Научная статья на тему 'ПРОКЛАДКА ЛИНЕЙНОЙ ЧАСТИ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ЧЕРЕЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕХОДЫ'

ПРОКЛАДКА ЛИНЕЙНОЙ ЧАСТИ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ЧЕРЕЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕХОДЫ Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
284
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
переходы / линейная часть / магистральный трубопровод / надземный / подземный / футляр (кожух) / горизонтально-направленный прокол

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — А.С. Каримов, В.Л. Мартынович

Цель статьи заключается в рассмотрении препятствий при прокладки линейной части магистрального газопровода через железно-дорожные переходы. Были рассмотрены условий прокладки магистральных газопроводов через переходы, также рассмотрены требования нормативно-технической документации к проектированию переходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — А.С. Каримов, В.Л. Мартынович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОКЛАДКА ЛИНЕЙНОЙ ЧАСТИ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ЧЕРЕЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕХОДЫ»

Т Е Х Н И Ч Е С К И Е

НАУКИ

А.С. Каримов, В.Л. Мартынович

ПРОКЛАДКА ЛИНЕЙНОЙ ЧАСТИ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ЧЕРЕЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕХОДЫ

Цель статьи заключается в рассмотрении препятствий при прокладки линейной части магистрального газопровода через железнодорожные переходы. Были рассмотрены условий прокладки магистральных газопроводов через переходы, также рассмотрены требования нормативно-технической документации к проектированию переходов.

Ключевые слова: переходы, линейная часть, магистральный трубопровод, надземный, подземный, футляр (кожух), горизонтально-направленный прокол.

Магистральные трубопроводы являются линейно протяженным объектами, на своем пути встречают множество естественных и искусственных препятствий.

Естественными называются препятствия, происхождение которых обусловлено природными факторами к ним относятся: реки, озера, протоки и болота.

Искусственными называются препятствия, сформировавшиеся в результате человеческой деятельности к ним, относятся: водохранилища, каналы, железные и автомобильные дороги

Переходы - это участки линейной части магистральных трубопроводов на пересечениях с пересечений с препятствиями. Пересечения магистральных газопроводов c железной дорогой являются потенциально опасными участками линейной части МГ, аварии здесь могут иметь серьезные социально-экономические последствия.

На данный момент существует 3 классификации переходов:

- Воздушные;

- переходы под автомобильными и железными дорогами;

- подводные.

В данной статье мы рассматриваем переходы под автомобильными и железными дорогами. Переходы железнодорожных линий трубопроводами необходимо предусматривать путем надземной прокладки (на опорах или эстакадах) или подземной - под земляным полотном. При этом должна быть учтена перспектива укладки дополнительных (вторых, третьих и четвертых) главных путей или развития станций.

© А.С. Каримов, В.Л. Мартынович, 2022.

При прокладки линейной части магистрального трубопровода необходимо выбрать, какой из методов прокладки использовать. Надземный метод прокладки используется в районах распространения веч-номерзлых грунтов. Подземную прокладку в указанных районах можно предусматривать в непросадочных при оттаивании грунтах основания.

Рассмотрим более подробно подземный метод прокладки линейной части магистрального газопровода, так как он на данный момент является часто используемым.

Подземные переходы магистральных трубопроводов через железные и автомобильные дороги устраивают в местах прохождения дорог в насыпях или в нулевых отметках, но не в выемках. Угол пересечения трубопровода с дорогами должен быть, как правило, 90°, но не менее 60°. Прокладка трубопроводов через тело насыпи не допускается. Участки перехода через железные и автомобильные дороги I -IV категорий заключают в защитный футляр (кожух) из стальных труб, внутренний диаметр которых должен быть на 300 мм больше.

Кожух под железную дорогу обычно строят несколькими способами, выбор конкретного способа осуществляется специалистами в зависимости от существующих технических условий, длины и диаметра строящегося трубопровода, его физико-механических свойств, характеристик грунта, гидрогеологических и других внешних условий.

Основными способами, которыми прокладывают футляр под железной дорогой, являются горизонтально-направленный прокол, продавливание с помощью специальной техники, бурение горизонтально-направленное.

Технология прокладки в футляре под железной дорогой, выбирается в соответствии с существующими условиями и особенностями проведения работ.

Горизонтально-направленный прокол применяют для осуществления прокладки труб до 500 мм в диаметре на расстояние не более 130 метров, данная технология дает возможность провести коммуникации под железнодорожным полотном без деформации насыпей. Прокол не оставляет остатков грунта и позволяет выполнять повороты и изгибы при необходимости обхода препятствий. Установки для горизонтально-направленного прокола удобные, компактные и мобильные.

Шнековое бурение обеспечивает прокладку трубопроводов на расстояние до 150 метров, при диаметре труб до 3000 мм.

Горизонтально-направленное бурение позволяет осуществить прокладку трубопровода до 1000 мм в диаметре, протяженностью, не превышающей 350 метров. При помощи данной существует возможность совершать изгибы и повороты скважины.

Широкое распространение имеет технология прокладки в футляре под железной дорогой с помощью метода продавливания. Данная технология позволяет выполнять прокладку коммуникаций без остановки железнодорожного движения, на расстояние не более 60 метров, в грунтах, не содержащих препятствий - крупных валунов и т.д.

Библиографический список:

¡.Магистральные трубопроводы: СП 36.13330.2012 (актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*): утв. Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой): ввод в действие с 01.07.2013. - Москва, 2013.

2.Магистральные трубопроводы: СП 86.13330.2014 (актуализированная редакция СНиП Ш-42-80*): утв. пика-зом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой): ввод в действие с 01.06.2014. - Москва, 2014.

3.Нормы технологического проектирования магистральных газопроводов: СТО Газпром 2-3.5-051-2006: утв. распоряжением ОАО «Газпром» №437 от 30 декабря 2005 года: ввод в действие с 03.07.06. - Москва, 2006.

4.Обоснование нормативных требований к пересечениям магистральных газопроводов с автомобильными и железными дорогами методами анализа риска / Ковалев С.А., Железов К.С., Ершова А.Н., Киркин М.А. - Текст: непосредственный // Научно-технический сборник - Вести газовой науки. - 2017. - №1(29). - С. 143-154.

5.Руководство по безопасности «Методика оценки риска аварий на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта газа». Серия 08. Выпуск 42. - М.: Закрытое акционерное общество «Научно-технический центр исследований проблем промышленной безопасности», 2019. - 204 с.

КАРИМОВ АЛЬБЕК - магистрант, Тюменский индустриальный университет, Россия.

МАРТЫНОВИЧ ВЛАДИМИР ЛЕОНИДОВИЧ - кандидат технических наук, доцент, Тюменский индустриальный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.