Научная статья на тему 'ПРОЛЁТ КРАСНОЗОБИКА CALIDRIS FERRUGINEA В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ЕГО ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА В ПСКОВСКОМ ПООЗЕРЬЕ'

ПРОЛЁТ КРАСНОЗОБИКА CALIDRIS FERRUGINEA В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ЕГО ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА В ПСКОВСКОМ ПООЗЕРЬЕ Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
33
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЛЁТ КРАСНОЗОБИКА CALIDRIS FERRUGINEA В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ЕГО ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА В ПСКОВСКОМ ПООЗЕРЬЕ»

Мищенко А.Л. 2015. Оляпка Cinclus cinclus (Linnaeus, 1758) // Красная книга Новгородской области. СПб.: 139.

Николаев В.И. (2017) 2019. Встречи редких птиц в районе национального парка «Валдайский» // Рус. орнитол. журн. 28 (1834): 4829.

Николаев В.И. 2015. Зимородок Alcedo atthis (Linnaeus, 1758) // Красная книга Новгородской области. СПб.: 132.

Суханова О.В. 2015. Большой крохаль Mergus merganser Linnaeus, 1758 // Красная книга Новгородской области. СПб.: 104.

Хлебников В.А. 1889. Материалы к фауне позвоночных Боровичского уезда Новгородской губернии // Тр. С-Петерб. общ-ва естествоиспыт. Отд. зоол. и физиол. 20, 1: 21-58; 21, 1, прил.

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2021, Том 30, Экспресс-выпуск 2035: 712-720

Пролёт краснозобика Calidris ferruginea в Псковской области и его первая встреча в Псковском Поозерье

Г.Л.Косенков, С.А.Фетисов

Геннадий Леонидович Косенков. Себежский краеведческий музей, ул. Пролетарская, 21, Себеж, Псковская область, 182250, Россия. E-mail: Kraeved09@yandex.ru Сергей Анатольевич Фетисов. Национальный парк «Себежский», ул. 7 Ноября, 22, Себеж, Псковская область, 182250, Россия. E-mail: Seb_park@mail.ru

Поступила в редакцию 1 февраля 2021

В последние десятилетия одни авторы считали краснозобика Calidris ferruginea редким пролётным (Урядова, Щеблыкина 1993), другие же -очень редким и нерегулярно пролётным видом Псковской области (Бардин, Фетисов 2019). В обоих случаях их суждения основаны на том, что в послевоенный период в области были зарегистрированы лишь отдельные встречи этого вида на побережье Псковско-Чудского озера (Фетисов 1918; и др.). Так, 17 июля 2016 года К.Д.Мильто (2017) наблюдал одиночного краснозобика в стайке из 4 чернозобиков Calidris alpina на песчаном берегу Чудского озера у деревни Спицино в Гдовском районе, а ещё 5 краснозобиков держались на следующий день в смешанной стае с чернозобиками на отмелях у деревни Сторожинец, в 6-7 км от Спицино. Кроме того, на осеннем пролёте в 1954 году не менее 10 краснозобиков удалось отметить на эстонском берегу Чудского озера (Luigujoe 1999; Luigujoe, Kuresoo 2001)*. В других 23 районах Псковской области до сих пор была известна только одна встреча краснозобика (рис. 1), которого

* По данным Я.Виксне, численность краснозобика на пролёте в Латвии была максимальной за ряд лет наблюдений именно в 1954 году (Петерхофс 1983).

орнитологи Псковского полевого отряда Балтийского фонда природы наблюдали 30 апреля 1998 в заповеднике «Полистовский»: кулик отдыхал на залитом водой грязевом берегу реки Цевлы в урочище Озерявка (Фетисов и др. 1998; Шемякина, Яблоков 2013).

Рис. 3. Места встреч пролётных краснозобиков в Псковской области.

• — Места встреч в конце XIX — начале XX века. ▲ — места встреч во второй половине ХХ века:

1, 2 — на берегу Чудского озера (Гдовский район); 3 — в Полистовском заповеднике (Бежаницкий район); 4 — в национальном парке «Себежский» (Себежский район, Псковское Поозерье).

В начале ХХ века краснозобик встречался чаще, но и тогда был лишь редким пролётным видом (по крайней мере, в конце XIX — начале ХХ века на южном берегу Псковско-Чудского озера), хотя на осеннем пролёте — по сравнению с весенним — краснозобик был более обычен. Его отмечали в нижнем течении реки Великой, на островах её дельты и на берегах Псковского озера, но, тем не менее, в целом он попадался на глаза гораздо реже, чем чернозобик (Дерюгин 1897; Зарудный 1910; Нестеров, Никандров 1913а,б, 1914, 1915).

Такая картина встреч пролётных краснозобиков в пределах Псковской области вполне закономерна, если учесть, что с мест своего гнездования в арктических сибирских тундрах на места зимовки в Африке (к югу от Сахары) и обратно они летят обычно в обход Европы, вдоль побережья Атлантики, а на Северо-Западе России и в странах Прибалтики перемещаются чаще вдоль морских побережий Балтийского моря, хотя

часть птиц может лететь и через материк по руслам рек и долинам озёр (Штегман 1938; Гладков 1951; Иванов 1976; Мальчевский, Пукинский 1983; Рябицев 2001, 2008; Томкович 2014; и др.). В связи с этим во время своих сезонных перелётов краснозобики встречаются в подходящих местах практически по всей европейской части России, в том числе в Псковской области, однако их численность повсеместно бывает весьма мала, несмотря на пригодность водно-болотных угодий (в частности, берегов Псковско-Чудского озера, малых озёр и рек в Псковском Поозерье и ряде других мест) для отдыха и кормёжки этих куликов. По мере же приближения к Балтике число встреч пролётных краснозобиков заметно возрастает, например, на южном побережье Финского залива в Ленинградской области (Мальчевский, Пукинский 1983; Александров 2000; Буб-личенко 2000; Богуславский 2012; и др.) и на морских побережьях в заливах и на островах Эстонии (Kuresoo 1994) и Латвии (Петерхофс 1983). При удалении от Балтийского моря — в Смоленской, Тверской и Новгородской областях — число встреч краснозобиков уменьшается или даже не приводится в литературе вовсе (Николаев 2000; Пантелеев 2001; Те и др. 2006; Зиновьев, Кошелев, Виноградов 2016; и др.). В Белоруссии краснозобик — также редкий транзитно мигрирующий вид (Никифоров и др. 1997), например, в пойме реки Припяти (Монгин, Пинчук, Мороз 1999). Несмотря на хорошую организацию орнитологических наблюдений в этой стране, в сообщениях Белорусской орнитофаунистической комиссии о находках редких птиц в 1990-1999 (Никифоров 2001) и 2002 -2004 годах (Никифоров, Павлющик 2002; Никифоров, Самусенко 2003, 2004), краснозобик не упоминается.

Тем больший интерес представляет встреча краснозобика 31 июля 2020 на берегу Себежского озера в национальном парке «Себежский». Это первая встреча данного вида в Псковском Поозерье.

Предположив возможность появления в этом национальном парке ряда новых для Себежского Поозерья птиц, авторы статьи ещё год назад наметили на его территории несколько площадок и организовали там регулярные наблюдения, в первую очередь за пролётными куликами. Как ни странно, наиболее успешной из таких площадок оказалась полоса берега не в безлюдном, а наиболее населённом месте - возле набережной в городе Себеже, где пролётных птиц, по-видимому, привлекает множество постоянно держащихся здесь крякв Anas platyrhynchos, лысух Fulica atra, чаек Larus spp., речных крачек Sterna hirundo, лебедей-шипунов Cygnus olor. Именно здесь в прошлом году удалось зарегистрировать такие новые для Себежского национального парка и Псковского Поозерья виды, как галстучник Charadrius hiaticula (Косенков, Фетисов 2019а) и камнешарка Arenaria interpres (Косенков, Фетисов 2019б), а также повторно встретить чернозобика и внесённых в региональную Красную книгу турухтана Philomachus pugnax, большого улита Tringa

nebularia и большого веретенника Limosa limosa. Здесь же произошла через год и неожиданная встреча с ранее не известным для Псковского Поозерья краснозобиком (рис. 2).

Рис. 2. Краснозобик Calidris ferruginea на берегу Себежского озера. Национальный парк «Себежский». 31 июля 2020. Фото авторов.

Утром 31 июля один краснозобик (судя по окраске оперения, взрослый) появился на берегу Себежского озера у набережной в Себеже, где почти неразлучно кормился и отдыхал в паре с фифи Tringa glareola до самого конца дня (рис. 3). Помимо неожиданности своего появления, краснозобик удивил ещё и тем, что оказался с алюминиевым кольцом на левой ноге (рис. 2, 3). После многократного фотографирования птицы с разных сторон стало возможным прочесть всю надпись на этом кольце: «CS 23 776 Kiev Ukraine». Информацию мы направили в Центр кольцевания РАН для выяснения сведений о месте и времени мечения особи.

В поисках корма наблюдавшийся краснозобик обследовал мелководье, полосу берега вдоль уреза воды и заиленные или влажные песчаные участки суши среди редкой прибрежной растительности, расположенные на удалении до 5 м от воды (рис. 4).

Рис. 3. Пролётный краснозобик СаЫтferruginea на Себежском озере. Слева — отдыхает на берегу в паре с фифи Тп^а glareola, справа — кормится вдоль уреза воды. 31 июля 2020. Фото авторов

Рис. 4. Места кормёжки краснозобика СаЫтferruginea на берегу Себежского озера: а — на мелководье, б — в полосе уреза воды, в — на заиленном участке суши, г — на влажном песчаном участке суши среди прибрежной травянистой растительности. 31 июля 2020. Фото авторов.

Рис. 5. Основные способы добывания корма краснозобиком Calidrisferruginea. Слева — поиск и склёвывание корма с поверхности суши (воды), справа — зондирование клювом мягкого грунта. Себежское озеро. 31 июля 2020. Фото авторов.

По сравнению с чернозобиками и некоторыми другими куликами, кормившимися ранее вблизи набережной в городе Себеже, краснозобик во время поисков пищи был менее привязан к урезу воды и гораздо чаще собирал корм на влажном песке или заиленных участках суши. В это время, сделав перед собой 1-2 клевка, он быстро перемещался вперёд на несколько шагов, а то и на расстояние до 1 м, высматривая на ходу новые кормовые объекты. Ещё реже краснозобик кормился на мелководье, заходя в воду иногда по брюшко (рис. 4), но ни разу не удалось заметить, чтобы он полоскал перед проглатыванием кормовые объекты в воде, как сообщают некоторые авторы (Резанов 1978; Резанов, Хроков 1983; Cramp, Simmons 1983; Хроков 2012).

Кроме собирания пищи с поверхности суши или воды, краснозобик ещё зондировал грязь и растительную ветошь, выброшенную водой на берег, однако погружал клюв в мягкий грунт не более чем на четверть (рис. 5). Правда, сами условия для кормёжки вокруг были таковы, что нигде не было сильно заиленных участков суши с глубоким слоем грязи. Тем не менее, даже при незначительном погружении клюва для зондирования грунта частота обнаружения корма у краснозобика становилась заметно ниже, чем при его постоянном перемещении и обычных клевках, но размер обнаруживаемых им в грунте кормовых объектов в среднем выглядел больше.

Во время отдыха и кратковременного сна краснозобик обычно стоял на одной ноге, поджав другую к брюху и спрятав клюв в плечевые перья, как это делают многие, если не все, кулики.

Как хорошо видно на всех приведённых фотографиях, этот краснозобик до самого конца июля сохранил большую часть своего брачного на -ряда. 20 и 22 июля 2011 года А.В.Богуславский (2012) наблюдал то же

самое на южном берегу восточной части Финского залива, где он наблюдал и фотографировал трёх краснозобиков.

1 августа ни краснозобика, ни державшегося рядом с ним фифи обнаружить на берегу Себежского озера не удалось. Скорее всего, краснозобик продолжил свой перелёт к месту зимовки. По литературным данным, сроки пролёта этого вида в Псковском крае следующие.

Самые ранние сроки появления краснозобиков весной в дельте реки Великой (в 1893 и 1897 годах) - 11-13 мая*. Обычно же пролёт проходил в Псковской губернии в конце второй — начале третьей декады мая, а завершался в конце первой декады июня. Как исключение, в ничтожном числе краснозобики встречались иногда и в середине июня. Весной краснозобики были всегда довольно редки: они держались одиночками, парами и стайками до 10 особей (Зарудный 1910). Весной 1998 года один краснозобик отмечен в заповеднике «Полистовский» необычно рано — уже 30 апреля (Фетисов и др. 1998). В Эстонии этот вид встречается в течение всего мая начиная с первых чисел (Kuresoo 1994).

Самая ранняя встреча краснозобиков осенью — 8 августа 1902, когда на берегу Псковского озера возле деревни Молгово наблюдали стайку из 5 особей. Хорошо заметный пролёт проходил обычно с середины августа до 21-23 августа, а массовый пролёт — с 24 августа до первых чисел сентября. К середине сентября пролёт почти затухал; лишь изредка он заканчивался 21-23 сентября. В очень большом числе краснозобики летели осенью 1895 года, когда во время массового пролёта попадались стаи до 50 особей в каждой (Зарудный 1910). В 1911-1914 годах массовый пролёт, отдых и кормёжка куличков на отмелях в дельте реки Великой зарегистрированы 19 августа и 17 сентября 1912, 14 сентября 1914, 19 -20 сентября 1913, 5 октября и 28 октября 1911 (Нестеров, Никандров 1913а,б, 1914, 1915). В XXI веке встречи краснозобиков известны на берегу Чудского озера 17-18 июля 2016 (Мильто 2017) и в национальном парке «Себежский» 31 июля 2020. На сопредельных с Псковской областью территориях краснозобиков встречали: в Эстонии — с конца июля до начала октября (Kuresoo 1994), в Ленинградской области — в июле-сентябре (Мальчевский, Пукинский 1983), в том числе на южном берегу Финского залива в районе Большой Ижоры — с 9 июля (2000) по 24 августа (1999) (Александров 2000).

Литер атур а

Александров А.А. 2000. Летние встречи краснозобика Calidris ferruginea на южном берегу

Финского залива // Рус. орнитол. журн. 9 (126): 19-20. Бардин А.В., Фетисов С.А. 2019. Птицы Псковской области: аннотированный список видов // Рус. орнитол. журн. 28 (1733): 731-789. Богуславский А.В. 2012. Встречи краснозобика Calidris ferruginea на Финском заливе // Рус. орнитол. журн. 21 (719): 95-96.

* Все даты пересчитаны и приведены по новому стилю.

Бубличенко Ю.Н. 2000. К орнитофауне южного побережья Финского залива // Рус. орни-тол. журн. 9 (107): 6-20.

Гладков Н.А. 1951. Отряд кулики Limicolae или Charadriiformes // Птицы Советского Союза. М., 3: 3-372.

Дерюгин К.М. 1897. Орнитологические исследования в Псковской губернии // Труды С.-Петерб. общ-ва естествоиспыт. Отд. зоол. и физиол. 27, 3: 17-38.

Зарудный Н.А. (1910) 2003. Птицы Псковской губернии // Рус. орнитол. журн. 12 (234): 939-957.

Зиновьев А.В., Кошелев Д.В., Виноградов А.А. 2016. Аннотированный список птиц Тверской области // Рус. орнитол. журн. 25 (1245): 397-445.

Иванов А.И. 1976. Каталог птиц СССР. Л.: 1-276.

Косенков Г.Л., Фетисов С.А. 2019а. Первая встреча галстучника Charadrius hiaticula в Псковском Поозерье // Рус. орнитол. журн. 28 (1820): 4236-4245.

Косенков Г.Л., Фетисов С.А. 2019б. Первая встреча камнешарки Arenaria interpres в Псковском Поозерье // Рус. орнитол. журн. 28 (1817): 4104-4111.

Мальчевский А.С., Пукинский Ю.Б. 1983. Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий: История, биология, охрана. Л., 1: 1-480.

Мильто К.Д. 2017. Встречи редких птиц в Псковской области // Рус. орнитол. журн. 26 (1425): 1300-1306.

Монгин Э.А., Пинчук П.В., Мороз С.В. 1999. Новые сведения о встречах некоторых редких видов птиц в пойме реки Припять // Subbuteo 2, 1: 32-34.

Нестеров П.В., Никандров Я.Н. 1913а. Прилёт, пролёт и гнездование птиц в окрестностях г. Пскова // Ежегодн. Зоол. музея Акад. наук 18, 1: 102-124.

Нестеров П.В., Никандров Я.Н. 1913б. Материалы к авифенологии окрестностей г. Пскова (1912 г.) // Птицеведение и птицеводство 4, 4: 294-299.

Нестеров П.В., Никандров Я.Н. 1914. Материалы к авифенологии окрестностей г. Пскова (1913 г.) // Птицеведение и птицеводство 5, 1: 27-39.

Нестеров П.В., Никандров Я.Н. 1915. Материалы к авифенологии окрестностей г. Пскова (1914 г.) // Птицеведение и птицеводство 6, 1: 38-48.

Никифоров М.Е. 2001. Белорусская орнито-фаунистическая комиссия: обзор сообщений о наиболее редких находках за 1990-1999 гг. // Subbuteo 4, 1: 25-40.

Никифоров М.Е., Козулин А.В., Гричик В.В., Тишечкин А.К. 1997. Птицы Беларуси на рубеже XXI века: статус, численность, распространение. Минск: 1-188.

Никифоров М.Е., Павлющик Т.Е. 2002. Сообщение орнито-фаунистической комиссии (Находки и встречи птиц, утверждённые Белорусской орнито-фаунистической комиссией в 2002 г.) // Subbuteo 5, 1: 57-62.

Никифоров М.Е., Самусенко И.Э. 2003. Сообщение орнито-фаунистической комиссии (Находки и встречи птиц, утверждённые Белорусской орнито-фаунистической комиссией 14-16.12.2002 г. и 06.03.2003 г.) // Subbuteo 6: 51-61.

Никифоров М.Е., Самусенко И.Э. 2004. Сообщение орнито-фаунистической комиссии (Находки и встречи птиц, утверждённые Белорусской орнито-фаунистической комиссией 27.11.2003 и 14.12.2004 г.) // Subbuteo 7: 48-64.

Николаев В.И. 2000. Болота Верхневолжья. Птицы. М.: 1-216.

Пантелеев А.В. 2001. Список птиц Новгородской области // Рус. орнитол. журн. 10 (141): 331-343.

Петерхофс Э. 1983. Краснозобик Calidris ferruginea (Pont.) // Птицы Латвии: Территориальное размещение и численность. Рига: 85-86.

Резанов А.Г. 1978. Кормовое поведение и возможные механизмы снижения пищевой конкуренции куликов в период осенней миграции и зимовки // Фауна и экология позвоночных животных. М.: 59-83.

Резанов А.Г., Хроков В.В. 1983. О поведении чернозобика в период осенней миграции и зимовки // Бюл. МОИП. Отд. биол. 88, 2: 8-14.

Рябицев В.К. 2001. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири: Справочник-определитель. Екатеринбург: 1-608. Рябицев В.К. 2008. Краснозобик Calidris ferruginea на Ямале // Рус. орнитол. журн. 17 (405): 359-368.

Те Д.Е., Сиденко М.В., Галактионов А.С., Волков С.М. 2006. Птицы национального

парка «Смоленское Поозерье». Смоленск: 1-176. Томкович П.С. 2014. Краснозобик // Полный определитель птиц европейской части России. М., 2: 84-86.

Урядова Л.П., Щеблыкина Л.С. 1993. Наземные позвоночные животные Псковской области // Краеведение и охрана природы. Псков: 137-144. Фетисов С.А. 2018. Водно-болотные птицы в районе российской стороны Псковско-Чуд-ского водоёма ирамсарском угодье «Псковско-Чудская приозёрная низменность». Материалы для оценки современного состояния видов, разработки системы их мониторинга и мероприятий по сохранению природных комплексов. Себеж: 1-710. (Тр. нац. парка «Себежский». Вып. 6). Фетисов С. А., Головань В. И., Остроумов И. Н., Леоке Д. Ю. 1998. Дополнительные материалы к орнитофауне Полистовского заповедника (Псковская область) // Рус. орнитол. журн. 7 (45): 3-17. Хроков В.В. 2012. О способах добывания корма краснозобиками Calidris ferruginea на

осеннем пролёте в Казахстане // Рус. орнитол. журн. 21 (746): 808-813. Шемякина О.А., Яблоков М.С. 2013. Птицы заповедника «Полистовский» и сопредельных территорий // Вестн. Псков. ун-та. Сер: Естеств. и физ.-мат. науки 2: 81-104. Штегман Б.К. 1938. Основы орнитогеографического деления Палеарктики. М.; Л.: 1-156

(Зоол. ин-т АН СССР. Фауна СССР. Нов. сер. 19. Птицы. 1, 2). Cramp S., Simmons K.E.L. (eds). 1983. The Birds of the Western Palearctic. Oxford Univ. Press, 3: 1-913.

Kuresoo R. 1994. Curlew Sandpiper Calidris ferruginea (Pont.) // Birds of Estonia: status, distribution and numbers. Tallinn: 107. Luigujoe L. 1999. Linnud // Peipsi. Tallinn: 165-173.

Luigujoe L., Kuresoo A. 2001. Birds // Flora and fauna. Lake Peipsi. Tartu: 112-118.

Ю ^

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2021, Том 30, Экспресс-выпуск 2035: 720-722

Горихвостка-чернушка Phoenicurus ochruros в Тобольске

Ю.А.Тюлькин

Юрий Анатольевич Тюлькин. Тобольская комплексная научная станция УрО РАН. Улица Академика Ю.С.Осипова, д. 15, Тобольск, Тюменская обл., 626152, Россия. E-mail: yu.tiulkin@yandex.ru

Поступила в редакцию 4 февраля 2021

Изначально обитавший в горах Южной Европы европейский подвид горихвостки-чернушки Phoenicurus ochruros g^mba^^is стал успешно осваивать места обитания в населённых пунктах, что привело к последующему значительному расширению ареала в северном и северо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.