. Fais B., Sabio N., Strachan N. The critical role of the industrial sector in reaching long-term emission reduction, energy efficiency and renewable targets. Applied Energy, 2016, Vol. 162, pp. 699712. DOI: 10.1016/j.apenergy.2015.10.112.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Daddi T. et al. Regional policies and eco-industrial development: the voluntary environmental certification scheme of the eco-industrial parks in Tuscany (Italy). Journal of Cleaner Production, 2016, Vol. 114, pp. 62-70. DOI: 10.1016/j.jclepro.2015.04.060.

12. Taddeo R. Local industrial systems towards the eco-industrial parks: the model of the ecologically equipped industrial areas. Journal of Cleaner Production, 2016, Vol. 131, pp. 189-197. DOI: 10.1016/j.jclepro.2016.05.051.

13. Dong L. et al. Towards preventative eco-industrial development: an industrial and urban symbiosis case in one typical industrial city in China. Journal of Cleaner Production, 2016, Vol. 114, pp. 387-400. DOI: 10.1016/j.jclepro.2015.05.015.

14. Gabaldón-Estevan D. et al. Unwanted effects of European Union environmental policy to promote a post-carbon industry. The case of energy in the European ceramic tile sector. Journal of Cleaner Production, 2016, Vol. 117, pp. 41-49. DOI: 10.1016/j.jclepro.2016.01.021.

15. Uyarra E., Shapira Ph., Harding A. Low carbon innovation and enterprise growth in the UK: Challenges of a place-blind policy mix. Technological Forecasting and Social Change, 2016, Vol. 103, pp. 264-272. DOI: 10.1016/j.techfore.2015.10.008.

16. Liu N., Guan J.C. Policy and innovation: Nanoenergy technology in the USA and China. Energy Policy, 2016, Vol. 91, pp. 220-232. DOI: 10.1016/j.enpol.2016.01.020.

17. Barteková E., Kemp R. National strategies for securing a stable supply of rare earths in different world regions. Resources Policy, 2016, Vol. 49, pp. 153-164. DOI: 10.1016/j.resourpol.2016.05.003.

18. Polovinko V.S., Arbuz A.V. The analysis of migration attitudes of the youth of the city of Omsk. Economic sciences, 2016, no. 144, pp. 42-46. (in Russian).

Сведения об авторах

Кузнецова Ольга Павловна - д-р экон. наук, профессор, проректор по внеучебной работе и социальным вопросам, заведующая кафедрой «Государственное, муниципальное управление и таможенное дело» Адрес для корреспонденции: 644050, Россия, Омск, пр. Мира, 11

E-mail: kuznetsova@omgtu.ru.

Юмаев Егор Александрович - канд. экон. наук, доцент кафедры «Государственное, муниципальное управление и таможенное дело» Адрес для корреспонденции: 644050, Россия, Омск, пр. Мира, 11

E-mail: egorumaev@rambler.ru

About the authors

Kuznetsova Olga Pavlovna - Doctor of Economic sciences, Professor, Vice-Rector on Tutorial Work and Social Issues, The Head of the Department "State, Municipal Management and Customs" Postal address: 11, Mira pr., Omsk, 644050, Russia E-mail: kuznetsova@omgtu.ru

Yumaev Egor Alexandrovich - Candidate of Economic sciences, Associate Professor of the Department "State, Municipal Management and Customs" Postal address: 11, Mira pr., Omsk, 644050, Russia E-mail: egorumaev@rambler.ru

Для цитирования

Кузнецова О. П., Юмаев Е. А. Промышленная политика и инновационное развитие региона (на материалах Омской области) // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2017. - № 3 (59). - С. 192-200. - 001: 10.25513/ 1812-3988.2017.3.192-200.

For citations

Kuznetsova O.P., Yumaev E.A. Industrial policy and innovation development of the region (on the basis of Omsk region). Herald of Omsk University. Series "Economics", 2017, no. 3 (59), pp. 192-200. DOI: 10.25513/18123988.2017.3.192-200. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.