Научная статья на тему 'Особенности оценки компетенций, охватываемых дисциплиной «Информатика», для студентов биологических специальностей'

Особенности оценки компетенций, охватываемых дисциплиной «Информатика», для студентов биологических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / ИКТ / ФГОС ВО / КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ / ВОДНЫЕ БИОРЕСУРСЫ И АКВАКУЛЬТУРА / INFORMATICS / ICT / FSES HE / COMPUTER TESTING SYSTEMS / AQUATIC BIORESOURCES AND AQUACULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ющик Елена Владимировна

В статье рассматривается подход к формированию необходимых для выпускника биологических специальностей инфокоммуникационных компетенций, основанный на индивидуальном подходе к процессу обучения, и их оценки с использованием компьютерных тестов разного уровня сложности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ющик Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of assessment of competences covered by the Informatics discipline for students of biological specialties

The article considers an approach to the formation of infocommunication competencies necessary for graduates of biological specialties, based on an individual approach to the learning process, and their evaluation using computer tests of different levels of complexity.

Текст научной работы на тему «Особенности оценки компетенций, охватываемых дисциплиной «Информатика», для студентов биологических специальностей»

педагогические науки

УДК 372.862

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ, ОХВАТЫВАЕМЫХ ДИСЦИПЛИНОЙ «ИНФОРМАТИКА», ДЛЯ СТУДЕНТОВ БИОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Ющик Елена Владимировна, кандидат технических наук, доцент; Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет («Дальрыбвтуз»), Владивосток, Российская Федерация

В статье рассматривается подход к формированию необходимых для выпускника биологических специальностей инфокоммуникационных компетенций, основанный на индивидуальном подходе к процессу обучения, и их оценки с использованием компьютерных тестов разного уровня сложности.

Ключевые слова: информатика; ИКТ; ФГОС ВО; компьютерные системы тестирования; водные биоресурсы и аквакультура.

FEATURES OF ASSESSMENT OF COMPETENCES COVERED BY THE INFORMATICS DISCIPLINE FOR STUDENTS OF BIOLOGICAL SPECIALTIES

Yushchik Elena Vladimirovna, PhD (Cand. Tech. Sci.), associate professor, FSFEI HE «Dalrybvtuz», Vladivostok, Russia

The article considers an approach to the formation of infocommunication competencies necessary for graduates of biological specialties, based on an individual approach to the learning process, and their evaluation using computer tests of different levels of complexity. Keywords: informatics; ICT; FSES HE; computer testing systems; aquatic bioresources and aquaculture.

Для цитирования: Ющик Е.В. Особенности оценки компетенций, охватываемых дисциплиной «Информатика», для студентов биологических специальностей // Наука без границ. 2020. № 3(43). С. 11-15.

For citation: Yushchik E.V. Features of assessment of competences covered by the Informatics discipline for students of biological specialties // Nauka bez granic, 2020, no. 3(43), pp. 11-15.

В нашей стране уже свершившимся фактом является переход на ком-

петентностно ориентированное образование, т.е. на компетентностный

формат представления результатов профессионального образования [1]. В связи с этим произошел отказ от специалитета по многим направлениям, в частности для направления подготовки 35.03.08 «Водные биоресурсы и аквакультура». Соответственно произошли существенные изменения в учебном плане, так, ранее студенты кроме дисциплины «Информатика» изучали «Автоматизированные информационные технологии» и отдельно «Компьютерные технологии». В настоящее время - только «Информатику» на первом курсе. Соответственно уровень сложности и ответственности преподавания этого предмета повысился.

В связи с этим на первых же занятиях необходимо определить уровень знаний студентов и выявить «тонкие» места. К сожалению, всё уменьшающееся количество контактных часов работы со студентами не позволяет провести достоверную количественную оценку, поэтому приходится рассчитывать только на качественные, достаточно субъективные методы.

Основная задача, которая стоит перед преподавателем в рамках курса «Информатика», заключается в формировании у обучаемых умений и навыков применения информационных технологий, использования идей формализации и информационного моделирования, являющихся неотъемлемыми компонентами информационной культуры. Тенденция фун-даментализации курса информатики привела к разделению курса на две глубоко взаимосвязанные части: теоретическую информатику (называемую просто информатикой) и информационные технологии.

Теоретическая информатика долж-

на обосновывать информационную картину мира, которая складывается путем постепенно углубляющегося решения тесно взаимосвязанных задач информатики: представления информации и информационных процессов; изучение и организация кибернетических систем; информационное моделирование реального мира. Представление об информационном устройстве мира будет не полным для современного человека, если не добавится максимально формализованное представление - электронное [2].

Так как современный выпускник школы обладает достаточно высоким уровнем компетентности в области информационных и коммуникационных технологий, это накладывает определенные условия на работу преподавателей ВУЗов особенно таких дисциплин, как «Информатика» [3].

В настоящее время происходит бурное развитие ИКТ, в результате появляется большое количество новых информационных ресурсов, а также формирование новых сервисов, в том числе, сетевых. Одновременно с этим осуществляется постоянное развитие технической базы ВУЗа. Поэтому в процессе вузовской подготовки необходимо использовать новые технологии в образовательном процессе, целенаправленно подготавливая студентов в области применения ИКТ [4].

В последнее время информатика из небольшой узкоспециализированной отрасли превратилась в науку, необходимую во всех сферах человеческой деятельности. И студентам биологических направлений необходимо знать основы информатики для того, чтобы представлять себе основные тенденции развития информационных технологий, оптимизировать процесс

обработки данных, а также соответствовать современному уровню подготовки бакалавров направления «Водные биоресурсы и аквакультура». Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих общекультурных компетенций в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению - способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий.

Отсюда возникают трудности, связанные с выравниванием знаний, полученных учащимися в рамках среднего образования. У студентов разный уровень знаний об общих методах информатики (алгоритмизация, информационный анализ и моделирование), и уже сформировались устойчивые привычки неправильного использования некоторых возможностей технологии обработки текстовой, числовой и графической. Например, на входном контроле по применению текстового процессора определяется, что около 15 % студентов допускают ошибки при использовании сочетания пробела и знака препинания, т.е. после слова ставят пробел, а потом запятую или точку: слово1 , слово2 . Аналогичные ошибки допускаются при использовании скобок: ( слово ).

В рамках лекционного курса много внимания уделяется разделам теоретической информатики, направленной на формирование информационной культуры будущих бакалавров, формирования готовности к использованию методов информатики в будущей профессиональной деятельности; формирование современных представлений об информационной

картине мира в условиях всё более сокращающего времени на аудиторную работу в ВУЗе.

Наиболее оптимальным является преподавание, которое максимально учитывает начальный уровень подготовки студентов, их возможности к восприятию информации разного уровня сложности при регулировании самостоятельной работы студентов. При большом количестве студентов такой подход возможен только с использованием компьютерных технологий. Преподаватель готовит методический материал и разделяет его на отдельные блоки, с которыми студенту необходимо провести самостоятельную работу. Так же ему предстоит сформировать базу тестовых заданий, которая включает в себя задания различных уровней сложности, что позволит сформировывать тесты в зависимости от заданного уровня. В ФГБОУ ВО «Дальрыбвтуз» для этих целей используется ЭОС, основанная на Moodle, которая имеет возможность на основе одной базы тестовых заданий формировать тесты разных уровней.

Роль преподавателя в процессе обучения должна заключаться в том, что он дает необходимые рекомендации и консультации студентам. Оценка состояния компетенции студентов проверяется постепенно по завершении каждого блока материала с использованием компьютерных систем тестирования с использованием заданий различного уровня трудности, т.е. оценивать компетенции студентов по принципу трех уровней.

Например, тестовые задания первого уровня сложности позволяют провести оценку самого минимально допустимого уровня подготовленности

обучающегося при проверке базовых знаний (фактов, определений, понятий, времени проведения событий, др.). Это та основа, без которой нет смысла переходить ко второму этапу тестирования [5].

Согласно ВГОС ВО выпускник среди прочего должен быть ориентирован на участие в составлении технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы и оборудование), а также установленной отчетности по утвержденным формам [5]. Поэтому было бы целесообразно включать в состав нор-моконтроля при подготовке ВКР бака-

лавра и преподавателей информатики.

Таким образом, для того, чтобы сформировать необходимые для выпускника биологических специальностей инфокоммуникационные компетенции, необходимо как можно больше использовать индивидуальный подход к процессу обучения. Это влечет за собой потребность в оперативно меняющихся от года к году методических материалах, содержание которых зависит от уровня инфоком-муникационной подготовки студентов и меняющейся технической и технологической базы [5].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ющик Е.В. Информационно-образовательная среда рыбохозяйственного вуза как средство перехода к болонской системе образования // Научно-практические вопросы регулирования рыболовства: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 100-летию со дня рождения лауреата Государственной премии В.С.Ка-линовского (6-7 декабря 2011 г.). Владивосток: Дальрыбвтуз, 2011. - С. 285-291.

2. Ющик Е.В., Колбина Е.А. Использование средств информационно-коммуникационных технологий в обучении информатике // Научные труда Дальрыбвтуза, вып. 21, Часть2, Владивосток, Дальрыбвтуз, 2009. - С. 226-232.

3. Ющик Е.В. Интерактивные методы обучения в подготовке бакалавров «Технология транспортных процессов» // «Связь теории и практики научных исследований» Сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. 03 марта 2016. Саранск, 2016. - С. 152-155.

4. Ющик Е.В. Формирование информационно-коммуникационной компетентности бакалавра по направлению «Технология транспортных процессов» // Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики. Сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. 10 декабря 2015. Часть 2, Челябинск, Аэтерна, 2015. - С. 326-328.

5. Ющик Е.В. Особенности преподавания информатики на старших курсах биологических специальностей рыбохозяйственного вуза // Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития: сборник статей Международной научно-практической конференции (18 ноября 2017 г), г. Волгоград. В 3 ч. Ч.2. Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2017. - С. 208-210.

REFERENCES

1. Yushchik E.V. Informacionno-obrazovatel'naya sreda rybohozyajstvennogo vuza kak sredstvo perekhoda k bolonskoj sisteme obrazovaniya [Information and educational environment of the fisheries University as a means of transition to the Bologna system of education]. Nauchno-prakticheskie voprosy regulirovaniya rybolovstva: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashchennoj 100-letiyu so dnya rozhdeniya laureata Gosudarstvennoj premii V.S.Kalinovskogo (6-7 dekabrya 2011 g.). Vladivostok: Dal'rybvtuz, 2011, pp. 285-291.

2. Yushchik E.V., Kolbina E.A. Ispol'zovanie sredstv informacionno-kommunikacionnyh

tekhnologii v obuchenii informatike [Use of information and communication technologies in teaching Informatics]. Nauchnye truda Dal'rybvtuza, vyp. 21, Chast'2, Vladivostok, Dal'rybvtuz, 2009, pp. 226-232.

3. Yushchik E.V. Interaktivnye metody obucheniya v podgotovke bakalavrov «tekhnologiya transportnyh processov» [Interactive teaching methods in the preparation of bachelors «technology of transport processes»]. «Svyaz' teorii i praktiki nauchnyh issledovanij». Sb. statej Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 03 marta 2016. Saransk, 2016, pp. 152-155.

4. Yushchik E.V. Formirovanie informacionno-kommunikacionnoj kompetentnosti bakalavra po napravleniyu «Tekhnologiya transportnyh processov» [Formation of information and communication competence of the bachelor in the direction of «Technology of transport processes»]. Teoreticheskie i prakticheskie voprosy psihologii i pedagogiki. Sb. statej Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 10 dekabrya 2015. Chast' 2, Chelyabinsk, Aeterna, 2015, pp. 326-328

5. Yushchik E.V. Osobennosti prepodavaniya informatiki na starshih kursah biologicheskih special'nostej rybohozyajstvennogo vuza [Features of teaching computer science in senior courses of biological specialties of the fisheries University]. Novaya nauka: istoriya stanovleniya, sovremennoe sostoyanie, perspektivy razvitiya: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (18 noyabrya 2017 g), g. Volgograd. V 3 ch. Ch.2. Ufa: OMEGA SAJNS, 2017, pp. 208-210.

Материал поступил в редакцию 18.03.2020

© Ющик Е. В., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.