УДК 94(47)084.3 43
ББК 6/8(Т)63.3
И.А. Лапина
ПРОЛЕТКУЛЬТ И ПРОЕКТ «СОЦИАЛИЗАЦИИ НАУКИ»
Рассматривается концепция реорганизации системы научного знания и образования, предложенная организаторами Пролеткульта в 1918-1920 гг.
Ключевые слова:
организация научного знания, Пролеткульт, Пролетарский Университет, система образования, социализация науки, социалистическая культура, сциентизм.
В отношении Пролеткульта в советское время сформировались устойчивые негативные оценки, которые объясняются, в значительной степени, оппозиционным отношением его руководителя - А.А. Богданова1 к большевистской диктатуре. Поэтому существует, на наш взгляд, необходимость определить реальную роль Пролеткульта в становлении советского общества. Остановимся на том аспекте деятельности Пролеткульта, который, как правило, оказывался в тени - на борьбе за «социализацию науки».
В истории Пролеткульта можно выделить три основных периода: 1908-1917, 1918-1920, 1921-1932 гг. Реализация программы началась в 1908 г. при поддержке А.М. Горького во «впередовской» социал-демократической школе на Капри [1], затем - в Болонье [9]. Именно там были выработаны представления о том типе школы, которая необходима рабочим для реализации их творческого потенциала [3; 8]. Тогда же началась внутрипартийная борьба, в которой Богданов и его сподвижники отстаивали право на научно-критический подход к социалистическому идеалу. Сторонники программы пролетарской культуры полагали, что для осуществления социалистической революции недостаточно политического переворота, социальная революция - это культурная революция, которая осуществляется не только в сфере общественного управления и экономики, но и в сфере социальной психологии. Продолжая марксистскую традицию, они считали, что социалистическая культура - новый, коллективистский тип взаимосвязи между людьми - вызревает в недрах капитализма, а пролетариат является главным ее носителем. Пролетарская культура является оппозиционной по отношению к культуре буржуазной, и, чтобы поддержать ее прогрессивные тенденции, нужно помочь творческой самоорганизации пролетариата. Главной тенденцией новой культуры они видели преодоление разрыва между наукой и трудовой практикой жизни. Пролетариат, как никто другой, полагали они, заинтересован в том,
чтобы наука стала производительной силой, избавив человечество от тяжелого физического труда.
В 1910-1917 гг. происходило «собирание сил». А.А. Богданов в это время писал «Тек-тологию», опубликовал обоснование программы культурной революции. А.В. Луначарский стремился обнаружить тенденции пролетарской культуры в творчестве европейских писателей и осваивал опыт работы пролетарских клубов в Париже, М.Н. Покровский создавал антидинастическую версию российской истории, А.М. Горький искал и собирал «пролетарских» писателей.
Второй этап начался в 1917 г. после победы Февральской революции России, когда развернулась организация культурно-просветительских обществ. В октябре
1917 г. в Петрограде, еще до политического переворота, состоялась конференция, которая объявила о создании Пролеткульта. Важным организационным моментом стала Всероссийская конференция Пролеткультов, проходившая в сентябре
1918 г. в Москве. Эта конференция фактически приняла программу культурной революции в сфере идеологии: ее резолюции охватывали все сферы строительства новой культуры - литературно-издательское дело, науку, изобразительное искусство, организацию юношеского движения, коллективистский быт. Был принят устав и избрано центральное руководство - Всероссийский Совет Пролеткультов, в президиум которого входили Богданов, Ле-бедев-Полянский2, В.П. Файдыш3 и др. [12]. Программа пролетарской культуры разъяснялась в журналах «Пролетарская культура», «Грядущее», «Горн» и др. К моменту созыва Всероссийского Съезда Пролеткульта в сентябре 1920 г. движение объединяло более полумиллиона рабочих, из которых около 80 тысяч активно работали в различных студиях. Творческие студии и рабочие клубы стали основными ячейками Пролеткульта и его экспериментальным полем. К 1920 г. было зарегистрировано более 300 организаций Пролеткульта, и 16 пролеткультовских журналов [5, с. 75].
Общество
Terra Humana
Участники движения ставили перед собой цели вселенского масштаба: социалистическое преобразование культуры на основе братского единения и коллективного творчества. Смысл движения можно понять до конца, лишь учитывая сциентизм его организаторов, их убежденность в том, что научное познание в перспективе безгранично и всесильно. Именно на него, как на коллективный разум человечества, должна опираться деятельная воля строителей Нового мира. Перед рабочим классом ставилась задачи «овладения наукой» и ее «социализации», то есть «переработки современной науки по форме и содержанию с коллективно-трудовой точки зрения и передаче ее в преобразованном виде рабочим массам» [3, с. 9]. Необходимым условием выполнения этого было создание Рабочего Университета - целостной системы образовательных учреждений разных ступеней, «построенных на товарищеском сотрудничестве учащих и учащихся и последовательно ведущих пролетария к совершенному обладанию научными методами и высшими достижениями науки» [3, с. 9]. Новый принцип организации знания символизировала и Рабочая Энциклопедия - «стройное, доведенное до наибольшей простоты и ясности изложение методов и достижений науки с пролетарской точки зрения» [3, с. 9].
Первая Всероссийская конференция Пролеткультов, приняла резолюцию об организации пролетарских университетов, в которых «пролетариату должна быть предоставлена возможность полнейшего овладения научным опытом на основе его проверки с нашей классовой точки зрения» [12, с. 33]. Обучение должно было строиться на товарищеском сотрудничестве преподавателей и слушателей. Это отличие от старой школы имело методологическое значение: оно соответствовало принципу проверки научного знания практикой жизни и отказу от авторитаризма, как характерной черты старого мира. Образовательная программа включала три цикла: подготовительный, основной и специализированный. Подготовительный был призван компенсировать недостатки общего начального образования, основной - заложить базу социалистического миропонимания и методологии научного познания, специализированный позволял освоить профессию в технической, экономической или культурной области [12, с. 33].
Учебный план первого цикла (курса) включал развивающие и общеобразовательные дисциплины: «Организация устного изложения и обсуждения», «Методы письменного изложения», «Способы использования литературных источников»,
«Математика», «Физика», «Введение в химию», «Астрономия», «Геология в связи с геоморфологией», «Введение в биологию», «Физиология», «Физиологическая психология». Предполагались и обществоведческие курсы: «Введение в русскую историю в связи со всеобщей», «Введение в изучение научного социализма», «История рабочего движения и форма рабочей организации», «Формы общественности». Предметы второго цикла предполагали углубление естественнонаучного мировоззрения на основе изучения эволюционной теории, методологии естественных наук, политэкономии, истории государственного права, социальных движений и исторического материализма. Здесь должен был преподаваться и предмет под названием «Социалистический идеал». Дополнительно слушатели первого курса могли изучать иностранные языки (немецкий, английский, французский), страноведение, историю литературы и искусства, черчение, рисование, статистику; слушателям второго предлагался курс «Организационная наука» и «Состояние и развитие производительных сил России» [16, с. 32]. Лимит аудиторного времени был очень жестким. Расчет делался на то, что взрослые люди, вооруженные трудовым и жизненным опытом, имеющие сильную мотивацию, смогут освоить эту программу, благодаря активным методам обучения и популярному изложению знаний.
В 1919 г. Пролетарские университеты стали открываться повсеместно. Президиум ЦК ВС Пролеткульта пытался координировать их деятельность. Обобщенные рекомендации Богданова были опубликованы в его статье и распространялись инструкторами Пролеткульта [4]. Рабочие университеты были созданы в Екатери-нославле, Вологде, Туле, Твери, Иваново-Вознесенске, Калуге, Смоленске, Сызрани, Витебске, Орше, Полоцке, Велиже, Богородске и др. Открывались вечерние рабочие курсы в Курске, Рязани, Казани, Рыбинске, Горках (Могилевской губ.). «Пролетарскими» зачастую объявляли себя бывшие народные университеты и краткосрочные профессиональные курсы. В итоге организаторы «социализации науки» были вынуждены констатировать, что «не все провинциальные университеты могут считаться Пролетарскими Университетами, а в большинстве случаев являются лишь суррогатами таковых» [14, с. 27].
Несмотря на достигнутую в 1918 г. договоренность об автономии Пролеткульта, Наркомпрос рассматривал его как конкурента. Между губернскими отделами народного образования и местными пролеткуль-
тами происходили бесконечные конфликты. ЦК РКП(б) с возрастающей ревностью и подозрением относился к росту рядов организации, принципиально настаивавшей на своей автономии. Действительно, официальная власть имела все основания опасаться: созданный как внепартийная рабочая организация Пролеткульт был организован не хуже, чем любая политическая партия, за ним стояло реальное массовое пролетарское движение. 6 июня 1919 г. Коллегия Нарком-проса, отказавшись от признания автономии Пролеткульта, вынесла решение о создании Секции внешкольного образования, в состав которой Пролеткульт должен был входить наравне с другими отделами [11].
Московский Пролетарский университет просуществовал всего 6 недель. В июле
1919 г. было принято решение ЦК РКП(б) о его слиянии с Центральной школой партийной работы и образовании рабоче-крестьянского коммунистического Университета им. Я.М. Свердлова. К нему присоединялись и другие учебные заведения Москвы: школа инструкторов ВЦСПС, инструкторские курсы Всероссийского совета рабочей кооперации, продовольственно-кооперативные курсы Наркомпрода, инструкторские железнодорожные курсы Наркомпути и др. Комуниверситет передавался в ведение Наркомпроса, но общее политическое руководство партийным факультетом должно было осуществляться ЦК РКП(б). Планировалось открыть два факультета: советский и партийный, с двумя курсами на каждом.
Студенты и преподаватели Пролетарского университета подали протест, в котором писали, что университет имеет особые задачи, а именно - «создание мозга рабочего класса», он должен быть сохранен «как лаборатория новых форм и источник новых, высококвалифицированных сил в борьбе за социализм» [7]. Президиум ЦК Пролеткульта предложил отстаивать программу и дал поправки с предложением открыть третий факультет - общенаучный, а 3-й курс организовать при Социалистической академии [7]. Это было подкреплено восторженными отзывами студентов о системе обучения в Пролетарском университете, содержавшимися в анкетах, разработанных членом Научного отдела М.Н. Смит4. Несмотря на все усилия отстоять Пролетарский университет как самостоятельное учреждение не удалось. А. Богданов был готов отказаться от руководства Пролеткультом ради сохранения идеи (справедливо полагая, что гонения против Пролетарского университета вызваны в немалой степени сложностью его личных отношений с Лениным).
Осенью 1919 г. большинство слушателей Пролетарского Университета было мобилизовано, и в распоряжение политотдела 14-й армии, действовавшей на Южном фронте, поступил отряд Московского Пролетарского Университета под руководством М.Н. Фалькнер-Смит. Мобилизованным руководителям Пролеткульта (мобилизованы были также В.П. Файдыш, П.К. Бессалько, П.И. Лебедев-Полянский) поручалось создавать культурно-просветительные секции в политотделах и редактировать газеты. В свете этих событий становится еще более понятным увещевательное письмо А.М. Горького в защиту науки, направленное Ленину в сентябре
1919 г. [6].
Новый этап борьбы за «социализацию науки» был связан с созывом II Конгресса Коминтерна и попыткой Пролеткульта получить международную поддержку. Летом 1920 г., во время II конгресса, было создано Международное бюро Всемирного Пролеткульта во главе с А.В. Луначар-ским. На Бюро была возложена задача распространения принципов пролетарской культуры, создание организаций Пролеткульта во всех странах и подготовка Всемирного конгресса Пролеткульта. Это послужило причиной новой кампании против Пролеткульта, развернувшейся в партийной печати осенью 1920 г. [2]. В разгроме Пролеткульта не последнюю роль сыграло и то, что его программу активно поддержали организации этнических меньшинств, которые позиционировали себя как пролетарские. Так, поалей-ционисты, у которых был свой сценарий мировой революции, видели в ней программу саморазвития еврейского пролетариата в диаспоре [16]. А весной
1920 г. состоялась первая конференция про-леткультов на Кавказе, демонстрирующая концентрацию пролетарской оппозиции в этом регионе [10]. Пролеткульт становился слишком серьезной опасностью.
Резолюции Всероссийского съезда Пролеткульта, состоявшегося сентябре 1920 г., демонстрируют, что руководители продолжали развивать тезис о преобразовательной роли науки во всех сферах жизни: в борьбе с сопротивлением природы, в организации труда и общественного производства, в организации художественного творчества, в организации системы образования. Представители Международного Пролеткульта рассказывали со страниц «Пролетарской культуры» об опыте рабочих колледжей и университетов Англии.
Призыв к «социализации науки» фактически ставил задачи информационной и научно-технической революции. Он был
Общество
Terra Humana
М.Н. Фалькнер-Смит с группой студентов. Начало 1920-х гг.
М.Н. Фалькнер-Смит с группой слушателей. Москва. Июнь 1925 г. Надпись на обороте: «Тов. М.Н. Смит в память о работе семинария по промышленной статистике на АКО ФОН (1 гр.) от благодарных участников семинария».
направлен не только на демократизацию стоинства и веру людей в собственные воз-
знания, но и на преодоление недостатков можности и открыть для них преимущест-
ведомственной специализации науки, на ва системного мышления. Что же касается
поиск путей объединения науки и практи- «пролетарской науки» - дело заключалось
ки, на выработку универсальной методоло- не в покушении на законы геометрии, а в
гии познания и систематизацию опыта про- том задании, которое выдвигала жизнь -
шлого, на формирование рационального и «научном решении проблемы социализма
комплексного подхода к решению полити- в мировом масштабе» [14, с. 32].
ческих и экономических проблем. У этого Третий период существования Пропроекта была и социально-педагогическая леткульта - период «продуктивации» его
цель: укрепить чувство человеческого до- идей. Но это уже другая история...
Список литературы:
[1] «Смешно видеть себя причиной драки...». Из переписки М. Горького с А. Богдановым 1903-1909 гг. Предисловие И.А. Ревякиной // М. Горький. Неизданная переписка. - М.: Наследие, 2000. - С. 13-94.
[2] Биггарт Дж. Богданов и «Культинтерн» // Вестник международного института А.А. Богданова. - 2001, № 7. - С. 23-32.
[3] Богданов А.А. Пролетарский университет // Пролетарская культура. - № 5, 1918. - С. 9-22.
[4] Богданов А.А. О провинциальных пролетарских университетах // Пролетарская культура. - 1919, № 9-10. - С. 53-56.
[5] Всероссийский съезд Пролеткульта // Пролетарская культура. - 1920, № 17-19. - С. 74-85.
[6] Горький А.М. Письмо к Ленину. 16-19 сент. 1919 г. // Неизвестный Горький. - М., 1994. - С. 31-37.
[7] К закрытию Пролетарского Университета // Пролетарская культура. - 1919, № 9-10. - С. 56-59.
[8] Кривцов Ст. Кружковая работа // Пролетарская культура. - 1918, № 3. - С. 22-25.
[9] Отчет Второй высшей с.-д. пропагандистско-агитаторской школы для рабочих (Ноябрь 1910 - Март 1911 г.). - Издание группы «Вперед». - 1911.
[10] Первая Кавказско-Донская конференция культурно-просветительных организаций // Пролетарская культура. - 1920, № 17-19. - С. 88.
[11] Резолюция Коллегии Наркомпроса от 6 июня 1919 г. // Пролетарская культура. - 1919, № 9-10. -С. 63-64.
[12] Резолюции Первой Всероссийской конференции пролетарских культурно-просветительных организаций // Пролетарская культура. - 1918, № 5. - C. 32-38.
[13] РГАЛИ. Ф. 1230. Оп. 1. Ед. хр. 3.
[14] Смит М. Пролетаризация науки // Пролетарская культура. - 1919, № 11-12. - С. 27-32.
[15] Смит М.Н. Об изучении трудовых процессов // Пролетарская культура. - 1919, № 11-12. - С. 38-46.
[16] Хроника // Пролетарская культура. - 1919, № 6. - С. 32-34.
[17] Четвертый Съезд Всероссийского Совета Пролеткульта // Пролетарская культура. - 1920, № 15-16. -С. 74-75.
[18] Юдин М.В. Деятельность Московского Пролеткульта в 1918-1925 гг. Дисс... д.и.н. - М., 2001.
1 Богданов Александр Александрович (1873-1928) - один из организаторов и руководителей большевистского крыла РСДРП в 1904-1907 гг. Разошелся с Лениными в оценке русской революции и ее дальнейших перспектив. Автор нескольких учебников по марксистской политэкономии, изложенных с позиций эмпириомонизма. Занимался проблемами методологии научного знания и развитием теории социализма. Автор оригинальной концепции социализма и теории организации систем. После революции 1917 г. - один из руководителей Пролеткульта, член Социалистической Академии. В 1925 г. - организатор и директор первого в стране Института переливания крови.
2 Лебедев-Полянский Павел Иванович (1881-1948) - секретарь Женевской группы «Вперед». В декабре 1917 г. вошел в коллегию Наркомпроса и до 1919 г. возглавлял его литературно-издательский отдел. Член Социалистической Академии (1918 г.), председатель Всероссийского Пролеткульта (март 1919 - январь 1922), секретарь его Международного бюро (март 1920 - октябрь 1922). Был одним из первых заведующих Главлитом (1922-1931).
3 Файдыш Владимир Петрович (1888-1944) - участник революции 1905-07 гг. в Москве, после Февральской рев. 1917 г. был секретарем Замоскворецкого районного комитета РСДРП(б) и райсовета, начальником штаба Красной гвардии Замоскворецкого р-на. В дальнейшем работал в Моссовете. В 1918 г. - председатель московского Пролеткульта. Участник Гражданской войны, служил в политотделе штаба 5-й армии. С 1920 г. - на партийной и профсоюзной работе.
4 Фалькнер-Смит Мария Натановна (1878-1968). В 1901-1905 гг. училась в Лондонском университете на факультете экономических наук. Участница революции 1905-1907 гг. в Петрограде и Москве. В 1917 г. вошла в состав экономической группы при Совете рабочих депутатов в Петрограде, в составе Городской управы занималась вопросами снабжения продовольствием. В 1918 г. - член экономического совета ВСНХ, член научной коллегии Пролеткульта. По рекомендации Соцакадемии введена в состав первого ФОНа Московского университета, преподавала промышленную статистику в разных вузах Москвы. Выступала с докладами на двух конференции по НОТ (1921, 1924), сформулировавшими принципы научной организации управления. Член методологической секции Комакадемии, основатель Общества статистиков-марксистов.
Общество