Научная статья на тему 'ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ БАКАЛАВРОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ'

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ БАКАЛАВРОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННАЯ АТТЕСТАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ / INFORMATION TECHNOLOGY / DISTANCE LEARNING / DISTANCE CERTIFICATION / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / DISTANCE EDUCATION / TEACHING COMPUTER SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ющик Елена Владимировна

В статье рассмотрены основные возможности использования Интернет при удаленной работе с обучаемыми. При выборе модели дистанционного обучения учитывались как нормативная база, так и материально-технические возможности и соответствующая подготовка преподавательского состава высшего учебного заведения. Показаны трудности, с которыми приходится сталкиваться при преподавании дисциплины «Информатика», показаны достоинства и недостатки такой формы обучении. Особо выделены требования для проведения промежуточной аттестации. Обоснован выбор использования платформы Online Test Pad. Отмечается, что главным фактором, повлиявшим на выбор именно этой системы, явилось то, что тест для прохождения можно открыть или закрыть для всеобщего доступа согласно расписанию или при досрочной сдаче (пересдаче) в удобное для преподавателя и студента время. Приведены примеры работы с созданных вопросов для теста, задания количества случайных вопросов из темы для теста. Показано, как осуществляется просмотр результата теста и приведена статистика прохождения теста по дисциплине «Информатика» по дням. Отмечено, что к существенным недостаткам можно отнести отсутствие обязательной регистрации пользователя, который проходит тестирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ющик Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERMEDIATE CERTIFICATION OF BACHELORS IN DISTANCE LEARNING IN COMPUTER SCIENCE IN SELF-INSULATION

The article discusses the main possibilities of using the Internet when working remotely with students. When choosing a distance learning model, both the regulatory framework and the material and technical capabilities and the corresponding training of the teaching staff of the higher educational institution were taken into account. The difficulties that one have to face when teaching the discipline “ COMPUTER SCIENCE” are shown, the advantages and disadvantages of this form of teaching are shown. The requirements for intermediate certification are highlighted. The choice of using the Online Test Pad platform has been substantiated. It is noted that the main factor that influenced the choice of this particular system was that the test for passing can be opened or closed for general access according to the schedule or in case of early delivery (retaking) at a convenient time for the teacher and student. Examples of working with the created questions for the test, setting the number of random questions from the topic for the test are given. It is shown how the test result is viewed and the statistics of passing the test in the discipline “COMPUTER SCIENCE” by day is shown. It is noted that significant disadvantages include the lack of mandatory registration of a user who is being tested.

Текст научной работы на тему «ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ БАКАЛАВРОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ»

Промежуточная аттестация бакалавров при дистанционном обучении информатике в условиях самоизоляции

Ющик Елена Владимировна,

кандидат технических наук, доцент, кафедра «Прикладная математика и информатика», Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет E-mail: yuschikev@mail.ru

В статье рассмотрены основные возможности использования Интернет при удаленной работе с обучаемыми. При выборе модели дистанционного обучения учитывались как нормативная база, так и материально-технические возможности и соответствующая подготовка преподавательского состава высшего учебного заведения. Показаны трудности, с которыми приходится сталкиваться при преподавании дисциплины «Информатика», показаны достоинства и недостатки такой формы обучении. Особо выделены требования для проведения промежуточной аттестации. Обоснован выбор использования платформы Online Test Pad. Отмечается, что главным фактором, повлиявшим на выбор именно этой системы, явилось то, что тест для прохождения можно открыть или закрыть для всеобщего доступа согласно расписанию или при досрочной сдаче (пересдаче) в удобное для преподавателя и студента время. Приведены примеры работы с созданных вопросов для теста, задания количества случайных вопросов из темы для теста. Показано, как осуществляется просмотр результата теста и приведена статистика прохождения теста по дисциплине «Информатика» по дням. Отмечено, что к существенным недостаткам можно отнести отсутствие обязательной регистрации пользователя, который проходит тестирование.

Ключевые слова: информационные технологии, дистанционное обучение, дистанционная аттестация, образовательные технологии, дистанционное образование, обучение информатике.

В настоящее время страна находится в состоянии активной модернизации системы обучения, связанной с эпидемиологической обстановкой в мире. Положительным моментом в этой ситуации является то, что ещё в 2014 году вышли методические рекомендации приказа Минобрнауки РФ от 09.01.14 № 2, которые определили основные направления работы преподавателя с применением информационно-телекоммуникационных сетей. Эти методические рекомендации устанавливают две основные модели реализации современных дистанционных образовательных технологий. Первая - это полностью дистанционное обучение и вторая - это частичное использование дистанционного обучения. При выборе модели обучения необходимо отталкиваться от существующей нормативной базы, материально-технических возможностей и соответствующей подготовки преподавательского состава высшего учебного заведения [3, 5].

Дистанционное обучение может быть организованно различным образом дистанционное обучение во взаимосвязи с различными компонентами информационной образовательной среды (виртуальная школа); изучение автономного курса в рамках сетевого обучения на основе использования кейс-технологий; видеоконференции, основанные на программах Google Класс, TrueConf VideoMost, Mind, OpenMCU, Zoom, Windows Teams и пр. Основное требование образовательных учреждений - это отсутствие платы для использование этой программы студентами, организация связи с большим количеством пользователей, стабильность работы приложения даже при невысокой скорости Интернета, даже при использовании мобильного устройства, соответственно наличие мобильных приложений для Android и iOS.

В Дальрыбвтузе, как и во многих других учебных заведениях страны, была выбрана облачная платформа для видеоконференций, веб-конференций, вебинаров, унифицированных коммуникаций Zoom, основанная в 2011 году ведущим инженером Cisco Systems Эриком Юанем. Даже при использовании бесплатной версии сервис позволяет поддерживать связь между большим количеством участников (до 100), хотя и ограничивает время проведения конференции 40 минутами. В то же время есть возможность демонстрировать либо весь экран, либо только окно выбранного приложения не только преподавателем, но и студентом с возможностью удаленного управления его компьютером. Именно эта возможность позволяет качественно работать со студентами в рамках дис-

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

циплины «Информатика». Запись конференции на локальное устройство позволяет зафиксировать разбор примеров, вызывающих особые затруднения при выполнении лабораторных работ. В то же время есть функция отправки файлов как в общий чат, так и в чат конференции не только всем участникам, но и отдельно каждому пользователю Zoom.

Не смотря на очевидные преимущества дистанционного образования, эксперты выделяют следующие недостатки: слабая мотивация, недостаточный уровень осознанности и самостоятельности обучающихся. Также появляются определённые проблемы при организации передачи малого объема практических знаний, возникает потребность самостоятельного изучения даже самых сложных для понимания тем. Отсутствие личной коммуникации между студентом и преподавателем, между студентами также можно отнести к недостаткам данной формы обучения [1].

Как показывает практика, достаточно часто не сформированы первоначальные навыки обучаемых для работы с дистанционными образовательными технологиями, может отсутствовать адекватная мотивация к обучению, что приводит к увеличению риска не завершить курс.

Достаточно часто трудно решать вопросы, когда осуществляется разбор вопросов, связанных с практическими знаниями. Особенно это касается задач, основанных на возможностях определенных компьютерных программ. У обучающихся часто возникает необходимость самостоятельного изучения даже самых сложных для понимания тем. Например, при изучении пакета Microsoft Office трудности начинают возникать в связи с тем, что у студентов на компьютерах не только установлены разные версии этого продукта, так ещё и у отдельных обучающихся есть только бесплатные аналоги - Open Office, WPSOffice [1].

Основными недостатками электронного обучения являются: отсутствие полностью достоверных возможностей для проверки результатов обучения (нельзя быть уверенным в знаниях и умениях людей, проверенных на расстоянии). В информационной сети Дальрыбвтуза работает сайт СДО (http://lib.dgtru.ru), построенный с использованием системы Moodle. Большинство преподавателей и студентов уже знакомы с её основными особенностями и возможностями. Разработаны пакеты учебных курсов и тестовых заданий для всех преподаваемых дисциплин. Проводятся регулярные контрольные мероприятия с применением учебных материалов, созданных на базе этой системы [2].

В дальнейшем прошло расширение Электронной информационно-образовательной среды (ЭИ-ОС) ФГБОУ ВО «Дальрыбвтуз», где было объеди-5 нено несколько электронных ресурсов, которые о направлены на помощь обучающимися в процессе освоения образовательных программ [3]. ° Однако в отличие от большинства Вузов ¡в в Дальрыбвтузе эта система не рассчитана на ис-

пользование для тестирования при проведении промежуточной аттестации (зачет или экзамен) в дистанционном формате. Поэтому необходимо было в кратчайшие сроки перенастроить педагогическую технологию с использования этой отлаженной системы на другую для дистанционного проведения такой аттестации.

К выбираемой системе выдвигался ряд требований. Первое требование заключалась в том, что это должна быть онлайн система, которая обеспечивала бы возможность любого студента с любого устройства, имеющего выход в сеть Интернет, пройти необходимую аттестацию.

Вторым требованием являлось то, чтобы можно было быстро заполнить существующую систему. Т. е. простота оболочки для наполнения её большим количеством вопросов разных типов.

Третье требование - это возможность при формировании теста извлекать вопросы для тестового задания из групп, сформированных по различным темам предмета. Это необходимо для того, чтобы тест являлся всеобъемлющим для данного предмета.

Этим основным требованием, по нашему мнению, удовлетворила онлайн Система Дистанционного Обучения и Тестирования - Online Test Pad (https://onlinetestpad.com/), в которую входит в частности многофункциональный онлайн конструктор тестов, покрывающий все основные задачи, которые ставятся перед проведением тестирования.

В этом конструкторе тестов предусмотрено большое количество различных удобных настроек. Для начала предлагается возможность создания различных типов тестов (психологический, личностный, образовательный тест). Для наших целей больше всего подошел образовательный тест.

Система предусматривает, что при создании теста можно использовать до семнадцати типов уже ставшими классическими вопросов (одиночный выбор, множественный выбор, ввод числа, ввод текста, ответ в свободной форме, установление последовательности, установление соответствий, заполнение пропусков, интерактивный диктант, последовательное исключение, ползунок, загрузка файла, служебный текст).

Тестирование на этой платформе было использовано для проведения как зачетов, так и экзаменов по дисциплине «Информатика» весной 2019-2020 учебного года (в условиях самоизоляции и дистанционного обучения). При заполнении оболочки использовались тестовые задания уже прошедшие педагогическую проверку в традиционном обучении. На рис. 1 представлены примеры тестовых заданий, введенных в базу по различным темам. Первый вопрос относится к теме «Начало Excel» и использует тип - множественный выбор, а второй - к теме «Системы счисления» и предполагает одиночный выбор. При этом система позволяет задавать случайный выбор определенного количества вопросов из каждой темы

предмета (рис. 2). Таким образом достигается регулировка общего количества вопросов в предлагаемом тесте.

Существенным плюсом является также то, что интерфейс прохождения тестов адаптирован под любые размеры экранов. На сайте не используются дополнительные плагины (Micromedia Flash, Microsoft Silverlight, Java), поэтому контент доступен максимальному числу пользователей интернета. Область просмотра (viewport) адаптируется по размеру экрана. Это значит, что страницы сайта правильно отображаются на всех типах мобильных телефонах и планшетах. Все элементы на страницах сайта достаточно велики в размере, чтобы на них можно было легко нажать, используя сенсорный телефон или планшет. Таким образом тесты удобно проходить на любом устройстве: как на персональных компьютерах, так и на планшетных и мобильных. Что очень удобно, в виду неоднородности технических возможностей у студентов, находящихся на удаленном обучении.

Главным фактором, повлиявшим на выбор именно этой системы, явилось то, что тест для прохождения можно открыть или закрыть (рис. 3) для всеобщего доступа согласно расписанию или при досрочной сдаче (пересдаче) в удобное для преподавателя и студента время. Именно так была организована и промежуточная аттестация: тест открывался только для прохождения зачёта или экзамена на заданное количество времени.

На сайте организован доступ для просмотра статистики каждого результата после прохождения тестирования (рис. 4), статистики ответов и набранных баллов по каждому вопросу для всей группы. При необходимости можно внести изменения в шкалу оценки результатов тестирования. В табличном виде представлены все результаты, регистрационные параметры, ответы на все вопросы, которые можно сохранить в файле Excel.

Рис. 2. Пример заданного количества случайных вопросов из темы для теста по дисциплине Информатика

Рис. 3. Закрытый/Открытый тест дисциплины Информатика

Рис. 4. Пример просмотра результата теста по дисциплине Информатика

Рис. 1. Пример созданных вопросов для теста по дисциплине Информатика

Рис. 5. Статистика прохождения теста по дисциплине Информатика по дням с учётом досрочной сдачи

о о 00 -о

Гэ А

о ^

о m О СП

З

со о

А

Удобно анализировать активность прохождение тестирования различными группами (рис. 5), так как это происходит в разные дни.

К существенным недостаткам можно отнести отсутствие обязательной регистрации пользователя, который проходит тестирование. Поскольку в этой системе данные пользователя вводится только по окончании прохождения теста (рис. 4), некоторые студенты при получении оценки, которая их не устраивает, предпочитают не проводить свою идентификацию (на отчете, показанном на рис. 6, видны пустые поля в поле «Пользователь»). А поскольку тестирование проводится дистанционно, преподавателю трудно оценить, сколько попыток сделал студент для того, чтобы получить положительную оценку.

о с

CJ

см

СП

Рис. 6. Фрагмент отчёта результатов прохождения теста по дисциплине Информатика

Тем не менее, надо отметить, что на сегодняшний день развитая система дистанционного обучения и тестирования позволяет проводить работу со студентами, когда отсутствует возможно встречаться лично с преподавателем и другими обучающими в силу разных обстоятельств, в том числе в сезон простуд и эпидемий. Что обеспечивает новый уровень доступности образования и повышение эффективности обучения учащихся в высшей школе.

Литература

1. Аксёнова Г. Н., Кочергина И.А. Особенности дистанционного обучения в образовательном процессе. Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 67. - Ч. 4.440 с., с. 12-14.

2. Бакланов Е.Н., Ющик Е.В. Программные средства реализации контроля знаний студентов посредством глобальной и локальной компьютерных сетей. Информационно-образовательная среда современного ВУЗа. Материалы IV Межд. заоч. науч.-практ. конф., Чебоксары, 20 ноября 2012 г 182с., с. 27-35,

3. Информационно-образовательная среда ФГ-БОУ Во «Дальрыбвтуз» URL: http://iee.dgtru.ru/ (дата обращения: 18.04.2020).

4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 апреля 2014 г. № 06-381 «О направлении Методических рекомендаций по использованию дистанционных образовательных тех-

нологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ». URL: http://www. garant.ru (дата обращения: 27.03.20).

5. Приказ Минобрнауки РФ от 09.01.2014 № 2 Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot09012014-n-2/ (дата обращения 27.03.20).

6. Ющик Е.В. Дистанционное обучение информатике в условиях самоизоляции. Актуальные проблемы освоения биологических ресурсов Мирового океана: материалы VI Междунар. на-уч.-техн. конф. (Владивосток. 20-22 мая 2020): в 2 ч. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. (5,6 Mb). - Владивосток: Дальрыбвтуз, 2020. -Ч. II.- 224 с., с. 213-215.

INTERMEDIATE CERTIFICATION OF BACHELORS IN DISTANCE LEARNING IN COMPUTER SCIENCE IN SELF-INSULATION

Yushchik E.V.

Far Eastern State Technical Fisheries University

The article discusses the main possibilities of using the Internet when working remotely with students. When choosing a distance learning model, both the regulatory framework and the material and technical capabilities and the corresponding training of the teaching staff of the higher educational institution were taken into account. The difficulties that one have to face when teaching the discipline " COMPUTER SCIENCE" are shown, the advantages and disadvantages of this form of teaching are shown. The requirements for intermediate certification are highlighted. The choice of using the Online Test Pad platform has been substantiated. It is noted that the main factor that influenced the choice of this particular system was that the test for passing can be opened or closed for general access according to the schedule or in case of early delivery (retaking) at a convenient time for the teacher and student. Examples of working with the created questions for the test, setting the number of random questions from the topic for the test are given. It is shown how the test result is viewed and the statistics of passing the test in the discipline "COMPUTER SCIENCE" by day is shown. It is noted that significant disadvantages include the lack of mandatory registration of a user who is being tested.

Keywords: Information technology, distance learning, distance certification., Educational technology, distance education, teaching Computer Science.

References

1. Aksyonova GN, Kochergina IA Features of distance learning in the educational process. Problems of modern teacher education. - Collection of scientific papers: - Yalta: RIO GPA, 2020. -Issue. 67. - Part 4.- 440 p., P. 12-14.

2. Baklanov E.N., Yushchik E.V. Software tools for the implementation of control of students' knowledge through global and local computer networks. Information and educational environment of a modern university. Materials of the IV Int. correspondence course scientific-practical Conf., Cheboksary, November 20, 2012182s., pp. 27-35,

3. Information and educational environment of the FSBEI HE "Dal-rybvtuz" URL: http: //iee.dgtru.ru/ (date of access: 18.04.2020).

4. Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of April 10, 2014 No. 06-381 "On the direction of Methodological recommendations on the use of distance learning technologies in the implementation of additional professional educational programs." URL: http: // www.garant.ru (date of access: 27.03.20).

5. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 09.01.2014 No. 2 On approval of the procedure for the use of e-learning, distance learning technologies by organizations engaged in educational activities in the implementation of educational programs. URL: https://legalacts.ru/doc/ prikaz-minobrnauki-rossii-ot09012014 -n-2 / (date of access 03/27/20).

6. Yushchik EV Distance learning informatics in the conditions of self-isolation. Actual problems of development of biological resources of the World Ocean: materials of the VI Intern. scientific and technical conf. (Vladivostok. May 20-22, 2020): at 2 pm [Electronic resource]. - Electron. Dan. (5.6 Mb). - Vladivostok: Dalrybvtuz, 2020. - Part II.- 224 p., P. 213-215.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.