Научная статья на тему 'ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СФЕРЕ БОРЬБЫ С РАСПРОСТРАНЕНИЕМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ'

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СФЕРЕ БОРЬБЫ С РАСПРОСТРАНЕНИЕМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
949
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / PROSECUTOR''S SUPERVISION / ЗАКОННОСТЬ / LAW / РАССЛЕДОВАНИЕ / INVESTIGATION / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕЛЕГАЛЬНЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ / ЛЕГАЛЬНЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ / КУРИТЕЛЬНАЯ СМЕСЬ / SMOKING MIXTURE / OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванченко Е.А.

Актуальность статьи обусловлена важностью прокурорского надзора в свете борьбы с преступностью в целом, а также с преступлениями, сопряженными с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Цель статьи - анализ координирующей и надзорной деятельности органов прокуратуры по борьбе с преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также курительных смесей, содержащих данные вещества. Автор делает выводы, что в соответствии Законом о прокуратуре Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность правоохранительных органов в целях повышения эффективности борьбы с преступностью путем разработки и реализации этими органами согласованных мер по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению. Прокуратура обязана уделять повышенное внимание надзору за действиями должностных лиц правоохранительных органов при расследовании дел о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ, рассмотрении и принятии процессуальных решений по сообщениям о совершенных преступлениях, а также вовлечении граждан в употребление и распространение курительных смесей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, разрабатывать необходимые мероприятия на основе анализа сообщений о преступлениях, в том числе по результатам анализа ресурсов сети Интернет и средств массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванченко Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSECUTORIAL SUPERVISION IN THE SPHERE OF COMBATING THE SPREAD OF NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES

The relevance of the article due to the importance of prosecutorial supervision in the light of the fight against crime in General and crimes involving illicit traffic in narcotic drugs and psychotropic substances. The purpose of the article is analysis of the coordinating and Supervisory activities of the Prosecutor's office for combating crimes connected with illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances, as well as Smoking mixtures that contain these substances. The author concludes that, in accordance with the Law on Prosecutor's office of the Russian Prosecutor General and subordinate prosecutors coordinate activities of law enforcement agencies in order to enhance the effectiveness of the fight against crime through the development and implementation of these bodies agreed measures for the timely identification, disclosure, combating and prevention of crimes, eliminate causes and conditions promoting to commit them. The prosecution is obliged to pay increased attention to oversight over the actions of officials of law enforcement bodies in investigating cases of illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances, consideration and adoption of procedural decisions on the reports on committed crimes and the involvement of citizens in the use and spread of Smoking mixtures containing narcotic drugs or psychotropic substances, develops the necessary measures based on the analysis of reported crimes, including the results of the analysis of the resources of the Internet and media.

Текст научной работы на тему «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СФЕРЕ БОРЬБЫ С РАСПРОСТРАНЕНИЕМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ»

• ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЮРИДИЧЕСКИЕ ВУЗЫ РОССИИ -ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА •

Е.А. Иванченко, E.A. Ivanchenko,

кандидат юридических наук, candidate of legal Sciences,

кафедра правовой культуры и защиты Department of legal culture and protection

прав человека юридического института of human rights law Institute

Северо-Кавказского федерального North-Caucasus Federal University

университета Kvi-elena@yandex. ru

Прокурорский надзор в сфере борьбы с распространением наркотических средств и психотропных веществ

Аннотация: актуальность статьи обусловлена важностью прокурорского надзора в свете борьбы с преступностью в целом, а также с преступлениями, сопряженными с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Цель статьи — анализ координирующей и надзорной деятельности органов прокуратуры по борьбе с преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотических m средств и психотропных веществ, а также курительных смесей, содержащих данные вещества. Автор § делает выводы, что в соответствии Законом о прокуратуре Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность правоохранительных органов в целях повышения эффективности борьбы с преступностью путем разработки и реализации этими органами согласованных мер по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению. Прокуратура обязана уделять повышенное внимание надзору за действиями должностных лиц правоохранительных органов при расследовании дел о незаконном is обороте наркотических средств и психотропных веществ, рассмотрении и принятии процессуальных § решений по сообщениям о совершенных преступлениях, а также вовлечении граждан в употребление и с распространение курительных смесей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, разрабатывать необходимые мероприятия на основе анализа сообщений о преступлениях, в том числе m по результатам анализа ресурсов сети Интернет и средств массовой информации. оз Ключевые слова: прокурорский надзор, законность, расследование, оперативно-розыскная

ql деятельность, нелегальный оборот наркотических средств и психотропных веществ, легальный с оборот наркотических средств и психотропных веществ, курительная смесь.

.о х

m

с

98 Prosecutorial supervision in the sphere

— of combating the spread of narcotic drugs

N and psychotropic substances

o

0j Abstract: the relevance of the article due to the importance of prosecutorial supervision in the light of the

fight against crime in General and crimes involving illicit traffic in narcotic drugs and psychotropic substances. The purpose of the article is analysis of the coordinating and Supervisory activities of the Prosecutor's office for combating crimes connected with illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances, as well as Smoking mixtures that contain these substances. The author concludes that, in accordance with the Law on Prosecutor's office of the Russian Prosecutor General and subordinate prosecutors coordinate activities of law enforcement agencies in order to enhance the effectiveness of the fight against crime through the development and implementation of these bodies agreed measures for the timely identification, disclosure, combating and prevention of crimes, eliminate causes and conditions promoting to commit them. The prosecution is obliged to

о

CI

о ф

го

о\ о "о

pay increased attention to oversight over the actions of officials of law enforcement bodies in investigating cases of illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances, consideration and adoption of procedural decisions on the reports on committed crimes and the involvement of citizens in the use and spread of Smoking mixtures containing narcotic drugs or psychotropic substances, develops the necessary measures based on the analysis of reported crimes, including the results of the analysis of the resources of the Internet and media.

Keywords: Prosecutor's supervision, law, investigation, operational-search activity, illegal trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances legal circulation of narcotic drugs and psychotropic substances, Smoking mixture.

В Российской Федерации за последнее десятилетие существенно ухудшилась ситуация, связанная с распространением наркотических средств и психотропных веществ. Несмотря на введенные меры ранней социальной профилактики наркомании, растет регистрируемое количество лиц обеих категорий: «больных наркоманией» и «больных наркоманией с впервые установленным диагнозом».

Толчком к обострению проблемы явилась широкая и долгое время не пресекаемая реализация на территории Российской Федерации курительных смесей под наименованиями AM-HI-CO, Dream, Spice (Gold, Diamond), Zoom, Ex-ses, Pep Spice, Yucatan Fire и др.

Внесение поправок в список I Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 [1], предоставило легальную возможность правоохранительным органам привлекать распространителей курительных смесей, в состав которых входят шалфей предсказателей (Salvia divinorum), гавайская роза (Argyrea nervosa), голубой лотос (Nymphea caerulea), синтетические кан-набиоиды и Сальвинорин А. к уголовной ответственности. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1186 «О внесении изменений в Б ю некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопро- О О сам, связанным с оборотом наркотических средств» [2], включив в список О Ч I названные выше вещества, не охватило ряд веществ растительного проис- Н о хождения и химических веществ, входящих в состав курительных смесей, х § которые также представляют реальную угрозу здоровью человека и реали- Щ -g зация которых не запрещена на территории России. с с

В Указании Генпрокуратуры РФ от 20 января 2010 г. № 14-7 «О мерах в в по пресечению оборота на территории Российской Федерации запрещенных курительных смесей и смесей, не отвечающих требованиям безопасности 99 жизни и здоровья граждан» [3] Генеральный прокурор РФ прямо обязал прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров специализированных ^ прокуратур и транспортных прокуроров усилить надзор за исполнением А

го

U s

ь

законодательства о противодействии наркомании путем повышения эффек- § тивности прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью, :с полнотой регистрации сообщений о преступлениях, расследованием престу- ^ плений, связанных с незаконным оборотом курительных смесей, содержащих § наркотические средства и психотропные вещества, и смесей, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья граждан, обеспечением надлежащего надзора за законностью приостановления и прекращения уголовных

дел рассматриваемой категории, применением предусмотренные законом мер к отмене незаконных процессуальных решений.

В вышеназванном Указании прокуроров обязывают активнее использовать ресурсы сети Интернет и сообщения средств массовой информации в целях сбора сведений, необходимых для возбуждения уголовных дел и получения иной оперативно значимой информации, а о результатах проведенной работы ежеквартально до 5 числа следующего за отчетным периодом месяца информировать Главное управление и управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах.

Кроме того, прокуроры обязаны оценивать правильность и полноту профилактических мер, принятых следователями и дознавателями при производстве по уголовному делу.

Принимая во внимание высокую социальную значимость профилактики наркомании, отметим, что важнейшее направление прокурорской деятельности составляют взаимодействие с органами исполнительной власти и координация усилий правоохранительных органов.

По поступающей информации в связи с обращениями, по результатам анализа ресурсов сети Интернет и сообщений средств массовой информации ^ в целях сбора сведений в оперативном порядке организуются проверочные ^ мероприятия, даются поручения подчиненным прокурорам с применением к в необходимых случаях всего перечня мер прокурорского реагирования.

Согласно статье 2 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ ш «Об оперативно-розыскной деятельности» [4] задачами ОРД являются: оъ — выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а ^ также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих <5 или совершивших;

¡Е — осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, ^ следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска ^ без вести пропавших;

к — добывание информации о событиях или действиях (бездействии), соз-т дающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической ^ безопасности Российской Федерации.

с Специфика оперативно-розыскной деятельности такова, что в ней сочетаются гласные и негласные методы работы сотрудников правоохранительных 100 органов. Вовлекаемые в сферу оперативно-розыскной деятельности граждане - могут даже не подозревать, что их конституционные права могут быть нарушены. Поэтому сложность прокурорского надзора в данной сфере заключается £ в том, что, преследуя общую цель профилактики совершения преступлений, ° с одной стороны, прокуроры обязаны надзирать за абсолютной законностью проведения оперативно-розыскных мероприятий, с другой — какими бы благими не были цели, нарушение прав граждан недопустимо.

Основным средством обеспечения законности оперативно-розыскной деятельности, полноты регистрации сообщений о преступлениях, расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом курительных смесей, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, являются прокурорские проверки, основаниями для проведения которых выступают:

о

п

о

— отсутствие в течение достаточного времени положительных результатов при розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам, возбужденным в связи с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

— сведения о ненадлежащем реагировании на поручения следователя, органа дознания и суда по уголовным делам, возбужденным в связи с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

— сведения о ненадлежащем реагировании на письменные указания прокурора.

Отдельным основанием для проведения прокурорской проверки, по нашему мнению, следует считать поступившие в прокуратуру заявления и жалобы граждан о нарушениях их прав и свобод неправомерными действиями сотрудников правоохранительных органов. Прокурорский надзор в данных случаях должен быть максимальным, что позволит устранять любые нарушения законности при раскрытии и расследовании преступлений. е

Следует отметить, что уполномоченный прокурор вправе проводить про- го верки не только в связи с поступившими к нему заявлениями, сообщениями, Р обращениями граждан, но и исключительно по собственной инициативе.

Кроме того, проверка может осуществляться и в плановом порядке, с учетом всего комплекса имеющейся в прокуратуре информации о состоянии законности, на основе анализа результатов деятельности по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с незаконным оборотом курительных смесей, содержащих запрещенные к обороту наркотические средства и психотропные вещества, и смесей, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья граждан.

В связи с этим важное значение имеет Приказ Генерального прокурора РФ от 26 марта 2014 г. № 147 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью процессуальных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела при разрешении сообщений о преступлениях» [5], согласно которому повышается персональная ответственность руководителей следственных органов, начальников органов (подразделений) дознания, следователей и дознавателей, а также иных должностных лиц, уполномоченных в соответствии с порядком, установленным Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — УПК РФ) и иными нормативными правовыми актами, осуществлять прием, реги- удоу

страцию и проверку сообщений о преступлениях, за несоблюдение порядка -

их рассмотрения и вынесение процессуальных решений, не соответствующих законодательству Российской Федерации.

Уполномоченные прокуроры обязаны организовать систематическую 5. работу в данном направлении, а также безотлагательно пользоваться всем | арсеналом средств прокурорского реагирования для устранения выявленных ¡§ недостатков и недопущения их впредь. §

Надзирая за учетно-регистрационной дисциплиной, прокурор вправе потребовать объяснений от руководителя подразделения, вызвать его, а также иных должностных лиц подразделения на совещание, начать по выявленному факту служебную проверку.

го и 2

о ю

3 "О

X

В го го д П П

Ь

В целях обеспечения всесторонности, полноты и объективности проверок сообщений о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе курительных смесей, содержащих данные вещества, а также своевременного принятия по данным сообщениям соответствующих закону решений, прокуроры обязаны организовать систематический упреждающий процессуальный контроль до истечения предусмотренного ст. 144 УПК РФ срока принятия решения по поступившему сообщению.

Осуществляя надзор за законностью и обоснованностью постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, прокурор обязан тщательно изучать материалы проверки сообщения о преступлении, устанавливать полноту и своевременность ее проведения. В необходимых случаях прокурор вправе лично получить объяснения от специалистов и приобщить результат опроса к материалам проверки.

Материалы проверок, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, при отсутствии оснований для его отмены должны быть направлены надзирающему прокурору в срок, не превышающий 5 суток с момента поступления соответствующего запроса.

Во исполнение требований приказов Генерального прокурора РФ в соответствующих книгах учета раздельно по ведомствам должны быть отражены решения, принятые в ходе реализации надзорных полномочий. ^ Нельзя исключать возможности попадания части наркотических средств и д. психотропных веществ, входящих в состав курительных смесей, из легального оборота в незаконный, поэтому органы прокуратуры на постоянной основе § проводят проверки соблюдения законодательства в сфере изготовления, 2: учета, отпуска и хранения наркосодержащих препаратов. При выявлении нарушений в целях их пресечения прокурорами используется весь спектр <5 предоставленных законом полномочий.

^ Вместе с тем в настоящее время существует ряд проблем, ограничи-^ вающих возможности прокурорского надзора в области борьбы с оборотом о курительных смесей. В частности, на одну из них ссылается В.П. Иванов, к справедливо указывающий, что одним из методов обеспечения безопасности т граждан является ограничение права на управление транспортными средой ствами лицом, страдающим наркотической зависимостью и состоящим на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансерах. Однако, согласно положениям действующего законодательства, получение информа-102 ции, которая содержится в медицинских документах гражданина и составляет

- врачебную тайну, возможно исключительно на основании запроса органов

дознания и следствия, а также суда в связи с проведением расследования или £ судебным разбирательством. Данное обстоятельство, по мнению указанного автора, существенно ограничивает возможности прокуроров по оперативному и своевременному принятию мер реагирования [6, с. 2—4].

На сегодняшний день составляет серьезную проблему и привлекает повышенное общественное внимание вопрос о недостаточном контроле продажи аптеками гражданам рецептурных лекарственных препаратов, не являющихся предметом количественного учета, однако широко использующихся лицами, страдающими наркоманией, для достижения желаемого ими наркотического эффекта. В связи с этим органами и учреждениями прокуратуры также

о

сч

должны приниматься адекватные меры, направленные на выявление и пресечение указанных фактов.

Список литературы:

1. Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1998. — № 27, ст. 3198.

2. О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств : постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1186 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2010. — № 3, ст. 314.

3. О мерах по пресечению оборота на территории Российской Федерации запрещенных курительных смесей и смесей, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан : указание Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной таможенной службы от 20 января 2010 г. № 14-7/1/415/ВИ-136/13 // СПС «КонсультантПлюс».

4. Об оперативно-розыскной деятельности : федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1995. — № 33, ст. 3349.

5. Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью процессуальных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела при разрешении сообщений и преступлениях : приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, ФСБ России, Следственного комитета РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы исполнения наказаний, Министерства обороны РФ, Федеральной службы судебных приставов, МЧС России от 26 марта 2014 г. № 147/209/187/23/119/596/149/196/110/154 // Российская газета. — 2010. — 13 авг.

6. Иванов, В.П. О формировании правовых институтов реализации новой национальной антинаркотической модели // Наркоконтроль. — 2011. — № 4. — С. 2—4.

О.В. Погожева, O.V. Pogozheva,

кандидат юридических наук, доцент Candidate of Law, associate Professor кафедры конституционного и North-Caucasus Federal University международного права Olga-pogozheva@mail.ru Северо-Кавказкого федерального университета

Многомерность теоретико-правовых юд

концепций в научной интерпретации признаков -

международной правосубъектности государств

Аннотация: актуальность статьи обусловлена необходимостью детализированного изучения проблем международной правосубъектности государств в генезисе их становления и развития с точки зрения отечественной и зарубежной науки. Цель статьи заключается в необходимости обоснования научного тезиса о систематизации признаков международной правосубъектности государств, основанного на детализации теоретико-правовых концепций в контексте многомерности их теоретической и практической значимости. В статье были поставлены задачи реализации вышеуказанной цели с использованием следующих методов: общенаучных (диалектического, анализа, синтеза) и частнонаучных (формально-юридического, сравнительно-правового). Автор делает выводы, обоснованные концептуальным анализом исторически сложившихся и современных теорий, практики правового регулирования межгосударственных отношений в полисубъектном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.