Научная статья на тему 'Projectbased learning as a development tool for students’ creative abilities and independence at literature lessons'

Projectbased learning as a development tool for students’ creative abilities and independence at literature lessons Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROJECT METHOD / PROJECT ACTIVITY / SELF-REALIZATION / COMPETENCES / ADVANCING TRAINING / ЖОБАЛАР әДіСі / ЖОБАЛЫқ іС-әРЕКЕТ / өЗіН-өЗі ТАНЫТУ / құЗіРЕТ-ТіЛіКТЕР / ОЗА ОқЫТУ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОД ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова И.В.

В статье автор делится опытом использования проектной работы в образовательном процессе, представлены преимущества и результаты практического применения метода проектов. Автор приходит к выводу, что работа над учебными проектами способствует успешности будущих специалистов, наделенных навыками проектирования своей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ СЛОВЕСНОСТИ

In the article, the author shares the experience of using project work in the educational process, you can find the advantages and results of practical application of the project method. The author concludes that work on educational projects contributes to success of future specialists in designing their activities.

Текст научной работы на тему «Projectbased learning as a development tool for students’ creative abilities and independence at literature lessons»



И.В. Семенова,

преподаватель литературы, колледж сферы обслуживания, г. Костанай

Нег1згг создер: жобалар ddici, жобальщ ic-эрекет, взт-вз1 таныту, цуз1рет-тшктер, оза оцыту

Ключевые слова: метод проектов, проектная деятельность, самореализация, компетенции, опережающее обучение

Keywords: project method, project activity, self-realization, competences, advancing training

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ СЛОВЕСНОСТИ

Андатпа

Макалада автор бшм беру уДеР1с1нДе жоба-лык жумысты пайдалану тэяарибеспмен болюед1, жобалардыц тэж1рибелж эдюш колданудыц ар-тыкшылыктары мен нэтижелер1 ^сынылган. Автор, оку жобаларымен жумыс оз кызметшде жобалау датдыларын колдапатьтн болашак мамандардьщ та-бысты болуларына ьщпал етед1 деген корытындыга келдг

Аннотация

В статье автор делится опытом использования проектной работы в образовательном процессе, представлены преимущества и результаты практического применения метода проектов. Автор приходит к выводу, что работа над учебными проектами способствует успешности будущих специалистов, наделенных навыками проектирования своей деятельности.

Annotation

In the article, the author shares the experience of using project work in the educational process, you can find the advantages and results of practical application of the project method. The author concludes that work on educational projects contributes to success of future specialists in designing their activities.

cx

< CQ

Основной целью среднего специального обра- g

£

зования является подготовка будущего профессионала, способного не только адаптироваться в рабочем коллективе, но творчески участвовать в трудовом процессе, уметь проектировать свою деятельность. От выпускника колледжа ждут качеств специалиста - человека, нашедшего свое предназначение, овладевшего высокими уровнями производственной деятельности, сознательно изменяющего и развивающего себя в ходе решения самых разнообразных задач, вносящего свой индивидуальный творческий вклад в профессию.

Создавать условия для развития у обучаемых

х

<

т О

го

из О

3 и

О

ш Я" О о. С ш из X X

о

X

X

<

оа О т х

творческих способностей, стремления к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их дарования - это важнейшие задачи, стоящие перед преподавателем словесности. На своих уроках наряду с другими современными технологиями активно использую метод проектов с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Главные характерные черты метода проекта: творческая направленность, стимулирование самореализации личности и ориентация на практический, социально-значимый результат. Проектная деятельность на уроках и во внеурочных мероприятиях направлена на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в практике [1, с. 194]. Чтобы добиться такого результата, стараюсь научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. В работе над проектом происходит знакомством обучаемых с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему.

Метод проектов позволяет студентам самостоятельно формировать собственное мнение, воспитывает способность к рассуждению, действию. Это дает возможность преодолеть созерцательность и пассивность учащихся в обучении.

Учащимися самостоятельно разрабатываются творческие, исследовательские, информационные проекты по русскому языку и литературе. Метод проектов эффективен тем, что не только передает сумму знаний, но и обучает приобретать их самостоятельно, пользоваться ими, формирует внутренний план действий у учащихся, умение проектировать ситуации, погружаться в различные проблемы (исторические, архивные, тематические, нравственные, этимологические) и находить выход из них, анализировать, представлять и обобщать [2, с. 14].

Существует разнообразие типов проектов. Наиболее подробную их типологию предлагает Е.С. Полат, выделяя несколько классификаций проектов по различным критериям. Например, разделение проектов по содержательной области предполагает междисциплинарные и монопроекты. По характеру контактов проекты могут быть личностными и групповыми. Наибольший интерес для меня представляет классификация проектов по доминирующей в ходе работы деятельности. Здесь выделяются ознакомительные, игровые, творческие и исследовательские проекты [3, с. 72].

Предпочтение отдаю творческим и исследовательским проектам. На уроке очерчивается общая проблема, происходит её актуализация, затем учащиеся разбиваются на несколько групп по 3-5 человек, определяют в своей группе значимую в исследовательском и творческом плане проблему, требующую интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Затем в каждой группе определяется практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов. В ходе работы инструктирую учащихся, оказываю помощь в структурировании содержательной части проекта.

Использую опережающее обучение: готовясь к урокам литературы, студенты выполняют проекты творческого характера, например, оформляют сборники стихов великих поэтов с использованием технологий обработки информации, создают проекты документального фильма, рекламы, составляют обобщающие таблицы, алгоритмы действий, схемы, выступают в различных ролях: экскурсовода, историка, лингвиста, фотографа, режиссера, художника, журналиста. Для многих учащихся привлекательность данного метода обучения заключается в подлинности опыта. Учащиеся исполняют роль людей, работающих в изучаемой отрасли, и ведут себя так же, как эти люди. Собирают ли они материал о жизни и творчестве того или иного поэта, писателя или ученого, составляют ли туристический путеводитель или работают с мемуарной литературой, определяют ли особенности драматургии или составляют советы по стилистике, организуют ли презентацию с участием средств массовой информации по поводу положительных и отрицательных моментов в развитии языка - в любом случае учащиеся принимают участие в проектах, которые имеют место в реальном мире. Таким образом, мною учитываются интересы ребят, организуется свободное творчеств и сотрудничество всех участников проекта, развивается творческое воображение.

На уроке «Сатира Чехова» свои творческие способности учащиеся продемонстрировали в презентации творческого проекта «Театр Чехова», представив эскиз костюмов, декорации, показав инсценировку отрывков из рассказов и пьес великого сатирика. Созданный библиографами исследовательский проект «Творческая биогра-

фия А.П. Чехова» способствовал более глубокому пониманию обучаемыми истоков творчества писателя-врача, вся жизнь которого стала беззаветным служением людям.

Группа историков подготовила исследовательский проект: «Исторический комментарий» и провела с ребятами словарную работу, произошло погружение в сатиру великого мастера, знакомство с особенностями эпохи Чехова и лексическим значением историзмов, используемых автором.

На уроке литературы «Повесть Л.Н. Андреева «Иуда Искариот» были созданы условия для развития творческой личности, её самореализации и самоопределения с помощью использования краткосрочных проектов. Историки, библиографы, экскурсоводы подготовили исследовательские мини- проекты: «История создания повести «Иуда Искариот», «Сюжетная основа повести», «Образ Иуды в живописи», «Кухня древних иудеев», что способствовало более глубокому пониманию истоков повести, помогало проникнуть в тайны человеческой души вместе с писателем Андреевым, под пером которого библейский сюжет из сухого, описательного превратился в психологический. Для развития творческих способностей и эстетического воспитания учащихся был реализован проект заочной экскурсии. Экскурсоводы подготовили свое исследование о том, каким показан Иуда в живописи, обратили внимание на трапезу, изображенную на фреске «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Историки подготовили исследовательский проект об истории хлеба - связь с обучением профессии. Учащихся, будущих специалистов организации питания, заинтересовала рецептура древности.

На уроке представлен заключитель-

ос з:

I

<

т О

го

ш О

35 и и ш X

0 а.

С щ

-а ГГ

1

О X

Я

<

ш О X X 5

х

<

m О

го

из О

3 и

О

ш Я" О о. С ш -а X X

о

X

X

<

оа О X X

ный этап работы над проектом - презентация: защита проекта, рецензии и отзывы на представляемую презентацию и ее описание, оценка руководителем и другими участниками проектной деятельности, карточки защиты проекта. Результат проектной деятельности обычно представлен как альманах, сборник иллюстраций, сборник собственных творческих работ, «Проба пера», киносценарий, публикация, буклет, стенгазета.

Для развития исследовательских и творческих способностей на уроке «Лирика Блока» обучающиеся работали над краткосрочными проектами «Истоки поэзии Блока», «Тема родины в лирике Блока», «Тема любви», «Философская лирика Блока», «Средства выразительности в поэме «Двенадцать».

Проект «Средства выразительности в лирике» органично вплетается в систему уроков, посвященных изучению поэзии Серебряного века, поэтических мастерских, позволяя систематизировать и обобщить имеющиеся у обучающихся знания по данной теме. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной групп.

Применяя метод проектов на уроках русского языка, учу ребят ставить цели к заданиям, упражнениям, определять конечный результат, уметь его сформулировать устно. Предлагая такие задания на уроке «Лексика и фразеология», как сделать подборку пословиц на определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным разделам, составить словарик фразеологизмов, создать сборник "Из истории фразеологизмов" - даю учащимся возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими

участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать и воплощать свои фантазии в реальной деятельности.

Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, "мозговым штурмом", самостоятельной работой, организацией "круглого стола", консультацией, семинаром, практической, групповой работой, ролевыми играми.

Программа «Рухани Жангыру» особое внимание уделяет социализации выпускника, его ответственности за профессиональный выбор [4].

На внеклассном занятии «Поэтическая мастерская «Лирика родины» результаты работы над творческими проектами были представлены как набор поздравительных открыток, сборник своих стихотворений о профессии, фотоальбом.

Реализуя еще одно из направлений программы «Рухани Жангыру», в проектах определенное место занимает краеведческий материал - исследование жизни и творчества костанайских писателей - ветеранов войны, перво-целинников, общественных деятелей, оставивших в прозе и поэзии летопись нашего края.

Ежемесячно в нашем колледже выпускается газета «College inform». Являясь главным редактором литературно-публицистического ежемесячника, организую работу редакционного совета таким образом, чтобы каждый следующий выпуск был представлен как проект. Формируя личность выпускника колледжа, востребованного специалиста, патриота и гражданина, студенческая газета занимает важное место в воспитательном пространстве. Яркой страницей в жизни нашей редакции и

колледжа стал Международный фестиваль студенческой прессы, который состоялся 2 марта 2018 года на базе Челябинского педагогического колледжа №2. В Фестивале приняли участие 14 студенческих делегаций из колледжей Челябинска, Южно-Уральска, Троицка, Магнитогорска, Миасса и других городов России. Впервые в истории в фестивале приняла участие делегация из Казахстана - это наша редакция газеты «College inform». Проект нашей редакции и стал лучшим: жюри присудило первое место, вручив Кубок фестиваля и грамоту победителя в творческом конкурсе. Также по итогам студенческого фестиваля редакции нашей газеты «College inform» вручены дипломы победителя в номинациях «Лучшая тематическая статья «Моя будущая профессия» и «Лучшая тематическая статья «Гражданская позиция».

Метод учебных проектов активно используется мною, так как он демонстрирует высокую эффективность, мотивацию обучения, повышение творческого

потенциала выпускников - конкурентоспособных профессионалов, креативных лидеров. Использование метода проекта в учебном процессе - это эффективная форма, которая создаёт оптимальные условия для формирования жизненно важных компетенций каждого студента.

ЛИТЕРАТУРА

1.Мендыбаева А.К. Инновационные методы обучения, или Как интересно преподавать: Учебное пособие/ А.К.Мендыбаева, З.М. Садвакасова. -5изд., доп.- Алматы, 2011. -341с.

2.Джонс Дж. К. Методы проектирования/Дж. К. Джонс. - М.: «Мир», 1986. -326с

3. По лат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Е.С.Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 272с.

4. Программа «Рухани жангыру» [ Электронный ре сурс] http s//informburo. / KZ/statya/modernizaciya-soznaniya-nachalas-kak- ona- rabotaet. html

ОС

s:

i

<

cc

О

го

LQ

О 1Б U U LÜ

=r

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а. С

ш

л

1

О s

Z!

<

0

1

ГЕ -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.