Научная статья на тему '"проклятие Каспия" и российские регионы: параметры ресурсной и геополитической адаптации'

"проклятие Каспия" и российские регионы: параметры ресурсной и геополитической адаптации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Магомедов А.

"Астраполис", Астрахань, 2003 г., № 1(4), с. 6164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"проклятие Каспия" и российские регионы: параметры ресурсной и геополитической адаптации»

А.Магомедов,

доктор политических наук

(Ульяновский государственный университет)

"ПРОКЛЯТИЕ КАСПИЯ" И РОССИЙСКИЕ РЕГИОНЫ:

ПАРАМЕТРЫ РЕСУРСНОЙ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ

АДАПТАЦИИ

В 90-е годы XX в. Каспий стал пунктом паломничества не только известных в мире политиков и крупнейших нефтяных компаний. Каспийский регион превратился в объект интенсивных, срочных и политически мотивированных исследований. Для удовлетворения актуального интереса к политическим изменениям, которые произошли в этой части планеты после распада СССР, созданы новые исследовательские направления, центры и журналы. Однако существующие на сегодняшний день работы освещают (иногда многократно повторяя одни и те же сюжеты) либо ситуацию в прикаспийских странах СНГ в общем виде, либо проблемы отдельных государств или групп стран, либо военно-политические аспекты стратегического соперничества мировых держав в Закавказье и Средней Азии. Особое внимание в этом комплексе обращается на проблему транспортировки каспийской нефти и маршрутов прохождения экспортных трубопроводов.

К сожалению, на фоне такой активности ни в России, ни за рубежом нет исследований о месте и значении российских регионов Прикаспия и Причерноморья в добыче и транзите каспийской нефти. Отчасти это объясняется поспешными выводами авторов о необратимом упадке влияния России в Каспийском бассейне в эпоху правления Ельцина. Но, как бы то ни было, данная проблема все еще остается явно маргинальным сюжетом для исследователей. Данная работа объясняет политические реакции и меняющиеся интересы правящих групп российских регионов Прикаспия в контексте превращения Каспийского бассейна в перекресток мировых энергетических и транспортных эгоизмов.

"Проклятие Каспия": Обращение к географии и экономике. В книге с характерным названием "Энергетический суперкубок" регион, простирающийся от устья Волги до Омана, получил название "Каспийско-Персидского энергетического эллипса". По оценкам Никсоновского центра мира и свободы, он содержит в себе более 2/3

разведанных мировых запасов нефти и более 40% доказанных мировых запасов природного газа. Несмотря на наличие других источников нефти и газа как в самой России, так и в других регионах: Африке, Западном полушарии, Северном море, на предстоящие 15 лет Персидский залив и, в меньшей степени, Каспийский бассейн будут обеспечивать больше дополнительных объемов нефти и газа, необходимых для удовлетворения постоянно возрастающей мировой потребности в энергии.

Персидский залив более важен как источник энергоресурсов, нежели Каспий. Первый содержит более 600 млрд. баррелей нефти и 1,600 трлн. куб. футов газа. Оценки каспийских запасов различаются. Некоторые источники называют свыше 200 млрд. баррелей разведанных нефтяных запасов, другие используют гораздо более скромные цифры: 30—40 млрд. баррелей. Рабочей цифрой, которой оперируют многие индустриальные аналитики, является 90 млрд. баррелей, что приближается к разведанным запасам Кувейта. Тем не менее многие места Каспия, водная поверхность которого насчитывает 170 тыс. кв. миль, остаются неисследованными, и со временем данные цифры могут сильно измениться. Процесс определения границ и мощности каспийских нефтяных запасов регулярно приносит данные об открытии новых месторождений. По данным такого авторитетного журнала, как "Foreign Affairs", Каспийский регион в целом по своим запасам нефти и газа, возможно, является вторым в мире, уступая только Ближнему Востоку. Его запасы углеводородов в десять раз превосходят запасы этого ценного сырья на Аляске. Журнал прогнозирует, что к 2015 г. Каспийское море сможет давать столько же нефти и газа, сколько добывается сегодня в Северном море, и регион имеет все шансы стать одним из крупнейших производителей энергетического сырья в мире. Об этом свидетельствует совсем свежая новость. Результаты разведочного бурения на казахстанской части шельфа Каспия принесли сенсационную новость — месторождение нефти здесь столь велико, что выводит республику на пятое место в мире по объему запасов "черного золота". Энергетическая привлекательность Прикаспийского региона заключается в том, что он представляет собой продолжение нефтяных месторождений Ирана и всего Ближнего Востока.

Обращение к географии и экономике поможет нам лучше понять фундаментальную проблему Каспия, иначе называемую как "проклятие Каспия". Это "проклятие" заключается в том, что Кас-

пийское море является одним из самых закрытых мест на планете — морем, из которого нельзя выплыть. Поэтому нефтегазовые богатства Каспия будет контролировать тот, кто сможет направить маршруты их транспортировки через свою территорию. Именно в отношении бассейна Каспия неумолимо срабатывает старый геополитический принцип: кто владеет магистралями, тот владеет всем содержанием политики. Не случайно секрет господства и устойчивости Британской империи заключался в контроле над ключевыми транзитными точками планеты, такими как Гибралтар. Мальта, Суэцкий канал и др. Превращение Каспия в перекресток политических интересов мировых и региональных держав вызвало к жизни застарелый литературный образ "Великой Игры", использованный Р.Киплингом для обозначения борьбы между Россией и Британией в XIX в. за влияние в Центральной Азии. Однако данная метафора важна для нас лишь в одном аспекте. Обращение к географии и упоминание Стратегического энергетического эллипса связано с необходимостью показать роль Северного Каспия как наиболее безопасного пункта в старте каспийской нефти на внешние рынки при выборе нефтепроводов. Если еще десять лет назад делались прогнозы о том, что судьба данного ареала и перспективы стратегического доминирования на нем будут зависеть от строительства трубопроводов, которые выведут нефть и газ региона на внешние рынки, то сегодня очевидно, что первый раунд борьбы за каспийскую нефть Россия уже выиграла. В октябре 2001 г. было завершено строительство нефтепровода Тенгиз— Новороссийск, осуществленное в рамках Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). На карте маршрут нефтепровода выглядит следующим образом: начинаясь у Тенгиза, он плавно огибает север Каспия и почти прямо идет на Новороссийск, соединяя транспортной дугой Черное и Каспийское моря. Он проходит по территории четырех субъектов РФ: Астраханской области, Республики Калмыкия, Ставропольского и Краснодарского краев. Географически эта трасса совпадает с самой северной границей Евразийского энергетического эллипса. Такое расположение обеспечивает ей максимальную дистанцию от самой уязвимой точки российского геополитического пространства: критической зоны республик Северного Кавказа. Проект КТК укрепил российское доминирование над каспийско-черноморским пространством. Данная ситуация до сих пор удерживает Казахстан и Среднюю Азию в транзитных тисках России, которая

пока сохраняет за собой статус основного "контролера" каспийской нефти.

Изменение геополитической идентификации регионов: Общая логика адаптации. Связанная с КТК нефтегазовая и транзитная экспансия кардинально изменила представления, стимулы и поведение региональных властей российского Юга о месте и роли их территорий в экономике и политике России. В таком контексте кажется чудом то, что указанные регионы, имевшие на протяжении веков уникальную аграрную специализацию (Астраханская область — рыбная отрасль и промысловое стадо осетровых, Калмыкия — овцеводство, Краснодарский край — развитое сельское хозяйство и элитный курортно-рекреационный комплекс), заявили о своих нефтегазовых и транспортных приоритетах. Решающим в данном процессе является то, что рассматриваемые провинции после распада СССР стали единственными "морскими воротами" России во внешний мир, располагая ключевыми портами на юге страны. Параллельно со строительством нефтяной трассы КТК, как бы подпирая ее с обеих сторон, возводятся и модернизируются каспийский порт Оля в Астраханской области и крупнейший черноморский порт Новороссийск в Краснодарском крае. К тому же строительство порта Лагань на калмыцком побережье Каспия, через который планируется проложить один из маршрутов транспортного коридора "Север—Юг", является стратегически важным для руководства Калмыкии. Кубань играет в этой транспортной конфигурации более значимую роль: местные порты — Новороссийск, Туапсе, Ейск — являются важнейшими на юге России, обеспечивая около 40% внешнеторгового оборота страны. К тому же Новороссийск обещает стать крупнейшим перевалочным резервуаром каспийской нефти, доставляемой КТК из Северного Каспия на внешние рынки. Таким образом, важная стратегическая роль данных территорий как российских "регионов-мостов" на южном направлении заключается в контроле над каспийской нефтью и транспортными коридорами.

Проведенный анализ позволяет ответить на вопрос: как субрегиональные элиты власти стратегически меняют свою идентичность в контексте нарастающей глобализации и регионализации? Рассмотренные "регионы-мосты" (Gateway) меняют свою идентичность в порядке сохранения и поддержки своих интересов. Так, строительство нефтепровода от Тенгиза до Новороссийска изменило идентичность каждого региона, а также идентичность региональной правя-

щей элиты в порядке максимизации собственных интересов. Происходило изменение в природе политической координации: "регионы-мосты" начали осваивать координирующую роль в ареале, которую не могло выполнять центральное правительство России. Политика центральной власти была заменена локальным управлением, в котором региональные власти участвовали как ведущие игроки. Данный процесс можно показать в виде следующей таблицы.

Таблица 1

Процесс меняющейся природы региональной идентичности

Регион Признание себя Функция Подход Актор, с которым ведется спор

Астрахань Часть Евра- Охрана Астрахань Центральное

зий-ского до-ходов против правительст-

энергети- от до- Калмыкии во. Крупные

ческого эл- бычи нефтегазовые

липса, нефти и компании.

включающая нефте- Иностранные

Каспийский провода инвесторы

бассейн и КТК

Персидский

залив

Калмыкия Часть Евра- Охрана Калмыкия Центральное

зий-ского до-ходов против Ас- правительст-

энергети- от до- трахани во. Ино-

ческого эл- бычи странные ин-

липса нефти и нефтепровода КТК весторы

Красно- Аграрный Охрана Несколько Центральное

дарский регион и ку- ин- векторов: правительст-

край рортный тересов руково- во. КТК. Ме-

центр Рос- агроэли- дство края стное само-

сии ты, дав- против управление

ление на нефтяных против КТК.

нефтяные компаний; Об-

компа- общест- щественность

нии, дав- венность и против КТК

ление и "зеленые"

торг с против

КТК КТК

Процесс формирования новой идентичности через схему "признание—функция—подход" означает, что локальные элиты перестали быть просто клиентскими единицами центрального правительства и получили международную координирующую власть в ареале. Региональные власти начали приобретать новое признание самих себя как международных участников через этот процесс. На первом этапе регионы как акторы получают определенное "признание" (узнавание) в отношении особых проблем. Затем акторы отчетливо устанавливают свою повестку дня в соответствии с этим признанием и после этого "функция" актора определяется на втором этапе. На третьем этапе акторы, осознавшие (знающие) проблемы на международной арене, начинают играть со своими двойниками в направлении максимизации своих интересов.

Давайте рассмотрим первую линию на примере Астраханской области. Идентификация Астрахани до строительства нефтепровода и открытия нефтяных месторождений — "рыбный регион", известный как мировая столица черной икры. Однако со временем Астрахань начала пересматривать (признавать) свою собственную позицию как части Стратегического энергетического эллипса вокруг Каспийского моря и Персидского залива. Власти региона изменили свою "функцию" в порядке защиты и обеспечения прибыли для региона от нефтепровода, который разделялся среди международных акторов. Это стало основанием для властей Астраханской области в ведении торга (переговоров) с центральным правительством, крупными нефтяными компаниями и властями других регионов, такими как Калмыкия, по поводу доходов от нефтепровода.

Исходя из этой логики, я могу заключить, что через процесс "признание—функция—подход" региональные власти устанавливают свою новую идентичность как международных игроков. В свою очередь, это поднимает проблему регионального сотрудничества или конфликтов по поводу максимизации выгод каждого региона от но-воприобретенной позиции.

"Астраполис", Астрахань, 2003 г., № 1(4), с. 61—64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.