вопросы российской юстиции выпуск №21
ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 347.963
Серова Евгения Николаевна Уральский государственный юридический университет
имени В.Ф. Яковлева Институт прокуратуры Россия, Екатеринбург [email protected] Serova Evgenia Ural state law university Institute of prosecutor's office Russia, Ekaterinburg
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ПО ЗАЩИТЕ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ Аннотация: в статье рассматривается правовая основа прокурорского надзора за защитой прав потребителей, его место среди других направлений надзора, разновидности прокурорского надзора за защитой прав потребителей, проблематика внутри каждого вида, а также рассматриваются различные доктринальные точки зрения.
Ключевые слова: прокурорский надзор за законодательством о защите прав потребителей, общий надзор, направления прокурорского надзора, проблематика, потребитель.
PROSECUTOR'S OVERSIGHT OF CONSUMER RIGHTS PROTECTION
LEGISLATION: DIRECTIONS AND ISSUES
Annotation: the article discusses the legal basis of prosecutorial supervision of consumer protection, its place among other areas of supervision, types of prosecutorial supervision of consumer protection, issues within each type, and also discusses various doctrinal points of view.
Key words: prosecutorial supervision of consumer protection legislation, general supervision, areas of prosecutorial supervision, issues, consumer.
Актуальность надзора за законодательством о защите прав потребителей обосновывается следующими факторами. Во-первых, в данной сфере задействованы все лица: независимо от пола, возраста, гражданства и.т.д. Во-вторых, сфера защиты прав потребителей не ограничивается спорами в рамках розничной купли-продажи, прежде всего, это вопросы правила безопасности товара и услуги, нарушения которых может привести к массовой гибели людей, при этом количество подобных случаев в настоящее время увеличивается.
Правовую основу прокурорского надзора за законодательством о защите прав потребителей составляют: Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» [3], Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 [4], Приказ Генеральной Прокуратуры №195 от 07.12.2007 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» [5], нормы ГК РФ [1], посвященные розничной купле-продаже, а также выполнению работ и оказанию услуг, нормы ГПК РФ [2], в случае, если прокурор вступает в гражданский процесс.
Деятельность прокуратуры в сфере защиты прав потребителей проходит в рамках следующих направлений:
- прокурорский надзор за исполнением законов;
- участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел.
Отдельной сферы (защита прав потребителей) внутри вышеуказанных направлений не существует. Как правило, данная сфера изучается внутри надзора за исполнением законов в социальной и экономической сферой.
Прокуратура оказывает прямое и опосредованное влияние на защиту прав потребителей.
Прямое влияние оказывается:
- в случае осуществления прокуратурой надзорных полномочий объектами надзора выступают: юридические лица, выступающие в данной сфере правоотношений, Роспотребнадзор и.т.д.
- защите прав определенных категорий граждан в суде по спорам о защите прав потребителей.
Опосредованное влияние нарушения в рассматриваемой сфере деятельности возможно при осуществлении прокуратурой надзора за предпринимательской и банковской деятельностью. Здесь нужно привести пример, что вы имели в виду. Например, в случае, когда прокурор осуществляют надзор за деятельностью контролирующих субъектов, которые обязаны проверять соблюдение противопожарного надзора юридическими лицами. Когда прокурор надзирает за порядком соблюдения банками законодательства в сфере потребительского кредитования.
Прямое влияние - от опосредованного, отличается тем, что при прямом влиянии на момент проверки прокурор проверяет непосредственно соблюдение законности, и на момент проверки, нарушение прав уже имеет место быть. При опосредованном влиянии прокурор проверяет законность проведения проверок контролирующими субъектами, например, противопожарную безопасность, лицензирование и.т.д. В случае, если прокурор примет решение об инициировании гражданского или арбитражного производства, то уже объектом станет и защита прав потребителей. тем самым, защищает права потребителей от будущих нарушений.
Прокуратура осуществляет надзор за следующими направлениями в рамках защиты прав потребителей:
- розничная купля-продажа товара;
- выполнение работ и оказание услуг;
- сфера потребительского и ипотечного кредитования.
Первый вид представляет наименьший интерес для настоящего исследования, так как данные виды споров ограничиваются единичными обращениями физических лиц, которые можно было разрешить, обратившись в Роспотребнадзор либо в судебном порядке. А прокуратура выступает в роли некой дополнительной возможности для потребителя защитить свои права, в случае если самостоятельно он этого сделать не может. Исключение составляют необоснованные отказы Роспотребнадзора в осуществлении проверок по обращениям. Например, в Постановлении Одиннадцатого ААС от 22 апреля 2022 г. № 11АП-11316/22 (страховка, навязанная покупателю автомобиля; потребитель успешно оспорил отказ Роспотребнадзора в возбуждении дела об АП) суд указал, что ответчик отказал в возбуждении дела об АП со ссылкой на мораторий в отношении проведения проверок, установленный Постановлением № 336, и на разъяснения Минэкономразвития, однако данные разъяснения на рассматриваемую ситуацию не распространяются, поскольку порядок и основания привлечения к административной ответственности регулируются только КоАП РФ [12]. В данном случае потребитель самостоятельно разрешил проблему, но имел возможность также обратиться с жалобой в прокуратуру.
Ряд авторов выделили следующие типичные нарушения в сфере розничной купли-торговли и оказания услуг: «Анализ прокурорской практики демонстрирует, что типичными нарушениями прав потребителей выступает следующее:
- нарушение права потребителей на информацию;
- отсутствуют книги отзывов и предложений;
- нарушаются правила продажи товаров и правила оказания услуг общественного питания;
- допускается предоставление недостоверных сведений относительно цен на товары, указанных на ценнике и кассовом узле;
- допускается продажа товаров с истекшим сроком годности» [7, с. 471].
Второй вид (оказание работ и услуг) имеет своей особенностью массовый
характер, то есть надзор в тех сферах, где нарушение каких-либо норм приведут к массовым жертвам. Именно в данном направлении осуществляется опосредованная проверка защиты прав потребителей.
Проблематикой данного вида является тот факт, что на сегодняшний момент необходимо проверять все виды предпринимательской деятельности, так как очень много предприятий используют в своей деятельности различные источники повышенной опасности. При этом осуществление массовых проверок начинается только после того, как случается какая-либо трагедия, например, пожар в палаточном лагере на Дальнем Востоке привёл к проверкам со стороны прокуратуры различных детских лагерей, а также гостиниц [8]. Пожар в кинотеатре «Зимняя вишня» привёл к осуществлению проверок кинотеатров и торговых центров [6]. На сегодняшний день участились случаи поломки аттракционов, во время их эксплуатации [9]. При этом проверяется абсолютно элементарные нормы: наличие запасного выхода, работа противопожарных сигнализаций, использование горючих и смазочных средств, срок списания источника повышенной опасности. Прокурор не может лично и самостоятельно проверять каждого нового предпринимателя на соблюдение всех норм, а специализированные органы иногда проводят проверки посредственно. Таким образом, это показывают неэффективную работу специализированных органов, и повышает роль прокуратуры в современном обществе. При этом надзорные акты прокурорского реагирования не всегда
эффективны в данном направлении, поэтому прокурор вступает в гражданский процесс, а иногда вынужден выносить постановление о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования.
Далеко не всегда усиление прокурорского надзора, либо создание специализированных прокуратур разрешает проблему, так как увеличение финансового обеспечения, а также количества задействованных прокурорских работников не эффективно без изменения методик и тактик.
Количество нарушений в сфере защиты прав потребителей, которые наносят существенный вред, прокуратура может минимизировать следующими способами.
Во-первых, проводить выборочный надзор за материалами проверок контролирующих субъектов. Например, несколько лет существует какой-либо торговый центр, контролирующие органы его не раз проверяли, при этом не выявили ни одного нарушения. Данные материалы представляют существенный интерес для прокуратуры, так как велика вероятность сокрытия правонарушений.
Во-вторых, прокуратура должна чаще проводить выездные проверки для минимизации возникновения различных коррупционных факторов. Некоторые нарушения можно выявить без наличия специальных познаний: наличие доступа к аварийным выходам, хранение пищевых продуктов, наличие противопожарных систем оповещения и.т.д.
В-третьих, прокуроры должны чаще привлекать к проверкам лиц, имеющих специальные познания. Особенно актуально при проверке производств технически-сложных товаров.
Третье направление защита прав потребителей в кредитных правоотношениях. На сегодняшний момент, данное направление приобретает особую актуальность, так как количество кредитов с каждым годом
увеличивается, появляются различные кредитные организации, которые не всегда действуют добросовестно.
По мнению Сандаловой В.А. и Азаровой Е.С.: «Проблема межведомственного взаимодействия. Функции различных органов, организаций, публичных образований, их полномочия по нормативному регулированию, контролю и надзору в банковском секторе (такие как, Банк России, ФАС РФ, Росфин-мониторинг, Роспотребнадзор, органы прокуратуры) пересекаются, распределены формально без определения зон влияния и границ ответственности. Реальные, эффективные результаты не могут быть стабильно обеспечены в условиях организационного вакуума и без определения роли прокуратуры в данных правоотношениях. Вопрос открытости и гласности. Своевременность получения информации от кредитных организаций, ее доступность, достаточность, - качественно влияют на скорость и результативность проводимых мероприятий в рамках прокурорского надзора за соблюдением и исполнением банковского законодательства» [10, с. 75].
По мнению Решетняк Е.А.: «Анализ прокурорской практики свидетельствует о многочисленных фактах нарушений действующего законодательства в сфере потребительского кредитования, как со стороны кредитных организаций, так и со стороны физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Направленность на укрепление законности и правопорядка, предупреждение и пресечение правонарушений, обеспечение прав и свобод граждан имеет такая автономная форма юридической деятельности как надзор. При этом необходимо прописать четкие критерии, по которым прокурор будет иметь право на получении информации, составляющую банковскую тайну, а также процедуру их получения. Помимо этого, на уровне Генеральной прокуратуры РФ необходимо утверждение приказа по организации надзора в кредитно-банковской сфере. Кроме того, немаловажным улучшением качества надзора в рассматриваемой сфере будет являться организация и проведение
всевозможных семинаров и курсов для прокурорских работников по обучению выявления преступлений и правонарушений в кредитно-банковской сфере» [11, а 235].
Таким образом, в настоящей статье были выявлены следующие проблемы прокурорского надзора законодательством по защите прав потребителей. Во-первых, так называемый, «догоняющий надзор», потому что возбуждаются проверки только после какого-либо громкого правонарушения. Во-вторых, проблема разграничения компетенций, при надзоре за потребительским кредитованием. Также проблема теоретического характера, защита прав потребителей касается всех лиц, но по-прежнему не является приоритетным направлением прокурорского надзора. Были предложены следующие варианты решения первой проблемы: проведение выборочных проверок в отношении контролирующих субъектов, увеличение количества выездных проверок, привлечение к надзорным проверкам лиц, имеющих специальные познания. Две других проблемы разрешаются на законодательном уровне, либо на уровне ведомственных актов.
Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.П) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996 г. № 5. Ст. 410.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ// СЗ РФ. 2002 г. № 46. Ст. 4532.
3. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 9 апреля 1992 г. № 15. Ст. 766.
4. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г. № 8. Ст. 366.
5. Приказ Генеральной Прокуратуры №195 от 07.12.2007 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина». URL: https://epp.genproc.gov.ru (дата обращения 16.09.2022).
6. В Ленобласти прокуратура проверяет соблюдение санитарных норм в ТЦ «Мега» // URL:https://tass.ru/obschestvo/8492189 (Дата обращения 15.09.2022).
7. Ишмухаметова, А.Р., Ибрагимова, Э.А. Прокурорский надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека / А.Р. Ишмухаметова, Э.А. Ибрагимова // student.2020. № 12. С. 471-475.
8. Прокуратура проверяет готовность детских лагерей Приморья к работе // URL: https://vostokmedia.com/news/2022-05-30/prokuratura-proveryaet-gotovnost-detskih-lagerey-primorya-k-rabote-479618?amp=1 (дата обращения 15.09.2022).
9. Прокуратура: аттракционы в Петропавловске опасны для детей // URL: https://petropavlovskkamchatskiy.bezformata.com/listnews/prokuraturaattraktcionvp etropavlovske/107655413/ (дата обращения 15.09.2022).
10. Сандалова, В.А., Азарова, Е.С. Надзор за соблюдением и исполнением банковского законодательства в сфере ипотечного кредитования В.А. Сандалова, Е.С. Азарова // Legal Concept. 2022. № 2. С. 75-81.
11. Решетняк, А.Е. Роль органов прокуратуры в обеспечении законности в сфере потребительского кредитования /А.Е. Решетняк // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2020. № 1. С. 235-240.
12. Постановление Одиннадцатого ААС от 22 апреля 2022 г. № 11АП-11316/22. URL: https://kad.arbitr.ru/Card/c3939889-db30-49c6-9566-55c1f38026f1 (дата обращения 03.10.2020).