УДК 34
Тимощенко Юлия Валентиновна Timoshchenko Yulia Valentinovna
Студент Student
Северо-Восточный государственный университет
Northeastern State University
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР: ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ. ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ
PROSECUTOR'S SUPERVISION: CONCEPT AND MEANING. PREVENTION OF OFFENSES
Аннотация: В данной статье раскрываются понятие и значение современного прокурорского надзора. Рассматриваются ключевые аспекты сущности прокуратуры РФ в настоящее время. Поясняется роль профилактики правонарушений в России. Определяется место прокурорского надзора в профилактике правонарушений. Изучаются признаки прокуратуры РФ, как главного «регулятора» состояния преступности в стране. Профилактика нарушений законов рассматривается как важнейший аспект надзорной, координационной, правотворческой и иной деятельности прокуроров. Профилактика правонарушений неотъемлемо присуща и неотделима от прокурорского надзора, координации по борьбе с преступностью, правового просвещения и иных видов деятельности прокуроров, направленной на обеспечение законности. Прокуратура имеет большие возможности для раннего предупреждения преступлений путем воздействия не только на сами причины и условия преступлений, но и на то, что их порождает, воспроизводит («причины причин»), еще только создает условия для криминологической детерминации (причинения). Основным средством достижения целей, определенных Законом «О прокуратуре», является прокурорский надзор, так как именно в прокурорском надзоре состоит основная функция прокуратуры. Профилактика правонарушений, осуществляемая посредством прокурорского надзора, не выделена прямо в Законе, но как бы пронизывает все направления (виды) сложной многогранной деятельности прокуратуры, что соответствует самой сути этого государственно-правового института, призванного обеспечивать законность и правопорядок, противодействовать любым правонарушениям.
Abstract: This article reveals the concept and meaning of modern prosecutorial oversight. Key aspects of the essence of the Russian Prosecutor's Office are being considered. The role of crime prevention in Russia is being explained. The place of prosecutorial supervision in the prevention of offences is determined. The signs of the Prosecutor's Office of the Russian Federation as the main "regulator" of the state of crime in the country are being studied. Prevention of violations of laws is considered as the most important aspect of the supervision, coordination, law-making and other activities of prosecutors. The prevention of offences is inherent and inseparable from prosecutorial oversight, coordination in crime control, legal education and other activities of prosecutors aimed at ensuring the rule of law. The Prosecutor's Office has great opportunities for early prevention of crimes by influencing not only the causes and conditions of the crimes, but also on what generates them, reproduces (the causes of the causes), yet only creates the conditions for criminological determinization (causing). The main means of achieving the goals defined by the Prosecutor's Office Act is the prosecutor's supervision, as it is in the prosecutor's office that the main function of the prosecutor's office is. The prevention of offences carried out through prosecutorial supervision is not directly defined in the Act, but as if permeates all directions (types) of complex multifaceted activities of the prosecutor's office, which corresponds to the very essence of this state-legal institution, designed to ensure law and order, to counteract any wrongdoing.
Ключевые слова: прокурорский надзор, прокуратура РФ, профилактика правонарушений, преступность, законность, правопорядок.
Keywords: prosecutor's supervision, prosecutor's office of the Russian Federation, prevention of offenses, crime, law and order.
Вопросы прокурорского надзора, его значение в вопросах выявления и пресечения нарушений законности в нашем государстве является актуальной темой. В системе правоохранительных органов, прокуратура занимает одно из главных мест. Именно на неё возложены функции не только по обеспечению законности, правопорядка, но и по профилактике правонарушений. Грамотно реализованная и функционирующая правоохранительная система в РФ, способная вовремя предупреждать ряд правонарушений, обеспечит значительное снижение преступности в стране.
Профилактика правонарушений не обозначена прямо в Законе о прокуратуре [5], но как бы пронизывает все направления сложной многогранной
деятельности прокуратуры, что соответствует самой сути этого государственно -правового института, призванного обеспечивать законность и правопорядок, противодействовать любым правонарушениям.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления режима законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет прокурорский надзор [1].
Современные исследователи выделяют несколько видов прокурорского надзора: надзор за исполнением законов в учреждениях, которые исполняют наказания; надзор за исполнением норм законодательства судебными приставами; надзор за исполнением норм закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное следствие; надзор за исполнением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением норм законодательства органами государственной власти [1,2].
Профилактика правонарушений неотъемлемо присуща и неотделима от прокурорского надзора, координации по борьбе с преступностью, правового просвещения и иных видов деятельности прокуроров, направленной на обеспечение законности.
В число полномочий, предоставленных законом прокуратуру, входит выявление нарушений закона, их пресечение, а также устранение.
Прокуратура имеет большие возможности для раннего предупреждения преступлений путем воздействия не только на сами причины и условия преступлений, но и на то, что их порождает, воспроизводит («причины причин»), еще только создает условия для криминологической детерминации (причинения).
Прокуратуре, как субъекту предупреждения преступлений, присущи такие характерные для правоохранительных органов признаки, как: выделенность задач предупредительной деятельности - производных от основной компетенции в сфере обеспечения законности и правопорядка; осуществление деятельности
по предупреждению преступлений в процессуальных и непроцессуальных формах; наличие у работников, осуществляющих предупредительную деятельность, правомочий представителей власти, включая право применять (инициировать) меры государственного принуждения; тенденция к специализации предупредительной деятельности в сочетании с требованием участия в ней всех служб и подразделений в меру возложенных на них служебных задач; наличие механизма межведомственной координации предупредительной деятельности; выделение задачи предупреждения преступлений в самих правоохранительных органах [3].
Достижение поставленных перед органами прокуратуры Российской Федерации целей по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства возможно только в комплексе с системной профилактической работой, направленной на недопущение нарушений закона в будущем [4].
Профилактика реализуется прокурорами посредством выполнения возложенных на них законом полномочий по надзору за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов и т. п.
Профилактика нарушений законов рассматривается как важнейший аспект надзорной, координационной, правотворческой и иной деятельности прокуроров.
В системе прокуратуры Российской Федерации действует целый ряд отраслевых приказов, непосредственно регламентирующих деятельность прокуроров в сфере профилактики нарушений законов.
Профилактический потенциал активно реализуется прокурорами в ходе координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, осуществляемой в соответствии со ст. 8 Закона о прокуратуре.
Ежегодно прокурорами оспаривается большое количество нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления, которые регламентируют общественные отношения в нарушение федерального законодательства. Это способствует на самых ранних стадиях пресечению возможности нарушений прав, свобод, интересов граждан и юридических лиц, которые могли бы регулироваться такими незаконными актами при оказании государственных услуг, осуществлении государственного контроля (надзора) во всех сферах человеческой жизни.
На недопущение нарушений закона, пресечение роста их общественной опасности направлены принимаемые органами прокуратуры Российской Федерации предупреждающие меры [3].
В соответствии со ст. 25.1 Закона о прокуратуре в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель полномочен направлять предостережения о недопустимости нарушения закона.
Таким образом, стоит отметить тесную взаимосвязь прокурорского надзора с профилактикой правонарушений.
Библиографический список:
1. Винокуров А.Ю. Актуальные вопросы организации и деятельности прокуратуры: Избранные статьи. М., 2012.
2. Поляков М.П., Федулов А.В. Прокурорский надзор: конспект лекций. [Электронный ресурс]. - URL: https://ur-consul.ru/Bibli/Prokurorskiyi-nadzor-konspyekt-lyektsiyi. html.
3. Раскина Т.В. Прокуратура в системе профилактики правонарушений. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7prokuratura-v-sisteme-profilaktiki-pravonarusheniy.
4. Сухарева А.Я. Прокурорский надзор. 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма : ИНФРА-М,2015. - 480 с.
5. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 30.12.2020) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. № 47. Ст. 4472.