Научная статья на тему 'ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СФЕРЕ ОХРАНЫ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ'

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СФЕРЕ ОХРАНЫ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
249
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА / НАДЗОР / ПРОКУРОР / ПРОТЕСТ / ПОЛНОМОЧИЯ / ПОСТАНОВЛЕНИЕ / УЧАСТНИК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Данилов Николай Филиппович, Фомина Наталья Васильевна

В статье изложены теоретические и нормативные аспекты прокурорского надзора, как инструмента, гарантирующего единообразное исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации. Определены права и обязанности прокурора как участника уголовного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях в сфере охраны водных биологических ресурсов на конкретных стадиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Данилов Николай Филиппович, Фомина Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSECUTOR'S SUPERVISION IN THE FIELD OF PROTECTION OF AQUATIC BIOLOGICAL RESOURCES

The article describes the theoretical and normative aspects of Prosecutor's supervision as a tool that guarantees uniform enforcement of laws in force on the territory of the Russian Federation. The rights and duties of the Prosecutor as a participant in criminal proceedings and proceedings in cases of administrative offenses in the field of protection of aquatic biological resources at specific stages are defined.

Текст научной работы на тему «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СФЕРЕ ОХРАНЫ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ»

_ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 9(189)

DOI 10.47643/1815-1337_2020_9_166

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СФЕРЕ ОХРАНЫ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ДАНИЛОВ Николай Филиппович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеправовых дисциплин Всероссийского государственного университета. Е-mail: sidorov1061@ yandex.ru;

ФОМИНА Наталья Васильевна,

кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Всероссийского государственного университета юстиции. Е-mail: sidorov1061@ yandex.ru

Краткая аннотация: В статье изложены теоретические и нормативные аспекты прокурорского надзора, как инструмента, гарантирующего единообразное исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации. Определены права и обязанности прокурора как участника уголовного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях в сфере охраны водных биологических ресурсов на конкретных стадиях.

Abstract: the article describes the theoretical and normative aspects of Prosecutor's supervision as a tool that guarantees uniform enforcement of laws in force on the territory of the Russian Federation. The rights and duties of the Prosecutor as a participant in criminal proceedings and proceedings in cases of administrative offenses in the field of protection of aquatic biological resources at specific stages are defined.

Ключевые слова: возбуждение дела, надзор, прокурор, протест, полномочия, постановление, участник.

Keywords: initiation of a case, supervision, Prosecutor, protest, authority, resolution, participant.

Одной из важнейших гарантий соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе регламентирующих общественные отношения в сфере охраны водных биологических ресурсов, является прокурорский надзор.

Предметом прокурорского надзора, в соответствии с федеральным законом [3], являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Теория и практика прокурорского надзора выработала множество понятий и терминов, используемых в научной, учебной и практической деятельности. Коренным же для всех остальных понятий является «прокурор»[6, 7, 8].

Использованное в законе о прокуратуре понятие «прокурор» - собирательное, так как охватывает такие должности, как Генеральный прокурор Российской Федерации, прокурор субъекта Российской Федерации, прокурор города, прокурор района, прокурор специализированной прокуратуры. Кроме того, это же понятие охватывает должности заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, помощников и заместителей всех нижестоящих прокуроров, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников, прокуроров управлений и отделов и др.

При определении, например прокурора, как участника уголовного судопроизводства, в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее УПК РФ) указывается: прокурор - это Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре [2].

Анализ положений действующего законодательства, регламентирующих полномочия прокурора при осуществлении различных видов надзора позволяет обратить внимание на ряд обстоятельств:

Во-первых, существенное значение в сфере охраны водных биологических ресурсов имеет организация и деятельность специализированных природоохранных прокуратур. По мнению А.Ю. Винокурова [6], «природоохранная деятельность прокуратуры в современных условиях становится исключительно важным направлением ее работы. В первую очередь это обусловлено тем, что в основном в результате несоблюдения должностными лицами, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и многими гражданами требований экологического законодательства обостряется экологическая ситуация во многих регионах страны и в целом в России, ухудшается естественная среда обитания людей, не обеспечивается их экологическая безопасность, истощаются природные ресурсы, а в конечном итоге нарушается закрепленное в статье 42 Конституции России право граждан на благоприятную окружающую среду». В круг полномочий этих прокуратур входит надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей природной среды и экологических прав граждан:

- представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации;

- органами местного самоуправления;

Административное право; административный процесс

- органами контроля и их должностными лицами;

- органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В случае установления факта нарушения закона при осуществлении надзора прокуроры вправе использовать следующие средства прокурорского реагирования:

- протест на противоречащий закону правовой акт;

- представление об устранении нарушений закона;

- предостережение о недопустимости нарушения закона.

Во-вторых, в качестве отдельного вида прокурорского надзора в рамках действующего законодательства рассматривается, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Кроме того, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (УПК РФ), прокуратур признается участником уголовного судопроизводства. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

- проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

- выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

- требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

- давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

- давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

- истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК РФ и др.

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность и на последующих стадиях уголовного судопроизводства (при пересмотре не вступивших и вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда).

В-третьих, действующее законодательство наделяет прокурора полномочиями, необходимыми для участия в производстве по делам об административных правонарушениях. Процессуальный статус прокурора как участника производства по делам об административных правонарушениях определен в статье 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). В соответствии с данной статьей КоАП РФ, как участник производства по делам об административных правонарушениях, в том числе и в сфере охраны водных биологических ресурсов, прокурор в пределах своих полномочий вправе:

- возбуждать производство по делу об административном правонарушении;

- участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;

- приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении, независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия [1]. Соответственно, прокурор может включиться в производство по делу об административном правонарушении, в том числе и в сфере охраны водных биологических ресурсов, на любой его стадии.

Возбуждение дела об административном правонарушении (глава 28 КоАП) является самостоятельной стадией производства по делам об административных правонарушениях и представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на установление факта административного правонарушения, а также определения подведомственности (подсудности) [4, 5]. Возбуждение дела об административном правонарушении включает процессуальную деятельность по получению информации об административном правонарушении, ее оформлении и регистрации. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 28.4 КоАП РФ, при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить любое дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление. При этом, постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, следует рассматривать как разновидность протокола об административном правонарушении, поскольку:

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 9(189)

- постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное прокурором должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ (т.е. те же сведения, что и в протоколе об административном правонарушении);

- постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, выносится прокурором в сроки, установленные статьей 28.5 КоАП РФ (т.е. в те же, что и протокол об административном правонарушении).

В случае участия прокурора в рассмотрении дела об административном правонарушении, согласно части 2 статьи 29.7 КоАП РФ, заслушивается его заключение. На данной стадии производства по делу об административном правонарушении, законодатель императивно предписывают судье, органу, должностному лицу (в производстве которых находится дело об административном правонарушении) извещать прокурора о месте и времени рассмотрения дел об административных правонарушениях:

- совершенных несовершеннолетними (т.е. лицами, которым уже исполнилось 16, но еще нет 18 лет);

- возбужденных, по инициативе самого прокурора.

На стадии пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, опротестование постановления и последующих решений, прокуроры осуществляют по правилам, установленным для их обжалования:

- не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях;

- вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 КоАП РФ. Соответственно, правом на принесение такого протеста, обладают прокуроры всех уровней.

Право принесения протеста, на вступившие в законную силу постановления по делам об административных пра-

Библиография:

вонарушениях, принадлежит:

1) прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям;

2) Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям;

3) а в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы:

- прокурорам военных округов, флотов и приравненным к ним прокурорам;

- Главному военному прокурору и их заместителям.

Таким образом, прокурорский надзор в сфере охраны

водных биологических ресурсов характеризуется тем, что:

1) надзор осуществляется государственным органом, не входящим в определенные законом ветви власти (прокуратура Российской Федерации не относится ни к органам законодательной, ни исполнительной, ни судебной власти);

2) проверка исполнения законов в сфере охраны водных биологических ресурсов органами прокуратуры (прокурорский надзор) проводится на основании поступившей информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки;

3) прокурор, осуществляющий надзор, не наделен правом привлечения виновных лиц к ответственности. Его средствами прокурорского реагирования являются: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, представление, протест и предостережение о недопустимости нарушения закона;

4) кроме непосредственного надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокуроры наделены процессуальным статусом:

- участника уголовного судопроизводства в рамках возбужденного уголовного дела за совершение экологических преступлений;

- участника производства по делам об административных правонарушениях в сфере охраны водных биологических ресурсов.

1. 2.

3.

4.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. - Москва. : Проспект, 2017. - 640 с. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. : Проспект, 2017. - 640 с.

Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Доступ из ИПС «Гарант».

Агапов А.Б. Административное право: Учебник для бакалавриата и магистратуры в 2 Т. ТОМ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 10-е изд., пер. и доп. - М.: Изд-во ЮРАЙТ, 2017. - 429 с.

Амелин Р.В., Добробаба М.Б., Капитанец Ю.В., Капитанец М.Э., Мильшина И.В., Мошкина Н.А., Плещева М.В., Чаннов С.Е., Чистякова Л.В. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть вторая: комментарий к главам 15-32 КоАП РФ (под общ. ред. Л.В. Чистяковой). - ИД «ГроссМедиа»: РОСБУХ, 2019 г.

Винокуров, А. Ю. Природоохранная деятельность российской прокуратуры и основные пути ее совершенствования : монография / А. Ю. Винокуров. М.: МНЭПУ, 2001.

Григорьев, В. Н. Прокурорский надзор : учебник / В. Н. Григорьев [и др.]. М., 2006. 276 с.

Казарина, А. X. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов : монография / А. X. Казарина. М., 2005. 145с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.