ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
DOI 10.24411/1813-145X-2019-10465 УДК 008:001.8
Т. С. Злотникова https://orcid.org/0000-0003-3481-0127
Пролегомены к коллективному дискурсу русского театра как культурфилософского феномена
Цель настоящей статьи необычна: не обобщить результаты коллективного исследования, предпринятого в ходе научной акции, но представить замысел крупного научного мероприятия - международного симпозиума «Русский театр как культурфилософский феномен: целостность дихотомии», посвященного Году театра в России. Пролегомены - классический и значимый, хотя сегодня почти позабытый жанр - позволяют показать широкую картину идей, наблюдений, проблем, над которыми уже работали и продолжат работать многие исследователи, включая организаторов симпозиума. Материал статьи составили группы вопросов, которые в программе симпозиума объединены в 2 пленарных и 5 секционных заседаний. Замысел статьи, как и симпозиума, обусловлен как дихотомией социального и индивидуального, художественного и обыденного, мировоззренческого и коммерческого аспектов бытования современной культуры, в центре которой оказывается феномен русского театра, так и отсутствием четко выработанной научной парадигмы, применяемой к феномену русского театра. Во главу угла предполагаемого коллективного исследования положены, во-первых, историософский дискурс театрального искусства; во-вторых, взгляд на русский театр как целостность, в которой рассмотрение проблематики простирается от мифологических истоков до мифов современности. Основными проблемными «узлами», для обсуждения которых осуществляется междисциплинарный дискурс (культурологический, философский, искусствоведческий, исторический, психологический, филологический), являются следующие: культурфилософский дискурс русского театра: герменевтика и феноменология; социально-философский дискурс театра: цивилизационные и ментальные аспекты; историко-культурный дискурс феномена русского театра; онтология и аксиология парадоксов русской драматургии; философия русской провинции в исторических и современных театральных практиках. Мы полагаем необходимым и возможным выявить системные основания для понимания того, как дихотомия цивилизационных и ментальных, социальных и эстетических процессов трансформируется с учетом специфики национальной культуры в уникальную целостность.
Ключевые слова: русский театр, культурфилософский феномен, дискурс, пролегомены, герменевтика, феноменология, онтология, аксиология, междисциплинарность.
THEORETICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES
T. S. Zlotnikova
Prolegomena to the collective discourse of the Russian theatre as a cultural and philosophical phenomenon
The purpose of this article is unusual: not to summarize the results of a collective study undertaken during the scientific campaign, but to present the idea of a major scientific event, the international Symposium «Russian theater as a cultural and philosophical phenomenon: the integrity of dichotomy», dedicated to the Year of theater in Russia. Prolegomena - a classic and significant, although today almost forgotten genre - allow us to show a wide picture of ideas, observations, problems that have already worked and will continue to work many researchers, including the organizers of the Symposium. The article consists of groups of questions, which are grouped into 2 plenary and 5 breakout sessions in the program of the Symposium. The idea of the article, as well as the Symposium, is due to both the dichotomy of social and individual, artistic and everyday, ideological and commercial aspects of the existence of modern culture, in
© Злотникова Т. С., 2019
the center of which there is the phenomenon of Russian theater, and the lack of a well-developed scientific paradigm applied to the phenomenon of Russian theater. The main focus of the proposed collective research is, firstly, the histori-osophical discourse of theatrical art and, secondly, the view of the Russian theater as a whole, in which the consideration of problems extends from mythological sources to the myths of modernity. The main problem «nodes» for discussion of which interdisciplinary discourse (cultural, philosophical, art, historical, psychological, philological) is carried out are the following: the cultural and philosophical discourse of the Russian theatre: hermeneutics and phenomenology; social and philosophical discourse of the theatre: civilization and mental aspects; historical and cultural discourse of the phenomenon of Russian theater, ontology and axiology of the paradoxes of Russian drama; the philosophy of the Russian provinces in historical and contemporary theatrical practices. We believe that it is necessary and possible to identify systemic grounds for understanding how the dichotomy of civilizational and mental, social and aesthetic processes is transformed, taking into account the specifics of national culture, into a unique integrity.
Keywords: Russian theater, cultural and philosophical phenomenon, discourse, prolegomena, hermeneutics, phenomenology, ontology, axiology, interdisciplinary.
Эта статья в полной мере соответствует своему заглавию, поскольку в ней пойдет речь не о состоявшейся научной акции, а о только еще предстоящей. Такой прием весьма редок в современной практике научной деятельности, ибо обычно даются обзоры или отчеты, позволяющие познакомиться с картиной состоявшихся конференций, симпозиумов или иных научных встреч. В данном случае речь пойдет о замысле, который должен реализоваться лишь в самом конце 2019 г., объявленного в России Годом театра (напомним, что Год театра был торжественно открыт Президентом России В. В. Путиным в декабре 2018 г. в Ярославле, в стенах Российского государственного академического театра им. Федора Волкова).
Несколько десятков российских ученых и их зарубежных коллег - философы, культурологи, искусствоведы, филологи, историки - еще только планируют очную встречу с обсуждением проблем бытия отечественного театра. Но картина предстоящего коллективного дискурса уже сложилась в представлении тех, кто, начиная с 2012 г., проводит на базе Ярославского педагогического университета им. К. Д. Ушинского конференцию «Творческая личность...» (инициатор и бессменный организатор - Т. И. Ерохина с нами, коллегами по кафедре культурологии [21]), а в нынешнем году спланировали интеграцию нашей регулярной конференции в симпозиум «Русский театр как культурфилософский феномен: целостность дихотомии».
Несмотря на то, что проект симпозиума не получил поддержки Российского фонда фундаментальных исследований (в случае поддержки со стороны Фонда масштаб - в его сугубо количественном измерении - мог бы стать несколько большим), идея проведения симпозиума нашла поддержку у многих ярких и оригинальных исследователей, а также, что естественно, у руководства Университета и партнеров, которые и прежде помогали решать организационные во-
просы. Поэтому вопрос о проведении симпозиума a priori решен. И прежде всего, он решен потому, что у нас сегодня, задолго до начала конференции, сложились контуры будущей научной встречи, ибо в нашем «портфеле» имеются материалы как будущих докладов и сообщений, так и - что чрезвычайно важно - прежних разработок ученых, которые не случайно, не конъюнктурно (поскольку им было предложено подготовиться к будущему симпозиуму), а сущностно, последовательно занимались изучением проблем, внимание к которым привлечено в связи с подготовкой к научной встрече. Ссылки на наших коллег - потенциальных участников симпозиума -будут ниже даны именно в соответствии с заявленными темами выступлений, причем следует обратить внимание, что немало материалов коллег со всей России публиковалось в рецензируемом научном издании нашего университета -«Ярославском педагогическом вестнике».
Иными словами, пролегомены позволяют показать широкую картину идей, наблюдений, проблем, над которыми уже работали и продолжат работать наши коллеги, а также, что естественно, мы - организаторы симпозиума. Это касается, естественно, и автора данной статьи, который на протяжении более чем 40 лет занимается изучением русского театра.
Ниже мы остановимся на тех группах вопросов, которые в программе симпозиума объединены в 2 пленарных и 5 секционных заседаний (проект программы симпозиума с февраля 2019 г. выложен на сайте ЯГПУ им. К. Д. Ушинского [36]).
Задумывая предстоящий симпозиум, мы исходили из того, что русский театр как культурфило-софский феномен сформировался на перекрестке эпох (Русь и Российская империя, СССР и Россия), на границах пространств (иностранные влияния на стадии становления, столичные/имперские амбиции и крепостные театры). Не опасаясь впасть в банальность, отметим, как
это принято в академических исследованиях, актуальность предложенной для обсуждения проблемы. Во-первых, актуальность обусловливается многообразием и противоречивостью философских, эстетических, междисциплинарно детерминированных векторов изучения отечественной театральной культуры в мировом контексте. Во-вторых - дихотомией социального и индивидуального, художественного и обыденного, мировоззренческого и коммерческого аспектов бытования современной культуры, в центре которой оказывается феномен русского театра. В-третьих - отсутствием четко выработанной научной парадигмы, применяемой к феномену русского театра. И в-четвертых - крайней разобщенностью, а также погруженностью в локальную, субъективно формируемую проблематику представителей отдельных гуманитарных дисциплин, в рамках которых изучаются важнейшие культурфилософские феномены.
Работа симпозиума будет направлена на обсуждение нескольких фундаментальных проблем. Первой проблемой является обоснование принципов междисциплинарной, философски детерминированной рефлексии культурно-исторических, социально-культурных и эстетических закономерностей уникальной судьбы русского театра. Второй - актуализация персона-листского дискурса судеб творцов в театральном искусстве с его парадоксами, основанными на сочетании коллективного и индивидуального творчества. Соответствующий дискурс будет обеспечен продолжением традиции проведения в Ярославле упомянутой выше ежегодной международной научной конференции «Творческая личность...» и опытом интеграции научных интересов представителей разных гуманитарных наук и практиков культуры в горизонте культур-философской методологии. Третьей проблемой является осуществление научного дискурса русского театра в его культурно-исторической ретроспективе как феномена, который рожден в скоморошьих игрищах и ушел в блестящие столицы, показал свое особое лицо в старинном провинциальном городе Ярославле, аккумулировав в этом событии бытия специфику русской культуры в целом.
Четвертой проблемой является построение культурфилософски детерминированной модели русского театра последних столетий, дающей возможность отследить в реальном течении времени формирование кода идентичности как продукта становления содержательных (социально-нравственных) и формальных (художественно-эстетических, в том числе жанровых и вербаль-
ных) дискурсов. Пятая проблема состоит в осуществлении цивилизационного дискурса, опирающегося на универсалии культурных практик, связанных с трансформациями стилей (в частности, классицизма), методов (романтизма и реализма), вечных тем (власть, любовь, честь и т. п.). Шестая проблема - осуществление ментального дискурса, в полной мере специфического, связанного с локальными мотивами (женско-мужская дихотомия, провинциально-столичный хронотоп) и парадоксальными рецепциями мировых практик (театрализация повседневности и интеграция художественного и внехудожествен-ного в переломные эпохи, в новых парадигмах, включая абсурд). Седьмой, обобщающей, проблемой является разработка концепции русского театра как парадигмального кода идентичности (драматургия, актерское и режиссерское творчество), наличие которого ставит русскую культуру в неиерархически выстроенный номинативный ряд европейских культур - итальянской, английской, французской, немецкой, скандинавской, привлекая в XXI в. внимание представителей восточных культур (корейской, китайской).
Основные аспекты рассматриваемых на симпозиуме проблем определят содержание пленарных заседаний и работу секций.
«Историософский дискурс театрального искусства»
Тема пленарного заседания, открывающего международный симпозиум, определяется историософским дискурсом театра как культурного феномена в его мировом и русском горизонтах. Главная мысль, которая имплицитно присутствует в запланированных докладах, - это представление о философичности русского театра, своего рода театральности русского мировоззрения, о значимой цивилизационной укорененности и ментальной уникальности отечественного театра, что является основой интеграционных процессов в культуре. Мы ожидаем, что будет выстроен своеобразный историософский концентр, в котором контекстуально соотнесены мировой театральный опыт и философские, нравственные, эстетические традиции и тенденции русского театра [22].
Проблематика контекстуальности, заявленная в концепции симпозиума, будет раскрыта через актуализацию представлений о вечных темах и вечных персонажах мировой культуры (свобода, власть, любовь, честь) [24]; парадигмы античности и Возрождения, сформировавшие духовно-нравственные основания русского театра, будут актуализированы через историко-культурные реалии (например, Сократ [38]) и художественные
образы (например, Гамлет [5]), воплощаемые в отечественном сценическом искусстве. Мировой историософский контекст будет обсуждаться и в связи с проблематикой влияния русского театра на театры других стран, включая Индию, Корею или Сербию. «Внутренняя» часть концентра, то есть собственно русский театр, будет представлена через основные структурные составляющие ментального кода, на который обращено внимание в концепции симпозиума. Данный код будет прослежен через опыт классической драматургии (в разных аспектах - научном, философском, и эмпирическом, режиссерски-творческом [31]), социокультурные влияния и связи (в аспекте коммуникативности [45]) и в моделирующем качестве дихотомии, генетически присущей феномену русского театра [23].
Все планируемые доклады являются инновационными авторскими разработками ведущих российских ученых экзистенциального направления, с опорой на эстетическую и искусствоведческую проблематику; особую ценность представляет разработка крупнейшего отечественного режиссера, который является автором новых текстов (пьес) и постановщиком произведений русской классики [48]. Междисциплинар-ность научного дискурса будет обеспечена на только принадлежностью докладчиков к разным научным специальностям и сферам деятельности, но принципиально разделяемой позицией в отношении многоаспектности как культурного феномена - театра, так и подходов к его изучению каждым отдельным автором.
«Русский театр как целостность: от мифологических истоков до мифов современности»
Проблематика и разнообразие рассматриваемого эмпирического материала предполагает перенесение акцента с историософской, культур-философской, бытийно насыщенной проблематики на проблематику остро актуальную как в ее эмпирическом наполнении, так и в методологических поисках подходов к осмыслению формирующихся социокультурных и художественно-эстетических тенденций [2]. Ведущие отечественные исследователи русской культуры ХХ -начала XXI в. предполагают осуществить коллективную интеллектуальную «интервенцию» в весьма острые именно для России, но показательные для всего мира проблемы, поставленные в концепции симпозиума. Прежде всего, внимание будет направлено на традиционно значимую для России дихотомию эстетического и политического начал, культуры и политики (как в переломные эпохи, так и в эпохи относительно спокойные, но выявляющие внутреннюю конфликт-
ность бытия театра как культурного феномена и его творцов и публики [43]).
Мифологизация творческой деятельности в эфемерном и одновременно конкретно-осязаемом искусстве - значимая и привлекаемая к изучению проблема. Внимание участников будет обращено к недавно возникшим, дискуссионно воспринимаемым социумом и художественным сообществом театральным практикам, учитывающим новые социально-экономические, психологические и технологические реалии бытия художественной культуры [35] (иммерсив-ность, сторителлинг, другие эстетически неустоявшиеся опыты, которые, формально базируясь на театральной «платформе», могут и должны еще обсуждаться в качестве верифицированных театральных жанров). Особое внимание предполагается уделить проблематике «русскости» [20] в ее философском осмыслении, с опорой на конкретные практики в разных российских регионах (что акцентирует проблему, значимую для отечественных социально-философских и культурологических представлений, где русская провинция предстает как философская метафора и культурный феномен [11]). Специальное значение придается также понятию «традиция» в различных интерпретациях - от социально-исторической до философски-эстетической [28].
Работа симпозиума в названном аспекте позволит выявить инновационность идей и аргументов, убедиться в том, что актуальность научной деятельности определяется далеко не только новизной и малой исследованностью определенных объектов, но и глубиной научного дискурса, в данном случае - это следует подчеркнуть - междисциплинарного, с опорой на культурфилософ-ское знание.
«Культурфилософский дискурс русского театра: герменевтика и феноменология»
Этот аспект является первостепенно значимым для концептуализации проблематики симпозиума. Заявленная междисциплинарность представлена через методологические искания [27], осуществляемые для формирования новых подходов к феномену и концепту театра, для осознания театра как публичного пространства в его цивилизационном (традиционном) и ментальном (в том числе актуальном) проявлениях. Герменевтика востребована для выявления как конкретных смыслов отдельных классических произведений русского театра (включая самого плодовитого и востребованного сценой автора -А. Н. Островского [18]), так и различных акций и сфер бытования феномена театра (категории прекрасного в данном виде искусства, психологиче-
ских закономерностей и парадоксов, пластической сферы, явных и завуалированных влияний постмодернизма). Феноменология же востребована в силу специфики театра как аудиовизуального художественного феномена, где для публики центральной фигурой являются актеры (творческим проявлениям которых посвящены отдельные изыскания), а смыслополагающими фигурами видятся: в исторической ретроспективе автор-драматург, в современных практиках - режиссер.
Существенно, что часть докладов, предлагаемых в рамках данной секции, посвящена отдельным акциям и системным проявлениям [41], в которых предстает феномен русского театра. Весьма насыщенным в плане освоения историософской проблематики является тезаурус докладов, выходящий за рамки традиционных искусствоведческих исследований: авторы докладов строят свои исследования в такой парадигме, которая включает в себя понятия «автор», «модель», «система», «язык», «контекст», «концепт», «провокация» [4], «интерпретация» [14], «креативность», «сотворчество», «экология», «антропософия» [9]. Состав участников симпозиума свидетельствует о реально осуществляемом междисциплинарном дискурсе русского театра: ведущие отечественные философы предполагают работать совместно с представителями психологии, искусствоведения, с практиками художественной и театрально-образовательной деятельности. Внимание зарубежных участников, представляющих Южную Корею и Узбекистан, привлекают различные аспекты влияний, испытываемых в театральном творчестве их стран со стороны русского театра; причем речь идет не об инструментальных и прагматических аспектах проблемы, а именно о философски детерминированных, общекультурных и социально-психологических ее аспектах. Особую актуальность данному аспекту коллективного дискурса (предполагаемого к осуществлению в работе глубоко фундированной секции) придает как живой творческий интерес, проявленный учеными разных гуманитарных специальностей к феномену русского театра, так и четко выраженная философская тенденция поиска ответов на бытийные вопросы в связи с быстротекущим временем и присутствием в нем театрального искусства.
«Социально-философский дискурс театра: цивилизационные и ментальные аспекты»
Названный аспект проблематики симпозиума сочетает в себе острые в своей актуальности вопросы о путях развития русского театра в его недавней ретроспективе и в современных практиках с вечными вопросами о смысле творче-
ства, о преемственности идей и идеалов. Обозначенный одним из участников вопрос, относящийся к театру эпохи перемен - «quo vadis», -должен получить ответы, основанные на социально-философском дискурсе цивилизационных и ментальных аспектов бытования русского театра. Для исследователей значимым является представление о политике как детерминанте и контексте театрального процесса в России: внимание привлекают и мировоззрение политиков, и политический контекст культурной жизни первых десятилетий ХХ в., и современные условия жизни театра как компоненты культурной политики страны. Важно отметить, что социально-философский дискурс включает в себя внимание к некоторым аспектам современных культурных и, в частности, художественных практик, которые далеко не всегда связываются в сознании исследователей с политикой; это касается, например, работы с такими понятиями, как «массовая культура», «бренд», «театральный кластер», «инкультурация», «инклюзия», «элита», «сакральное пространство» [19], «Русский мир». Авторы, таким образом, расширяют представления о социальной значимости, социальной роли и социализации русского театра, интегрируя инновационные понятия и идеи в знание о культурном феномене на основе социально-философского дискурса [34].
В ряде материалов сделан акцент на конкретные социально-культурные практики и аспекты работы театров как учреждений и представителей творческих профессий, обеспечивающих деятельность театров. Выделим особо внимание к проблематике взаимодействия театра и публики, что не носит в современном мире раз и навсегда заданного характера, имеет множество векторов и контекстуальных парадоксов. Именно на таком понимании социально-философской проблематики жизни театра построены доклады, посвященные цифровой театральной памяти или работе со специфическими группами зрителей, начиная с детей в мире (в частности, во Франции) и в России [16]. Для социально-философского дискурса театра важным является нетривиальное, междисциплинарное освоение проблематики творчества, что отражено в докладах, посвященных нравственно-ценностным модусам драматического актера или инверсионной модели театрального цикла [6]. Свободное владение разнообразным эмпирическим материалом и целеустремленность социально-философского осмысления русского театра в мире политики, социальной жизни, религии, образования придают содержанию материалов симпозиума актуальность и фундированность.
«Историко-культурный дискурс феномена русского театра»
Данный аспект может рассматриваться как своего рода «зерно» и один из смысловых центров симпозиума, поскольку требует тонкого и детального рассмотрения и учета многообразных цивилизационных связей и проникновений [44], обусловивших своеобразие русского театра, определенную замкнутость его на собственных проблемах и широту художественных влияний на мировой театр. Доклады, предлагаемые участниками в названном аспекте, естественно подразделить по эпохам, к которым относится их содержание. Это, во-первых, истоки, которые в полной мере не были театром в современном понимании (эстетизация бытия славян и русских в дохристианский период и Средние века, народный театр в его значении предвестия русского театра, барочный театр Симеона Полоцкого и Дмитрия Ростовского [26], первые опыты театрального «стихотворства» на Руси и развитие театральных практик у ближайших «соседей» России [3], балаганная культура ХУШ - начала XIX в. [17]. Это, во-вторых, привлекающий внимание весьма значительного количества исследователей театр рубежа XIX-XX вв. (в частности, отдельные фигуры и театральные акции, включая Собинова и Дягилева [8]), театр русского авангарда, театр 1920-1930-х гг. Примечательно, что участников симпозиума интересуют и философские проблемы театра в целом, например, идея жизнетворче-ства, преобладающая в театральном искусстве в указанный период, и вполне конкретные, локальные институции, в частности, театры-кабаре. Парадоксальным можно считать тот факт, что русский театр XIX в. сегодня привлекает внимание весьма небольшого количества исследователей, которые предполагают коснуться отдельных, локальных аспектов (купеческий театр, театр некоторых губерний). Относительно небольшой круг высказываний предполагается посвятить советскому театру, в котором авторов интересуют достаточно отдаленные периоды - середина ХХ в. и период «оттепели» в контексте представлений о повседненвости [37, 10]. В то же время исследователи демонстрируют заметный интерес к репрезентации исторических практик и образов в драматическом и музыкальном театрах [47], в данном случае речь идет о культурном наследии и его интеграции в театр нашего времени [7]. При этом позапрошлый, поистине золотой век русского театра оказывается формально воспринимаемым в качестве объекта пиетета феноменом, к которому авторы постоянно апеллируют на уровне упоминаний, но собственно явления
которого не подвергают специальному историко-культурному анализу.
«Онтология и аксиология парадоксов русской драматургии»
Данный аспект является непосредственным отражением культурфилософских представлений о русском драматическом театре и о русской драме как о «литературе добра и учительства» (Н. Бердяев). Аксиология русской драматургии присутствует непосредственно или имплицитно в размышлениях практически всех авторов, уделяющих внимание проблематике идентичности, ценностно-смысловым ориентирам драматургов, гендерной детерминанте нравственных оснований (применительно к авторам и их персонажам), нравственным коллизиям в их обыденной и эстетической конкретности. Подчеркивается постоянно присутствующий в русской драматургии мотив «мильона терзаний», через которые проходят авторы и персонажи, что имеет непосредственное отношение к аксиологии русского искусства [49]. При этом общая модальность докладов не позволяет принять идею «смерти автора» в русском театре, напротив, подчеркивается значимость фигуры автора, авторского стиля и авторской нравственной и социальной позиции.
Наряду с отчетливо прочитывающейся аксиологией парадоксов русской драматургии в докладах присутствует разнообразная трактовка онтологии этих парадоксов. Авторы значительного количества докладов обращают внимание на онтологически детерминированные в своем творчестве фигуры первого ряда в русской драматургии (Пушкин, Гоголь, Сухово-Кобылин [39], Л. Толстой [30], Чехов [40]), на драматургов «новой волны» (Вампилов), современных авторов (Гришковец), драматургов-женщин [25], имплицитно выстраивая номинативный ряд, характеризующий востребованность онтологического дискурса русской драмы [13] современными театрами, современной публикой. В то же время онтология парадоксов русской драматургии осознается авторами докладов через русско-европейский диалог (Пушкин - Шекспир, Чехов - Метерлинк, драматургия русского зарубежья), через художественно-эстетические искания драматургов (жанровый синтез [15], романтические тенденции [46]), через выявление тенденций сценического воплощения русской драмы. Относительно небольшая доля докладов посвящена русской драматургии эпохи соцреализма, поэтому особенно важно отметить внимание к генезису одного из персонажей В. Маяковского и к творчеству совершенно не известного с его произведениями советского периода М. Криницкого. Таким обра-
зом, аксиология русской драматургии предстает в непосредственной интеграции с ее онтологией, позволяя наглядно выявить целостность дихотомии как сущности русского театра.
«Философия русской провинции в исторических и современных театральных практиках»
Этот аспект проблематики симпозиума определен, во-первых, актуальностью задачи, состоящей в междисциплинарном выявлении закономерностей, противоречий и перспектив бытования русского театра как культурфилософского феномена. Во-вторых, необходимостью решения одной из фундаментальных проблем, заявленных в концепции симпозиума, - комплексного изучения уникальной судьбы русского театра как ментального кода идентичности.
В докладах, представляемых на секции, разносторонне разрабатывается такая дихотомия, как «русский театр в провинции» - «провинция в русском театре». В ряде теоретических положений и в обобщении широкого эмпирического материала речь идет о конкретном опыте работы в прошлом и настоящем театра как специфического учреждения культуры в российской провинции (Вологда, Екатеринбург, Казань, Симферополь, Саранск [12], Самара, Симбирск/Ульяновск [42], города Кольского севера, Ярославль). Докладчиками из различных регионов России (к уже названным следует добавить Архангельск [33], Великий Новгород, Иваново [32], Москву) устанавливаются принципы организации деятельности театров, взаимодействие с аудиторией, место в городской среде, включая ее нематериальные и материальные сферы. Данный аспект докладов позволяет вывести на первый план социокультурные проблемы бытия театра в провинции и акцентировать философско-антропологические закономерности. Внимание также уделяется социально-философской и эстетической проблематике бытования театра в провинции, особенностям, прежде всего, актерского творчества в условиях удаленности от других культурных центров, а также особенностям подготовки художественно-творческих кадров.
Следует добавить, что в определении социокультурной и философско-антропологической проблематики существенное значение имеет внимание к весьма немногим, но значимым авторам-режиссерам, работающим в современной провинции и позиционирующим себя в качестве провинциалов, отражающих в искусстве жизни провинции (Н. Коляда - репрезентативная фигура, привлекшая к себе внимание не только земляков, но и представителей других российских ре-
гионов). Особое значение имеет факт присутствия в числе докладчиков этой секции ведущих практиков современного русского театра, режиссеров и педагогов, представляющих Ярославль как крупный творческий и образовательный центр в сфере театра [1, 29], а также другие провинциальные города. Эстетический, аксиологический аспекты современного театрального процесса в провинции - основа докладов данных участников.
Наконец, особый, оригинальный и малоисследованный аспект представляет собой интегра-тивный (культурно-исторический, в первую очередь) подход к провинциальной среде, в которой существует театр и которая отражает в себе влияния со стороны театра. Авторы докладов находят оригинальные научные коллизии, в которых раскрывается взаимодействие театра и музея (не только в институциональном, но и в метафорическом планах), особенности пребывания театра как здания в провинциальной городской среде. Таким образом, доклады секции составляют своеобразную научную целостность, позволяя найти в проблеме «театр и провинция» реализацию традиционных философских представлений о русской провинции и разнообразного и глубокого эмпирического знания о театре как феномене провинциальной культуры.
Концептуально оформленный замысел предстоящего симпозиума, опирающийся на многолетние и многочисленные исследования конкретных ситуаций, произведений, персон, позволяет ожидать ответа на вопрос, обозначенный в теме симпозиума. Мы полагаем необходимым и возможным выявить системные основания для понимания того, как дихотомия цивилизационных и ментальных, социальных и эстетических процессов трансформируется с учетом специфики национальной культуры в уникальную целостность.
Библиографический список
1. Азеева, И. В. Развитие современной российской театральной школы в ситуации модернизации системы высшего образования [Текст] / И. В. Азеева // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 2. -С. 201-205.
2. Астафьева, О. Н. Культурная политика России: теория - реальность - перспектива [Текст] / О. Н. Астафьева // Государственная служба. - 2010. -№ 1. - С. 67-73.
3. Баженова, О. Д. Театр княгини Франтишки Ур-шули Радзивилл [Текст] / О. Д. Баженова // Женщины на краю Европы ; под ред. Е. Гаповой. - Минск : Изд-во ЕГУ, 2003. - С. 45-62.
4. Барабаш, Н. А. Чеховские провокации как предощущение постмодерна [Текст] / Н. А. Барабаш //
Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 1. -С. 154-159.
5. Бартошевич, А. В. Гамлет нашего времени [Текст] / А. В. Бартошевич // Экран и сцена. - 2010. -№ 9. - 17.05
6. Богданова, П. Б. Культурный цикл. Театральная режиссура от шестидесятников к поколению post [Текст] / П. Б. Богданова. - М. : Академический проект, 2017. - 479 с.
7. Боровская, Е. А. Художественное образование в современной парадигме искусствознания [Текст] / Е. А. Боровская // Дом Бурганова. Пространство культуры. - 2011. - № 2. - С. 45-57.
8. Бочкарева, О. В. Диалог с С. П. Дягилевым: критика искусства и искусство критики [Текст] / О. В. Бочкарева // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 1. - С. 317-321.
9. Брандт, Г. А. «Новая драма» в оптике культурной антропологии: феномен исчезновения человека [Текст] / Г. А. Брандт // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - № 6. - С. 359-364.
10. Брусиловская, Л. Б. Культура повседневности в эпоху «оттепели»: метаморфозы стиля [Текст] / Л. Б. Брусиловская // Общественные науки и современность. - 2000. - № 1. - С. 163-174.
11. Бурлина, Е. Я., Бокурадзе, Д. С. Театр в городе и город в театре: единое культурное пространство [Текст] / Е. Я. Бурлина, Д. С. Бокурадзе // Известия Самарского научного центра РАН. - 2013. - Т. 14. -№ 2-1. - С. 10-14.
12. Воронина, Н. И., Елисеева, Ю. А., Новикова, Н. Л., Сиротина, И. Л. Философское «собирание» человека как концепт информационного пространства «культурных гнезд» (на материале мордовского края) [Текст] / Н. И. Воронина, Ю. А. Елисеева, Н. Л. Новикова, И. Л. Сиротина. - Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2013. - 140 с.
13. Глазкова, Т. В. Телеканал «Театр»: «неформат» в формате коммерческого телевидения [Электронный ресурс] / Т. В. Глазкова // Культурные индустрии в Российской Федерации в контексте мировых тенденций : материалы Международной научной конференции. Москва, 17-18 октября 2011 г. Избранные тезисы докладов. - М., 2011. С. 5. - URL: http://ricur.ru/ffles/cul_md_2011_tez.pdf
14. Густякова, Д. Ю. Трансформация художественных образов классической оперы как результат интерпретационной деятельности [Текст] / Д. Ю. Гу-стякова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 5. -С. 239-244.
15. Денисов, А. В. Сюжет и жанр в опере ХХ века - парадигмы изучения [Текст] / А. В. Денисов // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2006. - Т. 7. -№ 21-2. - С. 128-137.
16. Дмитриевский, В. Н., Салиева, Н. Ю. Проблемы включенности театра в социокультурный аспект города и региона (начало XXI века) [Текст] / В. Н. Дмитриевский, Н. Ю. Салиева // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - № 6. - С. 400-405.
17. Дуков, Е. В. Развлекательная культура России XVIII-XIX веков: очерки теории и истории [Текст] / Е. В. Дуков. - СПб. : Дмитрий Буланин, 2000. - 520 с.
18. Едошина, И. А. Шекспир и А. Н. Островский [Текст] / И. А. Едошина // Литературоведческий журнал. - 2015. - № 36. - С. 155-164.
19. Еремин, А. В. Ритуализация социально-политических практик и сакрализация власти в контексте государственно-церковных отношений постсоветской России [Текст] / А. В. Еремин // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - № 4. - С. 299-306.
20. Ерохина Т. И. Стереотипы и символы русско-сти: «Мелкий бес» Ф. Сологуба в кукольном театре [Текст] / Т. И. Ерохина // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. - Т. 24. - № 4 (180). -С. 170-180.
21. Ерохина, Т. И. Человек и текст: грани бытия русского символизма [Текст] / Т. И. Ерохина // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 1. -С. 178-185.
22. Закс, Л. А. Российский театр рубежа веков: штрихи к социокультурному портрету [Текст] / Л. А. Закс // Театр. - 2006. - № 2. - С. 25-35.
23. Злотникова, Т. С. Цивилизационный и ментальный дискурсы русского театра как кода идентичности [Текст] / Т. С. Злотникова // Обсерватория культуры. - 2019. - Т. 16. - С. 4-15.
24. Кантор, В. К. Изображая, понимать, или sententia sensa: философия в литературном тексте [Текст] / В. К. Кантор. - М. ; СПб. : ЦГИ Принт, 2017. - 832 с.
25. Карпова, Т. Н. Женская драматургия последней трети ХХ века: к проблеме жизнетворчества [Текст] / Т. Н. Карпова // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - № 3. - С. 311-315.
26. Киселева, М. С. Тексты русского барокко: «Книга любви знак в честен брак» [Текст] / М. С. Киселева // Анатомия философии: как работает текст / сост. и отв. ред. Ю. В. Синеокая. - М. : Издательский Дом ЯСК, 2016. - С. 579-606.
27. Киященко, Л. П. Видимое и сущее - предмет научного и художественного познания (в ракурсе творческой личности) [Текст] / Л. П. Киященко // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 3. -С. 214-220.
28. Кондаков, И. В. Вместо Пушкина. Этюды о русском постмодернизме [Текст] / И. В. Кондаков. -М. : Изд-во МБА, 2011. - 383 с.
29. Кузин, А. С. Театральная школа: современные смыслы [Текст] : учебное пособие / А. С. Кузин. -Ярославль : Ярославский государственный театральный институт, 2017. - Издание 2-е, исправленное и дополненное. - 283 с.
30. Лученецкая-Бурдина, И. Ю. Парадоксы художника: особенности индивидуального стиля Л. Н. Толстого в 1870-189-е годы [Текст] / И. Ю. Лученецкая-Бурдина. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ 2001. - 156 с.
31. Никольский, С. А. Горизонты смыслов. Философские интерпретации отечественной литературы
XIX-XX вв. [Текст] / С. А. Никольский. - М. : Голос, 2015. - 536 с.
32. Новичкова, Н. Ю. Социокультурная динамика провинциальной городской среды в контексте правового регулирования градостроительства [Текст] / Н. Ю. Новичкова // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - № 5. - С. 351-355.
33. Пермиловская, А. Б. Культурное пространство Русский Арктики [Текст] / А. Б. Пермиловская // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 3. -С. 362-365.
34. Прикладная культурология. Энциклопедия [Текст] / составитель и научный редактор И. М. Быховская. - М. : ООО «Издательство «Согласие», 2019. - 846 с.
35. Разлогов, К. Э. От естественных языков к медиа: методологические и терминологические аспекты медиалогии [Текст] / К. Э. Разлогов // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 1. - С. 164-170.
36. Русский театр как культурфилософский феномен. Международный симпозиум. Программа [Электронный ресурс]. - URL: https://conf.yspu.org/events/rus-theatre/
37. Сапанжа, О. С., Баландина, Н. А. Балет «Красный мак» в пространстве советской повседневной культуры [Текст] / О. С. Сапанжа, Н. А. Баландина // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. - 2017. - № 1. - С. 33-39.
38. Светлов, Р. В. Античная мудрость: педагогика, философия, политика, теургия [Текст] : монография / Р. В. Светлов. - СПб. : Изд. РХГА, 2012. - 162 с.
39. Старосельская, Н. Д. Сухово-Кобылин [Текст] / Н. Д. Старосельская. - М. : Молодая гвардия, 2003. - 318 с.
40. Старшова, А. П. Время как эстетическая характеристика пьесы (А. П. Чехов) [Текст] / А. П. Старшова // Ярославский педагогический вестник. - 2002. - № 3. - С. 120-125.
41. Степанов, В. Н., Торопова, О. В. Чувство ансамбля как профессиональная компетенция театрального актера и трениноговая работа [Текст] / В. Н. Степанов, О. В. Торопова // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 4. - С. 288-294.
42. Тихонова, А. Ю. Творческая личность и региональная культура: возможности взаимопритяжения и взаиморазвития [Текст] / А. Ю. Тихонова // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 5. -С. 223-228.
43. Федюк, В. П. Красное и зеленое: российский либерализм в 1917 году [Текст] / В. П. Федюк // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - № 5. -С. 356-360.
44. Ходнев, А. С. Мюзикл «Гамильтон»: публичная история и конструирование истории в США [Текст] / А. С. Ходнев // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - № 3. - С. 298-305.
45. Хренов, Н. А. Коммуникация и культура: к неапологетической интерпретации массовой коммуникации (продолжение) [Текст] / Н. А. Хренов // Арти-культ. - 2016. - 22(2). - С. 6-17.
46. Цимбалова С. И. Русский сценический романтизм: к истории вопроса [Текст] / С. И. Цимбалова // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 2. -С. 130-135.
47. Шапинская, Е. Н., Цодоков, Е. С. Парадокс об опере-2. Трансформации культурной формы: опера в ее историческом развитии [Электронный ресурс] / Е. Н. Шапинская, Е. С. Цодоков // Культура культуры. - 2016. - № 1. - URL: cult-cult.ru>archive-2016-1. Дата обращения 25.03.2019.
48. Шапиро, А. Я. Как закрывался занавес [Текст] / А. Я. Шапиро. - М. : Новое литературное обозрение, 1999. - 349 с.
49. Шибаева, М. М. Трансформация представлений о творческой личности в отечественной эстетике [Текст] / М. М. Шибаева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусства. -2016. - № 4. - С. 10-17.
Reference List
1. Azeeva, I. V. Razvitie sovremennoj rossijskoj teatral'noj shkoly v situacii modernizacii sistemy vysshego obrazovanija = Development of modern Russian theatre school in the situation of the higher education system modernization [Tekst] / I. V Azeeva // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2013. - № 2. - S. 201-205.
2. Astafeva, O. N. Kul'turnaja politika Rossii: teori-ja - real'nost' - perspektiva = Russia's cultural policy: theory - reality - perspective [Tekst] / O. N. Astaf'eva // Gosudarstvennaja sluzhba. - 2010. - № 1. - S. 67-73.
3. Bazhenova, O. D. Teatr knjagini Frantishki Urshuli Radzivill = Princess Frantishka Urshuli Radzivill Theatre [Tekst] / O. D. Bazhenova // Zhenshhiny na kraju Evropy ; pod red. E. Gapovoj. - Minsk : Izd-vo EGU, 2003. - S. 45-62.
4. Barabash, N. A. Chehovskie provokacii kak pre-doshhushhenie postmoderna = Chekov provocations as a prelude to post-modern [Tekst] / N. A. Barabash // Jaro-slavskij pedagogicheskij vestnik. - 2019. - № 1. -S. 154-159.
5. Bartoshevich, A. V Gamlet nashego vremeni = Hamlet of our time [Tekst] / A. V. Bartoshevich // Jekran i scena. - 2010. - № 9. - 17.05
6. Bogdanova, P. B. Kul'turnyj cikl. Teatral'naja rezhissura ot shestidesjatnikov k pokoleniju post Cultural cycle = Theatre directing from the sixties to the generation post [Tekst] / P. B. Bogdanova. - M. : Akad-emicheskij proekt, 2017. - 479 s.
7. Borovskaja, E. A. Hudozhestvennoe obrazovanie v sovremennoj paradigme iskusstvoznanija = Art education in the modern paradigm of art [Tekst] / E. A. Borovskaja // Dom Burganova. Prostranstvo kul'tury. - 2011. - № 2. - S. 45-57.
8. Bochkareva, O. V Dialog s S. P. Djagilevym: kriti-ka iskusstva i iskusstvo kritiki = Dialogue with S. P. Dyagilev: criticism of art and art of criticism [Tekst] / O. V Bochkareva // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2017. - № 1. - S. 317-321.
9. Brandt, G. A. «Novaja drama» v optike kul'turnoj antropologii: fenomen ischeznovenija cheloveka = «New Drama» in the optics of cultural anthropology: The phe-
nomenon of human disappearance [Tekst] / G. A. Brandt // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2018. - № 6. -S. 359-364.
10. Brusilovskaja, L. B. Kul'tura povsednevnosti v jepohu «ottepeli»: metamorfozy stilja = The culture of everyday life in the «thaw» era: metamorphosis of style [Tekst] / L. B. Brusilovskaja // Obshhestvennye nauki i sovremennost'. - 2000. - № 1. - S. 163-174.
11. Burlina, E. Ja., Bokuradze, D. S. Teatr v gorode i gorod v teatre: edinoe kul'turnoe prostranstvo = Theatre in the city and city in the theater: a single cultural space [Tekst] / E. Ja. Burlina, D. S. Bokuradze // Izvestija Sa-marskogo nauchnogo centra RAN. - 2013. - T. 14. -№ 2-1. - S. 10-14.
12. Voronina, N. I., Eliseeva, Ju. A., Novikova, N. L., Sirotina, I. L. Filosofskoe «sobiranie» cheloveka kak kon-cept informacionnogo prostranstva «kul'turnyh gnezd» (na materiale mordovskogo kraja) = Philosophical «gath-ering» of man as a concept of information space of «cultural nests» (on the material of the Mordov region) [Tekst] / N. I. Voronina, Ju. A. Eliseeva, N. L. Novikova, I. L. Sirotina. - Saransk : Tip. «Kras. Okt.», 2013. -140 s.
13. Glazkova, T. V Telekanal «Teatr»: «neformat» v formate kommercheskogo televidenija = TV channel «Theatre»: «inappropriate» in the commercial television format [Jelektronnyj resurs] / T. V. Glazkova // Kul'turnye industrii v Rossijskoj Federacii v kontekste mirovyh ten-dencij : materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva, 17-18 oktjabrja 2011 g. Izbrannye tezisy dokla-dov. - M., 2011. S. 5. - URL: http://ricur.ru/files/cul_ind_2011_tez.pdf
14. Gustjakova, D. Ju. Transformacija hudozhestven-nyh obrazov klassicheskoj opery kak rezul'tat interpre-tacionnoj dejatel'nosti = Transformation of artistic images of classical opera as a result of interpretation activities [Tekst] / D. Ju. Gustjakova // Vestnik Moskovskogo gosu-darstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2013. -№ 5. - S. 239-244.
15. Denisov, A. V. Sjuzhet i zhanr v opere HH veka -paradigmy izuchenija = Plot and genre in the opera of the XX century - a paradigm of study [Tekst] / A. V. Denisov // Izvestija RGPU im. A. I. Gercena. -2006. - T. 7. - № 21-2. - S. 128-137.
16. Dmitrievskij, V N., Salieva, N. Ju. Problemy vkljuchennosti teatra v sociokul'turnyj aspekt goroda i regiona (nachalo XXI veka) = Problems of the theatre inclusion into the sociocultural aspect of the city and the region (beginning of the XXI century) [Tekst] / V. N. Dmitrievskij, N. Ju. Salieva // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2018. - № 6. - S. 400-405.
17. Dukov, E. V. Razvlekatel'naja kul'tura Rossii XVIII-XIX vekov: ocherki teorii i istorii = Entertainment culture of Russia of the XVIII-XIX centuries: essays of theory and history [Tekst] / E. V. Dukov. - SPb. : Dmitrij Bulanin, 2000. - 520 s.
18. Edoshina, I. A. Shekspir i A. N. Ostrovskij = Shakespeare and A. N. Ostrovsky [Tekst] / I. A. Edoshina // Literaturovedcheskij zhurnal. - 2015. -№ 36. - S. 155-164.
19. Eremin, A. V. Ritualizacija social'no-politicheskih praktik i sakralizacija vlasti v kontekste gosudarstvenno-cerkovnyh otnoshenij postsovetskoj Ros-sii = Ritualization of social and political practices and sacralization of power in the context of state-church relations of post-Soviet Russia [Tekst] / A. V. Eremin // Jaro-slavskij pedagogicheskij vestnik. - 2018. - № 4. -S. 299-306.
20. Erohina T. I. Stereotipy i simvoly russkosti: «Melkij bes» F. Sologuba v kukol'nom teatre = Stereotypes and symbols of Russianness: «Small Demon» by F. Sologub in the Puppet Theatre [Tekst] / T. I. Erohina // Izvestija Ural'skogo federal'nogo universiteta. Serija 1. Problemy obrazovanija, nauki i kul'tury. - T. 24. - № 4 (180). - S. 170-180.
21. Erohina, T. I. Chelovek i tekst: grani bytija russ-kogo simvolizma = Man and text: facets of Russian symbolism being [Tekst] / T. I. Erohina // Jaroslavskij peda-gogicheskij vestnik. - 2014. - № 1. - S. 178-185.
22. Zaks, L. A. Rossijskij teatr rubezha vekov: shtrihi k sociokul'turnomu portretu = Russian theatre of the turn of centuries: strokes to a sociocultural portrait [Tekst] / L. A. Zaks // Teatr. - 2006. - № 2. - S. 25-35.
23. Zlotnikova, T. S. Civilizacionnyj i mental'nyj diskursy russkogo teatra kak koda identichnosti = Civili-zational and mental discourse of Russian theatre as a code of the identity [Tekst] / T. S. Zlotnikova // Observatorija kul'tury. - 2019. - T. 16. - S. 4-15.
24. Kantor, V. K. Izobrazhaja, ponimat', ili sententia sensa: filosofija v literaturnom tekste = Portraying to understand, or sententia sensa: philosophy in a literary text [Tekst] / V. K. Kantor. - M. ; SPb. : CGI Print, 2017. -832 s.
25. Karpova, T. N. Zhenskaja dramaturgija poslednej treti HH veka: k probleme zhiznetvorchestva = Women's drama of the last third of the XX century: to the problem of life creation [Tekst] / T. N. Karpova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2018. - № 3. - S. 311-315.
26. Kiseleva, M. S. Teksty russkogo barokko: «Kniga ljubvi znak v chesten brak» Texts of the Russian Baroque: «The Book of Love Sign in Fair Marriage» [Tekst] / M. S. Kiseleva // Anatomija filosofii: kak rabotaet tekst / sost. i otv. red. Ju. V. Sineokaja. - M. : Izdatel'skij Dom JaSK, 2016. - S. 579-606.
27. Kijashhenko, L. P. Vidimoe i sushhee - predmet nauchnogo i hudozhestvennogo poznanija (v rakurse tvorcheskoj lichnosti) Visible and present - subject of scientific and artistic knowledge (in the perspective of a creative personality) [Tekst] / L. P. Kijashhenko // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2017. - № 3. -S. 214-220.
28. Kondakov, I. V. Vmesto Pushkina. Jetjudy o russkom postmodernizme. Instead of Pushkin. Essays about Russian postmodernism [Tekst] / I. V Kondakov. -M. : Izd-vo MBA, 2011. - 383 s.
29. Kuzin, A. S. Teatral'naja shkola: sovremennye smysly = Theatre school: modern meanings [Tekst] : uchebnoe posobie / A. S. Kuzin. - Jaroslavl' : Jaroslavskij gosudarstvennyj teatral'nyj institut, 2017. - Izdanie 2-e, ispravlennoe i dopolnennoe. - 283 s.
30. Lucheneckaja-Burdina, I. Ju. Paradoksy hudozh-nika: osobennosti individual'nogo stilja L. N. Tolstogo v 1870-189-e gody = Paradoxes of the artist: features of L. N. Tolstoy's individual style in 1870- 1890s [Tekst] / I. Ju. Lucheneckaja-Burdina. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2001. - 156 s.
31. Nikol'skij, S. A. Gorizonty smyslov. Filosofskie interpretacii otechestvennoj literatury XIX-XX vv. = Horizons of meanings. Philosophical interpretations of the national literature of the XiX-XX centuries. [Tekst] / S. A. Nikol'skij. - M. : Golos, 2015. - 536 s.
32. Novichkova, N. Ju. Sociokul'turnaja dinamika provincial'noj gorodskoj sredy v kontekste pravovogo regulirovanija gradostroitel'stva = Socio-cultural dynamics of the provincial urban environment in the context of the legal regulation of urban planning [Tekst] / N. Ju. No-vichkova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. -
2018. - № 5. - S. 351-355.
33. Permilovskaja, A. B. Kul'turnoe prostranstvo Russkij Arktiki = Cultural space of the Russian Arctic [Tekst] / A. B. Permilovskaja // Jaroslavskij pedagog-icheskij vestnik. - 2015. - № 3. - S. 362-365.
34. Prikladnaja kul'turologija. Jenciklopedija = Applied culturology. Encyclopedia [Tekst] / sostavitel' i nauchnyj redaktor I. M. Byhovskaja. - M. : OOO «Iz-datel'stvo «Soglasie», 2019. - 846 s.
35. Razlogov, K. Je. Ot estestvennyh jazykov k media: metodologicheskie i terminologicheskie aspekty me-dialogii = From natural languages to media: methodological and terminological aspects of medialogy [Tekst] / K. Je. Razlogov // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. -
2019. - № 1. - S. 164-170.
36. Russkij teatr kak kul'turfilosofskij fenomen. Mezhdunarodnyj simpozium. Programma = Russian theatre as a cultural phenomenon. International Symposium. Program [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://conf.yspu.org/events/rus-theatre/
37. Sapanzha, O. S., Balandina, N. A. Balet «Krasnyj mak» v prostranstve sovetskoj povsednevnoj kul'tury = Ballet «Red Poppy» in the space of Soviet daily culture [Tekst] / O. S. Sapanzha, N. A. Balandina // Vestnik Akademii Russkogo baleta im. A. Ja. Vaganovoj. -2017. - № 1. - S. 33-39.
38. Svetlov, R. V. Antichnaja mudrost': pedagogika, filosofja, politika, teurgija = Ancient wisdom: pedagogy, philosophy, politics, theurgy [Tekst] : monografija / R. V Svetlov. - SPb. : Izd. RHGA, 2012. - 162 s.
39. Starosel'skaja, N. D. Suhovo-Kobylin = Su-khovo-Kobylin [Tekst] / N. D. Starosel'skaja. - M. : Mo-lodaja gvardija, 2003. - 318 s.
40. Starshova, A. P. Vremja kak jesteticheskaja harakteristika p'esy (A. P. Chehov) = Time as an aesthetic characteristic of the play (A. P. Chekhov) [Tekst] /
A. P. Starshova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. -2002. - № 3. - S. 120-125.
41. Stepanov, V. N., Toropova, O. V. Chuvstvo an-samblja kak professional'naja kompetencija teatral'nogo aktera i treninogovaja rabota = Sense of ensemble as a professional competence of a theater actor and training work [Tekst] / V. N. Stepanov, O. V. Toropova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2014. - № 4. -S. 288-294.
42. Tihonova, A. Ju. Tvorcheskaja lichnost' i region-al'naja kul'tura: vozmozhnosti vzaimopritjazhenija i vzai-morazvitija = Creative personality and regional culture: opportunities for mutual development [Tekst] / A. Ju. Ti-honova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2015. -№ 5. - S. 223-228.
43. Fedjuk, V P. Krasnoe i zelenoe: rossijskij liberal-izm v 1917 godu = Red and Green: Russian liberalism in 1917 [Tekst] / V P. Fedjuk // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2018. - № 5. - S. 356-360.
44. Hodnev, A. S. Mjuzikl «Garnil'ton»: publichnaja istorija i konstruirovanie istorii v SShA = The musical «Hamilton»: public history and history design in the United States [Tekst] / A. S. Hodnev // Jaroslavskij peda-gogicheskij vestnik. - 2018. - № 3. - S. 298-305.
45. Hrenov, N. A. Kommunikacija i kul'tura: k nea-pologeticheskoj interpretacii massovoj kommunikacii (prodolzhenie) = Communication and culture: to the una-pologetic interpretation of mass communication (continued) [Tekst] / N. A. Hrenov // Artikul't. - 2016. - 22(2). -S. 6-17.
46. Cimbalova S. I. Russkij scenicheskij romantizm: k istorii voprosa = Russian stage romanticism: to the history of the question [Tekst] / S. I. Cimbalova // Jaroslav-skij pedagogicheskij vestnik. - 2019. - № 2. -S. 130-135.
47. Shapinskaja, E. N., Codokov, E. S. Paradoks ob opere-2. Transformacii kul'turnoj formy: opera v ee is-toricheskom razvitii = Paradox about opera-2. Transformations of a cultural form: opera in its historical development [Jelektronnyj resurs] / E. N. Shapinskaja, E. S. Codokov // Kul'tura kul'tury. - 2016. - № 1. - URL: cult-cult.ru>archive-2016-1. Data obrashhenija 25.03.2019.
48. Shapiro, A. Ja. Kak zakryvalsja zanaves = How the curtain was closed [Tekst] / A. Ja. Shapiro. - M. : No-voe literaturnoe obozrenie, 1999. - 349 s.
49. Shibaeva, M. M. Transformacija predstavlenij o tvorcheskoj lichnosti v otechestvennoj jestetike = Transformation of ideas about a creative personality in domestic aesthetics [Tekst] / M. M. Shibaeva // Vestnik Mos-kovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i is-kusstva. - 2016. - № 4. - S. 10-17.