Научная статья на тему 'Промышленная политика для Сибири и Дальнего Востока'

Промышленная политика для Сибири и Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СИБИРИ / ECONOMIC DEVELOPMENT OF SIBERIA / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО В РОССИИ / INDUSTRIAL PRODUCTION IN RUSSIA / ИНДУСТРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / INDUSTRIAL DEVELOPMENT / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / INDUSTRIAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимов Валерий Сергеевич, Ефимов Антон Валерьевич

В статье показаны негативные тенденции в сфере промышленного развития России в сравнении с другими странами. Сделаны оценки потенциального рынка нефтегазовой, горнодобывающей, дорожно-строительной техники и оборудования, необходимые для активного освоения Сибири и Дальнего Востока. Предложена идея формирования «Сибирского индустриального пояса» на базе сибирских и дальневосточных городов, расположенных в зоне Транссибирской магистрали. Сформулированы принципы промышленной политики, обеспечивающей развитие индустриального сектора в России, в регионах Сибири и Дальнего Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ефимов Валерий Сергеевич, Ефимов Антон Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRIAL POLICY FOR SIBERIA AND THE FAR EAST

The article shows the negative trends in Russia’s industrial development in comparison with other countries. The potential market assessment is presented for oil and gas mining equipment, road construction machinery and equipment required for the active development of Siberia and the Far East. The idea of forming a «Siberian industrial zone» on the basis of the Siberian and Far Eastern cities located near the Trans-Siberian Railway is proposed. The principles of industrial policy that ensures the development of the industrial sector in Russia, Siberia and the Far East are formulated.

Текст научной работы на тему «Промышленная политика для Сибири и Дальнего Востока»

УДК 332.1:338.2

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

В.С. Ефимов, А.В. Ефимов

Сибирский федеральный университет E-mail: [email protected]

В статье показаны негативные тенденции в сфере промышленного развития России в сравнении с другими странами. Сделаны оценки потенциального рынка нефтегазовой, горнодобывающей, дорожно-строительной техники и оборудования, необходимые для активного освоения Сибири и Дальнего Востока. Предложена идея формирования «Сибирского индустриального пояса» на базе сибирских и дальневосточных городов, расположенных в зоне Транссибирской магистрали. Сформулированы принципы промышленной политики, обеспечивающей развитие индустриального сектора в России, в регионах Сибири и Дальнего Востока.

Ключевые слова: экономическое развитие Сибири, промышленное производство в России, индустриальное развитие, промышленная политика.

INDUSTRIAL POLICY FOR SIBERIA AND THE FAR EAST

V.S. Efimov, A.V. Efimov

Siberian Federal University E-mail: [email protected]

The article shows the negative trends in Russia's industrial development in comparison with other countries. The potential market assessment is presented for oil and gas mining equipment, road construction machinery and equipment required for the active development of Siberia and the Far East. The idea of forming a «Siberian industrial zone» on the basis of the Siberian and Far Eastern cities located near the Trans-Siberian Railway is proposed. The principles of industrial policy that ensures the development of the industrial sector in Russia, Siberia and the Far East are formulated.

Key words: economic development of Siberia, industrial production in Russia, industrial development, industrial policy.

В настоящее время в развитых странах мира сохраняется высокая значимость индустриального производства, которое во многом определяет военно-политический и социально-экономический потенциал страны. Более того, развитые страны начали проводить политику реиндустриализации -«возвращения» промышленных предприятий, вынесенных в азиатские регионы в предыдущие 10-20 лет, либо развертывания на своей территории предприятий нового поколения, использующих производственные и организационные технологии, складывающиеся в результате «четвертой промышленной революции» [5, 15]. Современные высокотехнологичные промышленные предприятия остаются одним из ключевых факторов экономической конкурентоспособности страны, включая формирование доходов бюджета, обеспечение занятости населения, спроса на инновации и прикладные научные исследования.

© Ефимов В.С., Ефимов А.В., 2014

Промышленность России в начале XXI столетия: характеристика ситуации

Советский Союз, будучи идеологическим, экономическим и технологическим лидером всего социалистического блока, проводил активную промышленную политику, обеспечивающую создание новых отраслей промышленности, включая полные циклы инновационных продуктов - от проектов и разработок до масштабного производства и обеспечения продукцией машиностроения стран социалистического лагеря. Экономический и политический кризис 1990-х гг. привел к существенным деформациям российской экономики и доминированию сырьевого сектора, который стал основным источником доходов бюджета, и к сворачиванию российского машиностроения. Если в 1986 г. нефть и газ составляли 44 % в структуре экспорта СССР [4], то в 2012 г. они составили уже 84 % российского экспорта [25]. В 1986 г. в экономике СССР использовалось 83 % добывавшейся в стране нефти, 88 % угля, 85 % железной руды, 94 % леса-кругляка; в России же в 2012 г. перерабатывалось лишь 54 % добываемой нефти, 62 % угля, 78 % железной руды, 72 % леса.

Открытие границ и включение России в мировые рынки с жесткими условиями конкуренции привело к ряду негативных эффектов, анализ которых показал:

во-первых, Россия не может конкурировать на внешних рынках с США, Японией и странами ЕС в производстве техники и оборудования (за исключением некоторых видов вооружений);

во-вторых, на внутреннем рынке российским предприятиям трудно выдержать ценовую конкуренцию с китайскими производителями по широкому спектру товаров;

в-третьих, крупные и средние российские компании ориентируются на покупку готовых инновационных решений (технологий, оборудования и даже управленческого персонала) за рубежом; при этом в стране существенно сокращаются возможности для инновационного бизнеса, научных исследований и опережающих инженерно-технических разработок.

Отсутствие долгосрочной государственной промышленной политики и ориентация на рыночные механизмы регулирования экономических процессов привели к сворачиванию российской обрабатывающей промышленности и машиностроения: вклад обрабатывающей промышленности и машиностроения в ВВП России составлял в 1991 г. 65,4 %, а в 2012 г. только 30,5 % [9]; доля импорта машин, оборудования и транспортных средств в 1995 г. была 34 %, а в 2012 г. уже 51 % [7]; уровень локализации производства на совместных предприятиях тяжелого машиностроения в 2009 г. не превышал 20 % [18].

Объем импорта машин и оборудования в Россию за последние 10 лет составил $ 876 млрд (более 25 трлн руб.) - значительная часть этих средств могла быть вложена в развитие российского машиностроения (см. рисунок).

К настоящему времени в секторе тяжелого машиностроения сложилась критическая ситуация, которая характеризуется снижением продаж из-за недостаточной конкурентоспособности, недостатком финансовых ресур-

160-, 140120100806040200-

157,6

140,8

147,2

101,8

101,8

72,7

65,6

41,2

19,6

"ДГ

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Объемы импорта машин и оборудования в Россию в 2002-2012 гг. (Источник: ФСГС [21])

сов, отсутствием инвестиций в НИОКР и модернизацию оборудования, технологическим отставанием, моральным и физическим износом производственного оборудования, утратой позиций на внешнем и внутреннем рынке [18].

В 2008 г. на российском рынке тяжелого оборудования импортные поставки занимали 80 % по металлургическому, более 70 % по буровому, почти 70 % по тяжелому подъемно-транспортному оборудованию и карьерным экскаваторам.

По данным компании МсЮшеу, российская промышленность отличается следующими характеристиками [2]: производительность труда составляет 26 % от этого показателя в США; ВВП на одного занятого в экономике по паритету покупательной способности в России меньше чем в США в 6,8 раза; в Швеции - в 5,6 раза; в Испании - в 5,1 раза; в Польше - в 2,9 раза; в России преобладают устаревшие технологии производства и оборудование (так, например, 40 % российских ТЭЦ старше 40 лет, в США доля таких ТЭЦ составляет 28 %).

По мнению академика А.Г Аганбегяна, «Коренное обновление промышленности с переводом всех отраслей на современные технологии с использованием лучших образцов выпускаемых машин и оборудования можно провести за 12-14 лет. Это приведет к росту производительности труда, по крайней мере, в 2 раза, снижению энергоемкости - в 1,5 раза и материалоемкости - на 30 %» [10].

Возможности индустриального развития макрорегиона Сибирь1

Мы предполагаем, что новая волна освоения Сибири и Дальнего Востока, о которой говорилось в выступлениях Президента Российской Федерации В.В.Путина [16] и ряде государственных и правительственных документов [3, 19, 20, 24] как о «движении России на Восток» - расширении сотрудничества со странами АТР, выходе на азиатские рынки - эта волна

1 В данной работе маркорегион Сибирь включает в себя регионы Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, имеющих ряд общих природно-климатических, социально-экономических и инфраструктурных особенностей.

может стать основой для развития промышленного сектора макрорегиона Сибирь и России в целом.

Освоение природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока приведет к формированию значительного внутреннего спроса на нефтегазовую, горнодобывающую, дорожно-строительную технику и оборудование, которые будут необходимы для разработки и эксплуатации новых месторождений, создания предприятий первичной и глубокой переработки, для строительства транспортной и производственной инфраструктуры. Освоение Арктики и Арктического шельфа сделает важным создание предприятий по производству судов для перевозки сжиженного газа, нефтегазовых платформ, вспомогательных судов и специального оборудования, предназначенных для проведения разведочных работ, добычи и транспортировки нефти и газа.

В настоящее время отсутствуют систематические данные о развитии российского рынка нефтегазовой, горнодобывающей, дорожно-строительной техники и оборудования, поэтому мы будем вынуждены ограничиться оценками потенциальных объемов рынка требуемой техники и оборудования.

Износ основных фондов в организациях, осуществляющих добычу полезных ископаемых (нефтегазовой, горнодобывающей и других отраслей), на конец 2012 г. составил 51,2 %, это значит, что в ближайшие 20 лет добывающие компании должны будут вложить в свою модернизацию более 6,3 трлн руб., или 200 млрд долл. [22, 23]. Стоимость основных фондов в 2012 г. составила 12,3 трлн руб., доля российского нефтебурового оборудования - 30 %; горного оборудования - 30 %, подъемно-траспортного оборудования - 35 %. В период с 2007 по 2011 г. в России были проведены закупки импортного горнодобывающего оборудования на 5,5 млрд долл. [1].

Освоение Арктического шельфа в перспективе до 2030 г. потребует создания нефтегазовых платформ, вспомогательных судов и оборудования, судов для перевозки сжиженного газа и ледокольного флота (всего 512 судов) - общая стоимость затрат составит 6,5 трлн руб., или 200 млрд долл. [17].

На ближайшие 20 лет объем рынка дорожной и строительной техники оценивается в 3,5 трлн руб., или 100 млрд долл. [11]. Объем рынка дорожной и строительной техники в 2012 г. в количественном выражении вырос на 27 % в отношении 2011 г., доля импортной продукции составила 87 % [12].

В целом объемы рынка нефтегазовой, горнодобывающей, дорожно-строительной техники, судов, нефтегазовых платформ и оборудования для освоения Сибири, Дальнего Востока и Арктического шельфа в ближайшие 20 лет оцениваются в 500 млрд долл. (16-18 трлн руб.), темпы роста данного рынка будут достигать 10-15 % в год.

Таким образом, перспектива освоения природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока создает для России уникальную ситуацию формирования масштабного внутреннего рынка продукции машиностроения. Данная ситуация может быть использована в качестве «окна возможностей» либо зарубежными производителями для расширения экспорта машин и оборудования в Россию, либо российским государством для «имплантации» современных машиностроительных производств в российские регионы. Необходимо признать, что в настоящее время российские промышленные предприятия не смогут производить современные, конкурентоспособные

на мировом и на внутреннем российском рынке оборудование и технику, используемую для добычи и переработки природных ресурсов в сложных природно-климатических условиях. Это означает, что современные высокотехнологические предприятия перерабатывающей промышленности и машиностроения не могут быть созданы без привлечения ведущих зарубежных компаний, которые должны обеспечить привлечение инвестиций, трансферт технологий, внедрение эффективных бизнес-моделей и современной культуры производства.

Задача экономической и промышленной политики состоит в том, чтобы создать условия, необходимые для привлечения в регионы России ведущих производителей нефтегазовой, горнодобывающей, дорожно-строительной техники, судов, нефтегазовых платформ и оборудования для размещения на первом шаге сборочных производств с последующей локализацией. Необходимо, чтобы до 70-80 % техники и оборудования были произведены на российских предприятиях, в первую очередь расположенных на территории Сибири и Дальнего Востока. При этом основные инвестиции в создание и развитие тяжелого машиностроения должны быть обеспечены не самим государством, а российскими и зарубежными частными компаниями под государственные гарантии.

В настоящее время на территории Сибири и Дальнего Востока действует ряд крупных предприятий металлургии, нефтехимии, лесопереработки, авиа-, судо- и машиностроения, оборонно-промышленного комплекса. В крупных сибирских и дальневосточных городах сохраняются возможности для нового индустриального развития - промышленные площадки, обеспеченные транспортной и энергетической инфраструктурой; квалифицированными трудовыми ресурсами; при этом города имеют достаточно развитую социальную и рекреационную инфраструктуру.

Таким образом, существует возможность воссоздания «сибирского индустриального пояса» на базе крупных и средних городов Сибири и Дальнего Востока, расположенных в зоне Транссибирской магистрали. Основу индустриального пояса «Большой Сибири» могут составить:

- сектор машиностроения, производящий горнодобывающую технику, горное и нефтегазовое оборудование, строительную технику, спецтехнику и специальное оборудование;

- сектор судостроения, обеспечивающий производство судов, нефтегазовых платформ и специального оборудования, необходимых для освоения Арктического шельфа;

- предприятия перерабатывающей промышленности (нефте-, угле- и лесопереработки), цветной металлургии и агропромышленного комплекса;

- машино- и приборостроительные предприятия оборонно-промышленного комплекса;

- предприятия транспортного машиностроения: авиа-, судо- и автомобилестроения (военного и гражданского назначения);

- предприятия лесного и сельскохозяйственного машиностроения;

- ремонтные и обслуживающие предприятия для ресурсодобывающего сектора экономики.

Предприятия перерабатывающей промышленности и тяжелое машиностроение могут и должны стать драйвером индустриального высоко-

технологичного развития Сибири и Дальнего Востока. В случае активного развитии индустриального сектора он может стать главным заказчиком на квалифицированные кадры, научные исследования и инновационные разработки.

Очевидно, что создание конкурентоспособных предприятий сибирского индустриального пояса потребует глубокой технологической и управленческой модернизации промышленности [6]. Необходимо будет обеспечить трансферт передовых технологий и конкурентоспособных бизнес-моделей, которые включают [14]:

- переход к «цифровому проектированию» деталей, механизмов и машин, использование программного обеспечения «автоматического проектирования» (Intergraph, AVEVA, Bentley, SAP, Oracle, Dassault Systemes и др.);

- переход к Smart grid 1-го поколения - «программируемые среды», «рои умных вещей», использование «самообучающихся» промышленных роботов с гибко определяемой зоной действия (к 2020 г.);

- переход к Smart grid 2-го поколения - «саморегулируемые среды», роботы 3-го поколения, самоорганизующиеся роботизированные производственные системы и т.д. (к 2030 г.);

- массовую интеграцию новых композитных материалов в проектирование и производство деталей и машин;

- модульную организацию производств, выстраивание интегрированных технологических цепочек, использование аутсорсинга и др.

Технологическая модернизация добывающих и перерабатывающих производств, тяжелого машиностроения, производства нефтегазовой, горнодобывающей, дорожно-строительной техники и оборудования потребует создания системы инжиниринговых центров, исследовательских лабораторий и институтов, которые будут включены в систему ведущих университетских и научных центров Сибири и Дальнего Востока и станут основой инновационного сектора. Модернизация индустриального сектора потребует широкого привлечения современных «цифровых технологий», включая разработку программного обеспечения для организации производства и управления сложными видами техники и оборудования. Это, в свою очередь, создаст условия для деятельности малого и среднего «интеллектуального» бизнеса, являющегося ключевым субъектом формирования экономики знаний.

Новая волна освоения Сибири и Дальнего Востока дает шанс восстановить позиции высокотехнологичного индустриального сектора в экономике России. Развитие промышленного потенциала Сибири и Дальнего Востока приведет к следующим позитивным изменениям: расширит возможности глубокой переработки природных ресурсов; создаст условия для формирования высокотехнологичного сектора экономики; вызовет рост многих других секторов экономики (мультипликативные эффекты); обеспечит создание высокопроизводительных рабочих мест, что позволит прекратить отток населения из регионов Сибири и Дальнего Востока; внесет значительный вклад в обороноспособность страны; создаст условия для модернизации транспортной, энергетической, инженерной инфраструктуры городов и поселений.

Принципы промышленной политики, обеспечивающей развитие индустриального сектора в России и в регионах Сибири и Дальнего Востока

Задачей долгосрочной промышленной политики является ускоренное развитие добывающих производств в Сибири и на Дальнем Востоке, сочетаемое с развитием перерабатывающих отраслей, машиностроения и других смежных производств. Сырьевой сектор должен обеспечить устойчивый внутренний спрос на оборудование для переработки сырья, горнодобывающую и строительную технику, горное, нефтегазовое и специальное оборудование для реализации крупных ресурсодобывающих и инфраструктурных проектов. При этом вместе с перерабатывающим сектором и машиностроением должен формироваться сектор инновационной деятельности, исследований и разработок. Необходима политика, стимулирующая трансферт технологий, локализацию и адаптацию деятельности ведущих зарубежных компаний на территории российских регионов. В основу политики промышленного развития Сибири и Дальнего Востока должны быть положены следующие принципы [8, с. 28, 29]:

1. Политику экономического развития Сибири и Дальнего Востока необходимо выстроить в логике развития страны как целого. Необходимо отказаться от административно-территориальной привязки и перейти к крупным инфраструктурным, производственным и социальным проектам, обеспечивающим развитие всех регионов Сибири и Дальнего Востока. При этом финансовые, технологические и кадровые инвестиции должны обеспечивать существенное ускорение социально-экономического развития России в XXI в.

2. В политике экономического развития Сибири и Дальнего Востока важно ориентироваться на формирование крупных территориальных структурированных комплексов - «территорий опережающего развития» (ТОР), требующих согласованного развития производственной, транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры, а также привлечения и обустройства трудовых ресурсов2. Необходимо отказаться от отраслевого подхода, который не позволяет обеспечивать комплексность развития, существенно усложняет логистику и управление процессами развития. Переход к формированию «территорий опережающего развития» позволит уйти от нескольких сотен слабосвязанных проектов3 и обеспечит реализацию небольшого числа крупных комплексных проектов, реально определяющих развитие макрорегиона Сибирь в XXI в.

3. Промышленная политика должна учитывать уже реализуемые масштабные проекты (Нижнее Приангарье, космодром «Восточный», Южная Якутия, Южное Приморье и др.) и возможные ограничения транспортной и энергетической инфраструктуры и трудовых ресурсов; обеспечивать вы-

2 В соответствии с положениями Стратегии (примерами ОЗР являются Нижнее Приангарье, Южная Якутия, Южное Приморье, Приамурье, Южная зона Бурятии и Забайкальского края, Комсомольская агломерация, Ванино-Совгаванская зона и др.).

3 В Государственной программе развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г., утв. распоряжением Правительства Российской Федерации № 466-р от 29.03.2013, представлено 1670 проектов и отдельных мероприятий.

полнение экспортных обязательств РФ, наполнение бюджетной системы РФ, рост занятости населения4. Сектор тяжелого машиностроения и специальной техники должен стать драйвером развития всего машиностроения, сопутствующих металлургических производств, ключевым заказчиком на инжиниринговые услуги и НИОКР

4. Необходимо обеспечить возможность широкого привлечения ведущих зарубежных компаний в качестве инвесторов и производителей для размещения производств первичной и глубокой переработки, высокотехнологичных предприятий машиностроения с последующей поэтапной локализацией их деятельности на территории России (начиная с «отверточной сборки» и переходя к производству комплектующих и основных узлов)5.

5. Необходимо создать условия для глубокой модернизации существующих и создание новых высокотехнологичных производств, интеграцию различных секторов промышленного производства через трансферт технологий, бизнес-моделей и систем управления, переход к модульной организации производств, выстраивание интегрированных технологических цепочек, использование аутсорсинга и др.

6. Необходимо согласовать промышленную политику с налоговой, таможенной и экспортной, чтобы обеспечивать создание условий для ускоренного развития высокотехнологичных секторов машиностроения с участием ведущих зарубежных компаний. Для поддержки вновь создаваемых предприятий необходимо использовать меры снижения налоговых платежей, транспортных тарифов, тарифов на электрическую и тепловую энергию. Таможенная политика должна обеспечить ограничение импорта готовой техники и оборудования, стимулировать локализацию их производства на территории страны.

Конкретные меры промышленной политики

Для запуска процессов индустриального развития Сибири и Дальнего Востока необходимо реализовать следующие конкретные меры [8, с. 29, 30]:

- разработать и утвердить в виде закона «Стратегию промышленного развития Российской Федерации до 2030 года», в которой должен быть раздел, связанный с развитием промышленности на территории Сибири и Дальнего Востока;

4 При определении проектов «территорий опережающего развития» необходимо ориентироваться на комплексное (производственное, инфраструктурное, социальное) развитие территорий, что позволяет получить максимальные синергетические эффекты. Это означает, что нужно рассматривать единую ТОР «Южное Приморье» со всеми ее потребностями в железнодорожном сообщении, электроэнергии, жилищном строительстве и социальной инфраструктуре, исходя из потребностей всех проектов, реализуемых на юге Приморского края, а не только нефтегазохимического, автомобильного и транспортно-логистического кластеров.

5 В России существует прецедент широкого привлечения зарубежных высокотехнологичных компаний к созданию кластера по производству автомобилей, в рамках которого было привлечено $ 1,7 млрд иностранных инвестиций, создано 20 тыс. рабочих мест. В рамках кластера производится 25 моделей автомобилей семи брендов; организовано производство автомобильных комплектующих с общим объемом инвестиций $ 420 млн. В результате реализации проекта до 2019 г. на 1 руб. государственных инвестиций в создание кластера будет привлечено 15 руб. частных инвестиций.

- разработать и утвердить «Стратегию технологической модернизации промышленности Российской Федерации до 2030 года», в которой должен быть раздел, связанный с технологической модернизацией промышленности на территории Сибири и Дальнего Востока;

- доработать и утвердить в виде закона «Стратегию локализации производства оборудования и развития нефтегазосервисного сектора для шель-фовых месторождений до 2030 года» (Министерство промышленности и торговли);

- разработать и утвердить в виде закона положение о деятельности «Корпорации развития Сибири и Дальнего Востока»;

- разработать и утвердить в виде закона положение о деятельности «Национального фонда развития Сибири и Дальнего Востока»;

- доработать и утвердить в виде пакета нормативно-правовых актов меры таможенной и тарифной политики, направленной на стимулирование роста степени локализации производств зарубежных компаний на территории Российской Федерации в области производства судов, нефтегазовой, горнодобывающей, дорожно-строительной техники и оборудования.

Для подготовки и утверждения основных документов, определяющих содержание промышленной политики, необходимо выполнить ряд исследований и обеспечивающих аналитических работ [8, с. 31, 32]:

- провести анализ потребностей в нефтегазовой, горнодобывающей, дорожно-строительной технике и оборудовании, судах, самолетах, автомобильной и железнодорожной технике и оборудовании, различном специальном оборудовании, необходимых для освоения Сибири, Дальнего Востока и Арктического шельфа в перспективе до 2035 г. с выделением этапов до 2020, 2025, 2030 гг.;

- провести анализ возможностей производства российской промышленностью конкурентоспособной техники и оборудования для морского и речного транспорта, авиации, автомобильного и железнодорожного транспорта, для нефтегазовой, горнодобывающей, дорожно-строительной отраслей; оценить возможности и необходимость привлечения ведущих зарубежных компаний к созданию соответствующих машиностроительных предприятий в первую очередь на территории Сибири и Дальнего Востока;

- провести анализ и сформулировать требования к целевому уровню локализации производства судов, нефтегазовой, горнодобывающей, дорожно-строительной техники и специального оборудования на различных этапах разработки месторождений Сибири и Дальнего Востока;

- разработать пакет мер, стимулирующих размещение на территории Сибири и Дальнего Востока сборочных производств ведущих зарубежных компаний, производящих суда, нефтегазовую, горнодобывающую, дорожно-строительную технику и оборудование;

- разработать пакет мер, обеспечивающих поэтапную локализацию на территории Сибири и Дальнего Востока деятельности (производства комплектующих и компонентов) зарубежных компаний, производящих суда, нефтегазовую, горнодобывающую, дорожно-строительную технику и оборудование (до 30 % через 5 лет; до 50 % через 10 лет; до 70 % через 15 лет);

- провести анализ возможностей дополнительной загрузки предприятий оборонно-промышленного комплекса Сибири и Дальнего Востока

долгосрочными заказами в рамках «Российской государственной программы развития вооружений на 2011-2020 гг.» с учетом возможностей их технологической модернизации;

- провести анализ возможных «территорий опережающего развития» в России - крупных территориальных структурированных комплексов; определить перечень из двадцати ТОР, которые должны быть созданы, и начать полноценную деятельность на территории Сибири и Дальнего Востока в течение ближайших 5 лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Аналитический обзор по горнодобывающему машиностроению / Департамент проектного и отраслевого анализа АО «БРК-ЛИЗИНГ». Астана: «БРК-ЛИЗИНГ», 2012. 28 с.

2. Бакатина Д. и др. Эффективная Россия. Производительность как фундамент роста. McKinsey Global Institute, 2009. 180 с.

3. Государственная программа развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации № 466-р от 29.03.2013.

4. Зубов В., Иноземцев В. Сибирское благословение. М.: АРГАМАК-МЕДИА, 2013. С. 23.

5. Иноземцев В. Воссоздание индустриального мира: контуры нового глобального устройства // Россия в глобальной политике. 2011. Т. 9, № 6. С. 85-98.

6. Княгинин В.Н., Щедровицкий П.Г. Промышленная политика России: кто оплатит издержки глобализации. М.: Европа, 2005. 160 с.

7. Лебедев В. По бразильской системе // Эксперт. 2013. № 24 (855). С. 64-77

8. Россия: восточный вектор. Предложения к стратегии развития Сибири и Дальнего Востока. Аналитический доклад / под ред. В.С. Ефимова, В.А. Крюкова. Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2014. 92 с.

9. Россия и страны мира. 2012: Стат. сб. / Росстат. М., 2012. 380 с.

10. Аганбегян А.Г. О новой промышленной политике // ЭКО. 2012. № 6. URL: http:// ecotrends.ru/archive/632-edition-06/1502-2012-06-11 (дата обращения: 0705.2014).

11. Анализ рынка строительной техники в России в 2008-2012 гг., прогноз на 20132017 гг. URL: http://marketing.rbc.ru/research/562949984439762.shtml (дата обращения: 07.05.2014).

12. Барановский Е. Проложили дорогу в Россию. URL: http://www.sdmsp.ru/teh/st11. html (дата обращения: 0705.2014).

13. Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Утверждена Правительством РФ 29.03.2013 г. № 466-р. URL:http://debri-dv.ru/article/6369 (дата обращения: 07.05.2014).

14. Княгинин В.Н. Промежуточные итоги и текущие вопросы промышленного и технологического форсайта: к обсуждению на заседании экспертного совета проекта «Промышленный и технологический форсайт Российской Федерации на долгосрочную перспективу». - 2012. URL:http://www.csr-nw.ru/upload/file_ content_482.pdf (дата обращения: 07.05.2014).

15. Новая мировая промышленная повестка. Инициатива Германии Industrie 4.0 Источник: Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад». URL: http:// www.csr-nw.ru/upload/file_content_1350.pdf (дата обращения: 0705.2014).

16. Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию. Стенограмма выступления. Москва, 12.12.2013. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/17118 (дата обращения: 0705.2014).

17. Стенограмма «Совещания о перспективах развития отечественного гражданского судостроения», с участием Президента РФ В.В. Путина, 30.08.2013, Владивосток. URL: http://kremlin.ru/news/19107 (дата обращения: 07.05.2014).

18. Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года. М.: Мин-промторг РФ, 2010. URL: http://old.minpromtorg.gov.ru/ministry/strategic/sectoral/13 (дата обращения: 0705.2014).

19. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.12.2009 г. № 2094-р. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/6632462/#1100 (дата обращения: 0705.2014).

20. Стратегия социально-экономического развития Сибири на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 05.072010 г. № 1120-р. URL: http://docs.cntd.ru/document/902229380 (дата обращения: 07.05.2014).

21. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Официальная статистика. Внешняя торговля Российской Федерации (по данным таможенной статистики) URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ ftrade/# (дата обращения: 08.05.2014).

22. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Официальная статистика. Предпринимательство. Основные фонды. Степень износа основных фондов на конец года. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ ru/statistics/enterprise/fund/# (дата обращения: 08.05.2014).

23. Шмаль Г. Двадцать лет служения нефтегазовому комплексу России. URL: http:// www.sngpr.ru/tribune.php (дата обращения: 07.05.2014).

24. Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года. Федеральная целевая программа. В редакции, введенной в действие с 01.01.2014 г. постановлением Правительства РФ от 06.12.2013 г. № 1128. URL: http://docs.cntd.ru/document/9018704 (дата обращения: 0705.2014).

25. Экспорт-импорт России важнейших товаров за январь-декабрь 2012 года. - Федеральная Таможенная служба. URL: http://www.customs.ru/index2.php?option=com_ content&view=article&id=17055&ltemid=1981 (дата обращения: 07.05.2014).

Bibliography

1. Analiticheskij obzor po gornodobyvajushhemu mashinostroeniju / Departament pro-ektnogo i otraslevogo analiza AO «BRK-LlZlNG». Astana: «BRK-LlZlNG», 2012. 28 p.

2. Bakatina D. i dr. Jeffektivnaja Rossija. Proizvoditel'nost' kak fundament rosta. McKinsey Global lnstitute, 2009. 180 p.

3. Gosudarstvennaja programma razvitija Dal'nego Vostoka i Bajkal'skogo regiona do 2025 goda. Utv. rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii № 466-r ot 29.03.2013.

4. ZubovV, Inozemcev V. Sibirskoe blagoslovenie. M.: ARGAMAK-MEDlA, 2013. P 23.

5. Inozemcev V. Vossozdanie industrial'nogo mira: kontury novogo global'nogo ustroj-stva // Rossija v global'noj politike. 2011. T. 9, № 6. P 85-98.

6. Knjaginin V.N., Sh^edm^^' P.G. Promyshlennaja politika Rossii: kto oplatit izderzhki globalizacii. M.: Evropa, 2005. 160 p.

7 Lebedev V. Po brazil'skoj sisteme // Jekspert. 2013. № 24 (855). P 64-77

8. Rossija: vostochnyj vektor. Predlozhenija k strategii razvitija Sibiri i Dal'nego Vostoka. Analiticheskij doklad / pod red. VS. Efimova, VA. Krjukova. Krasnojarsk: Sib. federal. un-t, 2014. 92 p.

9. Rossija i strany mira. 2012: Stat. sb. / Rosstat. M., 2012. 380 p.

10. Aganbegjan A.G. O novoj promyshlennoj politike // JeKO. 2012. № 6. URL: http:// ecotrends.ru/archive/632-edition-06/1502-2012-06-11 (data obrashhenija: 07.05.2014).

11. Analiz rynka stroitel'noj tehniki v Rossii v 2008-2012 gg., prognoz na 2013-2017 gg. URL: http://marketing.rbc.ru/research/562949984439762.shtml (data obrashhenija: 0705.2014).

12. Baranovskij E. Prolozhili dorogu v Rossiju. URL: http://www.sdmsp.ru/teh/st11.html (data obrashhenija: 0705.2014).

13. Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Federacii «Social'no-jekonomicheskoe razvitie Dal'nego Vostoka i Bajkal'skogo regiona». Utverzhdena Pravitel'stvom RF 29.03.2013 g. № 466-r. URL:http://debri-dv.ru/article/6369 (data obrashhenija: 0705.2014).

14. Knjaginin V.N. Promezhutochnye itogi i tekushhie voprosy promyshlennogo i tehno-logicheskogo forsajta: k obsuzhdeniju na zasedanii jekspertnogo soveta proekta «Promyshlennyj i tehnologicheskij forsajt Rossijskoj Federacii na dolgosrochnuju perspektivu». - 2012. URL:http://www.csr-nw.ru/upload/file_content_482.pdf (data obrashhenija: 0705.2014).

15. Novaja mirovaja promyshlennaja povestka. Iniciativa Germanii Industrie 4.0 Istochnik: Fond «Centr strategicheskih razrabotok «Severo-Zapad». URL: http://www.csr-nw.ru/ upload/file_content_1350.pdf (data obrashhenija: 0705.2014).

16. Putin VV. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniju. Stenogramma vystuplenija. Moskva, 12.12.2013. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/17118 (data obrashhenija: 0705.2014).

17 Stenogramma «Soveshhanija o perspektivah razvitija otechestvennogo grazhdans-kogo sudostroenija», s uchastiem Prezidenta RF V.V. Putina, 30.08.2013, Vladivostok. URL: http://kremlin.ru/news/19107 (data obrashhenija: 07.05.2014).

18. Strategija razvitija tjazhelogo mashinostroenija na period do 2020 goda. M.: Min-promtorg RF, 2010. URL: http://old.minpromtorg.gov.ru/ministry/strategic/sectoral/13 (data obrashhenija: 07.05.2014).

19. Strategija social'no-jekonomicheskogo razvitija Dal'nego Vostoka i Bajkal'skogo regiona na period do 2025 goda. Utverzhdena rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 28.12.2009 g. № 2094-r. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/6632462/#1100 (data obrashhenija: 07.05.2014).

20. Strategija social'no-jekonomicheskogo razvitija Sibiri na period do 2020 goda. Utverzhdena rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 05.07.2010 g. № 1120-r. URL: http:// docs.cntd.ru/document/902229380 (data obrashhenija: 0705.2014).

21. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki (Rosstat). Oficial'naja statistika. Vneshnjaja torgovlja Rossijskoj Federacii (po dannym tamozhennoj statistiki) URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ ftrade/# (data obrashhenija: 08.05.2014).

22. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki (Rosstat). Oficial'naja statistika. Predprinimatel'stvo. Osnovnye fondy. Stepen' iznosa osnovnyh fondov na konec goda. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/ enterprise/fund/# (data obrashhenija: 08.05.2014).

23. Shmal' G. Dvadcat' let sluzhenija neftegazovomu kompleksu Rossii. URL: http://www. sngpr.ru/tribune.php (data obrashhenija: 0705.2014).

24. Jekonomicheskoe i social'noe razvitie Dal'nego Vostoka i Bajkal'skogo regiona na period do 2018 goda. Federal'naja celevaja programma. V redakcii, vvedennoj v dejstvie s 01.01.2014 g. postanovleniem Pravitel'stva RF ot 06.12.2013 g. № 1128. URL: http://docs.cntd.ru/document/9018704 (data obrashhenija: 07.05.2014).

25. Jeksport-import Rossii vazhnejshih tovarov za janvar'-dekabr' 2012 goda. - Federal'naja Tamozhennaja sluzhba. URL: http://www.customs.ru/index2.php?option=com_conten t&view=article&id=17055&Itemid=1981 (data obrashhenija: 07.05.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.